Подборка игр и упражнений на тему «Черепаха». Пальчиковая гимнастика черепашка


Подборка игр и упражнений на тему «Черепаха»

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Черепаха»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Закрепить умение различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Учить детей считать до двух и обозначать цифрой результаты счета. Формировать устойчивые представления о величине (большой-маленький), форме (круг). Продолжать учить рисовать и лепить, наклеивать. Развивать слуховое внимание, дифференциацию громкого и тихого звучания. Развивать память, мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать желание делиться с товарищами, благодарить словом «спасибо».

Оборудование:

Игрушки «черепаха» по количеству детей. Картинка черепахи с белым фоном вместо панциря, соленое тесто, мелкие камушки, бусинки. Картинки-фоны с нарисованной одной черепахой на камне и двумя в воде, а также пустыми местами для цифр, карточки-цифры. Картинки-заготовки с изображением озера и камня, силуэтные картинки «черепаха», клеящие карандаши. Картинка с разноцветными воздушными шариками. Прищепки. Силуэтные картинки «черепаха» с панцирями разного цвета, без ног. Игрушка-манипулятор «Черепаха». Картинки-фоны с изображением трех черепах разной величины, панцири трех соответствующих величин. Пуговицы двух размеров, разных цветов. Разноцветные черепахи, наклеенные на лист белого картона с белым кругом вместо панциря. Цветные круги того же размера. Емкость с горохом, в ней зарыты черепахи. Клеенка «озеро», листочки. Рисунок черепахи, блестящие камушки, пальчиковые краски, салфетки. Платочки, некрупные игрушки, в том числе «черепаха». Вырезанные из картона заготовки для поделки. Пластилин, скорлупки грецких орехов, горошины. Чашки из кукольной посуды. Бубен. Погремушки. Подушки. Пеньки. Туннель. Аудиозаписи: «Как львенок и черепаха пели песню», «Черепаха Аха», Камиль Сен-Санс «Черепаха», стихотворение «Черепаха» (читает К. Чуковский).

Содержание:

Перед началом занятия воспитатель проводит игру-приветствие по своему выбору.

- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Слушание музыки «Черепаха» К. Сен-Санс

Под музыку воспитатель показывает игрушку-черепаху, имитируя ее медленное ползанье.

Дидактическая игра «Найди панцирь для черепахи»

Детям раздаются картонные силуэты черепах разных цветов с былым кругом посередине (вместо панциря). Затем предлагается рассмотреть разноцветные круги и подобрать своей черепахе соответствующие по цвету.

Дидактическая игра «Сосчитай черепах»

- Сколько черепах на камешке? Одна черепаха. Найдите цифру «1» и положите возле одной черепахи на камешке.

Сосчитай черепах - игра Сколько черепах в воде? Две черепахи. Возьмите цифру «2» и положите возле двух черепах в воде.

Аппликация «Черепахи»

- Давайте сделаем такую же картинку — наклеим на камень одну черепаху, а в озеро — две черепахи.

Игрушка-манипулятор «Черепаха»

- В гости к нам пришла большая черепаха. Она очень любит играть с детками, поэтому на ее панцире много игрушек, с которыми можно поиграть.

Дидактическая игра «Доползи до большой и маленькой черепах»

Ребята становятся на четвереньки, на спины им кладутся плоские подушки. Дети получают задание: «Доползи до большой черепахи», «Доползи до маленькой черепахи»

Дидактическое упражнение и пальчиковое рисование «Укрась панцирь черепахе»

- Черепаха хочет украсить свой круглый панцирь блестящими камушками. Поможем ей, выложим камушки по краю круглого панциря.

Черепаха, рисунок - Наша черепаха модница. Теперь ей хочется по-другому украсить свой панцирь. Сложите блестящие камушки в коробочку и приготовьте свои пальчики-рисовальчики — будем украшать панцирь черепахе разноцветными точками.

Рисование «Ниточки для шариков»

- Наши черепахи очень любят воздушные шары. Вот сколько шариков они надули. Нужно только привязать к ним ниточки, чтобы не улетели.

Дети рисуют карандашами вертикальные полоски от шарика вниз.

Упражнение с прищепками «Черепаха»

- Давайте с помощью прищепок сделаем черепахам лапки. Две лапки с одной стороны и две лапки с другой стороны. Только берите прищепки того же цвета, что и панцирь черепахи

Дидактическая игра «Черепахи зарылись в песке»

- Ребята, черепахи любят зарываться в песок. Давайте попробуем отыскать их в песке. Теперь, когда вы отыскали всех черепах посадите их на листочки. Сколько черепах поместились на одном листочке? Только одна черепаха. А теперь черепахи отправились к озеру искупаться. Сколько черепах поместилось в озере? Много черепах. Вот черепаха поползла по ноге и остановилась на коленке, поползла дальше — до самых пальчиков. (То же на другой ноге). А теперь черепаха поползла по руке и остановилась на плече. (То же на другой руке).

Динамическая пауза «Проползи как черепаха»

Под музыку «Как львенок и черепаха пели песню» дети на четвереньках проползают по дорожке, туннелю, скамейке, между пеньков.

Пальчиковая игра «Черепашка Соня»

Черепашка Соня —  Страшная засоня. До обеда спала. В магазин поползла. Быстро обернулась —  На закате вернулась.

Дети раскрывают ладонь и медленно перебирают пальцами по столу, имитируя движения черепашки. Второй ладонью можно накрыть первую, изображая панцирь.

Пряник свежий пожевала Чаем крепким запивала... Долго Соня-черепашка В кухне мыла свою чашку.

Дети берут в руки чашки из кукольной посуды и поглаживают ее  пальцами, имитируя мытье.

Дидактическая игра «Черепашьи панцири»

- Покажите пальчиком-указочкой самую большую черепаху, самую маленькую черепаху, среднюю черепаху. Помогите подобрать им панцири подходящие по величине: большой черепахе — большой панцирь, маленькой черепахе — меленький панцирь, а средней черепахе — средний панцирь.

Черепахи без панциря, рисунок

Панцири для черепах, рисунок

Игра с пуговицами «Черепаха»

- Разложите пуговицы в свои домики, пусть у черепахи получится красивый панцирь.

Лепка «Панцирь для черепахи»

Из соленого теста дети скатывают шар, затем прикладывают его к белому фону на рисунке черепахи и придавливают ладонью. В получившуюся лепешку-панцирь вдавливают мелкие камушки, бусины.

Упражнение «Иди-беги»

Воспитатель предлагает детям слушать звучание бубна пока он звенит тихо — нужно ходить медленно, когда зазвучит громко — бежать. 

Ручной труд «Черепаха»

- Прямым раскатыванием сделаем тонкую колбаску и прикрепим ее вот здесь — это голова и хвост черепахи. Сверху приложим скорлупу грецкого ореха — вот и панцирь готов. Осталось только из горошин сделать глазки.

Упражнение «Передай черепаху по кругу»

Дети садятся в круг и передают друг другу черепаху-игрушку. Воспитатель благодарит каждого ребенка. Отдавшего игрушку соседу и побуждает детей произносить слово «спасибо».

Музыкально-ритмическое упражнение «Черепаха Аха»

Дети отбивают ритм музыки погремушками.

Дидактическая игра «Где спряталась черепаха?»

Перед детьми выставляются несколько игрушек и каждая накрывается платком. Затем воспитатель спрашивает: «Где спряталась черепаха?» и предлагает снять с нее платок.

Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Черепаха»

(Или слушание аудиозаписи).

До болота идти далеко, До болота идти нелегко. Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги. И на камень лягушки кладут узелок. - Хорошо бы на камне прилечь на часок! Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил. И они закричали от страха: Это – ЧЕ! Это – РЕ! Это – ПАХА! Это – ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА!

Скачать тематическую подборку игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Черепаха»

vospitatel.com.ua

Пальчиковая гимнастика «Зайчик». — КиберПедия

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Л. Савина

ЗАНЯТИЕ 17

Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.

Детей просят запомнить слова с помощью пиктограмм – схематично изображенных предметов или деталей предметов, логически связанных с конкретными словами.

2. Игра «Пиктограммы»(на развитие ассоциативной памяти).

Сделайте сами рисунки-пиктограммы для каждого запоминаемого слова: лиса, врач, солнце, ночь, туфли, собака, жвачка.

3. Игра «Определения»(на развитие речи и вербального мышления).

У педагога набор предметных картинок (автобус, мяч, ромашка, озеро, мышь, резиновые сапоги, эскимо, и т.д.). Вызывается один ребенок. Ему предлагают одна из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кастрюля – то, в чем варят суп.

4. Игра «Магазин»(на развитие умения классифицировать).

На наборное полотно выставляются 8 плоскостных кувшинов, раскрашенных по-разному (крапинками, полосками, звездочками, цветочками), три из которых имеют одну ручку, а пять – без ручек).

Детям рассказывается о том, что в магазин привезли 8 красивых кувшинов. Все они разной окраски и разной формы. Как продавцу расставить кувшины на двух полках так, чтобы разделить их по какому-нибудь признаку?

После того как дети справятся с заданием, им предлагают расставить кувшины на 4 полки по другому признаку.

Дыхательное упражнение.

Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (подключение правого полушария). Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы оттягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно два грибочка.

Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать в тетради двумя руками одновременно грибок и черепашку по образцу.

Графический диктант.

Пальчиковая гимнастика «Черепашка».

– Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней.

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие».Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домикчерепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Л. Савина

Профилактика нарушений зрения.

«Стрельба» глазами вправо-влево, вверх-вниз. Повторить 2–3 раза.

ЗАНЯТИЕ 18

cyberpedia.su

Пальчиковая гимнастика - запись пользователя Надя (nadyn1) в дневнике

Маленькая черепаха (кулачок сжат)Путешествует без страхаВ твёрдом панцире живётНа спине его везёт( кулачок движется по поверхности)Нас она не испугалась и наружу показалась(большой пальчик высовывается из кулачка)А когда захочет спать-В панцирь спрячется опять!( пальчик прячется обратно

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт ("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).Потихонечку вперёд (Ползёт вперёд по столу).На цветочек заползёт,("Улитка" заползает на "цветочек").Лепесточки погрызёт.("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").Рожки в голову втянула,(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").В домик спряталась, заснула.(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне").

--------Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)Потянулись (напрячь, развести пальцы)И встряхнулись (встряхнуть кисти),Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),За работу принялись. ("закатываем рукава")Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)Заиграли на рояле ( имитация игры не клавишах)И весь день протанцевали. (ручки "танцуют)

этот пальчик маленький, загибаем мизнецэтот пальчик слабенький, загибаем безымянный палецэтот палечик длинный, загибаем средний палецэтот пальчик сильный, загибаем указательный палецну а этот толстячок, загибаем большой пальчика все вместе кулачок!!! покрутите кулачком)

"зайчики-пальчики"раз,два,три,четыре,пять сначала кулачок сжатвышли зайчики гулять пальчики по одному разжимаемраз,два,три,четыре,пять в домик спрятались опять сжимаем по одному пальчику в кулачок

во время купания:Ай,лады,лады,не боимся мы водычисто умываемсядетке улыбаемся кто тут будет куп-куппо водички хлюп-хлюп?в ванну быстро прыг-прыгв ванне ножкой дры-дрыгбудет мыло пенитсяи грязь куда то денетсятепики-тепикипо водице хлопики хлопики ладошкамида босыми ножками.

после сна:вот проснулись,потянулись,с боку на бок повернулись,потягушечки!потягушечки!где игрушечки,погремушечки?ты,игрушка,погреминашу детку разбудивместе с солнышком встаювместе с птицами пою.с добрым утром!с ясным днем!вот ток славно мы поем!настало утросолнышко всталоэй,братец Федяразбуди соседейвтавай,большаквставай,указкавставай,середкавсавай,сиротка и крошка-митрошка!привеи ладошка!утром я встаюпесенку поюпесенку простуювот такую:ля-ля-ля-ляля-ля-ля-лястенка,стенка,потолок,два окошка,дверь,звонок.(показывать по очереди-щеки,лоб,глазки,рот и нос)

Для изучения частей тела малыша:

Дарики,Дарики,Ай да комарики!Вились,вились,вились,вились,В носик вцепились!( Коснуться носика малыша.Далее подставлять вместо носика другие части лица или тела н-р:...в ушко вцепились,...в коленочку вцепились,и т.д.)окончание игры:-Закусали нас комарики.Давай их прогоним:-Кыш-кыш-кыш! (помахать руками,как отгоняют мошек.)

Сидит белка на тележке, (руки прижимаются к груди,как лапки белочки)Продает она орешки:Лисичке-сестричке, (одна рука поочередно загибает пальцы другой)Воробью,синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому.Кому в зобок, (надо погладить себя по животу и груди)Кому в платок, (вытянуть вперед две сложенные ладони)Кому в лапочку. (снова сделать белечьи лапки).

Дождик,дождик,поливай, (хлопки в ладоши)Будет хлеба каравай. (Развести руки в стороны,показывая большой каравай)Будут булки , (немного сведите руки к центру)Будут сушки, (Сведите пальцы рук в кольцо)Будут пряники, (вложить ладонь одной руки в ладонь другой)Ватрушки. (вложите кулак одной руки в ладонь другой.)

платок для танца живота

www.babyblog.ru

Занятие факультатива «Лепка» - Наши статьи - Воспитательная работа

ГКСОУ «Фоминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Занятие факультатива

«Лепка»

Подготовила и провела воспитатель Дмитриева Э.В.

2012-2013 учебный год

Тема: Черепаха.

Цель: Научить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост.

Задачи: упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование:

Пластилин, дощечки, стеки, тряпочки, игрушка черепаха.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Подготовка рабочих мест к работе.

2. Активизация опорных знаний.

Предлагаю детям рассмотреть макет пруда и обитателей водоема.

Дидактическая игра «Кто, где живет?

Показываю рыбку из пластилина и спрашиваю:

-Кто это?

Дети: Рыбка.

- Где живет рыбка?

Дети: В воде.

-Отпустите рыбку в пруд. Кто это? (показывает другую поделку)

Дети: Лягушка.

- Где живет лягушка?

Дети: В воде.

- Всегда в воде? (ответы детей) Правильно, лягушка может не только плавать и нырять, но и прыгать, скакать на берегу. Посадим лягушку на берег.

Отгадайте мою загадку:

- Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ... (Черепаха)

- Правильно это черепаха.

3.Сообщение темы урока. Изложение нового материала

 Существуют два вида черепах: морские и сухопутные. Морская и сухопутная черепахи очень похожи друг на друга, но все-таки у них есть свои яркие отличия: морские черепахи имеют короткие и сильные лапы, приспособленные для гребли и плавания, а у сухопутных черепах лапы сильные и снабжены толстыми когтями, чтобы карабкаться и ходить пешком. Морская черепаха может очень долго находиться под водой, а сухопутная живет на земле. Морская черепаха питается головастиками, пиявками и мальками – они хищные, а сухопутная любит травку.

- Ребята, давайте рассмотрим черепашку (дети рассматривают игрушку черепаху, называют части тела).

- Чем отличается черепаха от других животных? (Ответы детей).

- Правильно, у нее есть панцирь.

- Послушайте стихотворение:

- Все одеты черепашки

В неудобные рубашки.

Тяжело в таких рубашках

Бегать, прыгать черепашкам.

- А как вы думаете, для чего черепашке нужен панцирь? (Ответы детей).

- Панцирь прочный и надёжный. Черепаха всегда может спрятаться в него, если настигнет опасность или захочет спать.

Физминутка «Черепаха»

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь.

(Поочередно пощипывать руки от кисти к плечу. При повторении массировать ноги от щиколоток вверх).

 4. Закрепление изученного материала. Практическая работа «Лепка черепахи».

Молодцы, ребята, а сейчас давайте сядем за столы и слепим из пластилина для нашей черепашки друзей.

Вводный инструктаж.

- На занятии нам понадобятся следующие инструменты: цветной пластилин, стеки, дощечка для лепки, тряпочка. Давайте вспомним основные правила работы с пластилином:

1. Подготовить свое рабочее место.

2. Взять дощечку для лепки.

3. Подготовить несколько стеков разной формы.

4. После работы с пластилином убрать остатки пластилина с дощечки и стеков.

5. После работы с пластилином протрите руки сухой тряпочкой и вымойте руки с мылом.

Давайте определим последовательность работы при лепке черепахи.

 После этого объясняю, как лепить черепаху. Берём кусок пластилина, делим его на три части: большую, поменьше и еще меньше. Из большого куска скатываем шар. Одну сторону шара делаем плоской. Получилось туловище. Из чёрного пластилина лепим 8 маленьких шаров, сплющиваем их и 4 полученные детали разрезаем пополам – это детали панциря. После этого прикрепляем детали панциря к верхней части туловища. Из красного пластилина лепим 28 маленьких шаров и сплющиваем их – это детали украшения панциря. Прикрепляем детали украшения панциря вдоль края панциря черепахи. Из второго куска пластилина лепим 4 веретенообразных жгута и 1 сторону каждого из них сплющиваем – это будут лапы. Прикрепляем лапы снизу к туловищу. Из оставшегося куска изготавливаем шар и одну его сторону вытягиваем – это будет голова с шеей. Из пластилина зелёного цвета лепим 2 очень маленьких шарика – это будут глаза. Прикрепляем глаза с 2 сторон к голове черепахи. Присоединяем шею снизу к туловищу. Лепим маленький конусообразный жгутик, получился хвостик; прикрепляем хвост к задней части туловища.

Пальчиковая гимнастика «Черепаха»

Черепашки, черепашки,        кисти рук ладонями вниз на столе

Тренируют ручки, ножки     правая в кулак, левая разомкнута

                                               чередуем

Могут плавать вверх и вниз,         ладонь правой руки движется вверх

                                               Ладонь левой руки – вниз

Сальто сделают на бис,                  ладони переворачиваются в воздухе

Вправо проплывут и влево -         ладонь правой руки медленно движется вправо

Тренируются умело,             ладонь левой руки медленно движется влево

Им гимнастика важней                   руки плавно движутся навстречу друг другу

Всех забав и всех затей!       сложить как у школьника за партой

 - Все готовы к работе. Приступим (звучит музыка « Аквариум») .

В ходе занятия помогаю детям, советую, показываю, как нужно лепить.

Вот как много черепашек у нас получилось. А сейчас мы поселим их в этот замечательной пруд.

5. Анализ работ учащихся.

Отмечаются успехи и недочеты в работе. Проводится оценивание.

6. Итог.

Релаксация.

Я приглашаю вас всех на коврик.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем отдыхать! (надеваем солнцезащитные очки, ложимся на коврик, на живот, лицом в круг, болтаем ногами в воздухе)

 

Я на солнышке лежу

И на солнышко гляжу,

Рядом львёночек лежит,                 садятся на колени

И ушами шевелит,                имитируют движения

Только я всё лежу,                берутся за руки, руки вверх,

И на львёнка не гляжу.                  Раскачиваемся в такт музыке.

fomschool.ucoz.ru

Планирование на тему: "Картотека пальчиковых игр"

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА

Пальчиковая гимнастика «Считаем пальчики»

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев – пара рук –

Вот твоё богатство, друг.

Сжимать, разжимать кулаки.

Загибать по одному пальцы

одной, потом другой руки.

Сжимать, разжимать кулаки.

Ладони здороваются крест на крест.

Пальчиковая гимнастика «Коза безрогая»

Шёл старик дорогою,

Нашёл козу безрогую.

Давай коза попрыгаем

И ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Идти указательным и средним пальцами по столу.

Поднять вверх, согнуть пальцы

Стучать по столу двумя пальцами сразу.

Стучать по очереди.

Бодаться выставленными согнутыми пальцами.

Погрозить указательным пальцем.

Пальчиковая гимнастика «Черепашка»

Подружка черепашка

В панцире живёт.

Высунет головку,

Обратно уберёт.

Положить кулачки на стол и тихонько постукивать ими.

Высунуть указательные пальцы, убрать и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки,

Будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки стучать по ладони другой

Круг руками перед собой сделать

Ладошками лепить круглые булки

Большим и указательным

пальцами сделать колечко.

Сделать большой круг большими

и указательными пальцами обеих рук

Пальчиковая гимнастика «Гусь»

- Где ладошка? Тут?

- Тут!

- На ладошке пруд?

- Пруд!

Палец большой –гусь молодой.

Указательный – лягушонок боевой.

Средний – карась бледный.

Безымянный – окунь жадный,

А мизинец – сом – ленивец.

Руки за спиной, показать.

Поставить палец правой руки на ладонь левой.

Рисовать пальчиком круг на ладони.

Загибать пальцы по одному.

Пальчиковая гимнастика «Лягушка»

Лягушка – попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!

Постукивать пальчиками о стол

Сжать кулачки, палец большой выставить вверх.

Кулачки на стол, пальчики, начиная с указательного, по очереди выпрямлять и прятать

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочком повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

Пальцы сложить в «замок».

По очереди сгибать и разгибать запястья.

Постучать о стол «замком».

Покрутить «замок»

вправо-влево.

Показать ладошки.

Пальчиковая гимнастика «Пальцы — дружная семья».

Слова

Действия

Пальцы — дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

Ритмично сжимать и разжи­мать кулачки.

Вот — большой, а это —

средний, Безымянный и последний, —

Наш мизинчик - удалец. Указательный забыли!

Поочередно разжимать пальцы обеих рук: большой, средний, безымянный, мизинец.

Пошевелить мизинцем. Разжать указательный.

Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять

И движенья выполнять.

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

Мы рога козы покажем,

Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок.

И рога оленя даже.

Широко раздвинуть пальцы обеих рук, держать обе руки рядом.

И про зайку не забудем, — Ушками водить мы будем.

Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.

Чтобы четко говорить,

надо с пальцами дружить!

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

Пальчиковая гимнастика «Гости»

- Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут!

- Ну и что!

- Здрасте, здрасте!

- Чмок, чмок, чмок!

Одинаковые пальцы рук соединить, образуя шарик.

Отрывать и соединять указательные пальцы.

Отрывать и соединять большие пальцы.

Опять указательные пальцы.

Опять большие пальцы.

Сцепить пальцы в «замок».

Перецепить пальцы в «замок», чтоб теперь большой палец другой руки оказался сверху.

- Папа, папа!

- Что, что, что?

- Гости едут!

- Ну и что!

- Здрасте, здрасте!

- Чмок, чмок, чмок!

Отрывать и соединять средние пальцы.

Отрывать и соединять большие пальцы.

То же самое.

- Тётя, тётя!...

Безымянные пальцы.

- Дядя, дядя!...

Мизинцы.

Массаж

пальцев рук

Массаж пальцев рук «Солнышко» (массаж карандашом)

Слова

Действия

Нарисую солнышко

На своей ладошке.

Рисовать обратным концом карандаша кружок на ладошке.

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Проводить по каждому пальчику, растопырив их в стороны.

Массаж пальцев рук «Фрукты»

Слова

Действия

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины.

Мы купили с мамой груши,

На каждую строчку массировать пальчики, начиная с мизинца, от основания к кончику.

Их скорей, дружок, ты скушай!

Сжимать и разжимать пальчики массируемой руки.

Повтор для второй руки.

Массаж пальцев рук «Хоровод»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел пальчик погулять.

Только вышел из ворот –

Глядь, другой к нему идёт.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи!

А четвёртый тут как тут,

Пятого уже зовут.

Вместе встанем в хоровод.

Вот!

Все пять пальцев вышли – Хоровод отличный!

Хлопать на счёт.

Указательный палец правой руки движется по кругу по левой ладошке, затем присоединяются

по одному все пальцы.

Постукивать всеми пальцами по ладошке. Руки меняем.

Массаж пальцев рук «Помощник»

Топором дрова колю,

А потом пилой пилю.

Отнесу их бабушке,

Чтоб испечь оладушки.

Стукать ребром одной руки по ладони другой.

Пилящие движения вперёд-назад.

Открыть и показать две ладони.

Хлопать ладонь о ладонь , сделав их полукруглыми.

Массаж пальцев рук «Кошкина дочка».

Слова

Действия

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

Перебирать лапками как кошка.

Коготками одной руки слегка царапаем по тыльной стороне другой руки и наоборот

Мяу! Мяу! Мяу!

Ш-ш-ш...

Мяу! Мяу! Мяу!

Ш-ш-ш...

Каждая рука как лапка попере- менно выставляется вперед. На звук Ш-Ш-Ш... Пальчики изображают кошачью лапу с выпущенными коготками.

Массаж пальцев рук «Котята»

Слова

Действия

Во дворе у брата

Бегали котята. Испугались щелчка — Разбежались кто куда!

Все пальцы по очереди от­талкиваются от большо­го, изображают щелчки.

Массаж пальцев рук «Ежик» (массажными мячиками)

Логопед: Отгадайте загадку, чтобы узнать, что мы будем делать: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ежик.)

Читает логопед

Выполняют дети

Ежик, спрячь свои иголки,

Мы же дети, а не волки.

Катать в одну сторону по кругу, в другую между ладонями.

Спрячь свои иголки, еж.

Ты колючий, ну и что ж.

Катать вперёд-назад.

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Держать одной рукой, второй гладить ёжика с усилием.

Еж иголки отряхнул.

Еж свернулся и заснул.

Держать второй рукой, первой гладить.

Массаж пальцев рук «Котенок кусака»

(выполняется с бельевой прищеп­кой)

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фалан­ги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

После первого двустишия — смена рук.

Кусается больно котенок-малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»

Массаж пальцев рук «Весёлый карандашик»

(выполняется ребристым карандашом)

Слова

Действия

Я весёлый карандашик.

Я кружусь между ладошек.

Весь ребристый как барашек.

Я вам делаю массажик.

Катать между ладонями вперёд-назад ребристый карандаш.

infourok.ru