Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 - 3 месяца. Рефлекторная гимнастика


Рефлексонормализующая гимнастика

Независимо от возраста вашего ребенка – 1 год, 5, 10, 15 лет, внимательно изучите его движения. Если вы видите ярко выраженные тонические рефлексы или их элементы – начинать реабилитационные мероприятия нужно с их устранения. Это важно! Любая другая гимнастика, механотерапия или занятия на тренажерах, безусловно, будут способствовать развитию вашего ребенка и возможно он научится держать голову, сидеть, стоять, ходить, но он никогда не сможет делать это правильно!  Тонические рефлексы и компенсаторные позы не позволят сформироваться правильным двигательным навыкам.

Упражнения для устранения лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР)

  • Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд  до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Хорошо иллюстрирует данное упражнение первая укладка по системе Бобат.
poza1

Упражнение для подавления тонического лабиринтного рефлекса.

  • Исходное положение – лежа на животе на твердой горизонтальной поверхности с опорой на предплечья.  Руки согнуты в предплечьях и прижаты к туловищу по бокам, ладошка открыта. Голова в разогнутом положении. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд  до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.  Сначала, под влиянием тонуса мышц, предплечья  будут согнуты под острым углом. Сразу не пытайтесь увеличить угол. Постепенно по мере увеличения времени нахождения в данной позе увеличивайте и угол опоры на предплечья.
ltr

Упражнения для подавления лабиринтного тонического рефлекса.

  • Для выполнения следующего упражнения необходимо участие двух взрослых. Ребенка укладывают на прочную простынь, поднимают её за четыре конца и, создавая наклон, осторожно перекатывают со спины на живот и в обратном направлении. Это упражнение хорошо развивает вестибулярный аппарат ребенка, активизирует рецепторы, отвечающие за определение тела в пространстве, учат координации и чувству равновесия. Постепенно увеличивайте время и количество перекатов, от одного в каждую сторону, до многократных перекатов.
  • Самое приятное упражнение и для ребенка и для взрослого. Возьмите ребенка на руки в положении на спине. Одна рука взрослого находится под головой ребенка, придавая ей изгиб. Вторая под коленями ребенка, согните ноги ребенка в коленях и прижмите их к животу. Постарайтесь руки ребенка согнуть и зафиксировать на груди. Покачайте его в таком положении. Именно качайте, а не трясите! В чем приятность? Вы можете выполнять это упражнение во время прогулок на улице. Сядьте на качели и качайте ребенка в указанной позе.

Упражнения для устранения шейного симметричного тонического рефлекса (ШСТР)

  • Первое упражнение то же, что используется для устранения ЛТР. Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности.  Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Поза эмбриона. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд  до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.
poza1

Упражнение для подавления шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд  до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.
shstr

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение то же.  Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову.  Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд  до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.
shstr

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение лежа на животе на горизонтальной поверхности.  Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта.   Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам. Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз. Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении. Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.
shstr

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

 

Упражнения для устранения асимметричного шейного  тонического рефлекса (АШТР)

Давайте вспомним как проявляется шейный асимметричный тонический рефлекс. Поза фехтовальщика. Со стороны, в которую поворачивается голова ребенка рука автоматически выпрямляется, а с противоположной стороны сгибается. Если в рефлекс втянуты и нижние конечности, то тоже самое происходит и с ногами. Задача упражнений устранить автоматические движения конечностей в зависимости от поворота головы.

  • Исходное положение лежа на спине на горизонтальной поверхности. Попросите  ребенка повернуть голову в сторону или стимулируйте этот поворот игрушкой, голосом, прикосновением. Осторожно удерживайте голову в повернутом состоянии и согните в локте руку ребенка со стороны, в которую повернута голова, а с затылочной стороны выпрямите. Т.е. придайте позу обратную позе фехтовальщика. Удерживайте ребенка в таком положении  от нескольких секунд  до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Затем повторите упражнение с поворотом головы в другую сторону и соответственно измените положения рук. Если в рефлексе задействованы и нижние конечности, значит в упражнении должны участвовать и ноги.

Все вышеперечисленные упражнения должны выполняться не только ежедневно, а по несколько раз в день и  до тех пор пока тонические рефлексы не будут устранены полностью.  От этого будет зависеть степень и выраженность вашего диагноза, а так же дальнейший реабилитационный прогноз.

Если ваш ребёнок еще мал, времени на устранение рефлексов потребуется меньше, чем старше ребенок тем больше времени займут занятия. Сделать конкретный временной прогноз или установить конкретные временные рамки вряд ли возможно. Так как двух одинаковых ДЦП не бывает, все очень индивидуально.

Вполне возможно, что ваш ребенок не будет испытывать желания выполнять упражнения, мало того будет активно возражать. Терпения Вам!!! Проявите смекалку, уговорите, отвлеките, займите чем-то интересным во время нахождения ребенка в нужном положении.

Знаете, так бывает, видишь, слышишь какую либо информацию, но почему то не придаешь ей значения или не находишь времени...  Так произошло и со мной, о влиянии задержавшихся тонических рефлексах знала, но не придала должного значения, кроме того мой ребенок настолько активно протестовал, что попросту не хватило сил.  Потом мы к ним все равно вернулись, но время было безвозвратно потеряно и в результате на устранение влияния тонических рефлексов у нас ушло несколько лет. Поэтому я повторяю: Это важно! Начинать реабилитационные мероприятия нужно с устранения тонических рефлексов!

 

dcpmama.ru

Упражнения и гимнастика для новорожденного на основе врожденных рефлексов

Упражнения и гимнастика для новорожденного на основе врожденных рефлексов

Гимнастика для новорожденного на основе врожденных рефлексов – важная часть развивающего ухода за младенцем. Она помогает малышу преодолеть последствия родовых перегрузок, восстановить и укрепить нервные клетки, пострадавшие при гипоксии новорожденного. Такая гимнастика для младенцев стимулирует малыша развиваться полноценно и органично.

Делать ее очень легко и приятно. Это чудесное развивающее занятие полезно новорожденному и интересно маме. И старшим деткам тоже будет интересно посмотреть, как их новорожденный братик или сестричка занимается гимнастикой практически с первых дней.

Что такое врожденные рефлексы и зачем они нужны?

Здоровый новорожденный выполняет особые движения в ответ на прикосновения к нему, позу и тому подобное. Это врожденные рефлексы. Благодаря им малыш приспосабливается к новым условиям своей жизни. Полный набор врожденных физиологических рефлексов необходим для выживания, здоровья и развития новорожденного. Большинство из них затухает к 3-4 месяцам, а некоторые, например, сосательный задерживаются на несколько лет.

Что и как нужно делать?

В методику развивающего ухода входит мини-комплекс специальных упражнений на основе врожденных рефлексов. Это специально разработанная гимнастика для новорожденных. Комплекс основан на открытиях Института развития мозга в Филадельфии. В нем нуждается практически каждый новорожденный ребенок. Развитие и стимуляция всех функций мозга и крепкая нервная система – с таким набором малышу будет легко учиться и добиваться успеха.

Мини-комплекс гимнастики для новорожденных состоит из четырех несложных упражнений. Прежде чем приступать к ним, убедитесь, что вы умеете правильно держать новорожденного.

1.Ползание

Рефлекторное ползаниеЭто упражнение для новорожденного основано на врожденном рефлексе ползания: если положить ребенка на живот (или даже на спину), согнуть ему ноги и поставить свои руки под стопы, то ребенок будет отталкиваться, выпрямляя ноги, и ползти вперед. Этот рефлекс помогает ребенку родиться и в дальнейшем способствует развитию двигательных навыков и мозга ребенка.

Помогать малышу тренировать ползание по ровной поверхности можно подставляя свои ладони под его ступни. А можно попросить папу сделать для малыша специальный тренажер -  трек для ползания.  В учебнике для родителей и специалистов «РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЕЙ К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА» есть указания, как это сделать. Внизу страницы можно скачать инструкцию по изготовлению такого трека.

2.Автоматическая походка

Автоматическая ходьбаВторое упражнение для новорожденных основано на двух врожденных рефлексах: рефлекс опоры и автоматической походки. Если взять малыша под мышки, и чуть-чуть наклонить вперед, дотронуться пяточками до твердой поверхности, он начнет перебирать ножками, как при ходьбе. 

Это упражнение полезно для комплексного развития мозга, а также укрепляет зрение, особенно дальнее

3.Повороты за ножку

ПоворотЭто полезное упражнение учит новорожденных переворачиваться и часто используется в гимнастике и пестовании. Оно основано на блоковом рефлексе таза на туловище. Если лежащему на спине ребенку согнуть одну ногу и, прижав к животу, завести ее за вторую ногу, закрутив таз в одну сторону, ребенок перевернется на живот. При этом нужно его чуть потянуть за ножки вниз, чтобы он вывел вперед обе ручки.

4.Подтягивания, приподнимания и присаживания.

ПрисаживаниеЗдесь используется два рефлекса: хватательный и рефлекс подтягивания.

Если вложить в ладони ребенка свои пальцы, он крепко ухватится за них, и его можно будет приподнять – так действует хватательный рефлекс.

Если положить малыша на спинку и, взяв за область запястий, легонько потянуть на себя, он начнет сгибать руки в локтях, как будто подтягиваясь – это рефлекс подтягивания.

Положите малыша на твердую поверхность, вложите свои пальцы в его ладошки, подождите, пока он схватится, и осторожно потяните на себя. Повторите несколько раз, пока малыш не устанет.

ПрисаживаниеВнимание! Это упражнение для новорожденных можно выполнять только при здоровой шее, то есть если малыш держит шею и не откидывает голову назад, когда его приподнимают за ручки. Если у малыша слабо выраженный хватательный рефлекс, и он не удерживает голову, можно присаживать его с поддержкой под голову и покатать «колобочком». Этот вариант подходит, если ребенок откидывает голову при выполнении предыдущего упражнения.

Мини-комплекс гимнастики для новорожденных очень хорош для стимуляции развития мозга и восстановления поврежденных гипоксией клеток. Его нужно стараться выполнять как можно чаще в течение дня, не забывая и про материнский массаж-пестование.

Первые пять дней новорожденный выходит из родового стресса, много спит. Будить его ради гимнастики не стоит и  комплекс упражнений можно выполнять 1-2 раза в день. А когда малыш окрепнет, гимнастика будет приносить ему радость и удовольствие, заниматься можно очень часто -  до 10 раз в день. Очень хорошо этот мини-комплекс дополнить элементами  вестибулярной гимнастики  – это всегда весело и приятно и маме и малышу.

Если вы используете методику развивающего ухода, то есть неограниченно носите малыша на руках и в слинге, кормите грудью по требованию, занимаетесь пестованием по утрам и плаванием по вечерам, мини комплекс гимнастики для новорожденных достаточно выполнять только 2  раза в день. Особенно, если малыш хорошо развивается, и нет серьезных проблем.

Как правильно это делать, смотрите на видео. В учебном фильме «Развивающий уход за младенцем»  можно посмотреть подробно видео материнского массажа, в который включены упражнения из мини-комплекса гимнастики для новорожденных на основе врожденных рефлексов.

Любите своего малыша, занимайтесь с ним почаще и с удовольствием! Развивающий уход – это совсем не сложно, приятно и радостно. А уж результаты будут радовать вас и вашего выросшего ребенка всю жизнь.

Скачать Инструкцию для самостоятельного изготовления трека:    

Загрузка

proroditelstvo.ru

13. Рефлекторная «ходьба»

   Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, чтобы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы.

14. Массаж груди

   2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж можно несколько усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, одновременно выполняйте движения от середины груди в стороны. На ребра сильно надавливать не следует. Прием нужно повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.

15. Упражнение «бокс»

   Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании нужно продвигать руку вперед и к центру, немного приподнимая плечо. При этом нужно чтобы ребенок поворачивался из стороны в сторону.

   Во время данного упражнения работают мышцы плечевого пояса и мышцы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.

16. Упражнения на мяче

   Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в разные стороны, и немного покачайте. При движениях вперед-назад внимательно следите, чтобы он мог опираться ладонями или стопами о поверхность стола. При этом нужно побуждать ребенка, чтобы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Для того чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. Затем переверните ребенка на спину и снова положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в разных направлениях (рис. 26).

   Надувной пляжный мяч – одна из самых полезных игрушек для детей-грудничков. После окончания занятий положите его ребенку в кроватку, чтобы тот мог пинать его ногами и тренировать стопы.

   

Рис. 25.

   Покачивание с опорой стоп

   

Рис. 26.

   Покачивание на спине

   

Глава 4 Массаж и гимнастика для ребенка 4–6 месяцев

   К 4–6 месяцам ребенок становится активнее, он живо интересуется своим окружением и незнакомыми предметами. Постарайтесь удовлетворять его любопытство: прогуливайтесь с ним по дому, чтобы малыш мог наблюдать жизнь взрослых людей и общаться с ними. Однако у него должна быть и «личная жизнь»: самостоятельные занятия с игрушками, которые нужно развесить над кроваткой так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Можно периодически вкладывать в его руку погремушку, но самые лучшие игрушки для малыша этого возраста – собственные ноги и руки, которые он подолгу рассматривает или тянет в рот.

   К 4–5 месяцам повышенный тонус сгибателей полностью исчезает, а движения рук и ног ребенка становятся более свободными и целенаправленными. Если же этого не происходит, двигательное развитие малыша задерживается. После 5-месячного возраста это может свидетельствовать о каком-либо заболевании, нарушении развития центральной или периферической нервной системы, гипотрофии, а также о неправильном и невнимательном уходе.

   Нормальное развитие ребенка – явление непроизвольное, оно совершается под влиянием комплекса сознательно созданных внешних условий, поэтому мнение о том, что малыш развивается без вмешательства взрослых, в корне не верно.

   Даже ребенок с очень хорошими природными задатками, лишенный, однако, ежедневных ванн, массажа, гимнастики и общения со взрослыми, очень скоро начнет отставать в развитии, причем не только в физическом, но и психическом.

   В 4–5-месячном возрасте ребенок уже самостоятельно переворачивается со спины на живот, а из положения лежа на животе может приподняться на вытянутых руках. Если взять малыша под мышки и «поставить» его на опору, он «стоит» прямо, не пытаясь подогнуть ноги. Кроме того, в этом возрасте ребенок, цепляясь руками за прутья кроватки, пытается сесть.

   Однако торопиться сажать его не нужно: его позвоночник еще не готов к таким нагрузкам и раннее сажание может привести к серьезным нарушениям осанки. Если же у ребенка есть специальное кресло или рюкзак, нужно обеспечить его спине прочную опору. А если вам очень хочется, чтобы он быстрее развивался, лучше стимулируйте его желание ползать.

   В течение первых месяцев жизни малыш учится использовать руки и ноги, чтобы продвигаться вперед. При этом он елозит животом по полу или столу для пеленания. В самом начале движения ребенка беспорядочны, он может переставлять ноги и руки как попало. Позже он вытягивает руки вперед, одновременно отталкиваясь от пола ногами. Затем он начинает опираться всем телом на руки, а ногами начинает «загребать». Этот вид движений называют гомологическими: так в природе двигаются лягушки.

   Малыш может двигаться и следующим образом: вытягивать вперед правую руку и правую ногу и одновременно отталкиваться противоположными рукой и ногой. Затем ребенок вытягивает левую руку и левую ногу и отталкивается правыми конечностями. Такие движения носят название гомолатеральных.

   Здоровый ребенок быстро проходит эти стадии движений и переходит к следующей, называемой перекрестной. При этом наиболее характерном для человека виде движений ребенок продвигается, толкая тело вперед левой ногой и правой рукой, одновременно подтягивая правую ногу и левую руку, чтобы перенести точку опоры на них и подготовиться к следующему двигательному акту.

   Ребенку будет интереснее ползать, если разложить его игрушки так, чтобы он мог хорошо их видеть, но не смог достать рукой. При этом нужно время от времени увеличивать дистанцию с учетом успехов в ползании. Когда малыш в очередной раз доберется до цели, похвалите его и позвольте поиграть «добычей».

   Но больше всего детям нравится ползать вслед за мамой. У маленького ребенка есть два заветных желания: быть рядом с вами и изучать окружающий мир, пользуясь новым способом перемещения. Малыш, который не умеет ходить, потому что не способен держать тело вертикально, живет в горизонтальном мире. Попробуйте ненадолго перейти на его уровень, поиграйте вместе с ним на полу. Разумеется, обстановка для игры должна быть максимально безопасной, а пол – чистым, ровным и теплым. Но главное – это ваше отношение к ползанию, ведь реакция малыша на это занятие будет точной копией ваших эмоций.

   Так, если вы привыкли относиться к полу, как к месту странному и даже враждебному для малыша, он тоже будет копировать ваши эмоции. Кроме того, если ребенок поймет, что, находясь на полу, он оказывается в одиночестве, пол у него будет ассоциироваться с дискомфортом и изоляцией. Для маленького ребенка мама – это любовь, тепло, питание, защита, счастье и источник новой информации, поэтому если ваш малыш находится на полу, вы должны быть рядом.

   Ежедневная гимнастика и массаж теперь продолжаются несколько дольше – до 30 минут. Очень важно, чтобы во время занятий малыш сохранял радостное и бодрое настроение и с удовольствием выполнял новые более сложные движения. В связи с этим такие упражнения, как «бокс», скрещивание рук, разгибание и сгибание ног, желательно сопровождать ритмичным счетом. Можно также проводить занятия под ритмичную, но негромкую музыку.

   Основными целями занятий с ребенком 4–6 месяцев являются:

   – окончательная нормализация тонуса мышц ног;

   – воспитание опорной реакции стоп;

   – обучение малыша удержанию предметов;

   – развитие ритмичности движений.

   Для этого нужно использовать:

   – ритмичный счет и ласковое общение во время занятий;

   – активные рефлекторные упражнения, основанные на стремлении ребенка сесть;

   – пассивные упражнения;

   – соответствующие возрасту игрушки;

   – плавание;

   – массаж с использованием более интенсивных приемов.

   Массажные приемы, предназначенные для данного возраста, усложняются, а сама процедура становится более продолжительной. Помимо поглаживания и растираний, вводится разминание – самые «нежные» его варианты: продольное разминание и валяние. Последний прием нужно выполнять обращенными друг к другу ладонями: массируемая мышца при этом помещается между ними. Продольное разминание производится одной рукой, в то время как другая должна поддерживать конечность ребенка. Массажные движения должны быть ритмичными, мягкими и выполняются в среднем темпе. Старайтесь избегать ущемления кожи между пальцами и резких рывков.

   Для повышения тонуса мышечной ткани применяют стимулирующие приемы – пощипывание и поколачивание, которые нужно выполнять легко, ритмично и быстро. Но не забывайте о том, что любой массаж должен начинаться и заканчиваться поглаживаниями, которые можно выполнять и между прочими массажными приемами.

studfiles.net

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

Два гимнастаВ данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома.

Естественно, это не заменит профессиональный курс массажа и гимнастики. Но, при отсутствии возможности организовать ребенку специализированный массаж, надеемся, данный набор упражнений пригодится. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа. Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрит педиатр (и еще лучше в дополнение – невролог) и подтвердит отсутствие противопоказаний к «физическим занятиям».

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те и другие виды упражнений.

Однако, у детей младшего возраста существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов. Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (раздражение стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений. Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза, не больше.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в ст. Общие принципы массажа. Массаж и гимнастика

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактике респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Раз-два-три-четыре

Рефлекторные упражнения

Заканчивая массаж ножек и стопочек можно выполнить упражнение, основанное на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев - ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Массаж стопыМассаж стопы

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить место, куда он это движение сделает, что бы малыш не ударился головой.

Рефлекторная опора и ходьба

ХождениеИсходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого подмышками ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Качание

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, что бы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх в низ, круговые движения ручками.

Упражнение «бокс»

И.п. на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть подспущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разным манером: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Катание на мяче

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяeтся спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

В положении на мяче на спинке можно покачивать ребеночка с некоторым присаживанием при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются следующие:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют «дотягивание» за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени возможно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, в последствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

С кольцамиУпражнение начинай!

Упражняясь на мяче можно и попрыгать не нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

Массаж грудиВ заключении, хотелось бы отметить, что ребенок – существо хотя и крепкое, но все же довольно нежное, поэтому, как говорится все хорошо в меру, не стоит усердствовать чересчур с продолжительностью занятий, количеством повторений тех или иных упражнений. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальный время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна Ваша любовь и забота.

Есть замечательная поговорка, которая, лично мне очень импонирует: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой.

www.malyavka.ru

Как применять массаж и гимнастику к детям. Рефлекторные упражнения

Рефлекторные упражнения рассчитаны на движения, воз­никающие непосредственно в ответ на раздражения кожномьшечного-нервного аппарата.

Пассивные упражнения производит мать, они рассчитаны на использование естественных мышечных движений. Их применяют после 3 месяцев жизни. Когда наступает полное уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей (вначале верхних, а затем нижних конечностей).

Пассивно-активные движения выполняются ребенком са­мостоятельно только частично, ему должны помогать, взрослые.

Активные упражнения это произвольные упражнения, которые ребенок производит самостоятельно.

Прежде чем начать занятия гимнастикой, родителям необходимо посоветоваться с врачом детской поликлиники. С учетом физиологических особенностей центральной нервной системы, состояния мускулатуры, развития костного скелета и связочною аппарата детям, в соответствии с воз­растом, назначают различные комплексы физических упраж­нений. Желательно первые два-три занятия провести под наблюдением медицинской сестры.

Гимнастику можно проводить только в хорошо провет­ренной комнате при температуре 20 - 220. Нельзя заниматься в холодном помещении, обогревая тело ребенка с одной сто­роны рефлектором - тепло должно быть равномерным. В летнее время рекомендуется открывать в комнате окно или проделывать упражнения на свежем воздухе, в защищен­ном от ветра месте, при температуре в тени не менее 21 —220. Окружающая обстановка должна быть для ребенка привыч­ной. Же.лательно, чтобы во время занятий гимнасткой в комнате не было посторонних людей, не рекомендуется при этом включать радиоприемник, яркий свет и т. п.

Лучшее место для гимнастики - стол, покрытый сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого расстелены клеенка и чистая простыня (пеленка). Занятия гимнас­тикой проводятся 1 раз в день; при некотором отставании ребенка в физическом и нервно-психическом развитии жела­тельно 2 раза в день, за полчаса до еды и не ранее чем через час-полтора после нее.

Перед занятием необходимо коротко остричь свои ногти. С рук надо снять кольца, браслеты, часы. Обязательно вымыть их теплой водой с мылом и насухо вытереть. Если руки все же холодные - согреть их. Если у матери насморк или кашель, то ей следует на это время надевать марлевую по­вязку, закрывающую нос и рот. Нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не упал со стола.

Гимнастика проводится в форме игры с ребенком. В тече­ние занятия надо поддерживать у ребенка веселое настроение, улыбаться, смея ться, разговаривать с ним. Для развития активных движений нужно пользоваться игрушками.

Необходимо научиться правильно поддерживать ребенка при выполнении активных движений, не допускать никакого насилия при упражнениях, не подвергать голову малыша толчкообразным движениям. Следует помнить, что у груд­ного ребенка кожа, сосуды и опорно-двигательный аппарат очень нежны. Движения делать ритмично, спокойно, плавно, в медленном темпе. Надо начинать занятие с легких упражне­нии и постепенно переходить к более сложным. Нельзя долго упражнять одни и те же группы мышц, чтобы не переутомить их: необходимо чередовать движения рук, ног и туловища, повторяя каждое упражнение от 2 —4 до 5—6 раз. Несколько раз в день надо предоставлять ребенку возможность свободно полежать на животе и поползать на кровати, огороженной с боков, или еще лучше в манеже.

Не следует чрезмерно ускорять переход детей в вертикаль­ное положение, так как это может привести к деформации скелета - искривлению позвоночника, грудной клетки, ножек.

Гимнастику и массаж следует проводить систематически 10—15 минут в день в зависимости от возраста и развития ребенка.

Бодрое настроение малышей надо сохранять в течение всего занятия. Ребенок устает, если он долго находится в одном и том же положении. Необходимо часто сменять, одни движения другими, чередовать движения и отдых.

После упражнений надо завернуть малыша в теплую пеленку и уложить в постель на 20 — 30 минут для спокойного отдыха. В холодную погоду (особенно зимой) его можно выносить на улицу не ранее чем через час после занятий. К каждому ребенку требуется подходить с учетом его индивидуальных особенностей.

Ниже приведены примерные комплексы, которые облег­чают подбор упражнений. Врач включает ребенка в определенную возрастную группу. Упражнения подбираются в соответствие с развитием статических функций и двигатель­ных умений каждого ребенка.

Исаева Е.И.

medbe.ru

Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 - 3 месяца - запись пользователя Катюша (lastochkalove) в сообществе Здоровье новорожденных

Перед тем, как начинать изучение техники выполнения рефлекторной и общеукрепляющей гимнастики для детей, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться с основополагающими правилами проведения этой самой гимнастики - это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно - приятными.Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 - 3 месяца.

Задачей описываемых ниже упражнений является укрепление мускулатуры ребенка, помощь в нормализации его мышечного тонуса и развитие многих важных структур центральной нервной системы. Помимо полезной физической нагрузки, обеспечиваемой рефлекторной и прочей гимнастикой, огромную роль играют и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом.

1. Выкладывание на живот.Очень полезное, а самое главное - чрезвычайно простое упражнение:) Осуществлять его можно с самого раннего возраста: защитный рефлекс, прекрасно работающий у большинства малышей, при выкладывании на живот заставляет ребенка "автоматически" поворачивать голову в сторону. Уже на первом месяце жизни в таком положении дети стараются поднять и удержать голову - сначала это удается лишь в течение считанных секунд, затем голова удерживается все дольше и дольше. При помощи этого упражнения эффективно укрепляются мышцы шеи и спины, формируется физиологические изгибы позвоночника, тренируются многие мозговые центры. Старайтесь выкладывать ребенка на живот чаще - не только, когда выполняете массаж спины и ягодиц, но и просто в периоде активного бодрствования.

2. Рефлекторное разгибание позвоночника. В основе этого упражнения лежит спинальный двигательный автоматизм - т.н. рефлекс Галанта. Осуществляется это упражнение из исходного положения на боку. Осторожно придерживая лежащего в этом положении малыша за ножки, двумя пальцами свободной руки взрослый с легким нажимом проводит вдоль позвоночника ребенка, отступив от средней линии тела вправо и влево на расстояние около 1 см. Движение пальцев взрослого проводится по направлении от крестца к шее. Малыш обычно реагирует на такое раздражение прогибанием спинки - его туловище образует дугу. Силу нажима можно варьировать, но в любом случае эта манипуляция не должна вызывать отрицательной реакции ребенка. Внимание! Не следует проводить пальцами прямо по средней линии тела ребенка - рефлекс Переза, запускаемый с остистых отростков позвонков малыша, вызывает у него резко негативную эмоциональную реакцию. Вплоть до сильного крика и отхождения стула.

3. Рефлекторная "ходьба"Упражнение основано на еще одном врожденном автоматизме - даже только что родившийся ребенок, осторожо поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, прикасании стопами твердой поверхности, начинает делать шаги вперед. Если Ваш малыш не желает "ходить" таким образом, попробуйте наклонить его вперед - так, чтобы голова и верхняя часть туловища как бы "опередили" ноги. Дайте ему почувствовать твердую поверхность всей стопой, а не только кончиками пальцев - и он непременно "пойдет".

4. Рефлекторное ползаниеКак Вы наверняка уже догадались, это упражнение (как и все порочие, носящие мудреное определение "рефлекторные") также базируется на врожденном спинальном автоматизме. Он называется рефлексом ползания Бауэра и вызыватся очень просто: ножки лежащего на животе малыша нужно согнуть, предварительно разведя коленки в стороны (такая маленькая, знаете ли, лягушка:) - после чего дайте стопам ребенка почувствовать опору Ваших ладоней. Можно легонько подтолкнуть стопы малыша вперед, после чего зафиксировать свои ладони в неподвижном положении. Ребенок непременно оттолкнется от Ваших ладоней и проползет вперед. Внимание! При выполнении этого упражнения обязательно оцените расстояние от головы ребенка до расположенной впереди стены или любой другой вертикальной (и не мягкой) поверхности: малыш может настолько резко оттолкнуться от Ваших ладоней и настолько стремительно продвинуться вперед, что ударится о такую плоскость головой.

5. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ногОсторожно удерживая ножку лежащего на спине малыша за область голеностопоного сустава, подушечкой большого пальца своей свободной руки нажмите на его подошву - в области "подушечки" стопы (т.е. у основания пальцев). В ответ малыш немедленно согнет пальчики стопы. Если же Вы с легким нажимом проведете пальцем вдоль наружного края стопы (от ее мизинца к пяточке), то паьцы ребенка разогнутся, заняв "веерное положение". Подошвенный рефлекс и рефлекс Бабинского, лежащие в основе этого упражнения, также являются врожденными автоматизмами, активно работающими в первые месяцы жизни ребенка.

Конечно, вышеперечисленные рефлексы новорожденных - далеко не все врожденные автоматизмы, которые можно использовать для тренировки мускулатуры и развития центральной нервной системы малышей первых месяцев жизни. При должной сноровке опытные родители могут "поставить на службу" здоровью грудничка и хватательный рефлекс, и тонический рефлекс Робинсона, ладонно-ротовой автоматизм Бабкина и поисковый автоматизм Куссмауля, хоботковый рефлекс и даже рефлекс Моро... Однако, думается, что регулярное выполнение хотя бы тех пяти рефлекторных упражнений, что приведены в этой статье, уже будет весьма и весьма полезным для Вашего ребенка. Особенно - вкупе с массажем.

Кроме рефлекторных, для моторного развития ребенка первых трех месяцев жизни используются и другие упражнения. Например, Вы можете осторожно приподнимать туловище лежащего на спине малыша, добиваясь образования между его туловищем и ногами почти прямого угла - что-то вроде упражнения, с помощью которого взрослые "качают пресс". Помимо поддержки спинки ребенка (которую нужно осуществлять обеими руками), не забывайте фиксировать и его голову. Можно дополнить это упражнеие еще и покачиваниями туловища малыша вправо-влево - это может ему понравиться:)

Довольно полезно пассивное разведение бедер ребенка в стороны. Для этого нужно согнуть ножки малыша в коленях и, поддерживая их за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно и одновременно отвести правое бедро ребенка вправо, а левое, соответственно - влево. Это упражнение способствует оптимальному созреванию важной анатомической части тазобедренных суставов - вертлужных впадин. И потому является профилактической мерой в отношении врожденного вывиха бедра. Единственное пожелание (актуальное, впрочем, и для других упражнений) - перед тем, как приступать к его выполнению, желательно освоить технику под контролем квалифицированного специалиста. Хотя, "освоить" - звучит, пожалуй, слишком официально. Достаточно увидеть это своими глазами один-единственный раз. И тут же проделать это упражнение своими собственными руками - чтобы "прочувствовать" ими оптимальную степень разведения бедер малыша.

Любимейшим упражнением родителей является покачивание малыша в так называемой "позе плода". Чтобы придать ребенку такую позу, нужно положить его на спинку, мягко развести ножки, согнуть их в коленях и подтянуть к животику, а ручки сложить на груди - именно такое "компактное" положение занимает плод в полости матки. Разместить малыша в данной позе можно на любой мягкой поверхности - хотя бы у себя на коленях. Уже сама поза в достаточной степени комфортна для ребенка, когда же мать или отец начинают покачивать малыша в разных направлениях, удовольствие, получаемое и "тренером" и "физкультурником" возрастает многократно. Это упражнение высоко ценится и профессионалами-неонатологами.

Существуют, конечно же, и другие физические упражнения для детей первых трех месяцев жизни - благо, что фантазии любящим родителям, да и профессионалам в области лечебной физкультуры, не занимать. Чего стоят хотя бы занятия с надувным мячом, позволяющие эффективно воздействовать на многие группы мышц и вестибулярный аппарат грудного ребенка... Или обладающие еще более мощным развивающим потенциалом упражнения в воде? Мы непременно расскажем о таких упражнениях в будущем - и при этом искренне надеемся на помощь со стороны родителей энтузиастов, готовых поделиться своим опытом со всеми, кому это действительно интересно. Пока же, думается, и тот необходимый минимум, что приведен выше, окажется полезным для родителей, искренне (и активно:) желающих вырастить здорового ребенка. Массаж для детей в возрасте 1 - 3 месяцаПеред тем, как приступать к изучению описания технических приемов массажа и рефлекторной гимнастики, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться со статьей, посвященной основополагающими правилами проведения этих манипуляций - это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно - приятными.

Задачей этого массажного комплекса является помощь в нормализации мышечного тонуса ребенка. В первые три месяца жизни мускулатура рук и ног здорового малыша практически постоянно находится в состоянии так называемого физиологического гипертонуса, что не всегда можно признать безусловно полезным. Нормализации тонуса мышц и ускорению нервно-психического развития ребенка способствует не только поглаживание (являющееся, по сути дела, единственным приемлемым массажным приемом в первые месяцы жизни ребенка), но и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом. Вы можете делать массаж без применения каких-либо косметических средств, а можете использовать небольшие количества детского минерального масла Джонсон Baby - и тогда, как утверждают многие родители, массаж станет для малыша еще приятнее.

1. Массаж лицаЭтот массаж (в отличие от массажа рук, например) можно проводить как бы "между делом" - для того, чтобы уделить немного внимания мускулатуре личика малыша, вовсе не обязательно выкладывать ребенка на пеленальный столик и раздевать. Достаточно лишь выбрать момент, когда маленький человек бодрствует и пребывает в хорошем настроении. Да и сами массажные приемы больше напоминают игру: например, нежное отведение уголков рта малыша в стороны, имитирующее улыбку. Или круговое поглаживание его щечек пальцами, что осуществляется с легким нажимом. Или такое же осторожное "пощипывание" этих самых щечек, сдвигание нижней губы... При взгляде со стороны такое массирование действительно не производит впечатления "медицинских" манипуляций - кажется, что мать или отец просто играют со своим малышом. На самом деле пользы от легкого массажа лица новорожденного и грудного ребенка немало. Лицевая мускулатура малышей первых месяцев жизни является, пожалуй, самой "загруженной" - потому что "работает" ежедневно и помногу: чего стоит хотя бы процесс еды. Так что выполняйте вышеуказанные легкие массажные приемы хотя бы 5-6 раз в день, делая по 4-5 повторений каждого приема. И не забывайте при этом улыбаться, ласково разговаривать с ребенком. Или петь ему песни:)

2. Массаж рукИсходное положение ребенка - на спине. Массажист располагается со стороны ног малыша. Для более удобного удержания массируемой ручки ребенка можно вначале дать ему захватить большой палец руки массажиста, затем осторожно охватить запястье малыша безымянным пальцем и мизинцем. Другой рукой массажист, варьируя силу нажима, поглаживает сначала внутреннюю, затем наружнуюповерхность ручки ребенка. Направление поглаживания - от кисти руки к плечу. Прием выполняется 4-5 раз на каждой ручке ребенка.

3. Массаж грудиИсходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Пальцами и ладонями обеих рук массирующий охватывает грудную клетку малыша так, чтобы большие пальцы располагались на передней поверхности груди. Этими же пальцами выполняются поглаживающие движения по направлению от грудины к бокам ребенка, по ходу межреберных промежутков. Во время поглаживаний допустимо легкое давление пальцами на грудные мышцы малыша. Прием выполняется 4-5 раз.

4. Массаж животаИсходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Можно начинать с легкого кругового поглаживания живота по часовой стрелке. Последнее выполняется концевыми фалангами пальцев массажиста. Альтернатива круговому поглаживанию - так называемый "треугольник". Выполняется прием следующим образом: вначале тыльной поверхностью пальцев правой руки массажиста проводится поглаживание правой половины живота - снизу вверх, от лобка до правой реберной дуги. Достигнув реберной дуги, рука массажиста движется горизонтально - до левой реберной дуги. Здесь кисть массажиста разворачивается ладонной поверхностью к животу малыша и поглаживает левую половину брюшной стенки в обратном направлении: сверху вниз, от ребер к лобку, замыкая таким образом "треугольник". Прием выполняется 4-5 раз.

Можно выполнять и так называемое "встречное" поглаживание живота. При этом ладонной поверхностью правой руки массажиста поглаживается левая половина живота малыша по направлению снизу вверх. Одновременно тыльной стороной левой кистипоглаживается правая половина живота ребенка - в обратном направлении. Прием также выполняется 4-5 раз.

5. Массаж ногИсходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Стопа ножки ребенка мягко фиксируется на ладони массажиста. Ножка находится в полусогнутом положении. Свободной рукой массажист производит поглаживания задней и наружной поверхности ножки малыша, плавно "обтекая" коленные суставы. Внутренняя поверхность бедер и передняя поверхность голеней не массируются. Прием выполняется 4-5 раз на каждой ножке ребенка, после чего переходят к массажу стоп. Для этого ножка малыша мягко захватывается за область голеностопного сустава, после чего большим пальцем свободной руки массажист поглаживает подошвенную часть стопы ребенка по направлению от пальцев к пятке. Прием выполняется 6-8 раз на каждой стопе.

6. Массаж спины Исходное положение ребенка - на животе, ногами к массажисту. Выкладывание на живот уже само по себе является физическим упражнением для ребенка первых трех месяцев жизни (вначалепродолжительность пребывания малыша в этом положении может составлять всего лишь несколько секунд, затем длительность активного бодрствования на животе постепенно нарастает). После того, как ребенок занял соответствующее положение, массажист тыльной стороной пальцев обеих кистей выполняет поглаживание спинки малыша по направлению от ягодиц к шее, где кисти массирующего разворачиваются ладонной поверхностью к коже ребенка и, поглаживая, движутся в обратном направлении. Если ребенок неустойчив в таком положении, то поглаживание выполняется одной рукой; второй рукой массажист мягко придерживает малыша за ноги. Прием повторяют 4-6 раз.После этого можно легонько пощипать ягодицы ребенка - и массаж можно считать оконченным.

Разумеется, выше приведены лишь основные массажные приемы, составляющие комплекс для детей в возрасте 1 - 3 месяца. Выполнение массажа непременно нужно дополнять упражнениямирефлекторной гимнастики - либо чередуя, либо совмещая. Вообще же следует отметить, что для грудного ребенка руки мам и пап являются одним из наиболее дружественных проявлений окружающей среды - так что старайтесь как можно чаще дарить малышу их тепло. Не бойтесь экспериментировать - различные нежные, исполненные родительской любви прикосновения к тельцу и голове малыша пойдут лишь на пользу. И тем более не следует опасаться пресловутого "приучения к рукам" - носите и гладьте, теребите и касайтесь тела ребенка так часто, как хочется (и как позволяет малыш:). Потому что природой на реализацию этой возможности отпущено не так уж и много времени - и глазом моргнуть не успеете, как вчерашний малыш обзаведется собственной семьей. И тогда для тактильных проявлений родительской любви будет уже слишком поздно:) Нервно-психическое развитие, 3-й месяц

Маленький человек продолжает усердно развивать свою моторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса в развитии.

Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другого человека, обратившегося к егодрагоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.

Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.

Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональной сферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленький человек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.

Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет:), он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди:)

А еще дети трех месяцев жизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит", опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.

Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.

А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или иной сферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.

типы лица по бауэру

www.babyblog.ru

Будо — блог Михаила Шилова » Архив блога » Рефлекторная гимнастика. Быстрая настройка организма на серьёзную работу.

Воздействуя на активные точки методами акупунктуры и акупрессуры, специалисты – рефлексотерапевты способны добиваться воистину чудесных результатов в области лечения различных патологий практически всех органов и систем организма.

P_uho_big

Знание о расположении этих точек в наше время не является секретом. Однако для того, чтобы умело пользоваться этим знанием, его необходимо получить, усвоить и научиться применять, затратив на это годы.

Эффекты, производимые правильным применением тех или иных приёмов рефлексотерапии, могут иногда показаться чудом:

  1. изменение частоты сердечных сокращений (как увеличение, так и уменьшение)
  2. изменение частоты дыхания
  3. изменение болевой чувствительности
  4. централизация или децентрализация (отток на периферию) кровообращения или усиление притока крови к конкретным органом или частям тела
  5. и пр. и пр. и пр.

Становится понятно, что умение быстро достичь некоторых из этих эффектов было бы весьма полезно для приведения организма в тонус и настройки его на интенсивный тренинг.

Жаль, что не всем довелось обучиться рефлексотерапии, освоить акупунктуру, акупрессуру, шиатсу, иглоукалывание и пр.

Однако не всё так плохо…

Трудно, не зная, как это сделать, попасть в конкретную точку и адекватно воздействовать на неё, с целью достичь селективного воздействия.

Но можно воздействовать сразу на большое количество точек, на, так называемые, рефлексогенные зоны, с целью простимулировать, активировать и «запустить» все органы и системы для работы в более интенсивном режиме. Именно такой режим, какой необходим для боя, тренировки, соревнований… И не нужны никакие стимуляторы…

На теле человека не так много таких зон, которые представляли бы собой натуральное скопище точек, являющихся рефлекторной проекцией внутренних органов и систем органов на поверхность тела.

Любой орган имеет проекцию на свои зоны на поверхности кожи – зоны Захарьина – Геда. Об этом можно прочитать по этой ссылке >>>>>

http://www.budoshin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=60:zonizah-geda&catid=36:anatomija&Itemid=44

Они «отражают» на поверхность тела внутренние органы (их состояние

Но есть такие места, куда спроецировано, наверное, всё, что только можно…

Скажу больше, про эти зоны знают почти все, но мало кто знает, что эти зоны можно стимулировать, достигая очень выраженных эффектов, связанных с усилением активности органов и систем…

Что же это за зоны?

  1. ушные раковины
  2. ладони
  3. стопы
  4. воротниковая зона

Очень мощной зоной является ещё и околопозвоночная зона. Но я не буду рассматривать её в этой статье. Связано это с тем, что я хочу показать, как можно самостоятельно выполнять рефлекторную гимнастику, а всю околопозвоночную зону простимулировать самому нереально.

На ушных раковинах, стопах и ладонях располагаются рефлекторные проекции практически всех органов. А вот  воротниковая зона отвечает, прежде всего, за органы средостения, т.е. за сердечно – лёгочный комплекс, т.е. за выносливость и быстрое восстановление, а так же за головной мозг. Именно выход этих органов на «рабочий режим» очень важен, как для тренировочного процесса, так и для ситуаций, когда нужно быстро мобилизовать все силы организма. Например, на соревнованиях и т.п.

Комплекс рефлекторной «гимнастики», который я здесь рассматриваю, может быть полезен не только спортсменам.

Он может быть полезен каждому, кому необходимо быстро собраться с силами, привести себя в тонус, подготовить организм к серьёзным или продолжительным нагрузкам.

Подкупает его простота. Но из-за этого он не становится менее эффективным.

Субъективно можно ощутить действие от упражнений в виде прилива крови к лицу, повышение температуры тела и ощущения, что выпита чашка крепкого кофе…

Читать дальше и смотреть видео  (только для зарегистрированных пользователей сайта BUDOSHIN). Если Вы до сих пор не зарегистрировались, то сделайте это обязательно. Уже сейчас зарегистрированным пользователям сайта www.budoshin.ru становится доступно всё больше опций на сайте, а со временем станет ещё больше…

http://www.budoshin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=124:

reflektornajamobilizatcija&catid=40:specialnaiapodgotovka&Itemid=17

© Михаил Ю. ШиловМастер спорта РоссииВрач: хирург, травматолог,ортопед, мануальный терапевт

Ссылка для скачивания видеоурока  >>>>> http://depositfiles.com/files/jfa0uf07l

Другие интересные ссылки для скачивания:

http://depositfiles.com/files/vzsno7n8q

http://depositfiles.com/files/wuqhha904

http://depositfiles.com/files/e3gxfai1k

http://depositfiles.com/files/keu91py39

http://depositfiles.com/files/v36vxvsll

http://depositfiles.com/files/rpm4hks8h

http://depositfiles.com/files/9lfg2thvn

http://depositfiles.com/files/qhhwd0cwj

http://depositfiles.com/files/jfa0uf07l

P.S. Не забывайте подписываться на рассылку в форме, расположенной по ссылке, расположенной ниже, т.к. в недалёком будущем полные версии моих рассылок будут выходить только отсюда >>>>>>>

http://www.budoshin.ru/FTP/rassilki/smart_post_udara.html

P.P.S.

… если у Вас нет возможности регулярно посещать боксерский зал,но Вы приняли твердое решение освоить технику бокса…Персональный тренер у вас дома всегда и в удобное для Вас время!

http://www.budoshin.ru/part/boxing.php

budo-blog.ru


Смотрите также