Исследовательская работа по логике "Ребусы - гимнастика ума". Ребусы гимнастика ума


Исследовательская работа по логике "Ребусы

Областная научно-практическая конференции

«Молодость – науке» памяти А.Л.Чижевского

Секция: «Логика»

Тема работы:

«Ребусы - «гимнастика ума»

Автор: Параносенкова Алена,

ученица 8б класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Жиздра Жиздринского района Калужской области

Руководитель: Яшина Нина Михайловна,

учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Жиздра Жиздринского района Калужской области

2014

Содержание

Введение…………………………………………….…3

Глава I. Искусство отгадывания ребусов................4

1. История возникновения ребуса…………………….4

2. Исследование №1……………………………………6

3. Правила решения ребусов…………………………..7

4. Исследование №2…………………………………… 8

Глава II. Математические числовые ребусы ……..9

Глава III. Правила составления ребусов…………..11

Заключение……………………………………………15

Список литературы…………………………………..16

Приложение I………………………………………….17 Приложение II…………………………………………18

Приложение III………………………………………...20

Приложение IV…………………………………………21

Приложение V…………………………………………..23

Приложение VI (электронный альбом)

Введение

Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы неудивительно. «Гимнастика ума» полезна в любом возрасте.

Ежегодно по всей стране проводятся Всероссийские конкурсы по решению ребусов. Но зачастую мы не знаем, как решить эту задачу. Мы заинтересовались этой темой и решили научиться разгадывать ребусы и помочь разобраться в них другим.

Объект исследования данной работы - ребусы.

Предмет исследования - процесс решения и составления ребусов

Цель работы - изучение методов, приемов отгадывания и составления ребусов, истории их возникновения.

Задачи:

  • изучить историю возникновения ребусов

  • углубить все имеющиеся знания о разгадывании ребусов;

  • научиться расшифровывать ребусы

  • научиться составлять ребусы самостоятельно;

  • провести эксперимент по ознакомлению школьников с правилами разгадывания ребусов и применению навыков на практике;

  • создать альбом тематических ребусов разных уровней сложности.

Методы и приемы:

  • поиск материалов в интернете, библиотеке;

  • изучение информации;

  • составление плана, отбор материалов;

  • проведение исследований, выводы;

  • анкетирование и беседа.

Данная работа основана на интеграции следующих учебных дисциплин: математики, русского языка, информатики. Следовательно, результаты исследования могут быть использованы на уроках в качестве занимательного материала и внеурочных занятиях.

Глава I. Искусство отгадывания ребусов

История возникновения ребуса

Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью, передать в них какую - либо информацию. Очень- очень давно вождь одного племени передал вождю соседнего племени такое послание.

А смысл этого письма был таков: «Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет, то не пытайтесь напасть на нас, а то будете осыпаны нашими стрелами!»Название «ребус» образовано от латинской пословицы:«Non verbis sed rebus», и в переводе на русский она означает:«Не словами, а при помощи вещей»

Ребус - один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus – формы творительного падежа множественного числа слова res (вещь, предмет, дело).

Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. "предметов".

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали "о делах, которые творятся" ("de rebus quae geruntur"). Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы. Нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива». Позднее ими увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру.

В 1880 году в России стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, читатель мог найти интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света. За верно угаданные ребусы читатели могли получить небольшую денежную премию. Этот журнал был очень популярным и просуществовал 20 лет.

Исследование № 1.

Мы предложили учащимся 4-5 классов в нашей школе задание по отгадыванию ребусов. Задания имели 3 уровня сложности. Исследование показало, что дети недостаточно хорошо отгадывают ребусы. Мы получили, что только 20% учащихся справились с заданием полностью. А половина учащихся смогла разгадать задания среднего уровня. Надо отметить, что задания были подобраны так, чтобы дети смогли разгадать их. Исследование показало, что все-таки уровень разгадывания низок1.

Диаграмма исследования по решению ребусов.

2

Правила решения ребусов:

  • если слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;

  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;

  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном п

edudocs.info

Гимнастика для ума ребусы. (2 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация по математике Ребусы — гимнастика ума

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Автор: Параносенкова Алёна, учащаяся 8бклассаМБОУ «СОШ №1» г.Жиздры. Руководитель: Яшина Н.М., учитель математикиРебусы – “гимнастика ума”Областная научно-практическая конференции«Молодость – науке» памяти А.Л.ЧижевскогоНаучно- исследовательская работа:

Объект исследования данной работы - ребусы. Предмет исследования - процесс решения и составления ребусов Цель работы:Изучение методов, приемов отгадывания и составления ребусов, истории их возникновения.Изучить историю возникновения ребусовУглубить все имеющиеся знания о разгадывании ребусов.Научиться их расшифровывать, зная правила.Научиться самостоятельно составлять ребусы.Провести эксперимент по ознакомлению школьников с правилами разгадывания ребусов и применению навыков на практике.Создать альбом тематических ребусов разных уровней сложностиЗадачи исследования:

Методы и приемы:поиск материалов в интернете, библиотеке;изучение информации;составление плана, отбор материалов;проведение исследований, выводы;анкетирование и беседа Содержание работы:ВведениеГлава I. Искусство отгадывания ребусов:1. История возникновения 2. Исследование №1 3. Правила решения ребусов 4. Исследование №2Глава II. Математические числовые ребусы Глава III. Правила составления ребусовЗаключение

«Non verbis sed rebus»,«Не словами, а при помощи вещей»Ребус - один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus – формы творительного падежа множественного числа слова rebus (вещь, предмет, дело). Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. "предметов".

История появленияСамыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью передать в них какую - либо информацию.Послание вождя племениСмысл этого письма был таков:«Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет, то не пытайтесь напасть на нас, а то будете осыпаны нашими стрелами!»

Исследование №1Правила решения ребусов Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например:«из-б-а».

Правила решения ребусов Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например:: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

Правила решения ребусов Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или 

weburok.com

Проект ребусы — гимнастика для ума

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа

ПроектРебусы - «гимнастика для ума»

Автор проектаБронских Павел, ученик 3 «Б» класса МАОУ «Школа №3» КГОРуководительТимофеева О.В., учитель начальных классов

Камышлов, 2017СодержаниеВведение.3Что такое «ребус?»..52. История появления ребусов...63. Виды ребусов ....84. Правила разгадывания ребусов......115. Правила составления ребусов.....126. Результаты опроса учащихся 3 «Б» класса...19Заключение .22Список используемой литературы.....24Приложения.26ВВЕДЕНИЕОбоснование актуальностиДля развития мышления человеку необходимо разгадывать разные головоломки, кроссворды, шарады, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым, и детям, – это ребусы. И я хочу узнать, как именно действуют ребусы на мышление человека, а также узнать историю их появления, их виды. ПроблемаМатематика всегда считается трудным предметом. Некоторым ученикам с трудом удается запомнить понятия и формулы. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.ГипотезаЕсли мы научимся решать ребусы, то сможем расширить круг знаний, учебных умений, навыков, сможем успешно участвовать в очных и заочных конкурсах, олимпиадах и викторинах.Цель: Выяснить роль ребусов в развитии мышления человека.Задачи:Проанализировать понятие «Ребус» в различных словарях.Выяснить, когда и как возникли ребусы.Познакомиться с различными видами ребусов.Изучить правила решения и составления ребусов.Создать памятку «Как научиться решать ребусы», брошюру «Ребус – друг мышления» и папку-альбом «Математические ребусы глазами третьеклассников»Провести исследование в 3 «Б» классе и доказать, что ребусы влияют на развитие мышления. Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.Объект исследования: ребусыПредмет исследования: ребусы как средство развития мышления Методы исследования:Изучение литературы.Работа с Интернет-ресурсами.Социологический опрос.Практическая работа.Практическое применение работы:  Материал данной работы может быть использован на уроках, например, на устном счёте, на занятиях математического кружка и для подготовки к олимпиадам, в качестве дидактического материала для домашних заданий.Что такое «ребус?»Я нашел несколько определений слова ребус в разных словарях.1. Большой энциклопедический словарь /Д.Н. Ушаков, В.И. Даль Ребус, ребуса, ·муж. (от ·лат. rebus, ·букв. вещами, при помощи предметов). 1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, напр. написанная над буквой "к" буква "у" - ребус, обозначающий "наук

schoolfiles.net

«Внеклассная работа по русскому языку «Ребусы-гимнастика ума»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Исследовательская работа на тему:Ребусы - «гимнастика ума» Введение 1.Основная часть2.Что означает слово ребус? 2.1 История возникновения ребусов2.2Правила разгадывания ребусов одновременно являются и правилами их составления 2.3Тематические ребусы 3.Практическая часть Вывод Список литературы Содержание Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы. И это не удивительно. «Гимнастика ума» полезна в любом возрасте. Ведь ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.Актуальность.Среди занимательных задач и головоломок ребусы занимают почётное место.Составление и отгадывание ребусов дает возможность легко запомнить правильность написания словарных слов, расширить свой словарный запас.Цель исследования: узнать историю возникновения ребусов, научиться самой и научить других решать ребусы.Задачи исследования: - Изучить правила решения ребусов.Научиться решать ребусы. Оформить презентацию по данной теме и рассказать о ней учащимся.Гипотеза.Умение решать ребусы, поможет ребятам расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад, викторин. Составление и разгадывание ребусов развивает внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление.Методы исследования.Теоретические: Изучение литературы, соответствующей теме.Практические: Проведение анкетирования в классах. Решение ребусов.. Составление ребусов.Работа состоит из введения, в котором обосновывается выбор темы, основной части, раскрывающей содержание темы, заключения, содержащего выводы, списка используемых источников и приложений.Введение Дорожит 100ножка чи100тою ног. И 100личной ваксой чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 вычистить все 100.

schoolfiles.net

Исследовательская работа по логике "Ребусы

Областная научно-практическая конференции

«Молодость – науке» памяти А.Л.Чижевского

Секция: «Логика»

Тема работы:

«Ребусы - «гимнастика ума»

Автор: Параносенкова Алена,

ученица 8б класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Жиздра Жиздринского района Калужской области

Руководитель: Яшина Нина Михайловна,

учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Жиздра Жиздринского района Калужской области

2014

Содержание

Введение…………………………………………….…3

Глава I. Искусство отгадывания ребусов................4

1. История возникновения ребуса…………………….4

2. Исследование №1……………………………………6

3. Правила решения ребусов…………………………..7

4. Исследование №2…………………………………… 8

Глава II. Математические числовые ребусы ……..9

Глава III. Правила составления ребусов…………..11

Заключение……………………………………………15

Список литературы…………………………………..16

Приложение I………………………………………….17 Приложение II…………………………………………18

Приложение III………………………………………...20

Приложение IV…………………………………………21

Приложение V…………………………………………..23

Приложение VI (электронный альбом)

Введение

Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы неудивительно. «Гимнастика ума» полезна в любом возрасте.

Ежегодно по всей стране проводятся Всероссийские конкурсы по решению ребусов. Но зачастую мы не знаем, как решить эту задачу. Мы заинтересовались этой темой и решили научиться разгадывать ребусы и помочь разобраться в них другим.

Объект исследования данной работы - ребусы.

Предмет исследования - процесс решения и составления ребусов

Цель работы - изучение методов, приемов отгадывания и составления ребусов, истории их возникновения.

Задачи:

  • изучить историю возникновения ребусов

  • углубить все имеющиеся знания о разгадывании ребусов;

  • научиться расшифровывать ребусы

  • научиться составлять ребусы самостоятельно;

  • провести эксперимент по ознакомлению школьников с правилами разгадывания ребусов и применению навыков на практике;

  • создать альбом тематических ребусов разных уровней сложности.

Методы и приемы:

  • поиск материалов в интернете, библиотеке;

  • изучение информации;

  • составление плана, отбор материалов;

  • проведение исследований, выводы;

  • анкетирование и беседа.

Данная работа основана на интеграции следующих учебных дисциплин: математики, русского языка, информатики. Следовательно, результаты исследования могут быть использованы на уроках в качестве занимательного материала и внеурочных занятиях.

Глава I. Искусство отгадывания ребусов

История возникновения ребуса

Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью, передать в них какую - либо информацию. Очень- очень давно вождь одного племени передал вождю соседнего племени такое послание.

А смысл этого письма был таков: «Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет, то не пытайтесь напасть на нас, а то будете осыпаны нашими стрелами!»Название «ребус» образовано от латинской пословицы:«Non verbis sed rebus», и в переводе на русский она означает:«Не словами, а при помощи вещей»

Ребус - один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus – формы творительного падежа множественного числа слова res (вещь, предмет, дело).

Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. "предметов".

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали "о делах, которые творятся" ("de rebus quae geruntur"). Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы. Нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива». Позднее ими увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру.

В 1880 году в России стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, читатель мог найти интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света. За верно угаданные ребусы читатели могли получить небольшую денежную премию. Этот журнал был очень популярным и просуществовал 20 лет.

Исследование № 1.

Мы предложили учащимся 4-5 классов в нашей школе задание по отгадыванию ребусов. Задания имели 3 уровня сложности. Исследование показало, что дети недостаточно хорошо отгадывают ребусы. Мы получили, что только 20% учащихся справились с заданием полностью. А половина учащихся смогла разгадать задания среднего уровня. Надо отметить, что задания были подобраны так, чтобы дети смогли разгадать их. Исследование показало, что все-таки уровень разгадывания низок1.

Диаграмма исследования по решению ребусов.

2

Правила решения ребусов:

  • если слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;

  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;

  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;

  • если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

  • если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;

  • многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков;

  • если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в»;

  • если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из»;
  • если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно прибавлением «за»;
  • если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу;
  • если по какой-либо букве написан

www.infouroki.net

«Занятие кружка «Гимнастика для ума»

Тема: «Гимнастика для ума» Краткое описание: занятие разработано для обучающихся 4 класса, способствует развитию способностей и в остальных науках. Содержание работы: упражнения в разгадывании логогрифов, разлибук, ребусов, шарад, омонимов. Представление о результатах: Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, навыки сотрудничества в разных ситуациях;Метапредметные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; Познавательные УУД: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Цель урока: развивать навыки правописания, воспитывать настоящего исследователя, человека будущего. Ход занятия 1. Организационный момент. • Пробуждение интереса детей; привлечение внимания У: - Прошу показать организацию рабочего места. Что понадобится на занятии? Д: - Рабочая тетрадь, ручка, карандаши, маркеры. Лист планирования и лист оценивания. 2. Мотивационно-ориентировочный этап. • Принятие детьми «проблемной ситуации», формулировка и постановка цели и задач У: - На странице Содержание определите тему и страницу, на которой будем работать. Д: - Страница 55. Тема: Гимнастика для ума У: - Рассмотрите задания. Посоветуйтесь с соседом по парте. Определите цель? Д: - Учиться решать нестандартные задачи через логические рассуждения. - Развивать навыки правописания. У: - Что поможет нам достичь цели? Д: - План деятельности. У: - Рассмотрите задания тетради. Определите виды и формы организации учебной деятельности, используя символы. План. Логогрифы «работа в группе» Шарады «работа в группе» Омонимы, «выполнение рисунка» Знакомые новички «работа в паре» Разлибуки 1-2 Разлибуки «работа в группе» 3-4 Разлибуки «самостоятельно» 5-6 Разлибуки «работа в паре» 7-8 Ребусы «работа в группе» Итог занятия 3. Поисковый этап. • Организация совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; активизация мышления; монологическая и диалогическая формы общения) У: - Все языковые понятия вам знакомы по данной теме? Д: - Да. Логогрифы Шарады Омонимы Разлибуки Ребусы У: - К чему приводит знание этих понятий? Д: - К решению поставленной задачи 4. Практический этап • Непосредственная продуктивная самостоятельная деятельность детей. У: - Какой первый пункт плана? Логогрифы в группе У: - Что это за слова? Как они получаются? У: - Выполните это задание. Помните о правилах, которые надо соблюдать, работая в группах. Правила работы в группах: 1.Говори в полголоса. Не кричи! 2.Поделись своим мнением. 3.Дай возможность высказаться

schoolfiles.net