Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика грибок


Пальчиковая гимнастика - Дошкольное образование

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй крылышко,

Здравствуй крылышко.

(Гладим руки)

Здравствуй перышко,

Здравствуй перышко,

(Гладим пальчики)

Здравствуй клювик.

(Гладим ротик)

Тут пришел дворник

(Бьем пальчиками по коленям)

С большой метлой,

Стал подметать («метем» пальцами по коленям) и говорит:

«А ну ка кыш – кыш птички!

(Грозим пальчиком)

Полетели! Полетели!»

(Машем руками)

Это глазки. Вот! Вот!

Это ушки. Вот! Вот!

Это нос, это рот!

Там спина, тут живот!

Это ручки, хлоп – хлоп!

Это ножки, топ – топ!

Ой, устали! Вытерли лоб!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в пальчики играть!

Закрываем и молчок,

Получился кулачок!

Раскрываем понемножку,

Получается ладошка!

Здравствуйте ладошки,

Хлоп – хлоп – хлоп!

Здравствуйте ножки,

Топ – топ – топ!

Здравствуйте щечки,

Плюх – плюх – плюх!

Пухленькие щечки,

Плюх – плюх – плюх!

Здравствуйте губки,

Чмок – чмок – чмок!

Здравствуйте зубки,

Щелк – щелк – щелк!

Здравствуй мой носик,

Бип – бип – бип!

Здравствуйте ребята!

С мамой весело играем,

Ручкой глазки закрываем.

Раз глазок, два глазок…

Куда ты спрятался, дружок?

С мамой весело играем,

Ручкой ушки закрываем.

Ушко раз, ушко два,

Куда вы спрятались, друзья?

С мамой весело играем,

Ручкой щечки закрываем.

Щечка раз, щечка два,

Закачалась голова!

Наши пальчики устали,

В доме маме помогали:

(гладим свои ручки)

Этот пальчик подметал,

Этот мебель протирал,

Этот пальчик постирал немножко,

Этот вычистил окошко.

Ну а этот суп варил,

Всех ребяток накормил!

Птичий двор

Повстречались нам с утра

Два веселых петуха –

Ку – ка – ре – ку!

Повстречались две соседки

Курочки мои, наседки –

Ко – ко – ко!

Повстречались два гуся,

Загалдели –

Га – га – га!

Повстречались два утенка,

Запищали тонко, тонко –

Пи – пи – пи!

Повстречались два утенка,

И закрякали так звонко –

Кря – кря – кря!

По лесочку мы гуляли,

И грибочки собирали.

Раз грибок, два грибок,

Положили в кузовок.

Три грибок, четыре, пять,

Ох, устали собирать!

Мы немножко отдохнем,

Собирать опять пойдём!

Мы по лесенке шагали,

И ступеньки сосчитали.

Раз, два, три, четыре, пять,

Очень весело шагать!

multiurok.ru

"Пальчиковая гимнастика"

Пальчиковая гимнастика"Пальчиковая гимнастика"

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов». (Джордано Бруно).

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика — одна из оздоровительных технологий детей дошкольного возраста.

Неоспоримо влияние уровня развития мелкой моторики на речевую и мыслительную деятельность ребёнка. Данный факт имеет физиологическую основу: примерно треть всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, которая, кроме того, располагается в непосредственной близости от речевой зоны.

 

Специальные упражнения необходимо использовать и в школе, так как известно, что формирование кисти рук к семи годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10 -13лет.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребёнок овладевает двигательными умениями навыками, у него развивается координация движений, совершенствуя деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

При условии систематических занятий постепенно пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребёнка начинает развиваться интенсивнее.

Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил:

  1. Пальчиковые игры должны использоваться систематически, ежедневно.
  2. Место не имеет значение, главное – интерес ребёнка.
  3. Длительность упражнения зависит от эмоционального отклика детей – не заставляйте их выполнять упражнения насильно.

С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики рекомендуется выполнять следующие виды деятельности:

  • «пальчиковый театр»
  • «выкладывание узоров из мелких камешков, круп»
  • «вязание, шитьё, вышивание»
  • «завязывание и развязывание узелков»
  • «застёгивание и расстёгивание пуговиц различной величины»
  • «комканье и сжимание пористых губок»
  • «лепка из глины или пластилина»
  • «нанизывание бус, бисера, пуговиц»
  • «перематывание цветных клубочков ниток»
  • «складывание из кубиков домиков и т.д.»
  • «узнавание предметов на ощупь»
  • «собирание пирамидки, матрёшки»

Формирование мелкой моторики у детей может вестись в трёх направлениях:

  • самомассаж и специальные игры – упражнения

для развития мелких движений пальцев;

  • приобретение навыков самообслуживания, обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, посильно помогать членам семьи;
  • формирование моторики в специально — организованной деятельности (на занятиях), с использованием настольных и подвижных игр;

Практикой проверено, что ребёнку нравится копаться в земле, песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные замки.

Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку, и т.д.

На кухне малыш тоже может стать помощником, его можно познакомить с различными продуктами, самим процессом приготовление пищи. Предложите помочь перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и т.д.

Очень полезно раскатывать и лепить тесто.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, — а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма.

Упражнения для кистей рук и пальцев, которые я использую в своей практике:

Машина

Би — би — би — гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук — тук — тук — мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу — шу — шу — они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та — та — та — вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:

- Тик. Тик. Тик.

(руки — «стрелочки»)

У птички — синички — такая:

- Пик. Пик. Пик.

(руки — «клювики»)

У поросенка — такая:

- Рюх. Рюх. Рюх.

(ладошки — «пятачки»)

У ежика песня такая:

- Плюх. Плюх. Плюх.

(пальчики — «колючки»)

У кисоньки песня такая:

- Мяу. Мяу.

(ладошки гладят шерстку).

- А у рыбешки — какая?

- Пы. Пы. Пы.

(руки движутся сверху вниз).

Слова

Раз и два, раз и два!

(сжимают и разжимают пальцы)

Сложим мы из букв слова.

Солнце — слово лучистое.

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка — слово пушистое.

(придерживают большим пальцем ср. и безым.; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец — «ушки»)

Корова — слово рогатое.

(выпрямляют указ. палец и мизинец — «рога»)

А слово «арбуз» — полосатое.

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти — «арбуз»)

«Мышка и кошка»

- Пи — пи — пи, — пищала мышка

(ритмично щелкают пальцами рук)

- Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу — щу — щу, щу — щу — щу.

(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу — щу, щу — щу, щу — щу — щу.

(ритмично притоптывают ногами)

Кошка притворилась доброй:

- Мур — мур — мур, — она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

- Нет — нет — нет, — пищит мышонок.

(ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет.

«Котенок — шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу — мяу, мяу — мяу!

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

- Мало — мало, мало — мало.

(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

- Мур — мур — мур (2 раза)

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

- Ур — ур — ур, ур — ур — ур.

(ритмично потрирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

- Цап — цап — цап, цап — цап — цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

- Ап — ап — ап, ап — ап — ап.

(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

«Утята»

Раз — два — шли утята.

Три — четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко — громко запищал:

- Пи — пи — пи — не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи — пи — пи…» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

«Кошки — мышки»

Кошка мышку цап — царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала — отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка»

Две ладони я прижму

И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«На качелях»

Кач — кач — кач — летят качели,

Так захватывает дух!

(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

Все сильнее бьется сердце:

Тук — тук — тук, тук — тук — тук!

Вверх и вниз, и снова к солнцу

Словно птица ты летишь.

(ритмично постукивают кулачками друг о друга)

- Выше, выше, выше, выше! -

Вновь товарищам кричишь.

(ритмично поднимают перед собой руки вверх)

«Насекомые над лугом»

- Жу — жу — жу, — жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

- Зу — зу — зу, — комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

- Уф — уф — уф, — как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу — жу, гу — жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

«Грибы»

(массаж пальцев)

Топ — топ — пять шагов,

(идут на месте)

В туесочке пять грибов.

(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй — лисичка -

рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело.

«Умывание»

(массаж пальцев)

Знаем, знаем — да — да — да,

Где ты прячешься, вода!

(поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По — нем — нож — ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей!

Будет умываться веселей!

(энергично растирают ладони и кисти рук)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

  • За морем бывала

Весну добывала.

Несу, несу

Весну — красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, — сначала на правой, потом на левой руке)

«Покажите пальцем»

Покажите пальцем

(дети сжимают правую руку в кулак)

Зайца,

(вытягивают средний и указательный пальцы)

Книжку,

(две раскрытые ладони складывают рядом)

Мышку и

(ладони прикладывают к макушке)

Орех

(сжимают кулак)

Указательному пальцу

Все известно лучше всех.

(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)

«Мышки — шалунишки»

В комнате часы висели

И стучали: бом — бом — бом.

(дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,

Слушая ужасный звон.

Потянулись гири вниз -

Так — так — так (2 раза)

(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -

Тик — тик — так (2 раза)

(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,

В норку мышки убежали.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Будем грушу мы рубить;

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Помощники»

1, 2, 3, 4,

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть — чуть — сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

«Смелые гуси»

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га — га — га».

(дети тесно смыкают 4 — ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш — ш — ш, — шипим мы грозно, -

(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают)

«Пироги»

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

( «пекут» пироги — одна ладошка сверху, другая — снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные?

(трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может,

(сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.

(при повторении массируют пальцы на другой руке)

«Бутончик»

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Пальчиковая гимнастика (по лексическим темам)

Пальчиковая гимнастика (ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ)

СЕНТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ

ОВОЩИ

4 НЕДЕЛЯ

ФРУКТЫ

СРЕДНЯЯ ГРУППА Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).

Мы капусту солим, солим (движение паль­цев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек).

Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

Слива

Мы пришли в фруктовый сад,

Стали сливы собирать.

Сливы сладкие как мед.

Сами просятся к нам в рот.

Методические указания.

Большой и указательный пальцы левой руки образовывают овал, указательный правой приставлен к «сливе».

^ Морковка

Не морковка - загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

Методические указания.

Пальцы ле­вой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставлен­ными пальцами приставлена к щепоти левой.

Апельсин

Мы делили апельсин. (покрутить кулаком)

Много нас, а он один. (растопырить пальцы)

Эта долька для ежа. (отогнуть один мизинец)

Эта долька для чижа. (отогнуть безымянный)

Эта долька для утят. (отогнуть средний)

Эта долька для котят. (отогнуть указательный)

Эта долька для бобра. (отогнуть большой)

А для волка кожура. (погладить кожуру)

Он сердит на нас, Беда!(показать волчьи зубы)

Разбегайся кто куда! (пальчики разбегаются)

^ Свекла

Хотя и сахарной зовусь

От дождя я не размокла.

Кругла, крупна, сладка на вкус.

Узнавали вы? Я ….(свекла)

Методические указания.

Кисти стряхивают воду. Показывают круг, большой щепоть поднести ко рту, развести руками.

Компот

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок.

слив и сахарный песок.

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

Методические указания. Левой лад. держим компот, указ. паль. мешаем. Загибаем паль. начиная с больш. Опять «варят»и «мешают».

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Грибы, ягоды, лес

2 НЕДЕЛЯ

^

3 НЕДЕЛЯ

Перелётные птицы

4 НЕДЕЛЯ

Осень. Признаки осени. Деревья.

^ В лес пошел

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел.

Оттого и потолстел.

Мет. указ. Загибание пальцев, начиная с мизинца.

Ягода

Ветерок шуршит травой

Прячет ягодку от нас.

Только мы ее найдем

На варенье соберем.

(пальцы растопырены, интенсивное трепетание пальцами.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания. Ладонь согнута под пря­мым углом. Боль­шой палец от­ставлен немного вниз, другие при­жаты друг к другу.

Утенок

Подарил утенку ежик

Пару кожаных сапожек

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Методические указания.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

Птички

Птички прилетели, крыльями махали.

Сели, посидели, и дальше полетели.

(махи кистями вверх-вниз)

Дождик

Дождик, дождик,

Полно лить.

Малых детушек

мочить.

Методические указания.

Пальцы полусогнуты, встряхивать кисти «льется дождь».

Сосна

Под высокой сосной

Сидит зайка косой.

Методические указания.

пальцы растопырены, затем указательный и средний пальцы образуют ушки.

^

За грибами

Солнце утром встало рано,

Всех детишек пригласило.

За грибами мы пошли

Три лукошкам принесли.

Мет. укз Ладони скрещены–солнце, пальцы идут, показать 3 пальца.

За малиной

1,2,3,4,5.В лес идем мы погулять

За черникой, за малиной

За брусникой и калиной

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Мет. указ Пальцы здороваются, идут по столу, загибают, начиная с большого.

Лес

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок, и чудес.

Мет. указ. ладони к себе, пальцы вверх растопырены.

Утята

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

- Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Мет. указ. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого.

Курочка

Наша курочка гуляла

Травку свежую щипала.

И пила водицу прямо из корытца

Мет. указ. Поставить пр.руку локтем на левую, ритмично наклонять кисть вверх, имитируя водопой.

Птичек стая

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка, Сонная головушка,

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан ...

Птички, птички, по домам!

Методические указания.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав назва­ния птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Дерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методические указания.

Ладони прижаты тыльной стороной друг к другу, пальцы растопырены, шевелить ладонями и пальцами

Ёлка

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними.

Пальчики ты разведи.

Методические указания.

Ладони к себе пальцы скрещены.

^

Здравствуй, ягода.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягода лесная!

Ты поспела и вкусна

Мы лукошко несем

Всю тебя мы соберем.

Мет. укз.. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.

Груздь

Груздь на солнце греет бок.

В кузовок иди, грибок

Мет. укз.. Указательный палец пра­вой руки - ножка; пальцы левой сомкнуты вместе шляпка. Произнося скороговорки, ме­нять шляпку и ножку. Кузовок - перепле­тенные пальцы обе­их рук плотно смыка­ются, «забирая» к се­бе грибок

У пенька

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Мет. указ. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развес­ти в стороны - ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Гусь

Гусь гнездо свое чинил

Гусь считалку сочинил:

И гогочет, и гогочет

Заучить считалку хочет.

Мет. укз.. Больш. и указ. пальцы соединены в клюв.

Уточка

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

Мет. указ. Ладонь согнуть под прямым углом, пальцы при­жать друг к другу; вращение кистями от себя и к себе.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Методические указания. Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопы­рены и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:

- Я снесла тебе яйцо.

Мет. указ. Большой и указательный пальцы образуют овал «глаз». Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении.

Кукушка

Летела кукушка мимо сада

Поклевала всю рассаду

И кричала ку-ку Мак

Раскрывай один кулак.

Мет. указ. Руки согнуты в локтях перед грудью –волны.

Клюют, имитируют крик птиц.

раскрыть клюв, пальцы в кулак, раскрыть кулаки по 2 раза.

Осенние листья

1,2,3,4,5.

Будем листья собирать

Листья березы

Листья рябины

Листья тополя

Листья осины

Листья дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.

Методические указания.

Загибать пальцы, начиная с большого, сжимать и разжимать кулачки, загибание пальчиков.

НОЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ

Одежда

2 НЕДЕЛЯ

Обувь

3 НЕДЕЛЯ

Мебель

4 НЕДЕЛЯ

Посуда

^ Рукавицы

Рукавицы мы оденем,

Не боимся мы метели.

Мы с морозом подружились.

Как снежинки, закружились.

Мет. указ. Правой ладонью обхватить левую – одеваем рукавицу, затем наоборот, хлопать в ладоши.

Новые красовки

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький одевает валенки.

А сыночек Вовка новые красовки

Вот так, вот так новые красовки.

Мет.указ. Загибать пальцы по одному, начиная с большого.

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Методические указания. Соединить подушечки всех пальцев вместе, движе­ниями пальцев и запястьев раскачивать кисть вправо, влево: вправо - пальцы раздвинуть, влево мягко соединить.

Валерка

Взял Валерка тарелку.

Взял Валерка разнос.

Мне Валерка тарелку

На разносе принес.

Мет. указ. Поочередно развести руки в стороны, затем свести к груди, движения повторяются.

^ Аленка

Аленка – маленька

Шустра, Быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела

В охоту ей дело.

Мет. указ .Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга (2р), на первые две строчки. Загибание пальчиков по одному, начиная с большого.

Обувь

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки.

Для Наташи и Сережки.

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки,

Для маленькой Галеньки.

Мет. указ. Поочередно хлопать ладонями и кулачком о стол, на каждое называние обуви загибать пальцы.

Стул

Ножки, спинка и сиденье

­Вот вам стул на удивленье.

Методические указания. Левая ла­донь строго вверх. К ее нижней части приставляется пра­вaя, сжатая в кулак (большим пальцем к себе).

Помощники

1,2,3,4. Мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулачки, трут одной ладошкой о другую, загибают пальчики по одному, трут ладонями, сжимают и разжимают кулачки.

^

Перчатки

Я перчатки одевала.

Долго мучались сначала.

Мизинчик в домик,

Безымянный в домик,

И средний в домик,

Указательный в домик,

А пальчик большой

Сам в домик пошел.

Мет. указ. Скользящие движения ладонями, правыми пальцами одеваем на каждый пальчик левой руки «домики». Пальцы в кулак, большой делает круговые движения.

Мокрые туфли

Капельки кап-кап запели,

Намочили лица, мы их вытирали.

Туфли посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем.

И все капельки встряхнем.

От дождя убежим

Под кусточком посидим.

Мет. указ. Кисти рук опустить вниз, стряхивать капельки. Ритмичные движения ладонями, руки на плечи, круговые движения, встряхиваем капельки, пальчики бегут, ладонь левая накрывает правую, прижать к груди.

Мебель

1,2,3,4,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку,

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

На кровати мы лежали,

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Мет. указ. Загибать пальчик, сжимать и разжимать кулачки, загибать пальчики, начиная с большого.

Чай пили

1,2,3,4.

Жили мыши на квартире

Чай пили, ложки били.

По-турецки говорили.

Чаби, чаляби,

Чаби-чаби.

Мет. указ. Хлопки в ладони, кисти сложены в чашку, поочередное прикасание подушечками пальцев друг о друга.

ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ

^

зимующие птицы

2 НЕДЕЛЯ

Домашние животные

и их детёныши

3 НЕДЕЛЯ

Дикие животные и их детёныши

4 НЕДЕЛЯ

Игрушки

^ Снежок

1,2,3,4.Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий очень гладкий.

И совсем – совсем не сладкий

Раз - подбросим, два – поймаем,

Три – уроним, и – сломаем.

Мет. указ Загибание пальчиков, лепка, гладят одной ладонью другую, подбрасывают, приседают ловят, встают роняют, топают.

Коготочки

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши.

Пусть посмотрят малыши.

Мет. указ. Поджать подушечки пальцев пр. руки к верхней части ладошки. Большой палец прижат к указ. произнести «Мяу».

Белка

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке - сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Мет. указ. Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.

Зайцы

Скачет зайка косой,под высокой сосной

Под другою сосной,скачет зайка другой

Мет. указ.Указ и ср как ушки, скачут.

Шарик

Надувайся шарик больше!

Лучше щечки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше

Катись прыгай и летай!

Мет. указ. Соединить кончики пальцев,образовать шарик, маленький и большой.

^ Сколько птиц?

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Мет. указ. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На название птиц загибать пальчики, на последнее предложение разжимание и сжимание кулачков.

Баран

Шел бран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмет, тот отсюда уйдет.

Мет. указ. Указ. и ср. имитируют шаг. Собирают травку, грозят пальцем, сжим и разжимают пальцы рук.

Котята

Во дворе у брата бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда

Мет. указ. Делать пальцами щелчки.

Зайчик и кольцо

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко на простое,

блестит будто золотое.

Мет. указ. Указ и ср одной руки делают ушки зайца, а указ и большой другой руки кольцо.

Пенёк

Идет медведь по лесу, устал и говорит.

Сяду на пенек, съем пирожок.

Мет. указ. Делать скользящие движения ладонями, друг о друга.

Надуваем шарик

Надуваем быстро шарик

Он становится большим

Вдруг наш шарик лопнул.

Воздух вышел :ш-ш-ш-ш.

Стал он тонким и худым.

Мет. указ. Пальцы рук соединены в щепотку, дуем на них надуваем шар, затем соединяем опять в щепотку.

^ Зимние забавы

1,2,3,4,5.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Мет. указ. Загибание пальчиков, Указ. и ср. пальцы «идут», лепят комочки, крошат крошки, указ-м паль-ем ведут по ладони другой руки, поворачивают ладони, отряхивают, воображ. ложкой едят, руки под щеку.

Буренушка.

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке

Ждут меня котятки, малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масло, простокваши,

Молочка для каши.

Всем дает здоровье, молоко коровье.

Мет. указ. Показывают, как доят корову, делают мордочки из пальцев, загибают пальцы, на последнюю строчку –доят.

Оркестр

Кто играет на баяне

Зайка наш - на барабане.

Ну, а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать.

Будем вместе мы играть.

Мет. указ. Имит-ть игру на инструм-х

Шла лиса

Уж как шла лиса по тропке

Нашла грамоту в охлопке.

Она села на пенек и читала весь денек.

Мамочка-мама, милая моя

Мамочка-мама, я люблю тебя.

Мет. указ. Указ и ср бегут от плеча до пальцев, соединяют пальцы подушечками.(миз с миз. ср со ср и т.д.)

Танины игрушки

На большом диване в ряд,

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино

И котенок, и слоненок, 1,2,3,4,5.

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

Мет. указ. 1.Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.

2. на счет разгибать пальцы.

3. повторить № 1.

ЯНВАРЬ
1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ

Новый год

3 НЕДЕЛЯ

^

на транспорте

4 НЕДЕЛЯ

Профессии. Труд-е дейст-я:

почта, врач, продавец.

^

Дружба

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

1,2,3,4,5, - 5,4,3,2,1.

Мет. указ. Обхватив одной рукой ладонь другой покачиваем.

Лодочка

Долго лодочку качало

Ветер стих и лодка встала.

Мет. указ. Двигать ладони плавно влево вправо.

Продавец

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят:

Есть матрешки расписные,

Есть машины заводные.

Мет. указ. Ритмично хлопать в ладони, бить кулачек о кулачек, заводить ключом машину.

^

Ёлочка

Перед нами ёлочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Мет. указ. Пальцами показывать шарики, фонарики, зайчиков, свечки, в конце поднять и растопырить пальцы.

Вертолет

Быстро лопасти крути!

Вертолет лети, лети!

Мет. указ. Пальцы соединены подушечками (большие), все растопырены, вертятся в разные стороны.

Маляры

маляры известку носят

Стены кистью купоросят,

Не спеша разводят мел

Я бы тоже так хотел.

Мет. указ. Пальчики шагают по столу,

кисть вверх-вниз «красят»,

мешают кистью, красят.

^

На елке

Мы на ёлке веселились,

И плясали и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же вкусные предметы.

Конфеты в бумажках синих.

Орешки рядом с ними.

Груша, яблоко, Один

Золотистый мандарин.

Мет. указ. Ритмично хлопать в ладоши, ударять кулачками, рисуют, Загибают на обеих руках пальцы.

Транспорт

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

Мет. указ. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками, Загибают пальчики обеих рук.

Почтальон

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулаки, шагать пальчиками по столу, загибать пальцы, начиная с большого.

ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ

Инструменты

2 НЕДЕЛЯ

^

3 НЕДЕЛЯ

Наша Армия

4 НЕДЕЛЯ

Животный мир морей и океанов

^

Лопатка

Лопаткой я снежок копаю

Снежком машинку нагружаю.

Мет. указ.

Делать скользящие движения ладонями.

Цветы

Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают

Мет. указ. Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачи­вать кистями рук вправо-влево, медлен­но сжимать пальцы в кулаки, покачи­вать кулаки вперед-назад.

Порядок строгий

У ребят порядок строгий

Знают все свои места.

Ну вставайте поскорее

Тра-та-та, тра-та-та.

Мет. указ. Ритмичные сгибания и разгибания пальцев.

По морю

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья –

Паруса подниму

Синем морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Мет. указ. Две ладошки соединить в лодочку, волнообразные движения, поднять ладони в верх, имитируя волны и рыбок.

^

Грабли

Листья падают в саду

Я их граблями сгребу.

Мет. указ. Пальцы рук согнуть как грабли, имитировать гребки, грести к себе.

Цветок проснулся

Утром рано он закрыт, но к полудню ближе

Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать,

До утра как птенчик.

Мет. указ. Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук, плавно распускаются, закрываются затем под щеку, имитация сна.

Солдаты

Мы солдаты, мы солдаты, бодрым ша­гом мы идем. (Пальцы бодро «Марширу­ют» по столу.)

В нашу армию, ребята, просто так не попадешь. (Пальцы сжаты в кулак, ука­зательный вверх и покачивается вле­во-вправо.)

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми. (Ладонь вверх, пальцы рас­топырены, сжимаются и разжима­ются.)

Щупальцы осьминога

Много ног у осьминога

Все они ему нужны

Заменяют ему руки

Очень ловкие они.

Мет. указ. Пальцы сжаты в кулак, поочередно выпрямлять пальцы, поочередно сжимать и выпрямлять пальцы.

^

Молоток

В руки я молоток возьму

В стенку гвоздик я забью.

Мет. указ. Стучать кулачками друг о друга, чередовать указательный палец поставить на стол, стукнуть кулачком, ритмично, координированно.

В горшочках

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки

Развернут бутоны,

В солнышке утонут

Мет. указ. Ладони соединить в бутон, поднять вверх, раскрыть, закрывать, раскрыть и покачать влево - вправо, вверх-вниз.

Бойцы-молодцы

Пальцы эти - все бойцы, удалые мо­лодцы. (Растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых и сол­дат в боях бывалых. (Приподнять два больших пальца, другие крепко при­жать к столу.)

Два гвардейца-храбреца! (Припод­нять указ. пальцы, другие крепко прижать к столу.)

Два сметливых молодца! (Припод­нять ср. пальцы, другие крепко прижать к столу.)

Два героя без-ых, но в работе очень рьяных! (приподнять без. пальц, другие крепко прижать к столу.)

Два мизинца-коротышки - очень славные мальчишки!(Приподнять ми­зинцы, хлопнуть ладонями по столу).

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Мет. указ. ладонивниз, пальцы скрещены и опущены в низ. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

МАРТ
1 НЕДЕЛЯ

^

2 НЕДЕЛЯ

Наша Родина Россия

3 НЕДЕЛЯ

Наш поселок

4 НЕДЕЛЯ

Рыбы(речные, озерные аквариумные)

^

Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Мет. указ. Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты(как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Все родное

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Мет. указ. Скользящие хлопки ладонями.

Влас

Влас у нас, Афанас у вас.

Влас у вас, Афанас у нас.

Мет. указ. Руки прижаты к груди, разводить руки в стороны, прижимать к груди. Разводить в стороны.

Поймай рыбку

Рыбак сидит на берегу.

Раз, два, три.

Пауза –

Лови!

Мет. указ. Один ребенок рыбак, другой рыбка. Ладони лежат на ладонях, скользящие движения, замирают, дети-рыбаки ловят кончики пальцев детей-рыбок.

^

Пирог

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега, из муки.

Мет. указ. Медленно опускать ладони на стол, лепить пирог, «бегут» по столу, пекут перок.

Чудак

Жил был чудак, спал целый день!

Кушать, вот так! Встать было лень!

Ну и чудак! Шел за водой.

Взял он, вот так! Чайник худой!

Что за чудак, рыбу удил,

В речку, вот так! Сам угодил.

Мет. указ. Пальчики работают согласно тексту.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую.

Мет. указ. По очереди пальцы правой руки похлопывают пальцы левой руки, начиная с большого.

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница.

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Мет. указ. Ладони вместе – «рыбка», грозят пальцем, медленно сближают ладони, плавают, хватательные движения руками, снова плывут.

^

Клен

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвет в клочки.

Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.

И едва растает снег.

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех.

Мет. указ. Рвать клочки, разжимать

кулачки, ладони вместе прижать к щеке, протянуть ладошки вперед, сжимать и разжимать кулачки.

Картина

У солнца руки горячи,

Работают с охотой.

Всю землю кисточки – лучи

Покрыли позолотой.

А серый дождик озорник

Тихонько подошел,

И все зачиркал чик-чик-чик –

Простым карандашом.

Мет. указ. Потирание ладонями, кисти рук вниз- вверх – красят, кисти вниз встряхнуть пальцы шевелятся – дождь, указательным пальцем делать в воздухе крестики –чирк.

Я, Здороваюсь везде.

Я, Здороваюсь везде.

Дома и на улице.

Даже, здравствуй! Говорю.

Я соседской курице.

Повстречал ежонка я.

Здравствуй, братец! Как дела?

Мет. указ. Кончиком большого пальца правой руки касаться кончика указательного, среднего, безымянного, мизинца.

Считалка

Жил да был, один налим,

Прилетали утки к ним.

По четыре раза в сутки,

И учили их считать:

1,2,3,4,5.

Мет. указ. Ладони сложены плавные движения, движения порознь, руки сложены на крест взмахи, сжимать разжимать кулачки, загибать пальчики по одному.

Апрель
1 НЕДЕЛЯ

^

работы

2 НЕДЕЛЯ

Космос

3 НЕДЕЛЯ

Человек, части тела

4 НЕДЕЛЯ

Животные жарких стран

^ Выросла каша

Пашет трактор землю нашу

Будет зернышки садить.

А потом наша мама

Будет кашу нам варить.

Мет. указ. Правая рука скользит по левой, то ладонью, то кулачком. Ладони прижать к груди. Мешать ладошкой кашу.

На ракете

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднимись,

А потом руки вниз.

1,2,3, потянись

Вот летит ракета ввысь.

Мет. указ. Пальцы соприкасаются подушечками, ладони у основания отведены в сторону, поднять руки над головой, ладони вниз сжимать пальцы.

Утречко

Утречко настало, солнышко встало.

-Эй, братец. Федя, разбуди соседа!

-Вставай, большак! Вставай, середняк!

-Вставай, середка! Вставай, сиротка!

- И крошка Митрошка! Привет ладошка.

Мет. указ. Ладошки скрещены, пальцы растопырены – солнышко, пальцы в кулаке большой делает круговые движ, щелчки больш с указ, больш со сред, больш с без. больш с мизинцем

Черепаха

Вот моя черепаха, она живет в панцире

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,

То высовывает голову.

Когда она хочет спать

То прячет ее обратно.

Мет. указ.. Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Показать большие пальцы и спрятать их обратно.

^ Посев пшеницы

Будем сеять мы пшеницу

В землю зернышки бросать.

И не пустим мы синицу

Наши всходы пеклевать.

Кыш-кыш.

Мет. указ. Пальцами делать движения - крошим крошки, пальцы в щепоть - синица, наклонять кисть клюет, махать руками –кыш-кыш.

Космонавты

Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Нужно обладать сноровкой. Научитесь понемножку поиграть в быстрые ладошки.

Надо пару подобрать да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки значит, можно начинать.

Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять,

Мет. указ. Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам, кто сверху, затем меняются.

С добрым утром

С добрым утром, глазки. Вы проснулись?

С добрым утром, ушки. Вы проснулись?

С добрым утром, ручки. Вы проснулись?

С добрым утром, ножки. Вы проснулись?

С добрым утром, солнце. Я проснулся?

Мет. указ. Поглаживание частей тела, о чем говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.

Слон

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот все при нем.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Мет. указ. Указ-й и миз-ц показывают уши, средний хобот, Сгибание и разгибание в запястье, ладошки приглашают в гости.

^ В саду

Посадим на грядку

Зеленую рассаду.

Поставим вокруг грядки

Железную ограду.

Чтобы собаки в сад не ходили

И нашу зеленую рассаду

не топтали.

Мет. указ. Пальцы вверх растопырить,пальцы вниз –ограда. Ладони вместе большие пальцы – ушки, указательные согнуть друг на друга – лобик, мизинца оттопырить вниз пасть собаки. Пальцы вверх растопырить. Стучать кулачком о кулачек

Игра в космонавты

Космонавтом хочешь стать? Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять, чтоб самим на удивленье. Все шестнадцать упражнений

Без ошибок показать! Не прохлопать, не зевнуть,

Так держать к победе путь! Если здорово играть,

Можно лучшей парой стать в состязании проворном,

Интересном и задорном. Кто точнее и быстрее?

Кто всех лучше и резвее? Вот она как!

Вот как он! Эта пара - чемпион!

Мет. указ. Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам, кто сверху, затем меняются.

Крючечки

Крепко держаться дружочки.

Не разжать нам их крючочки

Мет. указ. Мизинцы сцепить, чтобы трудно было расцепить.

Кулак

-Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то-кулак.

Мет. указ. Сжимать и разжимать пальцы рук.

Попугай

Говорит попугай попугаю.- Я тебя попугай, напугаю Попугай в ответ попугаю. Напугай! Напугай!

Напугай!

Мет. указ Пальцы сложены в клюв у двух рук. Круговые, поочередные движение кистей. Кивают друг другу. Вращаются одновременно.

МАЙ
1 НЕДЕЛЯ

Цветы луговые,

полевые, садовые

2 НЕДЕЛЯ

Насекомые

3 НЕДЕЛЯ

Продукты

4 НЕДЕЛЯ

Профессии.

Трудовые действия

^ На лугу

Роса на травке дребезжит

Солнцем заливается.

На весеннем на лугу

Цветочки распускаются.

Мет. указ. Пальцы вниз, шевелятся - дребезжат, руки скрещены пальцы растопырены –солнце, ладошками сделать бутон, пальцы развести в стороны.

Улей

Вот маленький улей, где пчелы живут.

Никто их не видит, но вот они тут.

1,2,3,4,5. З-з-з

Мет. указ. Пальцы сжаты в кулак, отгибать по одному, произносят звук.

Улитка

Улитка, улитка, высуни рога

Дам тебе улитка я пирога

Мет. указ. Кулачки на столе, появляются по одному пальцы, затем в кулак.

Братцы

Пошли два братца, вместе погулять.

А за ним еще два братца.

Ну, а старший не гулял.

Очень громко их позвал.

Он за стол их усадил

Вкусной кашей накормил.

Мет. указ.. Ладони соединить, поочередно раздвигать пары пальцев в стороны, большими кормить кашей братцев.

За работу

Ну-ка братцы за работу

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А малышке песни петь

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять

Мет. указ. Сгиб. и разг. пальцы

^ Дождик

1,2,3,4,5. Вышел дождик погулять.

Шел не спешно по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газонам не ходить!

Дождь вздохнул тихонько: - Ох!

И ушел, газон засох.

Мет. указ. Ударять по столу пальчиками по очереди, шагают ср и указ, ритмично то кулак, то ладонь, ритмично бьют в ладоши, ритмично хлопают по столу.

Улитка

У улитки – крошки, подрастают рожки.

Научу ее ходить, если будут ножки.

Мет. указ. Пальцы в кулаке, указ. и миз. Вытянуты вперед – шевелят усиками.

Паук

У тебя скажи паук,

Сколько ног и сколько рук?

Лапы вяжут паутинку

Будто руки ткут холстинку,

Если я крадусь за малинкой.

Мои лапы – это ножки, но!

Если попадутся мухи

Лапы цапнут их, как руки.

Мет. указ. Имитация движений паука.

Каша

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим.

По тарелке дадим.

Птичке – невеличке

Зайцу, лисичке,

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке.

Мет. указ. руки вверх, шевелить пальцами, пальчики идут, мешают кашу, загибают пальчики.

Гномики –прачки

Жили были в домике

маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики,

1,2,3,4,5. Стали гномики стирать.

Токи – рубашки, Пики - платочки,

Лики – штанишки, Чики – носочки,

Мики умницей был,

Всем водичку носил.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулачки, загибать пальчики, начиная с большого, трут кулачками друг о друга, загибают пальчики.

^ Цветок на поляне

Вырос высокий цветок на поляне.

Утром весеннем раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье.

Дружно дают под землей корешки.

Мет. указ. Руки вверху делают бутон, пальцы развести, ладошки вместе. Ритмичные движения пальцами вместе -врозь, опустить ладони вниз, прижать тыльной стороной пальцы развести.

Бабочка

Бабочка-коробочка, улетай на облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

Мет. указ. Ладони прижаты тыльной стороной, пальцы прямые, имитировать полет бабочки.

Жук

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу.

А зовут меня: Жу-Жу…

Мет. указ. Пальцы в кулаке указ и мизинец развести в стороны, шевелит усами.

Пельмени

мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяя фарша горстку

На кружок кладу я горстку

Я края соединяю

Пальчиками их сжимаю

Пелеменьки получаю.

Мет. указ. Движения согласно тексту.

Наперсток

Вышивает, шьет иголка.

Пальцу больно, пальцу колко,

А наперсток в тот же миг,

К девочке на пальчик, Прыг!

Говорит иголке: - Шей,

А колоться ты не смей.

Мет. указ. левая ладошка раскрыта, правая шьет, надевают наперсток, шьют, грозят пальчиком.

fs.nashaucheba.ru