Пальчиковая гимнастика: «Осень». Пальчиковая осенняя гимнастика


Пальчиковая гимнастика на тему «Осень»

Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти ощущения, движения рук, буквально приводят в действие мыслительные процессы у ребенка. Для того чтобы быстро и правильно развить мелкую моторику рук подойдет гимнастика для пальчиков.

В коре головного мозга значительные области выделены под зоны для рук. Эти зоны расположены в тесном соседстве с другими, отвечающими, к примеру, за речь. Таким образом, при возбуждении одного участка мозга, автоматически подключается и соседний.

Если во время гимнастики использовать дополнительные предметы, тогда можно совместить приятное с полезным: развитие мелкой моторики и приятный массаж. Перекатывание в ладошках шарика или карандаша окажет благотворный, успокаивающий и расслабляющий эффект. Особенно плотно расположены друг к другу акупунктурные точки на ладонях и кончиках пальцев.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Гимнастика для пальчиков в стихах не только поспособствует развитию ручек, но и станет приятной на слух. Стихотворную форму проще запомнить, она мелодична и легче воспринимается. Такие упражнения для рук учат сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, а также воспитывают внимательность и стимулирует развитие ЦНС. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень» обязательно придется по вкусу и детворе, и их ручкам.

Такая гимнастика поможет ребенку расслабиться во время занятий. Не важно, учитесь ли вы дома или уже в школе, - гимнастика полезна всем. Она стимулирует нормальное кровообращение в руках, учит координации движений, тренирует память, в том числе восприятие на слух.

Развитая мелкая моторика (гимнастика для пальчиков этому поможет) и подготовит руки к школе. Письмо, рисование, чертеж – для неподготовленных деток становятся настоящим испытанием. Если же заранее приучить руки ребенка к нагрузке - это значительно снизит уровень стресса от школьных занятий. Если предварительно заниматься пальчиковой гимнастикой, осень после первого сентября у первоклашки будет значительно проще. Почерк будет ровным, рука твердой, ответы четкими, а внимание сконцентрированным.

Делая перерыв для пальчиковой гимнастики, вы дадите деткам возможность морально расслабиться. Веселые стишки и забавные движения, дадут отдохнуть и с новыми силами приступить к получению знаний.

Пальчиковая гимнастика «Осень»:

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Осень»

Ветер северный подул, - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!

meyer-lytmdou14.edumsko.ru

Пальчиковая гимнастика осенью. - Логопедия

Пальчиковая гимнастика осенью.

1.«Осенние листья» (см. пособие)

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики поочередно)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины, (Поочередно загибают пальчики)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» пальчиками по столу)

Н.Нищева

2.«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары пальчиками по столу.

Одна начинает с мизинца, другая с большого).

Вышел дождик погулять. (Беспорядочно барабанят пальцами по столу).

Шел неспешно, по привычке, («Шагают» пальчиками по столу).

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (Удары ладонями – кулачками)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (Частые хлопки)

- Ох! (Один хлопок)

И ушел. Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу).

3.«Осень»

Ветер по лесу летал (Плавные волнообразные движения: ладонями)

Ветер листики считал

Вот дубовый, вот кленовый, (Поочередно загибают пальчики на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

Н.Нищева

4.«Дождик»

Закапал дождик. (Стучат пальцами по коленям)

Листья намокли и склеились. (Прижимают ладони)

Дождь кончился, листья высохли. (Разъединяют ладони)

5.«Дождик»

Меж еловых мелких лап (Поглаживают подушечками пальцев колени)

Дождик кап-кап-кап (Стучат пальцами по коленям)

Где сучок давно засох (Поднимают руки вверх, пальцы то прижимают друг

Серый мох, мох, мох. к другу, то расставляют как можно шире)

Где листок к листку прилип, (Указательным пальцем правой руки

Вырос гриб, гриб, гриб. поочередно касается пальцев левой руки)

Кто нашел его, друзья?

Это я, я, я. (Сжимают все пальцы, кроме мизинца и показывают его.)

6. «Колкие деревья.»

Детям дают колкий мяч или круглую щетку для волос. Катают между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты и у елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

7. «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять (Пальчики обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять. (Шагают пальчиками по столу)

За черникой, за малиной, (Поочередно загибают пальчики)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

8. «Грибы»

Топ-топ – пять шагов, («Шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (Переплели пальцы обеих рук –

туесочек, большие пальцы – ручка,

показали 5 пальцев правой руки)

Мухомор красный - (Поочередно загибают пальчики)

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

9.Грибы (массаж или самомассаж подушечек пальцев) на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца.

Вылезли на кочке мизинец

Мелкие грибочки: безымянный

Грузди и горькушки, средний

Рыжики, волнушки. указательный

Даже маленький пенек большой

Удивленья скрыть не мог. большой

Выросли опята, указательный

Скользкие маслята, средний

Бледные поганки безымянный

Встали на полянке. мизинец

10.«У Лариски – две редиски» (см. пособие)

У Лариски – две редиски. ( Поочередно разгибают пальчики

У Алешки – две картошки. из кулачка)

У Сережки – сорванца-

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

В.Волина

11.«Засолка капусты»

Мы капусту рубим (Резкие движения кистями вниз- вверх)

Мы морковку трем (Пальцы сжаты в кулачки, «трут»)

Мы капусту солим («Посыпают из щепотки)

Мы капусту жмем (Сжимают пальцы в кулачки)

12. « Огород» (массаж фаланг пальцев) на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

13.«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,

Капусту, (Поочередно загибают пальчики

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох! (Хлопок)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками

Кто лучше, вкусней и нужней на земле и ладонями)

Картошка?

Капуста? (Поочередно загибают пальчики

Морковка? на обеих руках)

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох! (Хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони

И ножиком этим крошить начала по столу)

Картошку,

Капусту, (Поочередно загибают пальчики)

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох! (Хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест

Кипели, кипели в крутом кипятке накрест на столе)

Картошка,

Капуста, (Поочередно загибают пальчики

Морковка, на обеих руках)

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох! (Хлопок)

Суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)

Ю.Тувим

14.«Пирожки»

Пирожки мы испечем с разною (Соединяют ладони рук, хлопают)

начинкою:

И с капустой, (Соединяют поочередно пальцы с

И с морковкой, большим)

С луком и с картошкою,

Из остатков теста («Раскатывают», сцепляют пальцы

Кренделя мы слепим. «цепочкой» )

15.«Компот»

Будем мы варить компот, (Одну ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем другой «мешают»)

Будем яблоки крошить, (Поочередно загибают пальчики)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

16. «Апельсин»

Мы делили апельсин (Разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас, (Показывают 10 пальцев)

А он один. (Показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа. (Поочередно загибают пальцы)

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. ( Бросательное движение рукой)

Он сердит на нас – беда!!! (Сжимают кулачки)

Разбегайтесь – кто куда! (Бегут пальцами по столу)

Народная считалка

17.Фрукты

Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга)

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

18.«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем («Шагают» пальчиками по столу)

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам, (Поочередно загибают пальчики)

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол)

19.«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом. (Поочередно на каждое двустишье

Не страшны зимой метели загибают по одному пальчику на

Белочке в дупле на ели. обеих руках)

Под кустами еж колючий

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Ладони – кулачки)

Всем тепло, уютно в нем.

В.Пальчискайте

multiurok.ru

Пальчиковая гимнастика: «Осень»

Поиск Лекций

Осень, осень, трем ладошки друг о друга

Приходи! зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,

Погляди!

Листья желтые кружатся. плавные движения ладонями

Тихо на землю садятся, ладони гладят колени

Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем имитируем

И ботинки обуваем. Топаем ногами

Знаем месяцы: ладони стучат по коленям

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь! кулак, ребро, ладонь.

 

Воспитат.: Ребята, а какие виды леса Вы знаете?

Дети: (Березняк или берёзовый лес)

Воспитат.: Какой ещё бывает лес?

(Ельник, дубрава, смешанный).

Воспитат.: А как выдумаете, в какой лес попали мы с вами?

Дети: (Смешанный, здесь растут дуб, осина, ель, берёза) .

Воспитат.: Какое дерево самое высокое в смешанном лесу?

(Сосна, старый дуб) .

Дети: А есть в лесу невысокие деревья? (Липа, рябина).

Воспитат.: Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?

(У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже).

Воспитат.: Какие кустарники вы знаете?

Дети: (Шиповник, малина, боярышник).

Воспитат.: У каждого дерева и кустарника есть листья.

Давайте поиграем в игру

Д\и «Детки и ветки»

(Слышится шорох листьев. Катится клубок из осенних листьев).

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядитесь, это Ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий,

Листья клёна нанизал

На свои иголки.

(Воспитатель разматывает ёжика из листьев)

Воспит.: Ой, ребята, посмотрите, а что это за верёвочка к ёжику привязана? Интересно, куда она нас приведёт?

(По ниточке приходят к поляне с грибами).

Воспит.: Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я? ». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

Воспит.: А вот здесь в корзинке, что – то лежит. Это ёжик нам подсказку оставил, какие грибы собирать. Давайте попробуем угадать, что же это за грибы.

(Отгадывают загадки)

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора -. (боровик)

Воспит.: Верно, дети, это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. Его ещё как называют?Правильно, белым грибом. А почему?

Дети: (Потому что он не боится ни сушки, ни варки, ни жарки, а так и остаётся белым. Темнеют все грибы, кроме белого, поэтому его ещё называют гриб – полковник)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

Какие бывают опята? (Летние и осенние) .

Воспит.: Где они обычно растут?

Дети: (На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что рукой не достать) .

Воспит.: Я в красной шапочке расту

Среди коней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … (подосиновик)

Почему этот гриб так называют?

(Потому что чаще всего он растёт под осиной) .

Расскажите, что вы знаете об этом грибе?

(Это съедобный гриб. У него прямая ножка и круглая красная головка) .

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что они похожи между собой и растут рядом. Как же всё же их различить?

(По цвету шляпки, на изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым) .

Воспит.: Вот сколько много интересного мы узнали с Вами о грибах.

Воспит.: Дети, Вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти.

Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

Дети: (Съедобные)

Воспит.: А как называется самый известный ядовитый гриб? (Мухомор)

Воспит.: Почему его так называют?

Дети: (Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде)

Воспит.: А может всё таки он не так плох, может кому – то он полезен?

Дети: (Лоси им лечатся, проглатывая его целиком) .

Воспит.: Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

Дети: (Бледная поганка, ложный опёнок).

Воспит.: Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!

Воспит.: Спасибо, Ёжик, что привёл нас на грибную поляну, научил как отличать съедобные грибы от несъедобных, А ежу как и многим другим зверям пора готовиться к зимней спячке.

Воспит.: Ребята, а как другие лесные жители готовятся к зиме? (Ответы детей).

Воспит.: Молодцы! Ну, а нам пора продолжить наше путешествие. Смотрите какая полянка давайте присядем и отдохнём.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Воспит.: Каких птиц Вы знаете?

Дети: (Дятел, кукушка, снегири, соловьи.)

Воспит. Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

Дети: (Нет, некоторые улетают на юг)

Воспит. : Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

Дети: ( (Перелётные)

Воспит.: А почему они улетают?

Дети: (Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)

Воспит.: Каких перелётных птиц Вы знаете?

Дети:(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

Воспит.: Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Дети: (Зимующие)

Воспит.: Чем питаются зимующие птицы?

Дети: (Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Воспит.: Как нужно заботиться о зимующих птицах?

Дети: (Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

Воспит.: Каких зимующих птиц Вы знаете?

Дети: (Воробьи, голуби, синицы)

Д\И «Улетают, не улетают»

III Заключительная часть. Подведение итогов.

Воспит.: Ребята, подходит к концу наше путешествие по осеннему лесу, нам пора возвращаться домой.

Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок даже осенью. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

 

Карточки для Д\и «Назови соседей»

Карточки для д\и «Детки и ветки»

 

 

 

Карточки с изображением грибов:

Карточки для д\и «Улетает не улетает»

poisk-ru.ru


Смотрите также