ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА для развития речи дошкольников. Пальчиковая гимнастика слон


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА для развития речи дошкольников

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА для развития речи дошкольников

Уже многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики). Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

Сорока. При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки: — Сорока-белобока — Кашку варила, — Детишек кормила. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. — Этому дала, — Этому дала, — Этому дала, — Этому дала, — Этому дала.

или, как вариант :

— Этому не дала: — Ты воды не носил, — Дров не рубил, — Каши не варил — — Тебе ничего нет! При этом большой палец не загибается.

ЗамОк! Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: — На двери висит замок. — Кто его открыть бы мог? — Постучали, На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы — Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. — Потянули Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью. — И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Ягодки Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

— С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. — И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. — Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой. — Я попробую немножко. — Я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. — Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

— Рыбки плавали, ныряли — В чистой тепленькой воде. — То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. — Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны. — То зароются в песке. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчик-мальчик. Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца — «Пальчик-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил. — С этим братцем щи варил. — С этим братцем песни пел. — С этим — в дудочку дудел.

Этот пальчик. Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. — Этот пальчик — дедушка, — этот пальчик — бабушка, — этот пальчик — матушка, — этот пальчик — батюшка, — Ну а этот пальчик — я. — Вот и вся моя семья.

Пальчики. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. — Этот пальчик хочет спать. — Этот пальчик — прыг в кровать! — Этот пальчик прикорнул. — Этот пальчик уж заснул. — Встали пальчики. Ура! — В детский сад идти пора.

Зайка. Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки. — Скачет, скачет зайка, — Ты его поймай-ка! и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог. — Восемь пальчиков для ног — — Получился осьминог. — Сколько ног у осьминога? — Много — Много! Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Улитка. — На одной скользящей ножке — Домик, голова и рожки. — Дай-ка пальчики сюда! — То не пальчики — рога. Изображаем пальчиками рожки улитки.

Кошка. — Как у нашей кошки — Беленькие ножки, — Мяконькие лапки, — Ноготки — царапки. Ступаем „ножками“ — пальчиками мягко, по-кошачьи. — Поцарапаем немножко — Не ребята мы, а кошки

Мышка. — Как у нашей мышки — Ножки-коротышки. — Ножки мышкины спешат — К сырной корке — и назад. Изображаем пальчиками мышкины ножки.

Солнышко. — Ножки вверх! Ножки вниз! — Солнце, солнышко, качнись! — Солнце с тучкою качнулось — И Трезорке улыбнулось. Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

Солнышко: — Утро красное пришло, — Солнце ясное взошло. — Стали лучики светить — Малых деток веселить. Пальчики разгибаются по одному — Прилетели тучки — Спрятались лучики. Пальчики прячутся в кулачок

Жук — Шесть мелькает ножек-рук — — Это убегает жук. — Ты куда? — но нет ответа. — Жук в траве укрылся где-то. Изображаем пальчиками лапки жука.

Черепашка. — »Сколько пыли, сколько сора — — До дверей дойду не скоро", — — И вздыхает тяжко — Наша черепашка. Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

Мишка. — Мишка топает ногой, — Мишка топает другой, — Ух, как веселится — В доме половица! Топаем «ножками» — пальчиками.

— А пока танцует Мишка, — Мы похлопаем в ладоши. — Вместе с лисонькой-плутишкой — Будем зрителями тоже. Хлопаем в ладоши.

Журавли. — «До свиданья, до свиданья, — Возвращайтесь поскорей!» — — Провожаем, провожаем — В путь-дорогу журавлей. Машем ручкой вслед птицам.

— Крылышками машем: — «До свиданья, Маша! — Полетели мы на юг, — Вспоминай нас, добрый друг!» Ладошками изображаются крылья птиц.

Козел. — «Вот какой козел рогатый!» — — Рожки делают ребята. — «Вот какие рожки — У козла Тимошки!» — Встрече Тимофей не рад — — Грозно смотрит на ребят. — «Уходите, вас не знаю: — Забодаю, забодаю!» Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Рак. — Как хватает рыбу рак? — Да клешней своей — вот так! — Манит он своей клешнею: — «Пощипаемся с тобою!» Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

Слоник. — «Слоник, апельсин подай!» — — «Угощайся попугай!» — Слоник очень-очень рад, — Что сильнее всех носат. Пальчиком изображается хобот.

Слоник. — «В зоопарке стоит слон. — Уши, хобот, серый он. — Головой своей кивает, — Будто в гости приглашает»

Козочка. — Шел старик дорогою идти пальчиками по стол — Нашел козу безрогую. показать пальчиками рога — Давай, коза, попрыгаем, постучать пальчиками по столу — Ножками подрыгаем. — А коза бодается, снова показать рога — А старик ругается. погрозить пальчиком

Киска. — Киска ниточки мотала вращять руками, как бы наматывая нить на клубок — И клубочки продавала. вытянуть обе ладони вперед — Сколько стоит? — Три рубля.Покупайте у меня! показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка. — Одной рукой я травку рву, выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками — Другой рукой я тоже рву. — Я травкой накормлю коня. вытянуть руки вперед — Вот сколько пальцев у меня! и повернуть ладонями вверх

Ой, ладушки. — Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки! — На окно поставим, остывать заставим. — А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник — Топором дрова колю имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз — А потом пилой пилю. имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад — Отнесу их бабушке, показать ладоши — Чтоб испечь оладушки. похлопать ладонями друг о друга

Дом — Молоточком я стучу, постукивать кулачками друг о друга — Дом построить я хочу. соединить кончики пальцев обеих рук — Строю я высокий дом, поднять выпрямленные ладони вверх — Буду жить я в доме том. похлопать ладонями

Тесто — Тесто ручками помнем сжимаем и разжимаем пальчики — Сладкий тортик испечем как будто мнем тесто — Серединку смажем джемом круговые движения ладошками по плоскости стола — А верхушку сладким кремом — И кокосовую крошкой — Мы присыплем торт немножко сыплем «крошку» пальчиками обеих рук — А потом заварим чай — В гости друг-друга приглашай.

Капуста — Мы капусту рубим рубим говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту — Мы морковку трем трем ручками показывать как мы трем морковку — Мы капусту солим солим пальчики щепоткой-солим — Мы капусту мнем мнем ручками «мнем» капусту

Отдыхаем — Мы сегодня рисовали, имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой — Наши пальчики устали, — Наши пальчики встряхнем, встряхивать кистями — Рисовать опять начнем. снова имитировать рисование

Дружба — Дружат в нашей группе девочки и мальчики пальцы рук соединяются в «замок» — Мы с тобой подружим маленькие пальчики ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук — Раз, два, три, четыре, пять поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев — Начинай считать опять. — Раз, два, три, четыре, пять. — Мы закончили считать руки вниз, встряхнуть кистями

www.baby.ru

Тематическое занятие "Слон" - запись пользователя Тамарка (id1163723) в дневнике

Предлагаю задания к тематическому занятию  "Слон" 

Тематическое занятие

Итак,начнём 

Сейчас мы изучаем животных Африки,поэтому предложение Светланы покататься на слонах приняли на ура!!! :)))

Сенсорная коробочка

1c3cd1e0cbd137410d0f005daf4f53cd.jpg

Послушали как трубит слон

К нам приехал добрый слон

Динь-дон, динь-дон!

К нам приехал добрый слон.

Ноги — тумбы,

Длинный хобот.

Он шагает, словно робот.

Динь-дон, динь-дон!

Головой качает слон.

Поговорили о семействе слонов: папа – слон, мама – слониха, ребенок – слоненок.

b5bae3cbff05831a9bb371eb0822d349.jpg

Пальчиковая игра "Слон"

Тематическое занятие

(Средний палец правой руки — «хобот», все остальные пальцы — «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли.)На прогулку вышел слон,Хоботом качает он.Топ-топ, топ-топ...Говорю слону я: «Стоп!»(«Слон» останавливается.) 

e38109ea54fd0a92eb0f3381cdfe7912.jpg

Сенсорные слоники

Закрепляем цвета розовый,серый

821b03cefbc0debe0cdcf0581ecce25d.jpg

5f419baf1f78f71850c1176480306405.jpg

Кормим слонов их любимым лакомством

Закрепляем понятия большой-маленький

e88b8fe5de744deb17fd1f9723e4e462.jpg

258e4a9fb52176692c54ad1665731d0b.jpg

Расставляем слонов по росту

928c0bc64d1fff7fbce4e22069915c71.jpg

9d43150b3c00c590c560cc312011e3b2.jpg

Прикрепляем слонам хвостики

a6269da3d113be4541e791c1ee8dce03.jpg

6732c1dad65fd42531a77d6abd43ba5f.jpg

Развязываем узелок на хвостике

Учимся развязывать узелки

efd9d31f2749e994e0dbe3931b698a49.jpg

1dd69ed7eac3f064422b46045c37d6ed.jpg

Подбираем слонам мячики

a2f1ef9fce4cb68d286db2c986deacf6.jpg

8e331929510dce3120ec0d1dcd0f8afd.jpg

Лото "Слоны"

99807f188f72effdf7dfc221e88ed1c3.jpg

1933adbbc1bd93880a4087854e97a5b8.jpg

Обучение счёту

Раздаём слонам яблоки

4526d5b01a9eea678c2ab0ee094dba5b.jpg

6f62c3dbe7b9b672b9a2518019870403.jpg

Катаемся на слоне

31d9ec5d214fd4d1beb95edc6ac7f050.jpg

Поим слонов водой

9b877ce2b1ceb3fb40a5b7080c8084be.jpg

fffec2f6e804f4648047ba8dbd4b4ecd.jpg

Представляем, будто мы  слоны и  пьём при помощи хобота (резиновой груши)

Делаем фонтаны,как слоны

43f03da05f5e4eafbf4e516f2ed8e6d2.jpg

Творчество

Рисуем забор ватными палочками и наклеиваем травку

437373ecead11ee3cc1534ff87d8546c.jpg

Спасибо Светлане за идеи и подборку материала!!!

какой большой слон

www.babyblog.ru

Пальчиковая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика

для детей старшего дошкольного возраста

(движения на развитие мелкой моторики разработаны на стихи кубанского поэта Ивана Лебедева)

«Занимательные лабиринты»

Тигр

Вот тигрица,

Два тигрёнка,

Её маленьких ребёнка,hello_html_m7e5752b1.jpg

Папа тигр,

Семья большая,

Два зелёных попугая,

Бегемот, мартышка, слон,

Персонажей полный дом,

Ты читатель не скучай,

Сколько тигров, отвечай? (4)

Напрячь пальцы обеих рук и показать коготки

Собрать пальцы в кулачки и приложить к голове как ушки, покачать головой вправо-влево

Напрячь пальцы обеих рук и показать коготки

Руками показать большой круг

Правой рукой показать хохолок на голове, а левой – согнутый клюв птицы

Соединив руки в замок показать брюшко бегемота, руками взяться за ушки, к ушкам приложить раскрытые ладони

Над головой сложить руки домиком

Выставить указательный палец правой руки, а остальные сжать

Отгадку показать пальцами

Гепард hello_html_m27ba3335.jpg

У гепарда пять конфет,

Съел одну он на обед.

Две – мартышкам подарил,

Где-то он одну забыл,

А одна слону досталась,

Сколько же конфет осталось? (0)

Пальцы правой и левой руки раскрыты, плавные движения вперёд

Показать указательный палец на левой руке

пальчиками взяться за ушки и покачать головой

Опустить руки и пожать плечами

приложить открытые ладони к ушкам и покрутить головой

Показать открытые ладони перед собой.

Зебра

Зебра очень устаёт,

Всем загадки задаёт.

Например, одна из них,

К нам попала в этот стих:

На спине дикобраз

Нам принёс на этот раз,hello_html_m1fdcbdfd.jpg

Яблоко, банан, отвёртку,

Ананас, морковь, селёдку.

Отвечаем на вопрос:

Сколько фруктов он принёс? (3)

Указательные и средние пальцы на обеих руках выставлены вперёд, остальные собраны. Горизонтальные движения руками вправо-влево перед глазами.

Указательный палец выставлен вверх, остальные собраны в кулачок, левая рука придерживает правую руку за локоть

Соединить ладони, прижав большие пальцы рук друг к другу. Все пальцы развести и напрячь

Загибаем пальцы на руках

Выставить указательный палец правой руки, а остальные сжать

Отгадку показать пальцами

Бегемот

Бегемоту целый день,

В озере лежать не лень,

На спине его лягушки,hello_html_2249e435.gif

Скачут, пляшут две подружки,

Три к ним быстро подскочили,

Веселились и шутили.

Тихо цапля подошла,

Хвать одну и унесла.

Сколько на спине остались,

Веселились, развлекались? (0)

Соединив руки в замок показать брюшко бегемота

Пальцы разомкнуть и развести руки в стороны

Пальцы прижаты друг к другу, большой палец находится под всеми пальцами (показать квакающих лягушек) – движения ладоней обеих рук вправо-влево

Дугообразные поочерёдные движения ладонями правой и левой руки вперёд

Движения ладоней правой и левой руки вправо-влево

Левая рука поднята вверх и согнута в локте, пальцы собраны в щепотку (имитируют голову цапли), правая рука придерживает левую за локоть

Хватательное движение вниз пальцами левой руки

Выставить указательный палец правой руки, а остальные сжать

Жираф hello_html_m4fdb48eb.jpg

У жирафа карнавал,

Он гостей к себе позвал,

Обезьяну,

Крокодила,

Чашка с ложкой приходила,

Антилопа,

Носорог.

Старый порванный сапог.

Посчитай-ка поскорей,

Сколько пригласил зверей? (4)

Высоко поднять левую руку, большой, средний, безымянный пальцы вытянуты вперёд и соединены вместе, указательный и мизинец поднять вверх

Пальцами обеих рук взяться за ушки

Соединить ладони, правая рука внизу, левая вверху, пальцами имитировать открывающуюся пасть крокодила

Пальцы левой руки согнуты, большой палец соединить с указательным. Указательным пальцем правой руки покрутить в образовавшемся круге левой руки

Правая рука согнута в локте, большой, средний и безымянный пальцы соединены в кольцо, указательный и мизинец выпрямлены

Прямой ладонью левой руки приподнять подбородок

На левой ладони лежит правая ладонь, пальцы расслаблены,

Выставить указательный палец правой руки, а остальные сжать

Показать открытые ладони перед собой.

Отгадку показать пальцами

Лев hello_html_6776c60c.jpg

Львёнок

с бабочкой играл,

Бегал, прыгал, догонял.

Вот – на кактусе сидит.

Вот – над речкой летит,

Над цветочком покружилась,

На хвосте остановилась.

Вот про бабочку рассказ,

А садилась сколько раз? (2)

Над головой показать руками круг (грива)

Пальцы сомкнуть в замок, движение пальцев вверх-вниз

Плавные движения рук вперёд – пальцы раскрыты, назад – пальцы собираются в кулачок

Пальцы рук сомкнуть и поднять вверх (зафиксировать движение)

Пальцы сомкнуты в замок, движение пальцев вверх-вниз.

Движение рук по кругу перед собой

Пальцы рук сомкнуть и поднять вверх (зафиксировать движение)

Пальцы сомкнуты в замок, движение пальцев вверх-вниз.

Показать открытые ладони перед собой.

Страус

Страус – бегает всегда,

Только вот одна беда,

Почему-то эта птица,

Очень многого боится.

Только голову в песок,

Каждый норовит чутокhello_html_m2a67d570.gif

Пёрышками поживиться,

Будь то зверь, а может птица,

Вот одно тукан забрал,

Бегемот две штуки взял,

Три мартышки прибегали

И по пёрышку забрали.

Ни осталось ничего.

Сколько пёрышек всего? (6)

Левая рука согнута в локте, прямые пальцы собраны в щепотку, движение ладони вправо-влево. Правая рука лежит на сгибе левой, пальцы разведены

Согнуть левую кисть руки и опустить вниз

Пошевелить пальцами правой руки

Напрячь пальцы рук (как коготки), затем, плавные движения ладоней имитируют взмах крыльев.

Пальцы левой руки разведены и показывают хохолок на голове, кисть правой руки перед лицом показывает клюв

Пальцы рук соединены в замок, руками показать перед собой круг

Пальцами взяться за ушки и покачать головой

Указательным пальцем правой руки покачать вправо-влево

Показать открытые ладони перед собой.

Мартышка

hello_html_4309aeb1.jpg

Две мартышки не скучали,

С пальм бананы собирали.

Вот в корзине ровно шесть,

Стали понемножку есть.

Два оставили лежать

И ещё сорвали пять,

Скушали по одному,

Сколько съели, не пойму? (5)

Пальчиками взяться за ушки и покрутить головой

Хватательные движения сверху вниз

Пальцы рук соединить в замок, показать круг

Левая рука в кулачке, правой имитируют снимание кожуры

Выставить два пальца на правой руке

Показать пальцы левой руки

Выставить указательные пальцы на правой и левой руках

Выставить ладошки правой и левой руки вперёд и пожать плечами.

infourok.ru

Пальчиковая гимнастика в старшей группе

              1.Перелетные птицыТили-тели, тили-тели -С юга птицы прилетели!(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.Жаворонок, соловейТоропились: кто скорей?Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)Все вернулись, прилетели,(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)

 

  1. Подводный мирПосмотри скорей вокруг!(Делают ладошку у лба «козырьком».)Что ты видишь, милый друг?(Приставляют пальцы колечками у глаз.)Здесь прозрачная вода.Плывет морской конек сюда.Вот медуза, вот кальмар.А это? Это рыба-шар.А вот, расправив восемь ног,Гостей встречает осьминог.(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)Какие бывают рыбы?Мы в подводном мире, друг,(Выполняют движения руками, как будто плывут.)Рыбы плавают вокруг:(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,Рыба-удильщик и рыба-игла.(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
  2. Комнатные растенияНа окно скорее глянь:Здесь у нас цветет герань.А здесь красавец бальзамин,Амариллис рядом с ним.Фуксия, бегония -(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)Мы все названья помним!Раскрывают ладошку.Мы взрыхлим цветы, польем,(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)Пусть подрастают день за днем!(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

         4. Апельсин

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,

(показывают 10 пальцев)

А он один.

(показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!!

(«бегут» пальцами по столу)

 

  1. Помощники

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

 

  1. Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 

  1. Повар

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони стучат по столу)

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.

(загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!

(разводят руками)

 

  1. Пчела

(Помахать руками.)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

(На каждое название насекомого

 загибать один пальчик.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Помахать ладошками и уронить

 ладони на стол.)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

  1. Одежда

(Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)

Алёнушка шустра,

Алёнушка быстра:

(Поочерёдное загибание  пальчиков  по одному, начиная с большого на обеих руках.)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Постирала платок,

Погладила поясок,

Платье надела

(Развести ладошки в стороны.)

И песню запела.

(Хлопок ладонями, удар кулачками  друг о друга – 2 раза.)

Везде поспела,

В охотку ей дело!

 

  1. Зимняя прогулка

 (Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным

и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми  пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной

 стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой,

руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

 

11.Гости

 (Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)

(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)

- Мама, мама!

(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

- Что, что, что?

(Постукивают мизинцы.)

- Гости едут!

(Постукивают указательные пальцы.)

- Ну и что?

(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами

 другой руки, обходя их то справа,  то слева.)

- Здрасьте, здрасьте!

(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

Чмок, чмок, чмок!  

 

12.Замок

На дверях висит замок.        

(Пальцы в замочек, слегка покачивать)

Кто его открыть бы смог?        

("замочком" вперед-назад)

Мы замочком повертели,        

(Повертеть "замочком")

Мы замочком покрутили        

(Пальцы остаются сомкнуты,

а ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали,        

(Пальцы сомкнуты, а ладошки

 стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли!        

(Показать ладошки.)

 

13.Зайцы

Скачет зайка косой

(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)

Под высокой сосной.

(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.)

Под другою сосной

(Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Скачет зайка другой.

(Указательный и средний пальцы левой  руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)

 

14.Ладушки ладошки

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

(Движения выполняются в соответствии

 с текстом, как подскажет фантазия.)

 

  1. Утята

Раз-два - шли утята.

Три-четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко-громко запищал:

- Пи-пи-пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

(Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков 'Пи-пи-пи...' - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

 

 

 

 

 

16.Слон

К нам на стол забрался слон 

(постукиваем кулачками о стол),Начал громко топать он.И лошадки прибежали

(пальцами имитируем ноги бегущей лошадки),Копытами застучали.Тихо по земле, шурша

 (кладем ладони на стол и двигаем ими),Ползет змейка не спеша.Грациозны и легки

(перебираем пальцами, едва касаясь поверхности стола),Приползли к нам паучки!

 

17.Блины

Ой, лады! Ой, лады!

Мы блинов напекли.

Первый дадим зайке,

Зайке-попрыгайке,

А второй лисичке,

Рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке,

Бурому братишке,

Блин четвертый котику,

Котику с усами,

Пятый блин поджарим

И съедим мы сами.

(хлопают то одна рука сверху, то другая. Поочередно массируют пальцы, начиная с большого)

 

18.Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

(Средние и указательные пальчики

«шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам        

(Дети загибают по одному пальчику,

начиная с большого.)

По зелёным берегам,        

Вниз по лестнице сбегаем,Вдоль по улице шагаем,После лезем под кроватьБудем там тихонько спать.

(Укладывают ладони на стол.)

 

19.Баба

Жила-была баба,

(руки в боки)

Да жила у речки.

(разводим руки ладонями вниз изображая речку)

Захотелось бабке

(снова руки в боки)

Искупаться в речке.

(изображаем плавание)

И купила бабка

(руки в боки)

Мыло и мочало

(одна рука мочало, другая мыло намыливает)

Эта сказка хороша,

(правая рука в кулаке, большой палец вверх)

Я начну сначала….

Жила-была баба,

(руки в боки)

 

  1. Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)Шла кукушка мимо рынка,(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)У неё была корзинка,(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)А корзинка на пол - бух!(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)Полетело десять (девять, восемь) мух!

 

21.Дай молочка, Буренушка!

Дай молочка, Буренушка, (Имитировать, как доят корову.)

Хоть капельку на донышке. (Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки, (Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.)

Дай им сливок ложечку, (Опять показывают, как доят коров.)

Творогу немножечко, 

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье  (Показывают поднятые вверх большие пальцы.)

Молоко коровье.

 

 

22.У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показать "избушку". )

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,

(Растопыренные ладони поднести к ушам).

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.)

Вот с такими усами,

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую окладистую бороду.)

Они не пили, не ели,

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку")

Hа Маланью все глядели

 (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так...

(Дети показывают загаданное действие.)

 

  1. Соберу грибы

Я корзину в лес беру,

 Там грибы я соберу.

 Удивляется мой друг:

 «Сколько здесь грибов вокруг!»

 Показывают удивление, разводят руки в стороны.

 Подосиновик, масленок,

 Подберезовик, опенок,

 Боровик, лисичка, груздь -

 Не играют в прятки пусть!

 Рыжики, волнушки

 Найду я на опушке.

 Возвращаюсь я домой,

 Все грибы несу с собой.

 Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

 А мухомор не понесу.

 Пусть останется в лесу!

 Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

 

24.Каша

Каша в поле росла,

(дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.

(«идут пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке!

(разжимают кулачки)

 

25.Новый дом

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

 Молоток бери, мой друг!

 Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.

 Мы построим новый дом,

 Ставят рядом ладошки -«стены»,

 Есть окошко в доме том.

 Есть еще одно, повыше,

 Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».

 Есть труба вверху на крыше.

 Мизинец отставляют в сторону – труба.

 Дом готов, зовем гостей:

 «Приходите поскорей!»

 Делают приглашающий жест рукой.

 Сколько в доме этажей?

Этот дом – одноэтажный.

 Этот дом – он двухэтажный.

 А вот этот – трехэтажный.

 Этот дом – он самый важный:

 Он у нас пятиэтажный.

 Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

 

  1. Пальцы ложатся спать

 (поочередное загибание пальцев, затем их  одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

 

gavrilina-lotds1.edumsko.ru