Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика собака


Пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковые игры эффективно развивают речь и мелкую моторику у детей. Благодаря таким играм у ребенка развивается внимательность и способность сосредотачиваться.1. «Пальчики»

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.У тебя есть две руки,Есть и 10 пальчиков.Будут пальчики трудиться,Не пристало им лениться.

2. «Уточка»

Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.Уточка, уточкаПо реке плывет.Плавает, ныряет,Лапками гребет.

3. «Кошка»

Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.Шубка мягкая у кошки,Ты погладь ее немножко.

4. «Веер»

Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.Мы купили новый веер,Он работает, как ветер.

5. «Белочка»

Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.Сидит белочка в тележке,Продает она орешки:Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстокожему,Заиньке усатому.

6. «Море»

Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями.Море волнуется – раз,Море волнуется – два,Море волнуется – три,На месте волна замри.

7. «Встреча»

Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.Пальчики проснулись,Пальчики встречались.Бегали, играли,Дружно попрощались.

8. «Щелчки»

Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.Раз щелчок, два щелчок.Каждый пальчик прыгнуть смог.

9. «Лапки»

Прижать подушечки пальцев к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Громко сказать: «мяу-мяу-мяу!»У кошечки лапки,В лапках – цап-царапки.

Потом выполнить другой рукой, в конце занятия – двумя руками.

10. «Комарик»

Сжать кулачок. Указательный палец вытянуть вперед – это «носик». Мизинец и большой палец опустить вниз – это «лапки».Ты, комарик, не кусай,Поскорее улетай.

11. «Жук»

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.Я веселый майский жук,Облетаю все вокруг.

12. «Вертолет»

Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.- Вертолет, лети, лети,Быстро лопасти крути.

13. «Ножки»

Указательный и средний палец руки «ходят по столу».Маленькие ножки шли по дорожке,А большие ноги шли по дороге.

14. «Щенок»

Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой.На двери висел замок.Взаперти сидел щенок.Хвостиком вилял,Хозяев поджидал.

15. «Барабан»

Подушечки правой и левой руки прижать к столу и постукивать по поверхности стола.Барабанщик очень занят,Барабанщик барабанит.Та-ра-ра, та-ра-ра,На прогулку нам пора.

16. «Зайчик»

Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками».Зайка серенький сидит,Он ушами шевелит.Вот так, вот так.Он ушами шевелит.

17. «Улитка»

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Пошевелить «усиками».Ползун ползет,Домик везет.

18. «Коза»

Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.Во дворе стоит коза.Хмурит серые глаза.

19. «Домик»

Постучать кулачком об кулачок:Тук-тук молотком,Мы построим новый дом.И показать, какой получился дом – пальцами обеих рук сделать «крышу», соединив их под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.

20. «Шарик»

Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, а ладони развести в стороны. Получится «шарик»Шарик надуваюИ в небо отпускаю.

21. «Мальчик-пальчик».

По очереди сгибать в кулачок и разгибать все пальцы, начиная с мизинчика.Мальчик-пальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил.С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел.

22. «Солнышко»

Пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки. Потом похлопать в ладошки.Светит солнышко в окошко,Прямо в нашу комнатку.Мы захлопаем в ладошки,Очень рады солнышку.

23. «Бабочка»

Скрестить запястья ладоней и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Резкими взмахами ладоней имитировать движение крыльев.От цветка к цветку порхает.Утомится – отдыхает.

24. «Птенцы»

Все пальцы правой руки обхватить правой ладонью. Шевелить пальцами правой руки – это «птенцы».В гнездышке кричатПятеро грачат.

25. «Маляры»

Синхронно двигать кистями обеих рук вверх-вниз.Маляры приходят в дом,Будут красить стены в нем.

26. «Лодочка»

Поднять ладонь вверх, пальцы сложить «лодочкой». Плавно двигать кистью руки вправо-влево.Ла-ла-ла, ла-ла-ла,Мила в лодочке плыла.

27. «Гусь»

Локоть на столе, а кисть руки имитирует голову гуся. Пальцы соединить в клюв. Двигать пальцами, открывая и закрывая «клюв».Ты не бойся, это гусь.Я сама его боюсь!

28. «Музыкант»

Имитировать игру на скрипке, барабане, прыжки зайцев.Я на скрипочке играю –Тили-тили-тили.Скачут зайки на лужайкеТили-тили-тили.А теперь на барабане –Бум-бум-бум, трам-трам-трам.В страхе зайки разбежались по кустам

29. «Черепаха»

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки касаться стола. Вытянуть указательный палец с упором на стол и потянуть весь «домик». Потом двигать остальными пальцами, имитируя ползание черепахи.Кто на свете ходит в каменной рубахе?В каменной рубахе ходят черепахи.

30. «Борьба»

Сцепить мизинцы друг с другом и «побороться». Так же и с другими парами пальцев, приговаривая:Цы-цы-цы-Борются борцы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

"Пальчиковые игры"Автор: Пименова Е.П.

lar4ik.netdo.ru

Логопёс - Пальчиковая гимнастика

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

 

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Главная цель пальчиковых игр  – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста, играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Кроме радости и веселья, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Лексическая тема "Погода"

ДОЖДИК КАПАЕТ

Дождик капает, Дождик капает.

Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.

(Пальчики обеих рук постукивают по столу.)

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

 

ГРОЗА

Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)

Он льет как из ведра! (стучим сильнее)

Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)

Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)

Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)

Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)

А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)

 

СНЕГ

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем)

И на елке (встаем, руки в стороны)

И под елкой (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

 

Лексическая тема "Птицы"

ИНДЮК

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

(Пальчики обеих рук "идут" по столу)

 

ПТИЧКИ

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

КурочкаВышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем руками по коленям)А за ней ребятки – желтые цыплятки (шагаем пальчиками по столу)Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)Лапками гребите (загребаем ручками),Зернышки ищите. (клюем пальчиками зернышки)Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем руками, какой толстый жук)Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьем)

 

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Улетела птица- мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевелить пальчиками правой руки)

Лексические темы "Фрукты" и "Овощи"

ВАРИМ КОМПОТ

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять" варят" и "мешают").

 

ФРУКТЫ-ОВОЩИ (Считалка, разгибаем пальчики)

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

 

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ

Мы капусту рубим,

(Движения прямыми кистями вверх-вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Имитировать посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Сжимать и разжимать пальцы.)

 

ЯБЛОНЬКА

У дороги яблонька стоит,

(Руки сплести над головой, пальцы разжаты.)

На ветке яблочко висит.

(Сложить запястья вместе.)

Сильно ветку я потряс,

(Руки над головой, движения вперед-назад.)

Вот и яблочко у нас.

(Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.)

В сладко яблочко вопьюсь,

(Соединить запястья, ладони развести.)

Ах, какой приятный вкус.

Лексическая тема "Дикие животные"

БЕЛОЧКА

(Поглаживаем руку, расправляя кулачок)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (Считалка от мизинца к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

КОГО ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

("Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)

Там живет лиса.

(Рукой показать хвост за спиной.)

Там живет олень.

(Пальцы рук разведены в стороны.)

Там живет барсук.

(Кулачки прижать к подбородку.)

Там живет медведь.

(Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)

Лексическая тема "Домашние животные"

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (считалочка)

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я так довольная своими ребятами!

СОБАКА

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный согнут, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.)

БОБИК

Вот наш Бобик, славный пес.(протягивают ладони вперёд, поворачивают вверх-вниз)Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова)Белый лобик, черный нос. (показывают на себе)Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова)Бобик, Бобик, лапку дай. (протянуть руку вперёд, ладонь вверх)Сядь на коврик и не лай.(погрозить пальцем) Тс – с -с.

КОЗА

Идет коза рогатая, (Указательный и средний пальцы правой )

Идет коза бодатая. ((затем левой) руки выставлены вперед, )

Кто кашки не ест, (остальные - зажаты в кулачок.)

Молочка не пьет – (Дети «бодают» друг друга)

Забодает, забодает.( «рогами »-пальцами.)

 

logopes.ucoz.ru

"Весёлый язычок": Пальчиковая гимнастика.

   Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.   Прочтите малышу стихотворение вслух.  Изобразите, что какое-то движение у вас не получается. Ребёнок захочет  "научить" Вас. Занимайтесь сначала по 2-3 минуты в день, а затем столько, сколько он пожелает.

«Стирка»

Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)

Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо-влево)

И повешу на верёвку. (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем)

«Подарок мишке»

Нитку тянем, отрываем (изобразить)

И в иголку продеваем. (изобразить)

Будем шить рубашку мишке (изобразить стежки)

И сошьём ему штанишки. (провести ладонями по бёдрам)

«По водицу»

Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили, («человечки» обеими руками)

Принесли в ведре водицы, («ведро»)

Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить)

«Апельсин»

Я очищу апельсин, (изобразить)

На тарелке он один, («тарелки»)

Ну а после разломлю, (изобразить)

Всем знакомым разделю. (движения кистями вперёд, к груди)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (прямые кисти вверх, вниз)

Мы морковку трём, (трём правым кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим, (щепотка)

Мы капусту жмём. (сжимаем обе кисти в кулаки)

«Волшебник »

Если ножницы достану, («ножницы»)

То волшебником я стану. (руки и кисти вверх)

Сотворю вам из бумаги (изображаем движения ножницами)

Птиц, машины, башни, флаги. («птица», движения руля, «башня», «флаг»)

«Балалайка и дудочка»

Балалайка, балалайка,

Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке)

Поиграй нам, дудочка, (изображаем игру на дудочке)

Дудочка – погудочка.

«Бубен и скрипка»

Бубен звонкий и тугой, (изображаем игру на бубне)

Ты звени, стучи и пой,

Заиграй-ка, скрипка, в лад, (изображаем игру на скрипке)

Всех развесели ребят!

«Баян, барабан и рояль»

Разверни бока, баян, (изображаем игру на баяне)

Барабань, наш барабан,

Ты, рояль, сыграй нам песни, (изображаем игру на рояле)

Чтобы стало интересней!

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит, («дом»)

Ну а к дому путь закрыт, («ворота закрыты»)

Мы ворота открываем, («ворота открыты»)

В этот домик приглашаем. (дом»)

«Бабушка»

Бабушка очки надела, («очки»)

У стола на стул присела, («стол», «стул»)

Только в книжку заглянула, («закрытая книга», «открытая книга»)

Улыбнулась и … уснула. (ладони под щёку)

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке, («стол»)

Рядом стульчик у окошка, («стул»)

Два бочонка под столом, («бочонок»)

Вот такой я видел дом. («дом»)

«Замок »

На двери висит замок, («замок»)

Кто открыть его бы мог, (пожать плечами)

Потянули, покрутили, (потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)

Постучали и открыли. (постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)

«Кольцо»

У мамы грустное лицо – (изображаем)

Не может отыскать кольцо («кольцо» правой кистью)

Но дочь нашла его у стула («стул»)

И вмиг на палец натянула. (изображаем)

«Белка»

Белка, сидя на тележке, («белка»)

Раздаёт друзьям орешки: (изображаем раздачу орехов)

Заиньке усатому, («зайка»)

Мишке толстопятому, («медведь»)

Синичке – невеличке («синичка»)

И совушке – сестричке. («сова»)

«Опасное купание»

В речке щука нас спугнула, («щука»)

В море плавала акула, («акула»)

Есть медузы в океане … («медуза»)

Буду я купаться в ванне! (изобразить движения пловца)

«По лесу шагал медведь»

По лесу шагал косолапый медведь, («медведь»)

Навстречу шёл волк на овец посмотреть, («волк»)

Увидел их зайка косой из-под ёлки («зайка»)

И так задрожал, что упали иголки. («дрожащий заяц»)

«Белка»

Заскочила на пенёк («пень»)

Белка – маленький зверёк, («белка»)

А потом, нарвавши шишек, («шишка»)

Побросала в ребятишек. (изображаем бросок)

«Дом за кустом»

Зайка под кустом сидит («куст»)

И ушами шевелит. («заяц», шевелящий «ушами»)

- Зайка, зайка, где твой дом? («дом»)

- За-за-за большим кустом! («куст»)

«Заяц и лиса»

Заяц скачет по полям, («заяц»)

А лисица по пятам. («лиса»)

Страшно заиньке в бору, («деревья» обеими кистями)

Прыгнул к ёжику в нору. (ёжик»)

«Слон и мышка»

Слон огромный, как скала, («слон»)

Ну а мышка? Ох, мала. («мышка»)

Если б стала со слона, («слон»)

Кошку съела бы она! («кошка»)

«Кошка и мышка»

Кошка весело шагает, («кошка»)

Мышка в норку убегает. («мышка»)

Если сон глубок у кошки, («кошка»)

Мышка в кухне ищет крошки. («мышка»)

«Гусь и кошка»

Рядом с кошкой гусь гогочет – («кошка»)

Ущипнуть за ушко хочет, («гусь»)

Кошка спину выгибает, (дуга левой ладонью)

Гусь от страха убегает. («гусь» правой кистью, руку убрать за спину)

«Белка и ворона»

Белка на сосне скакала («белка скачет»)

И ворону увидала: («ворона»)

- Залезай ко мне в дупло! («дупло»)

В нём и сухо и тепло!

«Новый год»

Рядом с ёлкой в Новый год («ёлка»)

Дети водят хоровод, (поворот кругом)

На ветвях для детворы («ёлка»)

Есть гирлянды и шары, («цепочка», «шар»)

Колокольчики висят, («колокольчик»)

Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)

«Колючий клубок »

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик, («ёжик»)

Чтобы волк не уволок, («волк»)

Превратился ёж в клубок. («клубок»)

«Пёс и лошадь»

Бежала лошадь по дороге, («лошадь» левой рукой)

Ей пёс дворовый прыгнул в ноги, («собака» правой рукой)

Залаял громко пёс пугливый, («лающая собака»)

А лошадь лишь тряхнула гривой. («лошадь», движения кистью)

«Динозавры»

Динозавров на рассвете («динозавры» обеими руками)

Увидали в парке дети,

Испугались, задрожали, (изображаем дрожь, испуг)

Быстро к дому побежали, («бегущие человечки»)

Динозавр же, верь не верь,

Только тра-во-ядный зверь. («динозавры» обеими руками)

«Старушки – хохотушки»

На скамейки возле ели («скамейка», «ёлка)

Как-то две старушки сели, («две старушки»)

Час болтали, хохотали (изобразить)

И скамейку поломали. (скамейка, развести ладони в стороны)

«Забор»

Возле дома с давних пор («дом»)

На столбах стоит забор, («забор»)

Бык о доски бок чесал, («бык»)

Почему ж забор упал? («упавший забор»)

«Ёжик »

Ёжик, ёжик, где ты был? («ёжик»)

Долго по лесу бродил. («деревья»)

Встретил белку и синичку, («белка», «синичка»)

Мишку встретил и лисичку, («медведь», «лиса»)

Всех, кого нашёл в бору,

Пригласил в свою нору. («нора»)

«Осьминог»

Убегает осьминог,

Выпускает восемь ног, («осьминог», «щупальца» вниз)

А когда еда вокруг,

Выставляет восемь рук. («осьминог», «щупальца» вверх)

«Коровушка»

Я коровушку свою («корова»)

Ранним утром подою, (движения пальцев, как при дойке)

Я поглажу ей бока: (движения кистями сверху вниз)

- Дай детишкам молока. («корова»)

«Ленивый лев»

Олень длинноногий по лугу скакал, («олень»)

А царственный лев за деревьями ждал, («лев»)

Но вдруг повернул почему-то олень, («олень»)

А льву за оленем бежать было лень. (лев»)

«Упрямые козлы»

Речка под мостом текла, (несогласованные движения пальцами)

По-над речкой два козла («козёл» каждой кистью)

На мосточке повстречались, («мост»)

Разругались, пободались, («козлы бодаются»)

Два упрямца не мирились

И вдвоём моста свалились! (присесть)

«Крокодил»

На лужайке крокодил («крокодил»)

Крокодильи слёзы лил:

- Ой, меня не любят звери, («олень», «птицы»)

Доброте моей не верят!

«Пеликан»

В речке птица – пеликан, («пеликан»)

Знаменитый рыболов, («рыба»)

Каждый день кладёт в карман («пеликан»)

Весь богатый свой улов. («рыба»)

«Царственная семейка»

Папа – лев и мама – львица, («лев»)

Всем известно, - царь с царицей, («львица»)

Ну а их малютка львёнок («львица», но теснее сжать пальцы)

Просто царственный ребёнок.

«Жираф»

Как хорошо жирафом быть, («жираф»)

Из тучи утром воду пить, (полакать языком)

С высоких веток листья рвать («деревья», руки поднять высоко вверх)

И носом звёзды задевать. («жираф»)

«Пчёлка»

Как хорошо быть пчёлкой («пчела»)

С весёлой рыжей чёлкой (показать чёлку на лбу)

И перед всем народом («человечек»)

Своим гордиться мёдом. («миска»)

«Весна»

Галдят грачи и там и тут, («птица»)

Летают и по веткам скачут, («деревья»)

Весной сосульки вниз растут («сосульки»)

И потому всё время плачут. («изобразить»)

«Паук и муха»

У мухи жизнь была легка, («муха»)

Но повстречала паука, («паук»)

На паутине он сидел («паутина»)

И мухе сладко песни пел: («муха»)

- А вы, я вижу, налегке, («паук»)

Так покачайтесь в гамаке. («паутина»)

«Собака и грач»

Собака смотрит, не ворча, («собака»)

На прилетевшего грача, («грач»)

А этот грач совсем не глуп –

Из миски пьёт собачий суп. («миска»)

«Волк и лось»

Однажды лось в лесу гулял («лось»)

И волка в чаще повстречал, («волк»)

Наставил лось свои рога («лось»)

На волка – лютого врага, («волк»)

Волк испугался, задрожал (дрожащий «волк» правой кистью)

И прочь от лося побежал! (спрятать правую руку за спину)

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики – друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнении я дети сидят на своих местах и ритмично, поочерёдно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые – догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики – бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвёртые – пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(повторить несколько раз).

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(«цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами вместе и врозь).

Дружно дают под землёй корешки.

(«корни»).

«Зайцы»

Скачет зайка косой

(«зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

(«дерево» правой рукой).

Под другою сосной

(«дерево» левой рукой).

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).

«Козы»

Идёт коза рогатая,

(«коза» правой рукой).

Идёт коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик»).

«Птички»

Птички полетели, («птички»).

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко расставленными пальцами).

На деревья сели, («деревья»).

Вместе отдыхали. («птички»).

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперёд,

(«кошка» правой рукой).

К нам идёт, хвостом и играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот («ворота»).

Две собаки выбегают.

(«собаки» обеими руками).

«Улитка»

Две улитки на дорожке,

(«улитки» обеими руками).

Вверх торчат смешные рожки.

«Мостик»

Над бурливою рекой

(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения).

Мост построим мы такой: («мост»).

Люди по нему пройдут («человечек» идёт).

И лошадок поведут. («лошадь»).

«Лягушка»

Две лягушки на дорожке,

(«лягушки» обеими руками).

И у них озябли ножки.

«Щука»

В пруд купаться не пойду –

Щука плавает в пруду. («щука»).

«Мышь»

Тихо в доме, («дом»).

Спит малыш.

Под полом скребётся мышь. («мышь»).

«Курица, петух и лебедь»

Петушок зерно клюёт,

(«петух» левой рукой).

Курица к нему идёт.

(«курица» правой рукой).

Лебедь, стоя за малиной,

(«лебедь» левой рукой).

Машет шеей лебединой.

«Щука, коза и лягушка»

Щука может обитать в пруду,

(«щука» левой рукой).

А козу пасут на берегу («коза»).

Лишь лягушке хорошо везде: («лягушка»).

На земле, в болоте и воде.

(несогласованные движенья пальцами обеих рук).

«Деревья»

Друг от друга деревья росли далеко,

(«деревья» обеими руками).

Человеку пройти этот путь нелегко,

(«человечек» левой рукой).

Только корни двух елей однажды сплелись, («корни»).

Будто дерева два навсегда обнялись. («деревья»)

Источник - Т.А.Ткаченко "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"

logoped-anna.blogspot.ru

Пальчиковая гимнастика

mamadoma.narod.ru

Материал прислан Аней Хроленко

(разгибаем пальчики)Раз,два,три,четыре,пятьвышли пальчики гулять.(загибаем пальчики)Этот пальчик в лес пошел,этот пальчик гриб нашелЭтот пальчик чистил стол.Этот добр, а этот зол.

Пальчик пальчик тук да тук (повторяется 2 раза)Хлопай,хлопай,хлопай ( хлопают в ладошки)Ножками топай,топай (повторяется 2 раза)Спрятались,спрятались (закрыть лицо руками).

Материал прислан Ириной (Ирка [email protected])

Упражнение первое.

( по В. В. Цвынтарному. Играем пальчиками и развиваем речь.)

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобокаКашку варила,Детишек кормила.Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:Ты воды не носил,Дров не рубил,Каши не варил-Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,Этот пальчик бабушка,Этот пальчик папочка,Этот пальчик мамочка,Этот пальчик я.

Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.Этот пальчик - прыг в кровать!Этот пальчик прикорнул.Этот пальчик уж заснул.Встали пальчики. Ура!В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. "Пальчики здороваются" -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу. "Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу. "Корни деревьев" - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.Приводим два блока заданий: первый - это работа с пальчиками; второй -это работа со счетными палочками, спичками.В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.Например, такой рассказ.Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.).

I. ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Пальчиковая гимнастика Дом стоит с трубой и крышей Домик

Дом стоит с трубой и крышей,На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Пальчиковая гимнастика Очки

Очки

Бабушка очки наделаИ внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Пальчиковая гимнастика Флажок

Флажок

Я в руке - флажок держуИ ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Пальчиковая гимнастика Лодка Лодка

Лодочка плывет по речке,Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Пальчиковая гимнастика Стул Стул

Ножки, спинка и сиденье -Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Пальчиковая гимнастика Стол Стол

У стола четыре ножки,Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Пальчиковая гимнастика Грабли Грабли

Листья падают в саду,Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Пальчиковая гимнастика Пальчики перебираем Цепочка

Пальчики перебираемИ цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчиковая гимнастика Скворечник

Скворечник

Скворец в скворечнике живетИ песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Пальчиковая гимнастика Шарик

Шарик

Надуваем быстро шарик.Он становится большой.Вдруг шар лопнул, воздух вышел -Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Пальчиковая гимнастика Елка

Елка

Елка быстро получается,Если пальчики сцепляются.Локотки ты подними,Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Пальчиковая гимнастика Корзинка

Корзинка

В лес корзинку я беруИ грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Пальчиковая гимнастика Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик все звенит,Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Пальчиковая гимнастика Собака

Собака

У собачки острый носик,Есть и шейка , есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Пальчиковая гимнастика Кошка

Кошка

А у кошки ушкиУшки на макушке,Чтобы лучше слышатьМышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Пальчиковая гимнастика Мышка

Мышка

Серенький комок сидитИ бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Пальчиковая гимнастика Зайка

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,Из кустов они торчат.Он и прыгает и скачет,Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

Пальчиковая гимнастика Зайчик в норке

Зайчик в норке

У елки на пригоркеСпрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Пальчиковая гимнастика Зайка и барабан

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабанИ ударил трам - трам - трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Пальчиковая гимнастика Лошадка

Лошадка

У лошадки вьется грива,Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Пальчиковая гимнастика Зайка и зеркало

Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядитИ ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Пальчиковая гимнастика Коза

Коза

У козы торчат рога,Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Пальчиковая гимнастика Гусь

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Пальчиковая гимнастика Петушок

Петушок

Петушок стоит весь яркий,Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Пальчиковая гимнастика Курочка

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Пальчиковая гимнастика Осы

Осы

Осы любят сладкое, к сладкому летят.И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Пальчиковая гимнастика Жук

Жук

Жук летит, жужжит, жужжитИ усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Пальчиковая гимнастика Птенчик в гнезде

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машети летит к себе в гнездо.Птенчикам своим расскажет,где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Пальчиковая гимнастика Краб

Краб

Краб ползет по дну,Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Пальчиковая гимнастика Замок

Замок

Пальцы сплетем и замок мы получим.Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Пальчиковая гимнастика Слон

Слон

В зоопарке стоит слон.Уши, хобот, серый он.Головой своей кивает,Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Пальчиковая гимнастика Дерево

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Пальчиковая гимнастика Птичка

Птичка

Пальчики - головка,Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Пальчиковая гимнастика Филин

Филин

Сидит филин на сукуИ кричит бу - бу - бу - бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Пальчиковая гимнастика Волк и лиса

Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу,А за ним бежит лиса.Поднялись у них трубоюДва пушистеньких хвоста.

Волк.Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса.Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Пальчиковая гимнастика Крокодил Крокодил.

Крокодил плывет по речке,Выпучив свои глаза.Он зеленый весь, как тина,От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Пальчиковые игры

О пользе пальчиковой гимнастики для детей написано очень много и есть общепринятое мнение что, развивая мелкую моторику, тренируя пальчики, мы воздействуем на речь ребёнка. Позволю себе с этим утверждением не согласиться, просто у детей с алалией и особенно дизартрией всегда нарушена мелкая моторика, так как центры речи и моторики в коре головного мозга расположены рядом. Но это ничуть не умаляет достоинств пальчиковых игр.

Пальчики «речевиков» нужно обязательно тренировать чтобы, когда ребёнок пойдёт в школу у него не возникло проблем с письмом. Детям старшего дошкольного возраста, возможно, будут менее интересны пальчиковые игры, тогда для них нужно подобрать занятие по душе, например: выстригание по контуру, нанизывание бус и бисера, аппликация и т.д.

«Пальчики»

У меня есть две руки:

Показывают руки, раскрыв ладони.

Левая и правая.

Поднимают вверх левую руку, потом правую.

А на них есть десять пальцев,

Как команда бравая.

Возвращают руки в первую позицию,

раздвинув пальцы.

Два больших, как генералы -

Поднимают вверх большие пальцы обеих рук, остальные сгибают к ладоням.

Толстые и важные.

Покачивают большими пальцами из стороны в сторону.

Указательные пальцы -

Смелые отважные.

Выпрямляют указательные пальцы.

Вам покажут направленье,

Погрозят за поведенье.

Выполняют движения по тексту.

В центре средние стоят -

Выше всех и вдаль глядят.

Разгибают средние пальцы.

Безымянные потом -

Разгибают безымянные пальцы.

Почему-то без имен.

Разводят руками и пожимают плечами.

Снова ставят руки перед грудью.

А мизинцы после них.

Разгибают мизинцы.

Вот и все, окончен стих!

Расслабляют руки и хлопают скользящими движениями ладонь о ладонь.

«Прогулка»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибать пальцы по одному.

Бабу снежную лепили,

Имитировать лепку комков.

Птичек крошками кормили,

Крошить всеми пальцами.

С горки мы потом катались,

Вести пальцем по ладони.

А ещё в снегу валялись.

Ритмично переворачивать ладони.

Все в снегу домой пришли,

Отряхивать ладошки.

Съели суп и спать легли.

Имитировать движения по тексту.

«Где мой пальчик?»

Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак

- Ой, куда я пальчик дела!

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Разжать все пальцы, кроме большого, ладонь тыльной стороной вверх.

Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Опять сжать пальцы в кулак и разжать все пальцы.

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Пальцами другой руки поздороваться с другими пальцами.

«Тетери»

Как на нашем на лугу

Разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу.

Ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери,

Машем пальчиками обеих рук.

Наклевались улетели.

Указательный и средний палец – клюв – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.

«Шла собака через мост»

Шла собака через мост,

Изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый — хвост.

Показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони ставим вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение.

Чтобы ей не потонуть,

Ты беги ее тянуть!

Шагаем двумя пальцами правой руки. Затем тянем за указательный палец левой руки.

www.minibanda.ru


Смотрите также