Консультация для родителей "О пользе пальчиковой гимнастики". Пальчиковая гимнастика польза


Польза пальчиковой гимнастики

7 Сентябрь 2016      admin74      Главная страница » Развитие детей      Просмотров:   444

Подавляющее большинство мамочек стараются чуть ли не с пелёнок развивать своих малышей, уделяя много времени и совершенствованию мелкой моторики. Неудивительно, что рано или поздно они сталкиваются с пальчиковой гимнастикой, которая и направлена на развитие координированности точных движений пальцев, стимуляцию речевых навыков, улучшение психофизических процессов. Польза пальчиковой гимнастики не вызывает сомнения, особенно если уделять ей достаточно времени и не пропускать занятия. Поговорим сегодня также об особенностях подобных упражнений на разных возрастных этапах.

Польза пальчиковой гимнастики

Польза пальчиковой гимнастики

Прежде всего, разберёмся в том, что же представляют собой эти упражнения. Гимнастика для детских пальцев – это движения кистями рук, которые могут носить пассивный или активный характер. Первый вариант подходит для новорождённых и младенцев (а также малышей с низким уровнем моторики), второй – для деток дошкольного возраста.

Этот способ совершенствования речи подразделяется на несколько видов: массаж (или самомассаж), пальчиковые игры, которые сопровождаются обычно стихами или рифмованным текстом, и особые занятия с мелкими предметами (например, мячиками, макаронами, фасолью).

Гимнастика для пальчиков – не просто весёлое времяпрепровождение, а весьма полезное упражнение. Если вы решили заниматься с ребёнком подобными играми, важно знать, какими преимуществами они обладают:

  1. Совершенствование речевых умений. В пальчиках присутствуют особые точки, которые напрямую связаны с теми областями коры полушарий в головном мозге, которые ответственны за языковые способности.
  2. Развитие осязание. Активные движения пальцами и ощупывание различных небольших предметов позволяет совершенствовать чувственную сферу, что помогает ребёнку познакомиться с такими особенностями объектов, как размеры, форма, фактура материала.
  3. Совершенствование моторики. Ребёнок, который занимается подобными упражнениями, овладевает согласованными, точными, координированными действиями рук и пальцев. Это сказывается на ускоренном формировании навыков самообслуживания, умения рисовать, писать и лепить.
  4. Развитие процессов запоминания. Ребёнок по ходу пальчиковых игр запоминает очерёдность действий и определённое положение пальцев. Кроме того, стихотворения и потешки, подкреплённые движениями, способны запомниться намного быстрее и эффективнее.

А ещё пальчиковая гимнастика позволяет взрослым весело и с пользой провести время с крохой в перерывах между домашней работой, при поездках, например, в больницу и перед засыпанием. Опытные мамочки с помощью подобных упражнений могут отвлечь ребёнка от капризов и зарождающейся истерики, переключив его внимание.

Особенности гимнастики для малышей разных возрастов

Специалисты рекомендуют начинать такие упражнения уже с младенческого возраста. Но преимущество пальчиковой гимнастики заключается в том, что заниматься ею никогда не поздно. Естественно, наилучшие результаты возможны в так называемый сенситивный период: в тот возрастной промежуток, когда происходит активное формирование речи и моторики – с 1,5 до 3 лет. Каковы же особенности занятий на каждом возрастном отрезке?

  1. У новорождённых крох хорошо развиты хватательные рефлексы, когда ребёнок крепко захватывает ладонью указательные пальцы взрослого человека. Практически с рождения родителям советуют гладить ладошки и пальчики малыша, массировать кисти его ручек, чтобы активизировать речевые и двигательные зоны в головном мозге.
  2. Дети полутора-трёх лет уже способны сгибать и разгибать пальчики, однако выполняют все упражнения только одной ручкой. А вот трёхлетки уже могут играть обеими ручками, учась понемногу согласовывать движения.
  3. Детки среднего дошкольного возраста (в 4 годика) с удовольствием выполняют задания, связанные с перебиранием макарон, фасоли, лепкой пластилина. Ребятишки постарше практически идеально выполняют различные пальчиковые игры (например, «Ёжик», «Стол»), наизусть читая короткие стишки.

Таким образом, польза пальчиковой гимнастики многообразна. Мелкая моторика детских ручек, психофизические процессы, осязание – всё это можно и даже нужно совершенствовать с помощью упражнений для пальчиков. А чтобы эти занятия доставляли крохе только радость, старайтесь делать их более творческими и разнообразными.

    Метки: активный, взрослый, возраст, возрастной, выполнять, гимнастика, движение, заниматься, занятие, игра, кроха, малыш, моторика, особенность, палец, пальчик, пальчиковый, подобный, польза, Польза пальчиковой гимнастики, процесс, развитие, развитие детей, ребенок, речевой, ручка, совершенствование, упражнение     

sonyaclub.ru

О пользе пальчиковой гимнастики

Рейтинг:    / 1 Подробности Опубликовано 19.08.2008 16:27

пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)...

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Вот некоторые упражненияразвитие мелкой моторики

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

пальчиковая гимнастикаДве веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и кладут ладони на стол.Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Пальцы – маленький отряд –

Бодро выстроились в ряд.

Все из нашего полка

Достают до потолка.

Упражнение выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы.

Автор статьи: Евстигнеева Любовь Геннадьевна, детский и семейный психолог.

Оставить комментарий при помощи:

Добавить комментарий

www.zayka.net

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики ребенка

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

По мнению специалистов, пальчиковая гимнастика положительно влияет на развитие мелкой моторики, мышления и речи дошкольников. Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.

Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.

Массаж

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

  • Игры с предметами
В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:
  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

Потешка

Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.

  • Составление фигурок

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Пальчиковая гимнастика

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Шанина

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Тимофеева

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Железнова

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Пальчиковые игры для малышей – альтернатива бесполезным игрушкам

Хорошее упражнение для развития мелкой моторики – пальчиковые игры для малышей. Мама хочет, чтобы ее ребенок уже в 2-3 года научился читать, рисовать, играть на скрипке. Не спешите, нервная система грудничка еще очень слаба, ей не под силу вынести большие нагрузки. При желании и большом упорстве можно научить полуторагодовалого младенца считать до ста или запоминать длинные стихи, только такое насилие пойдет в ущерб общему развитию. В этом возрасте с ребенком нужно играть, а движение пальчиков поможет головному мозгу сформироваться и подготовиться к получению знаний.

Мама держит ручки грудничка

Десять тренажеров для нервной системы

Мышцы кистей рук у новорожденного развиты очень хорошо. Он может ухватиться за мамины пальцы и повиснуть, удерживая вес своего тела без больших усилий. Природа выполнила свою анатомическую функцию, теперь ваша задача – научить пальчики выполнять ловкие точные движения. Этот навык нужен не только для подготовки рук к письму, лепке и рисованию. Мелкая моторика необходима для развития всей нервной системы. При работе с детьми нельзя спешить, забегать вперед. Все должно идти последовательно: сначала формируются нужные мышцы и связки, потом можно приступать к упражнениям.

Малыш лежит в кроватке, мама поет ему песенки, читает сказки, а погладить пальчики, дать перебирать шарики на веревочке считает излишним. Родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, не произносит ни одного слова, с ним же постоянно разговаривают. Дело в том, что в коре головного мозга существенную часть занимает область, ответственная за движения рук. Полушария еще плохо взаимодействуют между собой, но ловкие движения кистей посылают нервные импульсы, способствующие развитию связи между ними.

Невропатологи давно заметили связь между мозгом и мелкой моторикой. При реабилитации после инсульта или травмы головы они рекомендуют больным вязать, шить, перебирать мелкие предметы, массировать ладони и кисти. Замечено, что у пациентов, прислушивающихся к этим советам, восстановление всех функций организма проходит быстрее.Когда малыш активно перебирает свои пальчики, хватает и бросает мелкие предметы, у него отмечаются положительные изменения:

  • снимается напряжение всех мышц тела;
  • активизируется мышление;
  • формируются творческие способности и фантазия;
  • развивается внимание;
  • зарождаются способности к определенным видам деятельности.

Пальчиковые куклы

Пальчики помогут развитию речи

Правая часть мозга распознает предметы, а левая отвечает за развитие речи. Когда работа полушарий не согласована, малыш видит маму, слышит это слово, ротик готов произнести нужные звуки, но объединить работу всех органов не удается. Прежде чем учить ребенка говорить, нужно провести подготовительную работу: наладить взаимодействие всех участков головного мозга, сформировать согласованную связь между полушариями.

Логопеды часто используют тест для поисков причины отставания в речевом развитии. Ребенка просят поочередно согнуть и разогнуть каждый пальчик отдельно, затем 2 или 3 вместе. Если кисть хорошо слушается команд, каждый палец может двигаться как самостоятельно, так и вместе с другими, мозговые центры и проводящие нервы работают нормально. В этом случае плохое произношение может быть вызвано анатомическими особенностями губ, языка, горла. Когда малыш умеет только сжимать и разжимать кулачок, а показать пальцем на предмет, сделать «рожки» не может, причины кроются в плохой работе нервной системы.

Развивать речь младенца нужно с самого рождения. Подвесьте над ним яркие игрушки, которые он сможет хватать и отпускать, подносите к его кистям свои пальцы, чтобы грудничок уцепился за них. Чем чаще новорожденный будет сжимать и разжимать ручки, тем быстрее пойдет его умственное развитие. Желательно приобретать игрушки со звуковыми или световыми эффектами, чтобы ребенку хотелось взять и потрясти их снова и снова. Если младенец до года не произносит даже слоги, а только издает непонятные звуки, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Пальчиковая гимнастика для грудничков

До полугода у ребенка развивается вся кисть: он сжимает и разжимает кулачки, хватает, перекладывает из руки в руку и бросает игрушки с удобной ручкой. Тренировать пальцы ему пока рано – должны окрепнуть мышцы, связки и сухожилия. Когда грудничку исполнится 6 месяцев, начните массаж кистей. Возьмите каждый пальчик по очереди, согните и разогните, разотрите от кончика к ладони и до запястья. Можете поиграть в «Ладушки».

В 10 месяцев пора приступать к развитию мелкой моторики. Дайте ребенку небольшие шарики, бусины, камешки и другие округлые предметы. Кулачком их не ухватить, чтобы играть с интересными новыми вещами, нужно работать каждым пальчиком отдельно. Покажите малышу, как строить башню из кубиков, надевать кольца на пирамидку. Прекрасным тренажером будет развивающий коврик. Прикрепите на него карман с крупной пряжкой или пуговицей, кладите туда разные игрушки. Любопытному младенцу будет интересно открыть застежку, чтобы найти новый сюрприз.

Совет

Если заметите, что ребенок с трудом берет или удерживает игрушки, скажите об этом педиатру. Ресурс TheRebenok.ru собрал информацию о развитии речи и выяснил, что часто проблемы с произношением возникают при плохой мелкой моторике.

В «Козу рогатую» ребенку играть пока сложно: два пальчика никак не хотят разгибаться вместе, но вы можете сами показывать ему «рожки», а малыш захочет повторить мамино движение. Зато «Сороку-белобоку» он освоит очень быстро. Эти старые пальчиковые игры для малышей были знакомы еще прабабушкам. Они ничего не знали о мелкой моторике, связи между движениями пальцев и головным мозгом. Материнская интуиция подсказывала, что необходимо сыну или дочери, и наши предки создали стихи и игры, не теряющие популярности у всех поколений.Потешка "Сорока-белобока"Предложите ребенку поиграть в «Грибочки». Пусть он держит открытую ладошку и на каждой строчке загибает по одному пальчику: от мизинца к большому. Если сначала у малыша не получится, помогите ему.Потешка "Грибочки"

Игры для младшего возраста

Когда малышу исполнится полтора года, его пальцы будут готовы к тонким точным движениям. Ему можно предложить простейшие конструкторы, крупную мозаику. Обязательно купите или сделайте сами игрушку-шнуровку: продевание веревочки в отверстия очень хорошо тренирует мелкую моторику. Дайте ему помять глину или пластилин, но помните, что любопытные дети все хотят попробовать на вкус. Приобретайте материалы для лепки только в специализированных торговых центрах, смотрите, чтобы они имели сертификат и соответствовали возрасту ребенка.

Малышам от годика до 3 лет можно подобрать более сложные игры. Кисть руки – неограниченный простор для фантазии. Многие из этих упражнений хороши тем, что ими можно заниматься при поездках в транспорте, ожидании очереди в поликлинике и в других местах, где ребенку скучно.

  • «Зоопарк». Средний палец может стать хоботом слона, хвостом тигра или ящерицы, а все остальные – лапами. Две ваших и две детских руки составят целый зоопарк, где звери бегают, танцуют, тихонько подкрадываются друг к другу.
  • «Корни». Сначала найдите старое дерево и покажите ребенку, как причудливо могут переплетаться его толстые корни. Рука до локтя – мощный ствол, пальцы – корни. По команде каждый из игроков «сажает» свое дерево. У кого получилось интереснее?
  • «Ловкие ноги». Большой и указательный пальцы становятся ногами человека, который прыгает, занимается карате, выполняет сложные пробежки в фигурном катании.
  • «Норки». Пальчики – звери, а перчатка – их общий дом. Пусть животные быстро и правильно забегут в свои норки.

Предложите ребенку самому придумать, кем еще могут стать его пальцы. Хорошо, если упражнения будут сопровождаться стихами, различными историями. Многие детские потешки можно сопровождать движением кистей. Например, можете с помощью рук сыграть сказку «Репка». В магазинах иногда продаются забавные мордочки животных или кукольные головы, которые можно надеть на пальцы и устроить настоящее театральное представление.

Не забывайте, что при занятиях с детьми нужно придерживаться определенных правил:

  • ясно объясните ребенку, чем вы будете заниматься;
  • ни на что не отвлекайтесь, играйте с настроением, азартом;
  • найдите, за что можно похвалить малыша, но никогда не ругайте за ошибки;
  • если игра не нравится, не настаивайте на ее продолжении;
  • не давайте ребенку утомиться и заскучать, вовремя заканчивайте занятие.

Очень хорошей тренировкой для пальчиков станут бытовые навыки. Скоро малыш пойдет в садик, ему нужно научиться самому застегивать пуговицы, кнопки и пряжки, завязывать шнурки на ботиночках. Если ребенок не хочет сам одеваться, превратите это занятие в интересную игру. У него есть 10 помощников-гномиков, которые бегают по одежде и проверяют, все ли в порядке. Маленькие человечки завязывают шапочку, поправляют шарфик, подтягивают носочки, смотрят, чтобы все было надежно закрыто и застегнуто. В конце пусть ребенок посмотрится в зеркало и оценит их работу.

Смайлики на пальцах

Упражнения для дошкольников

После 3 лет можно продолжать игру в гномиков, только задания теперь будут сложнее. Ребенку пора запомнить названия пальцев. Если эти слова покажутся малышу скучными, пусть они будут фамилиями, а имена своим друзьям малыш придумает сам. У каждого помощника есть брат на другой руке, например, Коля Указательный и Саша Указательный. Когда нужно выполнить работу, которую дошкольник считает трудной или скучной, пусть позовет на подмогу 10 своих приятелей. Такой большой компанией они быстро уберут игрушки, сложат на полку разбросанные книжки или соберут сложную фигурку из конструктора.

Воздействие на кисти и пальцы приносят пользу не только головному мозгу и нервной системе. Восточная медицина считает, что в этой области сосредоточено множество точек, связанных со всеми внутренними органами. Игрушки не должны быть полностью гладкими и ровными, давайте малышу шершавые или пупырчатые предметы. Очень полезны игры с мячиком, покрытым резиновыми шипами. Предложите ребенку поймать «ежика», погладить его, покатать в ладонях.

Не нужно забывать и про пальчиковые игры для малышей. Купите специальных кукол, которые надеваются на кисти. Сначала малыш будет просто двигать руками и головой персонажа, а потом сможет разыграть театральное представление. В темной комнате направьте на стену свет настольной лампы, и покажите, какие интересные тени получаются при разных положениях пальцев. Если ребенок никак не может запомнить их название, прочитайте стишок, а ребенок пусть поднимает тот палец, о котором сейчас идет речь.Стишок про пальчикиЕсли заметили, что пальчики ребенка до сих пор остаются непослушными, плохо двигаются по отдельности, сообщите об этом педиатру. Он направит вас к невропатологу, хирургу или другому специалисту, который может назначить занятия специальной гимнастикой. Комплексов существует много, но чтобы подобрать правильные упражнения, нужно выяснить причину проблемы.

Ребенок лепит из пластилина

Взаимосвязь творчества и мелкой моторики

Если вы вовремя и правильно проводили упражнения с пальчиками, творческая фантазия малыша уже бьет фонтаном. Только подтолкните его в нужном направлении, и ребенок создаст такие шедевры, что вы удивитесь. Научите его пользоваться ножницами, клеем, пластилином. Нарисованная акварельной краской елка выглядит уныло, но если наклеить на нее кусочки мишуры, части конфетных фантиков, блестящие бусинки, вид станет совсем другой. Творчество дает работу рукам, а точные движения пальцев стимулируют мозг на создание новых проектов.

Возьмите обычную пластиковую бутылочку, вместе с малышом облепите ее пластилином и покажите, как прилепить горошины, крупу, бисер, блестки. Очень скоро у вас в доме появится множество разнообразных самодельных вазочек. Девочкам можно начинать осваивать плетение из крупного бисера, простейшие приемы макраме. Мальчики с удовольствием собирают конструкторы. Не останавливайтесь на одном «Лего», приобретите металлические и строительные наборы, магниты, детали из гибкого пластика. С каждым годом элементы рукоделия должны становиться мельче, а движения пальчиков – точнее.

Иногда дети отвергают магазинные игрушки и конструкторы и играют с веревочками, камешками и другими не предназначенными для этого вещами. Если такое занятие не угрожает их безопасности – не возражайте: малыш получает и удовольствие, и двойную пользу. Предмет неправильной формы трудно взять, удержать и уложить в нужное место. Пальцы получают хорошую тренировку, а неровная фактура производит естественный массаж. Второе преимущество – развитие фантазии. Если малыш видит в шнурке змею, в ракушке – тарелку, а в кусочке дерева – любимую собачку, за него можно только порадоваться.

Пусть малыш рисует, пробует написать что-то печатным шрифтом, но не нужно учить его каллиграфии. Рука до 7 лет еще недостаточно развита, чтобы вывести письменные буквы. Перед поступлением в школу можно учить ребенка простейшему вышиванию и вязанию. Тонкие движения укрепят кисть, и у первоклассника не будет проблем с письмом.

Промышленность постоянно совершенствует товары для детей, начиняет их электроникой, и для занятий с современными игрушками малышу не нужны руки и ноги. Достаточно одного пальца, чтобы нажимать кнопки. Если вы заполните детский уголок только такой продукцией, у ребенка атрофируются не только мышцы, но и мозг и речь. Не переживайте, если, отправляясь на прогулку или в поездку, вы забыли дома пакет с игрушками. Зачем они, если у малыша есть 2 руки и 10 пальцев? С таким арсеналом можно придумать столько интересных занятий, что время пролетит незаметно.

therebenok.ru

Пальчиковая гимнастика для детей: полезно и интересно

Мелкая моторика рук оказывает большое влияние на развитие речи, воображения, памяти и координации в пространстве. Поэтому многие педагоги и психологи дают важный совет: родители должны с раннего детства развивать кисти рук ребенка.

Для этого следует выполнять пальчиковую гимнастику для детей, а также играть в игры, способствующие развитию мелкой моторики. Сегодня мы поговорим о пользе пальчиковой гимнастики для развития крохи, подскажем, как родители могут заниматься с ребенком дома.

Пальчиковая гимнастика для детей

Польза пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для детей ‒ веселое и полезное занятие. Упражнения не только стимулируют развитие творческих способностей и фантазии, но и выполняют ряд других важных функций:

  • Развитие речи. В процессе игры малыш подражает взрослому, учится понимать смысл отдельных слов.
  • Развитие памяти. Играя пальчиками, кроха запоминает последовательность движений и определенное положение рук. Стишки и потешки, подкрепленные действиями, запоминаются быстро и надолго. В своем сознании малыш связывает зрительные образы с текстом.
  • Подготовка кисти руки и пальцев к письму. При регулярном выполнении упражнений кисти и пальцы рук становятся более гибкими и подвижными, что в будущем облегчит овладение навыком рисования и письма.
  • Развитие внимания, воображения и артистизма. Подражание ‒ врожденная способность и ведущий вид деятельности детей. Уровень развития подражания зависит от способности малыша удерживать внимание. Малыши, прошедшие «школу пальчиковых игр» более внимательны, коммуникабельны и раскованы.

Особенности занятий для детей в разном возрасте

Тренировать пальчики ребенка нужно с раннего возраста. Наиболее простой вариант гимнастики для самых маленьких ‒ всевозможные растирания, поглаживающие или круговые движения, постукивания кончиками пальцев. Так массируется большое количество точек, которые отвечают за органы крохи.

По мере взросления малыша занятия пальчиковой гимнастикой усложняются. Так, с 5-6 месяцев кроху знакомят с короткими рифмованными стишками-потешками («Ладушки», «Сорока-белобока»). В этом возрасте ребенок воспринимает игру с одной ручкой, а умение играть 2-мя руками формируется примерно к трем годам.

Поиграйте с пальчиками малыша, произнося вслух такую потешку:

Этот палец ‒ маленький (загнуть мизинчик)

Этот палец ‒ слабенький (загнуть безымянный пальчик)

Этот палец ‒ длинненький (загнуть безымянный пальчик)

Этот палец ‒ сильненький (загнуть указательный палец)

Этот палец ‒ толстячок (загнуть большой палец)

Ну а вместе ‒ кулачок!

Для детей 2-3 лет хорошим занятием могут стать игры со шнуровками. Это могут быть готовые игрушки, купленные в магазине, или поделки родителей. Также полезно, если малыш самостоятельно будет зашнуровывать свои ботинки и застегивать свою курточку.

Отличным упражнением для пальчиков является конструирование. Желательно предлагать детям конструктор с раннего возраста, постепенно уменьшая размеры деталей.

Дети с удовольствием перебирают семена различных растений: тыквы, кукурузы, фасоли, подсолнуха. Ребенок с радостью сделает аппликацию с помощью этих семян. Нарисуйте рисунок вместе и предложите малышу приклеить на него зерна кукурузы или фасоли.

Также понравится детям искать в большом количестве круп какую-то небольшую игрушку. Чем глубже руки ребенка проникают в крупу, тем больше массажного эффекта они получают.

Успокоительное действие оказывает на малышей рисование по песку. Взрослые могут предложить детям выводить пальчиком сначала простые фигуры ‒ линию, квадрат или круг. Затем постепенно необходимо усложнять эти элементы.

Детям трех-пяти лет нужно уделять пальчиковой гимнастике не меньше десяти минут в день. Девочкам понравится нанизывать бусинки. Можно сделать необычное украшение из трубочек для коктейля, предварительно разрезав их на небольшие кусочки.

Отличным занятием для развития мелкой моторики могут стать игры с прищепками. Взрослым необходимо вырезать из картона тучку или солнце, а малышам делать прищепками соответственно капельки или лучики. Ребенку наверняка понравится развешивать кукольную одежку на веревку и фиксировать ее прищепками.

Развивают кисть руки упражнения с пинцетом. Предложите малышу рассортировать мелкие предметы с помощью пинцета.

Благотворное воздействие оказывает мозаика и складывание пазлов. Также для этой цели подойдет лепка, рисование и разукрашивание. Ребенку будет интересно и полезно участвовать в пальчиковом театре, а также делать пальчиковую гимнастику, которая  сопровождается веселыми стишками.

Родители должны помнить о важности мелкой моторики рук. Поэтому необходимо предлагать малышу разные упражнения. Чтобы эти занятия приносили удовольствие ребенку, необходимо делать их креативными и разнообразными. Тогда пальчиковая гимнастика станет для малыша интересной игрой.

ymadam.net

О пользе пальчиковой гимнастики.

О пользе пальчиковой гимнастики. В чем польза пальчиковой гимнастики для ребенка? Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий. Пальчиковые игры можно условно разбить на две возрастные группы: от 1 года до 4 лет и от 4 до 7 лет. Игры в этих двух возрастных группах будут отличаться сложностью и содержанием самих текстов пальчиковой гимнастики. В возрасте от 1 года до 4-х лет с помощью пальчиковой гимнастики решаются определённые цели и задачи: малыши учатся подражать движениям взрослых (развитие в этом возрасте идёт через подражание!) формируется умение понимать речь и выполнять определённые простые движения по требованию происходит развитие памяти, воображения и внимания (идёт развитие устойчивости внимания!) развиваются согласованные движения обеих рук происходит развитие тонкой моторики пальцев развиваются и укрепляются мышцы рук. Это не такие уж и маленькие задачи для детишек, которые ещё с трудом удерживают своими пухленькими пальчиками горошину и фасоль! Теперь остановимся на особенностях проведения пальчиковой гимнастики в возрасте детей от 4 до 7 лет. Здесь пальчиковая гимнастика решает следующие задачи: развитие речи развитие памяти, воображения, свойств внимания укрепление мышц пальцев рук развитие скорости движения пальцев развитие тонкой моторики пальцев развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук Проанализировав задачи для данной и для более младшей возрастной групп, мы видим, как меняются и усложняются задачи для детей 4-7 лет. Кроме того, пальчиковая гимнастика позволяет решить и другие педагогические задачи: специально подобранные тексты способствуют запоминанию названия пальцев руки и дней недели, порядка расположения чисел при количественном и порядковом счёте, формируют понятия право-лево, выше-ниже и т.д. Примеры пальчиковых игр для детей Кулачок Этот пальчик - маленький, (загибаем мизинчик) Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну а вместе кулачок! Клён Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх) Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево) Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко) Зашумел листвою клён. (Пошевелить пальчиками)

Дни недели.В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)В среду я пекла калач (печём пирожки)Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем козырёк)Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе).Полный сборник упражнений вы найдете здесь http://tvoyklub.ru/ .

freedocs.xyz

Консультация для родителей "О пользе пальчиковой гимнастики"

«Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи.

И. П. Павлова

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.

Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) .

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема развития речи оставляет желать лучшего (число детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось: если в 50-х годах XX в. было около 17% детей с речевыми нарушениями, то в начале XXI в. их стало 68, 5%).

Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет огромную социальную значимость.

Пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

На выставке мы представили Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Подборку некоторых игр для работы с детьми мы для Вас подготовили (приложение А).hello_html_mdf952f5.gif

infourok.ru