Пальчиковая гимнастика для малышей. Пальчиковая гимнастика тесто


Пальчиковые игры

Пчёлы

Вот улей, (показываем кулачек) Здесь живут пчелы. Вот они показались из домика, (поочередно отгибаем пальчики) Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з-з-з-з....." (щекочем ребенка)

Рыбка

Рыбка в озере живёт Рыбка в озере плывёт (ладошки соединены и делают плавные движения) Хвостиком ударит вдруг (ладошки разъединить и ударить по коленкам) И услышим мы – плюх, плюх! (ладошки соединить у основания и так похлопать) СапожникИмитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. Мастер, мастер, Помоги — Прохудились Сапоги. Забивай покрепче Гвозди - Мы пойдем сегодня В гости!

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх) Два – поймаем. (" ловят", приседают) Три – уроним (встают, «роняют») И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх). Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз). Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики) И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши)

Сорока

Сорока, сорока, сорока-белобока Кашку варила, детишек кормила. (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала. (по очереди загибают пальцы, начиная с большого) Этому не дала: ты воды не носил, Дров не рубил, каши не варил — Ничего тебе нет! (мизинец не загибается)

Счёт

Один, два, три, четыре, пять - (разжимаем поочередно пальчики из кулачка) Вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять - (зажимаем пальчики в кулачок) В домик спрятались опять!

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук) Мы пирог лепили (ладошки лепят) Шлёп, шлёп, Шлёп, шлёп Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Хозяйка

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) В миску молока налью, (наливаем молоко) Положу туда крупу (насыпать крупу) И поставлю на плиту.(поставить на плиту) Будет каша хороша! (хлопать в ладоши) Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики) Вдруг, ворона выбегает, (пальчики «бегут» по столу) Каркает:«Вот и обед» (указательный и большой пальчики «каркают».) Глядь (разводим ручками), а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Черепаха

Шла по полю черепаха (идем пальчиками) И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат) Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются») Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

www.baby.ru

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Пальчиковая гимнастика"

Методическая разработка логопедического занятия на тему:

«Пальчиковая гимнастика»

Дефектолог-логопед:

Назарова Фарида Ахметжановна

Для чего нужна пальчиковая гимнастика

  1. Выполнение упражнений пальцами приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон и поэтому стимулирует развитие речи

  2. Также игры с пальчиками благоприятно влияют на ребенка, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка

  3. Очень хорошо развивается память, воображение и фантазия

  4. И в результате пальчики будут сильными, что облегчит овладение навыком письма

Все упражнения можно разделить на три группы

  1. Упражнения для кистей рук

  2. Упражнения для пальцев условно статические

  3. Упражнения для пальцев динамические

Как нужно выполнять пальчиковую гимнастику

  1. Все упражнения для начала выполняются медленно

  2. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой рукой, потом двумя одновременно

  3. Нужно показать ребенку цветной рисунок и объяснить как оно должно выполняться

Вот примерные упражнения пальчиковой гимнастики:

1 Упражнение. Называем все пальчики по именам и показываем пальчик: Первый пальчик - большой

Второй пальчик - указательный

Третий пальчик - средний

Четвертый пальчик – безымянный

Пятый пальчик - мизинец

2 Упражнение. Дружная семья

Соединяем пальчики:

Первый пальчик - бабушка

Второй пальчик – дедушка

Третий пальчик - мамочка

Четвертый пальчик - папочка

Пятый пальчик – Я

Потом сжимаем пальчики в кулак и разжимаем, говорим:

Все мы дружная семья!!!

3 Упражнение. Лампочки

Нужно расположить ладони перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Затем сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно и говорить: «Лампочки зажглись» (пальцы выпрямить), «Лампочки погасли» (пальцы сжать)

4 Упражнение. Мытье рук

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук

«Вытираем руки»: имитируем вытирание каждой руки полотенцем.

5 Упражнение. Месим тесто

Руками имитируем процесс вымешивания теста

Тесто мнем, мнем Тесто жмем, жмем – сжимаем и разжимаем руки в кулачки

Пироги печем - движения как будто лепим снежки

6 Упражнение. Шарик

«Надуваем шарик» - придать пальцам такое положение , как будто держут в руках шарик

«Шарик лопнул» - пальцы возвращаются в исходное положение

7 Упражнение . Зайчик

Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем

Удерживать так примерно 5-7 секунд. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно.

8 Упражнение. Ножницы

Большой, безымянный палей и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед.

Имитировать движение ножниц. Сначала выполняем медленно, потом быстро. Пальцы должны быть прямыми.

9 Упражнение . Пчела

Выпрямить указательный палец, остальные пальчики прижать к ладони большим пальцем.

Вращать указательным пальцем.

Жу-жу, Жу-жу, Жу-жу

Над полянкой я кружу.

10 Упражнение . Избушка

Пальчики сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять –

(Разгибаем пальчики)

Вышли пальчики гулять

(Сжимаем и разжимаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди)

В избушку спрятались опять

( Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак)

infourok.ru

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика, необходима для развития Вашего малыша. Веселые игры с нашими пальчиками и ладошками доставят ребенку радость и станет отличным подспорьем в развитии мелкой моторики рук. Повторяя забавные движения за взрослым, ребенок, кроме развития подвижности пальчиков, подготавливает руку к письму и рисованию. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с полугода и до младшей школы.

С самыми маленькими крохами придется повозиться, даже самые простые навыки для них пока недоступны. Повторением простых действий изо дня в день можно довольно быстро научить малышей самостоятельно выполнять нехитрые движения. Где же брать эту «пальчиковую гимнастику»? Можно придумывать самому, а можно использовать ряд упражнения предложенных ниже. С самыми маленькими в качестве пальчиковой гимнастики можно использовать разнообразные виды массажа рук разными предметами: массажные мячики, грецкий орех и т.д.

1. Берем игрушку «пищалку» показываем как ее сжимать, сжимаем и разжимаем игрушку на стишок

Ты утенок не пищи,

лучше маму поищи

 

2. Киска, кисонька, кисуля! -

Позвала котенка ... (имя вашего ребёнка)

Не спеши домой, постой! -

И погладила рукой.

 

3. Прячем-показываем ладошки.

Кладем ладошки на стол, затем переворачиваем ладошкой наверх. Вниз -- к столу и снова наверх.

 

4. Прячем показываем пальчики.

Спрятали пальцы в кулачок. Ищем пальчики – трясем кулачком. Где пальчики? А вот они! (показываем растопыренные пальчики).

 

5. Лодочка

Лодочка плывет по речке (имитируем движение лодочки ребром ладошки) А за ней плывут колечки (складываем обе ладошки в колечко)

 

6. Тучки

Тучки прибежали Солнышко прогнали ( кулачком одной руки стучим о кулачок другой)

Солнышкой проснулось (раскрываем пальчики-лучики)

Маме улыбнулось

 

7. Царапки У кошки на лапках есть острые царапки (показываем пальчиками коготки ) цап царап, цап-царап

 

8. Греем ручки с холода Трем одну ручку о другую, а потом на нее дышим, греем.

 

9. Мнем тесто, печем пирожки. Тесто мнем-мнем-мнем ( мнем в воздухе воображаемое тесто)

Пирожков напечем (лепим пирожки)

 

10. Зайка маленький сидит и ушами шевелит. (выставляем указательные и средний пальчик и шевелим пальчиками как ушками)

Делаем поочередно одной и другой рукой, а потом двумя руками вместе.

 

Выполняйте с ребенком пальчиковую гимнастику ежедневно и результат не заставит себя ждать.

roditeli.ua

Пальчиковая гимнастика для малышей.

 Упражнение №1. «Фонарики».

   Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами (Фонарики зажглись! – пальцы выпрямить; Фонарики погасли! – пальцы сжать).

   Мы фонарики зажжём,

   А потом гулять пойдем!

   Вот фонарики сияют,

   Нам дорогу освещают!

Упражнение №2. «Заготавливаем капусту».

   Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим-рубим!   (прямыми, напряженными ладонями имитируем движения  топора: вверх – вниз).

Мы капусту режем-режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад).

Мы капусту солим-солим! (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»).

Мы капусту жмем-жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно).

Мы морковку трем-трем! (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные  движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки).

Упражнение №3. «Моем руки».

1.     «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

2.     «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

3.     «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

Упражнение №4. «Месим тесто и печем пирожки».

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

Тесто мнем, мнем, мнем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)

Тесто жмем, жмем, жмем!     (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

Упражнение №5. «Флажки».

   Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если дети легко выполняют это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

   Я в руках флажки держу

   И ребятам всем машу!

Усложненный вариант: поочередно менять положение рук на счет: «раз-два».

«Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята верх, правая рука – опущена вниз.

«Два»: левая рука – опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

Упражнение №6. «Шарик».

Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

   Я надул упругий шарик,

   Укусил его комарик.

   Лопнул шарик – не беда,

   Новый шар надую я.

Упражнение №7. «Ёжик».

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

   Маленький колючий ёж.

   До чего же он хорош!

Упражнение №8. «Лодочка».

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

   Маленькая лодочка по реке плывет,

   На прогулку лодочка малышей везет.

Упражнение №9. «Пароход».

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба».

   Пароход плывет по речке,

   И труба дымит, как печка.

Упражнение №10. «Деревья».

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напрядены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

  В поле дерево стоит,                           (покачивать руками из стороны в сторону)

   Ветер ветки шевелит.

   Дует ветер нам в лицо,                  (покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы)

   Закачалось деревцо!

Упражнение №11. «Корни».

Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счет до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

   Высокие, красивые деревья здесь растут, (показать руками «деревья»)

   А корни под землею для них водичку пьют. (показать руками «корни»).

Упражнение №12. «Птичка пьет водичку».

Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

   Наклонилась, захватила,

   Подняла и проглотила.

Упражнение №13. «Птичка летит».

Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.

   Птички полетели,         (помахать «крыльями»)

   Сели – посидели,          (прижать ладони к груди)

   Дальше полетели.

Упражнение №14. «Цветок».

Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

   Солнце поднимается –

   Цветочек распускается!

   Солнышко садится –

   Цветочек спать ложится.

Упражнение №15. «Кошечка».

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3 -5 раз.

   Кулачок – ладошка.

   Я иду, как кошка.

Усложненный вариант. При выполнении руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счет «раз - два».

«Раз»: левая рука – кулачок, правая – ладошка.

«Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок.

Повторить несколько раз.

Упражнение №16. «Дом».

1.Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

   Посмотри на дом с трубой.

   В нем мы будем жить с тобой.

2.Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

   Вот стоит огромный дом,

   Дом ужасно важный.

   Сто окошек в доме том!

   Он многоэтажный.      (Н.Тегипко)

Упражнение №17. «Труба».

Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная «труба».

   Дом стоит с большой трубой.

   В нем мы будем жить с тобой.

   Смотрит ввысь труба на крыше

   И дымит, как будто дышит.

Упражнение № 18. «Стул».

Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье».

   Спинка и сиденье –

   Стул на удивленье!

   Мы на стульях посидим,

   Друг на друга поглядим!

Упражнение № 19. «Стол».

Левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка» стола.

   Кулачок – это толстая ножка.

   Сверху крышка – наша ладошка.

   Маленький столик. Время идет…

   Вместе с ладошкой и стол подрастет.

Упражнение №20. «Ворота».

1.Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.

   Ворота крепко мы запрем –

   Не сможет волк проникнуть в дом!   (Н.Тегипко)

2.Ворота открываются и закрываются.

Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Затем развернуть ладони параллельно друг другу, пальца направлены от себя. Вернуться в исходное положение.

   Ворота открыты всегда для друзей,

   Мы рады вам, гости! Входите скорей!   (Н.Тегипко)

Упражнение № 21. «Замок».

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

   На двери висит замок.   (быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

   Кто его открыть бы смог?

   -Потянули!   (пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их).

   -Покрутили!   (подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе).

   -Постучали!   (пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)

   И - открыли!  (расцепить пальцы).

Упражнение №22. «Зайчик».

1.Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5 – 10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

   Кто там скачет на лужайке?

   Это длинноухий зайка!

2.Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз - вверх) на счет «раз - два».

   Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

   Раз – два, раз – два. И ушами шевелит!

Упражнение № 23. «Ножницы».

Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.

   Режу, режу, ткань верчу,

   Научиться шить хочу!

Упражнение № 24. «Вилка».

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении до счета 5 – 10.

   Вилкой мы едим сосиску,

   Макароны и редиску.

Упражнение №25. «Колечко».

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5 – 10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

   На узорное крылечко

   Кто-то уронил колечко.

   И оно с крыльца скатилось,

   За ступеньку закатилось.

   Дети смотрят там и тут,

   Но колечко не найдут.

Упражнение № 26. «Очки».

Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки.

   Вот колечки – посмотри!

   Превращаются в очки!

Упражнение № 27. «Коза».

Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный – прижать большим к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.

    Вижу у козочки острые рожки.

   Я убегу от нее по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение двумя руками, изображая козу и козла:

   Идет коза рогатая,

   Идет коза бодатая.

   Навстречу ей козел спешит.

   Дорогу уступить велит.

Упражнение № 28 «Мостик».

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать к друг другу и удерживать в таком положении.

   Шла коза по мостику

   И виляла хвостиком,

   Зацепилась перила –

   Прямо в речку угодила.

Упражнение № 29. «Дружные пальчики».

1.Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к  другу и удерживать напряженные пальцы до счета 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения – встряхнуть кисти рук.

   Пальцы очень крепко дружат,

   Мне помощниками служат.

2.Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое название имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.

   Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны – пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу – «помирились». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами: «Поссорились – помирились!»

chyrsina-ozgdou44.edumsko.ru