Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика далькроза


Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза.

Поиск Лекций

ЭМИЛЬ ЖАК- ДАЛЬКРОЗ.

СИСТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.

Система музыкального воспитания Далькроза призвана решать актуальнейшую проблему «воспитания в человеке объемного восприятия музыкального потока и формы существования в нем через ритмические структуры, которые наиболее доступны уровню развития индивидуума»

Метод Далькроза – путь «к всеобщей модернизации музыкально- эстетических процессов воспитания культуры всего населения и всей системы воспитания и образования человечества».

«Ритмическая гимнастика Жак Далькроза – значительная глава в мировой истории музыкального воспитания. Далькроз, еще известный в 70-х и 80-х, в настоящее время отправлен в архив. Мало кто из преподавателей знает о нем и его методе. Между тем его система очень актуальна сегодня, в столь сложную эпоху с «перевернутыми» ценностями. Развитие музыкально ритмического чувства по Далькрозу идет рядом с идеей нравственного совершенствования и «освобождения духа» через мышечно-двигательное переживание музыки. Эта идея не только этически значима, но и очень красива».

«Все накопленное – источник нового. Таков закон развития. Методы и принципы Далькроза ждут возрождения в новом качестве».

Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза.

«Жизнь - есть музыка с ее живым, и жизнь творящим, ритмом» Жак-Далькроз.

Жак-Далькроз создал систему приобщения учеников к музыке путем передачи ее динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации.

Жак-Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснен и усвоен, а «телесно пережит».

«Усовершенствование слухового восприятия музыканта должно рассматриваться в качестве исходного пункта формирования педагогической системы Жак - Далькроза. Цель авторской системы Жака-Далькроза(поначалу получившей название ритмической гимнастики):

1. Развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат таким образом, чтобы создать высшее владение ритмическими способностями, благодаря глубокому взаимодействию тела и духа под влиянием музыки;

2. Установить гармонические соответствия между движениями тела, подчеркнутыми динамическими акцентами и различными размерами и раздроблениями длительностей в такте, т.е. создать «чувство музыкального ритма».

3. Привести в связь движения тела, организованные во времени (в такте) с ограничением и сопротивлением пространства, т.е. создать «чувство музыкально- пластического ритма»

Эмиль Жак-Далькроз (настоящая фамилия – ЖАК, Далькроз – псевдоним) родился в 1865г. в г.Вене) – швейцарский музыкант-педагог, композитор, музыкальный писатель, общественный деятель.

Учился в Женевском университете (бакалавр литературы в 1883) и параллельно в консерватории, затем в Вене (1886) и у Л.Делиба в Париже (1888).

С 1892 по 1919 – профессор гармонии и сольфеджио в Женевской консерватории. В 1896 -1898 г.г. редактирует «Музыкальную газету французской Швейцарии (Gazette musicale de la Suisse Romane)/ В 1900-1902 г. газету «Музыка Швейцарии» (Yu musique en Suisse). В период 1906-1914 создает наиболее значительные труды по вопросам муз. воспитания.

В 1910 возглавляет в Хеллерау (под Дрезденом), специально для него построенный, институт музыки и ритма. Деятельность института, объединившего музыкантов многих стран мира, получила значение всеевропейского художественно-пропагандистского и методического центра. В 1915 г., когда в связи с 1-й мировой войной, институт был за- крыт, был открыт «Институт Жака-Далькроза» в Женеве. Учениками и последователями Жак - Далькроза во многих странах были открыты школы, курсы, институты сходного направления, например, в Петербурге – курсы ритмической гимнастики Жака-Далькроза (директор – Сергей Волконский, автор ряда книг и статей о роли ритма в воспитании актера). Подобные институты были основаны в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне и др. городах последователями Жака-Далькроза, среди которых – танцовщица М.Вигман, балетмейстер В. Нижинский.

В 1912 г. Жак-Далькроз посетил Россию. Его первый урок по ритмической гимнастике был продемонстрирован в особняке князя Гагарина. Второе выступление состоялось в Художественном театре. 1919-20г.г. в Москве и Петрограде были организованы Институты ритмического воспитания по методу Жака-Далькроза.

Кто непосредственно учителя Далькроза, изучая и обобщая труды которых, Далькроз смог создать свою систему? Система музыкального воспитания Жака-Далькроза «цельная» и научная и, естественно, не могла быть создана без изучения и обобщения достижений в этой области своих предшественников. Самое прямое указание – И.Песталоцци.

 

Песталоцци Иоганн Генрих 1746-1827 – швейцарский педагог-демократ, основоположник дидактики научного обучения. Ему принадлежит идея «развивающего обучения». Суть этого - возбуждение ума детей как активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и коротко выражать словами сущность усвоенных понятий. Задача обучения - привести в движение присущее силам человека стремление к деятельности. Исходный момент – чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. От беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира, которые они изначально получают через свои органы чувств, к определенным восприятиям, затем от них к ясным представлениям, и, наконец, к четким понятиям. В обучении большое значение имеет наглядность. «Обучение и воспитание возможно лишь в условиях трудовой деятельности ребенка»-говорил И.Песталоцци.

Предшественницей метода Далькроза явилась система Франсуа Дельсарта. « Основное различие между системами Далькроза и Дельсарта, состоит в том, что Дельсарт не исходит от музыкальных основ. Его заслуга заключалась в создании как бы научного обоснования телодвижения; он дал словесное наименование всем движениям и проработал их синтаксис, уяснив, каким образом сочетание отдельных движений, параллельных или противоположных, может служить материалом выразительности». Для Жака-Далькроза большое значение имело положение, что всякая музыкальная выразительность имеет физическое обоснование.

Неоднократно Далькроз цитирует Лукиана, находя в их суждениях поддержку своим идеям возродить древнегреческое искусство орхестику, синтезирующее пластику, музыку и слово. Не путать с орхестрикой- физическими упражнениями, играми со стрелами под музыку.

«Ритм создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств, - пишет Далькроз. - Мы снова увидим расцвет греческой орхестики и воскликнем вместе с Лукианом: «Что может быть прекраснее зрелища, которое обостряет все способности нашей души, заставляет звучать все наше тело [курсив ВНЛ], передает музыку движениями, сливает воедино резвые звуки флейт и скрипок с изгибами и позами гармоничных тел, которое, говоря короче, чарует одновременно глаза, уши и ум!», - системы «приобщения учащихся к музыке путем передачи ее движения, динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку» .

Назначение своей системы Далькроз сформулировал так:

«Цель ритмики - подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выразить себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения» .

Жак-Далькроз создал систему приобщения учеников к музыке путем передачи ее динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Жак-Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснен, а «телесно пережит, претворен в движении».

«Активное переживание музыки как творческого процесса, возможность телесного, пластического отклика на все динамические изменения в музыке, развитие дара пластической импровизации создают у учащихся чувство гармонии, радостного осво- бождения и обогащения сил человека. Приобщение к музыке посредством ее телесного переживания и двигательного претворения по новому организует и само музыкальное восприятие: ученик, прошедший курс ритмической гимнастики умеет «слушать музыку»: он свободно ориентируется в ее внутреннем движении, динамическом и тональном развитии, в форме произведения. Параллельно развивается и его способность к музыкальной импровизации, столь необходимая педагогу-ритмисту.

poisk-ru.ru

Ритмическая гимнастика Википедия

Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.

История создания и концепция метода

Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (рус. шаги Жака).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре

Телепередача «Ритмическая гимнастика» была крайне популярна в Советском Союзе в 1980-е годы. В 1984 году для музыкального сопровождения занятий гимнастикой фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка «Ритмическая гимнастика» тиражом 100 000 экземпляров.

Отличия ритмической гимнастики от аэробики

Ритмическая гимнастика как вид спорта

С 1963 года проводится чемпионат мира по ритмической гимнастике.

Литература

  • Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
  • E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
  • Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. «Ежегодник Императорских театров», СПб, № 3, 1912
  • Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
  • Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — «Жизнь искусства», 1924, № 1-13, с.12
  • C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
  • Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
  • «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
  • «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
  • Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
  • Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
  • Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique [монография]. — Neuchatel (Suisse), 1965
  • Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики. — «Здоров’я», Киев, 1986.

См. также

wikiredia.ru

Ритмическая гимнастика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.

История создания и концепция метода

Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (рус. шаги Жака).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

Видео по теме

Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре

Телепередача «Ритмическая гимнастика» была крайне популярна в Советском Союзе в 1980-е годы. В 1984 году для музыкального сопровождения занятий гимнастикой фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка «Ритмическая гимнастика» тиражом 100 000 экземпляров.

Отличия ритмической гимнастики от аэробики

Ритмическая гимнастика как вид спорта

С 1963 года проводится чемпионат мира по ритмической гимнастике.

Литература

  • Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
  • E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
  • Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. «Ежегодник Императорских театров», СПб, № 3, 1912
  • Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
  • Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — «Жизнь искусства», 1924, № 1-13, с.12
  • C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
  • Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
  • «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
  • «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
  • Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
  • Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
  • Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique [монография]. — Neuchatel (Suisse), 1965
  • Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики. — «Здоров’я», Киев, 1986.

См. также

www.wikipedia.green

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика (ритмика)  — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом . Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой , Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский .

История создания и концепция метода

Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан ), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз , отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» ( рус. шаги Жака ).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле . Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре

Телепередача « Ритмическая гимнастика » была крайне популярна в Советском Союзе в 1980-е годы . В 1984 году для музыкального сопровождения занятий гимнастикой фирмой « Мелодия » была выпущена грампластинка «Ритмическая гимнастика» тиражом 100 000 экземпляров.

Отличия ритмической гимнастики от аэробики

Ритмическая гимнастика как вид спорта

С 1963 года проводится чемпионат мира по ритмической гимнастике .

Литература

  • Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
  • E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
  • Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. « Ежегодник Императорских театров », СПб, № 3, 1912
  • Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
  • Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — « Жизнь искусства », 1924, № 1-13, с.12
  • C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
  • Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
  • «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
  • «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
  • Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
  • Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
  • Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique [монография]. — Neuchatel (Suisse), 1965
  • Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики. — «Здоров’я», Киев, 1986.

См. также

www.cruer.com

Ритмическая гимнастика — Википедия

Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.

История создания и концепция метода

Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (рус. шаги Жака).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре

Телепередача «Ритмическая гимнастика» была крайне популярна в Советском Союзе в 1980-е годы. В 1984 году для музыкального сопровождения занятий гимнастикой фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка «Ритмическая гимнастика» тиражом 100 000 экземпляров.

Отличия ритмической гимнастики от аэробики

Ритмическая гимнастика как вид спорта

С 1963 года проводится чемпионат мира по ритмической гимнастике.

Литература

  • Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
  • E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
  • Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. «Ежегодник Императорских театров», СПб, № 3, 1912
  • Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
  • Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — «Жизнь искусства», 1924, № 1-13, с.12
  • C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
  • Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
  • «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
  • «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
  • Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
  • Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
  • Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique [монография]. — Neuchatel (Suisse), 1965
  • Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики. — «Здоров’я», Киев, 1986.

См. также

wiki.sc

Ритмическая гимнастика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.

История создания и концепция метода

Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (рус. шаги Жака).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

Видео по теме

Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре

Телепередача «Ритмическая гимнастика» была крайне популярна в Советском Союзе в 1980-е годы. В 1984 году для музыкального сопровождения занятий гимнастикой фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка «Ритмическая гимнастика» тиражом 100 000 экземпляров.

Отличия ритмической гимнастики от аэробики

Ритмическая гимнастика как вид спорта

С 1963 года проводится чемпионат мира по ритмической гимнастике.

Литература

  • Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
  • E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
  • Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. «Ежегодник Императорских театров», СПб, № 3, 1912
  • Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
  • Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — «Жизнь искусства», 1924, № 1-13, с.12
  • C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
  • Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
  • «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
  • «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
  • Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
  • Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
  • Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique [монография]. — Neuchatel (Suisse), 1965
  • Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики. — «Здоров’я», Киев, 1986.

См. также

wikipedia.green

Ритмическая гимнастика Википедия

Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.

История создания и концепция метода[ | код]

Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (рус. шаги Жака).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре[ | код]

Телепередача «

ru-wiki.ru