Производственная гимнастика — что это, виды, упражнения для офисных работников. Производственная зарядка гимнастика


Производственная гимнастика

Производственная гимнастика

Введение

Производственная гимнастика как элемент научной организации труда должна массово и прочно войти в режим трудового дня. Ей отводится роль профилактического средства поддержания высокой работоспособности на протяжении рабочего дня. Сеченовский феномен активного отдыха - важное условие для плодотворной интеллектуальной деятельности. Многочисленные научные данные свидетельствуют о том, что чередование умственного труда с выполнением физических упражнении и повышают сопротивляемость организма эмоциональному стрессу и предупреждению процессами, работой анализаторов, точными и быстрыми действиями и т.д.

Основное назначение физических упражнений, которые используются в процессе труда, - снижение профессионального утомления. Оказывая благотворное влияние на организм работающего, физические упражнения регулируют мозговое и периферическое кровообращение. Мышечные движения создают огромное число нервных импульсов, которые обогащают мозг массой ощущений, способствую устойчивому настроению.

Важно учитывать виды труда, которые отличаются степенью физической нагрузки большим нервно-психическим напряжением (это профессии педагога, врача, инженера, ученного и т.д.).

По степени физической активности и величине нервно-психологического напряжения выделяют медицинских работников, труд которых связан с большой ответственностью за принятие правильного решения, в особенности труд хирургов, отличающийся высоким нервно-эмоциональным напряжением и длительным статическим напряжением мышц в процессе операции.

Перечисленные выше виды труда предъявляют высокие требования к деятельности головного мозга, зрительного анализаторы, связанного с напряжением внимания, к продолжительным статическим нагрузкам на мышечный аппарат.

В производственной гимнастики нужно включать специальные упражнения на разгибание туловища, наклоны, вращение в плечевых суставах, повороты, вращение туловищем и другие упражнения

Производственная гимнастика на рабочем месте

Производственная физическая культура - система методически обоснованных физических упражнений физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время.

В рабочее время производственная физическая культура (ПФК) реализуется через производственную гимнастику.

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Основная задача производственной гимнастики - повышение профессиональной работоспособности трудящихся за счет выполнения специально подобранных упражнений, направленных на восстановление работоспособности в процессе труда, снижение утомления. Одним из условий сохранения высокой профессиональной работоспособности является переключение деятельности (феномен активного отдыха И.М. Сеченова). Таким переключением деятельности и является производственная гимнастика.

Ее гигиеническое значение заключается в оздоровительном эффекте, в улучшении функциональных показателей физического развития и физической подготовленности при систематическом применении в снижении нервно-психического напряжения. Осложняет проведение производственной гимнастики ограниченность во времени, выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, в рабочей одежде и т.д.

Производственная гимнастика имеет следующие основные формы.

Вводная гимнастика направлена на скорейшее включение организма в работу. С ее помощью достигается оптимальная возбудимость центральной нервной системы и привычный рабочий ритм, поэтому подбираются движения и ритм, соответствующие предстоящей деятельности. Комплексы вводной гимнастики состоят из 6- 8 упражнений, выполняемых в течение 5-7 мин в начале рабочего дня.

Физкультурная пауза, как форма активного отдыха, позволяет предупредить утомление и способствует поддержанию более высокой работоспособности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 мин при появлении первых отчетливых признаков наступающего утомления. Обычно это бывает во второй половине рабочего дня, за 2-2,5 ч до окончания работы. Упражнения для физкультпауз подбираются в зависимости от особенностей трудового процесса.

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха и проводятся в течение 1-2 мин, состоят из 2-3 упражнений. Их целью является снижение местного утомления, возникающего, например, при длительном сидении в рабочей позе, сильном напряжении внимания, зрения и т.п. Чаще всего используются в режиме рабочего дня работников умственного труда - до 5 раз, по мере необходимости в активном отдыхе. Их использование не зависит от того, выполняется физкультпауза и вводная гимнастика или нет.

Микропаузы активного отдыха - самая короткая форма производственной гимнастики, длятся всего 20 - 30 с. Их цель - ослабить утомление.

Физическая нагрузка во время производственной гимнастики зависит от пола, возраста, состояния здоровья и степени подготовленности занимающихся. Поскольку производственный коллектив не однороден, следует ориентироваться на средние показатели по субъективным ощущениям занимающихся во время и после занятий. У них могут возникнуть жалобы на плохое самочувствие, усталость, сердцебиение, головокружение, головную боль и др., а также признаки утомления (покраснение лица, повышенная потливость, одышка и др.). При появлении тех или иных неблагоприятных симптомов необходимо изменить дозировку упражнений - уменьшить темп движений или количество повторений, а при выраженных случаях утомления и жалобах на сердцебиение и головокружение - направить на консультацию к врачу.

Организация занятий производственной гимнастикой во многом основывается на требованиях гигиены и физиологии труда. Кроме того, необходимы надлежащие гигиенические условия в местах занятий. Гимнастика проводится в цехах, непосредственно у рабочего места, в проходах или расположенных вблизи коридорах и подсобных помещениях, удовлетворяющих гигиеническим требованиям. В теплый период года занятия по возможности следует проводить на открытом воздухе.

Проведение гимнастики на рабочих местах экономит время, но не всегда возможно из-за неудовлетворительного санитарного состояния окружающей среды. Поэтому при организации производственной гимнастики предполагаемое место занятий обследуется в санитарном отношении с привлечением инженера по технике безопасности. Когда это необходимо, проводят специальные гигиенические исследования заводская лаборатория, здравпункт или санэпидемстанция. С целью оценки мест занятий и определения контингента занимающихся в паспортизации отделов и цехов принимают участие медицинский работник и санитарный врач.

При определении условий профессионального труда и наличия вредностей учитывают характер трудового процесса (рабочая поза, степень нервно-психического и мышечного напряжения), особенности технологического процесса и производственного оборудования (степень механизации и автоматизации производственных процессов, герметичность оборудования, удобство его обслуживания и т.п.) и санитарно-гигиеническую обстановку (метеорологические условия, загрязнение воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ионизирующая радиация, освещенность и др.).

Запрещается проводить занятия при температуре воздуха выше 25°С и влажности выше 70%, при наличии в воздухе даже незначительных количеств ядовитых веществ, при повышенном или пониженном барометрическом давлении, при шуме свыше 70дБ. Оценка степени загрязнения воздуха производственных помещений газами и пылью проводится на основании сравнения с предельно допустимыми концентрациями этих веществ в рабочей зоне (мг/м3): аммиак - 20, бензин - 300, окись углерода - 20, пары ртути - 0,01, сероводород - 10; пыль нетоксическая, не содержащая двуокиси кремния - до 10, содержащая двуокись кремния - 2, пыль стеклянная и минерального волокна - 4.

В помещениях, где проводится производственная гимнастика, необходимо постоянно поддерживать чистоту, перед занятиями проветривать. В помещениях должно быть достаточно свободной площади. Санитарными нормами на промышленных предприятиях предусматривается ширина проходов между станками не более 1,5 м. Такая же ширина считается минимальной для групповых занятий гимнастикой. В среднем на каждого занимающегося должно приходиться не менее 1,5 м2 свободной площади пола.

Место, выбранное для занятий, должно быть безопасным. У станков и машин, находящихся рядом с местами для занятий гимнастикой, все открытые и движущиеся части (гребенки, зубчатые сегменты, маховые колеса и т.п.), а также открытые передачи (шкивы, ремни и др.) и вообще все опасные части должны иметь конструктивные ограждения.

На места занятий гимнастикой распространяются и другие правила безопасности: ограждение проводов высокого напряжения, ограждение от непосредственного влияния лучистой энергии и др.

Во избежание травм при занятиях гимнастикой полы должны быть гладкими, нескользкими, удобными для уборки. Перед занятиями (не позже чем за 30 мин) в производственном помещении следует произвести влажную уборку (перед подметанием посыпать пол влажными опилками).

При внедрении производственной гимнастики по предприятию издается приказ, в котором отражаются задачи медико-санитарной части, здравпункта, меры по контролю за санитарно-гигиеническим состоянием мест, отведенных для занятий производственной гимнастикой. В состав методического совета по производственной гимнастике обязательно включается заведующий медико-санитарной частью (здравпунктом) предприятия. В дальнейшем параллельно с изучением эффективности производственной гимнастики, обновлением и составлением заново комплексов продолжается изучение санитарно-гигиенических условий труда и принимаются меры по их улучшению.

Составной частью профилактической деятельности медицинских работников предприятий является разъяснительная работа среди трудящихся о влиянии на организм занятий гимнастикой; подготовка и инструктаж методистов и общественных инструкторов производственной гимнастики по санитарным и гигиеническим вопросам, ознакомление их, а также трудящихся с простейшими методами самоконтроля за состоянием здоровья.

Здоровье врача - педиатра рассматривается как абсолютная социальная ценность, так как характеризует не только состояние человека определенной профессиональной принадлежности, но и является обязательным условием воспитания здоровой личности.

Врачи испытывают в своей профессиональной деятельности значительное психическое и физическое напряжение. Воздействие дополнительных неблагоприятных факторов: невысокий социальный статус, недостаточный, для удовлетворения основных потребностей человека, уровень заработной платы, влияние экологической обстановки, а так же специфика труда (принудительный характер общения, большое количество контактов в течение дня, гиподинамия) - способствуют снижению функциональных резервов организма. Хроническое снижение функциональных резервов организма ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности.

Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени. Поэтому врачи - педиатры обязаны делать короткие перерывы в течение рабочего дня для выполнения производственной гимнастики.

Производственная гимнастика - это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья работающих.

Каждое предприятие практикует собственную форму производственной гимнастики и собственный регламент ее проведения. Для этой цели используют разные формы занятий производственной гимнастикой, физкультурную микропаузу (не более одной минуты), физкультурную паузу (выполняется в течение 5 мин.), физкультурную минутку (1,5-2 мин.). С их помощью оказывается разнообразное воздействие на организм занимающихся, предупреждается или снимается утомление, улучшается самочувствие.

Врачи должны уделять время для проведения комплексных упражнений производственной гимнастики, адаптированными к особенностям сотрудников.

Далее представим комплекс производственной гимнастики для определенной профессии, врача - педиатра.

Комплекс упражнений производственной гимнастики для профессии врача - педиатра

физический упражнение рабочий производственный

Работа врача-педиатра в больнице по своему характеру умственная и в каком-то роде физическая. И как все другие профессиям врач-педиатр нуждается в поддержании своего здоровья. А для этого соответственно нужно его тренировать с помощью определенных упражнений, которые занимают, не совсем много времени.

Производственная гимнастика проводится длительностью 10-15 минут через 3 часа после начала рабочего дня.

Необходимость длительного соблюдения рабочей позы врача - педиатра в положении сидя приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы, сопровождается дискомфортом в области спины и шеи, ухудшает психо-эмоциональное состояние. Это приводит к снижению качества выполняемой работы и производительности труда.

Производственная гимнастика является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, повышает общий тонус организма, поддерживает высокую работоспособность.

Сроки включения физкультурных пауз устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов - степенью физической нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления и т.д.

Для работников умственного труда, а также для профессий, где необходимы быстрые и точные реакции, большое напряжение внимания, производственная гимнастика проводится во время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления.

Физиологические воздействия кратковременных физических упражнений устраняют застойные явления в конечностях, брюшной полости, восстанавливаются запасы энергии нервной системы, повышается мышечный тонус, умственная работоспособность, улучшается обмен веществ.

Помещение перед проведением производственной гимнастики должно быть проветрено, температура воздуха не выше 25°С. Обеденный перерыв для занятий использовать не рекомендуется. Производственная гимнастика особенно эффективна, когда проводится регулярно.

Существует комплекс упражнений производственной гимнастики, разработанный В. Коваликом, применителен к условиям сидячей работы (табл. 1).

Таблица 1. Физиологическая ценность физических упражнений, выполняемых в производственной гимнастике.

Врач-педиатр, так как занимается исключительно лечением детей, то он на половину работает стоя и сидя. Рассмотрим для врача-педиатра три комплекса упражнений, которые важны для поддержания здоровья.

Комплекс №1 (производственная гимнастика)

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка,

. Руки вперед - вдох.

. Руки в сторону, ладони кверху.

. Стойка на носках, руки вверх

. Исходное положение - выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - основная стойка,

-4. Ходьба с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы.

Дыхание равномерное. Темп средний.

Продолжительность 30-40 сек.

Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка,

. Левую ногу махом назад, руки махом вверх - вдох.

. Исходное положение - выдох.

-4 То - же, правой ногой.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение - стойка, ноги

врозь, руки назад, пальцы переплетены.

. Наклон влево, руки вправо.

. Исходное положение.

-4. То же, вправо.

Дыхание равномерное. Темп средний. Повторить 6-8 раз

Упражнение 5. Исходное положение - основная стойка,

-2 Полуприсед, руки вверх - выдох.

-4 Исходное положение - вдох

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 6. Исходное положение - основная стойка,

руки за голову.

-2. Наклон вперед - выдох.

-4. Исходное положение - вдох.

Темп средний. Повторить - 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - основная стойка,

. Левую руку вверх, правую вперед.

. Правую руку вверх, левую вперед.

. Левую руку вверх.

. Исходное положение.

Дыхание равномерное. Начать медленно, ускорить до быстрого темпа, закончить в среднем.

Повторить 6-8 раз.

Комплекс №2 (производственная гимнастика)

Упражнение 1. Исходное положение - сидя.

. Правую руку вверх - вдох.

. Левую руку вверх.

. Полунаклон вперед, руки махом назад - выдох.

. Исходное положение.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - сидя, руки на

поясе, ступнями зацепить ножки стула изнутри

. Поворот вправо - вдох.

. Исходное положение - выдох.

. Наклон назад - вдох.

. Исходное положение - выдох.

-8 То же влево.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 3. Исходное положение

Исходное положение - сидя, руки на

коленях

-2. Руки за голову, ноги выпрямить, прогнуться - вдох.

-4. исходное положение - выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение - сидя.

. Правую руку вверх - вдох.

. Левую руку вверх.

. Полунаклон вперед, руки махом назад - выдох.

. Исходное положение.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - сидя, руки на

поясе, ступнями зацепить ножки стула изнутри.

. Наклон назад, левую руку за голову, правую за спину -

вдох.

. Исходное положение - выдох.

-4. То же, сменив положение рук.

Темп средний. Продолжительность 30-40 сек.

Упражнение 3. Исходное положение - сидя, руки к

плечам.

-2 Руки в стороны, ладони кверху, прогнуться - вдох.

-4 Исходное положение - выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Заключение

Движение, в широком понимании этого слова, является основным биологическим раздражителем, стимулирующим процессы биологического роста и развития, поддерживающим и развивающим функциональные проявления организма. Ограниченное использование движений, характерное для режима работы людей умственного труда, нередко приводит к известной дисгармонии между нервно психическими и физическими раздражителями.

Это обстоятельство является одной из причин развития некоторых заболеваний и функциональных отклонений в системах человеческого организма, особенно его нервной системы, что приводит к понижению общей работоспособности.

Серьезным средством предупреждения функциональных расстройств, а также устранения уже имеющихся расстройств (если они не приобрели стойкого характера) являются регулярные занятия гимнастикой.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают всестороннее положительное воздействие на организм человека. Основные черты этого воздействия характеризуются улучшением функциональной деятельности нервной, сердечно сосудистой и дыхательной систем и пищеварительного аппарата, стимуляцией процессов тканевого обмена и укреплением мышечной системы и приводят к повышению общей устойчивости и работоспособности организма.

Список использованной литературы

1. Раздумья о здоровье. Амосов Н.М. - М.: ФиС, 1987.

. Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие /Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000.

. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 №80-ФЗ.

. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов. / Под общ. ред. В.И. Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.

. Социально-биологические основы ф.к.: учебное пособие. / Под ред. Я.Н. Гулько./ МГСУ, 1996.

. Физическое воспитание: учебник для студентов вузов./ Под ред.: В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г, Щербакова, М.: Высшая школа, 1983.

. Социология ф.к. и спорта, Лубышева Л.И.: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-240 с.

. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Ильинич В.И. - М.: Аспект пресс, 1995. - 144 с.

. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта: монография /Крамской С.И., Зайцев В.П. - М.: Изд-во АСВ; Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. - 244 с.

. ППФП студентов вузов. Научно - методические и организационные основы. Ильинич В.И.М.: 1978

. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физической культуры: в 2 т. / Под общ. ред. М.П. Матвеева, А.В. Новикова. М.: ФиС, 1994

. Физическая культура: учебное пособие /Под редакцией В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000.-432 с.

. Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие /А.О. Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика. - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2001. - 225 с.

. Восстановительная медицина. - Под ред. В.Г. Лейзермана. - Ростов н/Д, Феникс, 2008. - 411 с.

. Здоровый образ жизни. Шедрина А.Г. - Новосибирск, 2007. - 144 с.

diplomba.ru

Производственная гимнастика, гимнастика на работе

Нехватка времени из-за работы еще не повод запускать себя! Простой комплекс упражнений, о котором вы узнаете из нашей статьи, поможет поддержать тело в тонусе и повысить работоспособность.

Производственная гимнастика, гимнастика на работе

Чуть более двадцати лет назад каждое утро начиналось под звуки под радиопередачи «Производственная гимнастика»: труженики заводов и предприятий всей страны вставали со своих рабочих мест и в обязательном порядке выполняли комплекс упражнений, следуя указаниям диктора. Польза у производственной гимнастики, как и у любой разминки на рабочем месте, конечно же, была, но вот большой любви к ней не питали. В основном, потому что разминка носила принудительно-обязательный характер, что было ловко высмеяно Владимиров Высоцким в песне «утренняя гимнастика».

Но вспомнили мы об этой радиопередаче не просто так. Сама идея, вложенная в создание комплекса упражнений производственной гимнастики, чрезвычайно полезна. Большую часть своего рабочего времени, как бы это ни было печально, большинство из нас проводит сидя за компьютером. Стул, стол, монитор — вот чем ограничивается рабочее пространство. А из движений остается только нажатие клавиш на клавиатуре и редкие походы к кулеру за чаем. Сидячий образ жизни и почти полная неподвижность в течение восьми, а то и десяти рабочих часов приводят к проблемам со здоровьем. Начиная с лишнего веса и кривой осанки, что само по себе выглядит малопривлекательно, и заканчивая действительно серьезными проблемами с суставами, пищеварительной и сердечно-сосудистой системой. Так как же себе помочь?

Упражнения для разминки на работе

Крупнейшие мировые компании давно осознали ценность здоровья сотрудников, и начали вводить современную производственную гимнастику. Тренажерные залы в бизнес-центрах и корпоративные фитнес-абонементы уже не считаются редкостью, а самые продвинутые даже оснащают спортивными тренажерами собственный офис.

Если площадь вашего офиса не позволяет установить там беговую дорожку, а ближайший спортзал находится слишком далеко, вы можете самостоятельно провести разминку на рабочем месте, которая не потребует от вас много времени.

Убедиться в эффективности производственной гимнастики вы можете на собственном опыте. Потратьте несколько минут на следующие упражнения для разминки, и вы заметите, как со временем повысится работоспособность, укрепится здоровье, подтянется фигура и снизится утомляемость по сравнению с коллегами. Например, для зарядки на работе отлично подойдет этот комплекс силовых упражнений с использованием офисных «снарядов»:

В здоровом теле здоровый дух

Обычно разминка на работе проводится с утра и несколько раз в течение всего трудового дня. Например, вместо того чтобы пятнадцать минут пить кофе или изучать новостную ленту социальной сети, сделайте 5-6 упражнений с умеренной нагрузкой. Это активизирует физиологические процессы, а значит, и мозговая деятельность будет протекать активнее.

Неужели 15-20 минут в день, выкроенные из плотного рабочего графика на разминку, помогут привести здоровье в норму и подтянуть тело? Как это неудивительно, но да. Причем разминка в офисе поможет не только разогнать кровь и разогреть «засидевшиеся» мышцы, но и улучшить настроение.

Физиологов в этом поддерживают психологи. Оказывается, что подолгу сидеть, ломая голову над сложной задачей или отчетом – почти бесполезно. Нужно сделать короткий перерыв, который даст мозгам «отдохнуть», а что может быть для этого лучше, чем разминка в офисе? Быстрая пятиминутная зарядка на работе немного отвлечет, а там и решение проблемы найдется.

Но как бы производственная гимнастика не была хороша, панацеей она все же не является. Только вспомните, как и что вы едите в офисе. Впопыхах, набегу, бутерброды, фастфуд, холодные перекусы … . Если вы действительно решили встать на путь здоровья и заняться собой, то кроме разминки на работе еще стоит задуматься и над здоровым питанием!

www.azbukabody.ru

виды, комплекс упражнений для офисных работников

Производственная гимнастика

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про то, что такое производственная гимнастика и как правильно ее выполнять.

Сегодня вы узнаете:

  1. Для чего нужно делать гимнастику во время работы;
  2. Какие упражнения подходят для производственной гимнастики;
  3. На что стоит обратить внимание и как правильно выполнять упражнения.

Что такое производственная гимнастика

Современный человек большую часть своей жизни проводит сидя. Особой опасности подвержены именно офисные сотрудники, которые полный рабочий день находятся на рабочем месте, сидя за компьютером. Стоит понимать, что малоподвижный образ жизни рано или поздно отразится на самочувствии.

Во время СССР для работников была разработана специальная производственная гимнастика. Все работники должны были строго выполнять все упражнения в отведенное время. Сейчас подобная практика на предприятиях отсутствует. Однако, вы сами можете заботиться о своем здоровье и делать специальные упражнения, во время выполнения трудовых обязанностей.

Производственная гимнастика – это комплекс из нескольких упражнений, которые сотрудники должны делать, находясь на своем рабочем месте, для поддержания здоровья и повышения работоспособности.

Основная цель проведения производственной гимнастики

Сегодня разработаны нормативные акты, согласно которым каждый работодатель обязан обеспечить сотрудника специальными условиями труда. При нарушении может быть применено как дисциплинарное, так и уголовное наказание. На каждом предприятии должна быть разработана своя методика проведения специального комплекса оздоровительных упражнений.

Благодаря гимнастике каждый сотрудник может не только укрепить иммунитет, но и значительно увеличить свою работоспособность. Весь секрет в том, что показатели человека улучшаются, если он физически подготовлен.

Задачи производственной гимнастики:

  • Поддержка работоспособности;
  • Подготовка сотрудника к рабочему процессу;
  • Подготовка к конкретному виду деятельности;
  • Поддержание здорового образа жизни.

Преимущества гимнастики в рабочее время:

  • Получение энергии на весь рабочий день;
  • Эффективное выполнение поставленных задач;
  • Снижение эмоционального напряжения;
  • Поддержание организма в тонусе.

Чтобы не уставать на работе и после работы, необходимо делать комплекс простых упражнений, всего 5-10 минут. Самое главное – никакого специального оборудования и тренажеров для производственной зарядки не нужно.

Для каких работников подходит

В первую очередь гимнастика в рабочее время необходима так называемым «белым воротничкам» или работникам умственного труда, которые целыми сутками сидят за своим рабочим местом. Такие сотрудники могут весь день провести за компьютером, не прерываясь на обеденный перерыв и отдых.

Среди таких трудоголиков можно выделить:

  • сотрудников банковской сферы;
  • секретарей;
  • программистов;
  • инженеров;
  • переводчиков;
  • копирайтеров.

Организация трудовой гимнастики выделяет следующие группы работников, которым необходимы упражнения в течение трудового дня:

  1. Профессии, которые подвержены наибольшему стрессу и нервному напряжению. Как правило, эта группа людей каждый день, находясь на своем рабочем месте, вынуждена выполнять однотипную работу, требующую внимания и зрения. Среди таких профессий стоит отметить:
  • работники за станками;
  • швеи;
  • сотрудники обувных фабрик;
  • сборщики мелких механизмов.
  1. Во вторую группу вошли те специальности, в которых присутствует немного физической и умственной деятельности. Как правило, это выполнение работы с небольшими движениями:
  • токари;
  • фрезеровщики;
  • сборщики.
  1. В третью группу вошли профессии, которые отличаются большим физическим напряжением:
  • шахтеры;
  • рабочие на стройке;
  • формовщики.
  1. Последняя группа – это все профессии, которые связаны с умственным трудом. Такие сотрудники постоянно находятся в умственном напряжении:
  • сотрудники медицинских учреждений;
  • инженеры;
  • учителя.

Работа в «режиме машины» рано или поздно приведет к тому, что у вас появятся сердечно-сосудистые заболевания, ухудшится зрение, появятся боли в спине и прочие болезни. Чтобы этого не случилось, необходимо заботиться о себе, и знать основы физической культуры.

Формы (виды) производственной гимнастики

Если говорить о формах гимнастики, то тут можно выделить 4 основные вида. Рассмотрим более подробно каждый.

  1. Микропауза.

Эта форма гимнастики доступна абсолютно каждому. Обычно – это ослабление напряжения мышц или обычный самостоятельный массаж. Для микропаузы достаточно несколько минут.

Самый простой пример, это разминание спины, если вы сидите долго на стуле. Чтобы размяться, вы просто отталкиваетесь назад и потягиваетесь. Или можно поднять руки вверх и потянутся назад, чтобы «размять» спину.

  1. Вводная гимнастика.

Пожалуй, лучшее начало трудового дня – это утренняя гимнастика. Упражнения можно сделать перед началом рабочего процесса. Все упражнения достаточно простые и длятся по времени не более 5 минут. Достаточно выполнять 5-7 упражнений для получения максимального результата.

Сотрудники, которые приходят на работу после такой зарядки, бодры и полны сил, в то время как другие пытаются взбодриться чашечкой кофе. Если есть возможность, то запишитесь в бассейн и посещайте его до начала работы или после.

  1. Физкультурная пауза.

Эта форма производственной зарядки нужна для быстрого снятия напряжения в течение рабочего дня. Как правило, это простое упражнение, на выполнение которого уходит не больше минуты. Если у вас стандартный 8-часовой рабочий день, то можете разминаться каждый час. При этом упражнения можно постоянно чередовать.

  1. Физкультминутка.

Во время физкультурной минутки вам необходимо встать со стула и сделать небольшие упражнения, так сказать «размять тело». Как правило, это могут быть обычные наклоны. Разминаться, выполняя наклоны в разные стороны можно каждый час.

Производственная гимнастика для офисных работников

Количество офисных сотрудников с каждым годом увеличивается. Стоит отметить, что главная проблема, с которой сталкиваются многие офисные сотрудники – это болезни позвоночника, всем известный остеохондроз.

Регулярная производственная гимнастика может предотвратить появление таких заболеваний, как:

  • геморрой;
  • простатит;
  • ожирение;
  • гастрит;
  • болезни суставов;
  • болезни спины и шеи.

Чтобы избежать этого, каждый сотрудник должен думать о своем здоровье и во время рабочего процесса не только принимать правильную позу, но и делать полезные перерывы.

Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной физической подготовки.

Несколько минут производственной гимнастики помогут улучшить:

  • кровоток;
  • обменные процессы в организме;
  • самочувствие;
  • настроение;
  • работоспособность.

Как показывает практика, сотрудник, который находится в хорошем настроении и физической форме, способен лучше выполнять свою работу и добиваться больших успехов.

Упражнения для производственной гимнастики

Производственная гимнастика включает большой комплекс упражнений. Ваша задача – подобрать наиболее подходящие для себя или составить комплекс гимнастических упражнений.

Если во время выполнения упражнения или после, вы почувствовали себя плохо, стоит сократить количество повторений или вовсе отказаться и получить консультацию у врача.

Комплекс упражнений, которые можно выполнить, не вставая со стула:

  • Сядьте на стул, при этом плотно прижимаясь к спинке. Вытяните ноги вперед, а руки поднимите вверх. Одновременно руками тянитесь вверх. Когда будете тянуться, считайте до 10 и возвращайтесь в обычное положение. Достаточно сделать 10 раз, чтобы размяться.
  • Если под рукой есть мячик, можете выполнить следующее упражнения для снятия напряжения. Сядьте на стул и зажмите между коленями обычный детский мяч. Выпрямите спину и сожмите мячик сильно, насколько это возможно. Выполнять по времени стоит столько, сколько сами сможете держать мячик.
  • Выполнять это упражнение можно сидя за столом. Просто обопритесь руками за стол и сядьте на край стула. На несколько секунд приподнимите ягодицы и опускайтесь. Сначала может быть сложно, поэтому делайте 5-10 раз. После можете увеличить до 20 раз.
  • Как правило, офисные сотрудники сидят на привычных всем стульях, на колесиках с подлокотниками. Чтобы немного отвлечься, вы можете сесть на край стула, спина при этом должна быть прямая и обхватить руками подлокотники. Все что необходимо – это напрягать мышцы рук и стараться как можно сильнее сжать подлокотник. Достаточно делать до 15 повторов.

Разминка, которую можно выполнить рядом со стулом:

  • Нужно встать рядом со стулом и положить руки на спинку. Сначала отвести левую ногу назад и немного потянуть, потом правую. Можно немного усложнить упражнение, и во время потягиваний раздвигать руки в стороны. Повторять упражнение следует до 10 раз, для каждой ноги.
  • Находясь за стулом, положите руки на спинку. Правую ногу отведите назад и немного потяните, одновременно левую руку тяните вверх. Потом наоборот. Делать повторения следует до 10 раз.
  • Встаньте за стул, положите руки на спинку. Все что вам нужно, это вставать на носочки и считать до 10, после чего опускаться. Делать повторения необходимо 15-20 раз. Если есть возможность, то снимите обувь, чтобы ступни ног смогли полностью размяться.

Упражнения без опоры

Для выполнения разминки необязательно иметь под рукой стул.

Чтобы снизить нагрузку, можете выполнить несколько простых упражнений:

  • Обычные наклоны. Вам необходимо просто встать прямо и делать наклоны в разные стороны. Для упражнения можете задействовать руки и поднимать их вверх или раздвигать в стороны.
  • Чтобы снизить нагрузку в спине, необходимо ровно встать и руки поднять вверх. В таком положении потянуться вверх, при этом встать на носочки максимально высоко и тянуть пальцы вверх. В таком состоянии оставаться 10 секунд. Для достижения положительного результата упражнение сделать 10 раз.
  • Ходьба на месте – отличное упражнение. Необходимо выполнять ходьбу на месте 5-7 минут.
  • Ну и, конечно, не стоит забывать про обычные приседания. Необходимо делать по 15-20 приседаний в течение зарядки. Для достижения положительного результата не забывайте подключать руки, во время приседания, и выдвигать их вперед.

Зарядка для глаз

Как уже говорили, многие весь день сидят за компьютером, читают книги, печатают материал или занимаются проверкой важных бумаг. Работа – это хорошо, но вот глаза необходимо беречь. Даже если вы выполняете работу в специальных очках, необходимо делать специальную гимнастику для глаз.

Комплекс упражнений для глаз:

  • Закройте глаза и максимально сильно их зажмурьте буквально на 5-10 секунд. После этого широко откройте. Можно делать до 10 повторений.
  • Чтобы глаза отдыхали, необходимо раз в несколько часов переключать зрение с близкого расстояния на дальнее. Сделать это очень просто. Все что необходимо, это просто подойти к окну и постараться посмотреть вдаль и сфокусировать взор на конкретном объекте. К примеру, вдали старинное сооружение, на крыше которого небольшая антенна. Постарайтесь направить весь взор на нее. Или выберете точку вдали и смотрите на нее 5-7 минут.
  • Ну и последнее упражнение, которое вы можете сделать. Просто постарайтесь посмотреть на свою переносицу. Повтор можно делать до 7-10 раз.
  • Если есть возможность, то приобретите специальные очки для зарядки глаз (с дырочками). Чтобы дать глазам отдохнуть, необходимо надеть очки на 5-10 минут и продолжить в них работу.

На что обратить внимание перед проведением гимнастики

Мало кто знает, но к производственной гимнастике необходимо подготовиться.

Вашему вниманию представлены несколько советов, которые необходимо принимать во внимание:

  • Прежде чем приступить к выполнению комплекса упражнений, помещение стоит хорошо проветрить. Достаточно открыть окна на несколько минут.
  • Всегда следите не только за температурой в помещении, но и за влажностью. В летнее время многие сотрудники злоупотребляют кондиционером, что приводит к охлаждению организма. Запомните, температура в помещении не должна быть менее 15 и более 25. Что касается влажности, то не более 70% для нормальной работы.
  • Выполнять упражнения нужно в удобной одежде и обуви. Если вы офисный сотрудник, то дресс-код не позволит прийти на рабочее место в кедах и спортивных штанах. Тем не менее вы можете носить спортивный костюм с собой или во время занятий снимать пиджак и туфли на каблуках. Ничто не должно стеснять ваши движения.
  • Выполнять комплекс упражнений можно под музыку. Лучше всего используйте классическую музыку, которая поможет не только отвлечься и расслабиться, но и правильно выполнить весь комплекс необходимых упражнений.
  • В первой половине дня стоит отказаться от интенсивных упражнений, поскольку они способствуют активному потоотделению.
  • Не стоит перекусывать или плотно кушать, перед выполнением упражнений. После выполнения гимнастики можно выпить стакан негазированной воды. От чашечки чая или кофе лучше отказаться.
Понравилась статья? Отблагодарите автора, поделитесь с друзьями!

Также обязательно прочитайте:

kakzarabotivat.ru

Комплекс упражнений производственной гимнастики для профессии врача педиатра Заключение

СОДЕРЖАНИЕВведение…………………………………………………………………………...3Производственная гимнастика на рабочем месте……………………….……..5

Комплекс упражнений производственной гимнастики для профессии врача – педиатра…………………………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

ВВЕДЕНИЕПроизводственная гимнастика как элемент научной организации труда должна массово и прочно войти в режим трудового дня. Ей отводится роль профилактического средства поддержания высокой работоспособности на протяжении рабочего дня. Сеченовский феномен активного отдыха – важное условие для плодотворной интеллектуальной деятельности. Многочисленные научные данные свидетельствуют о том, что чередование умственного труда с выполнением физических упражнении и повышают сопротивляемость организма эмоциональному стрессу и предупреждению процессами, работой анализаторов, точными и быстрыми действиями и т.д.

Основное назначение физических упражнений, которые используются в процессе труда,- снижение профессионального утомления. Оказывая благотворное влияние на организм работающего, физические упражнения регулируют мозговое и периферическое кровообращение. Мышечные движения создают огромное число нервных импульсов, которые обогащают мозг массой ощущений, способствую устойчивому настроению.

Важно учитывать виды труда, которые отличаются степенью физической нагрузки большим нервно-психическим напряжением (это профессии педагога, врача, инженера, ученного и т.д.).

По степени физической активности и величине нервно-психологического напряжения выделяют медицинских работников, труд которых связан с большой ответственностью за принятие правильного решения, в особенности труд хирургов, отличающийся высоким нервно-эмоциональным напряжением и длительным статическим напряжением мышц в процессе операции.

Перечисленные выше виды труда предъявляют высокие требования к деятельности головного мозга, зрительного анализаторы, связанного с напряжением внимания, к продолжительным статическим нагрузкам на мышечный аппарат.

В производственной гимнастики нужно включать специальные упражнения на разгибание туловища, наклоны, вращение в плечевых суставах, повороты, вращение туловищем и другие упражнения

^ Производственная физическая культура — система методически обоснованных физических упражнений физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время.

В рабочее время производственная физическая культура (ПФК) реализуется через производственную гимнастику.

Производственная гимнастика — это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Основная задача производственной гимнастики — повышение профессиональной работоспособности трудящихся за счет выполнения специально подобранных упражнений, направленных на восстановление работоспособности в процессе труда, снижение утомления. Одним из условий сохранения высокой профессиональной работоспособности является переключение деятельности (феномен активного отдыха И. М. Сеченова). Таким переключением деятельности и является производственная гимнастика.

Ее гигиеническое значение заключается в оздоровительном эффекте, в улучшении функциональных показателей физического развития и физической подготовленности при систематическом применении в снижении нервно-психического напряжения. Осложняет проведение производственной гимнастики ограниченность во времени, выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, в рабочей одежде и т. д.

Производственная гимнастика имеет следующие основные формы.

Вводная гимнастика направлена на скорейшее включение организма в работу. С ее помощью достигается оптимальная возбудимость центральной нервной системы и привычный рабочий ритм, поэтому подбираются движения и ритм, соответствующие предстоящей деятельности. Комплексы вводной гимнастики состоят из 6— 8 упражнений, выполняемых в течение 5—7 мин в начале рабочего дня.

Физкультурная пауза, как форма активного отдыха, позволяет предупредить утомление и способствует поддержанию более высокой работоспособности. Она состоит из 5—7 упражнений и проводится в течение 5—7 мин при появлении первых отчетливых признаков наступающего утомления. Обычно это бывает во второй половине рабочего дня, за 2—2,5 ч до окончания работы. Упражнения для физкультпауз подбираются в зависимости от особенностей трудового процесса.

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха и проводятся в течение 1—2 мин, состоят из 2—3 упражнений. Их целью является снижение местного утомления, возникающего, например, при длительном сидении в рабочей позе, сильном напряжении внимания, зрения и т. п. Чаще всего используются в режиме рабочего дня работников умственного труда — до 5 раз, по мере необходимости в активном отдыхе. Их использование не зависит от того, выполняется физкультпауза и вводная гимнастика или нет.

Микропаузы активного отдыха — самая короткая форма производственной гимнастики, длятся всего 20 — 30 с. Их цель — ослабить утомление.

Физическая нагрузка во время производственной гимнастики зависит от пола, возраста, состояния здоровья и степени подготовленности занимающихся. Поскольку производственный коллектив не однороден, следует ориентироваться на средние показатели по субъективным ощущениям занимающихся во время и после занятий. У них могут возникнуть жалобы на плохое самочувствие, усталость, сердцебиение, головокружение, головную боль и др., а также признаки утомления (покраснение лица, повышенная потливость, одышка и др.). При появлении тех или иных неблагоприятных симптомов необходимо изменить дозировку упражнений — уменьшить темп движений или количество повторений, а при выраженных случаях утомления и жалобах на сердцебиение и головокружение — направить на консультацию к врачу.

Организация занятий производственной гимнастикой во многом основывается на требованиях гигиены и физиологии труда. Кроме того, необходимы надлежащие гигиенические условия в местах занятий. Гимнастика проводится в цехах, непосредственно у рабочего места, в проходах или расположенных вблизи коридорах и подсобных помещениях, удовлетворяющих гигиеническим требованиям. В теплый период года занятия по возможности следует проводить на открытом воздухе.

Проведение гимнастики на рабочих местах экономит время, но не всегда возможно из-за неудовлетворительного санитарного состояния окружающей среды. Поэтому при организации производственной гимнастики предполагаемое место занятий обследуется в санитарном отношении с привлечением инженера по технике безопасности. Когда это необходимо, проводят специальные гигиенические исследования заводская лаборатория, здравпункт или санэпидемстанция. С целью оценки мест занятий и определения контингента занимающихся в паспортизации отделов и цехов принимают участие медицинский работник и санитарный врач.

При определении условий профессионального труда и наличия вредностей учитывают характер трудового процесса (рабочая поза, степень нервно-психического и мышечного напряжения), особенности технологического процесса и производственного оборудования (степень механизации и автоматизации производственных процессов, герметичность оборудования, удобство его обслуживания и т. п.) и санитарно-гигиеническую обстановку (метеорологические условия, загрязнение воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ионизирующая радиация, освещенность и др.).

Запрещается проводить занятия при температуре воздуха выше 25°С и влажности выше 70 %, при наличии в воздухе даже незначительных количеств ядовитых веществ, при повышенном или пониженном барометрическом давлении, при шуме свыше 70дБ. Оценка степени загрязнения воздуха производственных помещений газами и пылью проводится на основании сравнения с предельно допустимыми концентрациями этих веществ в рабочей зоне (мг/м3): аммиак — 20, бензин — 300, окись углерода — 20, пары ртути — 0,01, сероводород — 10; пыль нетоксическая, не содержащая двуокиси кремния — до 10, содержащая двуокись кремния — 2, пыль стеклянная и минерального волокна — 4.

В помещениях, где проводится производственная гимнастика, необходимо постоянно поддерживать чистоту, перед занятиями проветривать. В помещениях должно быть достаточно свободной площади. Санитарными нормами на промышленных предприятиях предусматривается ширина проходов между станками не более 1,5 м. Такая же ширина считается минимальной для групповых занятий гимнастикой. В среднем на каждого занимающегося должно приходиться не менее 1,5 м2 свободной площади пола.

Место, выбранное для занятий, должно быть безопасным. У станков и машин, находящихся рядом с местами для занятий гимнастикой, все открытые и движущиеся части (гребенки, зубчатые сегменты, маховые колеса и т.п.), а также открытые передачи (шкивы, ремни и др.) и вообще все опасные части должны иметь конструктивные ограждения.

На места занятий гимнастикой распространяются и другие правила безопасности: ограждение проводов высокого напряжения, ограждение от непосредственного влияния лучистой энергии и др.

Во избежание травм при занятиях гимнастикой полы должны быть гладкими, нескользкими, удобными для уборки. Перед занятиями (не позже чем за 30 мин) в производственном помещении следует произвести влажную уборку (перед подметанием посыпать пол влажными опилками).

При внедрении производственной гимнастики по предприятию издается приказ, в котором отражаются задачи медико-санитарной части, здравпункта, меры по контролю за санитарно-гигиеническим состоянием мест, отведенных для занятий производственной гимнастикой. В состав методического совета по производственной гимнастике обязательно включается заведующий медико-санитарной частью (здравпунктом) предприятия. В дальнейшем параллельно с изучением эффективности производственной гимнастики, обновлением и составлением заново комплексов продолжается изучение санитарно-гигиенических условий труда и принимаются меры по их улучшению.

Составной частью профилактической деятельности медицинских работников предприятий является разъяснительная работа среди трудящихся о влиянии на организм занятий гимнастикой; подготовка и инструктаж методистов и общественных инструкторов производственной гимнастики по санитарным и гигиеническим вопросам, ознакомление их, а также трудящихся с простейшими методами самоконтроля за состоянием здоровья.

Здоровье врача - педиатра рассматривается как абсолютная социальная ценность, так как характеризует не только состояние человека определенной профессиональной принадлежности, но и является обязательным условием воспитания здоровой личности.

Врачи испытывают в своей профессиональной деятельности значительное психическое и физическое напряжение. Воздействие дополнительных неблагоприятных факторов: невысокий социальный статус, недостаточный, для удовлетворения основных потребностей человека, уровень заработной платы, влияние экологической обстановки, а так же специфика труда (принудительный характер общения, большое количество контактов в течение дня, гиподинамия) – способствуют снижению функциональных резервов организма. Хроническое снижение функциональных резервов организма ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности.

Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени. Поэтому врачи – педиатры обязаны делать короткие перерывы в течение рабочего дня для выполнения производственной гимнастики.

Производственная гимнастика – это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья работающих.

Каждое предприятие практикует собственную форму производственной гимнастики и собственный регламент ее проведения. Для этой цели используют разные формы занятий производственной гимнастикой, физкультурную микропаузу (не более одной минуты), физкультурную паузу (выполняется в течение 5 мин.), физкультурную минутку(1,5-2 мин.). С их помощью оказывается разнообразное воздействие на организм занимающихся, предупреждается или снимается утомление, улучшается самочувствие.

Врачи должны уделять время для проведения комплексных упражнений производственной гимнастики, адаптированными к особенностям сотрудников.

Далее представим комплекс производственной гимнастики для определенной профессии, врача – педиатра.^ Работа врача-педиатра в больнице по своему характеру умственная и в каком-то роде физическая. И как все другие профессиям врач-педиатр нуждается в поддержании своего здоровья. А для этого соответственно нужно его тренировать с помощью определенных упражнений, которые занимают, не совсем много времени.

Производственная гимнастика проводится длительностью 10-15 минут через 3 часа после начала рабочего дня.

Необходимость длительного соблюдения рабочей позы врача - педиатра в положении сидя приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы, сопровождается дискомфортом в области спины и шеи, ухудшает психо-эмоциональное состояние. Это приводит к снижению качества выполняемой работы и производительности труда.

Производственная гимнастика является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, повышает общий тонус организма, поддерживает высокую работоспособность.

Сроки включения физкультурных пауз устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов - степенью физической нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления и т.д.

Для работников умственного труда, а также для профессий, где необходимы быстрые и точные реакции, большое напряжение внимания, производственная гимнастика проводится во время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления.

Физиологические воздействия кратковременных физических упражнений устраняют застойные явления в конечностях, брюшной полости, восстанавливаются запасы энергии нервной системы, повышается мышечный тонус, умственная работоспособность, улучшается обмен веществ.

Помещение перед проведением производственной гимнастики должно быть проветрено, температура воздуха не выше 25°С. Обеденный перерыв для занятий использовать не рекомендуется. Производственная гимнастика особенно эффективна, когда проводится регулярно.

Существует комплекс упражнений производственной гимнастики, разработанный В.Коваликом, применителен к условиям сидячей работы (табл.1).

Таблица-1 Физиологическая ценность физических упражнений, выполняемых в производственной гимнастике.

Врач-педиатр, так как занимается исключительно лечением детей, то он на половину работает стоя и сидя. Рассмотрим для врача-педиатра три комплекса упражнений, которые важны для поддержания здоровья.

Комплекс №1(производственная гимнастика).

Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка,

1. Руки вперед – вдох.

2. Руки в сторону, ладони кверху.

3. Стойка на носках, руки вверх

4. Исходное положение – выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение – основная стойка,

1-4 .Ходьба с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы.

Дыхание равномерное. Темп средний.

Продолжительность 30-40 сек.

Упражнение 3. Исходное положение – основная стойка,

1. Левую ногу махом назад, руки махом вверх – вдох.

2. Исходное положение – выдох.

3-4 То – же, правой ногой.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение –стойка, ноги

врозь, руки назад, пальцы переплетены.

1. Наклон влево, руки вправо.

2. Исходное положение.

3-4. То же, вправо.

Дыхание равномерное. Темп средний. Повторить 6-8 раз

Упражнение 5. Исходное положение – основная стойка,

1-2 Полуприсед, руки вверх – выдох.

3-4 Исходное положение – вдох

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 6. Исходное положение – основная стойка,

руки за голову.

1-2. Наклон вперед – выдох.

3-4. Исходное положение – вдох.

Темп средний. Повторить – 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение – основная стойка,

1. Левую руку вверх, правую вперед.

2. Правую руку вверх, левую вперед.

3. Левую руку вверх.

4. Исходное положение.

Дыхание равномерное. Начать медленно, ускорить до быстрого темпа, закончить в среднем.

Повторить 6-8 раз.

Комплекс №2 (производственная гимнастика).

Упражнение 1. Исходное положение – сидя.

1. Правую руку вверх – вдох.

2. Левую руку вверх.

3. Полунаклон вперед, руки махом назад – выдох.

4. Исходное положение.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение – сидя, руки на

поясе, ступнями зацепить ножки стула изнутри

1. Поворот вправо – вдох.

2. Исходное положение – выдох.

3. Наклон назад – вдох.

4. Исходное положение – выдох.

5-8 То же влево.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 3. Исходное положение

Исходное положение – сидя, руки на

коленях

1-2. Руки за голову, ноги выпрямить, прогнуться – вдох.

3-4. исходное положение – выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение – сидя.

1. Правую руку вверх – вдох.

2. Левую руку вверх.

3. Полунаклон вперед, руки махом назад – выдох.

4. Исходное положение.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение – сидя, руки на

поясе, ступнями зацепить ножки стула изнутри.

1. Наклон назад, левую руку за голову, правую за спину –

вдох.

2. Исходное положение – выдох.

3-4. То же, сменив положение рук.

Темп средний. Продолжительность 30-40 сек.

Упражнение 3. Исходное положение – сидя, руки к

плечам.

1-2 Руки в стороны, ладони кверху, прогнуться – вдох.

3-4 Исходное положение – выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Движение, в широком понимании этого слова, является основным биологическим раздражителем, стимулирующим процессы биологического роста и развития, поддерживающим и развивающим функциональные проявления организма. Ограниченное использование движений, характерное для режима работы людей умственного труда, нередко приводит к известной дисгармонии между нервно психическими и физическими раздражителями.

Это обстоятельство является одной из причин развития некоторых заболеваний и функциональных отклонений в системах человеческого организма, особенно его нервной системы, что приводит к понижению общей работоспособности.

Серьезным средством предупреждения функциональных расстройств, а также устранения уже имеющихся расстройств (если они не приобрели стойкого характера) являются регулярные занятия гимнастикой.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают всестороннее положительное воздействие на организм человека. Основные черты этого воздействия характеризуются улучшением функциональной деятельности нервной, сердечно сосудистой и дыхательной систем и пищеварительного аппарата, стимуляцией процессов тканевого обмена и укреплением мышечной системы и приводят к повышению общей устойчивости и работоспособности организма.

^ 1. Раздумья о здоровье. Амосов Н.М. - М.: ФиС, 1987.

2.Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие /Отв.ред.Г.В.Валеева. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000.

3.Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ.

4.Физическая культура студента: учебник для студентов вузов./Под общ. ред. В.И.Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.

5. Социально-биологические основы ф.к.: учебное пособие. / Под ред. Я.Н.Гулько./ МГСУ, 1996.

6. Физическое воспитание: учебник для студентов вузов./ Под ред.: В.А.Головина, А.В.Коробкова, В.А.Маслякова, А.В.Чоговадзе, В.Г,Щербакова, М.: Высшая школа, 1983.

7. Социология ф.к. и спорта, Лубышева Л.И.: учеб.пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-240с.

8. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Ильинич В.И. – М.: Аспект пресс, 1995. – 144с.

9.Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331с.

10.Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта: монография /Крамской С.И., Зайцев В.П. – М.: Изд-во АСВ; Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г.Шухова, 2004. – 244с.

11. ППФП студентов вузов. Научно – методические и организационные основы. Ильинич В.И.М.: 1978

12.Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физической культуры: в 2 т. / Под общ. ред. М.П. Матвеева, А.В. Новикова. М.: ФиС, 1994

13.Физическая культура: учебное пособие /Под редакцией В.А. Коваленко.- М.: Изд-во АСВ, 2000.-432с.

14.Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие /А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н.Пенцик; Под общ. ред. Б.Н.Пенцика.- М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2001.- 225с.

15.Восстановительная медицина. – Под ред. В.Г.Лейзермана. – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 411 с.

16. Здоровый образ жизни. Шедрина А.Г.– Новосибирск, 2007. – 144 с.

skachate.ru

Производственная гимнастика: физкульт-паузы, физкульт-минутки | ЧТО ДЕЛАТЬ: 1000+ советов

Известно, что занятия физкультурой помогают людям разного возраста сохранить здоровье и повысить работоспособность. Занимающиеся физкультурой реже болеют.

Например, из 100 сталеваров и подручных сталеваров, занимающихся физической культурой, в течение года болело 9 человек, а из 100, не занимающихся физкультурой, — 34. Кроме того, занимающиеся физической культурой выполняют работу более экономично, а значит, трудятся более производительно.

Важным профилактическим средством, направленным на сохранение и укрепление здоровья трудящихся, является производственная гимнастика. Систематические занятия физическими упражнениями на производстве способствуют улучшению состояния здоровья работающих, их антропометрических данных и физической подготовки.

Производственная гимнастика

Производственная гимнастика улучшает самочувствие и настроение, способствует значительному сокращению числа дней нетрудоспособности за счет снижения заболеваемости, совершенствованию необходимых профессиональных качеств, связанных с повышением точности и координации движений. Все это положительно сказывается на общем состоянии организма и работоспособности.

Занятия производственной гимнастикой основываются на современных физиологических и гигиенических представлениях о развитии и профилактике утомления в различных видах трудовой деятельности.

Как отмечалось выше, в любом трудовом процессе проявляются фазовые изменения работоспособности:

  • повышение
  • устойчивое состояние
  • снижение

Обычно такая динамика работоспособности наблюдается 2 раза в день:

  • в первой (дообеденной) половине дня
  • во второй (послеобеденной) половине дня

Производственная гимнастика способствует вхождению в работу в начале трудового дня (вводная гимнастика), предупреждает наступление утомления и снижение работоспособности в конце первой половины дня и в последние часы работы (физкульт-паузы и физкульт-минутки).

Водная гимнастика

Проводится за 5—7 мин до начала работы. Ее основная цель — ускорить протекание психофизиологических процессов, необходимых для предстоящей деятельности, и таким образом подготовить организм к работе.

Поэтому в комплекс гимнастики наряду с обще-развивающими включаются упражнения, близкие производственным.

Коллективное выполнение упражнений вводной гимнастики в общем ритме и темпе помогает сосредоточиться, поднимает настроение и улучшает самочувствие.

Физкульт-паузы

Цель физкульт-паузы и физкульт-минуток — предупредить наступление утомления и способствовать поддержанию оптимального уровня работоспособности. Выполняемые физические упражнения являются одной из эффективных форм активного отдыха. Благодаря переключению внимания и перемене вида деятельности в организме усиливаются восстановительные процессы.

Наряду с этим физические упражнения:

  • улучшают функциональное состояние центральной нервной системы;
  • стимулируют деятельность органов дыхания и кровообращения;
  • повышают мышечную и умственную работоспособность;
  • улучшают самочувствие и вызывают чувство бодрости.

Продолжительность физкульт-паузы 5—7 мин. За это время выполняется комплекс из 5—8 упражнений. Сроки проведения физкульт-паузы устанавливаются в соответствии с характером производственного процесса и трудовыми нагрузками. Физкульт-паузу обычно делают два раза в день:

  • в первой половине рабочего дня за 1,5—2 часа до обеденного перерыва;
  • во второй половине дня за 1,5—2 часа до окончания работы, т. е. в периоды, предшествующие наступлению заметного утомления.

Физкульт-минутки

Физкультминутки проводятся в индивидуальном порядке во время коротких перерывов в работе (2—3 мин). Они состоят из отдельных физических упражнений, цель которых — снижение возникающего утомления.

В помещениях, где проводится производственная гимнастика, необходимо поддерживать соответствующие санитарно-гигиенические условия. Перед занятиями гимнастикой их следует проветривать, а во время проведения физкульт-минутки выключать машины и механизмы, производящие шум. В теплое время года занятия желательно проводить на открытых площадках, расположенных с подветренной стороны.

todid.ru