Лечебная гимнастика имеет все следующие разделы процедур, кроме. Разделы лечебной гимнастики


Схема построения занятий лечебной гимнастики — КиберПедия

Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, малогрупповым (3-5 человек) и групповым (6-15 человек) методами.

Подсчет пульса до занятия и через 3-5 мин после занятия.

 

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов:

- подготовительный (вводный),

- основной

- заключительный.

 

Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно до 3 км включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

Задача:

Введение занимающихся в работу: организация группы, концентрация внимания и регулировка эмоционального состояния, умеренное разогревание организма и повышение обмена веществ

Содержание:

Упражнения порядковые, дыхательные, гимнастические, оказывающие незначительное воздействие

Основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела — 60-80% всего времени занятия.

Задача:

Воздействие на весь организмпациента, на его нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы

Содержание:

Упражнения гимнастические и прикладные с постепенным усложнением, подвижные игры

 

Заключительном разделе нагрузку постепенно снижают. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

Задача:

Снижение повышенной деятельности организма до исходного состояния, закрепление навыков правильного дыхания

Содержание:

Медленная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями и движениями рук, упражнения на расслабление, специальные дыхательные и отвлекающие упражнения

Объем нагрузки — это общая работа, которая выполнена на занятии.

Общий объем - определяется временем и плотностью занятия.

 

Время занятия - общее время взаимоотношения медицинской сестры и пациента.

 

Плотность занятия – время выполнения пациентом физических упраднений по отношению ко всему времени занятия ( в стационарном лечении 50-60 %).

 

Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная кривая.

При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин.

 

Кривая физиологической нагрузки процедуры ЛГ;

а) первая половила лечебного курса б) вторая половина лечебного курса (В.Н.Мошков)

Исходные положения тела для выполнения упражнений.

 

Исходным положением - называется начальное положение тела перед выполнением упражнений.

cyberpedia.su

21. Cтруктура и содержание процедуры лечебной гимнастики, методы проведения. Подбор больных для занятий лфк.

ЛГ-основная форма применения ЛФК .Распологает большим выбором физ упр, можно использовать в любом возрасте, почти при каждом заболевании и в любых условиях, в палате, постели, в кабинете ЛФК, в воде.

Процедуры ЛГ проводятся индивидуальным, малогрупповым и групповым методами.

Индивидуальные занятия применяются при общем тяжелом состоянии больного, при парезах и параличах, выраженной деформации и травмах ОДА, у детей до 1 года.

Малогрупповой ( 3-5 чел) и групповой методы (8-15 чел) ,при этом группы подбирают с одним и тем же заболеванием , по локализации травмы.

22. Методы оценки влияния занятий лфк . Определение и характеристика физиологической кривой нагрузки.

К методам врачебно-педагогической оценки относят наблюдение за общим состоянием больного, деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной систем, функционально-диагностические методы, антропометрические измерения, а также анамнез (опрос). По данным врачебно-педагогических наблюдений (с исследованием пульса, частоты дыхания и АД), выявляется общая нагрузка на организм больного в занятиях физическими упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, которая при правильном методическом подходе характеризуется постепенным повышением, максимальным подъемом к середине основной части занятий и снижением к концу заключительной части. Характер физиологической кривой зависит от периода занятий, функционального состояния больного, индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку. Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы. Так, в травматологической клинике это антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др., при заболеваниях сердечно-сосудистой системы — электрокардиография, изучение АД, пульсометрия и др.

23.Правила составления схемы процедуры лечебной гимнастики и комплексов физических упр. Основные разделы ,их содержание.

Для проведения ЛФК составляют схему занятия (процедуры), в которой указаны разделы, содержание разделов, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методич указания, В схеме нет перечисления упр, а указано, какие их существующих в классификации следует применять.

В соответствии со схемой составляют комплекс упр- с указанием ИП, описанием упр, его дозировки и методич указаниями.

При составлении комплекса физич упр необходимо учитывать диагноз заболевания, физич развитие и степень подготовленности больного, его пол, возраст, профессию. Указывается темп, число повторений, амплитуда движений, длительность комплекса. Предусматривается постепенное увеличение нагрузки в вводной части, многовершинный характер кривой нагрузки в основной и постепенное ее снижение в заключит части . Объем методического материала ЛГ должен соответствовать двигательному режиму больных.

24. Терренкур. Дозированная ходьба и бег как формы ЛФК. Характеристика, дозирование нагрузки.

Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм ЛФК, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности.

Дозированная ходьба , как форма ЛФК, применяется на всех этапах лечения. Ходьбу по скорости подразделяют : на ходьбу прогулочным шагом с темпом до 40 шагов в мин, медленную 50-80 шагов в мин, среднюю 80-100 шаг в мин, быструю до 120 шаг в мин и очень быструю 120-140 шагов в мин.

Оздоровительный бег (бег трусцой) используется в чередовании с ходьбой и дыхат упр , а также в виде непрерывного и продолжительного бега.

25. Задачи и содержание утренней гигиенической гимнастики и самостоятельного способа проведения занятий как форм ЛФК.

Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки

Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)

Увеличить тонус нервной системы

Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других)

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.

В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного кровотока. Это обеспечивает устранение застойных явлений и отечностей, часто развивающихся во время сна, особенно у людей среднего и пожилого возраста.

К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах и др.

Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам (мышцы туловища).далее можно выполнять более подвижные упр ( бег, прыжки, дыхат упр, упр для развития гибкости, ходьба).

25.Характеристика двигательных режимов в стационаре.

Режимы двигательной активности в условиях стационарного клинического отделения. Постельный строгий (I). Показания: острое заболевание в период обострения хронического заболевания.

Цель: обеспечение физического и психического покоя, поддержание основных функций и мобилизация защитных сил организма, профилактика осложнений.

Характеристика: показаны дыхательные упражнения (статические, динамические и специальные), классический и сегментарный массаж.

Методические указания: переход к расширению двигательной активности и увеличению физических нагрузок совершается при условии благоприятной реакции организма на предыдущую физическую нагрузку.

Постельный расширенный (II). Показания: разрешение острого периода или хронического заболевания.

Цель: улучшение функции организма, стимулирование внешнего дыхания, центральной нервной системы, улучшение процессов газообмена и экстракардиальных факторов кровообращения.

Характеристика: показаны УГГ, Л Г, классический и сегментарный массаж, дыхательные упражнения (интенсивность физических нагрузок определяют индивидуально с учетом реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку).

Методические указания: необходима строгая последовательность в постепенном расширении двигательной активности и назначении средств и форм ЛФК.

Палатный (III). Показания: заметное улучшение общего состояния больного, явные признаки продолжающегося восстановления ранее нарушенных функций организма.

Цель: содействие восстановлению нарушенных функций внешнего дыхания кровообращения. Повышение тонуса центральной нервной системы, мобилизация психической готовности к увеличению двигательной активности. Определение целесообразности восстановительного лечения в отделении реабилитации.

Характеристика: показаны УГГ, ЛГ, дозированная ходьба по палате, классический и сегментарный массаж, самомассаж грудной клетки, воздушное закаливание, трудотерапию проводят в палате (вязание, шитье, поделки из бумаги и др.).

Методические указания: расширение двигательной активности производится после определения врачом благоприятной реакции больного на предыдущий комплекс упражнений лечебной гимнастики, дозированной ходьбы, трудотерапии и закаливания

Свободный (IV). Клиническая картина: остаточные явления нарушения функции органов дыхания, выраженное улучшение адаптации к физическим нагрузкам.

Цель: ликвидация явлений заболевания. Адаптация организма к физическим нагрузкам бытового и трудового характера. Подготовка больного к выписке и выходу на работу.

studfiles.net

Лечебная гимнастика имеет все следующие разделы процедур, кроме — Студопедия.Нет

⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 112Следующая ⇒

а)вводного

б)основного

в) тренирующего

г)заключительного

 

К спортивно-прикладным формам лечебной физкультуры в стационаре относятся все перечисленные, кроме

а)дозированной ходьбы

в)элементов спортивных игр

г)настольного тенниса

д)терренкура

 

Общие противопоказания в лечебной физкультуре включают все перечисленное, кроме

а)метастазирующих опухолей

б)кровотечения

в)высокой температуры тела

г)гипостатической пневмонии и острого инфаркта миокарда

 

К методам проведения лечебной гимнастики относятся все перечисленные, кроме

а)индивидуального метода

б)соревновательного метода

в)группового метода

г)самостоятельного метода

д)малогруппового метода

 

Лечебная гимнастика включает разделы кроме:

а)вводного

б)тренирующего

в)основного и заключительного

д)правильно все

 

Физическая реабилитация включает все перечисленное, кроме

а)назначения двигательного режима

б)элементов психофизической тренировки

в)занятий лечебной гимнастикой

г)трудоустройства больного

д)интенсивных физических тренировок

 

К видам гимнастических упражнений относятся все перечисленные, кроме

а)наклонов туловища в сторону

б)гребли и волейбола

в)подъема рук вверх

г)упражнений на гимнастической стенке

 

Характеристика физических упражнений по анатомическому признаку включает

а)упражнения для мелких мышечных групп

б)упражнения для средних мышечных групп

в)упражнения для тренировки функции равновесия

г)упражнения для крупных мышечных групп

д)правильно а), б), г)

 

К упражнениям для мелких мышечных групп относятся

а)упражнения для мышц лица

б)упражнения для мышц плечевого пояса

в)упражнения для мышц кисти, стопы

г)упражнения для мышц голени

д)правильно а) и в)

 

К упражнениям для средних мышечных групп не относятся упражнения

а)для ягодичных мышц

б)для мышц шеи

в)для мышц голени

г)для мышц плечевого пояса

 

К упражнениям для крупных мышечных групп не относятся упражнения

а)для мышц плечевого пояса

б)для мышц ног

в)для мышц рук и плечевого пояса

г)для мышц туловища

д)комбинированные

 

К двигательным режимам в санатории относятся

а)щадящий и щадяще-тренирующий

б)палатный

в)свободный

г)тренирующий

д)правильно а) и г)

 

К формам лечебной физкультуры на щадящем двигательном режиме не относятся

а)малоподвижные игры

б)лечебная гимнастика

в)дозированная ходьба

г)бег трусцой и велотренинг

 

К формам ЛФК на тренирующем двигательном режиме относятся все перечисленные, кроме

а)терренкура

б)соревнований по видам спорта

в)лечебной гимнастики

г)спортивно-прикладных упражнений

д)спортивных игр

 

Для усиления мышечной нагрузки при выполнении активных движений используется все перечисленное, кроме

а)идеомоторных упражнений

б)сопротивления, оказываемого инструктором

в)сопротивления, оказываемого самим больным

г)напряжения мышц сгибаемой или разгибаемой конечности

д)движения с амортизатором

 

Пассивными называют упражнения, выполняемые

а)с помощью инструктора без волевого усилия больного

б)с незначительным активным движением и волевым усилием со стороны больного

в)самим больным с помощью здоровой руки или ноги

г)с посторонней помощью при выраженном волевом усилии больного

д)правильно а) и в)

 

Упражнения на равновесие можно усложнять путем

а)использования предметов и снарядов

б)уменьшения площади или подвижности опоры

в)выключения зрительного анализатора

г)изменения скорости движения

д)всего перечисленного

 

Упражнения на равновесие и координацию движений являются специальными у всех перечисленных больных, кроме

а)больных с опущением внутренних органов

б)больных с болезнью Меньера

в)больных с нарушениями мозгового кровообращения

г)больных с неврозами и психопатиями

д)больных с вертебробазилярной недостаточностью

 

Целью корригирующих упражнений для позвоночника является все перечисленное, кроме

 а)укрепления мышц туловища

б)укрепления преимущественно мышц разгибателей

в)коррекции позвоночника в направлении противоположном патологическому искривлению

г)развития выносливости

д)развития статической и динамической функции позвоночника и грудной клетки

 

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 52; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Характеристика комплексов лечебной гимнастики | Спортивные статьи

Построены они по одной схеме и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.*

*Речь идет о комплексах упражнений при остеохондрозе позвоночника, представленных на сайте.

Подготовительная часть — это начало занятий, и, следовательно, в основе должна лежать подготовка организма больного к последующей нагрузке. Основное внимание направлено на обучение правильному дыханию, на сочетание дыхания с выполнением упражнений. Кроме того — общеразвивающие упражнения, простые и легкие, для основных мышечных групп. Они могут заменяться массажем на массажных аппаратах типа «Тонус», «Колибри» и другие или самомассажем, чтобы разогреть мышцы и подготовить их к предстоящей работе. Следует помнить, что начинать массаж следует со здоровой области позвоночника и прилежащих мышц, а заканчивать осторожным воздействием на больную область.

Из общеразвивающих упражнений очень важны упражнения для разминки мелких суставов рук и ног. Это связано, во-первых, с тем, что нагрузка на них, находящихся в наибольшем удалении от сердца,—это стимуляция периферического, а через него и центрального кровообращения. Во-вторых, мы уже говорили об этом, остеохондроз способствует нарушению обменных процессов в хрящевой прослойке суставов, и, нагружая эти суставы, мы стимулируем обменные процессы и тем самым способствуем регенерации тканей. В-третьих, используется иррадиация возбуждения, поступающая из рецепторов суставов и связок, что ведет к суммации подпороговых раздражений, к повышению уровня возбуждения в охваченных болезнью нейронах и в результате к улучшению нервно-мышечной проводимости.

Основная, специальная часть комплексов состоит из упражнений, целенаправленно действующих на позвоночник. Это упражнения для формирования мышечного корсета, выработки правильной осанки, кифозирования и растяжения позвоночника. Особенно лечебными свойствами обладают две последние группы упражнений. В положении кифоза, т. е. сгибания позвоночника вперед, происходит расхождение отростков позвонков и освобождение нервных корешков. При выполнении упражнений на растяжение позвоночника из различных исходных положений происходит . снижение нагрузки на позвоночник. Конечно, здесь нельзя говорить о фактическом увеличении межпозвонковых промежутков, которое достигается при дозированном вытяжении позвоночника, например в бассейне. Тем не менее улучшение от таких упражнений связано, по-видимому, со снижением внутридискового давления, которое всегда приводит к уменьшению болевого синдрома.

Заключительная часть комплексов включает, кроме контроля за нагрузкой (подсчет пульса), обучение максимальному мышечному расслаблению при помощи специальных упражнений на расслабление и дыхание, а также аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка применяется на всех двигательных режимах, при выполнении всех комплексов и усложняется по мере ее усвоения. Причем, на каждом этапе ставятся конкретные задачи по освоению техники аутотренинга .

Несколько слов о том, как определить, что человек с одного двигательного режима может перейти уже на другой. С этой целью проводится специальный тест, заключающийся в том, что каждое упражнение соответствующего комплекса повторяется 10 раз, т. е. общая нагрузка увеличивается от 190 движений начального, третьего, комплекса до 340 движений пятого комплекса упражнений. Если при этом не возникает никакого дискомфорта,— это означает, что физическая нагрузка, которую человек выполняет, для него недостаточна, ему необходима большая нагрузка. И тогда он переводится на следующий двигательный режим и, следовательно, следующий комплекс упражнений. Важно помнить золотое правило в занятиях лечебной физкультурой: недодал физическую нарузку— не получил лечебного эффекта, передозировал нагрузку в занятиях—получил обострение заболевания. Искусство методиста или занимающегося самостоятельно и состоит в поиске оптимальной нагрузки.

Необходимо остановиться еще на одном положении в занятиях лечебной гимнастикой. Очень важно заниматься систематически, обдумывая и понимая то, что делается на занятиях. Тогда в коре головного мозга создается устойчивый динамический стереотип того или иного движения и занятия в целом.

Как это происходит? Любое двигательное действие, да и не только двигательное, связано с формированием модели в мозгу. Это формирование проходит в три стадии. Начальная стадия — рассеянного возбуждения всей двигательной зоны коры головного мозга. При этом даже маленькая нагрузка вызывает усталость, т. к. в работу включаются все группы мышц, все двигательные единицы, несущие импульсы в мозг. Вторая стадия характеризуется тем, что дифференцированная нагрузка на определенные группы вызывает активацию лишь соответствующих двигательных центров. В это время человек уже не только понимает, но и чувствует, что он делает, какие мышцы надо напрягать, какие — расслаблять при тех или иных нагрузках. На третьей стадии идет совершенствование двигательного навыка, когда человек способен выполнять сложные и точные движения и упражнения.

Вот почему необходимо настойчиво внушать выработку сознательного отношения к упражнениям: принимая то или иное положение, нужно чувствовать свое тело. Далее если по своему клиническому состоянию в данный момент вы не можете полностью что-то выполнить, вы должны четко и ясно представить себе его в воображении, выполнить его в «уме», выстраивать в сознании образ упражнения в целом. Если какое-то движение вызывает усиление боли — делать его нельзя; если возникает ощущение дискомфорта в позвоночнике — выполнять упражнение нужно до момента возникновения этого ощущения. Поэтому если бы посторонний наблюдатель посмотрел на группу занимающихся, то он обязательно обратил бы внимание на то, что, хотя комплекс дается для группы один и тот же, люди выполняют разные варианты упражнений.

В этом как раз и состоит индивидуальность подхода.

Поговорим коротко о комплексах лечебно-оздоровительной гимнастики для различных режимов, выполняемых в помещении или на открытом воздухе.

Комплекс № 3 предназначен для больных с болевым синдромом разной степени выраженности, находящихся на щадящем двигательном режиме и выполняющих все требования этого режима. Комплекс состоит из 20 упражнений, требующих 20—30. минут для их выполнения. Характер упражнений статический, с продолжительностью напряжения от 6 до 10 сек. Каждое упражнение повторяется 3 раза, при двухразовом занятии в день: утром и вечером перед сном.

Комплекс № 4 предназначен для больных в под-острой стадии заболевания, находящихся на тонизирующем режиме. При этом должно соблюдаться совершенно необходимое условие: занимающиеся уже освоили предыдущий комплекс. Для лиц, занимающихся в группе по комплексу № 4, не проходивших занятий в начальной группе, придется самостоятельно выучить все упражнения комплекса № 3. В комплексе № 4 — 30 упражнений, более сложных и сильных. Статическое напряжение мышц выдерживалось в пределах 10—20 сек. Все остальные требования прежние.

Комплекс № 5 предназначен для тех, у кого в течение года как минимум не было обострений заболевания, и они находятся на тренирующем режиме. Комплекс состоит почти из 40 упражнений и требует для выполнения около часа. Статические напряжения выполняются в пределах 20—30 сек. Кроме упражнений, сходных с предыдущими, есть упражнения для осанки, на гимнастической стенке, висы.

Этот комплекс как бы завершает пребывание человека на положении больного: если он способен выполнять упражнения этого комплекса, это означает, что ограничения двигательной активности для него закончились и закончился определенный этап в состоянии больного человека — этап лечебной гимнастики. А дальше? Дальше наша медицина выпускала больных как бы «на произвол судьбы», т. е. говорила: пока ты был больной, мы с тобой занимались, выздоровел—уходи, вот станешь больным опять, приходи к нам снова. И это справедливо. Справедливо потоку, что ваше здоровье — в ваших руках, не хотите болеть — занимайтесь собой. Но это и плохо, плохо потому, что медики не дают конкретных рекомендаций о том, как сохранить состояние ремиссии, т. е. отсутствие обострений заболевания на всю жизнь. Но это уже разговор о профилактике.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai

Лечебная физкультура — ЛФК | Справочник врача

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Основы общей методики

Под лечебной физкультурой следует понимать применение различных средств физической культуры с профилактической или лечебной целью, способствующих быстрейшему выздоровлению и восстановлению трудоспособности. В понятие «лечебная физкультура» входят: гимнастика, игры, спортивные развлечения, прогулки, использование естественных факторов природы и другие средства физической культуры.

Лечебная физкультура является методом общего воздействия на организм. Одно и то же лечебное средство (физическое упражнение) применяется при различных патологических состояниях (травмы, заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена и др.). Вместе с тем физические упражнения разрешают и отдельные частные задачи, вытекающие из данного заболевания (устранение ограниченной подвижности после перелома, застойных явлений, ослабления сердечно-сосудистой деятельности и др.).

В практике задачи общего и местного воздействия тесно переплетаются друг с другом.

Влияние физических упражнений на организм

Особенностью метода лечебной физкультуры является активное участие самого больного в процессе лечения. Не больному что-то делают (инъекция, оперативное вмешательство, диатермия и др.), а больной сам делает те или иные физические упражнения под контролем и при помощи инструктора лечебной физкультуры или врача. Активное участие больного в процессе лечения при всех обстоятельствах является положительным фактором.

Из большого количества разнообразных средств физической культуры при занятиях лечебной физкультурой используются не все. Основными средствами лечебной физкультуры являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физические упражнения в свою очередь подразделяются на:

Из спортивных игр в практике лечебной физкультуры и преимущественно в условиях санатория применяются: крокет, кегельбан, городки, волейбол, теннис, элементы баскетбола.

Естественные факторы природы в практике лечебной физкультуры используются в следующих видах:

  • а) солнце (солнечные ванны),
  • б) воздух (воздушные ванны),
  • в) вода (обтирание, душ, купание).

Лечебная физкультура применяется в лечебно-профилактических учреждениях в следующих формах.

  • 1.    Гигиеническая гимнастика — комплекс физических упражнений, применяемых в целях общеукрепляющего воздействия на организм больного. Гигиеническая гимнастика проводится обычно для группы больных с различными заболеваниями. Гигиеническая гимнастика грубо подразделяется на гимнастику для ходячих больных и постельных.
  • 2.    Лечебная гимнастика — комплекс физических упражнений, применяемых не только в целях общего оздоровления организма, но и с учетом частных задач, исходящих из общего состояния больного, клинической картины заболевания и т. п. Лечебная гимнастика, как правило, проводится в индивидуальном порядке или небольшими группами (2—3 человека) с постельными больными в палате, с ходячими — в кабинете лечебной гимнастики. Занятия лечебной гимнастикой по мере необходимости могут проводиться в порядке самостоятельных занятий самими больными. Комплекс физических упражнений в таком случае разрабатывается инструктором лечебной физкультуры, предварительно разучивается с больными и выполняется под наблюдением медицинских сестер.
  • 3.    Игры наиболее широко применяются в детских лечебно-профилактических учреждениях, а также на курортах и в санаториях. Игровое занятие характеризуется наличием положительных эмоций, которые у больных, как правило, снижены в связи с преобладанием тормозных процессов в коре головного мозга.
  • 4.    Массовые формы физкультуры включают дозированную ходьбу (терренкур), прогулки, экскурсии, ближний туризм, катание на лодках, ходьбу на лыжах и др. Наибольшее распространение эта форма имеет в санаторно-курортной практике, где широко видоизменяется в зависимости от характера учреждения, географических, климатических и других условий.

В основе применения физических упражнений в лечебных и лечебно-профилактических целях лежит принцип тренировки. В отличие от спортивной тренировки, которая ставит своей задачей приспособление спортсмена к максимальным нагрузкам, тренировка в лечебной физкультуре ограничивается нагрузкой, необходимой для выполнения повседневной трудовой деятельности (стояние, ходьба, навыки самообслуживания и др.). Особенно важным условием тренировки является соразмерность нагрузки возможностям больного. При этом исходят из состояния больного, клинической картины болезни и других условий. В огромном большинстве случаев больным в процессе тренировки не следует предъявлять максимальные требования.

При применении физических упражнений с лечебно-профилактическими целями следует соблюдать следующие основные правила тренировочных занятий.,

  • 1.    Систематичность в подборе физических упражнений и их последовательность с учетом особенностей поведения каждого больного, имеющихся функциональных нарушений, терапевтических задач и т. д.
  • 2.    Длительность применения физических упражнений. Физические упражнения как лечебное средство высокоэффективны только при длительном применении. С этой целью в ряде случаев рецепты физических упражнений дают больным на дом по окончании лечения (при нарушениях движений в связи с травмами, при необходимости корригирующей гимнастики и др.). Однократные применения физических упражнений не эффективны и используются только с диагностическими целями.
  • 3.    Регулярность применения физических упражнений. Только ежедневные занятия два-три раза в день, каждый час (кроме сна), во всяком случае не реже чем через день, обеспечивают развитие функциональных возможностей больного.
  • 4.    Нарастание нагрузки в процессе тренировки: усиление нервно-мышечной деятельности, увеличение углов движений, улучшение координации движений и т. д.
  • 5.    Индивидуализация методики применения и дозировки физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания или травмы и общего состояния организма.

Больному лечебная физкультура назначается тогда, когда в течении болезни наступил перелом в сторону выздоровления. Если больной еще слаб, простые движения выполняет с усилием, нагрузка должна быть минимальной. Когда больной выздоравливает и движения его становятся более точными, размеренными, нагрузку ему можно увеличить. Тренировка больного в процессе лечения физическими упражнениями не одинакова.

В процессе применения лечебной физкультуры принято различать три следующих периода.

  • 1.    Вводный, или ориентировочный, — инструктор изучает больного, знакомясь с историей болезни, с проводимым лечением, с реакцией больного на применение лечебной физкультуры. В этом периоде используются преимущественно элементарные физические упражнения.
  • 2.    Основной, или тренировочный, во время которого осуществляется тренировка больного физическими упражнениями. В зависимости от состояния больного и характера заболевания в этом периоде применяется максимально допустимая нагрузка.
  • 3.    Заключительный, когда больной клинически уже здоров и готовится к выписке. Характер занятий по лечебной физкультуре изменяется в сторону приспособления больного к условиям домашней среды и производства. В этом периоде также прорабатываются комплексы упражнений для самостоятельных занятий на дому.

Известно также, что физические упражнения являются и могучим средством функциональной терапии. Систематические регулярные занятия приспосабливают организм больного к постепенно возрастающим требованиям в процессе занятий. Осуществляя задачи восстановительной терапии, во второй половине лечебного курса лечебная физкультура подготавливает больного, находящегося в лечебном учреждении, где обеспечивается посторонний уход, к пребыванию в домашних условиях, когда больной будет вынужден обслуживать себя сам.

Современная медицина при всех заболеваниях применяет комплексный метод лечения (лекарства, физические агенты и др.). Лечебная физкультура является одним из звеньев комплексного лечения травм и заболеваний. Она применяется в сочетании с медикаментозной терапией, хирургическим вмешательством, лечебным питанием и т. д. Поэтому выбор средств и организация лечебной физкультуры, методика использования должны быть тесно связаны со всем сложным комплексом лечения данного больного.

Лечащим врачом устанавливается режим для каждого больного. Все режимы ориентировочно могут быть подразделены на три вида.

  • 1.    Режим постельный, когда больному не разрешается или он не может встать с постели.
  • 2.    Режим полу постельный, когда больной может вставать и ему разрешается вставать на ограниченное время. Большую часть времени больной лежит.
  • 3.    Режим свободный (тренировочный), когда больной ложится в постель только на время ночного сна и дневного отдыха.

Организация, содержание и методика применения лечебной физкультуры должны исходить из наличия того или другого режима. В отдельных случаях используется «лечение положением» (положение лежа на спине на щите при переломах позвоночника, положение лягушки при переломах таза, скелетное вытяжение при высоких переломах бедра и т. д.), исходя из которого строится занятие по лечебной гимнастике. Инструктор по лечебной физкультуре в процессе повседневной работы должен поддерживать назначенный больному режим и помогать больному сохранить назначенное положение (иммобилизация, вытяжение и др.) (см. схему).

Схема занятия по гигиенической или лечебной гимнастике, как и всякого тренировочного занятая, о чем уже говорилось, включает в себя также три раздела: вводный, основной и заключительный. Физиологическая нагрузка в вводном разделе должна постепенно нарастать, а со второй половины основного раздела или несколько позднее постепенно снижаться до конца занятия. Проводя занятие, следует соблюдать принцип рассеянной нагрузки, при котором порядок выполнения физических упражнений устанавливается не по сегментам (шейный отдел, плечевой пояс, поясничный отдел и т. д.), а таким путем: верхняя конечность, нижняя конечность, туловище, дыхательное упражнение и т. д.

Дозировка физических упражнений, установленная в схеме занятия, может быть увеличена или уменьшена при проведении данного занятая за счет:

  • а) изменения, количества упражнений;
  • б) изменения количества повторений данного упражнения;
  • в) изменения исходного положения;
  • г) изменения точности в выполнении упражнений.

Исходным положением называется положение, находясь в котором больной начинает выполнение упражнения. Оно может быть различным: стоя, сидя, лежа, стоя ноги врозь, стоя на одной ноге, сидя на кровати, на табурете, лежа на спине, животе, боку и т. д. Исходные положения усложняются или упрощаются положением рук: руки свободно опущены, руки на пояс, к плечам, в стороны, на затылок, вверх и т. д. Исходное положение при выполнении того или другого физического упражнения тесно связано с нагрузкой, что следует всегда иметь в виду при проведении занятий.

Занятие гигиенической и лечебной гимнастикой должно проводиться в бодром, уверенном тоне, что способствует снятию заторможенности, характерной для большинства больных.

Приводим примерные комплексы гигиенической гимнастики для больных санатория общего профиля и постельных больных терапевтического отделения (см. примерный комплекс).

Противопоказания к применению средств лечебной физкультуры очень относительны. Редко наблюдаются состояния, при которых лечебная физкультура абсолютно противопоказана. Правильнее говорить о таких состояниях, когда мероприятия лечебной физкультуры требуют особой осторожности, большей индивидуализации и т. д. К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • 1) общее тяжелое состояние,
  • 2) опасность кровотечения (грудное, брюшное, маточное) в связи с травмой или заболеванием,
  • 3) высокая, внезапно поднявшаяся температура (свыше 37,5°),
  • 4) сильные боли (типа каузалгий).

spravr.ru

ЛФК (лечебная физическая культура) - статья

Лечебная физическая культура (или сокращенно ЛФК) — это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Основным таким средством (и это отличает ЛФК от других методов лечения) являются физические упражнения — стимулятор жизненных функций организма.

Лечебная физкультура — это один из важнейших элементов современного комплексного лечения, под которым понимается индивидуально подобранный комплекс лечебных методов и средств: консервативного, хирургического, медикаментозного, физиотерапевтического, лечебного питания и др. Комплексное лечение воздействует не только на патологически измененные ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом. Удельный вес различных элементов комплексного лечения зависит от стадии выздоровления и необходимости восстановления трудоспособности человека. 

Существенная роль в комплексном лечении принадлежит лечебной физической культуре как методу функциональной терапии. 

Средства лечебной физической культуры

В лечебной физической культуре для профилактики и лечения заболеваний и повреждений применяются следующие основные средства:

  • физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, т. е. выполняемые мысленно, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц и др.)
  • лечебный массаж
  • двигательный режим
  • механотерапия
  • трудостерапи.

Под трудотерапией понимается восстановление нарушенных функций с помощью избирательно подобранных трудовых процессов.

Механотерапия — это восстановление утраченных функций с помощью специальных аппаратов. Она применяется главным образом для предупреждения контрактур (тугоподвижности в суставах). В спортивной практике после повреждений опорно-двигательного аппарата можно использовать для увеличения амплитуды движений в суставах тренажерные устройства (по щадящей методике).

Лечебный массаж (классический, точечный, сегментарно-рефлекторный) применяется с целью как лечения, так и предупреждения заболеваний (например, гигиенический массаж, выполняемый в комплексе утренней гигиенической гимнастики).

Средства лечебной физической культуры, применяемые в спортивной практике, а также для профилактики заболеваний, относят к средствам лечебно-оздоровительной физической культуры.

Особенности ЛФК

От других видов физической активности (утренняя зарядка, спортивные мероприятия) лечебная физкультура отличается тем, что выполняется пациентом по предписанию врача и под его контролем. Самостоятельно, в домашних условиях выполнять упражнения лечебной физкультуры возможно только после изучения их под контролем врача.

Для упражнений лечебной физкультуры важное значение имеет правильное выполнение всех движений. Упражнения комплекса лечебной физкультуры составлены таким образом, что оптимально влияют на организм пациента, не подвергая его чрезмерной нагрузке, которая может быть опасна для здоровья.

Воздействие ЛФК на организм

Различают общее и местное (локальное) воздействие комплекса лечебной физкультуры на организм.

Суть общего воздействия состоит в повышении мышечного тонуса, положительном влиянии на сердечно-сосудистую и нервную систему, активации системы иммунитета. При некоторых заболеваниях (реабилитация после инфаркта миокарда, заболевания желудочно-кишечного тракта, патологии нервной системы) лечебная физкультура назначается именно из расчета ее общего воздействия на организм пациента.

Местное воздействие комплекса лечебной физкультуры предполагает особое внимание к той или иной группе мышц или к определенным суставам. Упражнения, рассчитанные на местное воздействие, назначаются при таких патологиях, как остеохондроз, артрозы и артриты, миозиты, а также на этапе реабилитации после перенесенного инсульта.

Разновидности и методы ЛФК

Единой классификации методов лечебной физкультуры не существует.

Различают

  1. групповые занятия
  2.  индивидуальные тренировки
  3. занятия в малых группах

Упражнения в составе комплекса лечебной физкультуры выделяют активные и пассивные. Во время пассивных упражнений движения в конечности совершает врач или сам больной при помощи рук.

Крое этого, упражнения разделяют на непосредственно физические (связанные с работой мышц) и дыхательные. Дыхательные упражнения имеют важное значение в терапии и профилактике таких заболеваний, как бронхиальная астма и хронические обструктивные заболевания легких (ХОЗЛ).

Кроме традиционных упражнений в специальном зале, оснащенном напольным покрытием (матами), шведской стенкой и необходимым инвентарем (утяжелители, спортивные мячи, скакалки), лечебная физкультура также может проводиться в виде занятий в воде. Лечебная физкультура в условиях бассейна особенно показана пациентам с патологией позвоночника и суставов. Упражнения, которые выполняются в воде, создают гораздо менее выраженную нагрузку на костно-суставный аппарат. Работа мышц при этом выполняется в полном объеме.

Упражнения на тренажерах (беговые дорожки, спортивные велосипеды, силовые тренажеры) показаны больным на этапе ремиссии. Такие упражнения не назначают пациентам пожилого возраста, больным с нарушениями координации и детям.

Дозированная ходьба также входит в арсенал методов лечебной физкультуры. Этот метод особенно широко применяется в санаторно-курортном лечении. Маршруты для дозированной ходьбы, как правило, прокладываются по живописным уголкам природы.

Для детей занятия лечебной физкультурой проводятся в форме спортивных игр. При этом игры подбираются таким образом, чтобы физическая нагрузка соответствовала возрасту и состоянию здоровья маленьких пациентов.

Роль ЛФК в лечении и профилактике

Лечебная физкультура применяется во многих отраслях медицины. Нет практически не единой системы органов, где в реабилитации не использовалась бы лечебная физкультура. Вот основные разделы:

  • Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
  • ЛФК при заболеваниях органов дыхания
  • Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения и нарушениях обмена веществ
  • ЛФК при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата
  • Лечебная физкультура при операциях на органах грудной клетки и брюшной полости
  • Лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы
  • Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы

На практике чаще всего лечебную физкультуру назначают пациентам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Минимальный комплекс лечебной физкультуры состоит из 8-10 занятий. На протяжении комплекса сложность упражнений и уровень физической нагрузки постепенно увеличиваются в зависимости от состояния пациента и его реакции на упражнения.

Противопоказания для лечебной физкультуры тоже связаны с состоянием пациента. При острых патологиях или обострениях хронических заболеваний физические нагрузки любого вида противопоказаны.

Повышенная температура тела также является противопоказанием к назначению комплекса лечебной физкультуры. Это связано с тем, что повышенная температура сама по себе оказывает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему (увеличивает частоту сердечных сокращений). В сочетании с физической нагрузкой в этом случае вероятны осложнения со стороны сердца или сосудов.

www.prostodoctor.com.ua

Лечебная физкультура в гинекологии и акушерстве

Лечебная физкультура в гинекологии и акушерстве

Содержание статьи «Лечебная физкультура в гинекологии и акушерстве»:

Гинекологические заболевания

Аменорея

Болезненные менструации

Kлимактерический синдром (климакс женский)

Бесплодие

Неправильное положение половых органов

Заболевания молочных желез

Функциональное недержание мочи

Лечебная гимнастика при беременности

Половая система взрослой женщины включает внутренние органы — яичники, фаллопиевы трубы, матку, влагалище и наружные гениталии — вульву, малые и большие половые — губы, клитор, вход во влагалище (см. рис. Срединный разрез женского таза).

Срединный разрез женского таза

1 — выступ, мыс, 2 — круглая связка матки, 3 — яичник, 4 — собственная связка яичника, 5 — мочевой пузырь, 6 — лобково-пузырная связка, 7 — мочеиспускательный канал, 8 — клитор, 9 — малая половая губа, 10 — маточная труба, 11 — мочеточник, 12 — матка, 13 — отверстие матки, 14 — задняя губа шейки матки, 15 — поперечная складка прямой кишки, 16 — задняя часть свода влагалища, 17 — поперечный свод влагалища, 18 — прямокишечно-влагалищная перегородка, 19 — большие (бартолиновые) железы преддверия мочеполовой диафрагмы

Женские половые органы связаны со всеми системами организма и находятся от них во взаимной зависимости. Инфекционные заболевания, болезни сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринной и других систем отражаются на важнейших функциях полового аппарата женщины, а последний, в свою очередь, влияет на состояние организма в целом.

Гинекологические заболевания

Применение физических упражнений при лечении гинекологических больных обусловлено характером и степенью морфологических изменений и функциональных расстройств, возрастными особенностями, физическим развитием и адаптацией к выполнению физических упражнений.

Лечебная гимнастика способствует улучшению крово- и лимфообращения и уменьшению венозного застоя в полости малого таза, рассасыванию экссудата и инфильтрата, эвакуации продуктов распада из очагов воспаления. Эти явления происходят на фоне повышения общего тонуса организма, оксигенации крови и улучшения окислительно-восстановительных процессов.

Примечание: И. п. — исходное положение; ТМ — темп медленный; ТС —темп средний.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при гинекологических заболеваниях

1. И. п. — на четвереньках. Поочередное отведение ног назад. ТС. 5—8 раз.

2. И. п. — сидя, ноги на ширине плеч. Наклоны к правой и левой ноге. ТС. 5—7 раз.

3. И. п. — сидя. Прогнуться, сесть. ТС. 4—6 раз.

4. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты. Разведение и сведение ног. ТС. 6—8 раз.

5. И. п. — лежа на животе. Поочередное отведение ног вверх. ТС. 5—7 раз.

6. И. п. — лежа на спине. Сесть-лечь. ТС. 5—8 раз.

7. И. п. — сидя, руки перед грудью. Повороты туловища влево-вправо. ТС. По 5—8 раз.

8. И. п. — сидя. Наклоны к левой и правой ноге. ТС. По 5—7 раз.

9. И. п. — лежа. Поднимание ног. ТС. 8—10 раз.

10. И. п. — то же. Разведение в стороны стоп и кистей рук. ТС. 6—8 раз.

11. И. п. — лежа, руки за голову. Вращение ног. ТМ. 4—6 раз.

12. И. п. — лежа. Сесть, обхватив руками колени; вернуться в и. п. ТС. 6—8 раз.

13. И. п. — стоя. Наклоны влево-вправо. ТС. По 8—10 раз.

14. И. п. — стоя, руки сзади. Прогнуться — вдох; наклониться вперед, руки расслабить — выдох. ТС. 6—8 раз.

15. И. п. — стоя, руки вверху. Присесть, руки вперед. ТС. 5—7 раз.

16. И. п. — стоя, руки «в замок». Вращение туловища. ТС. 5—8 раз.

17. И. п. — стоя у стула. Отведение правой ноги в сторону. То же — с левой ноги. ТМ. По 6—8 раз.

18. И. п. — лежа. «Велосипед». 10—15 с.

19. И. п. — сидя на пятках. Принять коленно-локтевое положение; вернуться в и. п. ТС. По 6—8 раз.

20. И. п. — упор на локтях, ноги прямые. Встать на колени; вернуться в и. п. ТС. 5—8 раз.

21. И. п. — то же. Лечь на живот; вернуться в и. п. ТМ. 6—8 раз.

22. И. п. — сидя, руки на коленях. Отведение колен в стороны; вернуться в и. п. ТС. 8—10 раз.

Аменорея

Аменорея — отсутствие менструаций в течение нескольких месяцев. Может быть физиологический — в период до полного полового созревания, во время беременности, лактации и менопаузы, и патологический, если ритм менструаций не устанавливается в течение года. Нередко аменорея встречается у спортсменок. Это связано с большими физическими и психоэмоциональными нагрузками. После прекращения занятий спортом менструальный цикл восстанавливается.

При аменорее показаны ЛГ (см. рис. Примерный комплекс упражнений при аменорее), массаж, занятия физкультурой (езда на велосипеде, лыжные прогулки, плавание, игры, гребля и др.). Проводится вибрационный массаж, сауна (баня), закаливание, витаминизация, диетотерапия, фитотерапия, иглорефлексотерапия и др.

Примерный комплекс упражнений при аменорее

Болезненные менструации

Относятся к сравнительно частым расстройствам. Боль обычно возникает до начала цикла и продолжается в 1—2-й дни менструации. Нередко возникает тошнота, рвота, потливость, спастические запоры, головная боль и другие расстройства, нарушающие общее состояние и трудоспособность женщины.

Показаны ЛГ (дыхательная гимнастика), массаж, прогулки, прием седативных препаратов, лыжные прогулки и т.д.

Kлимактерический синдром (климакс женский)

Kлимактерический синдром — ослабление физиологических механизмов адаптации связан с возрастной инволюционной перестройкой женского организма.

При климактерическом синдроме рекомендуются ЛГ, массаж, прогулки в лесу (сквере), вдоль берега реки (моря), бег трусцой (вначале чередование ходьбы и бега), езде на велосипеде, прогулки на лыжах, плавание, хвойно-солевые ванны, души (веерный, циркулярный, дождевой и др.), закаливающие процедуры, игры и др.

Бесплодие

Бесплодие — неспособность к зачатию — бывает при следующих заболеваниях половых органов: воспалении маточных труб, сопровождающиеся нарушением их проходимости, осложнением перистальтики и повреждением марцательного покровного эпителия, эндометрите, особенно в сочетании с воспалением труб, эндоцервицитами, кольпитами; хронических оофоритах и периоофоритах при условии нарушения процесса овуляции; неправильном положении матки, особенно в сочетании с воспалением маточных труб, разрывами шейки матки и промежности, опущением и выпадением половых органов, рубцовых сращениях (синехиях) в полости матки, образовавшихся после грубого выскабливания (аборта) и др.

Бесплодие может возникать в связи с инфатилизмом, заболеваниями желез внутренней секреции, нарушением питания и др.

В реабилитации бесплодия показаны: ЛГ, занятия физкультурой (ходьба, бег трусцой, лыжные прогулки, езда на велосипеде, игры и др.), вибрационный массаж, закаливающие процедуры (контрастный душ, ванны, сауна и др.), гинекологический массаж и др.

Неправильное положение половых органов

Неправильное положение половых органов — стойкое отклонение их от нормального состояния, сопровождается обычно патологическими явлениями. Ретрофлексия — перегиб тела матки кзади; ретроверзия — тело матки наклонено кзади, шейка — вперед; ретродевиация матки — часто встречающееся сочетание ретрофлексии и ретроверзии.

Патологическому отклонению матки и перегибу ее назад способствуют воспалительные заболевания, травмы органов малого таза, аномалии развития матки, понижение тонуса связочно-мышечного аппарата матки. Ретрофлексия матки может быть следствием ослабления мышц живота и тазового дна, чему способствуют многократные беременности, роды, хирургические вмешательства при родах, разрывы промежности, замедленная инволюция матки, послеродовая инфекция и др.

При неправильном положении матки рекомендуются ЛГ, гинекологический массаж, плавание, прогулки в лесу (сквере, парке), езда на велосипеде, плавание, гребля, сауна (баня) и др.

Опущение и выпадение матки и влагалища возникает при тяжелой физической работе, запорах, недостаточности мышц тазового дна в результате травмы промежности при родах. Предрасполагающие моменты: ранний физический труд в послеродовом периоде, частые роды, ретроверзия матки, инфантилизм и др.

Опущение и выпадение матки и влагалища чаще бывает у пожилых женщин при инволюционных процессах в половых органах. Один из главных факторов, влияющих на положение матки — внутрибрюшное давление, на которое оказывает влияние положение тела.

Изменение внутрибрюшного давления при перемене положения тела определяется изменением взаиморасположения внутренних органов и степенью напряжения мышц брюшной стенки.

Внутрибрюшное давление также регулируется содружественной функцией диафрагмы, передней брюшной стенки и тазового дна, которые являются поддерживающим аппаратом внутритазовых органов. При хорошем функциональном состоянии мышц тазового дна они оказывают достаточное сопротивление брюшному прессу, вследствие чего матка и влагалище не опускаются ниже нормальных границ.

При небольшом опущении матки показаны лечебная гимнастика (см. рис. Примерный комплекс ЛГ при опущении матки), вибромассаж, гидромассаж (температура воды 27—29°С), плавание в ластах, лопаточках, гантельная гимнастика (в положении лежа) и др. Занятия на тренажерах (в положении лежа с приподнятым тазом) с последующим приемом контрастного душа.

Примерный комплекс ЛГ при опущении матки

Послеродовый период характеризуется обратным развитием изменений, связанных с беременностью и родами. Однако послеродовому периоду свойственны и процессы прогрессивного характера (лактация).

Адаптация к новым условиям после рождения ребенка, перестройка организма, в частности, половой системы, наиболее интенсивно совершаются в течение первой — второй недель послеродового периода.

Показаны лечебная гимнастика (см. рис. Примерный комплекс ЛГ в послеродовом периоде), массаж, контрастный душ, прогулки и др. Применение ЛГ дает возможность в более ранние сроки нормализовать функциональное состояние женщины, предупредить возникновение послеродовых осложнений и быстрее адаптироваться к бытовым условиям после выписки из роддома.

Примерный комплекс ЛГ в послеродовом периоде

Заболевания молочных желез

Во время беременности и в послеродовом периоде могут обнаружиться разнообразные заболевания молочных желез.

Гипогалактия — недостаточное образование молока. Лучшим средством для поддержания лактационной способности является акт сосания груди ребенком.

Психические травмы, неправильное питание и другие факторы могут вызвать изменение функции молочных желез от незначительного снижения лактации до полного и стойкого исчезновения молока.

Профилактика гипогалактии. Прежде всего молодая мать должна придерживаться правильной техники кормления ребенка, способствующей выработке молокоотделительного условного рефлекса на раздражение соска; соблюдать гигиенические нормы; диетотерапия (овощи, фрукты, витамины с минеральными веществами, мясо, рыба, яйца), питьевой режим (достаточный прием жидкости), прогулки, контрастный душ, УФО, самомассаж шеи, рук, грудных желез, проводить утреннюю гимнастику и пр.

Трещины сосков, то есть нарушение поверхностного слоя кожи соска, сопровождается болью, иногда настолько сильной, что нарушается правильный ритм кормления ребенка. Основные причины возникновения трещин сосков — нарушение техники кормления ребенка, неумелое сцеживание молока, неправильный уход за сосками, несоблюдение общегигиенических мероприятий. Сосок становится отечным, гиперемирован, иногда появляются язвочки. Вокруг пораженного соска нередко отмечается более или менее выраженная гиперемия кожи. Прикосновение к соску, а тем более сосание вызывает боль. Трещины инфицируются микробами с кожи женщины, с ее рук, одежды, наконец, изо рта ребенка. Kормление поддерживает постоянную мацерацию кожи соска, что нарушает процесс заживления трещин.

Для лечения, наряду с гигиеной грудных желез, показаны: УФО области сосков и молочной железы 2—3 биодозы, через день, ванночки с марганцовкой для сосков с температурой воды 38—39°С, ежедневно; массаж воротниковой области и молочных желез; повязки с 5—10% водным раствором мумие на молочную железу; ежедневно душ и обмывание молочных желез, тщательное мытье рук перед кормлением. Рекомендуется сцеживание молока и кормление ребенка через соску. ЛФK включает дыхательные и общеразвивающие упражнения, закаливающие процедуры, витаминизация, фитотерапия.

Массаж при кормлении ребенка грудью проводится для профилактики маститов, стимуляции лактации. Вначале массируют рефлексогенные зоны (шейно-грудной отдел позвоночника), затем — молочные железы. Массаж выполняют перед кормлением, вымыв руки теплой водой с мылом. Ногти должны быть коротко подстрижены.

Функциональное недержание мочи

Функциональное недержание мочи может быть следствием грубого травматического воздействия на мочеполовую систему, результатом растягивания задней стенки уретры, опущения передней стенки влагалища. Недержание мочи может возникнуть через несколько месяцев после родов. Наблюдается чаще у женщин с опущением передней стенки живота и у многорожавших.

Показаны ЛГ (см. рис. Примерный комплекс ЛГ при функциональном недержании мочи), массаж, плавание, гантельная гимнастика, езда на велосипеде, лыжные прогулки, занятия на тренажерах, закаливание и пр.

Примерный комплекс ЛГ при функциональном недержании мочи

Лечебная гимнастика при беременности

Физические упражнения благотворно влияют как на протекание беременности, таи и на родовой и послеродовой периоды. Во время беременности происходит перестройка организма, что иногда сопровождается явлениями раннего токсикоза, проявляющегося тошнотой, рвотой, головокружением, извращением вкуса, потерей аппетита. Эти явления значительно меньше бывают выражены при систематических занятиях физическими упражнениями, так как дозированная физическая нагрузка благоприятно влияет на вегетативную нервную систему. Упражнения повышают общую работоспособность, вызывают бодрость, жизнерадостность, улучшают сон и аппетит, что в значительной мере помогает восстановить утраченное равновесие между различными органами и системами.

Во время беременности отдают предпочтение прогулкам в лесу (сквере), самомассажу, гимнастическим упражнениям. Занятия спортом нежелательны, так как они приводят к гипоксии плода, значительным напряжениям мышц брюшного пресса, тазового дна и всевозможным сотрясениям тела.

Беременным полезны дыхательная гимнастика, упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, промежности, спины и упражнения на расслабление. Используются все исходные положения, но все же преимущественно — положение лежа (особенно гимнастика для мышц промежности, брюшного пресса, спины, ног, дыхательные упражнения и др.). Динамические упражнения необходимо сочетать с дыхательными и упражнениями на расслабление.

В результате занятий гимнастикой беременная женщина должна: 1) овладеть своим дыханием, что необходимо для правильного ведения родов, так как умение делать глубокий вдох, задерживать дыхание по сигналу акушера не только облегчает протекание родового акта, но и является профилактикой возможных разрывов промежности, а активизация дыхательной функции улучшает окислительно-восстановительные процессы, что благотворно влияет на развитие плода; 2) укрепить мышцы брюшного пресса и тазового дна, что необходимо не только для благоприятного протекания родового акта, но и для предупреждения послеродовых осложнений, к которым относятся ослабление брюшной стенки, опущение внутренних органов и пр.; 3) увеличить подвижность крестцово-подвздошных сочленений и тазобедренных суставов, что помогает проведению родового акта; 4) укрепить мускулатуру тела, особенно мышцы брюшного пресса, тазового дна, спины, которые несут наибольшую нагрузку во время беременности и родов.

Все женщины с нормально протекающей беременностью должны заниматься физическими упражнениями: ходить (прогулки в лесу, сквере), делать гимнастику (комплексы приведены ниже, выполняют их по нескольку раз (2—3) в день), принимать контрастный душ и другие закаливающие процедуры. Kонтроль за занятиями, их динамикой осуществляет врач женской консультации и врач лечебной физкультуры.

С увеличением срока беременности изменяется реакция женщины на физическую нагрузку, а потому необходимо видоизменять комплексы гимнастических упражнений (одни упражнения заменять другими, вводить новые).

Во время беременности, начиная с 12-й недели, отмечается повышение венозного давления в нижних конечностях. Это связано с постепенным давлением растущей матки на вены таза, что затрудняет отток крови из нижних конечностей. С этим же связывают появление отеков на ногах у женщин и в болев поздние сроки беременности, а у некоторых начинается расширение вен. В таких случаях необходимо включать упражнения для нижних конечностей в и. п. лежа, некоторые из них выполняются с несколько приподнятыми ногами; проводится также массаж спины, поясницы и ног, принимается холодный душ.

Беременность разделяют на периоды с учетом физиологических изменений, происходящих в организме беременной женщины, хотя между ними и нет резких границ.

Первый период беременности (до 16 нед.)

Данный период характеризуется сложной перестройкой организма в связи с зачатием, поэтому необходима осторожность в подборе упражнений, дозировке и в применении упражнений, повышающих внутрибрюшное давление.

Рекомендуются упражнения для тренировки мышц живота и промежности, дыхательная гимнастика. Не следует включать прыжки, подскоки, надо избегать натуживания и пр., которые вызывают резкое повышение внутрибрюшного давления, сотрясение туловища. В основном разделе выполняют упражнения из исходного положения сидя, лежа на спине и на боку. В заключение — упражнения на расслабление, дыхательная гимнастика. Продолжительность занятий — 15—25 мин, два раза в день.

Примерный комплекс ЛГ при беременности до 16 недель

1. И. п. — стоя. Повороты туловища влево-вправо. ТС. По 6—8 раз.

2. И. п. — то же. Поочередное отведение ноги назад, руки вверх — вдох; руки вниз — выдох. ТМ. По 4—6 раз.

3. И. п. — то же. Руки вверх — вдох, наклон вперед — выдох. ТМ. 3—6 раз.

4. И. п. — то же. Прогнуться, руки отвести назад — вдох; руки вперед, выпрямиться — выдох. ТС. 4—6 раз.

5. И. п. — то же. Наклоны туловища влево-вправо. ТМ. По 6—8 раз.

6. И. п. — стоя, руки за голову. Наклон вперед, руки выпрямить; вернуться в и. п. ТС. 4—6 раз.

7. Приседания. ТС. 5—7 раз.

8. И. п. — стоя, руки на поясе. Шаг в сторону-вперед. Поочередно правой и левой ногой. ТС. По 5—7 раз.

9. И. п. — стоя, руки вверху «в замок». Наклоны влево-вправо. ТМ. По 6—8 раз.

10. И. п. — стоя у стула. По очереди отведение ноги и руки в сторону. ТС. По 4—6 раз.

11. И. п. — то же. Поочередное отведение ног назад. ТС. По 6—8 раз.

12. И. п. — то же. Поочередное сгибание ног. ТС. По 6—8 раз.

13. И. п. — то же. Наклоны влево-вправо. ТМ. По 4—8 раз.

14. И. п. — то же. Поочередное отведение согнутой ноги в сторону. ТМ. По 6—8 раз.

15. И. п. — сидя. Наклоны вперед. ТМ. 3—5 раз.

16. И. п. — лежа. Поочередное отведение прямой ноги. ТМ. По 4—6 раз.

17. И. п. — сидя. Повороты в стороны. ТС. По 5—7 раз.

18. Ходьба на месте. ТМ. 20—30 с.

Второй период беременности (17—31 нед.)

В этот период особое внимание уделяется упражнениям для тренировки брюшных мышц, спины, тазового дна, увеличения подвижности в суставах таза, позвоночнике.

Упражнения делаются из исходных положений сидя, стоя, ложа на спине, боку. В комплекс включают динамические, дыхательные и упражнения на расслабление мышц, выполняемые по нескольку раз в день, принимают контрастный душ. Продолжительность занятий — 15—35 мин.

Примерный комплекс ЛГ при беременности 17—31 недель

1. Ходьба на месте. ТС. 30—60 с.

2. И. п. — стоя. Повороты туловища в стороны. ТМ. По 5—6 раз.

3. И. п. — то же. Наклоны в стороны. ТМ. По 4—6 раз.

4. И. п. — то же. Наклоны к правой и левой ноге. ТМ. По 3—5 раз.

5. И. п. — стоя, руки к плечам. Вращение ими. ТС. 4—8 раз.

6. И. п. — стоя. Наклоны влево-вправо. ТМ. По 4—6 раз.

7. И. п. — то же. Шаг влево (вправо), попеременно. ТС. По 4—6 раз.

8. И. п. — стоя, руки на поясе. Приседание — выдох. ТМ. 4—8 раз.

9. И. п. — стоя. Руки вверх (на 2 счета) и вниз. ТМ. 3—6 раз.

10. И. п. — лежа на боку. Поочередное отведение ноги вверх — вдох; вернуться в и. п. — выдох. ТМ. По 4—6 раз.

11. И. п. — лежа. «Велосипед». ТМ. 5—10 раз.

12. И. п. — лежа, ноги согнуты. Повороты ног влево-вправо. ТС. По 6—8 раз.

13. И. п. — стоя на четвереньках. По очереди отвести ногу и руку вверх. ТС. По 4—6 раз.

14. И. п. — лежа, ноги согнуты. Поднять таз вверх. ТМ. 3—5 раз.

15. И. п. — лежа. Поднять по очереди правую и левую ногу. ТС. По 5—6 раз.

16. И. п. — сидя. Наклоны туловища вперед. ТМ. 4—6 раз.

17. И. п. — сидя. Поднять ноги, руки в стороны. ТМ. 5—7 раз.

Третий период беременности (32—40 нед.)

В этом периоде в связи с ростом матки изменяется положение органов брюшной полости, что затрудняет их функцию: ограничивается подвижность диафрагмы, затрудняется дыхание, появляется наклонность к запорам. У некоторых женщин отмечаются явления позднего токсикоза, отечность нижних конечностей. Вследствие затруднения крово- и лимфообращения легко возникают застойные явления.

Все это исключает выполнение в данном периоде упражнений, связанных с натуживанием, задержкой дыхания, длительным статическим напряжением и т.д. В этом периоде рекомендуются массаж спины, поясницы и нижних конечностей (при его выполнении ноги должны быть немного приподняты), прохладный душ (для нижних конечностей). Упражнения должны способствовать уменьшению застойных явлений, расслаблению мышц нижних конечностей. Необходимы занятия дыхательной гимнастикой и упражнениями, улучшающими подвижность крестцово-подвздошных сочленений. Продолжительность занятий — 15—35 мин.

Kомплекс гимнастических упражнений желательно выполнять под музыку. После его завершения необходимо принять душ или сделать обтирание.

Примерный комплекс ЛГ при беременности 32—40 недель

1. Ходьба на месте. ТС. 30—40 с.

2. И. п. — стоя. Наклоны к правой и левой ноге. ТМ. По 4—7 раз.

3. И. п. — то же. Шаг вперед — в сторону. По очереди. ТС. По 5—6 раз.

4. И. п. — то же. Поочередное отведение ноги вперед, руки в сторону. ТС. По 4—6 раз.

5. И. п. — лежа. «Велосипед». ТС. 10—15 с.

6. И. п. — лежа, ноги согнуты в коленях. Развести ноги в стороны и свести. ТМ. 6—8 раз.

7. И. п. — лежа, ноги согнуты. Поднять таз вверх. ТМ. 4—6 раз.

8. И. п. — лежа на боку. Поочередное отведение ног в сторону. ТС. По 6—8 раз.

9. И. п. — сидя. Согнуть ноги, выпрямить. ТС. 6—8 раз.

10. И. п. — лежа. Встать, сесть. ТМ. 3—5 раз.

11. Ходьба в полуприседе. ТМ. 15—30 с.

12. И. п. — лежа. Поочередное поднимание прямых ног. ТМ. 4—6 раз.

13. Ходьба на месте. ТМ. 20—30 с.

Английскийгинекология – gynaecologyгинекологические заболевания – gynecological diseasesаменорея – amenorrheaболезненные менструации – painful menstruationклимактерический синдром (климакс женский) – climacteric syndrome (menopause female)бесплодие – infertilityнеправильное положение половых органов – incorrect position of genitalзаболевания молочных желез – breast diseasesфункциональное недержание мочи – functional incontinenceнедержание мочи – enuresisбеременность – pregnancyлечебная гимнастика при беременности – physiotherapy in pregnancyтаз – pelvisопущение матки – metroptosisпослеродовой период – puerperal (postpartum) period

<< Назад: Лечебная физкультура при травмах и заболеваниях

fiziolive.ru