Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения». Пособие артикуляционная гимнастика


Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики

Многофункциональное игровое пособие для проведения артикуляционной гимнастики: «Помоги Язычку добраться домой».

Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках

Артикуляционная гимнастика, особенно на начальных этапах работы по коррекции звукопроизношения, представляет для многих детей значительные трудности, требуя определенной длительности и кратности в выполнении упражнений. Преодолеть комплекс: «Не получается никак, ну и не буду» помогает Веселый Язычок, с которым дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество игровых ситуаций. В игре « Помоги Язычку вернуться домой» ребенок может сам выступать в роли Язычка или просто указывает ему путь, помогая преодолеть все препятствия.

Актуальность и значимость игры: Игра может быть использована логопедами, дефектологами, воспитателями и родителями для поддержания интереса к выполнению артикуляционной гимнастики.

Практическое применение: индивидуальные коррекционные занятия для детей 3-6 лет.

Цель игры:

Эффективное проведение артикуляционной гимнастики, облегчение процесса запоминания и воспроизведения артикуляционных упражнений, с помощью игровых приемов.



Методика игры:

Предварительная работа: Знакомство с артикуляционными упражнениями комплекса ( в зависимости от ставящегося звука) и умение правильно их выполнять. Перед ребенком игровое поле – дорога к домику, попасть к которому можно, выполнив ряд условий.

I-вариант: Язычку, чтобы добраться домой необходимо преодолеть встречающиеся на его пути препятствия – выполнить тот или иной комплекс упражнений, в зависимости от ставящегося звука. На каждое упражнение, представленное картинкой – символом, придумывается условно – игровая ситуация.

II-вариант: Ребенок, опираясь на картинки - символы, сам вспоминает упражнения входящие в комплекс, раскладывает картинки на игровом поле, выбирая последовательность выполнения упражнений и воспроизводит их с учетом всех требований.

Также по теме:

logoped18.ru

пособие для родителей и педагогов, артикуляционная гимнастика на заднеязычные

 

 

 

 

Предисловие

 

Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, – то радостно, то требовательно, то жалобно.

Подготовка к овладению языком начинается уже с 2—4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит задненебные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие сочетания «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ». Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.

Л.С. Выготский писал: «Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав „ам-ам“, можно получить еду, а сказав „ма-ма“, можно позвать маму».

После 7—8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребенок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щелкает язычком, изображая лошадку – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л). Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки – П-Б, М и их мягкие пары, губно-зубные – Ф-В, переднеязычные – Т, Д, Н, С, 3, Л, заднеязычные – К, Г, X.

Свистящие звуки, шипящие и соноры в возрасте до 2—2,5 лет ребенок пропускает или заменяет. Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ребенку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.), или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).

Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3—5 минут.

В норме уже к трем годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчетливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаем специальные упражнения.

Желаем успеха!

 

 

Занятия и упражнения

 

СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК

 

Этот маленький дружок -

Твой веселый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом,

шутя!

 

 

 

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

 

 

 

 

Вот проснулся Язычок,

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.

 

 

 

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

 

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 5-10.

 

 

 

Д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек

Т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра -

В гости к тетушке пора!

 

 

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».

 

 

 

Тетушка Щечка

Племянничка ждет,

Блинчики с маком

К обеду печет.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

 

 

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: «пяпя-пя...»(  

 

 

 

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок.

В горку медленно идет:

Цок-цок-цок-цок-цок.

А с горы стрелой несется:

Цок-цок-цок-цок-цок.

 

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.

 

 

 

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная

Просто объеденье -

Ням-ням-ням-ням.

 

 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.

 

 

 

Под окошком – блл, блл, блл -

Индюки болтают.

Индюшачей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

«Блл, бллл!» – предлагают.

 

 

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее.

Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание «БЛ-БЛ-БЛ...» («болтушка»).

 

 

 

Ну-ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»

 

 

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6– 7 раз.

 

 

 

 

Дайте Язычку дуду

И еще пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

 

 

Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

 

 

 

Вот интересная игра —

Воздушный Колобок.

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог!

 

 

Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8—10 раз.

 

 

 

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Брррр – брррр – брррр...

 

 

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.

 

 

Ох, устал наш Язычок,

Лег в кроватку на бочок:

Пя-пя-пя-пя-пя-пя...

Отдыхаем все, друзья!

 

 

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пяпя-пя...». Выполнять упражнение в течение 10 сек.

www.baby.ru

Пособие. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Пособие предназначено для детей, логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей.

Это пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов артикуляционной гимнастики в игровой форме.

Описание артикуляционных упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями.

Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

hello_html_m74e59ff7.jpg

hello_html_m83ea82d.jpg

Открываем ротик-дрм. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот.

В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться.

Надувать и втягивать щеки.

hello_html_26d680b2.jpg

hello_html_m1a989185.jpg

Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.

Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться.

Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

hello_html_2eb2b238.jpg

hello_html_545dba2f.jpg

hello_html_m55f95106.jpg

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

hello_html_6fe6380d.jpg

hello_html_2f8ba535.jpg

Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет.

ДОМАШНЯЯ

Язык в ротике живет. Никогда не устает.

Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.

Очень любит чистоту В домике своем - во рту.

Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.

hello_html_m3ed5eddb.jpg

hello_html_m174ca569.jpg

Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает.

И пока он убирает Домик свой не запирает.

Открывать и закрывать рот.

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

hello_html_m166a0fa2.jpg

hello_html_56ba599a.jpg

А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.

Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

Время даром не теряет: Губы-двери вытирает.

Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.

hello_html_517a85e5.jpg

hello_html_m30dac955.jpg

Моет двери он вторые -Наши зубы. Ротик шире.

Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки.

Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.

hello_html_7daac533.jpg

ПРОГУЛОЧНАЯ

hello_html_577f1b47.jpg

Вот теперь он все убрал, На лошадке поскакал.

Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

infourok.ru

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Звездочка» комбинированного вида

 

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Тема:

«Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Подготовила:

Учитель-логопед

Тропко Е.С.

Ногинск, 2016 г.

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

-обучение управлению органами артикуляции;

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование: проектор, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки.

Ход мастер-класса:

1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

2. Основная часть.

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

- речевой слух,

- речевое внимание,

- речевое дыхание,

- голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям: Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнениевыполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.

Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняются упражнения)

В своей работе я использую пособие И.А. Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» и «Артикуляционная гимнастика для девочек», пособие Т. А. Куликовской «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Веселую артикуляционную гимнастику» Н.В.Нищевой, «Игры для развития речи» Е.М.Косиновой. Также использую ИКТ - «Гимнастика со смешариками», «Цирковая и морская артикуляционная гимнастика» и.др. презентации.

Мною разработаны и используются в работе различные дидактические игры, логопедические кубики и «логопедические ходилки — бродилки»,  где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков (гусеница) или прямоугольников (вагончики) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.

В упражнении «Отгадай, что спряталось?» — дети переворачивают картинки и выполняют упражнение, которое изображено на карточке.

Также я использую в своей работе логопедическую игрушку муляж «бегемотик Жу-жа». Данная игрушка во время логопедических занятий, позволяет наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звукопроизношения. У игрушки четко обозначены, рот, язык, зубы.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Наказать непослушный язык»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и легонько «покусывать» язык (от кончика языка постепенно переходя к его средней части) верхними зубами, проговаривая «та-та-та…».

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…».

    Методические указания:

    1). Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

    2). Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

    3). Покусывать и похлопывать язык нужно несколько раз и на одном выдохе.

    «Лопатка»

    Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

    Методические указания:

    1). Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

    2). Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

    3). Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

    4). Боковые края языка должны касаться углов рта.

    5).Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

    «Загнать мяч в ворота»

    Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

    Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

    - Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

    «Кто дальше загонит мяч?»

    Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

    Методические указания.

    - Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

    - Нельзя надувать щёки.

    - Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

    «Почистим нижние зубы»

    Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

    Методические указания.

    - Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

    - Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

    - Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

    «Почистим верхние зубки»

    Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

    Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    Методические указания.

    - Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

    - Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

    - Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

    «Вкусное варенье»

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

    Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

    - Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    - Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

    «Грибок»

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка – его ножку).

    Методические указания:

    1). Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

    2). Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

    3). При повторении упражнения рот надо открывать шире.

    «Гармошка»

    Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

    - Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

    - Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

    «Фокус»

    Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

    - Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

    - Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

    «Чашечка»

    Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

    Методические указания.

    - Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

    - Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

    - При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

    «Пароход гудит»

    Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

    Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

    Методические указания.

    Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

    «Качели»

    Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    «Индюк»

    Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

    Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

    Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

    Методические указания.

    - Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

    - Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

    - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

    «Лошадка»

    Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

    Методические указания.

    - Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

    - Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

    - Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

    - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

    Беззвучно пощелкивать кончиком языка

    Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука Л.

    Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, как и при выполнении упражнения «Лошадка», только беззвучно.

    Методические указания:

    1). Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

    2). Кончик языка не должен загибаться внутрь.

    3). Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

    «Маляр»

    Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

    Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

    Методические указания.

    - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

    - Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

    «Барабан»

    Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

    Методические указания.

    - Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    - Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

    - Кончик языка не должен подворачиваться.

    - Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя.

    «Барабан - 2»

    Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

    Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да - ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

    Методические указания.

    - Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да - ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

    «Автомат»

    Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

    Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

    Методические указания.

    Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Виды дидактических пособий, применяемых при выполнении артикуляционной гимнастики.

     

    Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, используют разнообразные дидактические пособия:

     

    1. Картотека всевозможных видов артикуляционных упражнений на каждую группу звуков. Выполняется в виде карточки с подробным описанием артикуляционного упражнения и методических рекомендаций к нему, а также с графическим изображением картинки-символа артикуляционного упражнения. Возможно добавление стихотворного материала. Например, при постановки свистящих звуков карточки с артикуляционными упражнениями «Заборчик», «Горка», «Трубочка», «Лопатка» и .т.д.

     

    2. Карточки-планшеты, на которых символами обозначены артикуляционные упражнения. Такие планшеты изготовляются для отработки артикуляционных упражнений на продвинутом этапе на каждую группу звуков.

     

    3. Артикуляционный веер. Дидактическая цель данного пособия аналогична «карточкам-планшетам», меняется лишь форма предъявления.

     

    4. Артикуляционный кубик. Дидактическая цель аналогична. Артикуляционные упражнения представлены символами на гранях кубика. Манипулируя с кубиком, дети выполняют артикуляционные упражнения.

    5. «Сказки о веселом Язычке» — представляют историю в стихотворной форме или прозе, по ходу изложения которой, детям необходимо выполнять называемые упражнения. Для детей младшего дошкольного возраста предъявляемый текст дополнительно иллюстрируется символами артикуляционных упражнений или сюжетными картинками.

     

    6. Дидактические куклы. Представляют собой куклу-перчатку с подвижным органом артикуляции – языком. Это могут быть лягушки, бегемотики, дети и.т.д. Подвижный орган – язык – предназначен для демонстрации артикуляционного упражнения и положения языка при постановке звука.

     

    7. Макеты органов артикуляции позволяют моделировать положение языка при выполнении артикуляционной гимнастики либо, при постановки звуков.

     

    8. Полочки, бусинки, ложки, шпатели, логопедические зонды помогающие придать языку нужное положение

     

    Картотека артикуляционной гимнастики

     

    Макеты органов артикуляции

     

     

    Артикуляционный веер Артикуляционные кубики

           
       

     

     

     

     

    Карточка-планшет

     

     

    Дидактическая кукла

     

    Рекомендуемая литература:

    1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2007.

    2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб., 2001.

    3. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М., 2009.

    4. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М., 2000.

    5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М., 2007.

    6. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб., 2004.

    7. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М., 2005.

    8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. — М., 2004.

    9. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. — СПб., 2009.

     

    refac.ru

    Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

    ББК 74.1 К90

    Куликовская Т. А.

    К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

    ISBN 5-296-00503-1

    Это пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов артикуляционной гимнастики в игровой форме.

    Описание артикуляционных упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями.

    Книга адресована детям, логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям.

    ББК 74.1

    ISBN 5-296-00503-1

    Куликовская Т. А., 2004.

    Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д », 2004.

    ВВЕДЕНИЕ

    Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки?

    Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы.

    Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

    Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

    Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений («логопедических сказок») сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.

    1-ый комплекс (сказка первая «Домашняя») поможет закрепить у детей названия органов артикуляции, 3-ий (сказка третья «Учебная») — будет способствовать тренировке ориентирования в пространстве, 5-ый (сказка пятая «Зоологическая») — научит имитировать движения некоторых животных.

    Установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи.

    3-ий комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д.

    Рука ( с варежкой или без нее) может помогать движению языка и в проведении других комплексов артикуляционной гимнастики.

    Итак, Вам предложены различные способы проведения артикуляционной гимнастики. Попробуйте применить их в работе с детьми.

    Желаем успехов!

    ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ

    ^

    Широко открывать рот.

    В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться.

    ^

    Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя

    В домике подвижная.

    Вращать нижней челюстью.

    Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться.

    ^ нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

    Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

    ^

    Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.

    Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

    Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет.

    ДОМАШНЯЯЯзык в ротике живет. Никогда не устает.

    ^

    Очень любит чистоту В домике своем - во рту.

    Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.

    Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает.

    И пока он убирает Домик свой не запирает.^

    Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

    А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.

    ^ Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

    Время даром не теряет: Губы-двери вытирает.

    Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.

    Моет двери он вторые -Наши зубы. Ротик шире.

    Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки.

    ^ Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

    Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.

    ПРОГУЛОЧНАЯ

    Вот теперь он все убрал, На лошадке поскакал.

    ^ Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

    Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит.

    ^ круговые движения языком, облизывая губы.

    Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам.

    ^ максимально высунуть его изо рта.

    Смотрит, как расческа-зубы Нам причесывает губы.

    ^ верхними - по нижней, массируя ее.

    Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке.

    А теперь наоборот: Губки тянутся вперед.

    ^ растягивая губы.

    Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед.

    Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

    На качелях оказался.

    Вверх взлетал и вниз спускался.

    ^ широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.

    Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

    Догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок.

    ^ Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

    Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал.

    Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

    То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята.

    ^ язык узким и широким. «Иголка»-язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата»-язык расслаблен и лежит на нижней губе.

    Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье.

    ^ облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

    Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка.^ Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

    УЧЕБНАЯ

    Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим.

    ^

    Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел.

    «

    Все, что нужно, увидал И налево зашагал.

    ^ Тянуться языком к правому уху.

    Тянуться языком к левому уху.

    Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко.

    Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает.

    ^ таком положении 10 сек.

    Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу.

    Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает.

    Язычок не устает: Тянется теперь вперед.

    ^ к подбородку.

    Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.

    В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад.

    Поиграл с тобою в прятки И помчался на лошадке.

    ^ рта.

    Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.

    СПОРТИВНАЯ

    Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье.

    ^ поднимать широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю.

    Язычок на спортплощадке Занимается зарядкой.

    ^ высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

    Хотя это нелегко, Потянулся высоко.

    Наклонился низко, К подбородку близко.

    ^ языком к носу.

    Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

    Ловко сделал мостик, Вниз запрятал хвостик.

    ^

    А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет.

    Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

    Поспешил на ипподром, На лошадку сел верхом.

    ^ Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

    Язычок остановился.

    В гриб на ножке превратился.

    ^ улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

    Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас.

    А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся.

    ^ Закрутить его наверх. Придержать зубами.

    Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

    ЗООЛОГИЧЕСКАЯ

    Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.

    ^ языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

    В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь.

    Открывать широко рот и закрывать его.

    Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.

    Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть.

    ^

    Враищть вытянутыми губами по кругу.

    Улыбнулись нам подружки -Большеротые лягушки.

    Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею.

    ^

    Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

    Зебры - резвые лошадки -Бойко скачут по площадке.

    ^ щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.

    Потянула зебра ножку, Постояла так немножко.

    ^ удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

    А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской.

    ^ широким языком по нёбу вперед-назад.

    Посмотри: хамелеон. Хвост закручивает он.

    Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами.

    Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой.

    Спину выгнула дугой... Язычок, скорей домой!

    Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

    Спрятать язык. Закрыть рот.

    vb2.userdocs.ru