Приемы логопедической работы с детьми с ринолалией. Ринолалия гимнастика


Логопедические занятия при ринолалии у детей

Ринолалия у ребенкаКоррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.

Родители должны понимать, что само по себе хирургическое вмешательство не поможет ребенку заговорить чисто и правильно. Операция лишь дает возможность органам речи функционировать правильно, а вот поставить звуки и сформировать красивую четкую дикцию сможет только логопед.

План логопедических занятий при ринолалии

Первый этап — дооперационный

Занятия с логопедом целесообразно начинать проводить еще до операции. На этом этапе специалист приложит усилия для постановки имеющихся в «арсенале» ребенка звуков, уделит внимание общему речевому развитию, правильному дыханию. Так как после оперативного вмешательства основной упор будет сделан на развитие новых возможностей артикуляционного аппарата, вначале нужно добиться устранения неправильных движений лицевых мышц и подготовить навыки правильного дыхания и артикуляции.

Второй этап — восстановление после операции

На этой стадии занятия направлены на улучшение подвижности мягкого неба, исправление неправильной артикуляции, отработка произношения гласных звуков.

Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции

На данном этапе проводится работа по постановке правильного произношения звуков, устранению привычной назальности речи у ребенка. Проводятся упражнения по улучшению фонематического слуха, много времени уделяется грамматическому строю речи.

Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков

Этот период также занимает немало времени, так как дети с ринолалией нелегко автоматизируют правильные звуки. Крайне важно участие в работе родителей ребенка. Контроль за выполнением заданий, своевременная обратная связь с педагогом являются значимым залогом достижения хорошего результата.

Логопедические занятия — основное «оружие» для коррекции ринолалии, вызванной функциональными нарушениями, и ничуть не менее важное, чем скальпель хирурга при ринолалии органической. Регулярные упражнения помогут восстановить речь ребенка и дать ему все возможности для успешного общение и обучения.

Читайте также: Занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи

Упражнения при коррекции ринолалии

Некоторые виды занятий должен проводить исключительно специалист. К примеру, в послеоперационном периоде для восстановления подвижности мягкого неба помимо дыхательных упражнений проводится также специальный массаж. Родителям не стоит выполнять его самостоятельно.

А вот многие упражнения вполне можно повторять и дома. Частые «тренировки» помогут ребенку освоиться быстрее. Однако важно соблюдать основные правила:

  1. занятия не должны переутомлять ребенка;
  2. его усердия обязательно должно поддерживаться семьей;
  3. все упражнения должны быть сначала отработаны с логопедом, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения.

Дыхательные упражнения

Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу. Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом.Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма.Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно.Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.

Игры на задувание свечи, забивание «футбольных мячей», сделанных из ватных шариков, различные игрушечных духовых инструментов и надувание воздушных шаров также очень полезны. Однако здесь важны постепенность усложнения задачи и отсутствие перегрузок. Дыхательные упражнения не должны быть длительными, чтобы у ребенка не закружилась голова.

Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески

  1. Изображение процесса пережевывания пищи.
  2. Питье воды маленькими глоточками.
  3. Частое покашливание.
  4. Полоскание горла небольшими порциями теплой воды.
  5. Упражнения на сопротивление: рука педагога на лбу ребенка — надо опустить голову вниз, рука на затылке — запрокинуть голову назад, рука на подбородке — открыть рот, опустив нижнюю челюсть.

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

  1. «Змейка или лопата» — нужно научится высовывать язык с заостренным кончиком, а потом широко расплющенным. Следующий этап — чередовать «змею» и «лопату».
  2. «Выгни спинку» — кончик языка упирается в нижние десны, а спинка языка выгибается то вверх, то вниз.
  3. «Надуй и сдуй» — щеки нужно надувать и сдувать, втягивая их между зубов. Как вариант — научиться надувать не обе щеки сразу, а попеременно. Взрослый может помогать «сдувать» надутую щеку, легко прикасаясь к ней пальцем.
  4. «Полощем зубы» — имитировать полоскание зубов без воды (воздух должен давить на губы).
  5. «Зарядка слоника» — ребенок должен научиться удерживать сомкнутые и вытянутые вперед губы «хоботком», а потом двигать им вправо-влево и даже вращать.

Читайте также: Акустическая дисграфия

Постановка звуков

Первыми начинают отрабатываться гласные — сначала А, а после нее Э, О, У, И. Ребенок учится правильно произносить звуки изолированно, по одному, постепенно соединяя их между собой.

Упражнения:

  1. Произнесение звука один раз на выдохе.
  2. Через некоторое время педагог предлагает увеличить количество повторений за один выдох.
  3. Чередование сочетаний гласных — ребенок произносит слитно освоенные уже звуки.
  4. В процессе отработки дети произносят звуки «разными голосами» — низко (как волк или медведь), высоко (как птичка или зайчик), на обычном уровне.

После отработки гласных звуков и освоении правильного дыхания и артикуляции логопед переходит к постановке согласных. Первый звук на очереди — Ф. Затем приступают к работе над глухими щелевыми и взрывными, звонкими, смычно-щелевыми и сонорными. Однако, конечно, в каждом конкретном случае последовательность постановки звуков определяется логопедом в зависимости от ситуации.

Упражнения для автоматизации звуков должны обязательно строиться от простого к сложному и базироваться на уже изученных фонемах, чтобы ребенку было не трудно заниматься.

Хорошим вариантом отработки произношения является пение. Когда ребенок поет, небная занавеска смыкается самостоятельно, а значит появляется возможность больше внимания уделять контролю за произнесением фонем.

Упражнения на развитие фонематического слуха

  1. «Кто здесь?» — ребенка просят закрыть глаза и на слух узнать музыкальные инструменты, звучащие игрушки, голоса людей. Важно: все эти звуки он должен хорошо знать ранее.
  2. «Повторяшки» — педагог предлагает ребенка повторить за ним набор одинаковых слогов с ударением на первом гласном (мА-ма-ма), затем на втором (ма-мА-ма) и на третьем.
  3. «Найди ошибку» — дети очень любят «поправлять» взрослых, так что эта игра обычно пользуется популярностью. Педагог читает текст, а ребенок должен «уличить» автора в ошибке. Например: У нашего Мишки на лбу большая фишка (шишка).

Занятия не включают все упражнения одновременно. Логопед подбирает нужные в зависимости от конкретной ситуации и готовности ребенка.

karkusha.su

Приемы логопедической работы с детьми с ринолалией

работа с детьми с ринолалиейПриемы логопедической работы с детьми с ринолалией

Логопедическая работа при ринолалии очень сложна. Приступая к занятиям с ринолаликом, необходимо оказывать на него всестороннее воздействие, учитывая в работе не только его речевое нарушение, но и всю личность ребенка в целом, его интересы и возможности, сопровождая всю работу с ним психотерапией.

Логопедические мероприятия должны быть направлены: на вызывание к деятельности нёбной занавески (активизация мягкого нёба), на воспитание правильно направленной голосовыдыхательной струи воздуха и развитие голоса на ней, на воспитание правильной деятельности органов произношения и на снятие сопутствующих подсобных движений лицевой мускулатуры, на постановку звуков и их автоматизацию в речи и на введение здоровой речи в повседневное речевое общение. В основу этой работы кладется комплексность воздействия на весь периферический речевой аппарат, причем особо оттеняется деятельность нёбной занавески. Для удобства в описании выделяют эти упражнения для каждого речевого органа в отдельности.

Комплексность же воздействия сохраняется в практической работе не только в упражнениях речевого аппарата, но и во всей работе с ринолаликом с учетом всей личности ребенка.

Работа над нёбной занавеской

Нёбная занавеска у ринолалика не выполняет присущих ей речевых функций. Она малоподвижна, не изолирует полость носа от полости рта. Чтобы придать ей большую эластичность и подвижность, а также размять рубцы, оставшиеся после операции, следует с первых дней применять приемы массажа нёбной занавески: 1) делать движения по линии шва на нёбе путем прерывистых давлений на ткань с целью разминания рубцевой ткани; 2) делать легкие поглаживающие движения по нёбной занавеске, производить легкие удары по ней для возбуждения иннервации (научить этим приемам и самого ребенка). При этом убедите ринолалика в целесообразности систематического проведения массажа и обучите его основным приемам.

Перед ринолаликом ставится следующая задача: он должен добиться хорошей подвижности нёбной занавески, ощущать работу нёбной занавески и уметь управлять ею. Для этого нужно выработать способность контролировать ее движения. Контроль может быть осуществлен только тогда, когда у ребенка выработаются четкие кинестетические ощущения от движения нёбной занавески (поднятия и опускания ее). В целях выработки этих ощущений необходимо обращать внимание ринолалика на движение нёбной занавески в актах проглатывания, полоскания горла, кашля и т. п. Заставлять проследить периоды активности нёбной занавески во всех этих актах, затем ввожу их (полоскание горла, проглатывание нескольких капель, позевывание и кашель и т. п.) как систематические упражнения для активизации нёба, задавая эти упражнения на дом.

Обратите внимание ринолалика на то, что у него в речевом акте и в акте дыхания нёбная занавеска или совсем бездействует, или она действует крайне недостаточно, что и является главной причиной его речевого нарушения. Стоит отметить разницу в работе его нёбной занавески и нёбной занавески у себя. Указывать на то, что участие нёбной занавески можно видеть (при широко открытом рте, наблюдая в зеркальце), можно ощущать тактильно (приложив руку к гортани справа и слева тыльной стороной кисти, это очень хорошо прослеживается при проглатывании).

Одновременно с этим следует начать работу над дыханием, гимнастикой речевого аппарата, над голосом и постановкой звуков.

Речевое дыхание ринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движениях воздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенку приходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточно глубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень неэкономный, поэтому работа над дыханием является одной из основных по воспитанию правильной речи у ринолаликов. С первых занятий начинаю приучать ринолалика к правильному экономному выдоху. Различные виды вдоха и выдоха (вдыхать и выдыхать через нос, вдыхать носом, выдыхать ртом, вдыхать ртом, выдыхать носом, вдыхать и выдыхать ртом) используйте, с одной стороны, для развития постепенного выдоха, с другой стороны, на этих же упражнениях старайтесь воспитать тонкие кинестетические ощущения от движения при этом нёбной занавески и, кроме того, используйте их для гимнастики той же нёбной занавески. В последующей работе правильный ротовой выдох используйте при воспитании гласных и согласных звуков.

Вдох через нос — выдох через нос. Вдох через нос несет в легкие холодную струю воздуха (это лучше прослеживается при замедленном вдохе), которая, проходя по внутренней стенке нёбной занавески, хорошо ощущается; при этом чувствуется расстояние между нёбом и стенками глотки. Выдох через нос подает воздух через носовое отверстие и оставляет след на приставленном к носу шпателе, что свидетельствует о полном бездейственном состоянии нёбной занавески.

Вдох через нос — выдох через рот. При проведении этого упражнения подчеркивается необходимость усиленной работы нёбной занавески, которая должна полностью изолировать полость рта от полости носа. Проверка правильного выдоха приставленным к носу шпателем отмечает работу нёбной занавески и заставляет ребенка активизировать ее деятельность. Выдох через рот очень труден для ринолалика и работа над выдохом продолжается длительно, но такие осознанные упражнения тренируют дыхание, а, самое главное, все в большей и большей степени включают осознанное управление работой нёбной занавески.

Вдох ртом — выдох носом особенных трудностей для ринолалика не представляет, но это упражнение дает возможность ребенку осознать и дифференцировать ощущения от прохождения потока воздуха и от движения нёбной занавески. Здесь при вдохе ринолалик ощущает поток холодной струи по поверхности нёбной занавески, ощущает при вдохе некоторый подъем нёбной занавески и ее удержание в приподнятом положении в продолжение всего времени вдоха. Такое поднятие нёбной занавески (в упражнениях) следует утрировать и, вдохнув воздух, задержать дыхание, чтобы лучше ощутить работу нёбной занавески, а затем произвести выдох через нос. В этом упражнении особое внимание уделяйте моменту подъема нёбной занавески; если простой вдох недостаточно включает в действие небную занавеску, рекомендуется вдохнуть с напряжением как при позевывании, с последующим удержанием нёбной занавески. В данном случае ребенок проводит эти упражнения с зеркальцем в руках, которым он пользуется для того, чтобы видеть работу нёба при вдохе и при удержании нёбной занавески в приподнятом состоянии.

Вдох через рот — выдох ртом. В этом упражнении ребенок удерживает нёбную занавеску во время вдоха, как и в предыдущем упражнении, но он продолжает удерживать ее и при выдохе, контролируя шпателем у носа правильность выдоха. При изучении этого варианта вдоха и выдоха указываю ребенку, что так и должно быть во время речи.

Затем все эти четыре варианта вдоха и выдоха тренирую с паузами между вдохом и выдохом от 1 до 5 секунд. Такие упражнения еще лучше активизируют мягкое нёбо и создают более четкие кинестетические ощущения от участия или бездействия нёбной занавески.

Хотя упражнения в первые дни занятий и не приводят иногда к большим результатам, но они мобилизуют внимание ринолалика на тонкую, дифференцированную работу нёбной занавески, приучают его ощущать ее поведение при различных вариантах вдоха и выдоха.

В дальнейшем выдох через рот задерживается смыканием губ, что позволяет получить раздутие щек. Такое надувание щек и удержание воздуха в полости рта без утечки через нос в продолжение нескольких секунд укрепляет и приучает нёбную занавеску к длительной работе.

Раздувание щек можно воспитывать, опираясь на ранее практиковавшиеся поднятия нёбной занавески при проглатывании («Подними нёбную занавеску, как ты это делаешь, когда намереваешься проглотить») и при вдохе через рот («подними нёбную занавеску и удержи ее в верхнем положении, как ты это делаешь при вдохе через рот»).

Все это позволяет перейти к систематическим упражнениям нёбной занавески по сигналам-указаниям: «подними нёбную занавеску», «удержи ее в таком положении», «опусти нёбную занавеску». Такую тренировку нёбной занавески вначале упражняйте без голоса и только в дальнейшей логопедической работе используйте этот навык с голосовыми упражнениями. Постепенно в эти упражнения вводятся паузы на удержание нёбной занавески.

Схематически это можно отобразить так.

А. 1) Подними нёбную занавеску.

2) Опусти н. з.

Б. 1) Подними и удержи н. з. 2) Опусти н. з.

Длительность удержания нёбной занавески постепенно увеличивается от 2 до 5 секунд.

Положение надутых щек переводите постепенно в выдувание воздуха губами, как постепенный, замедленный выдох, а затем как прерывистое выдувание.

Схематически это задание можно изобразить так:

а)    постепенный замедленный выдох:

()—>… до полного выдоха.

б)    прерывистое выдувание:

()—>()->••• до полного выдоха

а) нёбная занавеска удерживается в продолжение всего времени до полного выдоха, б) нёбная занавеска удерживается в продолжение всего времени до полного выдоха и при выдувании, и во время пауз.

Эти упражнения удобны для контроля при помощи зеркала, никелированного шпателя или ватки, приставленных к носу, и могут быть включены в домашние задания для самостоятельной работы.

В дополнение к упражнениям нёбной занавески при различных видах вдоха и выдоха проводите активную гимнастику нёбной занавески и стенок глотки, начиная с произвольного покашливания. Оно производит сильные толчки нёбной занавески и включает в работу стенки глотки, развивает их подвижность и напряженность; кроме того, при сильных толчках происходит полный затвор между носом и полостью рта, с одной стороны, движением мягкого нёба, с другой — участием в этом акте стенок глотки. Эта смычка ощущается тактильно (приложением руки к гортани) и кинестетически самим ребенком. Произвольное покашливание тренируют от2-3-кратного до возможно большего количества самих толчков на один выдох, чтобы ребенок использовал весь запас воздуха на упражнение, почти не прерывая смычки нёбной занавески с задней стенкой глотки. Это позволяет получить воздушный поток только через ротовую полость. Воздушный поток должен быть достаточно сильным. Его силу можно проверить при помощи ваты или бумажки. Для избежания смычки корня языка с нёбом вначале это упражнение производится с высунутым языком.

Добившись значительного количества толчков за каждый выдох, переводите непрерывное покашливание в прерывистое с произвольными паузами и с сохранением во время пауз смычки мягкого нёба с задней стенкой глотки. Таким путем вы приучите ребенка ощущать кинестетически смычку более длительное время, направлять воздушную струю исключительно через рот, контролируя утечку воздуха через нос.

Все эти упражнения служат для понимания и ощущения работы нёбной занавески, для ее упражнения, готовят ее к активному участию в акте дыхания и одновременно служат целям по развитию правильного пользования дыханием, так как основой речевого дыхания является ротовое дыхание с быстрым и глубоким вдохом и медленным, постепенным и дифференцированным выдохом.

Выработанный навык управления нёбной занавеской создает нужные предпосылки к воспитанию правильной речи у ринолаликов.

В легких случаях (при вялости нёбной занавески, при субмукозных щелях) такие упражнения полностью ликвидируют гнусавый оттенок речи, логопедические же занятия продолжаются для закрепления новых условных связей в речи (если до занятий была только гнусавость без косноязычия). При наличии косноязычия они создают возможность перехода к постановке звуков речи родного языка, как и в случаях сложного косноязычия.

В тяжелых случаях одновременно проводится следующая гимнастика языка и губ.

Гимнастика для языка: высовывание языка вперед «лопатой», «жалом»; оттягивание языка назад; движение кончика языка вправо, влево, вверх, вниз; круговые движения языка по губам и за губами; прикосновение кончиком языка к верх ним деснам, к нижним деснам, к углам рта; удары кончиком языка в альвеолы, прищелкивания языком и т. п.

Гимнастика губ: выдвигать губы вперед; оскаливать зубы; проводить сосательные движения; чередовать движения сосания с оскаливанием зубов; подтягивать нижнюю губу вверх и опускать вниз; опускать верхнюю губу вниз и подтягивать вверх; резко смыкать и размыкать губы и т. п. Надувание щек и кучерское «тпру» хорошо укрепляют и развивают мышцы губ.

При наличии на верхней губе шва (после операции) делаются легкие проглаживающие и пощипывающие движения для возбуждения и иннервации губы и разминательные движения по линии шва.

См. также: Ринолалия у детей

Коррекционная работа с детьми с ринолалией

Использование игр и игровых упражнений на физкультурных занятиях с детьми с ринолалией

Развитие артикуляционной моторики у детей с врожденными расщелинами нёба

Логопедический массаж для детей с врожденными расщелинами нёба

Клиническая картина при расщелинах нёба

Виды речевых нарушений

    

mallishok.ru

13. Методика логопедической работы при ринолалии. (Ипполитова)

Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи, активизация деятельности артикуляционного аппарата; выработка правильной артикуляции всех звуков; устранение назального оттенка голоса; воспитание навыков дифференциации звуков; нормализация просодической стороны речи; автоматизация полученных речевых навыков в общении; систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия; формирование морфологических обобщений; преодоление дисграфии; овладение синтаксическими обобщениями; формирование связной речи.

Наиболее известна методика Ипполитовой А.Г. Она включает следующие разделы:

  • формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха

  • формир. длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без голоса)

  • дифференциация короткого и длител. ротового и носового выдоха при форм. соноров и аффрикат

  • формирование мягких звуков.

Л.И. Вансовская предложила начинать устранение назализации со звуков И и Э (а не с А), т.к. эти звуки позволяют фокусировать воздушную струю в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. Тапталова С. Л. предлагает своеобразный режим молчания – произношение про себя гласных звуков. Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются вокальные упражнения. Ермакова И.И. – поэтапная коррекция звукопроизношения и голоса; особое внимание – послеоперационному периоду. Коррекционные задачи зависят от того, проведена ли операция по закрытию расщелины.

До операции:

  • освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений

  • подготовка правильно произношения гласных

  • подготовка правильной артикуляции доступных согласных.

После операции:

  • развитие подвижности мягкого неба

  • устранение дефектов звукопроизношения (уклады)

  • преодоление назального оттенка голоса

Специфическими в послеоперационном периоде являются следующие виды работы:

1. Массаж мягкого неба (для разминания рубцовой ткани используется зонд для звука С): поглаживание вперед-назад твердого неба; растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба в поперечном направлении; массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо; точечный и толчкообразный пальцевой массаж (продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес).

2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки: глотание воды маленькими порциями (наибольшее поднятие мягкого неба); позевывание; полоскание горла теплой водой маленькими порциями; покашливание (сначала с высунутым языком) – сокращение мышц валика Пассавана – 2-3 покашливания на одном выдохе; утрированное произнесение гласных звуков высоким голосом – увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок голоса

3. Артикуляционная гимнастика:

а) для щек и губ: надувание обеих щек одновременно и попеременно; втягивание щек в ротовую полость; сосание; втягивание губ; вытягивание губ (свист) и поднимание – опускание сжатых губ; вибрация губ; удерживание губами карандаша

б) для языка: высовывание языка лопатой, иголочкой; поворачивание высунутого языка влево—вправо; поднимание – опускание кончика языка; присасывание; «хоботок» - «желобок» - «чашечка»; «жало» - «чашечка» - язык вверх (комплекс).

4. Голосовые упражнения. Проводятся на гласных звуках А, О, У, Э: артикулирование без голоса; громкое произнесение А АА ААА с увеличением повторений; отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ; произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое положение мягкого неба) А- - - - - Э - - - - - -У

5. Дыхательные упражнения: вдох и выдох носом; вдох и выдох ртом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом и т.д. Используется контроль утечки воздуха через нос: с помощью зеркала, полоски тонкой бумаги, ватки.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный контроль над направлением воздушной струи.

studfiles.net

причины, симптомы, диагностика и лечение

Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

www.krasotaimedicina.ru

. Этапы работы над дыханием при ринолалии

Наличие врожденной расщелины неба плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Поэтому первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с врожденными расщелинами неба является развитие речевого дыхания. Рекомендуется проводить работу в несколько этапов:

Правила проведения работы по нормализации дыхания

Заниматься необходимо только в проветренном помещении, до еды.

Следует не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия.

Не делать слишком большой вдох.

Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

Движения необходимо производить плавно, медленно, под счет.

Необходимо сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционных и голосовых органов.

Подобная система работы способствует коррекции нарушений звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, устранению гиперназализации.

8. Активизация артикуляционного аппарата

Особый акцент в коррекционной работе делается на активизацию речевой моторики. У детей с ринолалией к моменту занятий, как правило, уже сформированы патологические особенности артикуляции, обусловленные дефектом анатомического строения речевого аппарата. Их устранение является важнейшим разделом коррекционного воздействия, так как для постановки правильного звукопроизношения необходима полноценная работа органов артикуляции. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряжения, скованности, с другой стороны, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

В комплекс мероприятий входит:

- массаж артикуляционных и мимических мышц;

- гимнастика артикуляционного аппарата и мимических мышц.

Артикуляционная гимнастика и массаж способствуют активизации двигательной функции артикуляционного аппарата - улучшают движения, подвижность, переключаемость и позволяют воспитать определенные кинестетические ощущения, сформировать определенный артикуляционный уклад.

В задачи логопедического массажа входит:

1) ослабить патологические проявления в органах артикуляционного аппарата;

2) подготовить артикуляционный аппарат к выполнению мышечных движений, необходимых для правильного звукопроизношения;

3) восстановить угасшие рефлексы;

4) усилить тактильные ощущения.

Помимо массажа формированию правильных артикуляционных укладов и точных артикуляционных движений способствует артикуляционная гимнастика. При работе с детьми с ринолалией артикуляционная гимнастика служит:

1) устранению высокого подъема корня языка и его смещения в глубь ротовой полости;

2) развитию полноценной губной артикуляции;

3) ликвидации чрезмерного участия корня языка в произнесении звуков;

4) последовательному формированию непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

5) развитию устойчивых двигательных и речевых кинестезий, развитию дифференцированного кинестетического восприятия;

6) укреплению всего мышечного фона.

Основная цель применения артикуляционной гимнастики - это выработка четкости, направленности движений всего артикуляционного аппарата и координация его работы с органами дыхания и голосообразования.

Активизация артикуляционного аппарата занимает длительное время. В комплексах артикуляционной гимнастики с целью развития функций речевого аппарата проводится пассивная и активная гимнастика. На начальных этапах работы дети выполняют упражнения с помощью логопеда (пассивная гимнастика). Постепенно переходят к тренировке активных движений. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка артикуляционные навыки закреплялись и автоматизировались.

studfiles.net

Ринолалия у детей. Этапы её коррекции

Содержание:Что это — РинолалияЗакрытая форма ринолалииОткрытая форма ринолалииЭтапы коррекции

Что это такое — Ринолалия?

Ринолалия – это нарушения темпо-ритмической и произносительной сторон речи из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Дети с ринолалией с раннего возраста находятся под присмотром педиатров, ортодонтов, хирургов. При ринолалии страдает лепетная речь, ребёнок начинает позже говорить, устная речь бедна, грубо нарушена фонетическая сторона. Недостающие движения артикуляционного аппарата компенсируются напряжением мимических мышц, сдвигом корня языка в сторону и т.п. В школьном возрасте нарушения в устной речи перерастают в дисграфию и дислексию.

Формы ринолалии

Существуют две формы ринолалии: закрытая и открытая.

Закрытая форма ринолалии

Закрытая возникает из-за гипертрофии слизистой носа, полипов, опухолях, аденоидов, фибром, искривлении носовой перегородки. При закрытой ринолалии носовой резонанс сильно понижен. Поэтому звуки М, М?, Н, Н? произносятся как Б, Б?, Д, Д?. Гласные же имеют мёртвый оттенок. Закрытая ринолалия бывает двух видов: функциональная и органическая. Возникновение функциональной ринолалии связано с недостаточным подъёмом мягкого нёба при фонации. При этом, проходимость носовых путей не нарушена. Поднимаясь выше нормы, нёбо закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Чаще всего функциональная закрытая ринолалия имеет место у детей с невротическими расстройствами. Органическая закрытая ринолалия возникает из-за непроходимости носовых путей (опухолей, полипов, аденоидов и т.п.) и устраняется хирургическим вмешательством.К оглавлению

Открытая форма ринолалии

Открытая ринолалия появляется из-за анатомо-физиологических дефектов мягкого и твёрдого нёба, губ, альвеолярного отростка. У таких детей затруднён процесс сосания, глотания, снижен иммунитет: наиболее восприимчивыми они становятся к заболеваниям дыхательных путей, анемии, рахиту, воспалениям среднего уха. Особенно страдает произношение гласных И, У, меньше всего искажается звук А. Шипящие и фрикативные сопровождаются хриплыми призвуками, взрывные, а также Р и Л получаются нечёткими. Открытая ринолалия делится на органическую и функциональную. Органическая бывает врождённой и приобретённой. Врождённая возникает из-за дефектов мягкого и твёрдого нёба, а приобретённая из-за повреждения ротовой и носовой полостей, парезе. При функциональной открытой ринолалии артикуляция мягкого нёба вялая. Также этот вид ринолалии возникает из-за длительного ограничения подвижности нёба, истерии.К оглавлению

Этапы коррекции ринолалии

Дошкольники с ринолалией получают помощь в поликлиниках, специальных дошкольных учреждениях. Коррекционный логопедический процесс проходит в несколько этапов.

Первый этап

На первом этапе совершают массаж мягкого нёба. Поглаживающие движения сочетаются с надавливаниями, можно произносить звук А. Гимнастика для нёба заключается в имитации зевания, глотания, покашливания. Высоким тоном полезно произносить гласные по отдельности, а затем в ряду А, О, У, Э на ротовом выдохе. В случае операции такие упражнения проводят и в дооперационный период и после него.Также на этом этапе важна работа над правильным дыханием. Осуществляется она с помощью игровых упражнений: сдувание ваты, бумаги со стола и т.п. Следует начинать с лёгких упражнений: задувание свечи на расстояние 15 см, сдувание ваты с ладошки. Постепенно это расстояние увеличивать. Если ребёнок совсем плохо чувствует воздушную струю, то можно засунуть ему в нос неспресованные комочки ваты. Если воздух направлен в нос, то они вылетят. Это поможет малышу контролировать воздушную струю.К оглавлениюЧто такое ринолалия. Как ее лечитьПодобному контролю способствует упражнение буря. Дайте ребёнку трубочку и бутылку с водой. Дуя в трубочку с разной силой, он будет видеть пузырьки воды. Надувание шарика и гармошка – наиболее сложные для детей упражнения. Поэтому их следует проводить, когда малыш научится выполнять вышеописанные задания.

Из-за патологических особенностей речевой артикуляции важным направлением коррекционной работы является развитие речевой моторики. Полезна артикуляционная гимнастика губ, щёк, языка.Упражнения для губ и щёк: надувание и втягивание щёк, сосательные движения, оскал, вытягивание губ широкой и узкой воронкой и др.Упражнения для языка: облизывание губ, высовывание языка жалом, движения высунутым языком в разные стороны, делаем язык лопаточкой и др.К оглавлению

Второй этап — Работа со звуками

На втором этапе логопед проводит работу со звуками. Всё начинается с беззвучного произнесения гласных с переходом к громкому артикулированию. Гласные звуки проговариваются на выдохе, начиная с одной. Постепенно их количество увеличивается до 2-3. Иногда для более чёткого произнесения нос ребёнка зажимают пальцами.К оглавлению

Третий этап – Коррекция согласных.

Эту работу производят в следующем порядке: Ф, П, Т, К, Б, Д, М, Н, Р, Л. Начинают с изолированного произношения этих звука, переходя постепенно к прямым и обратным слогам. Приём, помогающий малышу сосредоточиться на правильном артикулировании согласных, – это пение, во время которого мягкое нёбо и задняя глотка малыша рефлекторно смыкаются.

Обязательным является сотрудничество логопеда с семьёй ребёнка. Важно показывать родителям упражнения, чтобы они проводили их в домашних условиях. Это значительно ускорит логопедический процесс.

Публикации в разделе «Здоровье» не следует рассматривать как врачебные рекомендации.

345-games.ru


Смотрите также