2.2.1. Построения и перестроения. Перестроения в гимнастике


2.2.2. Перестроение в движении

Перестроение из одной колонны в две в движении после расчета по два, по команде «В колонну по два – Марш!», вторые номера ускоряя шаг выходят из строя и становятся слева с первыми номерами. Обратное перестроение осуществляется по команде «В колонну по одному – Марш!», перестроение проводится в обратной последовательности. (рис. 7)

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре и т.д. последовательными поворотами в движении. При движении группы налево в обход подается команда «Налево в колонну по два (три, четыре и т.д.) – Марш!» (рис. 8). Для обратного перестроения подаются команды: 1. «Нале-во!».

2. «Слева в обход налево шагом – Марш!»

Перестроение дроблением и сведением из колонны по одному в колонну по четыре выполняется в движении. Для этого подаются команды: 1. «Через центр - Марш!» (обычно или на верхней середине зала или на нижней).

2. «В колонны по одному налево и направо в обход – Марш!» подаются на противоположной середине, по этой команде первые номера идут налево, вторые – направо в обход.

3. «В колонну по два через центр – Марш!» подается при встрече колонн в той точке зала, с которой началось перестроение. (рис. 9)

Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, из колонны по четыре в колонну по одному.

Команды:

1. «Налево и направо в колонны по два в обход – Марш!»

2. «Через центр в колонну по два – Марш!»

3. «Налево и направо в колонну по одному в обход – Марш!»

4. «Через центр в колонну – Марш!»

Рис.7 Рис.8 Рис.9 Рис.10

Перестроение из одного круга в два. После предварительного расчета на первый-второй, по команде «В два круга – Марш!», вторые номера ускоряя шаг выходят из круга и становятся слева с первыми номерами. (рис. 10). Перестроение в круг производится в обратной последовательности, по команде вторые номера в обратной последовательности, по команде «в круг – Марш!» по этой команде вторые номера замедляя шаг становятся на свои места за спину первым.

2.2.3. Задания на внимание в движении

Расчет группы «первый-второй» производится по команде «Группа на первый-второй – расчитайсь!» исполнительная часть команды подается под шаг левой ноги, далее шаг правой и, одновременно шагом левой начинается расчет, начиная с направляющего, с поворотом головы влево и т.д.

Перестроение с пролезаниями под ногами партнеров выполняется после предварительно расчета «на первый-второй» подается команда «По заданию шагом – Марш!»

1-7. Семь шагов вперед. 8. Первые номера принимают широкую стойку ноги врозь руки на пояс, вторые упор стоя на коленях. 1-3. Вторые номера пролезают под ногами своих партнеров. 4. Вторые номера становятся впереди первых в широкую стойку ноги врозь, руки на пояс, первые – упор стоя на коленях. 5-7. Первые пролезают под ногами вторых номеров, становятся на свои места. 8. Все принимают и.п. задание повторяется.

Смена мест в строю. В колонне произвести расчет «на первый – второй». По команде «По заданию – Марш!» первые номера замедляя шаг, вторые номера ускоряя шаг обходя слева первых меняются с ними местами, далее все выполняют полный шаг. Задание повторяется со сменой действий партнеров.

Перестроение со сменой мест в колонне. Произвести расчет строя в движении «на первый-второй». 1-3. Три шага вперед. 4. Приставить ногу. 5-7. Вторые номера, обходя слева первые, меняются местами. 9-11. Ходьба с продвижением. 12. Приставить ногу. 13-15. Первые номера обходят слева вторые, меняются местами. 16. Приставить ногу.

studfiles.net

2.2.1. Построения и перестроения

Для удобства размещения занимающихся в зале на площадке установлены следующие виды построения и перестроения:

Построение – действия учащихся по команде или распоряжению преподавателя и учителя для принятия определенного строя.

Построение в шеренгу осуществляется по команде «Группа, в одну (две, три и т.д.) шеренгу – становись!». Подавая команду, учитель становится лицом в сторону фронта в положение строевой стойки, а группа выстраивается слева от него.

Построение в колонну осуществляется по команде «В колонну по одному (два, три и т.д.) – становись!». Учащиеся выстраиваются за учителем.

Перестроение – действия учащихся по команде или распоряжению преподавателем, связанные с переменой вида строя.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно на месте выполняется после предварительного расчета на первый-второй по команде «В две шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет «раз»), затем правую – на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую, встают в затылок к первому (счет «три»). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде «В одну шеренгу – стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.

Перестроение из одной шеренги в три на месте выполняется после предварительного расчета по три. Для этого подается команда «В три шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок ко вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую – на шаг в строну (счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров.

Действие первых и вторых номеров происходит одновременно. Перестроение трех шеренг в одну производится по команде «В одну шеренгу – стройся!». Все действия выполняются в обратной последовательности.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде «В колонну по два (по три) стройся!». Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две (три).

Перестроение уступами из шеренги выполняется после предварительного расчета «Шесть, три, на месте!» или «Девять, шесть, три, на месте!». Для этого подается команда «По расчету шагом – марш!», и учащиеся выполняют соответствующее расчету число шагов и приставляют ногу. Обратное перестроение производится по команде «На свои места шагом – марш!», учащиеся поворачиваются кругом, идут на свои места и затем делают поворот кругом.

Перестроение уступами из колонны по одному в колонну по три (четыре) производится также после предварительного расчета. Возможны такие же варианты расчета, как при перестроении уступами из одной шеренги в три (четыре). В этом случае используется команда «Влево (вправо) по расчету приставными шагами шагом – марш!». При обратном перестроении подается команда «На свои места приставными шагами шагом – марш!».

Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре и т.д.) одновременными поворотами налево (направо) в движении. Для этого подается команда «Налево (направо) в колонну по три (четыре и т.д.) – марш!» (рис. 3). Исполнительная команда «Марш!» подается под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четверки и т.д.) последующие выполняют его на том же месте, команду «Марш!» подает замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом преподаватель может попутно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс поворачивается налево (направо), и подается команда «За направляющим в обход налево (направо) в колонну по одному шагом – марш!» («Марш!» – в движении) (рис. 4).

Рис. 3. Перестроение в колонну по три

Рис. 4. Обратное перестроение в колонну по одному

Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда «Через центр – марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда «В колонну по одному направо (налево) в обход – марш!» (дробление) (рис. 5). При встрече колонн подается команда «Направо и налево в колонну по два – марш!» (сведение) (рис. 6). Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить учащихся в колонну по четыре, восемь и т.д. (рис. 7, 8).

Рис. 6. Перестроение сведением в колонну по два

Рис. 5. Перестроение дроблением в колонну по одному

Рис. 8. Перестроение сведением в колонну по четыре

Рис. 7. Перестроение дроблением в колонну по четыре

Обратное перестроение разведением и слиянием производится по команде «В колонну по два направо и налево в обход – марш!» (разведение).

При встрече колонн подается команда «Направо налево в колонну по два – марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить учащихся в колонну по одному (рис. 6).

studfiles.net

Построения и перестроения - Дети и спорт

Построения и перестроения

Подробности Категория: Строевые упражнения Просмотров: 30254

Построения — действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.

Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двушереножный.Для построения подается команда: «В одну (две, три и т.д.) шеренгу — СТАНОВИСЬ!», Одновременно с подачей команды старое та или дежурный становится лицом к фронту в положение «СМИРНО!». Группа выстраивается слева от него.

Перед докладом о готовности к занятиям староста (дежурный) выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду «СМИРНО! — равнение направо (налево, на середину)!».

Не доходя (строевым шагом 2—3 шага) до преподавателя староста (дежурный) останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует группа курс факультета. По списку человек, присутствуем человек. Староста (дежурный). Затем кратчайшим путем пройдя на линию расположения преподавателя встает лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа группы староста (дежурный) дублирует команду преподавателе «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг строя.    

Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (два, три и т. д.) — СТАНОВИСЬ!» Группа выстраивается за преподавателем.    

Построение в шеренги, колонны, круги и т. д. по распоряжению Например: «Встаньте в круг», «Встаньте в две шеренги». Перестроения —переходы из одного строя в другой. Перестроение из    одной    шеренги в    две. После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В две шеренги — СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»), правой ногой, не приставляя ее, — шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).

Перестроение из одной шеренги в три. После предварительного расчета подается команда: «В три шеренги СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу,: шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу— СТРОЙСЯ!». Перестроение проводится в порядке, обратном построению.

Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета группы по заданию («6—3 — на месте», «6—4—2— на месте» и т. д.) подается команда: «По расчету шагом— МАРШ!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведет подсчет до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчете б—3 — на месте»—до 7; «9—6—3 — на месте» — до 10.Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом — МАРШ!» Все выходившие из строя делают поворот кругом, идут на свои места и, доходя до них, делают поворот кругом.

Преподаватель ведет подсчет «раз-два» до тех пор, пока последние, вошедшие в строй, не сделают поворота кругом (рис. 56).

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. После предварительного расчета по три — четыре и т. д. подается команда: «Отделениями в колонну по три (по четыре и т. д,), левые (правые) плечи вперед, шагом — МАРШ!».

По этой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: «Группа— СТОЙ!»

Для обратного перестроений подаются команды: 1. «Кру-ГОМ!». 2. «Отделениями в одну шеренгу правые (левые) плечи Рис 56 вперед шагом — МАРШ!» 3. «Группа — СТОЙ!»

Последняя команда подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчета по три подается команда: «Первые номера — два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи номера—два (три, четыре и т. д.) шага влево шагом — МАРШ!» Для обратного перестроения подается команда: «На свои места щагом — МАРШ!» Перестроение выполняется приставными шагами (рис. 57).

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движений. При движении группы налево подается команда: «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево—МАРШ!» (как правило команда подается, когда группа находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и  т, д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально (рис, 58).

Для обратного перестроения подаются команды:    1. «Направо!» 2. «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом — МАРШ!»

При обучении целесообразно показать перестроение на нескольких занимающихся, останавливая их соответствующими командами.

Перестроение колонны по одному в колонны по два — четыре — восемь дроблением и сведением, Перестроение выполняется в движении. Команды:

  1. «Через центр — МАРШ!» (как правило, подается на одной из середин).   2. «В колонны по одному направо и налево в обход — МАРШ!» Подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые — налево в обход.   3. «В колонну по два через центр — МАРШ!» Команда подается при  встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение (рис. 59).

Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по четыре, восемь и т. д. (рис. 60).Обратное перестроение называется разведением и сливанием Например, из колонны по Два в колонну по одному. Команды: а) «В колонну по одному направо и налево в обход шагом— МАРШ!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налево. При встрече колонн на противоположной середине подается команда; б) «В колонну по одному через центр — МАРШ!»

 

detivsporte.ru

5.1.2.Размыкания и смыкания, построения и перестроения, передвижения

Размыкания и смыкания используются для рационального размещения занимающихся в зале, на площадке при разучивании, к примеру, общеразвивающих или вольных упражнений, упражнений физической подготовки.

Размыкание – сводится к увеличению интервала и дистанции. Обратные размыканию действия занимающихся называются смыканием.

Чтобы выполнить размыкание сомкнутой колонны по 3 (4 и т.д.) приставными шагами на вытянутые руки подается команда: «От середины приставными шагами на вытянутые руки разом–кнись!». Крайние колонны начинают движение в сторону приставными шагами, все поднимают руки в стороны. Размыкание прекращается, как только интервал позволяет занимающимся не касаться руками друг друга. По достижению цели дополнительным распоряжением преподавателя рекомендуется «отпустить руки»: принять стойку «Вольно» и сконцентрировать внимание на предстоящих упражнениях.

Размыкание может выполнятся в одну сторону.

Команда: «Вправо (влево) приставными шагами на вытянутые руки разом – кнись!». Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом – кнись!».

При необходимости выполнить размыкание колонны по четыре практикуется команда: «От середины на два шага приставными шагами разом – кнись!». При этом крайние колонны выполняют по три приставных шага наружу, внутренние – по одному.

Размыкание дугами из колонны по четыре выполняется по команде: «Дугами вперед на два шага или (дугами назад) приставными шагами разом – кнись!». Вторые и третьи номера делают пять шагов по дуге вперед, выходят наружу от крайних на два шага, на счет 6 приставляют правую ногу и на счет 7–8 поворачиваются кругом (рис. 62).

Рис. 62

При размыкании дугами назад, вторые и третьи номера делают поворот кругом на счет «раз–два!», затем со счета «три!» делают пять шагов по дугам назад, возвращаясь на свои мета и на счет «восемь!» приставляют правую ногу.

Размыкание можно производить не по команде, а – по распоряжению руководителя. Например, «Разомкнитесь на вытянутые руки», «Разомкнитесь по ориентирам (мячи, флажки и т.д.), расставленным заблаговременно».

Построения и перестроения

Построение – действия занимающихся по команде или распоряжению преподавателя для формирования соответствующего строя.

Построение в шеренгу.

Команда: «В одну (две, три и т.д.) шеренгу – Становись!».

Занимающиеся выстраиваются слева от преподавателя.

Построение в колонну.

Команда: «Группа (класс, отделение), в колонну по одному (два, три и т.д.) – Становись!». Занимающиеся выстраиваются за руководителем.

Перестроение– действия занимающихся по выполнению команды или распоряжения преподавателем о смене вида строя.

Перестроение из одной шеренги в две.

Для перестроения из одной шеренги в две производится предварительный расчет «На первый – второй». После этого подается команда: «В две шеренги – Стройся!». Вторые номера на счет «раз!» делают шаг левой назад, на счет «два!» шаг правой в сторону, заходя в затылок к первому номеру и на счет «три!» приставляют левую ногу.

Для обратного перестроения в одну шеренгу подается команда: «В одну шеренгу – Стройся!». Вторые номера выполняют движения в обратной последовательности, возвращаясь в и.п.

Перестроение из одной шеренги в три.

После предварительного расчета (по три) подается команда: «В три шеренги – Стройся!». По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера делают шаг левой назад на счет «раз!», не приставляя ногу, шаг правой в сторону на счет «два!» и, приставляя левую к правой на счет «три!» встают в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг правой вперед на счет «раз!», шаг левой в сторону на счет «два!» и, приставляя к ней правую на счет «три!», становятся впереди вторых номеров. Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – Стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности. Действие первых и третьих номеров совершаются одновременно.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

Команда: «В колонну по два – Стройся!». Первые номера остаются на месте. Вторые номера делают шаг вправо на счет «раз!», не приставляя левую, шаг ею вперед на счет «два!», и приставляя правую к левой на счет «три!». Обратное перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде: «В одну колонну – Стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.

Перестроение уступами из шеренги.

Выполняется после предварительного расчета, который может быть различным и зависит от величины зала, количества занимающихся и упражнений, которые предстоит выполнять в этом строю. Например: расчет на «9, 6, 3, на месте», «4, 2 на месте» и т.п. После произведенного расчета следует основная команда: «По расчету шагом – Марш!». Все, кроме тех, кто сказал «на месте!», выполняют количество шагов, соответствующее названной при расчете цифре. В данном примере подсчет ведется до пяти, т.к. пятый счет необходим для приставления ноги.

По команде: «На свои места шагом – марш!» все, кто выходил из шеренги, делают поворот кругом (на – «раз-два!») и в этом же ритме, повторив то же, что и при выходе, начинают движение на свои места, приставляют ногу, после чего одновременно поворачиваются кругом (рис. 63).

Рис. 63

Перестроение уступами из колонны по одному в колонну по три (по четыре) производится также после предварительного расчета. При этом возможны такие же варианты расчета, как при перестроении уступами из одной шеренги в три (четыре), в этом случае используется команда. «Влево (вправо) по расчету приставными шагами шагом – Марш!». При обратном перестроении подается команда: «На свои места приставными шагами шагом – Марш!».

Перестроение из шеренги захождением плечом, выполняется после предварительного расчета: «По три (четыре и т.д.) – Рассчитайсь!». Получив команду: «Правое (левое) плечо вперед шагом – Марш!», занимающиеся продвигаются по радиусу круга. В момент, когда занимающиеся перестроятся в указанное преподавателем положение, могут подаваться следующие команды: «Группа (класс, отделение) – Стой!» или «На месте!» (рис.64).

Рис. 64

Перестроение из колонны по одному в колонну по три (4, 5 и т.д.) поворотом налево (направо) в движении.

Команда: «Налево (направо) в колонну по три (4, 5 и т.д.) – Марш!». Исполнительная команда подается в тот момент, когда первая тройка достигнет места, откуда предполагается начать поворот. Команда подается под левую (правую) ногу и с шагом правой (левой) первая тройка одновременно поворачивается налево (направо) и движется в новом направлении. Остальные продолжают движение и каждая последующая тройка выполняет поворот на том же месте вслед за первой. Команду «Марш!» для поворота должен подавать замыкающий каждой тройки.

Когда первая тройка достигнет места остановки, подается команда «Направляющие – На месте!», а затем, когда перестроение закончится – «Группа (класс, отделение) – Стой!» (рис.65 а).

Рис. 65 а

Для обратного перестроения в колонну по одному нужно: вначале повернуть группу направо (налево), а затем подать команду «Налево (направо) в обход в колонну по одному шагом – Марш!» Группа поочередно, начиная с первой тройки движется в обход, образуя одну колонну (рис. 65 б).

Рис. 65 б

Перестроение из колонны по одному в колонну по 3 (4, 5 и т.д.) поворотом в движении может производиться с одновременным размыканием на заданные дистанцию и интервал. В этом случае несколько видоизменяется предварительная команда «Налево в колонну по 3 (4 и т.д.), дистанция и интервал 2 (3, 4) шага – Марш!».

Соответственно команде, занимающиеся после поворота размыкаются на заданное расстояние по ходу движения.

Указание о дистанции и интервале можно дать и после начала перестроения, когда первая тройка уже повернется. В этом случае достаточно сказать «дистанция и интервал – 2 (3, 4) шага!».

Перестроение из колонны по одному дроблением и сведением в колонну по два (три, четыре) в движении.

Для этого перестроения подается команда: «Через центр – Марш!» (рис. 66), затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «В колонны по одному направо (налево) в обход – Марш!» (дробление) (рис. 66 а).

При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два – Марш!» (сведение) (рис. 66 б).

Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить занимающихся в колонну по четыре и т. д. (рис.66 в, г).

Рис. 66 а, б, в, г

Обратное перестроение называется разведением и слиянием, например: из колонны по четыре производится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход – Марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два – Марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить занимающихся в колонну по одному.

Передвижения

Для передвижения занимающихся во время занятий могут быть использованы разнообразные способы ходьбы.

Строевой шаг – шаг, при котором выпрямленная нога выносится вперед на 15-20 см от пола с оттянутым носком опускается акцентированно на всю ступню. Движения рук: вперед – согнув в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пояса (на расстоянии ширины ладони от тела), назад – до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук слегка сжаты в кулак. Голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой. Команда: «Строевым шагом – Марш!» (Если команда подается во время ходьбы, слово «шагом» опускается).

Оригинальна трактовка строевого шага, обнародованная белорусскими специалистами на физкультурных парадах (т.н. «белорусский парадный шаг»). Она заключается в необычных широкоамплитудных движениях рук. Движение рук вперед – до высоты плеча, назад – до отказа и слегка наружу. Движения ног те же, что в традиционном строевом шаге. При обучении целесообразно освоить движения руками, а затем выполнять их в сочетании с ходьбой.

Походный (обычный) шаг.

В отличие от строевого шага выполняется с меньшим напряжением.

Нога – выносится свободно, без оттягивания носка, постановка стопы на пол без акцента, руки – двигаются свободно.

Команды: «Шагом – Марш!» подается для любого движения шагом с места, «Обычным – Марш!» применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении. Исполнительная команда подается под левую ногу.

Бег.

Команда «Бегом – Марш!». При переходе на ходьбу подается команда «Шагом – Марш!».

Шаг на месте, переход к движению и остановка группы. Ходьба на месте предусматривает команду «На месте шагом – Марш!». Подсчет ведется так, чтобы счет «Раз!» совпадал с постановкой левой ноги, с которой всегда начинается ходьба и бег. Чтоб избежать притупления внимания занимающихся рекомендуется подсчет варьировать «раз–два!», «раз–два–три–и!» (в этом случае гласный звук чуть растягивается), «раз–два–три–четыре!». Нечетный счет подается под шаг левой ногой, четный – под шаг правой. Вместо нечетного счета можно говорить «Левой!».

Для перехода с шага на месте к движению предусмотрена команда: «Прямо – Марш!» подается под левую ногу, затем выполняется шаг правой ногой на месте и с левой ноги начинается движение вперед: «Шаг (2, 3 и т. д.) вперед (назад) – Марш!». Подсчитывая следует прибавлять 1 счет для четкого приставления ноги (при одном шаге считать до двух, при двух шагах – до трех и т.д.). При движении вперед взмах руками выполняется так же, как при обычном строевом шаге. При движении назад руки остаются внизу.

Для остановки группы, находящейся в движении в распоряжении преподавателя имеются два способа:

а) Подать предварительную команду: «Группа (класс, отделение)», а затем, под шаг левой ногой, исполнительную – «Стой!». После этого занимающиеся выполняют шаг правой и приставляют левую ногу. При этом следует подсчитать «раз–два!». Пауза перед исполнительной частью команды должна быть не менее четырех шагов.

б) «Направляющий – На месте!». Подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, больше. По этой команде направляющий переходит на ходьбу на месте, а другие продолжают движение до достижения обычной дистанции, после чего также обозначают шаг на месте. Затем следует команда: «Группа – Стой!» и подсчет «раз–два!».

Изменение темпа и ритма движения.

Команды: «Шире–Шаг!», «Короче–Шаг!». «Чаще–Шаг!». «Реже–Шаг!». «Полный–Шаг!». Исполнительная команда подается под левую ногу. Для согласованности в действиях занимающихся преподаватель подсчетом задает нужный темп и ритм выполнения.

Захождение плечом используется для изменения направления движения шеренги, колонны.

Выполняется по команде: «Правое (левое) плечо вперед шагом – Марш!». (Если команда подается при движении слово «шагом» опускается). При достижении необходимо руководителю поворота шеренги (колонны) могут последовать команды: «Прямо!», «На месте!», «Группа – Стой!».

Приемы (варианты) фигурной маршировки

Движения «в обход» предполагает перемещение вдоль границ зала, площадки и т.п. Выполняется по команде: «В обход налево (направо) шагом (бегом) – Марш!».

Если команда подается при движении колонны, исполнительная ее часть подается в момент, когда направляющий подходит к границе зала (естественно при этом в предварительной части слово «шагом» (бегом) опускается.

Движение «противоходом» предусматривает поворот кругом с продолжением движения в противоположном направлении.

Выполняется по команде «Противоходом налево (направо) – Марш!» (рис. 67).

Рис. 67

При движении в колонне по два каждая из одиночных колонн может передвигаться «противоходом» наружу или внутрь.

Для этого предусмотрены команды: «Противоходом наружу– Марш!» (рис. 67 а).

«Противоходом внутрь – Марш!». В последнем случае во избежание столкновения участников необходимо позаботиться об увеличении интервала между колоннами (рис. 67 б).

Рис. 67 а, б

Движение «Змейкой» – несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется размером первого противохода. Поэтому вначале дается команда: «Противоходом налево (направо) шагом – Марш!», затем «Змейкой – Марш!» (рис. 68).

Рис. 68

Движение по «диагонали» наиболее длинный прямолинейный путь передвижения по залу, площадке. Выполняется по команде: «По диагонали – Марш!». Исполнительная часть команды подается при достижении колонной угла зала (рис. 69).

Рис. 69

В педагогических целях в уроке могут использоваться такие варианты передвижений: «Скрещением», «Петлей» – открытой (рис. 70 а) и закрытой (рис. 70 б), «по кругу», «по спирали». Последние два варианта встречаются в уроке гимнастики наиболее часто. По диагонали открытой петлей – Марш! (2 рис.) – налево (направо) по диагонали закрытой петлей – Марш!

Движение занимающихся по кругу выполняется по команде: «Направо (налево) по большому (среднему, малому) кругу – Марш!». В процессе продвижения преподаватель может дополнительно указывать дистанцию между занимающимися.

Рис. 70 а, б

Для движения по спирали дается команда: «По спирали – Марш!». Направляющий закручивает спираль (постепенно уменьшая радиус), сохраняя проход (коридор) в один шаг (рис. 71). Для выхода из спирали (рис. 71 а) подается команда «Противоходом налево (направо) – Марш!» или «Кругом – Марш!». В первом случае направляющий, движется постепенно увеличивает радиус, во втором движении начинает замыкающий, спираль раскручивает.

studfiles.net


Смотрите также