Упражнение *Пароход*. Пароход артикуляционная гимнастика


Упражнение *Пароход* | Непоседы

Упражнение "Пароход" для артикуляционной гимнастики

Отработать положение языка, что необходимо для постановки звука «л» (особенно при напряженном язычке, и замене твердого звука «лЪ» — на мягкий «лЬ»).

Улыбнулись слегка. Высунули язычок. Зажали его кончик зубами, и поем: «ы-ы-ы-ы-ы» («гудит пароход»).

  • По бокам выходит теплый воздух.
  • Если при пении звука «Ы» слышим мягкий звук «лЬ», то просим ребенка высунуть язык чуть больше, и зажать зубами среднюю часть языка, а не его кончик.

При постановке звука «Л»

ри постановке звука «л» можно рассказать историю о том, как любопытный язычок попал своим хвостиком в капкан. И с силой дернул его из капкана. «Хвостик» язычка, зажатый зубами, выдергивается с силой — и слышим отчетливый звук «л». сли у вашего малыша вместо «лодка» — «водка», вместо «лошадь» — «вошадь», то обязательно надо кропотливо осваивать это упражнение.

А ещё есть история про маленький пароходик:

«Жил маленький добрый пароходик. Он любил ходиить по морю и возить грузы. Но большие важные пароходы не обращали на него внимание и совсем не отвечали на его весёлое приветствие.

А это потому, что голос у нашего пароходика слабенький и вместо протяжного звонкого гудка: «Л-Л-Л» у него получалось что-то тихое и невнятное, больше похожее на: «В-В-В».

Пароходик подумал, что надо обязательно научится гудеть правильно. И стал пробовать различные варианты приветствий: « У-У-У! О-О-О! Да, это совсем не то!»

И от обиды на самого себя пароходик прикусил язычок и протянул: «Ы-Ы-Ы…» И тут над морской гладью разнесся сильный, четкий и ясный звук «Л»!

Пароходик посчитал, что он ослышался, и произнес ещё раз: «Ы-Ы-Ы..Л», опять прикусив языок. И теперь его «Л» получился еще отчетливее. И большие важные пароходы, услышав его, ответили протяжными и громкими: «Л-Л-Л!»

Вот маленький пароходик и научился правильно гудеть».

 я,  стал делать как маленький пароходик, прикусывал кончик язычка и тянул «Ы-Ы-Ы». Теперь у меня отчетливо слышно «Ы-Ы-Ы..Л». еперь и у меня лошадь стала лошадью, и лодка — лодкой. А то было очень обидно когда надо мной смеялись за «водку», «вожку» и «вошадь»…

Так и ваш ребенок, наконец, научится правильно произносить этот сложный твердый «лЪ», будет горд собой, представив себя в роли пароходика.

Можно ещё поиграть в игру «Пароход».

Для игры необходим таз с водой, и мелкие игрушки. Обращаясь к ребенку, сказать «Мы едем кататься на пароходике. А ты знаешь, как он?

Послушай: «ы-ы-ы….» И повторять вместе с ребенком, как гудит пароходик.

А теперь широкий кончик языка кладем между зубками, закусим его легонько и гудим, как пароходик: «ы-ы-ы.»

Стишок про пароходик:

Язык парусом подняли,Плотно к нёбу мы прижали,

Звук Ы-Ы долго-долго тяни,Ведь в море мы совсем не одни.

Наш Л-Л-Л спрятался в воде.Мы тут его найдем везде.

ругие упражнения для артикуляционной гимнастики смотрите здесь

 

19.01.2013Иван Атапин

Об авторе

neposedu.ru

Артикуляционные упражнения. Третий комплекс

Артикуляционные упражнения. Третий комплекс (для звука л).

     Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения: "Наказать непослушный язык", "Вкусное варенье".

 

Упражнение "Пароход гудит".

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

 

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

 

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

 

Упражнение "Индюк".

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

 

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык oт губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

 

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движение-языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение "Качели".

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 — 6 раз.

 

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

Упражнение "Пощелкать кончиком языка".

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

 

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 

Упражнение "Беззвучно пощелкивать кончиком языка".

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.

 

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

 

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

 

Подборка упражнений составлена Павловой М. П. учителем - логопедом МБОУ "СОШ№19" города Чебоксары

iemcko.ru

Артикуляционная гимнастика для постановки звука "Л"

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»

(Все упражнения выполняются перед зеркалом)

«Пароход гудит» 

Описание: Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.

 «Самолёт гудит»

Описание: Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук [Ы], протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук [Л].

«Иголочка»

Описание: Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

 Методические указания: Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх

 «Конфета»

Описание: Губы сомкнуть. Напряженным языком упираться то в одну щёку, то в другую.

«Качели»

Описание: Открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно,то к носу, то к подбородку.

 «Лошадка» 

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 

«Чашечка»

Описание: Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка,загнув кверху боковые края.

 

 «Маляр» 

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

 

 «Грибок» 

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

 

«Гармошка»

 Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу («Грибок») и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка. 

«Индюк»

Описание: Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ… Нижняя челюсть неподвижна!

 

«Барабанщики»

 Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

multiurok.ru