пальчиковая гимнастика_49996. Пальчиковая гимнастика насекомые


Поиграйте в пальчиковые игры! | МАДОУ Детский сад № 166 города Тюмени

В. А. Сухомлинский писал:    

"Чем больше уверенности в движении детской руки,     

тем ярче речь ребенка,     

чем больше мастерства в детской руке,      

тем ребенок умнее".

      Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Пальчиковых упражнений множество, но какие наиболее продуктивны для речевого развития ребенка 4-5 лет. Мы представляем вам ряд пальчиковых гимнастик, которые вы с легкостью можете применить в игре с вашим ребенком.

 

  • Пальчиковая гимнастика  «Насекомые»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)Полосатая пчела (на каждое название насекомого)А за нею шмель-шмелек (загибают пальчик). И веселый мотылек,Два жука и стрекоза,Как фонарики глаза  (Делают кружочки из пальчиков)Пожужжали, полетали, (подносят к глазам).От усталости упали. (роняют ладони на стол).

 

  • Пальчиковая гимнастика  «Посуда»

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой по кругу)Чайник, чашку, ковшик, ложкуИ большую поварёшку (загибают пальчики по одному, начиная с большого)Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)Только чашку мы разбили,Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился.Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)Так мы маме помогали (удар кулачками друг о друга).

 

  • Пальчиковая гимнастика  «Домик»

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик,  (соедините ладони шалашиком)Там живет веселый гномик.Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)В колокольчик позвоним (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).Двери нам откроет гномик,Станет звать в шалашик-домик.В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)Рядом - стул с высокой спинкой (направить левую ладонь вертикально вверх,к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)На столе - тарелка с вилкой (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)И блины горой стоят -Угощенье для ребят. 

 

  • Пальчиковая гимнастика  «В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики – друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

 

  • Пальчиковая гимнастика  «Перчатка»

Весёлая мышка перчатку нашла,(раскрываем ладошку, пальцы растопырены (поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).Гнездо в ней устроив,  (складываем ладоши "ковшом" )Мышат позвала. (сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) Им корочку хлеба дала покусать, (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). Погладила всех  (большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному) и отправила спать (ладони прижимаем, друг к другу, кладём под щёку).

Надеемся, что данный комплекс пальчиковых гимнастик не только порадует вашего ребенка, но и способствуют развитию его речи, мелкой моторики, а так же творческой деятельности, внимательности и способности сосредотачиваться на одном виде деятельности. Удачи!

 

 

 

detsad166.ru

Тема: Насекомые

Насекомые

Занятие 1

Задачи: расширение пассивного и активного словаря; развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; развитие мелкой моторики.

Оборудование: сюжетная картинка «Поздняя весна», предметные картинки с изображением насекомых, счетные палочки, картонные ободки с нарисованными бабочками, большие цветы из картона (или обручи) по количеству детей, колокольчик.

Ход занятия

1.Организационный момент На доске картинка с изображением поздней весны. Дети отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой): -Какое время года на картинке? (- На картинке весна.) -Что зеленеет на земле? (— Зеленеет травка.) -Что появляется на ветках? (- Появляются листочки.) И т.д. Логопед объясняет, что весной начинают летать бабочки, ползать жуки; знакомит детей с обобщающим понятием «насекомые».

2.Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают картинки с изображением насекомых, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела насекомых.

3.Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Проводится с тремя-четырьмя картинками аналогично игре «Что пропало?». Ответ дается в именительном падеже 4.Конструирование модели «Бабочка» (из счетных палочек) Логопед читает детям двустишие: Тельце, крылышки, усы - Вот и бабочка, смотри!

5. Подвижная игра «Бабочки» Логопед надевает на головы детей ободки с нарисованными бабочками, раскладывает на полу цветы (обручи). Затем по сигналу колокольчика «бабочки» начинают «летать» по ком¬нате, резвиться. После следующего сигнала колокольчика «бабочки» садятся на цветки.

Занятие 2

Задачи: активизация предметного и глагольного словаря по теме; развитие слухового и зрительного восприятия, воображения; развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование: предметные картинки (бабочка, комар, паук, муха, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, оса), доска (фланелеграф), сачок.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед выставляет на доску (фланелеграф) картинки с изображением бабочки, жука, пчелы, мухи, комара. Загадывает детям загадки, дети отгадывают и выбирают нужную картинку.

Кто пищит, летает, Над цветами порхает, пляшет, Часто нас кусает? Крылышкам разноцветными машет. (Комар.) (Бабочка.) Паутину тку - Глаза большие, крылья слюдяные, Мух в нее ловлю. ..Целый день летает, всем надоедает. (Паук.) (Муха.) Я на веточке сижу, Тельце мохнатое, вся полосатая, Целый день жужжу, жужжу. Сядет на цветок - соберет медок. (Жук.) (Пчела.)

2. Дидактическая игра «Расскажи, кто что делает?»

На наборное полотно добавляются картинки с изображением кузнечика, муравья, стрекозы, осы. Логопед рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, ползать, порхать, кружиться, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать). Затем каждый ребенок выбирает себе картинку и строит фразу типа: Бабочка летает. Муравей ползает. Жук жужжит. Кузнечик прыгает.

3. Пальчиковая гимнастика

«Оса» Оса села на цветок, Вытянуть указательный палец правой руки Пьет она душистый сок. и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки. « Комарик » Не кусай, комарик злой! Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед («хоботок»), Я уже бегу домой. мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз («лапки»).

4. Подвижная игра «Мотыльки»

Логопед проговаривает текст, дети изображают мотыльков.

На зеленом, на лугу Мотыльки летают И с цветочка на цветок Дети бегают по кругу, Весело порхают. руки в стороны - «мотыльки» летают. Маша вышла на лужок У нее в руках сачок. Логопед держит в руках яркий сачок. Берегись-ка, мотылек, После слов «Берегись-ка, мотылек» дети убегают, Улетай скорей, дружок! а взрослый «ловит» их сачком.

5. Итог занятия

Занятие 3

Задачи: развитие фразовой речи; закрепление названий основных цветов, практическое усвоение согласования прилагательного с существительным; усвоение употребления глаголов в прошедшем времени; развитие зрительного и тактильного внимания и восприятия; развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Оборудование: пластмассовая бабочка, комплекты бабочек и цветочков четырех основных цветов (по количеству детей), предметные картинки с изображением одного и нескольких таких же насекомых, картонные ободки с изображением пчел и комариков.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Игра «На какой пальчик села бабочка?»

Дети кладут ладошку на стол, раздвигают пальчики. Логопед сажает бабочку (колпачок) на любой пальчик ребенка, затем просит постучать этим пальчиком по столу (не отрывая других пальцев). Если трудно постучать - дотронуться до этого пальчика.

2.Дидактическая игра «Посади бабочек на цветочки»

Детям раздаются комплекты из четырех бабочек и трех цветочков. Дети «рассаживают» бабочек на цветы, которые подходят им по цвету, проговаривая (при помощи логопеда): -Красная бабочка села на красный цветок. Затем логопед задает вопрос: -Какой бабочке не хватило цветочка? Дети отвечают по возможности полной фразой: -Синей бабочке не хватило цветочка.

3.Дидактическая игра «Не ошибись» На доску выставляются картинки: бабочка — бабочки, жук - жуки, муравей - муравьи, оса - осы.

Логопед спрашивает:

-Про кого мы можем сказать: летал, летала, летали, ползал, ползала, ползали? Затем дети по очереди выходят к доске, берут любую картинку и проговаривают: -Бабочка улетела. -Бабочки улетели. И т.п.

4.Игра «Пчелы и комарики» .

Логопед делит детей на две команды. Детям первой команды надевает ободки, с изображением комариков, детям второй команды - пчелок. Объясняет, что, пчелы жужжат «ж-ж-ж», комарики звенят «з-з-з». Насекомые летают, порхают по полянке. Если логопед произносит звук «ж-ж-ж», к нему подлетают «пчелы», если «з-з-з» - «комарики».

Занятие 4

Задачи: закрепление знаний об основных цветах, знакомство с понятием «разноцветный»; развитие длительного ротового выдоха; закрепление понимания значений предлогов «на», «под», «в» и введение их в речь детей; развитие фразовой речи; развитие памяти на линейный ряд; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: бумажные бабочки четырех основных цветов и разноцветные; фланелеграф. картинки для фланелеграфа (цветок, листок, паутинка, насекомые), сюжетная картинка «Жук под листом».

Ход занятия

1.Организационный момент. Игра «Бабочки летят» К шнурку на уровне лица детей подвешены бумажные бабочки разного цвета (основных цветов и две-три разноцветные). Логопед произносит: - На весеннем на лугу Бабочки летают. Красная бабочка взлетела (желтая, разноцветная и т.п.). Детям предлагается поочередно подойти и подуть на бабочку названного цвета.

2.Дидактическая игра «На полянке»

На фланелеграфе выставляется большой цветок, листочек, паутинка. Детям раздаются картинки с изображением насекомых (бабочка, жук, паук, оса). Логопед просит детей разместить насекомых на картинке - посадить бабочку на цветок, жука под листок, паука на паутинку, осу в цветок, затем дети по возможности составляют предложения: Бабочка на цветке. Жук под листочком. И т.п.

3. Пальчиковая гимнастика «Жук»

Я веселый майский жук. Сжать кулачок. Знаю все сады вокруг. Указательный палец и мизинец Над лужайками кружу, развести в стороны («усы»). А зовут меня Жу-Жу. Шевелить пальцами-усами.

4.Беседа по картинке «Жук под листом»

На доску выставляется картинка с изображением жука, который спрятался под листком. Дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы логопеда: -Кто нарисован на картинке? -Куда спрятался жук? -Кто еще может спрятаться под листок? И т.п.

5.Заучивание стихотворения Жук, жук, Где твой дом? Под дубовым листом.

logoped.od.ua

пальчиковая гимнастика_49996

Пальчиковая гимнастика «Жучок».

Этот маленький жучок Перебираем по ступням. По земле гуляет, Листик сладенький найдет Щипаем ступни. И его кусает. Перебираем пальчиками по ногам Чтоб еще листочек съесть, (от ступней до коленей). Хочет он повыше влезть.

Этот маленький жучок Перебираем пальцами по коленям. По траве гуляет Травку сладкую найдет Щипаем колени. И ее кусает. Перебираем пальцами от коленей Чтоб еще травинку съесть, до живота. Хочет он повыше влезть.

Этот маленький жучок Перебираем пальцами по животу. По кустам гуляет, Кустик сладенький найдет Щипаем животик. И его кусает. Перебираем пальцами по груди. Чтоб еще кусочек съесть Хочет он повыше влезть. «Жучок заползает» в ямочку на

Вот он ямочку нашел, плечи у шеи. Лег и отдыхает. Пальчики сжимаются в кулаки. Он не будет вас кусать, Опускаем голову вниз, глаза Хочет он чуть – чуть поспать. закрываем.

sundekor.ru