Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста. Речедвигательная гимнастика


Речедвигательная гимнастика на степах как средство коррекции речи детей

Автор-составитель:

Половникова Татьяна Васильевна,

воспитатель

 МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 36 лет

Высшая квалификационная категория 

Цель: применение речедвигательной гимнастики, как средства коррекции  речи дошкольников.

Задачи: познакомить педагогов с приемами речедвигательной гимнастики. 

Ход практикума

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

         Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.

Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательные  игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения.

У детей имеющих нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.

Одним из средств преодоления недостатков физического развития и речевых нарушений могут стать степ-платформы.

Речедвигательные упражнения с использованием степов развивают дыхательную систему, все виды моторики.

Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

Для разработки комплексов я изучила работы А.Я. Мухиной Речедвигательная ритмика  и Т.Л.БарабашРечедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

Выполнение детьми упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек на степах позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребёнка и положительно повлиять на двигательную систему.

Структура занятия:

1.Артикуляция гласных звуков с движением рук.

2. Чистоговорки с движением рук.

3. Упражнения на степах

4. Подвижные игры

5. Релаксация

Освоение речедвигательных  упражнений мы начинаем с произношением гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений,  раскрывается диафрагма.Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.

1.     Упражнения на  артикуляцию гласных звуков

    А – разводим руки в стороны

    О – поднимаем руки вверх

    У – вытягиваем руки, вперед   показывая  указательный палец

    И – поднимаем руки, вверх показывая указательный палец

    Ы. – руки согнуты в локтях,  у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в стороны

    Э -  поднимаем руки вверх и касаемся  плечиков

    Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

    2.     Упражнения на проговаривание слогов

      За-за-за 

      Разводим руками в стороны

      Уходи домой коза

      Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны

      Шу – шу – шу

      Выпрямляем руки вперед

      Я рукой машу

      Машем ладошками

      РО – ро – ро

      Наклон туловища вперёд делаем моторчик

      Потерял петух перо

      Поднимаем руки вверх

       

      Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной воздушной струи. 

      На выдохе произносим звуки и слоги

      Па – па – па – па – па

      Говориммедленно, руки сжаты в кулак

      Па – па – па

      Говорим быстрее,  после каждого выдоха расслабляемся

      Па – па – па

      Ещё быстрее произносим слоги

      Та-та-та

      Руки сжаты в кулак,  напряглись и громко проговариваем,  движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились.

      Та – та – та

      Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением

      3.     Упражнения со степами

        Упражнение 1

        Ходьба по залу со словами:

        Так – так – так – так

        Ходят ноженьки вот так

        Упражнение 2 (на степах)

        Топали, да топали,               

        встаем на степ руки, на пояс

        Дотопали до тополя,         

        спускаемся со степа, руки опускаем вниз

        Дотопали до тополя,          

        встаём на степ, руки, на пояс

        Да ноги-то оттопали          

        спускаемся со степа, опускаем руки вниз

        Для упражнений на степах подойдут любые скороговорки, считалки, короткие стихи и попевки. Движения каждый педагог может придумать свои. Данные упражнения будут прекрасным дополнением на занятиях логоритмикой.Для речедвигательной гимнастики прекрасно подходят песни Е.Железновой. Они ритмичны, ритм удобен для выполнения детьми, текст песен прост и понятен детям, легко запоминается. Движения выполняются по тексту.

        Упражнение 3

        Одно из таких упражнений - танцевальное упражнение «Тук – тук – туки – ток».

        Тук-ток, туки-ток

        Бьёт кулак, как молоток

        Сначала стучит один кулачок, затем второй

         

        Тук-тук-тук-туки,

        Застучали две руки

        Оба кулачка стучат друг о друга

        Тук-ток,

         

        Туки-ток,

        Застучал мой каблучок

        Сначала топает одна ножка - шаг на степ, приставили ногу,

        затем вторая - шаг на степ, приставили ногу

        топаем ногами - возле степа

        Тук-тук,

        Тук-туки,

        Две ноги и две руки

        Одновременно работают   руки и   ноги, изображаем молоточек и делаем приставные шаги на степ как во 2 куплете

         4.     Подвижная игра со степами

          Быстрые ножки по залу бегут,  Быстрые ножки степ свой займут.

          Когда проговаривается последнее слово «Займут», дети быстро занимают свой степ, кому не хватило степа  - выходят из игры.

          5. Релаксация

          И.П.  – сидя на степах, ноги выпрямлены, руки в упоре сзади. Педагог проговаривает слова: Мы прекрасно загораем, ноги выше поднимаем – сгибаем ноги в коленях, постепенно опускаем, свои ножки расслабляем. 

          Используя степы, дети с удовольствием выполняют речевые игры. Развитие речи происходит в движении и с положительными эмоциями. Можно предположить, что коррекционно-педагогический потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путём интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.Всё вместе даёт большой развивающий и коррекционный эффект. 

          Литература:

          1. http://psyjournals.ru/psytel2011/issue/44591_full.shtml

          Барабаш Т.Л. и др. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

          1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦСфера, 2006.
          2. Долганова В.Г. Речедвигательная гимнастика, как элементы комплексной работы по преодолению речевых нарушений.
          3. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Хлоп–топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедическойработы с детьми 6–10 лет. – М.: «Гном и Д», 2008.
          4. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика,  Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А.Шолохова,  Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.

           

          "Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004371

          Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

          Почему выгодно публиковаться у нас?

          1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

          tmndetsady.ru

          Речедвигательная гимнастика | Воспитание детей

          Интеграция, соединение логопедических и физических упражнений, на физкультурных занятиях. Овладение правильным, грамотным родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. А физическое воспитание является залогом здоровья ребёнка. Согласно теории о структуре мозга, низший уровень – это речедвигательный.  Поэтому развивая движение, мы развиваем речь ребёнка. Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи. Часто дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают к логопеду преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается  значимый для речевого развития возраст с 3 до 5лет. Поэтому мы хотим вас познакомить с рядом упражнений, которые помогут вашему малышу одновременно развивать речь и движение . В комплекс упражнений включаются артикуляционная гимнастика совмещённая с  пальчиковыми  упражнениями , и упражнениями направленными на развитие крупной моторики.Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка, губ. Затем в работу подключается крупная моторика. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличаются от общепринятых, положительный результат достигается за счёт соединения движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки  и физическими упражнениями. Все упражнения выполняются в игровой форме, на полу, т.к порой ребёнка трудно усадить за стол.Для их выполнения вам понадобиться только хорошее настроение. При систематическом использовании этого комплекса упражнений, происходит развитие  артикуляционной и общей моторики, развитие речи и коррекция речевых нарушений, координации движений, пространственных представлений.  Весь комплекс упражнений рассчитан на детей от 3 до7 лет. На первом занятии проводятся 2-3 артикуляционных упражнения совмещённых с упражнениями на крупную моторику. На следующем занятии подключается упражнения с движением кисти одной руки. Постепенно происходит усложнение комплекса, за счёт количества повторений и подключение второй руки. Для детей 3-4 лет количество повторов – 3-4; для 4-5 лет  -5-6 раз; 5-7 лет-7-8 раз Мы покажем вам весь комплекс упражнений, а поможет нам Вероника.

          Артикуляционные упражнения

          1.Артикуляционное упражнение « Окошко» Исходное положение - рот закрыт. Широко открыть рот – закрыть рот. Кисть руки : сжать-разжать.  Физическое упражнение « Окошко» Исходное положение -стоя, руки на поясе. На счёт раз – носки врозь, два - и.п. 2..Артикуляционное упражнение. « Заборчик – трубочка» Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.  Губы в улыбке, зубы сомкнуты;  губы вытягиваются вперёд, « трубочкой». Упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва. Движение кисти руки : на счёт « один» – пальцы врозь, веером, на счёт «два» –пальцы собрать в щепоть. Физическое упражнение « Заборчик –трубочка» Исходное положение.- стоя, руки к плечам. На счёт 1 -2 –приставной шаг, наклон вперёд со звуком «У». На счёт 3-4 тоже влево, исходное положение. 3..Артикуляционное упражнение. « Часики» Исходное положение: улыбнуться, чуть приоткрыть рот.  Острым кончиком языка коснутся правого уголка рта, затем - левого. Эти движения повторяются 5-6 раз без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки - двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак. Физическое упражнение  « Часики» Исходное положение.-стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 –наклон туловища  вправо, произнести « тик», 3-4 – тоже влево, произнести « так».

          звук Л | звук Ш | Упражнение "Гармошка" | Звук Р увулярный | Дыхательная гимнастика |

          4.Артикуляционное упражнение. « Качели»

          Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Язык, поднимается за верхние зубы, затем язык опускается в исходное положение (у нижних резцов). Упражнение повторяется 4-6 раз. Кисть руки-движения ладонью вверх, вниз. Физическое упражнение « Качели» Исходное положение – стойка руки на поясе; - 1-2 – подняться на носки; - 3-4 – опуститься на пятки. 5.Артикуляционное упражнение « Лошадка» Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка  не подворачивается. Кисть руки – большим  и каждым пальцем производятся щелчки вместе с языком. Физическое упражнение  «Лошадка» - выполнение переднего галопа. 6.Артикуляционное упражнение. « Грибок» Исходное положение: – улыбнуться, рот открыт, присосать язык  к нёбу. Кисть руки – ладонью вверх на уровне груди, поднимаем кисть вверх, удерживаем. Физическое упражнение  «Грибок» - Исходное положение: – стойка на одной ноге, руки вверх. 7.Артикуляционное упражнение. « Дятел» Исходное положение- улыбнуться, открыть рот. Кончик языка за верхними зубами, произносить «Дэ-дэ-дэ» Кисть руки – соединять большой палец с указательным, в темпе произнесения звука «Д». Физическое упражнение  «Дятел» - и. п. – лежа на животе, руки на полу, лоб на ладонях, ноги прямые, пятки прижаты друг к другу; - 1-2 – поднять верхнюю часть туловища, руки на пояс; - 3-4 – принять и. п.Упражнение на дыхание: « Насос» Исходное положение – стоя, руки вдоль туловища. Наклоны вперёд со звуком « С», руки выполняют движения имитирующие движения насоса. « Булькание» Оборудование – стакан с водой, коктейльная трубочка. Подуть в трубочку.

          В программе принимали участие : Рудакова Антонина Игоревна,   инструктор по физическому воспитанию. Плужникова  Елена Алексеевна, учитель – логопед. Центр развития ребёнка. Благодарим вас за внимание. Надеемся, что наши упражнения помогут вашему ребёнку.

          semya.tv

          Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

          Ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика.

          Логоритмика является совокупностью движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами), оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Логоритмика (или, как ее еще называют, речедвигательная ритмика) предполагает использование связи движений и речи. Занятия и использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений.

          Средствами логоритмики являются ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание. Ходьба и маршировка в различных направлениях должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т. п. Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право- или левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру. Тренировка устойчивости позволяет направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами, что необходимо в практической жизни.

          Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Подобный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища и головы.

          Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционной работы с детьми.

          В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами встала задача развития интегративных качеств ребенка. Образовательный стандарт дает возможность педагогу решать поставленные задачи, направлен на развитие содействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Среди детей, имеющих недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени выраженности. Распространенность ОНР достаточно высока и стабильна, частота этого диагноза не только не уменьшается, а даже возрастает. При наличии раннего комплексного лечения, специального обучения большинство детей могут успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях, получать полноценное общение со сверстниками. Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи далека от разрешения. Для каждого дошкольника необходим собственный маршрут, своя успешная индивидуальная траектория развития. Эта задача по плечу современным педагогам при условии регулярного посещения ребенком детского сада, тесного сотрудничества родителей и педагогов, укрепления здоровья детей. Повышению эффективности коррекционных мероприятий в логопедических группах МАДОУ «црр-д/с № 134» способствует интеграция специалистов разного профиля в применении и разработке новых технологий. Речедвигательная ритмика на современном этапе используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами принятыми в логопедической практике и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Подобная деятельность представляется намного более продуктивной при поддержке и тесном сотрудничестве с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка. Одно из ведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, во-вторых, у детей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание психомоторного развития: низкий уровень ловкости и быстроты, отсутствует автоматизация движений, низкий уровень обучаемости, развития восприятия, внимания и памяти. У детей с речевыми нарушениями часто изменен мышечный тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц крайне необходимы. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. А выполнение упражнений речевым сопровождением активизирует речь и силу голоса. Включение речедвигательной ритмики в любую реабилитирующую методику воспитания и обучения детей, полезно как для детей, развивающихся в норме, так и для детей с различными отклонениями психофизического развития. Данное направление занимает определённое место в системе комплексного подхода в обучении детей, служит целью нормализации речи, путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Речедвигательная ритмика в первую очередь полезна детям:

          -          с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;

          -          с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

          -          с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

          -          с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения звуков; • часто болеющим и ослабленным;

          Общая моторная сфера детей — логопатов характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения, нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка остаются неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления телом, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. Рече двигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Занятия с использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с изолированного произнесения гласных звуков, по мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно в речедвигательные упражнения мы вводим в слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения. В работе по развитию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. Такие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. В настоящее время в работе мы стали вводить речедвигательную гимнастику при использовании степ-платформ, дисков здоровья, фитболов. У воспитанников имеющих речевые нарушения наблюдается общая скованность и замедленность выполнения движений, недостаточное развитие чувства ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаток резерва дыхательной системы. А выполнение дошкольниками упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек позволяет шаг за шагом достичь цель коррекционно-развивающей работы. Кроме того речедвигательная гимнастика доставляет детям большое удовольствие, они проявляют интерес и испытывают потребность в данной деятельности. Хочется отметить, что правильно организованное занятие позволяет детям с проблемами в речи почувствовать уверенность в своих силах, стать более здоровыми, волевыми, дисциплинированными, целеустремленными и как итог — успешными. Задача, поставленная государством перед педагогами, — воспитать человека будущего — деятеля, а не исполнителя. Для этого необходима качественная перестройка самого педагога, а это очень интересный творческий путь.

           

          Литература:

           

          1.         Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8.

          2.         Власова Т. М. Фонетическая ритмика. — М., 1996.

          3.         Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.

          4.         Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика — М. 2009.

          5.         Рузина М. С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997.

          6.         Толбанова А. Пальцы помогают говорить // Дошкольное воспитание. -1989.- № 10.

          7.         Иванова О. А. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. -1993.- № 1.

          8.         Барабаш Т. Л. Рече двигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2011 — № 12.

          Основные термины (генерируются автоматически): развитие дыхания, и координации движений рук, движений рук и пальцев, моторики и координации движений, мышечный тонус, упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга, грацию движений, и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного, мышечного тонуса, речедвигательной ритмики, Игры и игровые упражнения, излишнего мышечного тонуса, функций речи и движения, снятия излишнего мышечного, развития мелкой моторики, неречевого и речевого дыхания, выразительными движениями и персонажами, голоса и артикуляции, костно-мышечный аппарат детей, правильное диафрагмальное дыхание.

          moluch.ru

          Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

          

          Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и средства речедвигательной ритмики, которая включается в структуру логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы.

          Ключевые слова:речедвигательная гимнастика, звукопроизношение, коррекция нарушенного звукопроизношения, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика.

          Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Однако этому процессу могут помешать различные факторы, например, нарушение одного из компонентов речи — звукопроизношения. В настоящее время в системе образования наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной сложности. Среди этих детей значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно сформирована фонетическая сторона речи, чаще всего звукопроизношение.

          Звукопроизношение как компонент речевой системы является одним из важнейших средств речевой коммуникации, в основе которого лежат различные психофизиологические механизмы. Эти сложные по структуре механизмы обуславливаются взаимодействием процессов, происходящих в организме человека, в момент реализации речевой деятельности. [1, с. 18]

          В реализации процесса звукопроизношения участвуют как центральные (центральный речевой аппарат), так и периферические (периферический речевой аппарат) органы речеобразования. Таким образом, произношение каждого звука человеческой речи включает в себя совокупность таких психофизиологических актов, как порождение импульсов в головном мозге, вдох (расширение грудной клетки, опускание диафрагмы), выдох (сжатие грудной клетки, поднимание диафрагмы), фонация (раскрытие и закрытие голосовой щели, вибрация голосовых складок), процесс резонанса (прохождение воздушной струи через ротовую полость, носоглотку и полость носа), а также движения языка, зубов, губ, мягкого и твердого неба — органов артикуляции (Рис. 1). [3, с. 90]

          Рис. 1. Схема процесса звукопроизношения

          Произнесение любого речевого звука является результатом сложной скоординированной мускульной работы. Группы мышц, участвующих в процессе порождения звука, приводят в действие те органы периферического речевого аппарата, которые, взаимодействуя друг с другом, реализуют процесс звукопроизношения. Движение каждого такого орган вносит свой определенный вклад в произнесение звуков.

          Движения органов, участвующих в образовании речи, имеют специфический характер, который объясняется тем, что речевая деятельность человека является социально направленной и служит основным средством связи, взаимодействия и адаптации в окружающей среде. От того, насколько точными и последовательными будут эти движения, зависит плавность и правильность речевого высказывания, что способствует правильному восприятию окружающими смысла передаваемых сообщений, а значит и комфортной коммуникации в целом. [2, с. 5]

          У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций, сложности переключения с одного двигательного эталона на другой, включая артикуляционные уклады звуков речи. Причинами этого могут являться, как поражения речедвигательных зон коры головного мозга, так и нарушения в анатомо-физиологическом строении периферического речевого аппарата. Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной, а также общей двигательной функции в целом, необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены.

          В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения), которое получило название речедвигательная гимнастика (речедвигательная ритмика). Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. [4, с. 84]

          Речедвигательная ритмика (гимнастика) — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. [5, с. 38]

          Научная основа речедвигательной гимнастики складывается из совокупности научных дисциплин, которые имеют необходимые данные о взаимосвязи движения и речи. Биологические, смежныеестественнонаучные, а также педагогические дисциплины(физиологияи анатомиячеловека,патофизиология,педиатрия,невропатология,нейрофизиология, специальная педагогика, логопедия и т. д.) изучаютпроцессыбиологическогоразвитиячеловека,и позволяютпонимать закономерности формирования двигательных навыков и навыков речевой деятельности. [2, с. 12]

          На важность и необходимость применения в логопедической работе приемов речедвигательной гимнастики указывает большое количество исследователей таких, как Т. М. Власова, Г. А. Волкова, А. Я. Мухина и многие другие. В своих исследованиях они дали обоснование эффективности применения данного метода в коррекции речевых нарушений.

          Основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения. Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, развитие координационно-регулирующих функций речи и движения.

          Г. А. Волкова отмечает особенности логопедической ритмики, которые заключаются в следующем:

          1) в создании благоприятных условий для реализации речедвигательной гимнастики;

          2) в особой дозировке речедвигательных упражнений;

          3) в индивидуальном подходе к каждому ребенку и к целому коллективу при планировании занятий;

          4) в упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных,

          5) ритмических процессов, развитии умения сосредоточения.

          6) в планировании работы и ее содержания в зависимости от

          7) возраста занимающихся (дети, подростки, взрослые), от речевого

          8) нарушения, состояния их двигательной и речедвигательной функции. [2, с. 14]

          В речедвигательной ритмике можно выделить два основных звена:

           развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки, развитие тонкой и общей моторики, координации движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания;

           развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения. [4, с. 85]

          В методике речедвигательной гимнастики особое место занимает направление по работе над звуками и их сочетаниями, ритмом и темпом, речевым дыханием и слитностью, голосом и интонацией. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой рассматриваются как средство для достижения цели (формирование речи или ее коррекция). Конечная цель занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений. Следует особо отметить, что движение является мощнейшим фактором профилактики и коррекции нарушений речи и, в частности, звукопроизношения. [5, с. 38]

          Таким образом, можно сделать вывод о том, что речедвигательная гимнастика является важнейшим современным методом коррекции речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения, который имеет свои формы и средства реализации, и не уступает в эффективности традиционным логопедическим методам.

          Литература:

          1. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. В. Бабиной. — М.: МПГУ, 2012. — 104 с.
          2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студентов высших учеб. Заведений. — М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. — 272 с.
          3. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 680 с.
          4. Есаян С. Н. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста / С. Н. Есаян, Г. И. Статва // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 84–86.
          5. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика: [для практикующих логопедов, педагогов, психологов, муз. работников, студентов деф., психолог., и муз. — пед. фак. вузов] / А. Я. Мухина. — М.: Аст: Астрель, 2009. — 128 с.

          Основные термины (генерируются автоматически): речедвигательной гимнастики, речевых нарушений, коррекции речевых нарушений, коррекции речи, периферического речевого аппарата, Речедвигательная ритмика, разных этапах коррекционной, этапах коррекционной работы, речедвигательной ритмики, коррекции нарушений речи, нарушений звукопроизношения, средство коррекции, Речедвигательная гимнастика, средство коррекции речи, речевой деятельности, фонетическая сторона речи, речевой аппарат, звука человеческой речи, фонетической стороны речи, мелкая моторика.

          moluch.ru

          1.5 Речедвигательная гимнастика в системе воспитания и обучения дошкольников. Физические упражнения в режиме дня дошкольников с нарушениями речи

          Похожие главы из других работ:

          Влияние занятий основной гимнастикой на физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста

          1.3 Основная гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка

          Гимнастика (от греч. «гимнос» -- обнаженный) -- система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка...

          Изучение физики и астрономических явлений в детском саду

          1.1 Неживая природа и ее место в системе экологического воспитания дошкольников

          Природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, воздух, горы, почва, радуга, вода, небо...

          Индивидуальный подход в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

          1.3 Реализация индивидуального подхода в обучении дошкольников изобразительной деятельности в программах обучения и воспитания детей в ДОУ

          Область «Художественное творчество» в Федеральных Государственных требованиях объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование...

          Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы "Белки. Нуклеиновые кислоты"

          ГЛАВА I. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И ВУЗА

          ...

          Исследование результативности обучения письму в разных образовательных системах

          1.3 Психолого-педагогические основы обучения письму в системе развивающего обучения

          Не менее популярной системой обучения в начальных классах является разработанная В.В. Давыдовым и В.В. Репкиным система так называемого развивающего обучения...

          Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования

          1.4 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы воспитания и обучения дошкольников

          Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями...

          Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях в ДОУ

          1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований

          Здоровый образ жизни - совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие...

          Ознакомление детей со скульптурой малых форм

          2. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)

          скульптура дошкольник воспитание изобразительный Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей...

          Основы использования проблемного обучения в начальной школе

          Глава 2. Реализация проблемного обучения в системе обучения математике в начальной школе

          На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу...

          Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр

          1.3 Своеобразие дидактических игр как формы воспитания и обучения дошкольников

          Основными формами обучения детей дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. И на занятиях, и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития...

          Особенности рисунка ученика специальной коррекционной школы

          Глава 1. Значение рисования в общей системе изучения, обучения и воспитания учащихся специальной школы

          ...

          Теоретический анализ влияния физических упражнений на детей дошкольного возраста с речевой патологией

          1.5 Речедвигательная ритмика в системе воспитания и обучения дошкольников

          Речедвигательная ритмика - совокупность движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи [3, 15]. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом...

          Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет

          4. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

          Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Начиная с младенчества...

          Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5-6 классах

          1. Гимнастика в педагогической системе физического воспитания

          ...

          Целесообразность и эффективность использования принципов "открытого обучения" при формировании плавательных навыков у детей дошкольного возраста

          1. Роль и значение плавания в системе физического воспитания дошкольников

          Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды...

          ped.bobrodobro.ru

          Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи

          Логопедический массаж рук для развития речиАннотация:

          • В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с ОВЗ.
          • Возросла необходимость совершенствования системы квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи.
          • Назрела необходимость осуществления индивидуализации образования.

          Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития РФ. Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессии.

          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. А речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания.

          Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

          Коррекционная работа логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, превращается в серьёзнейшую задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной, кропотливой работы логопеда, взаимодействия воспитателей, родителей и самого ребенка.

          А количественный рост таких детей определяет обозначенную проблему как социально значимую.

          Использование речедвигательных упражнений и самомассажа в работе с детьми с нарушениями речи

          При современном образе жизни все чаще наблюдается вполне закономерное явление — развитый мозг и не развитая рука, нормальное умственное развитие и плохо развитая речь.

          Дошкольный возраст – это период формирования и развития речи человека. а для старших дошкольников это еще и подготовка к школе. Это важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. Мы прекрасно понимаем, что задумываться об этом надо как можно раньше: не за один-два года до начала обучения, а тогда, «когда ребенок лежит в коляске». Тогда будет возможность значительно облегчить этот процесс и предотвратить в будущем множество трудностей.

          Речь — высшая психическая функция человека. Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из психических функций нарушена?

          Современное общество рассчитывает на здоровьесберегающую направленность логопедических методик и технологий, которые по содержанию носят инновационный характер. Критерии здоровьесберегающих технологий должны быть внесены в традиционное построение логопедических занятий и в повседневную жизнь детей.

          Работа по коррекции звукопроизношения у детей, предполагает то обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно — психологической сфере.

          Необходимость модифицировать привычные, традиционные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы заставляет искать дополнительные средства и приемы, повышающие эффективность работы, апробировать новые, вариативные, смешанные технологии (традиционные логопедические технологии с использованием нововведений), что в совокупности позволяет полнее использовать потенциальные или скрытые резервы коррекционно-педагогического воздействия.

          К дополнительным направлениям коррекционной работы по формированию речевой деятельности необходимым для преодоления и или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок относятся:- совершенствование моторной сферы, мимической и артикуляционной моторики.

          Многими исследователями подчёркивается взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук.

          Использование системы речедвигательных игровых упражнений и упражнений самомассажа в работе логопеда как раз и дают возможность внедрения и использования здоровьесберегающих технологий в практику работы по коррекции звукопроизношения и интеллектуального развития детей.

          Таким образом, возрастают и социальная, и педагогическая значимость здоровья ребёнка: не только его сохранение, но и «приумножение».

          При преодолении речевых проблем опора делается на осознанные действия пальцев рук и формировании у ребенка способности адекватно воспринимать информацию, осуществлять соответствующие действия с последующим оречевлением.

          В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие.

          Таким образом, задачи умственного развития решаются в сочетании с тренировкой мелкой моторики пальцев рук.

          Особенно важно формирование психофизиологической базы речи детей на начальном этапе формирования навыков звукопроизношения.

          Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому, развивая речь, и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

          Таким образом, очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

          Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать все органы чувств и руки, а не бить по рукам, когда малыш ищет возможность через руки развить интеллект и поэтому «сует их, куда не следует». Ребенок мыслит телом, движениями. Через позвоночник идет огромный поток информации.

          Поэтому «ловкий ребенок – умный ребенок».

          Целенаправленное, систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий с одновременным развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук.

          Это в первую очередь касается детей с дизартрией, у которых тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

          Это проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе, при скоростном переключении движений. При этом отмечаются скованность, несоразмерность движений, синкинезии.

          Вышеперечисленные нарушения тонкой моторики у дошкольников затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью, рисованием и т.д. (а в дальнейшем и письмом) и нуждаются в своевременной коррекции.

          Практика работы показывает, что коррекционную работу с детьми дошкольного возраста целесообразнее проводить с использованием ведущего вида деятельности — игры как одной из форм обучающего воздействия на ребёнка.

          Через неё легче происходит усвоение знаний, умений и навыков, развиваются речевые возможности ребёнка. Время занятия используется более эффективно.Чем меньше ребёнок, тем больше используется игровая мотивация.

          Система двигательных упражнения с оречевлением действий будет не только способствовать развитию моторики малыша, но так же поможет работать над привычными логопеду понятиями: ЗВУК, СЛОГ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ, ОБЩЕНИЕ, СЛОВАРЬ, ЛЕКСИКА.

          Задания, упражнения, которые сопровождаются речью в СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ, в заданном ритме и уже спустя незначительное время, дети способны самостоятельно озвучивать выполняемые движения.

          Основные задачи коррекционной работы с использованием речедвигательных упражнений и упражнений самомассажа:

          1.Стимуляция речевой и психической активности.2. Развитие эмоционального общения со взрослым.3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в том числе, речевому подражанию).4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.5.Формирования мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности

          Условия для проведения:

          • Эмоциональный фон совместной деятельности логопеда и ребёнка.
          • Опора на разные виды деятельности в течение занятия.
          • Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.
          • Использование элементов соревнования.
          • Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребёнка.
          • Активное и привлечение внимания ребёнка к артикуляции и жестикуляции логопеда.
          • Стимуляция процесса естественного развития ребёнка

          Игры и упражнения можно разбить по направлениям на развитие:

          - ориентировки в пространстве;- мелкой моторики;- фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;- обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

          Рекомендации к проведению:

          • спешить с подсказкой, торопить ребенка;
          • показывать свое неудовлетворение, неудовольствие;
          • подчеркивать отрицательные результаты;
          • анализировать результаты с родителями в присутствии ребенка.

          При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:

          • боязни контакта с малознакомыми взрослыми;
          • страха получить низкую оценку взрослого;
          • неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
          • медлительности ребенка или усталости;
          • плохого самочувствия ребенка.

          Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной. От взрослых нужно совсем мало – создать такую среду, такую обстановку вокруг ребенка, чтобы он мог реализовать заложенные в него Природой желания к познанию через органы чувств, через руку, через движения.

          Козиева Л.Г.,учитель-логопед

          Loading ... Loading ...

          logoportal.ru

          Логопёс - Речедвигательные игры

               Нарушение речи достаточно распространённое явление среди детей, а порой и взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Многие нарушения произношения у детей дошкольного возраста являются следствием несвоевременной или неэффективно оказанной помощи. Эти нарушения вызывают трудности в общении с окружающими, влекут за собой закомплексованность личности, не дают в полной мере раскрыть свои природные и интеллектуальные возможности. 

               Что же такое речедвигательные игры? Их ещё называют играми с движениями. Это стихи, в которых есть действие и его можно показать. Конечно, можно эти стихи просто рассказать, но тогда теряется интерес к тексту, как бы эмоционально он не был подан. Совсем другое дело, если дети являются активными участниками это действия.

          Решаются следующие задачи:

          • Коррекция звукопроизношения.
          • Становление координации общей моторики.
          • Умение согласовывать слово и жест
          • Умение работать сообща
          • Создание положительного эмоционального настроя.
          • Умение детей договариваться и общаться между собой.

          Речедвигательные игры по теме: "Зима"

           

          Упражнение : «Снеговик».

                Давай, дружок, смелей, дружок,

          Кати по снегу свой снежок.

          (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

          Он превратится в толстый ком,

          (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

          И станет ком снеговиком.

          (рисуют снеговика из трёх кругов разного размера)

          Его улыбка так светла!

          (показывают руками на лице улыбку)

          Два глаза, шляпа, нос, метла.

          (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

          Но солнце припечёт слегка –

          (медленно приседают)

          Увы! – и нет снеговика.

          (пожимают плечами, разводят руками)

           

          Упражнение: «Снежная баба»

          Сегодня из снежного

                   мокрого кома

          Мы снежную бабу

                       слепили у дома.

          (идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)

          Стоит наша баба

                        у самых ворот.

          («рисуют» руками три круга, начиная с маленького)

          Никто не проедет,

                       никто не пройдёт.

          (грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)

          Знакома она уже

                           всей детворе,

          А Жучка всё лает:

                       «Чужой во дворе!»

          (идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – Жучка)

          Упражнение: «Зимние забавы»

          Мы бежим с тобой на лыжах,

          Снег холодный лыжи лижет.

          (изображают ходьбу на лыжах)

          А потом – на коньках,

          (изображают бег на коньках)

          Но упали мы. Ах!

          (падают)

          А потом снежки лепили,

          (стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)

          А потом снежки катили,

          (катят воображаемый комок)

          А потом без сил упали

          (падают)

          И домой мы побежали.

          (бегут по кругу)

           

          Упражнение: «Зима прошла»

          Воробей с берёзы

          На дорогу – прыг!

          Больше нет мороза,

          Чик-чирик!

          (ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам)

          Вот журчит в канавке

          Быстрый ручеёк,

          (бегут по кругу, взявшись за руки)

          И не зябнут лапки –

          Скок, скок, скок!

          Высохнут овражки!

          Прыг, прыг, прыг!

          Вылезут букашки –

          Чик-чирик!

          (ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом - против)

           

           Упражнение: «С Новым Годом!»

          С Новым Годом!

                      С Новым Годом!

          Здравствуй, Дедушка Мороз!

          (дети стоят лицом в круг, кланяются)

          Он из леса мимоходом

          Ёлку нам уже принёс.

          (идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече)

          На верхушке выше веток

          (стоят лицом в круг)

          Загорелась как всегда,

          (опускают руки)Самым ярким, жарким светом

          (поднимают руки)

          Пятикрылая звезда.

          (опускают руки)

          Речедвигательные игры по теме: звук "Ж"

           Упражнение: "Жук"

          Жук жужжит,

           Над ежом кружит, (произносить звук «Ж», кружась вокруг себя)

          А ёжик лежит

          На жука глядит (руки в стороны, наклониться назад)

          Ты, жук, жужжи (бег с поднятыми в сторону руками)

          Ты, жук, кружи (произнесение звука» Ж», кружась вокруг себя)

          А я полежу,

          На тебя погляжу (наклон в сторону, руки под голову)

          Упражнение: «Ёж и лиса»

          Бежит ёжик вдоль дорожек (бег трусцой)

          Да скользит по льду (ходьба скользящим шагом)

           Говорит ему лисица:

          «Дай переведу!» (имитация движений лисы с поворотами головы направо, налево)

          Отвечает серый ёжик:

          «У меня две пары ножек;

          Сам я перейду!» (ходьба скользящим шагом)

           

          Упражнение: «Песенка жука»

          Я весёлый майский жук.

          Знаю все сады вокруг (бег с имитацией движений жука, руки в стороны)

          Над лужайками кружу )

          А зовут меня Жу – жу. (покружиться вокруг себя)

          Почему зовут Жу – жу?(развести руки в стороны)

          Потому что я жужжу (бег в разных направлениях с поднятыми в стороны руками)

           

          Упражнение: «Ёжик»

          Это ёжик, но без ножек.

          Ножки просто не видны (ходьба в присядке мелкими шагами)

          Он шагает без дорожек

          От берёзки до сосны

          Ну, а там его нора – ( ходьба на четвереньках)

          Ёжику поспать пора (голова опущена на грудь «свернувшись» калачиком)

           

          Упражнение: «Рыжий котёнок»

          Вышла девочка на лыжах (скользящие движения ног с движениями рук – идём на лыжах)

          А за ней котёнок рыжий.

          От неё не отстаёт (бег в разных направлениях)

          Добежал до горки – ждёт (остановка «замерли»)

          «Прокати, Алёнка,

           Рыжего котёнка» (скользящие движения ног с движениями рук)

           

          Упражнение: «Шажки»

          Раз шажок, два шажок,

          Левый, правый сапожок (ходьба приставным шагом в одну сторону)

          Я учу Алёшку

          Топать понемножку (ходьба приставным шагом в другую сторону)

          Упражнение: «Весёлый пёс»

           Жил на свете пёс мохнатый,

          Очень важный был  (ходьба на месте в ритме стиха,  гордо

          подняв голову)

          Каждым утром спозаранку (ходьба в разных направлениях с высоким подниманием колен)

             Прогуляться выходил.

             Шёл он парком, шёл он важно,

           В стороны глядел (ходьба с поворотами головы  направо, налево)

           Так же важно, деловито

          Хвостиком вертел (ходьба вразвалочку с движениями таза)

          Речедвигательные игры по теме: звук "Л"

          Упражнение: «Веник»

          Веник пол подметал (полунаклоны вперёд,  руки двигаются внизу из стороны в сторону)

          Веник очень устал, (руки в стороны, потягиваемся)

          Он улёгся под стул (присели)

          Он зевнул и уснул (руки под голову, закрываем глаза)

           

          Упражнение: «Белые гуси»

          Белые гуси

          К ручейку идут (ходьба в вперевалочку, руки за спину, спина прямая)

          Белые гуси гусяток ведут (ходьба вперевалочку, руки выпрямляем за спиной)

          Белые гуси вышли на луга.

          Закричали гуси:

          «Га – га – га!» (то же)

          Упражнение: «Собачки»

          Вот идут на задних лапках

          Две собачки в модных шляпках.

           

          Упражнение: «Кот – разбойник»

          Из окна увидел я:

          Кот напал на воробья (прыжок на двух ногах, руки впереди)

          Чуть он, бедного, не съел (покачивание головой)

          Я на помощь подоспел (бег на месте с чуть согнутыми локтями)

          Жаль, что не было кнута

          Наказал бы я кота (делаем замах правой рукой)

          Чтоб он птичек не губил,

          А мышей и крыс ловил (грозим пальчиком)

           

          Упражнение: «Пугало»

          Прыгало, прыгало (прыжки на двух ногах на месте, руки внизу)

          Пугало, пугало (прыжки на двух ногах на месте, руки в стороны)

          На одной ножке (встать на одну ножку)

          В лес по дорожке (прыжки на одной ножке  с продвижением вперёд, руки прямые  в сторону)

          Не доскакало –  (встать на две ноги)

          Ворон увидало (стоять на двух ногах, руки в стороны, машем руками)

          Испугалось, (руки смыкаются на груди, глаза испуганные), растерялось (руки внизу разведены, глаза растерянные)

          Да так стоять и осталось (встать на одну ногу, руки в стороны, замереть))

          Упражнение: «Шла коза по мостику»

          Шла коза по мостику

          И виляла хвостиком (шагаем по массажному коврику мелкими шажками)

          Зацепила за перила,

          Прямо в речку угодила (прыжок с коврика на пол)

          Кто не верит – это он,

          Выходи из круга вон! (прыжки на двух ногах на полу)

           

          Упражнение: «Уж»

          Уж бежал кривой дорожкой,

          Ни одной не топал ножкой (ползание  по полу на четвереньках между ковриками)

          Он бы топнул, да не мог  (встать, топнуть по полу одной ногой)

          Потому что был без ног (продолжить ползание на четвереньках между ковриками)

          Упражнение: «Волки»

          Вышли волки на охоту, (ходьба с имитацией движений волка)

          Бродят стаей по болоту (то же)

          Между прочим, говорят,

          Волки ягоды едят.

           

          Упражнение: «Сова»

          Летела сова, (бег с движениями рук в стороны)

           весёлая голова (бег с движениями рук в стороны крутим головой)

          Вот она летела, летела (бег с движениями рук в сторону)

          На лужайку села (приседание)

          Хвостиком повертела (крутим «хвостиком»)

          По сторонам поглядела, (крутим головой)

          Песенку спела «У –У – У»

          И опять полетела (бег с руками, вытянутыми в сторону)

           

          Упражнение: «Песенка»

          От села и до села

          Песенка ходила (ходьба по кругу, взявшись за руки)

          Никого не подняла

          И не разбудила (то же)

          Заходила к белке (прыжки на месте на двух ногах)

          Забежала к волку (бег на месте)

          Завернула к зайке (прыжки с поворотами вокруг себя)

          Заглянула в щёлку (приставляем руки к глазам как бинокль)

           

          Упражнение: «Метели и птицы»

          Летели метели

          И птицы летели

          Спастись от метели (бег с поднятыми в сторону руками)

          Но не успели.

          Метель их нагнала

          Но не вернула (бег с одновременным произношением «У-У-У», руками производим хаотичные движения)

          Они улетели

          Прочь от метели (бег с поднятыми в сторону руками)

          Упражнение: «Рая и мячик» (с мячом)

          Рая мячик изловила,

          Непослушного побила (подбрасывание мяча вверх, ловля его)

          Не жалела кулаков

          Для резиновых боков (мяч об пол и ловим двумя руками)

          Речедвигательные игры по теме: "Транспорт"

          Упражнение: «Самолёт»

          Рука в стороны – в полёт

          Отправляем самолёт.

          (бегут по кругу на носочках, руки в стороны)

          Правое крыло вперёд,

          (поворот через правое плечо)

          Левое крыло вперёд,

          (поворот через левое плечо)

          Полетел наш самолёт.

          (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

          Упражнение: «Лётчик»

          Быть шофёром хорошо,

          (дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

          А лётчиком - лучше.

          Я бы в лётчики пошёл,

          Пусть меня научат.

          (бегут, расставив руки, как крылья)

          Наливаю в бак бензин,

          (остановились, наклонили воображаемый сосуд)

          Завожу пропеллер.

          (круговое движение правой рукой)

          «В небеса, мотор, вези,

          Чтобы птицы пели».

          (бегут, расставив руки)

           

          Упражнение: «Машины»

          На улице нашей

          Машины, машины,

          logopes.ucoz.ru


          Смотрите также