Пальчиковая гимнастика для старшей группы: виды, названия, цели, задачи, правила и техника выполнения упражнений детьми. Пальчиковая гимнастика цели


Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

На выставке мы представили Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Подборку некоторых игр для работы с детьми мы для Вас подготовили (приложение А).

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох.

На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце.

Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе.

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы.

Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.

Предлагаем Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики (приложениеБ).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Упражнения с пальчиками

1.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

2.

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)

Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)

И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)

Пирожки с вареньем

Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки)

3.

Нарядили ребятки

Свои пальцы в перчатки. (растопыриваем пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать. (поочередно сгибаем все пальцы)

Десять пальцев - как отряд,

И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

4.

Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

(затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).

5.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.

6.

Комарики

(Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями):

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)

Вот летят комарики, З-з-з! (складываем пальцы рук в щепоть)

Вились, вились, (вращаем кистями рук)

Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!

(пощипываем малыша за ушко).

Попросите ребенка побыть «комариком».

Сапожник

Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:

Мастер, мастер,

Помоги —

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди —

Мы пойдем сегодня

В гости!

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

Упражнение с карандашом

(лучше использовать карандаш – шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Дружные пальчики

(немецкая народная игра)

Сожмите в кулак пальцы одной руки. Читая немецкую народную потешку, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца.

В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец — сверху.

Этот мальчик маленький, этот - указательный,

Мизинчик удаленький. Пальчик замечательный.

Безымянный - кольцо носит, Большой палец, хоть не длинный,

Никогда его не бросит. Среди братьев самый сильный.

Ну а этот - средний, длинный, Пальчики не ссорятся,

Он как раз посередине. Вместе дело спорится.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

- Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

-«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

-Организуйте игры с пластилином, тестом.

-Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

-Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

-Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

-Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

-Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

-Запускайте пальцами мелкие волчки.

-Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

-Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Литература:

- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

-Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

-Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

МАОУ

«Зиновская средняя

общеобразовательная школа»

Структурное подразделение детский сад «КОЛОСОК»

Воспитатель:

ПАНИЧЕВА

СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

gigabaza.ru

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ пальчиковой гимнастики.

       Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

        Движения конкретизируют образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. 

       Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

       Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

       Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Выводы:

Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.

 

larisa-ganina-bronsadmarinskiy.edumsko.ru

Развиваем ребёнка с помощью пальчиковой гимнастики

При подготовке программы занятий в дошкольных учреждениях образования следует учитывать возрастные особенности обучающихся. Для детей в возрасте трёх-четырёх лет основным видом деятельности является игра. Играя, дети познают окружающую среду, усваивают социальные роли, впитывают элементы национальной культуры. С целью гармоничного развития своих воспитанников опытные педагоги прибегают к пальчиковой гимнастике, которая также может быть задействована через игровые упражнения.

Пальчиковая гимнастика и её значение

Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи учащихся. Мануальные действия (то есть действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование (в лобной доле — зона Брока) и понимание (в теменной — зона Вернике) речи.

Кора головного мозга (схема)

Речевые центры головного мозга

Многочисленные исследования в области нейролингвистики и нейрофизиологии говорят о непосредственной зависимости уровня развития речи от того, насколько задействованы в учебно-воспитательном процессе движения пальцев рук и мелкая моторика. Логопеды применяют упражнения пальчиковой гимнастики для коррекции детской речи. Восточные медики утверждают, что через воздействие на определённые участки кистей рук можно влиять на работу внутренних органов человека, связанных с ними. Например, массаж большого пальца стимулирует работу головного мозга, а безымянного — работу печени и почек.

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

Итак, пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память. Цели занятий пальчиковой гимнастикой в детском саду таковы:

  • развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
  • улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
  • развитие высших психологических функций:
    • мышления;
    • речи;
    • восприятия;
    • памяти;
    • воображения;
  • формирование усидчивости, внимательности обучающихся.

Во время проведения занятий по пальчиковой гимнастике с детьми в возрасте трёх-четырёх лет педагогу необходимо решать следующие задачи:

  • развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
  • сочетать мануальные и речевые действия;
  • развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
  • формировать интерес детей к играм такого рода;
  • применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.

Цели и задачи упражнений пальчиковой гимнастики могут корректироваться в зависимости от физического и психического развития детей.

Как эффективно провести пальчиковую гимнастику

Немаловажна в работе с детьми их заинтересованность в выполнении определённых действий. Особенность пальчиковой гимнастики заключается в том, что это всегда игра, а играть дети любят, поэтому проблем с выполнением упражнений возникнуть не должно. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может варьироваться в зависимости от вида игры (в среднем игры длятся от трёх до пяти минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакома детям, то можно выполнять её задание во время прогулок и в перерывах между занятиями.

Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.

Пальчиковая гимнастика с предметами

Есть множество упражнений пальчиковой гимнастики, основанных на манипуляциях с небольшими предметами (карандашами, нитками, кубиками, шариками и т. д.)

При проведении пальчиковой гимнастики используются следующие методы:

  • показ действий;
  • действия руками ребёнка;
  • самостоятельные действия ребёнка.

Пальчиковая гимнастика начинается с того, что преподаватель знакомит детей с правилами игры, текстом упражнения и раздаточным материалом, если таковой имеется. Далее воспитатель сам начинает выполнять задание, проговаривая текст игры (стихотворение, считалку и др.), дети же начинают повторять. С детьми второй младшей группы можно заранее разучивать стихотворения, песенки, рассматривать иллюстрации, обсуждать и пересказывать необходимые для занятий тексты.

Советы по проведению пальчиковой гимнастики:

  1. Педагог должен медленно и чётко проговаривать слова стихотворения (считалки или др.), акцентируя внимание на сложно произносимых звуках (со временем темп можно увеличивать).
  2. Следите за правильностью своих движений (за вами повторяют!) и постановкой пальчиков детей.
  3. При выполнении упражнений должны быть задействованы все пальчики обеих рук.
  4. Каждое упражнение повторяйте 2–3 раза.
  5. Используйте аккомпанемент, иллюстрации, видеоряд (это будет способствовать общему развитию ребёнка).
  6. Подбирайте игры, в которых используются все движения руки (сжатие, разгибание, работа каждого пальца).
  7. Используйте разнообразные по типам упражнения.

При проведении пальчиковой гимнастики рекомендуется использовать наглядный материал. Это будет способствовать развитию воображения, образного мышления детей. В качестве наглядности могут использоваться: рисунки, игрушки, цветная бумага, интерактивная доска и др. К примеру, в упражнении «Игрушки», представленном ниже, можно использовать либо картинки этих игрушек, либо настоящие игрушки. В игре «Ветер» (см. ниже) было бы хорошо использовать анимацию (построить видеоряд, соответствующий тексту игры). Многие игры пальчиковой гимнастики ориентированы на использование музыкального сопровождения (например, «У Оленя»), что способствует развитию ритмики, музыкального слуха у воспитанников.

Таблица: конспект занятия «Играем нашими пальчиками» для второй младшей группы, автор Оксана Демидова

Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Пальчиковая гимнастика в младшей группе

Пальчиковую гимнастику можно встраивать органично почти в любое занятие

Таблица: упражнение «Пальчики»

Видео: пальчиковая гимнастика «Солнышко встало»

https://youtube.com/watch?v=tqO29X3d5ScVideo can’t be loaded: Пальчиковая игра «Утро настало» д/с Аленушка г.Донецк РО (https://youtube.com/watch?v=tqO29X3d5Sc)

Текст:

  • Утро настало. Солнышко встало.— Эй, братец Федя,Разбуди соседей!— Вставай, Большак!— Вставай, Указка!— Вставай, Серёдка!— Вставай, Сиротка!— И Крошка-Митрошка!— Привет, Ладошка!Все потянулись и проснулись.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Ветер»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Игрушки»

При проведении игры рекомендуется использовать игрушки или картинки.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Колобок — румяный бок»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Снежок»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Снежинка»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Клён»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Колобок»

Таблица: пальчиковая гимнастика «У Оленя»

Игра предполагает использование музыкального сопровождения (будет очень хорошо, если аккомпаниатор будет ловить темп, заданный детьми). Слова пропеваем, упражнение повторяем несколько раз, увеличивая при этом темп.

Видео: игра «У Оленя» (вариант)

Пальчиковая гимнастика на занятиях с детьми трёх-четырёх лет в детском саду поможет развивать не только моторику рук ребёнка, но и его мышление, воображение и память. Помимо перечисленного, гимнастика такого рода положительно влияет на формирование речи ребёнка и коррекцию речевых дефектов (если таковые имеются), воспитывает усидчивость и терпение, а использование пальчиковых игр с музыкальным сопровождением совершенствует чувство ритма и слух.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Теория и практика проведения пальчиковой гимнастики в старшей группе

Тема Название упражнения Задание
«Грибы» «Шла ворона через поле…» Шла ворона через поле (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу),Шесть грибов несла в подоле (показывают 6 пальцев):Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика),Под-оси-но-вик,Груздь, опёнок,Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке),Кто не видел –Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)!
«Дети в лес грибной пошли» Дети в лес грибной пошли («идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)И грибочки там нашли.Часть из них потом сварили,Засолили, засушили,Заморозили немножкоИ поджарили с картошкой (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами).
«Корзина с грибами» Я корзину в лес беру,Там грибы я соберу.Удивляется мой друг:«Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, разводя руки в стороны).Подосиновик, маслёнок,Подберёзовик, опёнок,Боровик, лисичка, груздь —Не играют в прятки пусть!Рыжики, волнушкиНайду я на опушке.Возвращаюсь я домой,Все грибы нecy с собой (поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки).Мухомор не понесу,Пусть останется в лесу (большой палец левой руки отставляют, грозят ему)!
«Съедобные грибы» Мы съедобные грибыДолго собирали,А потом своим друзьямВот что рассказали (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке):В бору вырос боровик,А под дубом дубовик,На пеньке сидят опята –Очень дружные ребята.Вырос подосиновикПод молодой осиною,Крупный подберёзовик –Под белою берёзою.Если с нами в лес пойдёте («идут» пальчиками по столу),Много вы грибов найдёте (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами).
«Семья», «Мама» «Мамы» Много мам на белом свете,Всех их любят очень дети (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)!Журналист и инженер,Повар, милиционер,Швея, кондуктор и учитель,Врач, парикмахер и строитель (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) —Мамы разные нужны (сжимают обе ладошки в «замочек»),Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошки вверх)!
«Мамины помощники» Раз, два, три, четыре (попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши),Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой):Чайник, чашку, ковшик, ложкуИ большую поварёшку (загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды).Мы посуду перемыли,Только чашку мы разбили,Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился.Ложку мы чуть-чуть сломали (загибают пальчики),Пока маме помогали.
«Кто приехал?» Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)?Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)!Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)?Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)?Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)?Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)?Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)!
«Дикие животные» «Кто где живёт» Дети загибают пальцы на руках — по одному на каждое двустишие.У лисы в лесу глухомЕсть нора — надёжный дом.Не страшны зимой метелиБелочке в дупле на ели.Под кустами ёж колючийНагребает листья в кучу.Из ветвей, корней, корыХатки делают бобры.Спит в берлоге косолапый,До весны сосёт он лапу.Есть у каждого свой дом,Всем тепло, уютно в нём.На последние две строчки поочерёдно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга.
«Белочка» Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу),Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).
«Голодная мышка» Мышка съела сыр и пышку,Тыкву, рыбу, дыню, шишку,Съела сливы и блины,И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка).Целый день она жевала,Но все мышке было мало (разводят руками)!
«Лиса» Лиса, лисонька, красавица,Всем она очень нравится (потирают руки).Хвост пушистый,Мех золотистый (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их).По лесу важно бродит («ходят» пальцами по столу),Страх на зайцев наводит (стучат кулаками по столу).
Зима «Снеговик» Раз, два, три, четыре,Мы с тобой снежок слепили.Круглый, крепкий, очень гладкийИ совсем-совсем не сладкий.Раз — подбросим.Два — поймаем.Три — уроним.И… сломаем.Раз, два, три, четыре, пять,Мы во двор пошли гулять.Бабу снежную лепили,Птичек крошками кормили,С горки мы потом катались,А ещё в снегу валялись.Все в снегу домой пришли.Съели суп и спать легли.
«Снежный ком» Мы лепили снежный ком (сжимают ладошки),Шляпу сделали на нём (руки «крыша» над головой),Нос приделали, и вмиг (крутят кулачком у носа)Получился снеговик (описывают в воздухе круги)!
«Ёлка» Мы на ёлке веселились (ритмично хлопают в ладоши)И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками).После добрый Дед МорозНам подарки преподнёс («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу),Дал большущие пакеты,В них же — вкусные предметы («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу).Конфеты в бумажках синих,Орешки рядом с ними,Груша, яблоко, одинЗолотистый мандарин (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).
«Лес» «Деревья» Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы):Вот упёрлась в небесаВся смолистая сосна (соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»).Распустила ветви-косыБелоствольная берёза («фонарики» с движением сверху вниз).Как во полюшке былинка,Тонкая растёт осинка (показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак).Дуб раскинул свои ветви,И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).Липа цветом зацвела (собирают пальцы в щепотку — «бутон»),Пчёлок в гости позвала (делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят).Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)И грибочки все закрыла (показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка).Шелестят листвой деревья (трут ладони друг о друга — «шуршат»),Словно разговор ведут (стряхивают ладони),Руки-ветви распустили,Птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц).
«Листья» Разбросала осень листья (делают волнообразные движения ладонями),Разукрасила их кистью (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз).Мы в осенний парк пойдём («шагают» пальцами обеих рук),В букеты листья соберём (скрещивают ладони с растопыренными пальцами).Лист кленовый, лист с осинки (поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа),Лист дубовый, лист рябинки,Рыжий тополиный листНа дорожку спрыгнул вниз (звонко хлопают в ладони).
«Фрукты, ягоды» «Ягоды» Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого),В лес идём мы погулять (обе руки идут по столу),За черникой,За малиной,За брусникой,За калиной.Землянику мы найдём (загибают пальчики, начиная с большого)И братишке отнесём.
«Фрукты» Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга.На базар ходили мы (соединяют мизинцы),Много груш там и хурмы (соединяют безымянные пальцы),Есть лимоны, апельсины (соединяют средние пальцы),Дыни, сливы, мандарины (соединяют указательные пальцы),Но купили мы арбуз (соединяют большие пальцы) —Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).
«Откуда хлеб пришёл» «Хлеб» Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг),Баранку (большой и средний пальцы образуют круг),Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг)И буханку (большой и мизинец образуют круг)Пекарь из тестаИспёк спозаранку (имитация лепки хлеба).
«Цветы» «Посадили зёрнышко» Посадили в землю зёрнышко (положить в ладонь ребёнка «зёрнышко»),На небе выглянуло солнышко.Свети, солнышко, свети (сжимают кисти и по очереди разжимают)!Расти, зёрнышко, расти (соединяют ладони вместе и поднимают руки вверх)!Появляются на стебельке листочки (соединяют ладони, пальцы один за одним соединяют с большим пальцем, одновременно на двух руках),Распускаются на стебельке цветочки (сжимают кисти рук и по очереди разжимают).
«Мебель» «Шкаф» Мне купили для одеждыШкаф вместительный, большой (показывают, какой большой шкаф).Он красивый и удобныйИ зовётся «платяной».Уберу в него одежду:Майки, шорты и трусы,Брюки, куртки и рубашки (загибают пальцы на двух руках),Свитера и пиджаки,И носки с футболкамиУберу на полки я.
«Обратный счёт от 10 до 1» «Покупал баран баранки» Спозаранок (ставят ладонь на ребро)Накупил (показывают ладонь)Баран (кулак)Баранок (ребро)Для барашков (пальцы левой руки «играют»),Для овечек (пальцы правой руки «играют»)Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),Девять сушек,Восемь плюшек,Семь лепёшек,Шесть ватрушек,Пять коржей,Четыре пышки,Три пирожных,Две коврижкиИ один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).
«Дружба» «Детский сад» В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу),Самый младший — это я.Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша (разжимают кулачки, начиная с мизинчика).
«Здоровье» «Пальчики спят» Этот пальчик хочет спать (загибают большой палец),Этот пальчик лёг в кровать (загибают указательный),Этот пальчик чуть вздремнул (загибают средний),Этот пальчик уж уснул (загибают безымянный),Этот крепко-крепко спит (загибают мизинец).Тише, тише, не шумите… (грозят пальцем),Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать (разгибают кулак с большого пальца)!
«Вода» «Моем руки» Ай, вода, вода, вода!Будем чистыми всегда (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук)!Брызги — вправо, брызги — влево!Мокрым стало наше тело (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая воду)!Полотенчиком пушистым,Вытрем руки очень быстро (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание рук полотенцем).
«Части тела» «Утром пальчики проснулись» Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки),Потянулись (напрягают, разводят пальцы)И встряхнулись (встряхивают кисти),Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия),За работу принялись («закатывают рукава»),Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки),Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук),Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах)И весь день протанцевали (ручки «танцуют»).

melkie.net

виды, названия, цели, задачи, правила и техника выполнения упражнений детьми

Для каждого родителя, несомненно, важно развитие его ребенка. Важно, чтобы развитие было равномерным и своевременным. Известно, что все психические процессы взаимосвязаны между собой и очень часто развиваются в комплексе. Даже сами упражнения и игры подразумевают одновременное развитие нескольких процессов. К таким упражнениям относится также и пальчиковая гимнастика.

При ее выполнении не только происходит развитие тонкой моторики и коордницанионных действий пальцев рук, но и совершенствуется речь. Этот процесс наиболее необходим в старшем дошкольном возрасте, ведь речь в этот период нуждается в повышенном внимании со стороны взрослых. В этом возрасте особенно нужно расширять словарный запас ребенка, переводить пассивный словарь в активный, следить за правильностью произношения и т. д. Давайте разберемся, чем же все-таки так хороша и полезна пальчиковая гимнастика для детей старшей группы.

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика - это комплекс игровых упражнений, в основу которых положена инсценировка текстов различной сложности (стихи, потешки, рассказы и т. д.) при помощи пальцев рук. Эти упражнения имеют комплексное развивающее воздействие, так как совершенствуют не только речевую деятельность, но и всю высшую нервную деятельность (ВНД) в целом. Данный вид гимнастики крайне полезен детям, имеющим отставание в развитии.

Чем полезны пальчиковые игры?

Педагог с детьми

Такие упражнения оказывают положительное влияние на мышление ребенка. В процессе выполнения движений и проговаривания текста увеличивается работоспособность коры больших полушарий и стимулируются необходимые для мышления зоны.

Пальчиковая гимнастика развивает также и эмоционально-волевую сферу ребенка. Благодаря этому ребенок учится подражать действиям взрослых, понимать инструкции, заставлять себя выполнять необходимые действия, вслушиваться в речь взрослых, понимать ее и самостоятельно проговаривать текст. Кроме того, этот прием можно использовать для создания благоприятной атмосферы, для знакомства с ребенком или в качестве организационного момента перед занятием.

Также у детей развивается внимание, в частности произвольное. Это умение очень поможет вашему ребенку в школе, ведь благодаря произвольному вниманию ребенок сможет целенаправленно овладевать школьной программой.

Как мы уже поняли, при использовании пальчиковых игр развивается речь. Когда ребенок просто слушает ваше сопровождение, это помогает ему воспринимать правильную литературную речь на слух и понимать смысл фраз. Этот навык окажется полезным в школе, когда необходимо будет анализировать стихотворения. А вот когда ребенок будет сам проговаривать текст сопровождения, это поможет сделать речь ясной, красивой, ритмичной и яркой.

Память во время данных упражнений также развивается, поскольку ребенку необходимо запомнить положение пальцев рук, порядок движений и текст.

Кроме того, затрагиваются такие процессы, как фантазия и воображение, ведь необязательно придерживаться определенного текста, можно и самим придумывать целые истории, показывать пальчиковые представления.

В процессе регулярного использования пальчиковой гимнастики движения пальцев рук ребенка становятся более координированными, увеличивается объем движений, сами пальчики становятся крепкими и сильными, а это поможет в дальнейшем при овладении письмом.

Механизм воздействия пальчиковой гимнастики на головной мозг

Показатель сформированности речи ребенка всегда связан со степенью развития пальцевой моторики. Можно диагностировать уровень речевого развития лишь посмотрев на то, как ребенок выполняет пальчиковые упражнения. Известно, что у детей с отставанием в развитии речи пальчики рук слабые, малоподвижные, а их движения неточные и несогласованные.

При выполнении ребенком ритмических движений пальцами усиливается слаженная работа лобных (зона Брока) и височных (зона Вернике) отделов мозга, то есть речевые зоны развиваются благодаря импульсам, которые поступают от пальцев рук. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых зонах.

В коре головного мозга двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. При выполнении движений пальчиков и кистей возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры коры, что приводит к внезапному повышению работоспособности речевых зон.

Можно с уверенностью сказать, что тренировка при помощи пальчиковой гимнастики содействует речевому развитию детей.

Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте

Дети хлопают в ладоши

Интенсивное развитие устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают своей зрелости. В. М. Бехтерев всегда указывал на взаимосвязь развития ручной моторики и речи.

В каждом возрасте мелкая моторика рук имеет характерные черты, и Е. М. Мастюкова описала их следующим образом:

  1. В 1-2 года ребенок может держать до двух предметов в одной руке, выполнять определенные рисунки карандашом, переворачивать картонные страницы детских книг, ставить кубики в виде башни, один на один, складывать пирамидку.
  2. В 2-3-летнем возрасте ребенок уже способен открывать ящик и высыпать его содержимое, играть с такими материалами, как песок и глина, рисовать узоры пальцами, нанизывать бусы, строить более сложные фигуры из кубиков. Также ребенок более уверенно держит карандаш пальцами.
  3. С 3 до 5 лет ребенок уже рисует цветными мелками, способен сложить бумагу, делает поделки из пластилина, определяет предметы в мешке тактильным способом, может самостоятельно зашнуровать ботинки.

Однако развитие двигательных функций не останавливается в 5 лет, оно продолжается до 6-7 летнего возраста, а то и вовсе не прекращается, ведь даже взрослые люди могут совершенствовать свою мелкую моторику с помощью вышивания, плетения из бисера и прочего.

Можно сделать заключение, что заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой можно уже с одного года жизни, но наиболее подходящий для этого возраст - это старший дошкольный.

Виды пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для старшей группы подразумевает выполнение трех групп упражнений:

  1. Упражнения для кистей рук, которые содействуют развитию подражательной способности, напрягают и расслабляют мышцы кисти, учат сохранять статическое положение и переключаться с одного положения на другое.
  2. Статические упражнения для пальцев требуют более точных движений.
  3. Динамические упражнения для пальцев вырабатывают дифференцированную координацию движений.

Для детей старшей группы пальчиковая гимнастика может подразделяться на пассивную и активную. Пассивная хорошо подходит для начального подготовительного этапа работы, а также пригодится в работе с безречевыми детьми. В нее входит массаж кистей и пальцев рук. Он не должен доставлять детям какие-либо неприятные ощущения, поскольку подразумевает в основном поглаживания и легкое массирование. Массаж предназначен для подготовки и разогревания мышц рук. Его можно использовать в качестве приема для налаживания психоэмоционального контакта с ребенком в процессе вступительной беседы. Однако здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не спугнуть ребенка, потому что не все дети позволяют прикасаться к себе чужим людям.

Активная пальчиковая гимнастика для старшей группы включает в себя описанные выше группы упражнений.

Также пальчиковую гимнастику по содержанию можно разделить на соответствующие разновидности:

  1. Игры-манипуляции типа "Сорока-белобока", "Мы делили апельсин", "Моя семья". С их помощью у ребенка развивается воображение, так как нужно представлять вместо пальчиков другие образы.
  2. Сюжетные пальчиковые игры. Можно применять самые различные темы и придумывать мини-истории.
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения типа "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос", в которых необходимо менять положения рук под заданный темп.
  4. Пальчиковые упражнения с элементами массажа, где используют такие приемы, как разминка, растирка, давление, щипание (от периферии к центру).
  5. Пальчиковые упражнения со звуковым сопровождением, в качестве которого могут выступать отдельные звуки и слоги, потешки, рассказики или стихотворения.

Цель пальчиковых упражнений

Цель пальчиковой гимнастики в старшей группе - борьба с умственной усталостью, снятие напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и общий оздоравливающий и развивающий эффект.

Дети тигрята

Задачи пальчиковых игр

Среди задач, которые реализуются в процессе применения пальчиковой гимнастики, можно назвать следующие:

  1. Интенсивное развитие речи.
  2. Коррекция речевых нарушений.
  3. Подготовка руки к овладению навыком письма.
  4. Развитие ВПФ.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Правила и техника выполнения упражнений

При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:

  1. Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  2. Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
  3. Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
  4. Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
  5. Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.

Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики для старшей группе детского сада имеется определенная последовательность этапов:

  1. Сначала воспитатель просто демонстрирует ребенку игру.
  2. Далее воспитатель показывает игру на пальцах ребенка.
  3. Педагог и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения.
  4. Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны воспитателя, который говорит слова.

Методика проведения пальчиковой гимнастики в этом возрасте также имеет свою специфику:

  • непосредственно перед гимнастикой нужно провести подготовительную работу с ребенком: обсудить тему и содержание, отработать требуемые жесты и композиции пальцев;
  • обязательно нужно проводить разогревающие манипуляции, например легкие поглаживания рук до ощущения ребенком тепла;
  • упражнения выполняются в неспешном темпе, от 3 до 5 раз, сперва каждой рукой по отдельности, а после чего двумя руками одновременно;
  • выполняя упражнения, необходимо использовать все пальцы руки;
  • важно во время игры следить за правильностью выполнения движений;
  • выполняемые упражнения должны приносить ребенку приятные ощущения и радость, а не доставлять дискомфорт;
  • инструкции и поправки в ходе выполнения гимнастики должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, кратко, понятно и четко;
  • при необходимости нужно оказывать помощь отдельным детям.

Примеры пальчиковой гимнастики для старшей группы

Пальчики и стихотворение

Для детей данного возраста пальчиковую гимнастику проводят в основном перед началом занятий по рисованию, лепке или аппликации, однако если у группы в детском саду логопедический или дефектологический профиль, то пальчиковая гимнастика в таком случае может проводиться в любое время. К тому же этот вид гимнастики можно проводить не только индивидуально с ребенком, но и в группе детей. Также при проведении упражнений могут использоваться различные материалы (су-джок, мячики с шипами или различными наполнителями, мелкие шарики, природные материалы: орехи, каштаны, камешки, желуди и т. д.).

Для большей эффективности проводят комплекс пальчиковой гимнастики в старшей группе, который опирается на лексические темы, проходимые на занятиях. В стихотворной форме лучше происходит запоминание всевозможных наименований. Целесообразно применение игр с названиями месяцев, дней недели, времен года, частей тела. Даже взрослому человеку легче запомнить сложные названия и правила, особенно если их много, если они будут представлены в интересной стихотворной форме. Совокупность движений и тематических стихов, оказывают содействие активизации пассивного словаря, увеличивают заинтересованность изучаемой темой.

Например, пальчиковая гимнастика "Весна" в старшей группе может проводиться в течение четырех недель. Однако на протяжении этого времени необходимо менять игровые упражнения и усложнять задачи. Пальчиковая гимнастика "Насекомые" в старшей группе может быть применена в различное время года. Здесь в стихотворной форме можно изучать насекомых, которые не спят зимой или просыпаются весной, а также тех, которые водятся только летом. Также можно делить насекомых на опасных и безопасных. Пальчиковую гимнастику по теме "Транспорт" в старшей группе можно проводить в начале учебного года, в середине и в конце (для проверки усвоенного материала), а также при изучении определенного вида транспорта.

Как видите, тематика пальчиковых игр может быть разнообразной, а диапазон применения варьироваться в зависимости от решаемых задач или желания самого ребенка. Пальчиковые упражнения - это настолько гибкий материал для развития ВПФ ребенка, что его можно применять когда угодно и на какую угодно тему, в любом случае будет оказываться развивающее и оздоравливающее воздействие.

Далее представлены несколько примеров гимнастики. Например, пальчиковая гимнастика "Рыбы" в старшей группе:

Пять миленьких рыбок

Резвились в реке, (руки прижаты друг другу ладонями, слегка округлены; выполняются плавающие движения по воздуху)

Прибило большое

Бревно на песке, (положение рук прежнее; поворачиваем их с боку на бок)

А рыбка и молвит:

"Нырять тут легко!" (положение рук прежнее, выполняются ныряющее движение в воздухе)

Вторая сказала:

"Но здесь глубоко" (качаем руками из стороны в сторону).

А третья зевала:

"Так хочется спать!" (положение рук прежнее, поворачиваем внешней стороной одной из рук).

Четвертая стала

Чуть-чуть замерзать (изображаем руками дрожь).

А пятая молвила:

"Здесь крокодил! (положение рук прежнее, имитируем открывающийся и закрывающийся рот крокодила).

Уплывайте скорей,

Чтобы не проглотил!" (руки снова сомкнуты, имитируем уплывающих рыбок).

А вот пальчиковая гимнастика "Животные" в старшей группе:

Мы сейчас расскажем вам (сжимать и разжимать пальцы в кулак)

Про детенышей и мам: (на каждое название загибать пальцы)

У кошки есть красивые котята,

У собаки – непослушные щенята,

У коровы – пегие телята.

У кролика – трусливые крольчата,

А у мамы – шаловливые ребята.

Массаж пальчиков

Пальчиковая гимнастика "Весна" в старшей группе:

Шумят все громче дятлы,

Синички вышли петь (пальцы рук складываем "клювиком", качаем ими).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (руки изображают "ковш", поднимаем руки над головой и раскрываем ковш, как солнышко, ребра ладоней остаются прижатыми).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (движения те же).

Текут ручьи под горку,

Исчез уж весь снежок (имитируем текущие ручьи - руки повернуты ладонями вниз, пальцы вместе, выполняем плавные волнообразные движения сверху вниз).

А из-под желтой травки (руки снова изображают "ковш")

Уже растет цветок... ("ковш" раскрывается, кисти остаются сомкнутыми, пальцы растопырены, полусогнуты)

А из под желтой травки

Уже растет цветок... (движения те же)

Раскрылся колокольчик (руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где леса (постепенно кулак разжимается, образуя чашечку колокольчика),

Динь-динь, поет тихонько (покачиваем получившимся колокольчиком, произнося "динь-динь"),

Динь-динь, идет весна.

Динь-динь, поет тихонько,

Динь-динь, идет весна.

Пальчиковая гимнастика "Птицы" в старшей группе:

Сколько птиц к кормушке утром прилетело?

Мы сейчас расскажем, посчитаем смело (работаем кулачком).

Две вороны, соловей,

Шесть синиц и воробей,

Дятел в пестрых перышках (на каждое название загибать пальцы).

Мы насыпем зернышек (вновь работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика "Цветы" в старшей группе:

Раз - ромашка, два – тюльпан,

Три - пион из жарких стран (на каждое название загибать пальцы).

Соберем большой букет

И поставим на буфет (работаем кулачком).

Су-Джок терапия

Пальчиковая гимнастика "Насекомые" в старшей группе:

Я - зеленый майский жук (сжимаем пальцы в кулачок).

Облетаю все вокруг (указательный палец и мизинец развести в стороны),

Над полянками жужжу,

А зовут меня Жу-Жу (пошевелить указательным пальцем и мизинцем).

Не кусай, комарик злой, —

Убегаю я домой (перебирать пальцами по столу).

Залетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И красивый мотылек (на каждое название загибать пальцы),

Три жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (имитируем очки - подносим к глазам сомкнутые в круг большой и указательный пальцы).

Пожужжали, полетали (машем руками),

От усталости упали (руки падают ладонями на стол).

Пальчиковая гимнастика "Космос" в старшей группе:

Солнце - главная звезда (левая рука изображает Солнце - пальцы расставлены и слегка округлены, будто держат шарик),

А вокруг – планеты (правая рука изображает планеты - сжатый кулачок "летает" вокруг "Солнца).

И летают – кто куда (выполнять "летающие" движения левой рукой справа налево)

Быстрые кометы (выполнять "летающие" движения правой рукой слева направо).

Пальчиковая гимнастика "Май" в старшей группе:

Мы лопатки взяли, грядки прокопали.

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения лопатой)

Грабли тоже взяли,

Грядки расчесали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения граблями)

Семена рядами

В землю набросали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем разбрасывание семян)

Вырастай скорей, бутон, (пальцы сложить "клювиком")

Распусти цветок - пион! (раскрыть пальцы обеих рук)

Пальчиковая гимнастика "Транспорт" в старшей группе:

Идет на взлет,

Идет на взлет,

Винты вращая вертолет (вращаем руками над головой).

Идут туда (движение руки вправо),

Идут сюда (движение руки влево),

По новым рельсам поезда (вращаем прямыми ладонями перед собой),

А теплоходы, корабли (имитируем нос корабля, складываем руки "домиком" и направляем от себя, будто рассекая волны)

Уходят в море от земли (машем ладошками, будто прощаясь).

Советы по выполнению гимнастики

  1. Проводя пальчиковую гимнастику, нужно обязательно садиться друг напротив друга, лица взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне, руки взрослого должны быть в зрительной доступности для ребенка (как и руки ребенка для воспитателя).
  2. Занятия необходимо проводить ежедневно около 5 минут. Поэтому проведение пальчиковой гимнастики является задачей не только воспитателя, но и родителя.
  3. Упражнения должны быть ребенку знакомы, это подразумевает, что нельзя постоянно использовать новые пальчиковые игры, перенасыщать ими ребенка. Нужно выбрать две-три игры для начала и применять только их, а со временем, когда ребенок уже будет выполнять их без вашей помощи, можно вводить постепенно новые задания.
  4. Также не рекомендуется сразу требовать от ребенка и выполнения движений пальцами, и проговаривания текста сопровождения. Из-за особенностей внимания ребенка старшего дошкольного возраста, особенно если у него имеется отставание в развитии, ребенок может потерять интерес к игре, не сумев распределить внимание на движения и текст одновременно.
  5. Если ребенок отказывается играть, никогда не заставляйте его. Постарайтесь выяснить причины такого поведения, возможно, следует усложнить или упростить задание, поменять его вовсе.
Большой палец

Итак, мы выяснили, что пальчиковая гимнастика для старшей группы чрезвычайно важна и применять ее стоит без опасений, ведь противопоказаний у этого метода развития и коррекции нет.

fb.ru