Консультация "Правила артикуляционной гимнастики". Правила артикуляционной гимнастики


Консультация "Правила артикуляционной гимнастики"

Благодарность за вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине

Опубликуйте 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавить материал

Сертификат о создании персонального учительского сайта

Опубликуйте 5 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить сертификат о создании сайта

Добавить материал

Грамота за высокий уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности

Опубликуйте 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Добавить материал

Свидетельство за транслирование результатов своей профессиональной деятельности

Опубликуйте 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Добавить материал

Грамота за личный вклад в повышение качества образования

Опубликуйте 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Добавить материал

Почётная грамота за высокий уровень профессионализма

Опубликуйте 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Добавить материал

Золотая грамота за современный подход к преподаванию и повышение качества педагогического труда

Опубликуйте 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную золотую грамоту

Добавить материал

infourok.ru

Рекомендации родителям "Проведение артикуляционной гимнастики"

 Правила проведения артикуляционной гимнастики.

1 Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

       с логопедом во время инди»видуальной работы;

       с родителями дома.

2.               Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

3.               Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4.              Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

6.               Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз.

Артикуляционные упражнения.

Упражнения для челюстей.

1.     «Птенчики» (Широко открыть рот и подержать его открытым 10-15 секунд.)

2.    «Жуём яблоко» (Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами.)

3.    «Вкусная конфетка» (Жевательные движения в быстром темпе с сомкнутыми зубами.)

4.    «Зубки замёрзли» (Лёгкое постукивание  зубами - губы разомкнуты.)

Упражнения для губ

1.    « Улыбка»  (Растягивание сомкнутых губ) Удерживать под счет до 10.

2.     « Заборчик»  (Растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние и нижние резцы.) Удерживать под счет до 10.

3.    «Хоботок» (Вытягивание губ вперёд) Удерживать под счет до 10.

4.    «Бублик» (Округление губ) Удерживать под счет до 10.

5.    « Улыбка»  - «Хоботок»

6.    « Заборчик»- «Бублик»

7.     «Кролики» (Поднимаем верхнюю губу)

Упражнения для языка.

(Выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.)

1.     «Язычок спит в домике» (Рот широко открыт, язык лежит внизу. Удерживать под счет до 10.)

2.    «Язычок запрыгал вверх-вниз»  (Рот широко открыт, язык поднимается за верхние зубы, опускается за нижние зубы.)

3.    « Футбол» (Рот широко открыт, язык  упирается в правую щёку, затем - в левую.)

4.    «Язычок выбежал на улицу и спрятался» (Рот широко открыт, язык лежит внизу.)

5. «Лопатка» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, подержать 10-15 секунд.)

6.    «Непослушный язычок» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, пошлёпать по языку губами и произносить «пя-пя-пя».)

7.    «Качели» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык делает движение вверх к носику, вниз- к подбородку.)

8.    «Вкусное варенье» (Рот широко открыт, круговые движения языком  вправо по верхней губе, затем – по нижней губе.

   То же - в левую сторону.)

9.    «Ковшик» ( Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его кверху к верхней губе, подержать 10-15 секунд.)

10.                      «Лакаем молоко» (Рот широко открыт, широкий язык облизывает верхнюю губу.)

11.                      «Почистить нижние зубки, верхние зубки» (Рот широко открыт, широкий язык двигается по внутренней стороне нижних зубов снизу-вверх, верхних зубов - сверху вниз.)

12.                      «Маляр» (Рот широко открыт, широкий язык гладит верхнее нёбо.)

13.                      «Лошадка» (Рот широко открыт, широкий язык щёлкает по верхнему нёбу.)

14.                      «Грибок» (Рот широко открыт. Широкий, плоский язык  присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.)

15.                      «Автомат» (Зубы заборчиком, кончик языка ударяет в сомкнутые зубы со звуком «д-д-д». )

16.                      «Пулемёт» (Зубы заборчиком, кончик языка ударяет в сомкнутые зубы со звуком «т-т-т».)

17.                      «Барабанщики» (Рот широко открыт, широкий язык ударяет по верхнему нёбу со звуком «д-д-д-д» в быстром темпе.)

18.                «Заводим моторчик» Рот открыт, широкий язык щёлкает по верхнему нёбу  «дрррр –дррр – дррр»,  постепенно убыстряя темп.)

infourok.ru

Правила для артикуляционной гимнастики

Понравилось.Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила.-Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.-Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.-На одном занятии не следует давать больше 2 - 3 упражнений.-К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.-Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).-Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.-У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.-Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.-Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.-Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.-Начинать работу по дифференциации звуков с ребёнком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцируемые звуки (с - ш, з - ж, б - п, л - р и другие), но в речи их еще смешивает, т.е. вместо одного звука употребляет другой.Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

_________________

Некоторые упражнения

Сделать трубочку

Цель. Выработать движение губ вперёд.Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.Методические указания. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ, и взять её губами.

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя...". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок при этом не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Улыбнулась с конфеткой)))

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфеты к нёбу за верхними зубами.Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 - 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаков плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

www.minibanda.ru

Правила проведения артикуляционной гимнастики | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Подготовительный этап

Этапы логопедической работы

Язык.

Слабость мышц языка может проявляться в малом объеме движений, в неплавности, в отклонении одной из сторон. Если есть движения нижней челюсти – это синкенезия.

Отмечается: объем движений, напряжение мышц и сразу ли расслабляется язык или нужна тактильна помощь рукой или шпателем, есть ли повышение тонуса (проявляется в напряженности и подергивании)

Параметры анализа статики артикуляционного аппарата (статическая координация)

отмечается:

1. Способность выполнить задание

2. Способность удержать уклад в течение определенного времени (под счет максимум от 10 до 15)

3. Симметричность удержания позы

4. Само удержание (спокойное/беспокойное, свободное/напряженное)

5. Если ребенок отказывается от выполнения задание

 

Параметры анализа динамики артикуляционного аппарата (динамическая координация)

отмечается:

1. Качество – объем (полный/неполный), уверенность, удержание первоначальной амплитуды, инертность, истощаемость движений, скованность, расторможенность, не дифференцированность

2. Особенности переключаемости – доступность переключения с одного движения на другое, застревание на одной позе или укладе, скорость переключения, последовательность

3. Количество попыток при выполнении движений

4. Темп выполнения движений (нормальный/замедленный/ускоренный)

5. Возможность произвольного изменения темпа

6. Качество выполнения движений при ускоренном темпе

 

1. Подготовительный этап

2. Этап постановки звука

3. Этап автоматизации

4. Этап дифференциации

 

1. Знакомство с ребенком

2. Обследование

3. Установление контакта

4. Настройка ребенка на логопедические занятия (объяснить, зачем он пришел и что будете делать на занятиях)

+ параллельная работа по нескольким направлениям:

—формирование точных движений органов артикуляционного аппарата

—формирование направленной воздушной струи

— развитие мелкой моторики

— развитие фонематического слуха

 

Артикуляционная гимнастика – совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.

 

Выделяют 2 вида артикуляционной гимнастики:

1. Общая (упражнения для развития всех подвижных органов артикуляции)

2. Специальная (упражнения для постановки конкретного звука)

 

1. Должна проводиться ежедневно для закрепления и вырабатывания у детей двигательных навыков

2. 3-5 минут (из 20) должны отводиться на гимнастику

3. 2-3 упражнения в день, но новое может быть только одно, а второе и третье старые – для закрепления

4. Выполняется сидя, при хорошем освещении и перед зеркалом

5. Выполняется дополнительная индивидуальная работа с детьми, которые плохо усваивают и выполняют упражнения, для этого нужно убедить родителей делать с детьми д/з

[если ребенок делает неправильно ему нельзя об этом говорить]

6. Артикуляционная гимнастика делается только на индивидуальных занятиях

7. Важно наблюдать за симметричностью движений каждого органа

 

refac.ru

Артикуляционная гимнастика: правила проведения

Артикуляционная гимнастика или, как её ещё называют, речевая, является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков.

Ежедневные занятия речевой гимнастикой позволяют в короткие сроки выработать и закрепить необходимые двигательные навыки, довести их до автоматизма. Благодаря этому при образовании звуков во время разговора ребёнок будет правильно их артикулировать.

Занятия артикуляционной гимнастикой не должны длиться более трёх-пяти минут. За это время упражнения не успеют надоесть ребёнку и, вместе с тем, указанного промежутка времени вполне достаточно, чтобы проработать два-три упражнения.

Очень важно, чтобы материал для занятий отбирался с учётом артикуляционных возможностей и возраста ребёнка, а также степени сложности предлагаемых упражнений.

Следует помнить, что каждое занятие артикуляционной гимнастикой должно проводиться  в игровой форме, при этом очень желательно, чтобы игровые сюжеты не повторялись слишком часто, чтобы существовал элемент интриги и непредсказуемости, что позволяет поддерживать постоянный интерес ребёнка к подобным занятиям. Эмоциональное окрашивание является обязательным для успешного освоения звукопроизношения.

Традиционно для проведения артикуляционной гимнастики детям предлагается подойти к зеркалу или сесть напротив него таким образом, чтобы видеть своё отражение и отражение взрослого человека, проводящего занятие. Речевая гимнастика может практиковаться как индивидуально, так и в небольших группах. Однако, очень важно, чтобы дети в таких группах были примерно одного возраста, и их число не превышало четырех-пяти.

Из ограничений следует отметить только одно – артикуляционная гимнастика не должна проводиться сразу после еды, так как это существенно снижает её эффективность.

В задачи взрослого человека, проводящего речевую гимнастику, входит не только демонстрация упражнений, но и постоянный контроль над качеством, правильностью и точностью выполнения показанных упражнений. Огромное значение имеет темп выполнения упражнений, быстрота переключения между упражнениями, отсутствие лишних движений, симметричность движения парных артикуляционных органов.

Специалисты рекомендуют использовать перед каждым занятием небольшое вступление, обычно короткий рассказ о новых приключениях Веселого Язычка. Когда дети заинтересовались сюжетом и настроились на работу, взрослый показывает и описывает новое упражнение речевой гимнастики, предлагает детям повторить его перед зеркалом. Во время выполнения упражнения детьми взрослый контролирует процесс, делает необходимые замечания, указывает на допускаемые ошибки. После освоения упражнения можно попробовать повторить его без зеркала.

Не следует пугаться, если у детей на начальных этапах сохраняется определённая напряженность губ и языка. Регулярные занятия будут способствовать тому, что скованность и напряжённость движений исчезнут, а положение артикуляционных органов станет привычным, будет даваться без усилий, свободно.

Упражнения, которые получаются у детей с трудом или не получаются вообще, включаются в артикуляционную гимнастику чаще других, на их выполнение при планировании занятия выделяется больше времени. Такой же принцип следует применять и к тем звукам, артикуляция которых у ребёнка нарушена. Обязательно в конце каждой речевой гимнастики следует выполнить одно-два упражнения на «проблемный» звук.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

kotikit.ru

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов /языка, губ/. Губы и язык самые подвижные артикуляционные органы. Правильная их работа способствует чёткому и красивому произношению.
  • Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять каждый день по 5-7 минут перед зеркалом, чтобы ребёнок видел своё отражение.
  • Упражнение выполнять под счёт, повторяя его 8-10 раз.
  • Взрослый сидит рядом во время выполнения упражнения упражнений и наблюдает за качеством выполнения гимнастики.
  • Все упражнения для языка необходимо выполнять с широко открытым ртом. Выполнение необходимо контролировать, чтобы не было дополнительной помощи губ и нижней челюсти.
Движения выполняются только языком!Артикуляционная гимнастика.

1. ОКОШКО

На счет «1» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «2» закрыть рот (окошко закрыто).

2. УЛЫБКА (заборчик)

Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы.

3. Х О Б О Т О К

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

4. Л О П А Т О Ч К А.

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состояние.

5.ИГОЛОЧКА.

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало.

Упражнения 2 и 3; 4 и 5 лучше выполнять попарно, под счет (1-2-3-4), 3-5 раз.6.Ч А С И К И.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет 1-2 из одного уголка рта в другой.

7.КАЧЕЛИ.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «1»-«2» поочередно упираться языком то в верхние зубы, то в нижние.

8.ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны, как бы «чистить» каждый зубик.

9.ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ.

Улыбнуться , приоткрыть рот . Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны, как бы «чистить» каждый зубик.

10. ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК (мясорубка).

Продвигать широкий язык между зубами.

11.РАМОЧКА ДЛЯ ФОТОГРАФИИ

Выполнить упражнение ХОБОТОК. Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы, как бы вывернуть их, сделав рамку для зубок.

12.ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

Улыбнуться, открыть рот. Широким язычком облизывать верхнюю губу сверху-вниз.

13.ГОРКА (сердитая кошечка).

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «1» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «2» - расслабить. Кончик языка не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

ohimii.ru

Артикуляционная гимнастика (правила и упражнения).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить гимнастику нужно ежедневно.

  2. Каждое движение выполняйте перед зеркалом не менее 5-7 раз. Статические упражнения удерживайте в течение 10-15 сек. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

  3. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

  4. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действием ребенка).

  5. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

ПОМНИТЕ:

Гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ МЫШЦ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ. САМОМАССАЖ ЯЗЫКА

  1. Язык погладить губами, а затем постукать губами, произнося звуки Пя-пя-пя (язык между губами).

  2. Язык погладить зубами, а затем похлопать (слегка покусывать) зубами от серединки языка к его кончику. И снова погладить зубами.

  3. Повторить 1 упражнение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГУБ

Комплекс № 1.

  1. «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

  2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены. Губы в улыбке.

  3. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

  4. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

  5. «Бублик» или «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

  6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ:

Упражнения 1 и 3; 2 и 5; 1 и 6; 2 и 4.

Комплекс № 2.

  1. Улыбнуться и потянуть звук И-И-И.

  2. Сделать из губ трубочку и потянуть звук У-У-У.

  3. Чередовать звуки И-У, И-У.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ

Для звуков [с], [з], [ц]

  1. «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу и произнести: Пя-пя-пя

  2. «Лопатка». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, сосчитать до пяти.

  3. «Иголка». Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед. Напрягать мышцы языка и делать его узким. Удерживать на счет от 1 до 5-10.

  4. «Чистим зубы». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Широким кончиком языка погладить с наружной стороны нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, затем то же с внутренней стороны. Выполнить это упражнение с верхними зубами. Следить, чтобы язык во время поглаживания оставался широким.

  5. «Язык-силач». Слегка улыбнуться. Приоткрыть рот. Опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам и упирай язык в зубы.

  6. «Качели - 1». Улыбнуться. Открыть рот, как при звуке (а). 1) Опустить широкий кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать на счет «раз».2) Поднять широкий язык за верхние зубы и подержать на счет «два». Чередовать упражнения 1и2 имитируя движения качелей. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

  7. «Качели – 2». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами.

  8. «Качели – 3». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку.

  9. «Качели – 4». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

Для звуков [ш], [ж], [ч], [щ]

  1. «Желобок». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5-10.

  2. «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, нижняя челюсть не двигалась.

  3. «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

  4. «Гармошка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.

  5. «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

  6. «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10.

Для звуков [л], [р]

  1. «Фокус». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

  2. «Пощелкать кончиком языка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

  3. «Индюк». Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».

  4. «Дотянись до носа». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.

  5. «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.

  6. «Фырканье». Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали.

  7. «Моторчик». Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д быстрыми движениями указательного пальца производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

  8. «Дятел». Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук «д».

24. «Ступеньки». Рот приоткрыт. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу – это первая ступенька. То же, обнять верхние зубы – это вторая ступенька. Широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам – это третья ступенька.

infourok.ru