Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые гимнастики


Пальчиковая гимнастика | Растем и развиваемся вместе с мамой!

 

Пальчиковая гимнастикаЗдравствуйте, друзья! Несколько дней назад я писала о том, что на сайте открывается новая рубрика «Развитие и коррекция речи» и опубликовала первую статью из цикла «Развитие мелкой моторики». В ней автор статьи Елена Барышева (педагог – логопед) рассказала о пользе и значении развития мелкой моторики у детей. Также Елена сгруппировала все виды деятельности по развитию мелкой моторики в шесть групп. И эта статья будет посвящена первой группе «игры с пальцами». Так как игры с пальцами тема обширная мы их тоже разделили на три подгруппы:

— пальчиковая гимнастика;

— массаж пальцев и ладоней;

— рисование пальцами.

Пальчиковая гимнастика

При выполнении каждого упражнения пальчиковой гимнастики необходимо вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Следите, чтобы малыш максимально выпрямлял или сгибал пальцы, т.е. выполнял упражнение в полном объеме.

На фото видна разница выполнения упражнений пальчиковой гимнастики: в первом варианте нагрузка, а соответственно и польза, минимальна, во втором варианте – мышцы работают в полном объеме (возможны даже болевые симптомы, что является нормальным, как при выполнении любых физических упражнений).

Если вы заметили, что мышцы рук слишком напряжены при выполнении упражнений (трудно или невозможно их согнуть, придать нужную форму), то необходимо выполнять упражнения на расслабление или чередовать упражнения с потряхиванием рук, также будут полезны упражнения в воде. Если при выполнении упражнения ребенок не может максимально выпрямить руки или согнуть их, даже когда вы помогаете ему своими руками, малыш не может удержать эту ручную позу, то тонус мышц необходимо укреплять: первоначально делать упражнения на столе, также хорошо помогает массаж пальцев.

Если движения чередуются, то следите, чтобы движения были ритмичными, сначала в медленном темпе, и постепенно темп надо увеличивать.

Упражнения пальчиковой гимнастики лучше выполнять стоя,  но,  меняя  исходное  положение  рук (перед собой, в стороны, вверх), специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

Выделяют статическую и динамическую пальчиковую гимнастику.

Статическая пальчиковая гимнастика

Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев.

Творчество круглый год

С помощью пальцев можно изобразить буквы русского алфавита.

А также — цифры.

цыфры - пальчиковая гимнастика

Можно использовать палочки разной длины для изображения букв русского алфавита, что еще больше дает нагрузки на мышцы кистей рук.

Алфавит - пальчиковая гимнастикаБуквы - пальчиковая гимнастика

Динамическая пальчиковая гимнастика

</>Упражнения на координацию и динамическую организацию движений.

Cначала упражнения пальчиковой гимнастики проводятся ведущей рукой, потом другой и затем двумя вместе.

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касаясь кончиков указательного, среднего и безымянного пальцев этой же руки, при этом остальные пальцы максимально выпрямлены.

Как вариант: пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

«Оса»

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

«Дети бегут»

Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу, остальные сжаты в кулак, при этом локти подняты вверх (чтобы «человечек» не заваливался).

«Игра на рояле»

Последовательно касаться кончиками пальцев стола. Одним пальцем: 1,2,3,4,5,5,4,3,2,1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

«Поочередное сгибание пальцев»

Последовательно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого.

«Поочередное сгибание пальцев»

Последовательно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца, разогнутые пальцы максимально выпрямлены.

«Поочередное разгибание пальцев»

Согнуть пальцы в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Как вариант – разгибать с мизинца.

«Лесенка»

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Игру можно проводить большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.

 «Кулак – ребро – ладонь»

Ритмично чередовать положение рук (под счет): 1 — руки согнуты в кулак, 2 – положить руки на ребро, 3 – положить руки ладонями вниз.

Упражнение делается на столе или коленках. Ритм постепенно увеличивать.

«Коза – заяц – кольцо»

Ритмично чередовать позы рук: «коза» — «заяц» — «кольцо». Ритм постепенно увеличивать.

Каждое упражнение можно выполнить с закрытыми глазами (для развития кинестетических ощущений). Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально, заданных взрослым. Ребенок закрывает глаза, взрослый ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы.

Можно сочинять с детьми сказки или рассказы, используя разученные упражнения.

Например, мама может рассказать следующее:

Светит яркое солнышко, лучиками лаская все вокруг. Вот лучик скользнул на речку. По этой речке плывет лодочка. А вот и пароходик и гудит УУУУУУ. Подлетела птичка и попила воду из реки. Потом вспорхнула и полетела на дерево. На этом дереве в гнезде живут маленькие птенчики. Мальчики и девочки любят в этом живописном месте.

Чтобы ребенку было легче сочинить рассказ или сказку, можно предложить карточки с картинками. На начальных этапах взрослый раскладывает в определенном порядке картинки, а ребенок придумывает свой сюжет и выполняет движения или пальчиковые позы. Позже можно наклеить картинки на кубик. Какая картинка выпадет, предложение с этим предметом необходимо придумать. Можно придумывать по очереди, можно предложить ребенку самостоятельно сочинить сказку.

Можно предложить устроить театр теней.

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на несколько групп:

— упражнения на развитие подвижности, силы и гибкости пальцев;

— пальчиковая гимнастика с предметами;

— пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (любое стихотворение) или по темам;

— пальчиковая гимнастика в парах.

Оказывается вот как много не то, чтобы пальчиковых игр, а вообще видов пальчиковой гимнастики! Стихи и движения к пальчиковым играм вы найдете по ссылкам выше (появятся в ближайшее время). Полезных вам игр!

С уважением, Светлана и Елена

 

 

 

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

deti-burg.ru

Пальчиковая гимнастика для малышей в стихах

Здравствуйте, дорогие читатели! А знаете ли вы, насколько полезна пальчиковая гимнастика для малышей? Что она дает детишкам? И как правильно предлагать крохе гимнастику? Для вас мы подобрали чудесные варианты пальчиковой гимнастики в стишках.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Пальцы, кисти и стопы — средоточие биологически активных зон, влияющих на организм. В восточной медицине веками развивается направление иглоукалывания, су-джок. В переводе значит «стопа — кисть». Древнеславянская медицина оставила в подарок удивительное искусство сплетения пальцев для улучшения здоровья и развития интеллектуальных способностей — мудры. Они помогают направить мысли в нужное русло, облегчить спазмы кишечника и даже снизить риск осложнений при инфаркте миокарда.

При иглоукалывании, воздействуя на определенные точки в заданной последовательности и определенным образом, специалисты способны за несколько сеансов избавить от бронхиальной астмы или гипертонии.

Воздействие на кисти, стопы и пальцы чрезвычайно важно для гармоничного развития малыша. Но как воздействовать правильно?

пальчики

Пальчиковая гимнастика: примеры

Подходы и наборы упражнений зависят от возраста ребенка. Гимнастика проводится под чтение стихов. Так ребенок успокаивается, формирует положительную связь между голосом родителей и незнакомыми действиями.

Упражнения пальчиковой гимнастики в 1 год

В год и раньше малыш может не сразу схватиться за предмет, совершать странные движения. Это нормально, моторика (способность управлять движениями) развивается постепенно.

Друзья – садоводы

Палец толстый и большойВ сад за сливами пошел.(Ладошку собираем в кулачок. Большой пальчик отгибаем, выпрямляем, потом сгибаем наполовину. И опять сгибаем, так несколько раз)Указательный с порогаУказал ему дорогу.(Отгибаем теперь указательный пальчик, потом сгибаем-разгибаем)Средний палец самый меткий,Он сбивает сливы с ветки.(Теперь сгибаем-разгибаем средний палец. При этом важно стараться не сгибать указательный и большой пальчики)Безымянный подбирает,(Отгибаем еще и безымянный, стараемся не шевелить предыдущими пальчиками)А мизинчик-господинчикВ землю косточки бросает!(Отгибаем теперь мизинчик)

Улитка.

Выполняется 2 — 4 раза.Держите ладошку малыша открытой, и своим пальцем «рисуйте» спираль по направлению от середины ладони крохи до основания пальчиков, захватывая также внутреннюю сторону большого пальца.Сопровождайте игру таким текстом:Улитка, улитка, улитка ползет.Улитка в тележке конфеты везет.Вообще пальчики сгибаются и разгибаются по 4 — 10 раз на каждой ручке.

Семейка

Начиная с большого пальчика, разминайте поочередно каждый пальчик ребеночка. Затем сгибайте их, приговаривая:Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — я,(Прижмите кулачок к груди крохи)Вот и вся моя семья.

Разминка

Раз, два, три, четыре, пять —Вышли в садик погулять (пальчиком одной ручки считаем пальчики на другой, слегка нажимая на подушечки)Ходим-ходим мы по лугу,Там цветы растут по кругу (указательным пальчиком одной ручки выполняем круговые проглаживания ладошки другой).Лепесточков ровно пять,Можно взять и посчитать (считаем пальчики в обратном порядке, поглаживая их).Потом опять читаем стихотворение, и повторяем движения на другой руке.

Поиграли – отдохните,Ваши пальчики встряхните (расслабляем ручки и встряхиваем их),

Сгибайте ваши пальчики,Совсем как ушки зайчики (обе ладошки с пальчиками, прижатыми друг к другу, приставляем к головке. Сгибаем несколько раз сомкнутые пальцы).

пальчиковый театр

Пальчиковые упражнения и игры в 2 года

В этом возрасте чадо начинает разговаривать, строить первые фразы. Поэтому чтение ребенку стихов особенно важно. Более того, важно дальнейшее развитие моторики. Для этого давайте малышу рвать ненужные бумаги, мять разную ткань, щупать мешочки с песком и камушками. Если этого не делать, отпрыск доберется до бумаг и мелких предметов в самом неподходящем месте и в максимально неудобное время.

Пальчиковая гимнастика “Сорока-Ворона”

Сорока-воронаКашу варилаДеток кормила. (загибаем пальчики)Этому далаЭтому далаЭтому далаЭтому дала…а этому не далаТы дров не рубилВоды не носил..

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимаем и разжимаем пальчики в кулачок в ритме потешки)Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому,Кому в зобок,Кому в платок,Кому в лапочку.

***

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопаем)– Вот, вот, вот! (ручки за спиной)Зайка, зайка, где твой нос? (хлопаем)– Вот, вот, вот! (показываем нос)Зайка, зайка, лапы где? (хлопаем)– Вот, вот, вот! (показываем руки)Зайка, зайка, ушки где? (хлопаем)– Вот, вот, вот! (показываем ушки)

ВОРОНА

У вороны голова, (руки на голове)ва-ва-ва-ва (хлопаем 4 раза)Клюв и крылья, (ручки у носа, «крылья»)Хвостик, ноги, (ручки за спиной, топаем),оги-оги-оги-оги (хлопаем 4 раза)

МАШИНКА

Заведу мою машину (включаем «мотор»)– Би-би-би, налью бензину. (хлопаем 3 раза, топаем)Крепко-крепко руль держу («держим руль»)На педаль ногою жму. (топаем правой ножкой).

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (ручки в «замок», вращаем большие пальцы)Прицепил вагон, повез (сцепляем указательные пальцы).Ехал, ехал паровозПрицепил вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой (руки покачиваются)Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладошки смыкаем углом (нос)).Крепко я держу штурвал («держим штурвал»)Я ведь главный капитан (хлопаем 4 раза).

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (сидя на пятках, вращаем руками)Мы не дети, мы пилоты (хлопаем 4 раза)Руки – нос, и руки – крылья (показываем «нос», «крылья»)Полетела эскадрилья (встать, разбежаться, руки изображают крылья).

КОШКИ – МЫШКИ

Вот кулак, (показываем кулак левой руки)А вот – ладошка, (раскрываем пальцы, ладонь вверх)На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладони левой)Села мышек посчитать,Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибаем по одному пальцу левой)Мышки очень испугались, (вращаем кулак)В норки быстро разбежались (прячем кулак под правую подмышку)

Пальчиковая гимнастика в 3 года

В этом возрасте ребенок уверенно (хоть и не всегда правильно) держит ложку, умеет обращаться с вилкой и чашками разного размера. Давайте чаду эти предметы почаще. Давайте чаду рвать и мять.

Клен

Ветер тихо клен качает, (пальчики растопырены, тянем их вверх)Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошки вправо-влево)Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки, низко-низко)Зашумел листвою клен. (шевелим пальчиками)

Кораблик

По реке плывет кораблик,Он плывет издалека, (складываем руки лодочкой, делаем волнообразные движения)На кораблике четыреОчень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальчика)У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, показываем движения хвостиком)Но страшны им только кошки,Только кошки и коты. (обе руки поднимаются к голове, изображаем кошачьи когти, шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаются-разжимаются пальчики)Сладкий тортик испечем. («мнем тесто»)Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)И кокосовою кpошкойМы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальцами обеих рук)А потом заваpим чай —В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

МОЕМ РУКИ

1. «Моем руки» (ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук).Ах, вода, вода, вода!Будем чистыми всегда!2.«Стряхиваем водичку с рук» (пальцы сжаты в кулак, с силой вы¬прямляем пальчики, как бы стряхивая водичку).Брызги — вправо, брызги — влево!Мокрым стало наше тело!3.«Вытираем руки» (энергичные движения имитируют вытирание каждой руки полотенцем).Полотенчиком пушистымВытрем ручки очень быстро

Игра: «Крестики»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие ребенка. Для проведения игры спе¬циального оборудования не требуется.Проведение игры: При чтении стихотво¬рения показывайте малышу, как можно делать из пальчиков нолик, а как — крестик.У меня на столикеКрестики и нолики,Захотел Илья ПятковСделать их из пальчиков,И фигурки у негоПолучаются легко.Захотите — научуДевочек и мальчиковДелать их из пальчиков?Чем старше становится чадо, тем сложнее должны быть упражнения. Например, нолики и крестики можно делать с помощью всех пальцев (а не только большого и указательного).

ФОНАРИКИ

Поочередно сжимаем и разжимаем пальцы рук на счет «раз—два».На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.Выполняем упражнение сначала медленно, потом ускоряем темп. Упражне¬ние можно выполнять сначала на счет, а затем — сопровождая движения такими строчками:Мы фонарики зажжем,А потом гулять пойдем!Вот фонарики сияют,Нам дорогу освещают!

Игра «Шалунишка»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков ребенка, улучшить координацию движений и мышление.Проведение игры: Посадите малыша перед собой и, читая стихотворение, показывайте движения, которые необходимо совер¬шать. Если у крохи не получается повторить ваши действия, возьмите его руки в свои и помогите. Через некоторое время ребенок будет са-мостоятельно повторять действия за вами.Наша Маша варила кашу.Кашу сварила, малышей кормила (чертим круговые линии на ладошке).Этому дала, этому дала,Этому дала, этому дала (загибаем пальцы),А этому не дала. Он много шалил,Свою тарелку разбил (покачаем мизинчик).

ПЕЧЕМ БЛИНЫ

Вариант 1.Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.Мама нам печет блины,Очень вкусные они.Встали мы сегодня раноИ едим их со сметаной.

Вариант 2.а) левая рука касается ладонью стола, а правая рука — тыльной стороной;б) смена позиции. Теперь руки меняются.Упражнение можно выполнять на счет «раз—два» или со стихами.

Надеюсь, наша подборка придется по вкусу вам и вашим детишкам!

Счастья вам и радости!

Друзья, если вам нравится статья, пожалуйста, поделитесь ею со знакомыми, нажав кнопочки соцсетей. Вдруг кому-то это будет очень нужно? И не забывайте подписываться на обновления блога – здесь вас ждет много всего интересного!

Автор: Анна Кутявина

vmeste-rastem.ru

Пальчиковая гимнастика.

ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок

– Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ЖУК

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».

ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

– Увидал в саду цветок.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

ВЕРТОЛЕТ

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Дождик

Дожди к-дожди к,

Не дожди!

Не дожди!

Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко

– Золотое донышко.

(Народная потешка)

Барабанщики

Твои пальчики-барабанщики

Там-там-там

Тук-тук-тук

Раздаётся звонкий звук

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

С базара однажды хозяйка пришла…

С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку

, Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох. Ох!.. (хлопок в ладоши)

2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)

Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капуста?

Картошка?

Морковка?

Свекла?

Петрушка или горох? Ох!..(хлопок в ладоши)

3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)

И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капусту,

Картошку,

Морковку,

Свеклу,

Петрушку и горох. Ох!..(хлопок в ладоши)

4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)

В крутом кипятке кипели, кипели: (по-очереди загибаем пальцы на руках)

Капуста,

Картошка,

Морковка,

Свекла,

Петрушка и горох. Ох!...(хлопаем в ладоши)

Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)

 

Капуста.

Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.)

Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)

Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)

Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

) Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.)

Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.)

И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.)

logoznanie.ru

Пальчиковая гимнастика

Уже многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики). Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

Сорока.При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:- Сорока-белобока- Кашку варила,- Детишек кормила.Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. - Этому дала,- Этому дала,- Этому дала,- Этому дала,- Этому дала.

или, как вариант :

- Этому не дала: - Ты воды не носил, - Дров не рубил, - Каши не варил - - Тебе ничего нет! При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:- На двери висит замок.- Кто его открыть бы мог?- Постучали,На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы- Покрутили,Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.- ПотянулиТянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.- И открыли!Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Ягодки Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

- С ветки ягодки снимаюПальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.- И в лукошко собираю.Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.- Будет полное лукошко.Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.- Я попробую немножко.- Я поем еще чуть-чуть.Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.- Легким будет к дому путь!Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.- Рыбки плавали, ныряли- В чистой тепленькой воде.- То сожмутся,На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.- Разожмутся,Пальчики сильно растопыриваются в стороны.- То зароются в песке.Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчик-мальчик.Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца- "Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил. - С этим братцем щи варил. - С этим братцем песни пел. - С этим - в дудочку дудел.

Этот пальчик.Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.- Этот пальчик - дедушка,- этот пальчик - бабушка,- этот пальчик - матушка, - этот пальчик - батюшка, - Ну а этот пальчик - я. - Вот и вся моя семья.

Пальчики.В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.- Этот пальчик хочет спать.- Этот пальчик — прыг в кровать!- Этот пальчик прикорнул.- Этот пальчик уж заснул.- Встали пальчики. Ура! - В детский сад идти пора.

Зайка.Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки. - Скачет, скачет зайка,- Ты его поймай-ка! и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог.- Восемь пальчиков для ног - - Получился осьминог. - Сколько ног у осьминога? - Много - Много! Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Улитка.- На одной скользящей ножке - Домик, голова и рожки. - Дай-ка пальчики сюда! - То не пальчики - рога. Изображаем пальчиками рожки улитки.

Кошка.- Как у нашей кошки - Беленькие ножки, - Мяконькие лапки, - Ноготки - царапки. Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.- Поцарапаем немножко - Не ребята мы, а кошки

Мышка.- Как у нашей мышки - Ножки-коротышки. - Ножки мышкины спешат - К сырной корке - и назад. Изображаем пальчиками мышкины ножки.

Солнышко.- Ножки вверх! Ножки вниз! - Солнце, солнышко, качнись! - Солнце с тучкою качнулось - И Трезорке улыбнулось. Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

Солнышко: - Утро красное пришло, - Солнце ясное взошло. - Стали лучики светить - Малых деток веселить. Пальчики разгибаются по одному- Прилетели тучки - Спрятались лучики. Пальчики прячутся в кулачок

Жук- Шесть мелькает ножек-рук - - Это убегает жук. - Ты куда? - но нет ответа. - Жук в траве укрылся где-то. Изображаем пальчиками лапки жука.

Черепашка.- "Сколько пыли, сколько сора - - До дверей дойду не скоро", - - И вздыхает тяжко - Наша черепашка. Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

Мишка.- Мишка топает ногой, - Мишка топает другой, - Ух, как веселится - В доме половица! Топаем "ножками" - пальчиками.

- А пока танцует Мишка, - Мы похлопаем в ладоши. - Вместе с лисонькой-плутишкой - Будем зрителями тоже. Хлопаем в ладоши.

Журавли.- "До свиданья, до свиданья, - Возвращайтесь поскорей!" - - Провожаем, провожаем - В путь-дорогу журавлей. Машем ручкой вслед птицам.- Крылышками машем: - "До свиданья, Маша! - Полетели мы на юг, - Вспоминай нас, добрый друг!" Ладошками изображаются крылья птиц.

Козел.- "Вот какой козел рогатый!" - - Рожки делают ребята. - "Вот какие рожки - У козла Тимошки!" - Встрече Тимофей не рад - - Грозно смотрит на ребят. - "Уходите, вас не знаю: - Забодаю, забодаю!" Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Рак.- Как хватает рыбу рак? - Да клешней своей - вот так! - Манит он своей клешнею: - "Пощипаемся с тобою!" Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

Слоник.- "Слоник, апельсин подай!" - - "Угощайся попугай!" - Слоник очень-очень рад, - Что сильнее всех носат. Пальчиком изображается хобот.

Слоник.- «В зоопарке стоит слон.- Уши, хобот, серый он.- Головой своей кивает,- Будто в гости приглашает»

Козочка.- Шел старик дорогою идти пальчиками по стол- Нашел козу безрогую.показать пальчиками рога- Давай, коза, попрыгаем, постучать пальчиками по столу- Ножками подрыгаем.- А коза бодается, снова показать рога- А старик ругается.погрозить пальчиком

Киска.- Киска ниточки мотала вращять руками,как бы наматывая нить на клубок- И клубочки продавала.вытянуть обе ладони вперед- Сколько стоит?- Три рубля.Покупайте у меня! показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка.- Одной рукой я травку рву,выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками- Другой рукой я тоже рву.- Я травкой накормлю коня.вытянуть руки вперед- Вот сколько пальцев у меня!и повернуть ладонями вверх

Ой, ладушки.- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!- На окно поставим, остывать заставим.- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник- Топором дрова колю имитировать действия топора,двигать вместе ладошками вверх-вниз- А потом пилой пилю.имитировать действия пилы,двигать вместе ладошками вперед-назад- Отнесу их бабушке,показать ладоши- Чтоб испечь оладушки.похлопать ладонями друг о друга

Дом- Молоточком я стучу,постукивать кулачками друг о друга- Дом построить я хочу.соединить кончики пальцев обеих рук- Строю я высокий дом,поднять выпрямленные ладони вверх- Буду жить я в доме том.похлопать ладонями

Тесто- Тесто ручками помнем сжимаем и разжимаем пальчики- Сладкий тортик испечемкак будто мнем тесто- Серединку смажем джемом круговые движения ладошками по плоскости стола- А верхушку сладким кремом - И кокосовую крошкой- Мы присыплем торт немножко сыплем "крошку" пальчиками обеих рук- А потом заварим чай- В гости друг-друга приглашай.

Капуста- Мы капусту рубим рубим говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту- Мы морковку трем трем ручками показывать как мы трем морковку- Мы капусту солим солим пальчики щепоткой-солим- Мы капусту мнем мнем ручками "мнем" капусту

Отдыхаем- Мы сегодня рисовали,имитировать рисование,плавно поднимать руки перед собой- Наши пальчики устали,- Наши пальчики встряхнем,встряхивать кистями- Рисовать опять начнем.снова имитировать рисование

Дружба- Дружат в нашей группе девочки и мальчики пальцы рук соединяются в "замок" - Мы с тобой подружим маленькие пальчики ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук- Раз, два, три, четыре, пять поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев - Начинай считать опять. - Раз, два, три, четыре, пять. - Мы закончили считать руки вниз, встряхнуть кистями

Отдохнем- Наши пальчики просулись, - Потянулись, потянулись… - И встряхунлись… выполняем все эти движения - По ладошке побежали по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот- Побежали, побежали, - Поскакали, поскакали изобразите эти движения - И устали. Сели отдыхать потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

Пряткиритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно- В прятки пальчики играли - И головки убирали,- Вот так,вот так,- И головки убирали

Дождик- Дождик, дождик, поливайУказательным пальцем постукивать по ладони другой- Будет хлеба каравай,образовать перед собой круг руками- Будут булки, будут сушки,похлопывать поочередно одной ладонью другую- Будут вкусные ватрушки.соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

Строим стенку.- Строим стенку,- Выше, выше,     Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.- Добрались уже до крыши!     к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.- Чья крыша выше?- Выше, выше, выше!Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)- Прорубили мы окошко,- И дверку для кошки,- И дырочку для мышки: - Пи-пи-пи-пи–пи!     Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Квасим капусту

- Это что еще за куст?Стоя, руки перед грудью в «замке»- Это что еще за хруст?     Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!- Как же мне без хруста,Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. - Если я – капуста?- Мы капусту рубим, рубим,«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.- Мы капусту солим, солим,Обе руки сложены щепотью и «солят». - Мы капусту мнем, мнем,Сжимаем и разжимаем кулаки- А морковку трем, трем,Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой. - Все перемешаем!Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.- В бочки набиваем     Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .- В погреб опускаем.     В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.- Эх, вкусная капуста!     Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Улитка.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.- Улитка-улитка, - Отвори калитку, - выходи из дома,- Будем знакомы!     Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.- Улитка-улитка, - Высуни рога, - Дам пирога!Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте. - Улитка-улитка, пошли гулять!На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).- Поползли, поползли, поползли…«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!(При повторении – до свидания, улитки!)«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница.- Гусеница, гусеница,Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)- Бабочкина дочка,«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки- По травинкам ползает,     То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»- Кушает листочки:И по другой стороне обратно.- Ам!Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. - Ам!- Ам!- Ам!- Ам!- Поела Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…- Спать захотела.     … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко. - Проснулась –     Постепенно расправляем ладони…- Бабочкой обернулась!     Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.- Полетела, полетела, полетела!     Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Круговорот воды в природе.

- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам - Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.- И в море большое-большое-большое впадает…Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.- А с моря в жару пар поднимается,Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.Тучку изображают сцепленные над головой руки.- Кап-кап и т.д.

Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

www.child-psy.ru


Смотрите также