Комплексы пальчиковой гимнастики для 1 мл.группы. Пальчиковая гимнастика бусы


Комплексы пальчиковой гимнастики для 1 мл.группы. страница 9

Занятия № 20

Тема: «Ежата в корзине».

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать пространственно–образное мышление чувственного восприятия. Активизировать речь детей.

Оборудование: плоскостные ёжики на каждого ребенка, разноцветные бельевые прищепки, корзина, кукла - Бабка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит бабушка и приносит корзину. Из корзины доносится звуки: пых – пых – пых – пых.

Кто же это? Воспитатель достает из корзины ежат. Обращает внимание детей на то, что ежики без иголок. Предлагает сделать им иголки из прищепок. После выполнения задания играют в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра: «Ёжики».

Маленький колючий ёж. До чего же он хорош!

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелит прямыми пальчиками. В конце игры дети любуются симпатичными ежатами, играют с ними.

Занятие № 21

Тема: «Как у нашего кота».

Цель: учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук. Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение.

Оборудование: картинка кота или игрушечный кот.

Методические приемы:

Дети рассматривают картинку кота. Обращают внимание на его шубку: - Шерсть мягкая, пушистая. Шубка очень хороша! (хоровое и индивидуальное высказывание).

Дети вместе с воспитателем рассматривают усы «Удивительной красы». Отмечают, что «Глазки смелые, а зубки белые». Появляется игрушечный котик, он предлагает полюбоваться на его шкурку, усы, глазки. Просит детей рассказать о нем пальчиками, показать каждое слово стихотворения жестами.

Воспитатель с детьми разучивают движения рук и пальчиков.

hello_html_m2f5a87d4.jpghello_html_471254d6.jpghello_html_109fe68b.jpghello_html_6b5f1606.jpg

Как у нашего кота шубка очень хороша,

hello_html_m3509bd02.jpghello_html_109fe68b.jpghello_html_m1eaace6f.jpghello_html_22a0ab02.jpghello_html_m587e29eb.jpg

Как у котика усы удивительной красы,

hello_html_m260a263b.jpghello_html_m63db8cfc.jpg

Глазки смелые, зубки белые.

После игры котик благодарит детей.

Занятие № 22

Тема: «Змейка».

Пальчиковая гимнастика: «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».

Цель: учить выкладывать пуговицу по размеру. Развивать моторику пальцев рук, творческую фантазию малыша. Расширять словарный запас детей.

Оборудование: картинка с изображением змейки на каждого ребенка, пуговицы зеленого и голубого цвета.

Методические приемы:

Воспитатель показывает змейку на картинке, задает вопросы: - Кто это? Как змейка шипит? Как она ползает? Воспитатель предлагает изобразить змейку рукой, сопровождая движения четверостишием.

Эй-ка, эй-ка, Голубая змейка! Объявись, покажись, Колесом покрутись!

Дети выполняют волнообразные движения рукой. Воспитатель предлагает подойти к столам, на которых лежат листы с контурным изображением змейки, и предлагает выложить змейку пуговицами. Дети любуются, змейка им улыбается.

hello_html_m757476f1.jpghello_html_82c6dbe.jpg

Занятие № 23

Тема: «Сделаем матрешки бусы».

Пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошинки».

Цель: учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.

Оборудование: деревянные или любые другие бусинки шести цветов, на каждого ребенка, силуэты матрешек, одетые в однотонные платья этих же цветов, нити или шнуры для нанизывания бус.

infourok.ru

Консультация для родителей «Пальчиковые игры с использование нестандартного оборудования»

Автор: Шубина Наталья Николаевна, воспитатель, МДОУ "ЦРР-детский сад №79 «Лучик»

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализуют её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, тканью, массажными мячиками и т. п. Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

До полутора лет пальчиковые игры с ребенком проводите в виде пассивной гимнастики или как демонстрацию.

Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего момента.

Во время игры используйте максимально выразительную мимику.

Старайтесь как можно чаще прикасаться к малышу пальцами, гладить его или щекотать. Этим вы вызовите дополнительные положительные эмоции.

Разучив 2-3 игры, через некоторое время замените их на новые.

Рассказывайте сказку или стишки с выражением, создавая паузы в нужных местах, говоря тише или громче, в зависимости от сюжета.

Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

Работу проводите регулярно, систематически.

Играя с детьми в игры, обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений.

Игры с массажными мячиками.Мой веселый круглый мяч.

Мой веселый круглый мяч,(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).Щеки круглые не прячь.(Надувают щеки).Я тебя поймаю,В ручках покатаю.(Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).

Игры с прищепками.Гусь крикливый.

Гусь крикливый,С длинным носом,Шея словно знак вопроса.Гусь идет гулять в лугаИ гогочет: «Га-га-га».(Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог - от большого пальца к мизинцу).

Игры с резиночками для волос.Прогулка.

Мы по улице гуляли,(дети хлопают в ладоши).Дружно мы ворон считали:Раз, два, три, четыре, пять-Надо всех пересчитать!(Под счет надевают резиночки для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Убирают резиночки в сторону).Сосчитать мы их хотели,Но вороны улетели!( Хлопают в ладоши. Машут руками).

Игры с платочками.Стираем вместе с мамой.

Дети кладут платочек на колени.Мама вечером стирала, Берут платочек в обе руки иА я рядышком стояла, имитируют стирку белья.Не стирала-охала- Покачивают головой вправо , влево.

Ох, ох,ох!.. Голосовое включение.Да глазами хлопала- Дети разводят в разные стороныпальцы обеих рук, подносят ихк лицу и имитируют «морганиеглазами».

Хлоп, хлоп, хлоп!.. Голосовое включение.Да ногами топала- Дети топают ногами.Топ, топ, топ- Голосовое включение.Лучше б было не стоять, Берут платочек в обе руки иА взять и маме помогать! имитируют стирку белья.Л.ДьяковаИгры с ковриками.Капал дождик.

Дети кладут коврик на ровную поверхность.Капал дождик на ладошку, Показывают ладонь правой руки.Кап, кап, кап. Указательным пальцем левой руки«собирают на нее капельки дождя».Я ловлю малютку крошку, Хлопают в ладоши.Кап, кап, кап.Дождик вдруг пошел сильней, Указательные и средние пальцы рукПобежали в дом скорей! «бегут» по поверхности коврикаЗ. Александрова в любом направлении.

Игры с решетками для раковины.

Волк и лиса.

Дети кладут решетку на колени или на ровную поверхность.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвост

В. Цвынтарный

«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - руками одновременно или поочередно.

Игры с зубными щетками.

За ягодами.

Дети берут в руку зубную щетку.

Раз, два, три, четыре, пять- Под счет растирают щеткой подушечки

пальцев правой или левой руки, начиная

с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

В лес идем мы погулять! Растирают щеткой ладонь,

За черникой, большой палец,

За малиной, указательный,

За брусникой, средний,

За калиной, безымянный.

Землянику мы найдем мизинец.

Убирают зубную щетку в сторону.

И братишке отнесем! Вытягивают руки вперед-

Н.Нищева «угощение».

Игры с бусами.

Бусы.

Дома я одна скучала, Дети перебирают бусы в руках,

Бусы мамины достала. считают бусины в прямом и в

Бусы я перебираю, обратном порядке.

Свои пальцы развиваю.

О.Крупенчук

Игры со щетками.

Ёж.

Живет у нас под креслом ёж, Дети проводят щеткой круговыми

Колючий, тихий ёжик. движениями по правой, затем по

На щетку очень он похож, левой ладони.

Когда не видно ножек.

С.Маршак

Игры без стихотворного сопровождения.

Фасолинки.

Материалы: решетки для раковины, фасоль.

Ход игры: Ребенок самостоятельно выкладывает по одной фасолине в

каждую ячейку решетки.

Усложнение игры: Ребенок самостоятельно выкладывает по одной фасолине

в каждую ячейку решетки, слушая инструкцию взрослого, например:

«Положи фасолину в ячейку правого верхнего угла, другую фасолину

положи в ячейку левого нижнего угла» и т.д.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

Использованная литература:

Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. – М.: Эксмо, 2013.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. -М.: ТЦ «Сфера», 2014.

Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: Детство-пресс, 2014.

Соколова Ю.А. Игры с пальчиками.- М.: Эксмо, 2013.

Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику.- М.:Эксмо, 2010.

vospitateljam.ru

Официальный сайт - Пальчиковая гимнастика детям

Консультация для родителей

Игровой массаж

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований, которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день до 3 минут.

Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной и динамичной. С большим увлечением малыши  выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала, такие занятия превращаются в занимательную игру.

Сегодня мы вам покажем, как можно организовать эту важную для здоровья ребенка работу. А для этого нам понадобятся: зубная щетка, массажные мячики-ежики, шестигранный карандаш, грецкие орехи, бусы и бельевая прищепка.

Практическая часть.

Цель:

Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движения рук.

Метод проведения: игра.

Массаж кистей и пальцев рук

Массаж желательно сопровождать веселыми стихами.

  • Массаж пальцев зубной щеткой проводим, начиная от большого пальчика и до мизинца.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию

  • Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

Катаем мячик по ладони

  • Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Это упражнение можно выполнять под такие стихотворные строки:

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

В ладонях катаем карандаш

  • Массаж грецкими орехами

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Катать грецкий орех между ладонями, между двумя пальцами.

  • Массаж «четками». Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю

Перебирание бусинок

  • Массаж бельевой прищепкой.

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

бельевыми прищепками поочередно «кусать» подушечки пальчиков на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу

yagodkazak.ucoz.ru

Пальчиковая гимнастика упражнения и игры

Играем с пальчиками.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Наверно каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым умным, находчивым, и приносил только 5 в дневниках. Но что мы для этого делаем? Одни родители покупают ребенку конструкторы, пазлы, всякие развивающие игры. Другие же просто списывают все на природные задатки ребенка – «есть способности – будет вундеркиндом, а нет ну и не надо». И наконец, третья группа родителей (их меньшинство) зная определенные хитрости, занимаются с малышом уже самого маленького возраста.

И сегодня я хочу поделиться с вами теми самыми хитростями, которые помогут вашему ребенку развивать речь и интеллект. А именно научить вас развивать мелкую моторику рук малыша.

Каким образом мелкая моторика рук влияет на развитие ребенка? Самым прямым! На кончиках наших пальцев находиться множество рецепторов и точек, которые отвечают за развитие мозга человека. И когда мы развиваем мелкую моторику рук, тем самым заставляем работать данные точки и активизировать деятельность мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.

Итак приступаем к выполнению упражнений!

Для деток, которым исполнился годик, отличная методика мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! Можно, наконец, приготовить еду, которую допустимо есть руками, и пообедать с малышом вместе (рисовые шарики, морковные кружочки и другая еда, нарезанная мелкими кусочками, подойдет для этих целей как нельзя лучше). И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся. Просто дождитесь подходящего момента, когда у него появиться желание.

Для детей от 1 года до 2-х можно использовать более усложненный комплекс упражнений. Здесь применимы игры с мозаикой, сортировку пуговиц по размеру, игры с конструктором. Учите детей рвать бумагу (да-да, этой премудрости тоже надо учить!), опускать предметы в отверстия в горлышке бутылки, пересчитывайте вместе пальчики, приговаривая:

«Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять»

Еще очень полезное и для вас и для ребенка занятие: В одну мисочку насыпьте обыкновенный горох и фасоль, пусть малыш перебирает крупы, сортируя их при этом. Так же можно использовать и по отдельности каждую крупу. Сначала всей горстью перекладывает, затем щепоткой, а потом большим и указательным пальцами обеих рук. Хорошо, если вы еще будете приговаривать или подпевать: раз горох и два горох, раз горох и два горох.

С ребятишками в 2-3 годика играем уже с определенной целью, что уже учит ребенка быть целеустремленным.

Итак, игры «Бусы»: «возьмите примерно 200 граммов макарон с большим отверстием. Можно взять цветные макароны, с разными фигурками. Еще вам понадобится веревочка такой толщины, чтобы макароны легко на нее нанизывались. Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на веревочку. Девочка может делать бусы и браслеты для своей куклы, мальчик — для мамы или сестрички. Не забудьте надеть бусы, после того как ребенок их подарит (отказ может сильно обитель ребенка). Можно раскрасить бусы краской. Объясните ребенку, что бусы нужно собирать обеими Руками. Помимо макарон можно использовать крупные бусинки.

С малышами от 3х лет используют уже и пальчиковую гимнастику. Предлагаю вам часть упражнений:

  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

  • «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.

  • «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

  • «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

И конечно же не забывает наши потешки доставшиеся нам от наших бабушек. Да, да наши бабушки сами того не осознавая развивали нам моторику рук играя с нами в "Ладушки", "Сорока-белобока", «Домик» и т.д.

«Домик»

- Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу.)

- Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы.)

- А труба ещё повыше. (Поднимите все пальцы вверх,

не расцепляя их.)

"Прятки"

- В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся, (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

- Закры-ва-ют-ся. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

"Зайчики"

Поставьте все пальцы одной руки на стол. - Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять... (Пересчитайте заек.)

- Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

- Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.)

При выполнении многих упражнений все дети могут вначале испытывать затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

С детьми по старше можно уже заниматься с детьми по технике «оригами» (искусство складывания бумаги), делать аппликации, рисовать пальчиками, лепка как из пластилина, так и использовать тесто, глину. Также использовать раскраски, но тут уже следить и учить ребенка не просто черкать, а делать это аккуратно, а также учить обводить контуры. Ну и также не забываем про крупы, использую уже более мелкие; также занимаемся с детками пальчиковой гимнастикой и мастерим бусы.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

11. Занимайтесь с ребенком даже в начальной школе.

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени, а результат окупится сторицей. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни!

infourok.ru