Разработки по здоровьесбережению "Пальчиковая гимнастика". Пальчиковая гимнастика здоровье


"Пальчиковая гимнастика как средство оздоровления дошкольника"

Еще с давних времен мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлических шариков, в Японии с той же целью используют грецкие орехи. Как показали современные исследования, придумано это неспроста. Оказалось, что каждый пальчик малыша связан с головным мозгом, и развитие руки напрямую способствует развитию речи. И теперь все врачи и педагоги придают большое значение развитию мелкой моторики ребенка в первые месяцы его жизни.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика

- Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений

- Развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи

-Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять

-Развивается память ребенка

-Развивается воображение и фантазия

-Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость исчезает скованность движений

Пальчиковая гимнастика делится на 3 группы

1 группа пальчиковой гимнастики это упражнения для кистей рук

- Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений

-Учат напрягать и расслаблять мышцы

-Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время

-Учат переключаться с одного движения на другое

Например, давайте сделаем такое упражнение ДОМИК

Дом стоит с трубой и крышей ( Ладони направлены под углом, кончики пальцев

соприкасаются: средний палец правой руки поднят

вверх, кончики мизинцев касаются друг друга,

выполняя прямую линию (труба, балкон)

На балкон гулять я вышел

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье (Левая ладонь вертикально вверх, к ее нижней части

приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

Если ребёнок легко выполняет это упражнение,

можно менять положение рук, попеременно)

Вот вам стул на удивленье

2 группа это упражнения для пальцев условно статистические

-Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений

Например, ЛОШАДКА

У лошадки вьется грива ( Правая ладонь на ребре от себя, большой палец

кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь

под углом, образуя пальчиками гриву. Большой

палец кверху. Два больших пальца образуют уши)

Бьет копытами игриво

ЗАЙЧИК КОЗА ВИЛКА

УЛИТКА

Тычет рожками улитка (правая рука большой палец придерживает средний и

безымянный. Указательный палец и мизинец –

прямые)

Заперта в саду калитка ( тычет рожками в ладони левой руки)

Отвори скорей калитку (левая рука открывает калитку)

Пропусти домой улитку (Правая рука проползает)

3 группа это упражнения для пальцев динамические

-Развивают точную координацию движений

-учат сгибать и разгибать пальцы рук

-учат противопоставлять большой палец остальным

Например, СОРОКА ВОРОНА

Сорока ворона кашу варила ( Водим своим указательным пальцем по тыльной

ладони ребенка кругами)

Деток кормила

Этому дала в ложку 5й

Этому в поварешку 4й

Этому в горшок 3й

Этому в вершок2й

А ты дружочек 1й

Печку топи

Деток корми

ТУЧКА

Тучка солнце повстречала (поочередное сжимание в кулак (Тучка) и

разжимание Пальчики растопырены (Солнышко)

ладони обеих рук)

Погостить его позвала (Приглашающий жест правой рукой. Показать

ладошки левой руки (пальчики растопырены)

Нет ей солнышко в ответ (погрозить указательным пальцем правой руки

Тучка закрывает свет (соединить кулачок правой руки (Тучка) и

ладошки левой руки (пальчики растопырены-

Солнышко)

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

-перед игрой с ребёнком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, движения

-Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой

-Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу ( к примеру показывать движения и произносить текст сразу с первого раза)

В начале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых

-Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, поменяйте игру

-Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут

- При повторных проведениях игры дети уже начинают произносить текст частично ( особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями

-Выбрав 2 или 3 упражнения постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей

Содоклад на тему

«Пальчиковая гимнастика как средство оздоровления дошкольника»

Логопед: Салыкова Р.Ж

Октябрь 2015г

infourok.ru

Минутки здоровья и пальчиковые игры 

«Весёлые минутки или минутки здоровья»

Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.

За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы.

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.

Не следует забывать и о профилактических  формах оздоровления детей – «минутках здоровья». К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.

Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка. «Минутки здоровья» можно проводить перед выходом на прогулку, на прогулке, между различными видами деятельности, перед сном, после пробуждения. Продолжительность их невелика всего 2-3 минуты, а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы  веселые минутки сопровождались легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.

Игровой самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру.

 

 

 

 

Разотру  ладошки  сильно

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи нежно разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра!

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора!

Массаж тела «Грибной дождик»

Дождевые капли, Хлопают правой ладонью по левой.

Прыгайте в ладошки! Так же хлопают по правой ладони.

Дождевые капли,  Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжки вверх.

Вымойте мне ножки!                  

Дождевые капли,  Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Бейте по спине! Левой рукой стучат по правому плечу.

Дождь грибной,

Но нужно

Подрасти и мне! Вытягивают обе руки вверх, выпрямляя спину.

Любит ёжик умываться

Любит ёжик умываться,

Вместе с нами закаляться:

Лапку правую вперёд

Он немножечко потрёт,            Дети выполняют растирание

А потом наоборот –                  рук.

Лапку левую потрёт.

Грудку тоже моет чисто            Выполняют растирание груди.

Быстро-быстро, быстро-быстро.

Чтобы чистыми всем быть,

Надо ушки нам помыть.             Выполняют растирание ушей.

Ёжик, ёжик, всё помыл?

Носик вымыть не забыл?          Выполняют растирание носа.

Лапками ты поскорее                             

Три свой носик, Ерофей.

Лобик тоже не забудь,

Мой его не как-нибудь:               Выполняют растирание лба.

Ты потри его немножко

Своей лапкой, мы – ладошкой.

К ножкам будем приступать.

Будем ножки растирать.              Выполняют растирание ног.

 Неболей-ка

Чтобы горло не болело, Поглаживание поочерёдно

Мы погладим его смело. ладонями сверху внизу.

Чтоб не кашлять, не чихать – Указательными пальчиками

Будем носик растирать. растираем носик снизу-вверх.

Лобик тоже разотрём,  

Ладонь поставим козырьком. Ладонями по очереди растираем лоб.

Вилку пальчиками сделай, Делаем «вилочку» из пальчиков указательного и большого.

Ушко ты погладь умело. Разглаживаем ушки.

Знаем, знаем, да, да, да: Хлопаем в ладоши.

Нам простуда не страшна!

Дыхательная гимнастика – способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Каждое упражнение выполняется 5-6 раз.

 Шарик красный

Воздух мягко набираем, Вдох.

Шарик красный надуваем, Выдох.

Шарик тужился, пыхтел, Вдох.

Лопнул он и засвистел: Выдох со звуком.

«Т-с-с-с-с!».

Вышли гуси на лугу,

Закричали: «Га – га –га!»  Покачивают головой вперед-назад.

Очень громко закричали. Покачивают головой вправо-влево.

«Ай – ай – ай!» - мы им сказали. Поворачивают туловище вправо-влево, как бы оглядываясь. 

– Гуси, гуси! Вы куда?

– Впереди река, га-га!

 

 

Поехали

Завели машину, Сидя. Вдох.

Ш-ш-ш-ш, Выдох.

Накачали шину, Вдох.    

Ш-ш-ш-ш, Выдох.

Улыбнулись веселей Вдох.

И поехали быстрей, Выдох.

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

«Петушок»

И.П. – стоя, ноги врозь, руки внизу.

На вдох поднять руки в стороны,   

 на выдох хлопать руками по бёдрам,

произнося: «Ку-ка-ре-ку!»

 

Пальчиковая гимнастика, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккопунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккопунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций.

Гномики

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.  (Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,   (Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала, 

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе).

Осенние  листья

  Раз, два, три,  четыре, пять,     Загибают пальчики, начиная с.

   большого

  Будем листья собирать.     Сжимают и разжимают кулачки.

  Листья березы,     Загибают пальчики, начиная с большого.

  Листья рябины, 

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы  соберем,

  Маме осенний букет отнесем.     «Шагают»

по столу.

Компот

  Будем мы варить компот,    Левую ладошку держат  «ковшиком» пальцем правой  руки мешают.

  Фруктов нужно много вот:     Загибают пальчики по одному,  начиная с большого.     

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  Варим, варим мы компот.    Опять варят и мешают.

Утята

Раз, два – шли утята.   Три, четыре – за водой.

 А за ними плёлся пятый,  Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого.

 Позади бежал шестой.   

 А седьмой от них отстал,

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал,

 А десятый напугал.

 Громко, громко запищал:

 Пи – пи – пи! Не пищи, Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

 Мы тут рядом, поищи.  

Лодочка

Две ладошки прижму   Ладони лодочкой, волнообразные 

 И по морю поплыву.    движения рук.

Две ладошки – друзья –   

 Это лодочка моя.

 Паруса подниму,  Поднять выпрямленные ладони  вверх.

 Синим морем поплыву.    Имитация движений волн и рыбок.

А по бурным волнам

 Плывут рыбки тут и там.

 

Звуковая  гимнастика  повышает обменные процессы в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус.

 Аист

И. п. :ноги вместе, руки опущены.    

1 на вдохе поднимаем колено одной ноги

 руки в стороны. На выдохе возвращаемся

в и. п. и проговариваем Ж-Р-У-Х.

Звук Ж нужно проговаривать длиннее,

это повышает микроциркуляцию в грудном

отделе (во время бронхита помогает освободиться от мокроты).

Вертолет

И. п. : сидя на стуле, ноги вместе, руки на коленях.

 1 отводим правую руку назад и

произносим звук З-Р-У-Х.

Когда мы произносим звук З, мы усиливаем

 вибрацию на уровне шеи. И заканчиваем

обязательно очистительным выдохом Ф-ф-ф.

Трубач

И.п. сидя, руки сложить в трубочку,

поднести ко рту.

Спокойно вдохнуть и долго выдыхать воздух,

подражая звуку трубы ( п-ф-у )до полного выдоха. 

Трактор

Воспроизведение звучания мотора трактора.  

Энергично произносить «д-т-д-т»,

меняя громкость и длительность

(произнесение этих звуков укрепляет

 мышцы языка).

 

 

 

К солнышку

Руки к солнцу поднимаю. Поднять руки через стороны вверх

И вдыхаю, и вдыхаю. Сделать вдох через нос.

Ну, а руки опускаю, Через стороны руки медленно вниз

Воздух тихо выдыхаю. Произнести «ф-ф-ф…»

 

 Упражнения для глаз. Нарушение зрения является частой причиной появления различных заболеваний глаз. Чтобы этого не допустить, следует уделять внимание  режиму зрительной нагрузки. Упражнения для глаз способствуют снятию статического напряжения мышц глаза, улучшают кровообращения (и.п. – сидя), заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движения глазными яблоками и веками.

Ёлка

Вот стоит большая ёлка, Выполняют движения глазами.

Вот такой высоты. Посмотреть снизу вверх.

У неё большие ветки.

Вот такой ширины. Посмотреть слева направо.

Есть на ёлке даже шишки, Посмотреть вверх.

А внизу – берлога мишки. Посмотреть вниз.

Зиму спит там косолапый Зажмурить глаза, потом по-

И сосёт в берлоге лапу. моргать 10 раз. Повторить.

Самолёт

Пролетает самолёт,

С ним собрался я в полёт. Смотрят вверх и водят

пальцем за пролетающим самолётом.

Правое крыло отвёл,

Посмотрел.

Левое крыло отвёл.

Отводят руки попеременно

и прослеживают взглядом.

Поглядел.

Я мотор завожу. Делают вращательные движения перед грудью

И внимательно гляжу. и прослеживают взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу. Встают на носочки и выполняют летательное движение.

«Сова и лиса»

На сосне сидит сова,                        Перемещать взгляд вверх-вниз.

Под сосной стоит лиса.

На сосне сова осталась,                    Выполняют круговые вращения

Под сосной листы не стало.             глазами сначала по часовой стрелке, затем –

Перемещают взгляд вверх-вниз.      против нее.

 

Игровая зарядка веселая разминка  на все группы мышц со стихотворным сопровождением. Обязательно выполняйте упражнения вместе с детьми, следите за правильностью выполнения.

Зарядка для ребят

Раз – подняться, потянуться, Потянулись.

Два – согнуться, разогнуться, Прогнули спинки, руки на поясе.

Три – в ладоши три хлопка, Хлопки в ладоши.

Головою три кивка. Движения головой.

На четыре – руки шире. Руки в стороны.

Пять – руками помахать. Махи руками.

Шесть – на место сесть опять. Сесть на место.

 

Зарядка для лошадки

Быстроногая Лошадка

Утром делала зарядку.

Потянулась для начала    Имитировать движения.

И копытом постучала.

Цок! Цок!

А теперь прыжки – вперёд,

Вбок, назад, наоборот.

Скок! Скок!

Бег на месте, а потом –

Махи гривой и хвостом.

Мах! Мах!

До чего же хвост и грива

Шелковисты и красивы!

Ах! Ах!

Громко фыркнула Лошадка:

– Фр-р-р! Закончена зарядка!

Не пора ли подкрепиться?

Дайте сена и водицы!

Веселая зарядка

Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)

Эх! Руками машем вместе. (движение «ножницы» руками)

Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко. (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)

Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону).

 

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

 Носик гуляет

 Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу:

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Носик балуется  

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа:

Вот так носик-баловник!

 Он шалить у нас привык.

Носик нюхает приятный аромат

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем:

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Носик поет песенку На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу»:

Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу».

Погреем носик

 Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом,  делается как бы растирание:

Надо носик нам погреть,

 Его немного потереть.

 

Игровой тренинг. Упражнения улучшают координацию движений, укрепляют мышцы туловища и конечностей.

 Колобок

Что за странный колобок в окошке появился

Постоял совсем чуток, взял и развалился.

 

Ложимся на спину, а затем садимся,

Обнимая ноги руками, голову в колени.

Прижмите колени к плечам и посмотрите на свои пятки.

Вот вы и все колобки! 1, 2, 3, 4, 5, - развалились вы опять.

 Для мышц спины, шеи, живота; гибкости.

 

Достань мяч

Сядьте на пол, ноги врозь, спина прямая.

Представьте, что в руках у вас мяч.                

 «Поиграйте» с ним. Вдруг мяч укатился.

Достаньте его, не сдвигаясь с места,

а только наклоняясь вперед.

Старайтесь не сгибать ноги.

 Повторить 3 – 4 раза.

 Для мышц спины, ног; гибкости.

 

 Крокодил

Лежа на животе, ноги вместе,

Руки полусогнуты в локтях.

Ползем по комнате, как крокодил

по песчаному пляжу.  Делаем, остановки, чтобы посмотреть по сторонам,

 нет ли поблизости опасности.

Для мышц рук, спины, ног.

 

Карусель

Сядьте на пол, поднимите прямые ноги вверх.

Опираясь руками о пол начинайте         

поворачиваться вокруг себя с помощью рук.

Закружилась карусель!

Для мышц ног, рук, живота.

 

Велосипед

Лежа на спине. Крутим педали велосипеда

со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).

Улучшает кровообращение в ногах,

улучшает работу кишечника.

 

Птица

Лежа на животе, поднимите руки вверх —

в стороны, прогнитесь. Машите руками,

как птица крыльями. Мы полетели!

 Давайте отдохнем. Лягте на живот,

опустите руки. Отдохнем и снова

продолжим полет. Повторить 2-3 раза.

Для мышц плечевого пояса,

живота, спины, ног, для гибкости.

 

Паровозик

Сидя, ноги слегка согнуть, в коленях,

а руки в локтях, прижимая их к туловищу.

Поехали! Двигаемся по полу вперед,

помогая только ногами. Руками делаем

круговые движения, имитируя

движение колес. Остановились, и

поехали также назад.

Для мышц спины, ног, ягодиц.

 

 

Автор: Лапина Е.И.

evlapina.edumsko.ru

Разработки по здоровьесбережению "Пальчиковая гимнастика"

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

машинку».

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

infourok.ru

Пальчиковая гимнастика для детей - Секреты Здоровья

Пальчиковая гимнастика.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Мы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Наши пальчики встряхнем,Рисовать опять начнем.-Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать,Все такие нужные,Крепкие и дружные.- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.Взять руку ребенка и пощекотать:Здесь пень (запястье),Здесь колода (локоть),А здесь ключевая водица (подмышки).

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Никто больше не шумит.-Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Ивану Большаку – дрова рубить.Ваське-Указке – воду носить.Мишке Среднему – печку топить.Гришке Сиротке – кашку варить.Крошке Тимошке – песенки петь,Песенки петь и плясать.-Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Бабушка очки наделаИ внучонка разглядела.-Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Флажок.Я в руке флажок держуИ ребятам им машу.Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

- Мама, мама!- Что, что, что?- Гости едут.- Ну и что.- Здравствуй, здравствуй.Чмок, чмок, чмок.- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются» .

У печи, печи, печиИспечем мы пироги.- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Этот пальчик – маленький,Мизинчик удаленький.Безымянный – кольцо носит,Ни за что его не бросит.Ну а этот – средний, длинный.Он как раз посередине.Этот указательный,Пальчик замечательный.Большой палец, хоть не длинный,Среди пальцев самый сильный.Пальчики не ссорятсяВместе дело спорится.-На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.Зайка книгу нашел,И открыл, и прочел,А закрыл, все забыл.И снова открыл,И все повторил,А закрыл, опять забыл.- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Четыре братца высоки да тонки,Держатся вместе, а пятый в сторонке.Но чуть за работу приходится браться,Четверо кличут пятого братца.-Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).

Листья падают в саду,Я их граблями смету.- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

Дом стоит с трубой и крышей.На балкон гулять я вышел.- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,Есть и шейка, есть и хвостик.- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью. Ёлка быстро получается,Если пальчики сцепляются.Локотки ты подними,Пальчики ты разведи.- Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.

Вот помощники мои,Их как хочешь поверни.По дороге белой, гладкойСкачут пальцы, как лошадки.Чок-чок-чок, чок-чок-чок,Скачет резвый табунок.-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Источники: http://www.kindergenii.ru/HTMLs/palchiki.htm

1lustiness.ru