А.И. Буренина_Ритмическая мозаика. Печатается по решению кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования и риса лоиро. Ритмическая гимнастика буренина


ПРОГРАММА А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»

Транскрипт

1 ПРОГРАММА А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» Программа «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной дополняет содержание основной части в связи с тем, что приоритетное направление ДОУ «Художественно-эстетическое развитие детей». Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладывается основа здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка. Ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно. В наше социально ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребенка. Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Особенности Программы «Ритмическая мозаика» Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы "на себя", "на себя во взаимодействии с детьми" вот первая отличительная особенность данной программы. Вторая особенность это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений в грамзаписи и при непосредственном, "живом" исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности. Третья особенность данной программы это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкальноритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка. Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память,

2 под-вижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.. Данная программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности. Занятия по ритмопластике проводятся во всех группах. Цель программы "Ритмическая мозаика" развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки... Другими словами, программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных)*. Программа по ритмической пластике помогает решать следующие задачи обучения и воспитания детей: - развитие музыкальности: чувствовать настроение, характер музыки, развитие чувства ритма, музыкальной памяти; - развитие двигательных качеств и умений: координация движений, гибкость, пластичность, красивая осанка, умение ориентироваться в пространстве; - развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движениях под музыку. Важно помнить, что основная задача программы психологическое раскрепощение ребѐнка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. Все эти задачи я реализуются в процессе творческого общения с детьми: в образовательной деятельности, в кружковой работе, в свободных играх, играх драматизациях, при подготовке и проведении праздников и развлечений,, индивидуального общения с ребенком, семейных праздниках. На основе репертуара из «Ритмической мозаики» я проводится бодрящая гимнастика и утренняя зарядка. Для утренней гимнастики подбираются композиции с постепенным нарастанием интенсивности физической нагрузки движениями ( «Веселые путешественники», «Рыбачок», «Мячик»). А в бодрящей гимнастике использую упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу («Чебурашка», «Белочка», «Мишка»). Многие ритмические композиции имеют яркий художественный образ, поэтому воспитателем вместе с детьми придумывается и готовится атрибутика для более эффективного и выразительного исполнения. Сам процесс разучивания музыкально ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослых. Игровое общение с детьми помогает установлению теплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Внимание детей активизируется за счет выполнения движений по показу, стимулируется творческая активность детей, подбираются образные сравнения, характеризующие игровой образ. Важно: сам процесс занятий должен приносить детям радость!

3 Ожидаемый результат: Улучшилась пластика и координация движений детей, активизировалась творческая деятельность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах, улучшилась осанка дошкольников. Ритмопластика создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ А.И. БУРЕНИНОЙ «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» В связи с взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей. 1. Развитие музыкальности: - развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; - развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; - развитие музыкальной памяти. 2. Развитие двигательных качеств и умений: - развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; - воспитание выносливости, развитие силы; - формирование правильной осанки, красивой походки; - развитие умения ориентироваться в пространстве; 3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: - развитие творческого воображения и фантазии; - развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове. 4. Развитие и тренировка психических процессов: - развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; - тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. 5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: - воспитание умения сопереживать другим людям и животным; - воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. СОДЕРЖАНИЕ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ 2 3 года Дети раннего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

4 Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательного и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально - игровым образом. Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность. Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка. Планирование содержания работы по ритмопластике Сюжетно-тематическая характеристика репертуара программы "Ритмическая мозаика'' Мир игрушек «Неваляшки», «Кукла», «Кукляндия», «Танец Кукол и Мишки», «Кошки-Мышки», «Танец Колокольчиков» и др. Любимые персонажи мультфильмов «Чебурашка», «Крокодил Гена», «Танец Гномиков», «Кузнечик», «Три поросенка», «Антошка» и др. Природа и животные «Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа», «Белые кораблики», «Белочка», «Аквариум», «Голубая вода» и др. Путешествия «Едем к бабушке в деревню», «Веселые путешественники», «Вместе весело шагать» и др. Любимые песни малышей, а также их мам и бабушек «Веселые путешественники», «Цыплята» и др. Парные танцы «Маленький танец», «Полька», «Поссорились-Помирились, «Танец с мамами» и др. Композиции физкультурной направленности Пластические этюды на музыку А. Петрова, «Озорники», «Кошки-Мышки» и др. Игры и этюды «Где же наши ручки?», «Собери листочки»,,«игра с мячом», «Найди себе пару», «Птички и Вороны». Календарное планирование Период Программное содержание Репертуар прохождения материала Сентябрь, октябрь Развитие умения прислушиваться к музыке, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, двигаться в соответствии с темпом музыки. Формировать положительное эмоциональное «Ладушки», «Где же наши ручки», «Плюшевый медвежонок», «Веревочка(линеечка), «Веселые путешественники»,

5 Ноябрь, декабрь Январь, февраль Март, апрель Май восприятие. Развитие умения двигаться в соответствии с образом характером музыки, ее темпераментом. Формировать умение выполнять простейшие движения по показу. Развивать умение прыгать на двух ногах с места, хлопать в ладоши, совершать повороты кистей рук, Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, притопывать ногой, кружение в парах, приседать и полуприседать. Повторение и закрепление пройденного «Осенние листочки», «Покатай мячик» «Кто выше», «Мишка покажи», «Красиво ходим», «Линеечка», «Снежинки», «Гномики», «Лошадка», «Передай лодочку» «Зайки на полянке», «Поссорились-помирились», «Платочки», «Собери кружок», «Высокие коленочки» «Веселые путешественники», «Утята», «Бабочки», «Матрешки», «Птички», «Побегаем, попрыгаем», «Полечка» Повторение пройденного репертуара Содержание и планирование работы в среднем, старшем и подготовительном возрасте см. в книге: А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».

docplayer.ru

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА

Статья опубликована в рамках:

 

Выходные данные сборника:

 

РИТМИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА  КАК  ОДНА  ИЗ  ФОРМ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ  РЕБЕНКА  -  ДОШКОЛЬНИКА

Лунина  Татьяна  Николаевна

инструктор  по  физической  культуре

Чефанова  Светлана  Юрьевна

старший  воспитатель,  муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  комбинированного  вида  №  87,  г.  Белгород

E-mail:  sssooo[email protected][email protected]

 

«Возможно,  самое  лучшее, 

самое  совершенное  и  радостное,  что  есть  в  жизни  – 

это  свободное  движение  под  музыку. 

И  научиться  этому  можно  у  ребёнка» 

А.И.  Буренина

 

Ритмическая  гимнастика  -  это  разновидность  гимнастики,  такой  системы  упражнений,  которая  дарит  бодрость,  здоровье,  мышечную  радость,  повышает  тонус  нервной  системы.  В  ритмическую  гимнастику  входит  неограниченный  подбор  движений,  воздействующих  на  все  группы  мышц,  на  развитие  физических  качеств,  таких  как  ловкость,  гибкость,  выносливость,  пластичность.  Музыкальное  сопровождение  вызывает  положительные  эмоции,  стремление  выполнять  движения  в  соответствии  с  характером  музыкального  произведения,  развивает  слух  и  чувство  ритма.  Ритмическая  гимнастика  имеет  целью  активизировать  восприятие  детьми  музыки  через  движения  и  помочь  выявить  их  музыкально-танцевальные  способности.  Музыка  и  движение  являются  основными  средствами  ритмической  тренировки.

Движения  могут  применяться  самые  разнообразные:  гимнастические,  бытовые,  танцевальные,  могут  варьироваться  по  тематике,  сюжету  музыки,  а  также  включать  элементы  народного  и  современного  классического  танца.  Упражнения  для  занятия-тренировки  подбираются  с  учетом  их  воздействия  на  все  основные  группы  мышц  в  определенной  последовательности  сверху  -  вниз,  используя  разные  стойки  и  исходные  положения.  Характерная  черта  ритмической  тренировки  -  большое  количество  заданий  для  коллективного  выполнения.  Это  учит  детей  ориентироваться  в  пространстве,  соотносить  свои  действия  с  действиями  детей  группы,  перестраиваться  в  движении,  менять  танцевальные  фигуры  и  направление  движения.  Ритмическая  гимнастика  может  включать  элементы  художественной  гимнастики,  упражнения  общеразвивающего  характера,  свободную  пластику,  суставную  гимнастику,  элементы  современного  и  народного  танца,  игровой  стретчинг.

Она  может  являться  как  основной,  так  и  доминирующей  частью  тренировки.  Это  обеспечивает  многогранный  эффект  оздоровительного  и  развивающего  воздействия  на  организм  ребенка  дошкольника.  Большое  разнообразие  движений,  выполняемых  в  различных  плоскостях  пространства,  из  разных  исходных  положений,  способствует  совершенствованию  двигательной  памяти  и  координационных  способностей.  Данному  виду  гимнастики  свойственна  танцевальная  манера  исполнения.  Свобода,  естественность,  легкость  и  положительный  эмоциональный  настрой  -  все  это  должно  быть  характерно  при  выполнении  детьми  ритмических  упражнений. 

С  помощью  музыкально-ритмической  тренировки  решаются  следующие  задачи:

1.       всестороннее  и  гармоническое  развитие  ребенка;

2.       совершенствование  физических  способностей;

3.       укрепление  здоровья;

4.       формирование  музыкально-двигательных  способностей;

5.       воспитание  моральных,  волевых,  эстетических  качеств.  Развитие  памяти,  внимания,  общей  культуры  поведения.

Процесс  проведения  ритмической  тренировки  построен  на  реализации  общих  дидактических  принципов:

·     сознательности  и  активности,  предусматривает  сознательное  отношение  к  занятиям,  воспитание  у  детей  интереса  в  овладении  движением; 

·     доступности,  требует  постановки  таких  задач,  которые  соответствуют  возможностям  детей  и  предполагают  постепенное  повышение  трудности  предложенного  материала;

·     системности  предполагает  непрерывность  процесса  формирования  музыкально-двигательных  умений  и  навыков.  Чередование  работы  и  отдыха  для  поддержания  работоспособности  дошкольников;

·     наглядности  помогает  создать  представление  о  темпе,  ритме,  амплитуде  движений,  при  помощи  многократного  показа  упражнения,  прослушивания  музыки,  которая  помогает  закреплять  мышечное  чувство  и  запомнить  движения  в  связи  со  звучанием  музыкальных  отрывков;

·     постепенности  предполагает  построение  предлагаемого  материала  с  последующим  усложнением;

·     индивидуальности  предполагает  подбор  упражнений  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  возможностей  ребенка,  а  также  его  физиологии.

·     равномерного  распределения  нагрузки  предполагает  чередование  упражнений  высокой  степени  интенсивности  с  упражнениями  более  спокойными  по  темпу  и  характеру,  не  допуская  чрезмерного  переутомления  ребенка  [3,  с.  27-29].

Ритмика  может  быть  одной  из  форм  проведения  физкультурных  тренировок,  предусмотренных  программами  по  физическому  воспитанию  дошкольников  или  частью  деятельности  по  физической  культуре.  Как  и  всякая  организованная  деятельность,  музыкально-ритмические  тренировки  имеют  традиционную  структуру:  подготовительная  часть,  основная  и  заключительная.

Подготовительная  часть  (длится  от  5-15%)  -  обеспечивает  разогревание  организма,  повышение  частоты  пульса,  дыхания.  Сюда  следует  отнести  упражнения  для  формирования  правильной  осанки,  различные  виды  ходьбы,  бега,  танцевальные  шаги.

Основная  часть  (длится  от  70-85%)  -  обеспечивает  развитие  физических  качеств,  силы,  гибкости,  выносливости.  Интенсивность  нагрузок  здесь  высокая.  Упражнения  силового  характера  должны  предшествовать  упражнениям  на  растягивание.  Упражнения  выполняются  из  различных  положений:  сидя  на  ягодицах,  лежа  на  животе,  на  спине,  на  боку,  сидя  на  пятках  и  других. 

Заключительная  часть  (длится  от  3-7%)  должна  снижать  нагрузку.  Для  этого  выполняются  дыхательные  упражнения,  упражнения  в  медленном  темпе  под  спокойную  мелодичную  музыку,  аутотренинг,  упражнения  на  расслабление  мышц,  релаксацию  и  медитацию  [2,  с.  25-26]. 

Образовательный  процесс  должен  включать  фрагмент  самостоятельной  двигательной  деятельности  детей,  или  подвижную  игру. 

Музыкально-ритмические  тренировки  проводятся  в  различных  вариантах:  групповые,  индивидуальные,  самостоятельные.

Потребность  в  двигательной  активности  у  детей  дошкольного  возраста  настолько  велика,  что  врачи  и  физиологи  называют  этот  период  «возрастом  двигательной  расточительности».  И  именно  ритмическая  гимнастика  помогают  творчески  реализовать  эту  потребность  в  движении,  позволяют  развивать  не  только  чувство  ритма,  укрепить  мышцы,  стимулировать  память,  внимание,  мышление,  воображение  ребенка.  С  первых  минут  важно  заинтересовать  детей,  вызвать  желание  выполнять  движения  под  музыку.  Какой  бы  метод  или  прием  мы  не  выбирали,  главное,  чтобы  ребенок  получал  удовольствие  от  занятий,  уходил  счастливым  и  довольным  своими  успехами.  Дети  получают  удовольствие  от  музыкально-ритмической  деятельности,  самостоятельно  организуют  игровое  общение  с  другими  детьми,  передают  свой  опыт  музыкально-двигательной  импровизации  младшим,  с  удовольствием  танцуют  дома.

Планируется  использовать  более  широкий,  гендерный  подход  к  привлечению  мальчиков  к  занятиям  ритмической  гимнастики,  включая  движения  боевых  единоборств.

Музыкально-ритмическая  тренировка  подразделяется  по  использованию  оборудования:  на  тренировку  с  предметами  и  без  предметов,  на  предметах,  с  использованием  степ  платформ  или  гимнастических  ковриков.

Обучение  движению  сопровождается  названием  упражнения,  например  «кошечка»,  его  показа  и  объяснения  сложного  по  технике  выполнения  элемента.  Это  необходимо  для  создания  зрительного  образа  и  последующего  осмысления  движения,  а  также  развивает  воображение  и  артистичность…  Целесообразно  включать  движения  и  упражнения,  оказывающие  разностороннее  воздействие  на  организм  ребенка:  разновидности  ходьбы,  бега,  прыжков  и  подпрыгиваний.  На  протяжении  всего  тренировочного  процесса  следует  учитывать  особенности  слабого  мышечного  корсета. 

Дополнительные  занятия  по  ритмике  влияют  на  снижение  уровня  заболеваемости.  Занимающиеся  дети,  более  активны  в  процессе  общих  занятий  по  развитию  движений.  Благодаря  системе  работы  с  музыкальным  и  двигательным  материалом  у  детей  успешно  формируется  двигательное  и  слуховое  внимание,  произвольность  движений,  мышечная  память.

Развитие  основных  и  общеразвивающих  видов  движений,  тренирующих  разнообразные  двигательные  качества  и  умения,  требуют  систематической  работы,  композиции  следует  включать  и  в  утреннюю  зарядку,  и  в  музыкальные,  и  в  физкультурные  занятия,  и  в  гимнастику  после  сна.  Сложные  движения  необходимо  повторять  многократно,  причем  чтобы  повторение  не  было  однообразным,  оно  должно  происходить  в  разных  произведениях,  в  разных  темпах  и  ритме.

Таким  образом,  в  работе  по  данному  направлению  необходимо  использовать  уже  имеющийся  опыт,  советы  и  рекомендации,  а  также  дополнять  собственным  опытом,  разработками  и  импровизациями.

 

Список  литературы:

1.Буренина  А.И.  Ритмическая  мозаика:  (Программа  по  ритмической  пластике  для  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста).  —  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  —  СПб.:  ЛОИРО,  2000.  –  220  с. 

2.Фирилёва  Ж.Е.,  Сайкина  Е.Г.  «СА-ФИ-ДАНСЕ».  Танцевально-игровая  гимнастика  для  детей:  Учебно-методическое  пособие  для  педагогов  дошкольных  и  школьных  учреждений.  –  СПб.:  «Детство-пресс»,  352.,  ил.  2001.

3.Слуцкая  С.Л.  «Танцевальная  мозаика».  Хореография  в  детском  саду.  –  М.:  Линка-ПРЕСС,  2006.  –  272  с.  +  вкл.

sibac.info

А.И. Буренина_Ритмическая мозаика - Печатается по решению кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования и риса лоиро

  1   2   3   4   5   6   7

Печатается по решению кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования и РИСа ЛОИРО

Научный редактор: проректор по научно-методической работе ЛОИРО, канд. лед. наук, доцент, В.П. Коряковцев

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор Д.И. Воробьева, доктор психологических наук, профессор Г.С. Сухобская, доктор искусствоведения, профессор М.Л. Космовская.

Буренина А. И.

Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Система работы предпо­лагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

К программе прилагаются методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоятельности и к творчеству, а также разработанный автором практический материал — 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций, апро­бированных в опыте работы педагогов Ленинградской области, С—Петербурга, Москвы и других регионов России.

"Ритмическая мозаика" включается составной частью в программу Д.И.Воробьевой "Гармония развития", вместе с тем, являясь оригинальной авторской разработкой, она может быть использована и как самостоятельная программа.

Адресовано данное издание музыкальным руководителям дошкольных учреждений, инструкторам по физическому воспитанию, руководителям детских хореографических студий, преподавателям педагогических колледжей, учителям, воспитателям и другим специалистам.

Содержание

Предисловие ко второму изданию 5

Пояснительная записка 6

Содержание работы по музыкально-ритмическому

воспитанию детей 10

Совершенстование умений педагогов 22

Требования к подбору музыки 24

Требования к подбору движений 25

Критерии определения доступности музыкально-ритмических упражнений ... 26

Контроль за самочувствием детей 27

Организация общения педагога с детьми 27

Методические рекомендации к реализации программы "Ритмическая мозаика"

Методика организации педагогического процесса 30

Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений 35

Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях 37

Использование музыкально-ритмических композиций

в различных формах организации педагогического процесса 39

Послесловие , 42

Приложение 1

  1. Музыкально-ритмические композиции первого уровня сложности 43
  2. Музыкально-ритмические композиции второго уровня сложности 57
  3. Музыкально-ритмические композиции третьего уровня сложности 83
Приложение 2

В помощь к планированию содержания работы по ритмопластике 184

Приложение 3

Карта диагностики уровня музыкального

и психомоторного развития ребенка 188

Приложение 4

Материалы к развитию импровизации

в процессе театрализованной 191

Приложение 5

Ноты 199

Список музыкально-ритмических композициий 218

Список нот к танцам и сказке "Муха-Цокотуха" 219

Литература 220

ния композиций исправлены и дополнены методическими рекомендациями к исполь­зованию в работе с детьми.

Учитывая запросы слушателей курсов повышения квалификации и участников семинаров по ритмической пластике, автором дополнены методические приложе­ния по планированию работы с детьми.

Пояснительная записка

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель­ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и

metodich.ru

Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С-пб, 1997

на пед. совете

от « 27» августа 2012г.

_________ Р.А. Киселева

для детей старшего дошкольного возраста.

Янбулатова Е.Н.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду.

Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 5– 7 лет на основе:

^ Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей по разделам:

Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

^ : выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия

^ : наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»).

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

подобранных заданий. ^ Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения

высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,

средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не

соответствуют характеру музыки.

(фрагмента) после предварительного прослушивания:

высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

движении.

низкий – движение выполняется не ритмично.

  4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

низкий – не справляется с заданием.

  2. Воспроизведение ритма.

1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.

высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

  3. Творчество.

высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

средний – использует стандартные ритмические рисунки;

низкий – не справляется с заданием.

высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в

движении; самостоятельно использует знакомые движения или

средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;

низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.

Список литературы.

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

2. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений

3.Танцы в детском саду. Н.Зарецкая, З.Роот. Москва -2006г.

для детей старшего дошкольного возраста.

Янбулатова Е.Н.

^
Раздел

занятия

Строевые упражнения Ритмика и музыкальные игры Хореографические упражнения ^ Ритмический танец
1. Движение

2. Композиции, танцы

Построение в шеренгу и колонну. Ходьба на носках («кошечка») и с высоким подниманием бедра («цапля»)

1.Хлопки на каждый счет и через счет

2.«Полька-хлопушка» (музыка польки)

1.Первая, вторая, позиции рук и ног

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону

Танец «Осенний денек»

Октябрь – 3-4 занятие
1. Движение

2. Композиции, танцы

Передвижение в обход, шагом и бегом.

Бег по кругу и по ориентирам («Змейкой»)

1.Удары ногой на каждый счет и через счет

2.«Полька-хлопушка» (музыка польки)

1.Первая, вторая, позиции рук и ног

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону Танец «Осенний денек»
^
. Движение

2. Композиции, танцы

Передвижение в обход, шагом и бегом.

Бег по кругу и по ориентирам («Змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько

Шаги на каждый счет и через счет:

1 – шаг вперед с левой

2- держать

3- вперед с правой

4 – держать

2.Ритмический танец «Мы пойдем сначала вправо»

1.Первая, вторая, позиции рук и ног

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону Танец «Осенний денек»

Танец «Ванюша»

Октябрь – 7-8 занятие
1. Движение

2. Композиции, танцы

Построение в шеренгу. Повороты переступанием по распоряжению. Перестроение в круг. 1.Удары ногой на каждый счет и через счет

2.Танцевально-ритмическая гимнастика «Птицы»

1.Первая, вторая, позиции рук и ног

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону Танец «Осенний денек»

Танец «Ванюша»

Ноябрь – 1-2 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в шеренгу. Повороты переступанием по распоряжению. Перестроение в круг. 1.На первый счет - хлопок, на второй, третий, четвертый счет – пауза.

2.«Полька»

А. Аркскоса

1.Первая, вторая, позиции рук и ног

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону Танцевально-ритмическая гимнастика «Пляшут звери»
Ноябрь – 3-4 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в шеренгу. Повороты переступанием по распоряжению в образно-двигательных действиях.

Перестроение в круг

1.На первый счет - притоп, на второй, третий, четвертый счет – пауза.

2. Ритмический танец «Полька» А. Аркскоса

1.Первая, вторая, позиции рук и ног

2.Танцевальная разминка

Дробный топающий шаг по кругу Танцевально-ритмическая гимнастика «Пляшут звери»
Ноябрь – 5-6 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Повторить занятие 3-4 1.На первый счет - притоп, на второй, третий, четвертый счет – пауза, на пятый счет – притоп, на шестой, седьмой, восьмой счет – пауза

2. Ритмический танец «Полька» А. Аркскоса

1.Первая, вторая, позиции рук и ног

2.Танцевальная разминка

Дробный топающий шаг по кругу Танцевальная композиция «Новогодняя»
Ноябрь – 7-8 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Перестроение в шеренгу и колонну 1.На первый счет - притоп, на второй, третий, четвертый счет – пауза, на пятый счет – притоп, на шестой, седьмой, восьмой счет – пауза

2. Ритмический танец «Полька»

А. Аркскоса

1.Первая, вторая, позиции рук и ног

2.Танцевальная разминка

Дробный топающий шаг по кругу Танцевальная композиция «Новогодняя»
Декабрь – 1-2 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Бег по кругу и ориентирам («змейкой») 1.На первый счет - притоп, на второй, третий, четвертый счет – пауза, на пятый счет – притоп, на шестой, седьмой, восьмой счет – пауза

Ритмический танец «Если весело живется...»

1.Вторая, третья, позиции рук, третья и четвертая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Сочетание приставных и скрещенных шагов в сторону Танец «Падает снег»
Декабрь – 3-4 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Бег по кругу и ориентирам («змейкой») 1.На первый счет - притоп, на второй, третий, четвертый счет – пауза, на пятый счет – притоп, на шестой, седьмой, восьмой счет – пауза

Ритмический танец «Если весело живется...»

1.Вторая, третья, позиции рук, третья и четвертая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Сочетание приставных и скрещенных шагов в сторону Танец «Падает снег»
Декабрь – 5-6 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в круг На каждый счет по очереди поднимают руки вперед, затем также опускают

Музыкально-подвижная игра «Найди предмет» - стр. 111(Са-фи-дансе)

1.Полуприсяды, стоя боком к опоре. Выставление ноги на носок в сторону, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках, держась за опору.

2.Танцевальная разминка

Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360 градусов на шагах. Танец «Падает снег»
Декабрь – 7-8 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в круг На каждый счет по очереди хлопают в ладоши

^ - стр. 111(Са-фи-дансе)

Полуприсяды, стоя боком к опоре. Выставление ноги на носок в сторону, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках, держась за опору. Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360 градусов на шагах. ^
Январь – 1-2 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Передвижение шагом и бегом. Построение в круг На каждый счет по очереди хлопают в ладоши

Игра «Музыкальные стулья» - стр. 114(Са-фи-дансе)

1.Полуприсяды, стоя боком к опоре. Выставление ноги на носок в сторону, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках, держась за опору. 2.Танцевальная разминка Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360 градусов на шагах.
Январь – 3-4 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Передвижение шагом и бегом. Построение в круг Увеличение круга – усиление звука, уменьшение круга – ослабление силы звука.

Игра «Музыкальные стулья» - стр. 114(Са-фи-дансе)

1.Полуприсяды, стоя боком к опоре. Выставление ноги на носок в сторону, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках, держась за опору.

2.Танцевальная разминка

Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360 градусов на шагах.
Январь – 5-6 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в шеренгу 1.Выполнение различных простых движений руками в различном темпе. На четыре счета – поднять руки вверх. на четыре счета – опустить, врассыпную

2.Ритмический танец «Лавота»

1.Руки в подготовительной позиции:

1-4 – в первую позицию.

5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную

2.Танцевальная разминка

В кругу: четыре мягких шага к центру, восемь высоких шагов назад, четыре приставных шага вправо с хлопком, то же – влево. 1.Танец «Солдаты»
Январь – 7-8 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в шеренгу, сцепление за руки. 1.Выполнение различных простых движений руками в различном темпе. 1-4 – руки в сцеплении вверх

5-8 – руки вниз,

1-2 – руки в сцеплении вверх, 3-4

руки вниз, 5-8 повторить счет 1-4

  1. Ритмический танец «Солдатики»
1.Руки в подготовительной позиции:

1-4 – в первую позицию.

5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную

2.Танцевальная разминка

В кругу: четыре мягких шага к центру, восемь высоких шагов назад, четыре приставных шага вправо с хлопком, то же – влево. ^
Февраль – 1-2 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в шеренгу, сцепление за руки. 1. 1-4 – шаг вперед, руки в сцеплении вверх.

5-8 - шаг вперед, руки в сцеплении вниз

2.Ритмический танец «Солдатики»

Руки в подготовительной позиции:

1-4 – в первую позицию.

5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную

2.Танцевальная разминка

В кругу: четыре мягких шага к центру, восемь высоких шагов назад, четыре приставных шага вправо с хлопком, то же – влево. ^

2.Танец весны

Февраль – 3-4 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение врассыпную 1.Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с притопом под сильную долю такта:

и.п. – стойка, руки на пояс;

1-2 – наклон вперед; 3-4 – выпрямиться;

  1. – притоп;
2. Ритмический танец «Солдатики»
1.Руки в подготовительной позиции:

1-4 – в первую позицию.

5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную

2.Танцевальная разминка

Прыжки с ноги на ногу, другую сгибая назад, тоже с поворотом на 360 градусов ^

2.Танец весны

Февраль – 5-6 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в шеренгу, сцепление за руки. 1.Выполнение простых движений руками в различном темпе:

1-4 – руки в сцеплении вверх

5-8 – руки вниз,

1-2 – руки в сцеплении вверх, 3-4

руки вниз, 5-8 повторить счет 1-4

2. Ритмический танец «Раз, два -поворот»

1.Руки в подготовительной позиции:

1-4 – в первую позицию.

5-8 – в третью позицию. 1-4 – во вторую позицию. 5-8 – в подготовительную

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону , три притопа ^

2.Танец весны

Февраль – 7-8 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Музыкально-подвижная игра на закрепление навыка построения в колонну, шеренгу, круг (стр.124, «Са-фи-дансе») 1.Выполнение простейших движений руками в различном темпе.

2. Ритмический танец «Раз, два -поворот»

1. Пятая и шестая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону , три притопа ^

2.Танец весны

Март – 1-2 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в круг 1.Выполнение простейших движений руками в различном темпе:

И.п. – упор присев

1-4 – встать, руки вверх

5-8 упор присев.

2.Музыкально-подвижная игра «Усни-трава» (стр.127, «Са-фи-дансе»)

1. Пятая и шестая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону , три притопа ^
Март – 3-4 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в круг 1. Занятие 1-2 (март)

2.Креативная гимнастика «Магазин игрушек» (стр.129, «Са-фи-дансе»)

1. Пятая и шестая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Приставной и скрестный шаг в сторону , три притопа Танец кукол
Март – 5-6 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в круг 1.Выполнение простейших движений руками в различном темпе:

И.п. – основная стойка лицом в круг.

1-4 – руки плавно вверх.

5-8 –плавно вниз.

1-4 – плавно в стороны.

5-8 – плавно вниз.

2.Креативная гимнастика «Магазин игрушек» (стр.129, «Са-фи-дансе»)

1.И.п. – стоя лицом к опоре, руки на опоре.

1-2 – полуприсед

3-4 встать

5-8 – повторить 1-4

2.Танцевальная разминка

И.п. – стойка руки на пояс, левым боком к центру круга

1-8 - восемь прыжков с ноги на ногу, другую сгибая назад

1-8 – восемь таких же прыжков с поворотом на 360 градусов, руки в стороны

Танец кукол
Март – 7-8 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в круг 1. Повторить занятие 5-6 (март)

2. Музыкально-подвижная игра «Кот и мыши»

(стр.135, «Са-фи-дансе»)

1.Повторить занятие 5-6 (март)

2.Танцевальная разминка

1.Повторить занятие 5-6 (март) Танец кукол
Апрель – 1-2 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в шеренгу 1. Движения руками:

И.п. – правая рука вверх

1-4 – правая рука плавно вниз

5-8 – левая рука плавно вверх

2. Музыкально-подвижная игра «Кот и мыши»

(стр.135, «Са-фи-дансе»)

1.Повторить занятие 5-6 (март)

2.Танцевальная разминка

1.Повторить занятие 5-6 (март) Танец кукол
Апрель – 3-4 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в две шеренги напротив друг друга 1.Движения руками:

1-4 – 1 шеренга руки плавно вперед.

5-8 – 2 шеренга –тоже

1-4 – 1 шеренга руки плавно вниз

5-8 – 2 шеренга –тоже

^

1. Пятая и шестая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Приставные шаги с поворотом вокруг себя Вальс «Фантазия»
Апрель – 5-6 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Музыкальная игра на построение в колонну, шеренгу, круг 1.Общеразвивающее упражнение с платочком (стр.138, «Са-фи-дансе»)

^

1. Пятая и шестая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Приставные шаги с поворотом вокруг себя Вальс «Фантазия»
Апрель – 7-8 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Музыкальная игра на построение в колонну, шеренгу, круг 1.Общеразвивающее упражнение с платочком (стр.138, «Са-фи-дансе»)

2.Танцевально-ритм. гимнастика «Упражнение с платочком» (стр.139-140 «Са-фи-дансе»)

1. Пятая и шестая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Приставные шаги с поворотом вокруг себя Вальс «Фантазия»
Май – 1-2 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Музыкальная игра на построение в колонну, шеренгу, круг 1.Общеразвивающее упражнение с платочком (стр.138, «Са-фи-дансе»)

2.Танцевально-ритм. гимнастика «Упражнение с платочком» (стр.139-140 «Са-фи-дансе»)

1. Пятая и шестая позиции ног

2.Танцевальная разминка

Приставные шаги с поворотом вокруг себя в парах Вальс «Фантазия»
Май – 3-4 занятие
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в круг 1.Повторить весь комплекс

^ (стр. 146 «Са-фи-дансе»)

Упражнения из пройденных элементов

2.Танцевальная разминка

Креативная гимнастика «Ай, да я!» (стр. 144 «Са-фи-дансе») Повтор

пройденногоматериала.

Май – 5-6 занятие – сюжетное «В мире музыки и танца»
1. Движение 2. Композиции, танцы Построение в шеренгу, перестроение в колонну по два Танцевально-ритмическая гимнастика «Я танцую» - импровизация на изученных танцевальных движениях Танцевальная разминка - все изученные комплексы Креативная гимнастика «Ай, да я!» (стр. 144 «Са-фи-дансе») Конкурс «Лучший танцор»
Май – 7-8 занятие
1. Движение

2. Композиции, танцы

Отчетный концерт танцевального кружка

zazdoc.ru