Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников». Пальчиковая гимнастика профессии


Консультация по теме "Пальчиками играем-стихи повторяем" (пальчиковая гимнастика)

«Пальчиками играем – стихи повторяем».

Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.

Это так! Очень важное и значимое место в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Как правило, развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры.

В основу пальчиковых игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

  • Во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

  • Во-вторых, они всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

  • В-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно.

  • В-четвертых, они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

  • В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя ,приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

В работе с детьми необходим творческий подход к любым жизненным ситуациям.

Пальчиковых игр множество. Можно придумать и свои собственные - все зависит от Вашей фантазии и желаний малыша.

Пальчиковые игры к тематической недели марта «Профессии»:

Пальчиковая игра “МИР ПРОФЕССИЙ”

Вот забор.   (Пальцы правой руки прижать друг к другу)В заборе щели.   (Раздвинуть пальцы)Пальцы в них пролезть хотели.   (Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным пальцами правой)Сунул голову БольшакДальше не пройти никак!   (Крепко зажать большой палец)Вслед за ним застрял Указка.Середняк хотел – напрасно!Безымянный – безуспешно!Хоть один прошёл? Конечно!   (Указат.палец левой руки между указат. и средним пальцами правой, средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой)Щуплый, маленький мизинчик   (Мизинец несколько раз согнуть – разогнуть, потом помахать им)Помощь братьям оказал:Из щелей их всех достал.   (Каждый палец по очереди освободить из плена)

Пальчиковая гимнастика ”ПРОФЕССИИ”

Доктор измерил температуру, (загибаем или разгибаем пальцы на руке, перечисляя профессии)А музыкант на флейте сыграл.Строитель кирпичную стену построил,Художник картину нарисовал.Повар сварил очень вкусные щи.Скорей пять профессий ты здесь отыщи.

“ПОВАР”

Повар готовил обед,   (Ребром ладони дети стучат по столу)А тут отключили свет.Повар леща берет   (Загибают большие пальцы)И опускает в компот.Бросает в котел поленья,   (Загибают средние пальцы)Угли бьет поварёшкой.   (Загибают безымянные пальцы)Сахар сыплет в бульон.   (Загибают мизинец)И очень доволен он.   (Разводят руками)

«Будем мы варить компот»

«Будем мы варить компот,                                              

  Фруктов нужно много – вот.

   Будем яблоки крошить,

  Будем груши мы рубить,

  Отожмем лимонный сок, 

  Слив положим и песок.

   Будем мы варить компот,

   Угостим честной народ».

“ПОРТНОЙ”

Вышивает, шьет иголка,Пальцу больно,Пальцу колко.   (В правой руке воображаемая иголка «шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке)А наперсток   (Надевают наперсток)В тот же миг   («Шьют»)К девочке на пальчикПрыг!Говорит иголке:-Шей,а колоться ты не смей!   (Грозят пальчиком)

Пальчиковая гимнастика “СТРОИТЕЛИ”

Мы строители, мы строим,   (Ребенок стучит кулачком о кулачок)Много мы домов построим,   (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)Много крыш и потолков,Много окон, стен, полов,Много комнат и дверей,Лифтов, лестниц, этажей.Будет у жильцов веселье   (Произносит слова веселым голосом.)В новом доме новоселье!   (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)

Разминка для ручек

(занятие для первой младшей группы)Цель: создать положительный эмоциональный настрой, учим выполнять в соответствии с текстом движения, продолжаем развивать внимание, зрительную и слуховую память Материал: нарисованное солнце.

Ход работы 

Воспитатель: 

Ребята, сегодня мы пойдём гулять , а с кем отгадайте!!!

Что выше леса, Краше света, Без огня горит? (солнце)

Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце)

Спустись к нам, солнышко! (В это время показывает детям и просит повторить: поставить руку на локоть и широко растопырить пальцы). Вот оно. Улыбается вам.

Вот у солнышка лучики. (Пошевелите пальцами ).Набежали тучки (загибаем мизинчик).

Один лучик спрятался за тучку (загибаем безымянный и далее поочерёдно все пальчики на двух руках).

И этот лучик спрятался, и этот… (Показываем кулачки).

Совсем скрылось солнышко.

Ничего не видно (прижимаем кулачки к глазам), темно.

А вот оно снова показалось из-за тучки. (Раскройте ладошки и расслабленно встряхните пальчиками – дайте им отдохнуть).Выглянуло солнышко, и тепло стало. (Потрите ладошки друг о друга. Посмотрите на свои ладошки, покрутите-повертите ими, «посверкайте» лучами – пошевелите пальцами).

Весело сияет солнышко, сверкает лучиками. Поднимается солнышко высоко-высоко. (Тянемся выше-выше – «растём»). И мы растём, тянемся до солнышка.

Солнышко зовёт нас на зарядку. Вот это да! Встанем вместе веселей и солнышку улыбнемся. Молодцы!На зарядку солнышко зазывает нас.Мы поднимем ручкиПо команде: «Раз!»Шелестит над нами весело листва.Опускаем руки мы По команде: «Два!»Солнышко просит повторить зарядку ещё раз. Вы не устали? Тогда начнём. Только будьте внимательны, поднимайте и опускайте руки по команде. Молодцы!!!

infourok.ru

Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников»

Поиск Лекций

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры по теме: «Овощи»

Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)«У Лариски – две редиски»у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)У Алешки – две картошки.У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.А у Вовки – две морковки.Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

На базар ходили мы,Много груш там и хурмы,Есть лимоны, апельсины,Дыни, сливы, мандарины,Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;При этом ладони не соприкасаются.-мизинцы-безымянные-средние-указательные-большие-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»

Будем мы варить компотФруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»Будем яблоки крошить,Грушу будем мы рубить.Отожмем лимонный сок,Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.Варим, варим мы компот.Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

Пальчиковые игры по теме: «Семья»

Как у нас семья Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

«Детский сад»В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)Самый младший- это я.Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Пальчиковые игры по теме: «Город. Страна»

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другуВ этот домик приглашаем. «Дом»

Пальчиковые игры по теме: «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)Они очень редко заходят сюда.

Пальчиковые игры по теме: «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)Мы во двор пришли гулять.Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

Пальчиковые игры по теме: «НОВЫЙ ГОД»

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,И на мельницу снесла.Намолола там муки,Испекла всем пирожки:Мышонку – с капустой,Мышонку – с картошкой,Мышонку – с морковкой,Мышонку – с морошкой.Для большого толстячка – Аж четыре пирожка:С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников»

Пальчиковая гимнастика «Повар»Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)А тут отключили свет.Повар леща берет (Загибают большие пальцы)И опускает в компот.Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)И очень доволен он. (Разводят руками)«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.Мы идем грибы искать.Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик жарить стал,Этот пальчик все съел,Оттого и потолстел.«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,В лес идем мы погулять.За черникой,За малиной,За брусникой,За калиной.Землянику мы найдемИ братишке отнесем. Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.

Здравствуй, полянка большая!Здравствуй, трава – мурава!Здравствуй, ягодка лесная!Ты поспела и вкусна.Мы корзиночку несём – Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.

poisk-ru.ru

Тематическая неделя - 12 Февраля 2014

Всё о профессиях

 

С 27 по 31 января в нашем детском саду прошла тематическая неделя «Профессии».

Основной целью было закреплять с детьми понятие «профессия». Объяснить как важны все профессии (врач, мед. сестра, продавец, повар и т.д.). Формировать интерес к профессиям взрослых.

Для того чтобы дети поняли важность и значимость профессий мы играли в сюжетно-ролевые игры: «К нам пришли гости», «Я иду делать прическу», «На приеме у врача», «Я строитель», «Инспектор ДПС», «Идем в магазин за продуктами».

Разучивали новые пальчиковые игры, физкультминутки, читали и разучивали стихотворения о разных профессиях, рассматривали картинки с изображением людей в разной форме, закрепляя знания о том, во что одеты представители разных профессий, разгадывали загадки, играли в настольные игры (лото).

 

Пальчиковая игра «Профессии»

Много есть профессий знатных,         (соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных.                     (соединяем пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, моляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель…         (загибать пальцы)

Сразу всех не называю,                        (сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю.              (вытянуть руки вперед ладонями вверх.)

 

Физкультминутка

                         «Профессии»

Повар варит кашу,                                (имитация с вращения кистей рук)

Плащ портниха шьет,                           (махи руками)

Доктор лечит Машу,                            (открывать и закрывать рот высовывая язык)

Сталь кузнец кует,                                (хлопки)

Дровосеки рубят,                                  (махи с наклонами)

Строят мастера,                                     (имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет,                            ( поднимание плеч)

Наша детвора?

 

Стихотворения о профессиях:

Повар

Жарит, парит и печёт –

Вот пирог, вот каша…

И за то ему почёт,

Благодарность наша!

(Е. Санин)

Парикмахер

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

 

Продавец

Мы приходим в магазин.

В нём обилие витрин.

Выбрать нужную покупку

Продавец поможет чуткий.

(О. Повещенко )

Загадки

Правила движения

Знает без сомнения

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет

Кто же он, скажи? (Пилот)

 

Уважаемые родители! Вы - первые помощники и советчики своим детям в выборе профессии, Вы с младшего возраста должны наблюдать развитие интересов ребенка, влиять на их формирование. Какие виды деятельности интересуют ребенка, каковы его творческие достижения, каковы профессиональные намерения - эти вопросы должны быть постоянно в  поле зрения родителей.

Одна из важнейших Ваших задач – помочь ребенку сформировать реальное представление о себе, своих способностях, сильных сторонах своей личности и наиболее успешных сторонах своей деятельности. Причем эта вдумчивая, уважительная «обратная связь» должна быть дана Вами не в прямых оценках их способностей, умений и личностных свойств, а в поощрении их уникальности.

Воспитатель О.Г. Васильева

mbdou116.ru

Методическая разработка "Пальчиковая гимнастика"

Картотека

«Пальчиковая гимнастика»

Выполнила:

Учитель-логопед

Куптей С.Г.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

(разгибаем пальчики)

Раз,два,три,четыре,пять

вышли пальчики гулять.

(загибаем пальчики)

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистил стол.

Этот добр, а этот зол.

Пальчик пальчик тук да тук (повторяется 2 раза)

Хлопай,хлопай,хлопай ( хлопают в ладошки)

Ножками топай,топай (повторяется 2 раза)

Спрятались,спрятались (закрыть лицо руками).

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил-

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. "Пальчики здороваются" -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу. "Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу. "Корни деревьев" - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый - это работа с пальчиками; второй -это работа со счетными палочками, спичками.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.).

I. ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке - флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Стул

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Пальчиковая гимнастика

Уже многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики).

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

Сорока.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:

- Сорока-белобока

- Кашку варила,

- Детишек кормила.

Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

- Этому дала,

- Этому дала,

- Этому дала,

- Этому дала,

- Этому дала.

или, как вариант :

- Этому не дала:

- Ты воды не носил,

- Дров не рубил,

- Каши не варил -

- Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

- С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

- И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

- Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

- Я попробую немножко.

- Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

- Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли

- В чистой тепленькой воде.

- То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

- Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

- То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчик-мальчик.

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

- "Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил.

- С этим братцем песни пел.

- С этим - в дудочку дудел.

Этот пальчик.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

- Этот пальчик - дедушка,

- этот пальчик - бабушка,

- этот пальчик - матушка,

- этот пальчик - батюшка,

- Ну а этот пальчик - я.

- Вот и вся моя семья.

Пальчики.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

- Этот пальчик хочет спать.

- Этот пальчик — прыг в кровать!

- Этот пальчик прикорнул.

- Этот пальчик уж заснул.

- Встали пальчики. Ура!

- В детский сад идти пора.

Зайка.

Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

- Скачет, скачет зайка,

- Ты его поймай-ка!

и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог.

- Восемь пальчиков для ног -

- Получился осьминог.

- Сколько ног у осьминога?

- Много - Много!

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Улитка.

- На одной скользящей ножке

- Домик, голова и рожки.

- Дай-ка пальчики сюда!

- То не пальчики - рога.

Изображаем пальчиками рожки улитки.

Кошка.

- Как у нашей кошки

- Беленькие ножки,

- Мяконькие лапки,

- Ноготки - царапки.

Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.

- Поцарапаем немножко

- Не ребята мы, а кошки

Мышка.

- Как у нашей мышки

- Ножки-коротышки.

- Ножки мышкины спешат

- К сырной корке - и назад.

Изображаем пальчиками мышкины ножки.

Солнышко.

- Ножки вверх! Ножки вниз!

- Солнце, солнышко, качнись!

- Солнце с тучкою качнулось

- И Трезорке улыбнулось.

Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

Солнышко:

- Утро красное пришло,

- Солнце ясное взошло.

- Стали лучики светить

- Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

- Прилетели тучки

- Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок

Жук

- Шесть мелькает ножек-рук -

- Это убегает жук.

- Ты куда? - но нет ответа.

- Жук в траве укрылся где-то.

Изображаем пальчиками лапки жука.

Черепашка.

- "Сколько пыли, сколько сора -

- До дверей дойду не скоро", -

- И вздыхает тяжко

- Наша черепашка.

Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

Мишка.

- Мишка топает ногой,

- Мишка топает другой,

- Ух, как веселится

- В доме половица!

Топаем "ножками" - пальчиками.

- А пока танцует Мишка,

- Мы похлопаем в ладоши.

- Вместе с лисонькой-плутишкой

- Будем зрителями тоже.

Хлопаем в ладоши.

Журавли.

- "До свиданья, до свиданья,

- Возвращайтесь поскорей!" -

- Провожаем, провожаем

- В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

- Крылышками машем:

- "До свиданья, Маша!

- Полетели мы на юг,

- Вспоминай нас, добрый друг!"

Ладошками изображаются крылья птиц.

Козел.

- "Вот какой козел рогатый!" -

- Рожки делают ребята.

- "Вот какие рожки

- У козла Тимошки!"

- Встрече Тимофей не рад -

- Грозно смотрит на ребят.

- "Уходите, вас не знаю:

- Забодаю, забодаю!"

Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Рак.

- Как хватает рыбу рак?

- Да клешней своей - вот так!

- Манит он своей клешнею:

- "Пощипаемся с тобою!"

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

Слоник.

- "Слоник, апельсин подай!" -

- "Угощайся попугай!"

- Слоник очень-очень рад,

- Что сильнее всех носат.

Пальчиком изображается хобот.

Слоник.

- «В зоопарке стоит слон.

- Уши, хобот, серый он.

- Головой своей кивает,

- Будто в гости приглашает»

Козочка.

- Шел старик дорогою

идти пальчиками по стол

- Нашел козу безрогую.

показать пальчиками рога

- Давай, коза, попрыгаем,

постучать пальчиками по столу

- Ножками подрыгаем.

- А коза бодается,

снова показать рога

- А старик ругается.

погрозить пальчиком

Киска.

- Киска ниточки мотала

вращять руками,как бы наматывая нить на клубок

- И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

- Сколько стоит?

- Три рубля.Покупайте у меня!

показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка.

- Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

- Другой рукой я тоже рву.

- Я травкой накормлю коня.

вытянуть руки вперед

- Вот сколько пальцев у меня!

и повернуть ладонями вверх

Ой, ладушки.

- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

- На окно поставим, остывать заставим.

- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник

- Топором дрова колю

имитировать действия топора,двигать вместе ладошками вверх-вниз

- А потом пилой пилю.

имитировать действия пилы,двигать вместе ладошками вперед-назад

- Отнесу их бабушке,

показать ладоши

- Чтоб испечь оладушки.

похлопать ладонями друг о друга

Дом

- Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том.

похлопать ладонями

Тесто

- Тесто ручками помнем

сжимаем и разжимаем пальчики

- Сладкий тортик испечем

как будто мнем тесто

- Серединку смажем джемом

круговые движения ладошками по плоскости стола

- А верхушку сладким кремом

- И кокосовую крошкой

- Мы присыплем торт немножко

сыплем "крошку" пальчиками обеих рук

- А потом заварим чай

- В гости друг-друга приглашай.

Капуста

- Мы капусту рубим рубим

говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту

- Мы морковку трем трем

ручками показывать как мы трем морковку

- Мы капусту солим солим

пальчики щепоткой-солим

- Мы капусту мнем мнем

ручками "мнем" капусту

Отдыхаем

- Мы сегодня рисовали,

имитировать рисование,плавно поднимать руки перед собой

- Наши пальчики устали,

- Наши пальчики встряхнем,

встряхивать кистями

- Рисовать опять начнем.

снова имитировать рисование

Дружба

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

- Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

- Начинай считать опять.

- Раз, два, три, четыре, пять.

- Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями

Отдохнем

- Наши пальчики просулись,

- Потянулись, потянулись…

- И встряхунлись…

выполняем все эти движения

- По ладошке побежали

по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот

- Побежали, побежали,

- Поскакали, поскакали

изобразите эти движения

- И устали. Сели отдыхать

потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

Прятки

ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно

- В прятки пальчики играли

- И головки убирали,

- Вот так,вот так,

- И головки убирали

Дождик

- Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

- Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

- Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

- Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

Строим стенку.

- Строим стенку,

- Выше, выше,

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

- Добрались уже до крыши!

к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

- Чья крыша выше?

- Выше, выше, выше!

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

- Прорубили мы окошко,

- И дверку для кошки,

- И дырочку для мышки:

- Пи-пи-пи-пи–пи!

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Квасим капусту

- Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

- Это что еще за хруст?

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

- Как же мне без хруста,

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

- Если я – капуста?

- Мы капусту рубим, рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

- Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят».

- Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

- А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.

- Все перемешаем!

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

- В бочки набиваем

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .

- В погреб опускаем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

- Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Улитка.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

- Улитка-улитка,

- Отвори калитку,

- выходи из дома,

- Будем знакомы!

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

- Улитка-улитка,

- Высуни рога,

- Дам пирога!

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

- Улитка-улитка, пошли гулять!

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

- Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

(При повторении – до свидания, улитки!)

«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница.

- Гусеница, гусеница,

Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)

- Бабочкина дочка,

«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

- По травинкам ползает,

То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

- Кушает листочки:

И по другой стороне обратно.

- Ам!

Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.

- Ам!

- Ам!

- Ам!

- Ам!

- Поела

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

- Спать захотела.

… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

- Проснулась –

Постепенно расправляем ладони…

- Бабочкой обернулась!

Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

- Полетела, полетела, полетела!

Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Круговорот воды в природе.

- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.

- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам

- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.

- И в море большое-большое-большое впадает…

Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.

- А с моря в жару пар поднимается,

Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.

- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

Тучку изображают сцепленные над головой руки.

- Кап-кап

и т.д.

Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)

2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").

3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)

4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).

7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).

10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)

2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).

4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).

6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).

9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).

11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

В продолжение статьи "Пальчиковая гимнастика"

Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

Дом и ворота

- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")

- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

- В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")

Репка.

Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)

Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)

Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка!

(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)

Зайчики.

Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.

Вышла зайка на лужок,

Встала в маленький кружок (пересчитываем заек)

Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …

Будет лапками стучать (пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой)

Постучали, постучали и устали

Сели отдыхать.

Строим дом.

Это домик (ладошки приставлены друг к другу)

Это крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены)

А труба еще повыше (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно)

Цветок.

Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу.

Растет цветок, поднимается (выпрямляем пальцы)

Лепестки его раскрываются (ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше)

Прыг-скок.

На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Прыг-прыг-прыг.

Пальчики малыша могут прыгать как вместе, так и вразнобой.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

Топ-топ-топ.

Цап-царап.

Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Спрятала царапки.

Если вдруг захочет –

Коготки поточит.

Цап-царап!

Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений, можно поменяться с ним ролями.

Братцы.

Игра довольно трудная. Возможно получится только немного.

Засиделись в доме братцы (ладошку выпрямить, все пальцы сомкнуть)

Решил младший прогуляться (отодвигать мизинец вбок, немного задерживать и возвращать на место).

Да скучно ему

Гулять одному

Зовет он братца

Вдвоем прогуляться (отодвигать мизинец и безымянный палец вбок, немного задерживать и возвращать на место).

Да скучно им

Гулять двоим.

Зовут они братца

Втроем прогуляться (теперь нужно постараться отвести вбок уже три пальца).

Грустно старшим сидеть в избе.

Зовут они братцев домой к себе (собрать пальцы в щепотку и в кулачок).

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )

Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверхвниз)

Мы капустку солим-солим, (поочередное поглаживание подушечек пальцев )

Мы капустку трем-трем, (потирать кулачок о кулачек )

Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки. )

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)

МАЛАНЬЯ

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. )

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку )

Семь сыновей, (Показать семь пальцев )

Все без бровей.(Очертить брови пальцами )

Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)

Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду )

Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так... (Дети показывают загаданные действия)

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД I

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).

Паровоз. Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

Есть у него спина, А не лежит никогда,

Есть четыре ноги, А не ходят и три.

Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

ЦЕПОЧКА

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики .

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

СКВОРЕЧНИК

Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

ШАРИК

Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки –

Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели нет игрушки,

Сели и заплакали...

ЕЛКА

Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются .

Весной цветет,

Летом плод дает,

Осенью не увядает,

Зимой не умирает.

КОРЗИНКА

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку .

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

КОЛОКОЛЬЧИК

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает .

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы... А ты?

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

МЫШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам .

Маленький шарик

Под полом шарит.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .

Маленький, Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .

Четыре ноги,

Пятая грива,

Шестой хвост,

Погоняй, не бойсь.

ГУСЬ

Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу .

В воде купался,

Да сух остался.

ПЕТУШОК

Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх .

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это? Петушок.

КУРОЧКА

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении .

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

ШМЕЛЬ

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

Жужужу, жужужу, На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу! Над ромашками кружу!

Безобидно я жужжал, Что ж ты, детка, убежал?

ЖУК

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими .

Идет воин,

Землю роет,

А сам воет.

Два рога не бык,

Шесть ног без копыт.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить .

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

КРАБ

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую .

Краб ползет, ползет по дну,

Выставив свою клешню

СЛОН

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью .

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый слон.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей.

ДЕРЕВО

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

У красы-березки платье серебрится.

У красы-березки зелены косицы.

Со двора к березке выскочили козы.

Стали грызть березку, а березка в слезы.

ПТИЦА

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать ими .

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица грач.

ФИЛИН

Руки в кулачки, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина.

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

ВОЛК И ЛИСА

Волк: Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" верхнюю и нижнюю челюсти .

Лиса: Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы бьла острее. Большие пальцы чуть сгибаем.

Одна фигурка превращается в другую .

"Лисавета, здравствуй!"

"Как дела, зубастый?" –

"Хорошо идут дела,

Голова пока цела!"

КРОКОДИЛ

Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки, до хвоста.

Пальчиковая гимнастика № 2. 1. Гуси нападают :-))

Гуси песни распевали: "Га-га-га, га-га-га." Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным, плотно сложенным вместе. (как первое движение в песне "на танцующих утят быть похожими хотят").

посидели, Сжатые кулачки на коленях.

поклевали, Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и "клюём" по коленям.

Маму с Димой пощипали: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха!" Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываем друг друга.

Но от них мы убежали. Да-да-да!

Шагаем всеми пальчиками обоих рук по коленкам, как сороконожки.

Более сложный вариант: Все пальчики загнуты, кроме указательного и среднего. Ими мы перебираем, как человечки двумя ногами.

2. Непослушная считалка.

Сколько пальчиков у нас? Руки согнули в локтях, растопырили пальчики и крутим кистями рук в разные стороны.

Посчитаем?

Это - раз!

Загибаем?

Это - два!

Продолжаем?

Три, четыре...

Где же пятый?!

Во - смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой....

Пиф-паф ой-ой-ой!!!

Да, девятый - он такой!

Загибаем одной рукой пальчики на другой руке. На пятый пальчик показываем знак "Во!" (пальчики в кулак, большой отогнут).

Переходим на другую руку и опять загибаем, начиная от мизинца. Когда загнем 8 пальчик, получится "пистолет" из которого стреляем.

Совсем маленькие загибают пальцы другой рукой, а у кого получается пальчики загибают без помощи.

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!! То же, что и на первую строчку.

Эти стишки и игры придуманы мной. При публикации на других сайтах обязательна активная ссылка на этот сайт.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можно

Крепко-накрепко сожмём.

(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

infourok.ru


Смотрите также