Психомышечная тренировка. Восточная оздровительная гимнастика. Психомоторная гимнастика


Психомоторная гимнастика для дошкольников

Категория: Росчерк пера 09

 Каждый родитель мечтает вырастить здорового и одаренного ребенка. Однако, важно учитывать психологические возрастные особенности развития малыша.

 Именно от пассивного или активного способа жизни у крохи в раннем возрасте зависит успешное в будущем обучения в школе.Ребенок развивается и познает мир благодаря движению.

 Нейропсихологии утверждают, что своевременное овладение ребенком движениями грубой и тонкой моторики, хорошая координация – это залог нормального умственного развития.

 Не все родители понимают, насколько важно развитие психомоторной сферы малыша. Пытаясь научить дошкольника пораньше читать, писать, считать, родители забывают, что учится он, в основном, не за партой, а играя и двигаясь.

Мелкая моторика рук

 Чтобы помочь ребенку развить речь, поиграйте с его ручками. Начните тренировать их с раннего возраста (с 6 месяцев). Поглаживайте пальцы в направлении от кончиков к запястью.

 С малышом от 10 месяцев можно играть используя потешки «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки».

Ладушки

 Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:

 — Ладушки, вы — ладушки. — Где были?— У бабушки.— А что ели?— Кашку.— А что пили?— Бражку.— А что на закуску? — Кислую капустку.— Попили? Поели? Кыш, полетели.На головку сели.

 Спрашивая «Попили? Поели?«, берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

Сорока-белобока

 Взрослый водит указательным пальцем по ладошке малыша и говорит:

 — Сорока- белобока!— Кашку варила, деток кормила.  Этому дала (показывает на большой палец),  Этому дала (показывает на указательный палец),  Этому дала (показывает на средний палец),  Этому дала (показывает на четвертый палец),  А этому не дала (указывает на мизинец)  Ты дров не рубал, ты печку не топил,  Ты воду не носил, ты кашу не варил.  Нет тебе кашки!

 Есть множество пособий по пальчиковым играм для детей от года и до 7 лет. Обычно игры сопровождаются веселыми стихами, что не только улучшает работу рук, но и развивает память и речь ребенка. Приведем примеры несколько из них.

От года и до трех лет

 (Загибаем пальчики одной руки с помощью другой).

 Раз, два, три, четыре, пять —Вышли в садик погулять.

 (Указательным пальцем одной руки поглаживаем ладошку второй руки по кругу).

 Ходим-ходим мы по лугу,Там цветы растут по кругу.

 (Загибаем пальчики второй руки).

 Лепесточков ровно пять,Можно взять и посчитать.Для 4-х – 6-х летФруктовая ладошкаЭтот пальчик – апельсин,Он, конечно, не один.Этот пальчик – слива,Вкусная, красивая.Этот пальчик – абрикос,Высоко на ветке рос.Этот пальчик – груша,Просит: «Ну-ка, скушай!»Этот пальчик – ананас,

 (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).

 В литературе по детской психологи приведено много пальчиковых игр, для детей разного возраста.

 Также полезны для развития моторики занятия с пластическими материалами: пластилином, глиной, бумагой. Игры с прищепками, пуговицами, крупой, макаронами сделают ловкими пальчики малыша. Не забывайте про занятия по изобразительной деятельности. Рисуйте пальчиками, кисточками, ватными дисками, печатками из картофеля.

 Если у вашего ребенка обнаружили задержку речевого развития, обратите внимание на работы по лечебной педагогике Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, в которых описаны комплексы упражнений для развития тонкой моторики.

Зрительное восприятие

 От развития моторики глаз зависит успех в учебе и познавательной сфере ребенка. Улучшить зрительное восприятие дошкольника помогут глазодвигательные упражнения.

Упражнение № 1

 Возьмите в руку какой-то яркий предмет или игрушку. Медленно передвигайте предмет вправо, влево, верх, вниз, к переносице держа его на расстоянии вытянутой руки ребенка. Выполните то же упражнение на расстоянии локтя, а потом около переносицы. Сначала предметом движет рука взрослого. Со временем предмет может удерживать сам дошкольник. Следите, чтобы двигались только глазки, а не голова.

2

 Представьте себе простую фигуру. Например круг или квадрат. Нарисуйте глазами фигуры по очереди. Повторите 6 раз.

3

 Напишите глазами цифры от 1 до 9.

4

 Открыть широко глаза. Пауза 30 секунд. Закрыть. Пауза 30 секунд. Повторить 5-6 раз. Поморгать быстро в течении 1-2 минут.

5

 Посмотреть вдаль 30-40 секунд. Перевести взгляд на ближний предмет на расстоянии 25-30 см. Повторить 3-5 раз. С другими глазодвигательными упражнениями можете ознакомиться в книге Сиротюк А. Л. «Психическое развитие детей дошкольного возраста».

Звукопроизношение

 Почти у каждого дошкольника есть проблемы с плохим произношением звуков. Поэтому важно развивать их речь с помощью упражнений.

Танец язычка

 Игра подойдет для профилактики нарушений речи.

 Сначала язычок танцует перемещаясь во рту слева-направо и наоборот, теперь машет как ладошка – вверх-вниз, а дальше становится трубочкой, считает зубки сверху, а теперь внизу.

Сердитый ежик

 Надуть щечки, как сердитый еж, а теперь вытянуть губки вперед, нахмуриться. И вот ежик больше не сердится. Улыбнись.

Рыбки

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Лошадка

 Выдохнуть воздух через сомкнутые губы. Должен получится звук «фыырррр». Похожий на фырканье лошадки. Артикуляционною гимнастику нужно делать ежедневно. Каждое упражнение по 6-7 раз.

 Также используйте и другие игры, которые используются в логопедии для улучшения артикуляции.

Межполушарное взаимодействие

 Правое полушарие головного мозга отвечает за восприятие пространства, координацию движений опорно-двигательного аппарата, за образное и творческое мышление. Левое связано с речью, логикой, аналитическими функциями, структурирование, математическое мышление.

 Нормальное взаимодействие обоих полушарий головного мозга – это залог полноценного психического развития ребенка. Проблемы в межполушарной связи приводят к проблемам в учебе. В том числе и к дисграфии и дислексии.

 Для развития межполушарного взаимодействия проводите с ребенком следующие упражнения.

Кулак-ребро-ладонь

 Предложите ребенку положить руку на стол ладонью вниз, затем сжать в кулачок, поставить руку ребром. Выполнить упражнение сначала с психологом. Следующие ребенок выполняет 8-10 раз сам. Пусть повторит тот же комплекс с другой рукой. Потом вместе двумя руками.

Лезгинка

 Дошкольнику сделать левой рукой кулачок, оттопырить большой палец так, чтобы он смотрел налево. Ладонь правой руки прямая, ее пальцы прикасаются к мизинцу левой руки. Сменить положений рук. И так 6-8 раз. Со временем ускоряя темп выполнения упражнения.

Лягушка

 Сжать кулачок одной рукой. Вторую поставить на стол ладонью вниз. Изменить позицию рук одновременно. 7-10 раз.

Ухо-нос

 Прикоснуться правой рукой к кончику носа, а пальцами другой руки взяться за правое ухо. Одновременно через хлопок поменять руки местами.

Дыхательная гимнастика

 При выполнении дыхательной гимнастики, мозг ребенка активно насыщается кислородом, что положительно влияет на его развитие. Также умение правильно дышать приходит на помощь в ситуациях стресса, развивает навыки самоконтроля, улучшает речь. Как правильно выполнять комплекс:

  1. Дышать животом. Следить чтобы у ребенка двигалась диафрагма.
  2. Придерживаться следующих этапов: выдох – остановка 2-3 секунды, вдох — остановка 2-3 секунды.
  3. Длительность занятия дыхательной гимнастикой не более 2-3 минут за один раз.

 Чтобы научить дышать дошкольников животиком, пусть положат на него ладошку.

 Вдохнуть – остановиться, выдохнуть - остановиться. Предложите ребенку представить себе красивый теплый воздушный шарик в животике, который то надувается, то сдувается, когда малыш дышит.

 Закрыть большим пальцем правой руки правую ноздрю. Подышать через левую. Опустить руки. Закрыть мизинцем правой руки левую ноздрю и подышать через правую. Дышать медленно и глубоко. Это упражнение также способствует развитию межполушарных связей.

 Глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдох. Выдыхать со звуком пф-пф-пф-пф-пф. Остановится. Вдохнуть. Задержать дыхание. Выдыхая прорычать. Пауза. Вдох. Остановка. Выдохнуть со звуком : з-з-з-з. Пауза. Вдохнуть. Задержать дыхание. На выдохе прожужжать: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. Выдох со слогами: мо-ме-мэ-му.

Источник:

  • < Ажитированная депрессия - что это и как лечить?
  • «Розовый бриллиант» и «Белое золото» - оттеночный бальзам Irida Ton, палитра цветов >

ekran-stroka.ru

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей у школьников 7–8 лет

Библиографическое описание:

Минина Е. Н., Чеботарёва А. Л. Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей у школьников 7–8 лет // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 443-446. — URL https://moluch.ru/archive/114/30268/ (дата обращения: 13.05.2018).



В период перехода ребенка в социальный статус школьника в режиме его дня существенно сокращается двигательная активность. Исследования отечественных ученых свидетельствуют, что около 82–85 % дневного времени значительная часть современных школьников находится в статическом положении, сидя за партой, рабочим столом, компьютером, телевизором[1]. Недостаточная двигательная активность с ограничением темпа и объема движений (гипокинезия) и уменьшения мышечных усилий (гиподинамия) особенно неблагоприятно влияют на состояние и развитие растущего организма, функции которого дифференцируются. Мониторинг состояния здоровья свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей составляет небольшой процент, у значительной части обследованных имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы, а также отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья. Младший школьный возраст (7–8 лет) приходится на один из кризисных периодов детства. В этот период на фоне гетерохронного физического развития происходит становление эмоциональной сферы ребенка, формируется психосоматический профиль. Для того чтобы эмоционально личностное состояние ребенка было успешным, необходимо, чтобы его внутреннее состояние, внешние условия, в которых он находится, и осуществляемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения всех этих компонентов обеспечивает нервная система, а психомоторное развитие неразрывно обусловлено гармоничными психосоматическими взаимосвязями и является точным отражением психофизического состояния ребенка [2, 3].

В этой связи для улучшения физического и эмоционального состояния актуальны телесно-двигательные занятия с детьми, так как сформированность нейрофизиологических механизмов и качество движения неразрывно взаимосвязаны.

Целью данной работы явилось выявление возможности коррекции психомоторного статуса и уровня тревожности детей 7–8 лет с использованием телесно-двигательной волновой гимнастики.

Материалы иметоды.В исследовании принимали участие 20 детей 1 класса 7–8 лет среднеобразовательной школы г.Алушты.Ежедневно в течение месяца в условиях учебного класса в конце 3 урока исследуемые школьники выполняли комплекс движений, основываясь на авторский видеоурок.Психомоторные показатели до и после курса коррекции исследовали с использованием метрического подхода по методике «Оценка психомоторного развития» Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича [4, 5], с помощью которой определяли особенности развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости по бальной системе от 0 до 4. Ребенку предлагается выполнить задания (5 проб), которые оценивают: функции равновесия; координации тонкой моторики рук, моторики пальцев рук и механизмы автоматизации движений ведущей руки. С помощью оценочных критериев сформированности сферы активности по овладению основными структурными компонентами психомоторной деятельности по У. В. Ульенковой (1994) в условных баллах (5, 4, 3, 2) делали заключение в направлении от I (высшего) к IV (низшему). Уровень тревожности определяли с помощью теста школьной тревожности Филипса, который предлагался в письменном виде [6].

Для коррекции психомоторного состояния использовали волновую гимнастику [7] с использованием авторского видеоурока (рис.1).

Рис.1. Фрагмент видеоурока волновой гимнастики

На рисунке 2 отображены особенности использования данной методики в условиях учебного класса: необходимость видео- и аудиооборудования для воспроизведения методического занятия.

G:\DCIM\136___04\IMG_0309.JPG

Рис. 2. Фрагмент занятия волновой гимнастикой с детьми 7–8 дет в условиях учебного класса

В основе волновой гимнастики лежит плавно-перетекающие волновые движения, которые позволяют работать с мышцами по всей их длине, способствуя, таким образом, хорошей проработке связок, мышц и суставов, задействуя их большее количество и совершенствуя процесс формирования произвольного движения [8]. Волновая гимнастика включает движения, которые выполняются с определенным темпом и амплитудой различными частями тела или корпусом, имитируя траекторию волны. Наглядное использование образного ряда волновой траектории, встречаемой в природных условиях (движения дельфинов, крыльев птиц, развивающихся на ветру листьев растений), позволяет ребёнку более эмоционально включаться в работу. Волновая гимнастика создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены — смогли расслабиться, а дыхание стало управляемым.Таким образом, данная методика обучению двигательным актам позволяет детям снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции.

Анализ экспериментальных данных проводилась с помощью пакета STATISTICA-6.0. Оценки расхождения распределений признаков проводились с помощью критерия согласия Колмогорова-Смирнова. Анализ различий выраженности признаков проводили с помощью критерия Стьюдента.

Результаты иих обсуждение. При первичном обследовании детей 1 класса 7–8 лет было выявлено, что только 12,8 % детей имеют оптимальный уровень тревожности. Отметим, что развивающийся организм ребенка представляет собой сложную саморегулирующуюся систему. Для того чтобы эмоционально личностное состояние ребенка было успешным, необходимо, чтобы его внутреннее состояние, внешние условия, в которых он находится, и осуществляемые им практические действия соответствовали друг другу. [3]. При выполнении заданий психомоторного тестирования в начале исследования более чем у 50 % была выявлена моторная неловкость и быстрая утомляемость, невнимательность при исполнении условий заданий, гиперактивность и большое количество лишних движений, медленная переключаемость на разные виды движений, большое количество попыток, что соответствовало среднему уровню психомоторного развития и психомоторной активности.

На сегодняшний день сфера медицины, физической реабилитации и спорта предлагают множество направлений и услуг для коррекции, а также устранения обозначенных проблем со здоровьем. Однако если брать во внимание анатомо-физиологические особенности детей 7–8 лет и их психоэмоциональное состояние, можно сделать вывод, что не все техники могут одновременно совмещать в себе мягкость воздействия на здоровье и психику ребенка. В этой связи техника волновой гимнастики оказала оптимизирующее воздействие на психомоторные показатели и эмоциональный статус детей 7–8 лет (табл.1).

Таблица 1

Изменение психомоторного развития детей 7–8 лет до ипосле курса психомоторной коррекции

Условия

Уровень ПМР, балл

ПМА, балл

Уровень тревожности,%

До

1,9±0,2 (низкий уровень)

3,0±0,4 (средне-низкий уровень)

85,5±12,4 (высокий)

После

3,4±0,5 (высокий уровень)

4,3±0,2(высший, средний уровень)

50,4±10,5 (удовлетворительная, повышенная)

Достоверность

р ˂ 0,05

р ˂ 0,05

р ˂ 0,05

Примечание: ПМР — психомоторное развитие; ПМА — психомоторная активность

Увеличение в среднем на 78,9 % р ˂ 0,05 уровня психомоторного развития и на 43,3 % р ˂ 0,05 уровня психомоторной активности на фоне снижения степени тревожности у детей 7–8 лет свидетельствовало о важном коррекционном влиянии выполняемых упражнений волновой гимнастики.

В процессе использования техники волновой гимнастики также были выявлены педагогические коррекционные компоненты и их результаты, изображённые на схеме (рис.3.), что станет предметом наших дальнейших исследований.

Анализ данных обследования позволяет сформировать приоритетные и конкретные задачи коррекционного и реабилитационного воздействия при занятиях адаптивной физической культурой с детьми начальной школы.

Выводы:

  1. Уровень психомоторного развития детей после коррекции увеличился в среднем на 78,9 % р ˂ 0,05;
  2. Уровень психомоторной активности после коррекции вырос в среднем на 43,3 % р ˂ 0,05;
  3. Уровень тревожности снизился более чем на 30,5 % р ˂ 0,05;
  4. В процессе использования техники волновой гимнастики были выявлены педагогические коррекционные компоненты и их результаты.

Литература:

  1. Виленская Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. / Т. Е. Виленская — Ростов Н / Д.: Феникс, 2006. — 256с.
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. / Г. С. Абрамова — Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624с.
  3. Безруких М. М. Возрастная физиология. Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416с.
  4. Афонькина Ю. А. «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой (вторая младшая группа, средняя группа). — Волгоград, «Учитель», 2013. — 54 с.
  5. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман — М.: Владос — Пресс, 2005. — 159с.
  6. Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. — М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 752 с.
  7. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия — М., 1962. — 504 с.

Основные термины (генерируются автоматически): волновой гимнастики, условиях учебного класса, техники волновой гимнастики, психомоторного развития, личностное состояние ребенка, использования техники волновой, эмоционально личностное состояние, Волновая гимнастика, психомоторного развития детей, психомоторной активности, коррекции психомоторного, Уровень тревожности, видеоурока волновой гимнастики, телесно-двигательной волновой гимнастики, основе волновой гимнастики, педагогические коррекционные компоненты, упражнений волновой гимнастики, техника волновой гимнастики, Фрагмент занятия волновой, коррекции психомоторного состояния.

moluch.ru

Психокосметология

Психокосметология

 

ПСИХОКОСМЕТОЛОГИЯ - это новое направление в психологии, которое изучает влияние психики на внешний облик и красоту человека. Ее результаты проявляются в улучшении внешности и привлекательности лица и тела, стройности фигуры и легкости походки, эмоциональной устойчивости и поведенческой эффективности человека, в уменьшении у него мимических морщин на лице и психосоматических нарушений в теле.

 

Психокосметология исключает передачу инфекционных заболеваний, использование гормональных препаратов, аллергические и другие негативные эффекты медикаметозного воздействия.

Психокосметология не требует дорогостоящих лекарств и кремов, но имеет значительную продолжительность действия. Безопасность, экологичность, доступность и сочетаемость с любыми косметическими технологиями позволило ей стать надежным средством предупреждения старения человеческого лица и тела. 

 

ПСИХОМОТОРНАЯ ГИМНАСТИКА "СИЯНИЕ ЛИЦА"

(бесплатное видео-приложение к программе "ПСИХОКОСМЕТОЛОГИЯ")

 

Так же Вы можете сохранить себе на компьютер текстовый вариант психомоторной гимнастики "Сияние лица",   и превращать привлекательность в красоту! (Бесплатное приложение к программе "Психокосметология")

        

"ТАЙМ-РЕВЕРС!" ПСИХОКОСМЕТОЛОГИЯ. Эмоции и Внешность.  

     Лицо - «Врата» Личности! Очень значимая для человека часть его тела. Удовлетворенность своим лицом – делает человека увереннее и счастливее. Неудовлетворенность, особенно у женщин, приводит, с одной стороны, к ограничению количества социальных контактов, с другой – к отвержению себя и снижению самооценки. 

       Рельеф лица, его контур, мимическая выразительность, красота и привлекательность, формируются не только генетикой, но и прижизненно, - привычными эмоциональными реакциями и состояниями. Наиболее устойчивые эмоции создают напряженность или расслабленность тех или иных мимических мышц, что способствует изменениям в обменных процессах кожи, рельефе и контуре лица.         В действительности, главными причинами быстрого старения лица и тела человека являются «застывшие» или «застрявшие» на его лице или в теле депрессивные эмоциональные переживания (порожденные стрессом «сгустки» мышечной или чувственной ткани). Подавленные (неотреагированные) или хронически воспроизводимые (однообразные) негативные эмоции старят лицо человека так, что лучшая косметика оказывается бессильна.         Как правило, большинство косметических процедур по коррекции лица направлено на преодаление последствий названных причин, а не на их предупреждение. Вопрос: возможно ли, создать «волшебный» эликсир или крем для освобождения мимической мускулатуры лица от излишнего застаивания на нем следов негативных переживаний?          Нервная система человека всегда реагирует определенным образом на все, что происходит вокруг него и внутри него. Не только сердце, но и система кровообращения образует нечто вроде резонатора, в котором получает отражение всякое, даже самое незначительное, изменение в душевном состоянии человека. Пульс и частота дыхания непосредственно связаны со всей нашей эмоциональной сферой. Не менее важной является работа тонкой мускулатуры лица при различных эмоциональных состояниях. В зависимости от настроения человека, меняется внутреннее напряжение и тонус его лицевых мышц. В состоянии депрессивного характера, обычно преобладают «мышцы-сгибатели», а в состоянии радости, приятного возбуждения или переживания чувства комфорта –«мышцы-разгибатели».         Около 70 мышц придают лицу человека своеобразие и выразительность. В разных слоях лицевой ткани, эти нежные, чувствительные мышечные волокна удивительным образом сшиты и сплетены с продольными и поперечными «распорками», придающими им упругость и пластичность. В учебниках по анатомии говорится, что мимическая мускулатура крепится к коже лица или головы с одной стороны и к определенным участкам костной ткани с другой. При сокращении лицевых мышц происходит смещение и деформация кожи. При однообразных, напряженных "сдвигах" кожи, образуются складки, которые в дальнейшем могут стать глубокими морщинами, и, к сожалению, будут нарушать контур и рельеф лица.           Продолжительное негативное эмоциональное напряжение может принимать застойную, стационарную форму. В этих случаях, даже при улучшении жизненных обстоятельств, напряжение лицевых мышц самопроизвольно не исчезает. Более того, оно так и продолжает расстраивать деятельность внутренних органов и других систем организма.          Состояние внутренней гармонии человека, зависит от согласованности его природных (врожденных) и личностных (приобретенных) механизмов жизнедеятельности. Гармония (согласованность противоположного) делает человека жизнестойким и уверенным в себе, освобождает от внутреннего напряжения, снимает противоречивость душевного и телесного сосуществования.         «Зажатое» напряжение в какой-либо части тела мешает нормальному обмену веществ и ведет к образованию патологического процесса в организме. Если частота таких переживаний слишком высока, то начинается постепенная деформация мышечной ткани и кожного покрова лица, изменение его структуры, контура и рельефа. Необходима своевременная эмоциональная разрядка, которая приведет к снятию мышечного зажима, или мышечная разрядка, которая приведет к смене эмоционального состояния. 

         Мы задались вопросом, можно ли специально на уровне психофизиологии сформировать эффективный и простой рефлекторный механизм сенсомоторной разрядки локальных мышечных напряжений, которые возникают на лице или в теле человека в ситуациях постоянного стресса? Как сделать такой механизм, что бы он действовал постоянно, в любых ситуациях, автоматически и самопроизвольно? 

           Все мышечные зажимы мы разделили на две группы. Основанием классификации выбрали происхождение и длительность мышечного зажима. Таким образом, были выделены 

СИТУАТИВНЫЕ (кратковременные) и ХРОНИЧЕСКИЕ (длительные). 

            Ситуативные имеют кратковременную реактивную природу, но их действие циклично. В условиях стресса, возникает сенсомоторная реакция человека на стресс. В результате нее, на лице или в теле человека рефлекторно воспроизводится мышечный зажим. 

           У хронических зажимов, причинами мышечного «замирания», являются, либо, имевшие место ранее психотравмы, либо негативные (отвергающие) отношения к собственной внешности, к лицу, к отдельным частям тела, либо низкая самооценка, либо геронтофобия (страх старения). Хронические зажимы часто «прорисованы» унынием или тревогой в выражении лица, в походке, в настроении и самочувствии человека. 

           Для «разжатия» ситуативных зажимов мы разработали технологию формирования реверсивного сенсомоторного механизма. Это, своего рода, «авторазжиматель» для тонкой мускулатуры лица. Он срабатывает в стрессовой ситуации на фиксированный универсальный стимул (сигнал), снижая эмоциональное и мышечное напряжение, предотвращая возникновение устойчивых зажимов чувственной ткани в лице и теле человека. 

         Для освобождения от хронических напряжений, была создана специальная методика позитивной коррекции «Образа Я». На основе биологической обратной связи, эта методика способствует освобождению от прошлых психотравмирующих переживаний, заметно повышает жизнестойкость и самооценку личности. 

          Каждый участник программы «Тайм-реверс» дополнительно получает в электронном виде индивидуальную реверсивную фотоматрицу и  систематически обновляемый (безвозмездно) видеокомплекс психомоторной гимнастики «Сияние Лица». Все это, в дальнейшем, может быть использовано клиентом самостоятельно в качестве неиссякаемого источника «разглаживания» мимических морщин и регенерации мышечной ткани лица и тела. 

           В программе «Тайм-реверс» резонируют все три методики одновременно. Во-первых, самопроизвольное «разжатие» ситуативных зажимов в лице и в теле, во-вторых, освобождение от хронических напряжений психотравмирующего характера, и, в-третьих, регенерация лицевой мышечной ткани комплексом «Сияние Лица».

           Это дает возможность каждому желающему добиться значительного эффекта в воспроизводстве и сохранении своей Красоты и Молодости!

 

 

 

Программа «Тайм-Реверс» («Время назад») - это психодинамический комплекс, состоящий из групповых и индивидуальных занятий, тестирования, моделирования реверсивной матрицы и рефлекторного кода.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ "ТАЙМ-РЕВЕРС":

 

1. В процессе групповых занятий, для развития функциональной устойчивости позитивного «Образа Я», используется методика «Интерактивный психосинтез». Данная методика восстанавливает эмоциональное равновесие человека, освобождает его лицо и тело от излишней ситуативной и хронической напряженности. Продолжительность одного занятия один час пятьдесят минут.

2. В процессе индивидуальных занятий, под руководством психолога, осуществляется

                  -  Развитие психомоторной основы позитивного «Образа Я» клиента.

                  - Укрепление  системы саморегуляции и самоподдержки.

                  -  Моделирование возрастной реверсивной матрицы.

                  -  Овладение психомоторной методикой «Сияние Лица».

                  -  Формирование  автоматизма (рефлекторного кода) самопроизвольной регенерации      организма.

 

 

xn--63-1lc1ay.xn--p1ai

Метод Александера. Комплексы двигательных упражнений

Комплексы двигательных упражнений

Комплексы двигательных упражнений Фредерика Матиаса Александера

Возможно, я ошибаюсь, что вы все делаете неправильно, но в таком случае вы можете продолжат делать все правильно не принимая меня во внимание.(Ф. М. Александер)

Техника Ф.М. Александера – комплекс упражнений, помогающий людям правильно использовать собственное тело, гармонично задействовать собственные мышцы. В основе метода лежит мнение о том, что у каждого человека в течении жизни вырабатываются привычки неправильного использования своего тела, выражающееся в манере держать осанку и производить движения тела, неизбежно ведущих к дополнительной чрезмерной нагрузке на опорно-двигательный аппарат, что является одной из  основных причин нарушения функционирования организма в целом и происходящих в нем процессов. Главная опасность этих привычек кроется в том, что человек со временем к ним привыкает и начинает воспринимать их как естественные процессы (в данном аспекте наблюдается сходство с “мышечным панцирем” В. Райха). Таким образом, если физически здоровый человек, имевший привычку ровно держать осанку, внезапно начинает сутулится, то данная привычка станет для него нормой, а неправильная осанка способна привести к нарушениям дыхательной функции, ухудшению притока кислорода к мозгу, нарушениям работы кишечника, искривлению позвоночника и преждевременному старению, мышечным и головным болям, ухудшению концентрации внимания и т.п.

Техника Ф.М. Александера признана многими специалистами по работе с человеческим телом как феноменальная методика, дающая человеку возможность наслаждаться жизнью так, как хочет сам человек, а не так, как позволяет ему его собственное тело, ведь независимо от того, осознает человек это или нет, качество состояния его тела является зеркальным отображением качества его жизни. К помощи методики Ф.М. Александера прибегали тысячи профессиональных актеров, телеведущих, политиков, педагогов, музыкантов, психологов и писателей во всем мире, что лишний раз свидетельствует об авторитете рассматриваемой техники среди прочих технологий телесной терапии, что дает право называть технику Ф.М. Александера настоящим всемирным открытием.

Кем же был автор этого открытия? Фредерик Матиас Александер родился 20 января 1869 года в Австралии, город Виниард, находящимся на северо-западном побережье Тасмании. Автор замечательной техники родился с серьезными проблемами со здоровьем, и никто из врачей не мог гарантировать, что мальчик проживет более чем несколько недель. Тем не менее, во многом благодаря безграничной любви матери Ф. Александер выжил, однако продолжал испытывать тяжелые болезни, во главе которых были заболевания дыхательных органов. Вследствие проблем со здоровьем Фредерик не мог учиться в школе вместе с другими детьми, и родителям пришлось нанимать ребенку частного преподавателя, благодаря чему у него было много свободного времени вечером, которое он использовал, помогая отцу в конюшне. Именно там он приобрел опыт невербального общения, впоследствии оказавшийся для него бесценным.

Из-за возникших материальных проблем в семье семнадцатилетний мальчик был вынужден устроиться на работу в оловодобывающую компанию, параллельно, в свободное от работы время, он брал уроки игры на скрипке. Однако все деньги, заработанные тяжким трудом, Фредерик умудрился потратить на посещение художественных выставок, музеев и спектаклей – настолько сильна была его тяга к искусству. Вскоре он основал собственный театр одного актера, в котором читал произведения Шекспира. И вот, когда актерская карьера была на подъеме, Фредерик вновь столкнулся с проблемами здоровья, преследовавшие его с детства – он охрип, его голос окончательно пропал во время одного их спектаклей.

Ради спасения собственного голоса Фредерик был готов пройти любое лечение, однако профилактические меры давали лишь временный эффект. Один из врачей посоветовал ему не разговаривать на протяжении пары недель для того, чтобы не напрягать голосовые связки. По началу это дало результаты, и он провел спектакль практически “на одном дыхании”, но в конце одной из завершающих сцен его голос вновь пропал. В этот момент он понял, что с актерской карьерой ему следует проститься…

Зарождение методики Александера.  Потеряв голос, Ф. Александер в отчаяние пришел к своему врачу, посоветовавшему ему не разговаривать пару недель, и спросил о том, почему же поначалу все было хорошо, но после этого голос подвел его. Так и не дождавшись от врача более-менее вразумительного объяснения, Александер решил самостоятельно бороться со своим недугом, для чего он начал изучать самого себя, свои глубинные особенности. В основе изучения самого себя у Александера был положен закон о причине и следствии: каждое действие обязательно должно вызвать противодействие. Если человек страдает от какого-либо недуга, будь то головная боль, бессонница или артрит, этому соответствует определенная внутренняя причина. Данным противодействием для Александера как раз и являлась потеря голоса.

Процесс излечения. Тогда Александер осознал, что всему основной причиной потери голоса являются неверные движения шеи и головы, которые, в свою очередь, приводят к неверному расположению осанки, вызывающую другие заболевания (в том числе и вероятную потерю голоса). Болезни появлялись за счет чрезмерного напряжения на различные группы мышц человека, с которыми организм был не способен справиться. Таким образом, неконтролируемое со стороны человека запущенное состояние мышц и хаотичность их движений способно подорвать здоровье человека, так как мышцы человека испытывают нереальные нагрузки даже тогда, когда человек отдыхает.

Идея методики содержится в фразе, написанной лично Ф. Александером: “Предпринимая попытки улучшить функции собственного органа речи и беря за основу различные методы, я заметил, что определенное положение шеи и головы по отношению к туловищу... производит первичный контроль над человеческим организмом в целом”.

Основной причиной неправильного положения головы и шеи Ф. Александер считал привычку человека горбиться, которая берет свое начало еще со времен обучения человека за школьной скамьей. Если понаблюдать за положением головы, шеи и туловища детей в классах, то можно заметить множество различных поз – у некоторых детей голова вниз практически до упора, у других, напротив, головы чрезмерно подняты вверх. Оба случая являются яркими примерами неправильного положения шеи и головы, которая под воздействием сильной мышечной нагрузки способна привести деформации осанки и принятию данного неправильного положения осанки за естественное. И лишь немногие дети держат осанку ровной, и следят за положением своей головы и шеи.

При отсутствии контроля за расположением шеи на ней образуется горб и, с целью сохранения равновесия, оставшаяся часть туловища принимает неровную осанку, у человека начинает наблюдаться ранняя стадия прогиба позвоночника. В данной ситуации боли в нижней части спины вызываются нарушениями в верхней части спины, а потому лечение проблем позвоночника следует начинать с лечения верхней его части, иначе причина болей не будет устранена и болезнь будет проявляться снова.

Для правильной работы органов дыхания, речи и пищеварения требуется правильное положение позвоночника, потому что вблизи с зоной позвоночника расположены очень важные нервы и кровеносные сосуды, которые оказывают непосредственное влияние на функции дыхания и сердцебиения. Александер считал, что многие проблемы со здоровьем люди могли бы решить одним простым отказом от привычки при каждом раздражении резко откидывать голову назад. К отказу от этой пагубной привычки Александер стремился сам и пытался привить данное стремление своим ученикам.

В целях сохранения собственной осанки человек не способен проводить постоянный контроль за состоянием положения частей своего тела, и Ф. Александер прекрасно понимал это, потому требовал от своих учеников не столько контроля за положением головы и шеи, сколько гармоничной координации производимых человеком движений в процессе жизни. Он считал, что даже самым сгорбленным людям не стоит отчаиваться и сетовать на судьбу, так как тело обладает физиологической “мудростью”, благодаря которой после любых нарушений тело стремится вернуться в состояние равновесия, осанка стремится принять естественную от рождения правильную форму. Однако это никогда не случится без желания человека достичь естественной осанки, вернуть своему телу правильную форму, так как этот процесс требует кропотливой работы. Этот же принцип относится и к функциям внутренних и внешних органов человека – при нормализации формы осанки нормализуется и естественная функция органов.

Степень “мудрости” тела, его способности вернуться в естественное состояние напрямую связана с зависимостью человека от лекарственных препаратов, направленных на придание телу в правильной формы – чем выше зависимость человека от лекарств, тем ниже “мудрости” тела. Фредерик Александер уверен в том, что, помимо крайних случаев запущенности заболевания, человек способен справиться с ним самостоятельно, не прибегая не к лекарствам, а к комплексу физических упражнений.

Для эффективной работы по технике Ф.М. Александера от человека требуется высокий уровень самодисциплины и самоконтроля, однако усилия и вклад человека будут достойно вознаграждены отличным самочувствием и прекрасным состоянием здоровья.

Для лучшего понимания методики рассмотрим действие, совершаемое человеком от 10 до 500 раз в сутки – присаживание. Когда человек медленно садится, его коленные чашечки медленно передвигаются вперед и вниз, а пятки разводятся в разные стороны. Когда тело человека начинает опускаться, большинство людей проявляют приобретенную привычку отодвигать область таза назад, опрокидывать голову вверх и нижнюю часть грудной клетки выдвигать вперед. Этими привычками человек наносит ощутимый (если не катастрофический) вред своей осанке. Естественными же для человека движениями должны быть ровное движение таза, направление корпуса ровно вниз. Ни в коем случае нельзя допускать выдвижение нижней части грудной клетки вперед, а таза – назад. Пожалейте свою осанку!

осанка. упражнения по методике Александера Рис. 1. – Движения садящегося на стул человека

На рисунке 1а четко показана губительная для осанки, однако  привычная для многих людей манера приседания. На рисунке 1b напротив показана естественная, но, вследствие действия ложных привычек забытая манера приседания. Уравновешенное положение головы нарушено, что обеспечивает чрезмерную нагрузку на шею человека и отражается на его осанке. Большинство людей, к сожалению, крайне тяжело сохранять ровную осанку в тот момент, когда они сидят на стуле. Как правило, люди настолько заняты повседневными делами, что даже не задумываются об осанке и последствиях неправильной манеры проведения времени сидя за столом. Они садятся быстро, прогибая спину назад и выпячивая грудь вперед. Для сохранения собственной осанки человеку необходимо не прогибать спину вперед, выгибая шею вниз, а выравнивать спину и направлять корпус вперед от тазобедренных суставов, чтобы область таза двигалась вместе со спиной. Также не следует закидывать одну ногу на другую, так как это приведет к чрезмерному напряжению мышц. Лучшим вариантом будет разведение коленей в разные стороны, что позволит избежать последующей боли в пояснице и снимет мышечное напряжение. Таз сидящего человека по возможности должен быть максимально прижат к спинке стула.

Еще одной проблемой при поддержании собственной осанки в нормальном состоянии является неравномерное распределение напряжения мышц тела (т.н. дистоническое напряжение). Дистоническое напряжение может наблюдаться у человека даже во время покоя. Некоторые люди, не следящие за положением своего тела, испытывают дистоническое напряжение даже при выполнении таких простых действий как поднятие ложки, включение света, открытие двери и т.п. Дистоническое напряжение вызывается неспособностью человека под действием раздражителя вернуться в спокойное состояние. После некоторых подобных ситуаций чрезмерное мышечное реагирование становится для человека нормой, и он утрачивает способность сдерживать активность своей мускулатуры и возвращать организм в спокойное состояние. Под действием чрезмерных мышечных нагрузок скелет человека деформируется и приобретает неестественную форму.

Что же предпринять человеку в данной ситуации, как ему избавиться от чрезмерного напряжения? Ф. Александр предлагает сделать следующее – при помощи расслабления вернуть тело в уравновешенное состояние. Однако многим людям удается достичь только частичного расслабления, а напряженность мышц, пускай и в скрытом виде, остается. Человек как бы находится в состоянии скрытого напряжения, и малейшее повторение раздражителя возвращает его в состояние мышечного напряжения. Такая ситуация носит название “остаточная деформация”.

Выделяют два основных пути избавления от непроизвольной напряженности мышц – полное игнорирование дистонического напряжения и возвращение в уравновешенное состояние покоя. Первый путь менее трудозатратный и состоит в принятии человеком состояния пассивности после работы, либо в употреблении алкоголя или лекарственных препаратов. Человек в данном случае отказывается от всего, что может вызвать мышечную напряженность. Второй путь гораздо сложнее, однако значительно эффективнее, и заключается в изменении двигательных привычек с целью создания правильной осанки.

Упражнение по корректировке осанки. Повернитесь спиной к стене таким образом, чтобы пятки находились на расстоянии на 5-7 см от стены, а ступни располагались друг от друга приблизительно на 25-28 см (как показано на рис. 2а).

 осанка. упражнения по методике АлександераРис. 2.

Затем, не изменяя положения ног, слегка наклоните основание туловища назад к стене (рис. 2b). Очень важно чтобы ягодицы вместе с лопатками одновременно прикасались к стене. Если одна часть туловища прикоснется к стене раньше, нежели другая, это будет свидетельствовать об искривлении позвоночника. Если раньше всех к стене прикоснется ваш затылок, это будет сигналом о наличии привычки запрокидывать голову назад.

Если вы чересчур сильно выпячиваете область таза вперед, значит к стене прикоснутся только лопатки, а ягодицы – нет. В такой ситуации вам следует придвинуть ягодицы к стене. Вы можете обнаружить образование между областью поясницы и стеной определенного зазора, который исчезнет, как только вы произведете сгиб обеих ног в коленях, при этом передвинете низ живота немного вперед и опустите ягодицы (как показано на рис. 2с). Если через некоторое время данное положение тела станет для вас изнурительным, это будет свидетельствовать о наличии у вас серьезных проблем с осанкой.

Находясь в данном положении, удостоверьтесь, не опустилась ли у вас стопа. Если стопы уплотнены, то это можно исправить, раздвинув согнутые колени. Аналогичным образом происходит и коррекция О-образных ног. Разогните ноги в коленях, однако не допускайте их полного выпрямления. В положении стоя ноги должны находиться в незначительном сгибе. При этом в области поясницы должен оставаться незначительный прогиб. Далее следует отодвинуть туловище от стены, не сдвигая ступней. Начинать движение следует с головы, а не с живота или груди.

 осанка. упражнения по методике АлександераРис. 3

Раздвинув ступни, возможно обнаружение некоторых ошибок, проявляющихся во время ходьбы. Поставьте с левой и правой стороны от себя стулья с высокими спинками (см. рис. 3а) и прикоснитесь большими пальцами спинок стульев, выставив локти наружу.

Начинайте ходьбу с правой ноги: приподняв пятку, немного согните правое колено. В таком положении вес тела должен сместиться на левую ногу для того, чтобы человек смог поднять правую. Многие могут заметить, что они производят поднятие правой ногу не при помощи сгиба правого колена, а посредством  поднятия правой стороны таза (рис.3b). В дальнейшем вы можете заметить это, ощутив напряжение в руке, прикасающейся к спинке стула. При прохождении упражнения следует помнить о том, что руки и верхняя часть туловища не должны принимать участия в первоначальном сгибании колена (верное положение тела отображено на рис.3c).

На дальнейшем этапе ходьбы следует сгибать колено до момента, пока к полу не будет прикасаться лишь конец большого пальца (рис. 3d). В момент перемещения туловища вперед, нога станет отрываться от пола, после чего она обязана коснуться его пяткой. Только после этого на пол должна опуститься вся подошва полностью. Колени не должны всецело распрямиться (рис. 3c). В том случае, если пола будет касаться абсолютно вся подошва, то сгиб в данной области поясницы будет значителен. Благодаря установлению пятки и пальцев ног подобным образом, вам удастся снизить риск значительного выгибания позвоночника вперед в части поясницы.

Можно ли начать использование методики Александера самостоятельно? Конечно можно! Сперва следует выбрать место для занятий, удобное для вас, где вам никто не сможет помешать. Далее нужно прилечь на пол, положив под голову книгу. Согните ноги таким образом, чтобы ваши колени были направлены в сторону потолка. Ваши мысли должны быть свободны от постороннего, вы не должны менять положение тела. Мысленно произносите фразу: “Шея свободна, голову вверх и вперед”. Тем самым вы будете концентрировать свое внимание на области шеи и головы. Далее произнесите мысленно фразу: “Спину расширить и вытянуть”. При этом вы начнете чувствовать, как ваша спина, плечи и лопатки расправляются. Произнося вторую фразу, не следует забывать о шее и голове. Если случилось так, что вы все же забыли о них – вернитесь к первой фразе и сконцентрируйтесь на голове и шее, и только потом переходите к работе с мышцами спины. Имейте в виду, что вам не нужно производить никаких действий – повторяя эти фразы поочередно на протяжении нескольких минут ваше тело самостоятельно достигнет состояния расслабленности. В дальнейшем при выполнении любых действий и испытании мышечного напряжения вам следует поочередно повторять эти фразы, и ваши мышцы будут приходить в расслабленное состояние.

Каждый человек привык производить определенные действия одним конкретным способом, даже не беря во внимание то, что это же действие можно выполнить несколькими иными способами. При этом перед самим действием человек проходит этап “ожидания действия”, когда восприятие действия согласуется с его ожиданием. Поэтому, когда человек производит какое-либо действие, даже самое малое внешнее раздражение способно вызвать его преждевременное начало. Когда человек сумеет контролировать свои реакции и реагировать в нужный момент времени, он избавится от зависимости напряженности ожидания. Новая конструкция тела, к которой человек стремится, применяя методику Александера, есть не что иное, как субъективное ощущение правильной “позы ожидания”.

В связи с тем, что характерное восприятие человеком своих предпочтительных реакций на раздражители происходит на уровне бессознательного, человек, согласно методике Александера, должен сознательно работать над конструкцией собственного тела с целью торможения вошедших в привычку, но изначально не естественных для себя реакций. Изначально человеку следует спланировать новые, правильные реакции на раздражители. Со временем данная привычка станет обдуманным действием. Тогда человеку не нужно будет обдумывать каждое свое действие – они будут производиться спонтанно. Когда действия человека будут обдуманы, применяя методику Александера, он сможет контролировать свою осанку и избавиться тем самым от множества ненужных проблем, связанных с собственным здоровьем.

Автор: Антон Ясыр

telo.by

Система двигательных упражнений в школе и дома

Разделы: Начальная школа

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Создание условий учебной деятельности, позволяющих раскрывать резервы организма, способствовать росту, развитию ребенка, сохранению его здоровья - важная задача образования. Одной из таких методик является программа " Гимнастика мозга" Денисона (или образовательная кинезиология). Эта программа основана на понимании взаимосвязи физического развития и учебных достижений ребенка. Исследования ученых подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов тесно связано с развитием движений. Уместно привести слова И.М.Сеченова «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. … В реализацию движения включаются разные звенья нервной системы от коры мозга до двигательных нервов, приводящие в действие мышцы нашего тела». Двигательная деятельность является фактором, необходимым для поддержания постоянства внутренней среды организма.

Развитию кисти руки принадлежит высшая роль в формировании головного мозга и становлении речи. «В двигательной проекции частей тела в прецентральной извилине более чем треть площади занимает проекция руки. Кроме того, проекция движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. …Тренировка тонких движений пальцев рук должна оказывать влияние на развитие активной речи…» (М.М.Кольцова).

Образовательная кинезиология (или "гимнастика мозга") представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, восприятие, мышление, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Поэтому при помощи простых и доставляющих удовольствие упражнений активизируется деятельность головного мозга в различных направлениях.

Упражнения подобраны таким образом, что в процессе тренировок решаются следующие задачи:

  1. синхронизируется работа левого и правого полушария;
  2. развиваются:
  • мелкая моторика;
  • творческие способности;
  • память, мышление, внимание;
  • речь;
  • снимается напряжение;
  • повышает способность к произвольному контролю.
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

    Упражнения "Гимнастики мозга".

    «Кнопки мозга».

    Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Другая рука массирует углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины.

    «Перекрёстные шаги».

    Это перекрестно-латеральная ходьба на месте, когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена.

    «Крюки».

    Для выполнения упражнения "Крюки" вначале скрестите лодыжки, как вам удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в "замок" и выверните их. Для этого выверните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. еперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в "замок". Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами, закройте глаза и постойте (или посидите) так в течение дух минут.

    «Ленивые восьмёрки для письма».

    Чтобы сделать это упражнение надо нарисовать символ "бесконечности" (восьмерка "на боку) на доске или бумаге непрерывающимся движением. Начинайте от центра, затем двигайтесь против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке. Каждой рукой рисуется восемь или более восьмерок, а затем восемь раз обеими руками вместе.

    «Ленивые восьмёрки для глаз».

    Упражнение заключается в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим "8-ку" (знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Чтобы проделать это, выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение по форме "восьмерки". Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке вправо вверх, и обратно в центр. Движение необходимо повторить как минимум восемь раз каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепите руки в замок большие пальцы направлены вверх образовывают перекрестие ("X"). Сосредоточившись в центре перекрестия, проделайте "ленивую восьмерку", теперь уже двумя сцепленными руками.

    «Слон».

    При выполнении упражнения левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует "Ленивую восьмерку", начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно восемь раз или более левой рукой и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

    «Думающий колпак».

    Для того, чтобы сделать это упражнение, надо оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз, несколько раз.

    «Энергетическая зевота».

    Для выполнения "Энергетической зевоты" нужно открывать и закрывать рот и одновременно массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав находиться прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти.

    «Помпа (Насос)».

    Держитесь за спинку стула, стойте прямо; одну ногу выставьте вперед и согните колено, а другую отведите назад примерно на 30 см и расположите на носочке. Глубоко вдохните, а когда будете выдыхать, опустите пятку ноги, расположенной сзади, на пол, одновременно сгибайте колено ноги, выставленной вперед. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.

    «Энергетизатор».

    Чтобы выполнить "Энергетизатор", положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

    «Колечко».

    Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняйте в прямом и обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

    «Ухо-нос».

    Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

    «Симметричные рисунки».

    Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки, слово.

    «Медвежьи покачивания».

    Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Подключайте руки, придумайте сюжет.

    Дыхательная гимнастика.

    Выполняйте ритмичное дыхание: Вдох в два раза короче выдоха.

    «Качание головой».

    Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед, и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

    «Лезгинка».

    Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение обеих рук. Добивайтесь высокой скорости смены положений (6-8 смен).

    «Зеркальное положение».

    Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно улучшиться эффективность работы всего мозга.

    «Змейка».

    Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкенезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

    Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

    Перекрестные движения.

    Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Гимнастика для глаз.

    Выполняйте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена). На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд. Каждая траектория имеет свой цвет.

    «Звонок».

    Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхиваете по очереди кистями.

    «Домик».

    Соединяйте концевые фланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

    Методика хороша тем, что приносят пользу как 40-минутное занятие, так и 5-минутное использование упражнений на уроке. Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.

    При их выполнении надо соблюдать ряд условий, которые будут способствовать наибольшей эффективности:

    • учащиеся чётко выполняют инструкцию учителя;
    • перед началом упражнений обязательно нужно выпить глоток воды, т. к. вода универсальный растворитель электролитов, что помогает передавать по нервной системе электрические сигналы.

    Занятия проводятся утром, днем.

    Продолжительность занятий: 10-15 мин.

    Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

    Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

    От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

    Творческую деятельность прерывать упражнениями нецелесообразно.

    Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

    Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

    Упражнения по программе "Гимнастика мозга" можно включать в качестве физпауз на уроке не только в начальной, но и в старшей школе, объясняя учащимся смысл и необходимость этих занятий.

    В результате систематических занятий по кинезиологическим программам у детей улучшаются память, внимание, развиваются межполушарные связи, повышается уровень обучаемости, выявляются творческие способности.

    Приложение

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Психомышечная тренировка. Восточная оздровительная гимнастика

    Психомышечная тренировка

    Научно установлено, что, когда наша психика находится в возбужденном состоянии, мышцы скелета непроизвольно напрягаются. А как только мы успокаиваемся, успокаиваются и наши мышцы. Значит, состояние мышц тоже определяет наше самочувствие.

    От любой мышцы, даже самой маленькой, в головной мозг поступают сигналы, свидетельствующие о ее состоянии.

    Импульсы, идущие от мышц к мозгу, стимулируют его деятельность, возбуждают. Чем напряженнее мышцы, тем активнее работает мозг. Чем мышцы расслабленнее, тем меньше поступает от них импульсов в головной мозг. Поэтому-то так сложно злиться лежа. Мозг успокаивается, впадает в дремотное состояние.

    Именно этот физиологический принцип и лежит в основе психомышечной тренировки, основанной на самовнушении.

    Расслабившись в удобном положении, внушайте себе: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь. Мои руки расслабляются и теплеют. Мои руки полностью расслабленные... теплые... неподвижные...»

    Каждую фразу проговаривайте несколько раз — от двух до шести. Таким же образом «уговаривайте» туловище, спину, шею. Заканчивайте тренировку словами: «Расслабляюсь и успокаиваюсь».

    После недели тренировок эти слова, заложенные в ваш мозг, словно программа в компьютер, начнут вызывать у вас необходимую реакцию — ощущение расслабленности и тепла.

    При этом методе самовнушения можно достичь того, что ваши мышцы начнут расслабляться при произнесении вами одной лишь фразы: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь».

    Восточная оздровительная гимнастика

    Древняя восточная медицина знала множество средств оздоровления, и одно из них — гимнастика. Конечно, она немного странна для европейца, но весьма полезна для многих систем организма и для опорно-двигательного аппарата, в частности. Я хочу рассказать о некоторых упражнениях для исцеления позвоночника, позаимствованных из йоги и ушу.

    Йога — это составная часть древнеиндийской медицины, которая рассматривает болезнь как отклонение от состояния равновесия и нормальной работы тела и психики. Цель этой оздоровительной системы — вернуть организм в состояние равновесия. Особенность упражнений йоги состоит в том, что целительный эффект заключается в фиксации поз. Позы в йоге называются асаны.

    Занятия йогой должны проходить при пустом мочевом пузыре и кишечнике и не ранее чем через 3 часа после еды.

    Упражнения для грудного и поясничного отделов позвоночника

    Эти упражнения хороши прежде всего как профилактические либо вне периода обострения.

    Упражнения выполняются сидя по 10 раз в каждую сторону.

    1. «Тянуть канат». Вдох — правую руку вверх, кисть сжать в кулак большим пальцем внутрь. Выдох — тянуть вниз руку с усилием, как бы стаскивая что-то тяжелое за канат. Затем то же самое левой рукой.

    2. «Мельница». Вытянуть руки вперед и переплести пальцы, наклониться вперед, спина прямая, ноги прямые, подбородок вытянуть вперед, устремив взгляд в одну точку. Вдох — описать туловищем дугу в сторону и назад, выдох — в другую сторону и вперед, чтобы получился круг. Затем опишите круг в противоположном направлении.

    3. «Гребля». Вдох — сжать кулаки и тянуть их вперед, одновременно отклонившись прямой спиной назад. Выдох — плавно перейти к глубокому наклону вперед, пока ладони не окажутся на уровне стоп. Следующий вдох — тянуть руки вдоль ног. Затем «грести» в противоположном направлении.

    4. «Половина мотылька». Согнуть левую ногу в колене, развернув его наружу, щиколотку положить на правое бедро, ближе к тазу, правой рукой взяться за пальцы левой ноги, а левой рукой слегка прижимать левое колено к коврику.

    Движение не должно вызывать боли. Затем исполнить то же самое, но только в «зеркальном» варианте.

    Упражнения для всего позвоночника

    1. «Заяц». Сесть на пятки, спина прямая, ладони на коленях, тело расслаблено. Вдох — поднять руки, выдох — по-прежнему сидя на пятках, медленно наклоняться вперед, пока лоб и предплечья не коснутся коврика, тело расслаблено.

    2. «Приветствие земле». Присесть, ноги вместе, спина прямая, ладони сразу за седалищем. Вдох — вытянуть руки вперед и поднять поясницу насколько возможно. Выдох — медленно перейти в наклон назад и начать поворачиваться над ковриком вправо, согнув локти и касаясь пола ладонями и головой. Вдох — вернуться в исходное положение, при следующем выдохе выполнить упражнение в другую сторону.

    3. «Поза всадника». Сесть, спина прямая, ноги вместе. Выдох — согнуть ноги и подтянуть колени к груди, руки вытянуть вперед. Вдох — отклониться назад, подняв ноги на полметра или чуть меньше. Следить за равновесием. Выполнить 3-5 поворотов.

    4. «Поза на плечах». Лечь на спину, слегка раздвинуть ноги, согнуть их в коленах, подтянуть стоны руками как можно ближе к тазу. Вдох — сократить седалищные мышцы и за счет них поднимать туловище, пока в соприкосновении с ковриком не останутся только голова, плечи, стопы и руки. Выдох — постепенно расслабиться и вернуться в исходное положение.

    5. «Стойка на локтях». Лечь на спину, руки свободны. Вдох — медленно поднять обе ноги и ладонями подпереть корпус так, чтобы он оказался иод углом примерно 30° к коврику. Тяжесть тела — на локтях, плечах и голове. Остаться в этой позе, дыша свободно. Возвращаться в исходное положение на выдохе. Повторить несколько раз, постепенно доведя продолжительность позы до 10 минут.

    Регулярно выполняя упражнения по этой системе, вы натренируете позвоночник и мышцы спины, им управляющие, до такой степени, что позднее в любой, даже самой трудной позе, Сможете расслабиться и свободно дышать.

    Оздоровительный комплекс ушу

    Древнекитайская оздоровительная система ушу включает в себя много упражнений, с помощью которых можно тренировать позвоночный столб, развивая его гибкость и подвижность.

    Начинают гимнастические упражнения из системы ушу с разминки мышц ног и рук, для чего делают самомассаж.

    Сначала мягкими движениями растирают суставы рук и ног. Потом растирают спину вертикальными движениями ладоней, затем по часовой стрелке — живот. На массаж отводится 3-5 минут. После этого можно приступить к выполнению упражнений.

    "Кошка"

    1. Встаньте на четвереньки. Упритесь руками в иол. Прогнитесь в пояснице, голову вытяните вперед и вверх. Оставайтесь в этом положении 5-10 секунд, дышите ровно.

    2. Опустите голову вниз, поместите ее между руками. Спину округлите. Задержитесь в этом положении 5—10 секунд.

    Доводите постепенно количество прогибов спины вверх-вниз до 16.

    Приведенное упражнение помогает снять боли в спине, улучшает кровообращение. Действует успокаивающе, укрепляет мышцы живота.

    "Гуляющая черепаха"

    1. Ложитесь на спину. Упираясь руками и ногами в пол, поднимите корпус от пола и встаньте на выпрямленных руках и ногах: стопы прижаты к полу, кисти рук направлены в сторону пяток.

    2. Переступите ногами и руками сначала влево, потом вправо, затем в направлении головы и обратно, делая в каждую сторону по три шага.

    Цель — постепенно довести серию таких передвижений до 16.

    Александра Васильева

    medbe.ru

    Гимнастика для мозга

    С каждым днем увеличивается число детей с выраженными особенностями в речевом и психическом развитии. Причем эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования не выявляют у большинства из них грубой патологии и фиксируют вариант их развития в пределах нижней возрастной нормы. Этих ребят, как правило, направляют к логопеду.

    Работа такого специалиста ориентирована и на предупреждение и устранение речевых недостатков, и на совершенствование всех психических процессов. Все это должно способствовать более успешной подготовке к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

    Но, к сожалению, у многих детей, которые занимаются с логопедом, наблюдаются повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений, а также нарушение в области общения. И проблемы таких ребят подчас оказываются практически неразрешимыми.

    История Саши

    Саша М. всегда хорошо учился, был послушным, ничем не огорчал родителей.

    Семейный совет постановил: после начальной школы определить ребенка в гимназический класс с математическим уклоном. Нагрузка на мальчика резко возросла: много занятий плюс объемные задания на дом по основным дисциплинам. Теперь у Саши не оставалось времени ни на что, кроме уроков.

    К концу второй четверти мать с отцом заметили, что у ребенка резко снизился познавательный интерес. Он стал лениться, упрямиться, у него участились эмоциональные вспышки, особенно когда надо было «дополнительно поработать над устными предметами». Появились тройки. А главное -мальчик стал жаловаться на головные боли и плохое самочувствие.

    Врачи не обнаружили у Саши никаких заболеваний, и его направили на консультацию к психологу. В процессе беседы он попросил ребенка нарисовать человека. И мальчик изобразил большую эллипсообразную голову, опирающуюся на тоненькие прутики рук и ног. Подробный анализ происходившего в течение последнего года показал, что чрезмерная умственная нагрузка привела к переутомлению и выраженной соматической ослабленности ребенка.

    Душа и тело

    Обратим внимание и на то, что многие из современных детей воспитываются на культуре, представляющей человека как «дух бесплотный», где роль тела состоит лишь в том, чтобы переносить мозг с места на место и лишь таким образом обеспечивать его работу. Подход «тело не важно, а самое главное -это голова» приводит ребенка не только к глубокой невротизации, но и к серьезному снижению «возможностей ума».

    И логопеды, и психологи в работе с детьми, испытывающими трудности в развитии и обучении, довольно часто используют лишь когнитивные методы, которые ориентированы на интеллектуальную деятельность. Однако желаемые результаты оказываются, как правило, невысокими.

    Но между тем всем известно и другое направление нашей деятельности - это методы двигательной, телесно ориентированной работы. Ведь движения детей имеют чрезвычайно важное значение для развития их мышления, пространственных отношений, познавательной деятельности и, конечно же, речи. А соответствующие упражнения направлены в основном на восстановление контакта с собственным телом, снятие зажимов и напряжений, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

    Эти два подхода в очередной раз напоминают нам о вечной проблеме соотношения души (психики) и тела.

    Движение важно для учения

    Но вернемся к нашим школьникам. Практика показывает, что мы можем достаточно эффективно помогать им, если в своей работе (это касается и преподавателя, и логопеда, и психолога) не будем забывать, что для успешного познания себя и мира ребенку требуются такая развивающая среда и такие технологии обучения, которые бы вернули его к естественной эволюции детских двигательных навыков и потребностей. В этом случае тело играет важную интегрирующую роль во всех интеллектуальных процессах, с самых первых лет жизни и до поздней старости.

    Что же имеется в виду? Вспомним, что с момента зачатия и до четырех лет ребенок каждую секунду «слышит» свое тело. Именно поэтому до года он осваивает практически всю предметную человеческую культуру: это и держание ложки, и отличие окна от двери, и понимание, что такое сидеть и стоять, и, что особенно важно, он может обучиться любому языку как родному. К тому же младенец постигает азбуку чувств, различает выражения лиц людей и окружающие предметы. И все это он делает играя, не напрягаясь! То есть непринужденно и гармонично.

    Вся сенсорная система работает 24 часа в сутки, снабжая мозг информацией, поступающей из окружающей среды и формирующей понимание мира и себя в нем. И при этом ребенок думает, общается, интеллектуально развивается, и причем очень быстро!

    А с четырех лет озабоченный воспитанием и будущим образованием родитель начинает транслировать малышу, что его тело и ему, и взрослому мешает: «Не кричи, не скачи, не гримасничай! Сиди спокойно, слушай внимательно!». Ребенок вынужденно отказывается от контакта с телесными ощущениями и потребностями, ведь так велит любящий его и искренне любимый им взрослый. Подобная

    позиция доминирует и в современном образовании (даже в дошкольном), в тех способах и приемах, которые мы применяем в своей работе!

    И это целиком левополушарный стиль обучения, который опирается на телесную и эмоциональную неподвижность и логику. Правополушарный же способ жизни основан на чувствовании, интуиции, постоянном движении, в нем очень много активной энергии.

    Важно интегрировать оба этих способа и включать их в те самые приемы и методы, которые используются в обучении и развитии ребенка. Только тогда можно говорить о высокой эффективности данных процессов. Ведь наши ученики должны обладать огромным запасом энергии делания, но при этом они должны уметь останавливаться, чтобы подумать и принять решение.

    Итак, сегодняшний ребенок, особенно школьник, остро нуждается в восстановлении культуры тела и движений - расслабляющих и мобилизующих, - необходимых для совершенствования процессов чтения, письма, счета. А главное, помогающих хотеть учиться дальше, получая от этого удовольствие и преодолевая стрессы.

    Уникальный метод

    Логопеды должны использовать в своей работе такие важные двигательные приемы и способы, как дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и многое другое.

    Весьма полезны и увлекательны для ребенка средства и методы, включающие в себя психогимнастику: это игры и упражнения на развитие чувственной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятие невротических состояний, музыкотерапия, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, обучение детей приемам мышечного расслабления.

    Но есть еще один уникальный метод, который, с одной стороны, помогает осуществлять тонкое сопровождение ребенка, необходимое для его успешного обучения, а с другой - позволяет ему преодолеть весь предыдущий негативный опыт, связанный с его неудачами и разочарованиями.

    Речь идет об образовательной кинестетике, или гимнастике для мозга. Это практическая наука о заблокированных начиная с глубокого детства эмоциях и движениях (причем все они неосознаваемы). Образовательная кинестетика собрала воедино психофизиологию, нейропсихологию и практическую терапию, находя приемы и механизмы, которые могли бы помочь детям.

    Каждый из нас - ученик природы. Все мы с рождения обладаем замечательной системой мышление - эмоции - тело. Она снабжена всем необходимым для успешного развития и обучения. И если связи в этой системе не нарушены, например, школьным стрессом, то все шаги ситуации учения -сенсорное восприятие информации - ее интеграция - усвоение - акт действия - значительно облегчаются.

    Практика доказала, что даже ребята с особенностями развития, которым все дается гораздо труднее, чем остальным детям, могут совершить значительный прогресс благодаря упражнениям образовательной кинестетики. Ведь они позволяют задействовать и активизировать те области мозга, которые по различным причинам ранее не вовлекались в процесс учения.

    Упражнения достаточно просты. Их выполнение обычно доставляет ребятам удовольствие. Важно то, что они могут помочь детям любого возраста раскрыть заложенные в них способности. 5-7 минут занятий зарядят ребенка высокой умственной энергией, нужной для успешного обучения и преодоления повышенных школьных нагрузок.

    Остановимся на нескольких упражнениях гимнастики мозга, с которых вы можете начинать любое занятие. Их полезно выполнять и самому логопеду (впрочем, как и любому взрослому) перед началом важных дел. Эти упражнения объединены в процедуру, которую называют ритмирование. Ее цель и смысл - обретение человеком активности, позитивности,  ясности и энергетичности на уровне как сознания, так и тела.

    Ритмирование включает в себя четыре последовательно выполняемых этапа: питье воды, упражнения "Перекрестные шаги", "Кнопки мозга",  и "Крюки".

    Вода помогает нам общаться, учиться и думать.

    Все системы нашего организма - электрические, и им нужна вода как универсальный растворитель для передачи сигналов по нервной системе (и вода просто необходима для ее развития и стабильной работы). Она также способствует пищеварению, поддерживает дыхание, повышает количество кислорода в крови и содействует синтезу гемоглобина. Для поддержания эффективной жизнедеятельности всего организма (особенно при стрессе, например, на контрольной) воду надо держать под рукой, периодически делая небольшие глотки.

    Итак, мы выпили немного воды и приступаем к упражнению «Кнопки мозга». Ноги поставим на ширину плеч, носочки вовнутрь (детям можно объяснить - «как у медвежонка»). Одну руку положим на пупок, а другой будем массировать точки под ключицами, легко надавливая на углубления между первым и вторым ребрами справа и слева от грудины, что стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Дышим свободно! А глаза медленно двигаются справа налево, по горизонтали на уровне переносицы. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Это упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который, в свою очередь, активизирует мозг.

    Если ребята в школе делают это упражнение утром, перед началом занятий, то они «просыпаются» и настраиваются на учебу. Оно особенно полезно в зимний период, когда за окном еще темно.

    Затем мы приступаем к «Перекрестным шагам». Ходьба, при которой правый локоть касается левого колена, а левый - правого, активизирует одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Кроме того, это осознанная ходьба, при регулярном выполнении которой образуется большое число нервных путей, связывающих оба полушария в более быстрой и интегрированной совместной работе, что делает возможным причинно-обусловленный уровень мышления. Упражнение должно выполняться в медленном темпе. Тогда оно способствует развитию тонкомоторной координации и активизирует как вестибулярный аппарат, так и лобные доли мозга. Такие шаги можно также делать на месте, сидя, лежа или в танце, задавая определенный ритм или подключая музыкальное сопровождение.

    Завершает ритмирование упражнение «Крюки». Мы принимаем позу, углубляющую позитивное отношение к себе, к окружающему, к волнующей ситуации. Для этого следует сесть, скрестить лодыжки так, как вам удобно. Затем скрестить руки, соединить пальцы в замок и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и перекрестные шаги. Находясь в таком положении, кончик языка следует прижать к твердому верхнему небу, а глаза поднять вверх (при этом их можно закрыть). Сидеть в данной позе надо около двух минут. Это упражнение помогает справиться со стрессом, успокоиться и переключить внимание.

    Послесловие

    И в конце хочется сказать еще несколько слов о Саше М. В программу помощи мальчику, попавшему в сложную ситуацию, добавили специально подобранные упражнения гимнастики мозга. При их выполнении в его системе мозг - эмоции - тело сформировались прочные связи, ушло эмоциональное напряжение, снизился уровень утомляемости -и ребенок возвратился к полноценному учебному процессу.

    Работа логопеда - это всегда творчество. Мы будем рады, если знакомство с представленными упражнениями позволит вам расширить свой профессиональный «репертуар» и помогать детям еще эффективнее. 

    www.goagetaway.com


    Смотрите также