Художественная гимнастика: ритм и пластика. Ритмика художественная гимнастика


Школа художественной гимнастики для детей и взрослых в Москве

Поздравляем, всего за 5 минут вы узнали про отличия нашей школы от множества других. Мы убеждены, что для того, чтобы научиться танцевать, не обязательно обладать врожденным талантом. Поэтому мы создали программу обучения, которая научит танцевать каждого человека, независимо от пола, возраста и телосложения. Записывайтесь на занятия и убедитесь в этом сами.

Художественная гимнастика

Художественная гимнастика относится к одному из самых популярных спортивных занятий. Если обратить внимания на исторические данные, то это достаточно молодой вид спорта, поскольку официально он был зарегистрирован в 1939 году. Его популярность среди молодых людей очень быстро возросла в течение короткого периода времени. Спорт данного вида представляет собой хореографические, акробатические, а так же танцевальные движения, которые в сочетании между собой представляют художественную композицию. Все это происходит под музыкальное сопровождение. Во время тренировок спортсмены применяют разные атрибуты такие как: мячи, скакалки, ленты или булавы.

Возрастные категории

В большинстве родителей возникает вопрос: «В каком возрасте лучше всего отдать ребёнка на обучение, чтоб они приносили ему только пользу и удовольствие, а так же не несли вреда здоровью?». На данный вопрос Мы можем с уверенностью ответить, что если Ваше дарование будет посещать нашу школу танцев с 3, 4 или 7 лет, то такие занятия принесут ему только пользу. Поскольку если художественная гимнастика входит в жизнь ребёнка и он посвящает ей все время с раннего возраста, ему обеспечены значительные результаты в данной области. Первые места на соревнованиях ему гарантированны. Ребёнок обученный художественной гимнастике с ранних лет становится победителем на Олимпиадах. Не редким явлением в нашей практике есть и то, что именно мы являемся местом обучения и подростков от 13 до 19 лет. Естественно, что в таком возрасте начинать карьеру уже сложно, но результат зависит только от самого человека. От того какие у него желания и насколько сильно он хочет их осуществить в реальность. Если поставлена задача улучшить здоровье или обрести красивую фигуру, тогда не нужно посещать занятия регулярно уделяя несколько часов каждый день, этого будет достаточно. В таких ситуациях у нас подбирается индивидуальное обучение.

Танцевальная программа

Урок художественной гимнастики обеспечивает телу гибкость и пластичность. Во время которого под музыкальное сопровождение можно исполнять акробатические элементы. Наша школа предлагает так же и групповые танцы. Во время таких уроков ученики смотрят друг на друга, и даже в какой-то степени начинают соревноваться между собой. В каждый урок входят растяжки, не сложные танцевальные движения, которые дают возможность показать в полной мере умения своего организма.

Выступления на международных соревнованиях

Если ребёнок достаточно хорошо обучен, он выступает на разнообразных международных соревнованиях. Как только танцы входят в жизнь человека, он сразу же начинает мечтать о выступлениях международного уровня, и конечно, же о получении заветного первого места. Гарантией получения такого результата есть правильно выбранная спортивная школа, с верным направлением. Ведь если водить детей в школу, где будет неправильно подобранный подход, спустя время станет очень обидно. Поскольку пройдет время, которое уже не вернуть, а ребёнок так и не буде обучен азам гимнастики. А танцы на высоком уровне и выступления на Олимпиадах останутся только в мечтах.

Если вы хотите чтоб Ваше чудо овладело профессионально танцами данного вида, то гимнастика должна войти в его жизнь в возрасте от 3 до 5 лет. Занят танцами ребёнок в таком возрасте, должен быть от 1,5 часа до 2, на протяжении нескольких дней в неделю. Если ребёнок старше, то занятия должны проходить около 14 часов на протяжении недели. Чтоб результаты были как можно выше спортсменам необходимо правильно питаться, а так же спать нужное количество времени. Такой комплекс поспособствует большим результатам.

Художественная гимнастика в нашей школе

Спортсмены профессионального уровня говорят, что этот танец, это сочетания спорта и искусства. Занимаясь этим видом спорта нужно, не только чувствовать свое тело, но и брать уроки у настоящих специалистов, которые имеют опыт работы и являются настоящими профессионалами. Именно наше учебное заведение предоставляет возможность детям не только посещать урок за уроком, но вместе с этим воспитываться в здоровой среде.

Основные преимущества уроков в нашей студии:

  • Каждый ребёнок у нас получает индивидуальный подход. Урок состоит не только с тренировок, но и с любви и внимания. В результате чего дети с большим удовольствием посещают тренировки. Танцы становятся частью их жизни. Каждому кто обучен такому виду спорта уже, достаточно сложно жить без него.
  • Каждый урок в нашем учебном заведении даёт возможность, ученикам показать свои таланты и раскрыться их в полной мере. Ребёнок становиться занят, тренировки закаляют его терпение, силу воли, вызывают чувство стать победителем.
  • Спортивные тренировки укрепляют здоровья, способствуют появлений массы энергии для начинания любых дел.
  • При каждой полученной победе ребёнок стремится достичь ещё более высоких ступенек, и ещё больше учится и старается. Благодаря нашей танцевальной школе и высококвалифицированным преподавателям юные будущие олимпийцы будут идти к своей мечте, которая благодаря совместным усилиям обязательно сбудется.

Занятия гимнастикой очень позитивно влияют на детское здоровье, особенно это касается ребят у которых плоскостопия или сколиоз. Если ещё с раннего возраста ребёнок занят таким видом спорта у него укрепляется позвоночник, мышцы, а так же здоровья. Наши квалифицированные специалисты смогут своевременно открыть у Вашего чуда таланты, подобрать индивидуальное обучение, нагрузки и воспитать настающих олимпийских чемпионов и владельцев золотых медалей. Программа имеет правильное направление в воспитании каждого ребёнка личности. Благодаря правильному подходу ученики не ощущают нагрузок, а наоборот только наслаждаются учебным процессом. В этом уже давно убедились многие родители, детей, которые посещают наши занятия.

shkola-tanca.ru

Художественная гимнастика в секции Ритмика (Сходненская)

Художественная гимнастика – один из самых разносторонних и гармоничных видов спорта.

Упражнения художественной гимнастики совершенствуют все физические качества - гибкость и координацию движений, силу, быстроту и выносливость. Работа с различными по фактуре предметами вырабатывает умение концентрировать и распределять внимание, развивает ловкость, точность и быстроту реакции. У гимнасток всегда прекрасная осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения.

Мы приглашаем в нашу секцию девочек в возрасте от 3-ех до 13-ти лет!

В чем отличие занятий в нашей секции от занятий в спортивных школах?

Детские спортивные школы обычно отбирают детей в группы исходя из данных ребенка, в нашей секции прием идет круглогодично и приступить к занятиям может любой ребенок.

Занятия в секции «Ритмика» - это идеальный вариант для родителей, заинтересованных в здоровом физическом, а также умственном развитии своих детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, что позволяет гармонично развиваться не только в спорте, но и во многих других направлениях.

Современные ученые доказали что дети, посещающие детские спортивные секции в период активного развития организма, показывают результаты, сильно отличающиеся от сверстников, и учатся в школе легко и непринужденно.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой, художественная гимнастика – более безопасный вид спорта, а также это женственность, пластика, эстетическое развитие, формируется фигура, осанка, творческие способности, что необходимо девочкам.

* Занятия включают в себя спортивную подготовку, растяжку, работу с предметами, обучение элементам художественной гимнастики, хореографию.* К занятиям допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.* В группах не более 10-12 человек, что позволяет проводить занятия с учетом физического развития и индивидуальных особенностей занимающихся.* Занятия проходят в гимнастических залах, соответствующих требованиям для проведения уроков художественной гимнастики (большая площадь ~ 100-200 м.кв., гимнастический ковер, высокие потолки, маты, гимнастические стенки, хореографические станки, зеркала). В наличии есть все предметы художественной гимнастики: ленты, обручи, скакалки, мячи, булавы.* Для занятий требуется только спортивная форма (майка/футболка/купальник, лосины/шорты/пр. обтягивающий низ, гимнастические полупальцы/носочки).

Место проведения занятий: ФОК «Лазурный».

dv365.ru

Здоровье и ритмические упражнения для детей и взрослых

В начале 80-х годов было модное направление физических упражнений — ритмическая гимнастика. На экранах телевизоров все чаще появлялись советские заслуженные спортсменки, которые демонстрировали физические упражнения под энергичную музыку.

Элементы ритмики широко используются в аэробике, шейпингу, степ-аэробике, многих других направлениях. Ее преподают в детских садах, школах, с целью всестороннего воспитания детей.

Что такое ритмическая гимнастика или аэробика?

Содержание статьи

Понятие ритмической гимнастики толкуется, как интенсивные физические занятия оздоровительного типа, проводимые под такт музыкального сопровождения. Она состоит из целой системы гимнастических упражнений, в которую входят действия с ходьбой, прыжками, подскоками, бегом в танце. Уроки гимнастики включают в себя следующие функции:

  1. Всестороннее и гармоническое развитие форм красивой фигуры, улучшаются различные функции человеческого организма, мышцы всего тела.
  2. У детей во время ритмичных подвижных занятий отлично формируются музыкальные, двигательные навыки, что очень важно для них.
  3. Занятия помогают быстро воспитать в личности моральные, волевые, эстетические качества.
  4. Ритмика способствует развитию хорошей памяти, внимания, умственных способностей.
  5. Культурно развивает личность.

Базовые упражнения ритмической аэробики

Все ритмические упражнения этого универсального вида спорта осуществляются очень легко и непринужденно, проходят на веселой нотке, что нравится многим ее поклонникам. Она способна поднимать людям настроение, а ее движения представляют собой следующие элементы:

  • Сгибание, разгибание отдельных частей тела, повороты, вращения, махи.
  • Ходьба сменяется бегом и наоборот, производятся подскоки, прыжки.
  • Художественная гимнастика, ритмические занятия.
  • Применяется хореография в виде несложных танцевальных па.

Сюжетно-ролевая гимнастика в старшей группе детского сада

Данные ритмические нагрузки обычно имеют огромный успех у детей, их настолько захватывает аэробика, что это вызывает море положительных эмоций.

Ритмика применяется для детей самых ранних возрастов, используется соответствующее музыкальное оформление с детскими песенками, современные эстрадные звукозаписи и классическая игра на пианино для растяжки.

Широко применительна ритмичная сюжетно-ролевая гимнастика для старших групп детских садов. Данный комплекс занятий составлен так, что в него включены все методы физического воспитания, музыкального, а проходит он как игра, с настоящим олицетворением героев из известных сказок.

 

Благодаря этому обеспечивается стопроцентное выполнение всей подвижной и познавательной деятельности ребенка интегрально.

Возможно, Вам будет интересно посмотреть, какие прически носят сегодняшние дошкольницы Прически для девочек

Ритмичная подвижная зарядка в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) помогает детям развивать ценности здорового образа жизни, физической культуры, интеллектуальности, духовности.

Дети имеют возможность максимально направить свою подвижность в нужное русло, у них развивается масса навыков и это влияет положительным образом на решение следующих вопросов:

  1. Оздоровления, повышения показателей работоспособности дошкольника.
  2. Появляются пластические качества тела;.
  3. Движения становятся более координированными, точными, тело приобретает ловкость, гибкость.
  4. Развивается чувство ритма, такта, музыкальности.
  5. Ритмика способствует творческому началу детей, их самовыражения, воображения, фантазии, умения импровизировать.
  6. Тренируются психические процессы нервной системы, развивается эмоциональная сфера.
  7. Ребенок приобретает естественные знания правил этикета, становится более воспитанным, тактичным.

Особенности комплекса упражнений для детей дошкольников

Ритмичная нагрузка для детских садов складывается так, чтобы там была включена вся образовательная деятельность по физическому воспитанию, развитию музыкальных и культурных навыков. Движения базируются на физических, ритмических, танцевальных упражнений под музыку быстрого темпа.

Это все выглядит как обыгран сюжет сказки. Яркий пример танцевальной ритмической гимнастики в игровой форме с нашего детства — хорошо известная песенка про танец маленьких утят.

Динамическая гимнастика в ДОУ включает в себя следующие разделы:

  1. Игроритмику и игропластику (дети выполняют упражнения на растяжку с элементами йоги).
  2. Ритмические упражнения в комплексе с игрой.
  3. Пальчиковую гимнастику и игровой самомассаж.
  4. Строевые упражнения вместе с музыкально-подвижными играми.
  5. Креативную гимнастику вместе с хореографией.

Музыка для занятий

Музыкальные предпочтения для ритмичной аэробики в ДОУ имеют свои требования и правила:

  1. Доступность детскому восприятию. Например, детские песенки, музыкальные сказки, даже могут быть эстрадные песни.
  2. Чистота звучания музыкальной композиции во время занятия (без шумовых помех).
  3. Многогранность музыкального темпа — он должен изменяться от быстрого к медленному или умеренному и наоборот.
  4. Используются короткие песни, чтобы быстро не надоедало детям.

Программа с элементами танцевально-ритмической гимнастики для школы

В ритмичную танцевальную аэробику для школьников включены: гимнастика, подвижные игры, универсальные движения для общего развития по школьной программе.

Она состоит из таких элементов гимнастики, которые формируют музыкальные, ритмические умения, дают выразительность движений, тренируют внимательность и ловкость школьника:

  1. Совокупность бега, ходьбы и прыжков. Сюда относятся: шаги на носках и строевые, упругие, полуприседания, подскоки, прыжки, бег.
  2. Упражнения, развивающие подвижность суставов.
  3. Ритмичная подвижная зарядка.
  4. Хореография и элементы танца.
  5. Музыкально-ритмические занятия в совокупности с игрой.

Чтобы охватить полный комплекс ритмических упражнений во время одного недолгого занятия с выполнения гимнастики в нужном темпе, важно поэтапно определить процесс проведения урока. Он должен включать следующие моменты:

Базовый этап обучения школьника отдельном упражнении. Учитель сначала наглядно показывает и рассказывает, как правильно выполнить движение. Важно это делать, используя образы, ярко описывать.

Далее идет углубленное разучивание данного упражнения. Здесь уже используется уточнение, шлифовку деталей, совершенствования разучиваемого движения.

Последний этап должен закрепить выполняемое упражнение в памяти с последующим ее совершенствованием. Его следует выполнять многократно, используя разные варианты, чуть усложняя.

Польза утренних танцевальных движений под музыку

Очень полезно выполнять ритмические, танцевальные движения гимнастики под музыку утром. Существует целый специальный комплекс, что способствует утреннего пробуждения вашего организма, поднятию настроения на дальнейший рабочий день до его окончания.

Считается, что вы правильно начали утро, если пробудились с помощью гимнастики.

Если вы каждый день утром выполняете легкую физическую активность в виде танцевальных движений гимнастики, то это положительно влияет на улучшение кровообращения организма, нормализуется обмен веществ, быстрее выводятся токсины, выделяется гормон счастья.

Благодаря особой нагрузке, мышцы быстрее становятся более подтянутыми, эластичными, приобретают тонус и практически все движения сложного дня вам даются с легкостью.

Музыка, которая сопровождает ваши утренние упражнения, задает темп на весь трудовой день, вы становитесь бодрее, активнее, выносливее.И напоследок — веселая ритмическая гимнастика для вас.

Из далеких восьмидесятых

А это ритмика в детском саду

И даже для тех, кто еще не ходит в детский сад.Да и вообще еще почти не ходит.Вернее, ходят, но пока только под стол

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помогите развивать сайт, поддержав нас в соцсети! Просто нажмите кнопку соцсети

podrastu.ru

Роль ритма в художественной гимнастике - Научные статьи

Сложнокоординационные виды спорта представляют собой переплетение сложности движений, их качественного исполнения и эстетичности, артистичности выполнения программы. Для примера рассмотрим художественную гимнастику.

Художественная гимнастика - это вид спорта, предполагающий выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных движений с предметами или без них. Существуют как индивидуальные, так и групповые выступления. Исполнение оценивается по трем показателям (правила судейства по художественной гимнастике, 2005-2008 гг., [7]): исполнение, артистизм и трудность. Таким образом, мы можем сравнивать этот вид спорта с танцем как видом искусства. И здесь важную роль играет несколько компонентов: техника, ритм и выразительность, связанная, в том числе, и с «содержанием», которое заложено в музыкальном произведении. Сама по себе художественная гимнастика представляет такое сложное переплетение образов, звуков и техники. И здесь можно обратиться к проблеме формы и содержания, столь характерной для изучения произведений искусства.

Если обратиться на некоторое время к исследованиям искусства, то часто возникал вопрос о том, какое место занимает форма в произведении искусства, какую она играет роль и как соотносится с содержанием. Является ли форма только формальной стороной в искусстве? И можно ли четко разграничить эти структуры?

На примере поэзии можно однозначно ответить на этот вопрос: форма сама является частью содержания, одна и та же мысль, одно и то же содержание, выраженное в другой форме, становится совершенно другим произведением. Ритм передает свое собственное содержание, несет свои смыслы. Но здесь нельзя и переоценивать значение формы, как это в свое время делали формалисты. Само содержание также важно. Смысл проявляется в полной мере, когда ритм улавливается и соотносится с образами, которые передает автор в произведении. Роль техники при этом также важна, но любое исполнение произведений искусства (музыкальное исполнение, танец, чтение стихотворений профессиональными исполнителями) - эта сложная задача передачи смыслов, заложенных автором в произведении. Знание техники является необходимым, но не достаточным условием понимания и исполнения произведения.

Также и в художественной гимнастике: только четкое и правильное выполнение техники еще не обеспечивает высоких баллов. Художественная гимнастика - это еще и эмоциональные переживания, образы, которые гимнастка выражает с помощью определенной техники и работы с предметами. И ритм движений здесь играет важную, но не решающую роль. Соотнесение ритма музыки (и ее образов, смыслов, заложенных композитором) и ритма движений (передача этих образов) - важное качество и необходимое условие выразительности.

Какое место занимает ритм в построении движения гимнастки? В этой связи можно обратиться к работам ряда исследователей, которые изучали особенности построения движений, деятельности, а также роль ритма и возможные причины его появления в жизни человека.

Исследования К. Бюхера, вошедшие в его книгу «Работа и ритм» [4], показывают, что изначальным истоком появления ритма в жизни человека является работа. Выполняя жизненно необходимую деятельность, человек затрачивает много сил, тратит их неэкономно, пока у него не вырабатывает навык, пока его движения не становятся автоматизированными. Когда мы выполняем автоматизированные действия, тем более, если они становятся ритмическими (и тогда силы тратятся равномерно) - это вызывает гораздо меньшее напряжение нашего организма. Появление внешнего сопровождения такого действия в виде звукового ритма, который согласуется с ритмом движения, облегчает и ускоряет выполнение движений. А если работает несколько человек, то искусственно поддерживаемый ритм создает слаженность в их действиях. Такой внешней поддержкой являются сначала просто звуки, а затем и музыка.

Музыка или пение всегда сопровождались ритмическими движениями. Но если ритм работы - это необходимое следствие нашей телесной конституции и техники исполнения задания, то танец (или первоначально - пляска) позволяет играть с ритмом, поэтому сам танец носит более яркий характер, чем работа как таковая. Ритм танца - это всегда свободное изобретение. В художественной гимнастике мы видим, что есть определенная техника (как слова в речи), но сам танец может строиться из произвольной последовательности этих «слов», что создает свой художественный эффект, как, например, в поэзии. Важно также отметить, что в самом танце тело становится художественным изобразительным средством.

Что при этом происходит в самом теле, как строится движение, и какое место здесь занимает ритм? Любое движение всегда целесообразно, то есть отвечает поставленной цели [3, 5]. Именно цель и определяет выбор действий и способ учета условий, в которых оно осуществляется. Управление движением осуществляется на разных уровнях, при этом один из этих уровней является в данном случае ведущим (что определяется целью и степенью автоматизации движений), а ниже лежащие становятся фоновыми.

В построении движений Н. А. Бернштейн выделяет несколько уровней [3]:

  1. Уровень А - это уровень, который отвечает за любое движение, а именно - заведует тонусом мышц. Это самый низкий и филогенетически древний уровень. У человека он практически не имеет самостоятельного значения. На этом уровне ритм может быть представлен в последовательном напряжении и расслаблении мышц.
  2. Уровень В - это уровень синергий. На этом уровне обрабатываются в основном сигналы, идущие от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают информацию о взаимном положении и движении частей тела. На этом уровне ритм выражается в выполнении самих ритмических движений, как элементов техники в гимнастике. Задача этого уровня заключается во внутренней координации сложных двигательных действий.
  3. Уровень С - это уровень пространственного поля, сюда поступает вся информация о внешнем пространстве. Движение на этом уровне приспосабливается к пространственных свойствам объектов. Сюда относятся все переместительные движения. Этот уровень свободен от физиологии самого человека. Движения на этом уровне уже носят целевой характер, действия произвольны. В гимнастике этот уровень важен при выполнении ритмических движений с учетом пространства и действий партнера, синхронность движений.
  4. Уровень D - это уровень предметных действий. Движения на этом уровне всегда соотносятся с логикой предмета, поскольку именно этот уровень отвечает за организацию действий с предметами. Это уже скорее действия, чем движения, поскольку двигательный состав не фиксирован, а важен сам результат. Предмет здесь рассматривается не сам по себе, а с его смысловой стороны.
  5. Уровни группы Е - это высшие уровни, которые объединяют все нижележащие уровни и отвечают за сложную смысловую коррекцию. Эта группа отвечает за такие виды деятельности, как речевая, музыкальная, хореографическая и т. д. При выполнении программ в художественной гимнастике именно этот уровень должен стать ведущим, в то время, как все остальные будут фоновыми и обеспечивающими достижение главной цели.

Конечно, формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Но в художественной гимнастике, учитывая ее специфические задачи, наиболее актуальным будет использование уровня Е, тогда как само технически точное и ритмическое исполнение будут лишь фоном, делающим возможность экспрессивного выражения смыслов, содержащихся в музыке, которая сопровождает выступление. Тем более, что как одним из важных критериев оценки является согласованность между музыкой и движением спортсменки.

Как же строится сама деятельность спортсменки? В выполнении любой деятельности можно выделить типы установок, которые в ней проявляются. Установка - это готовность к реагированию определенным образом, учитывая условия, в которых протекает деятельность. «Являясь компонентом самой деятельности, установка отражает в своей структуре структуру условий деятельности, включая актуальную ситуацию, мотивацию и операциональные возможности...» [6].

Общая функция установок любого уровня в регуляции деятельности характеризуется тремя следующими моментами [1]:

а) установка определяет устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности и выступает как механизм стабилизации деятельности личности, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;

б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

в) (фиксированная) установка может выступать в качестве фактора, обусловливающего инерционность, косность динамики деятельности и затрудняющего приспособление к новым ситуациям.

Установка как готовность к реагированию есть своего рода носитель, форма выражения того или иного содержания в деятельности субъекта.

А. Г. Асмолов [2] выделяет три разновидности установок в иерархической уровневой модели установочной регуляции деятельности: смысловые, целевые и операциональные установки. Смысловую установку можно рассматривать как «распредмеченную форму существования смысла, будь то смысл мотива данной конкретной деятельности или вклинивающиеся в протекание деятельности смысловые помехи, не связанные со спецификой именно данной деятельности, а порожденные устойчивыми личностными комплексами или диспозициями» [6; 159]. Смысловая установка будет задавать направление деятельности и определять те целевые и операциональные установки, которые в этой деятельности отразятся. Основной функцией смысловой установки, по мнению А. Г Асмолова, является стабилизация деятельности.

Одно из важных различий между целевыми и операциональными установками является критерий осознанности. Так, целевые установки представляют собой готовность совершить прежде всего то, что сообразно поставленной субъектом цели, которая возникает после принятия той или иной задачи, в то время как операциональные установки - неосознаваемые, и представляют собой готовность к осуществлению определенного способа действия, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.

Возвращаясь к рассмотрению художественной гимнастики, можно так представить структуру установок, проявляющихся в этой деятельности:

Так представляется нам идеальный вариант исполнения программы в художественной гимнастике, который позволяет наиболее полным образом учесть те качества, которые оцениваются самими судьями. Наиболее артистичным будет номер, в котором техника исполнения, а также ритмичность движений будут автоматизированы и переведены в навык, станут средством передачи замысла музыкальной композиции, которая является сопровождением номера, а целью самого выступления станет передача замыслов композитора, той экспрессии и чувств, что заложены в самом произведении искусства.

При выборе музыкального сопровождения очень важным будет учитывать смысловые установки самой спортсменки, соответствие музыки и внутреннего мироощущения, предпочтений, близость передаваемых образов и смыслов. Тогда это внешнее сопровождение, пропущенное через внутренний мир гимнастки, сможет получить наиболее полноценное выражение в ее движениях.

Таким образом, можно отметить несколько ключевых моментов в подготовке начинающих спортсменок.

  1. В процессе формирования движений необходимо учитывать путь становления движений, выделенный Н. А. Бернштейном: техническая сторона на первых этапах занимает ведущее значение, но она должна постепенно перейти на фоновые уровни. Техника должна стать навыком, чтобы освободить сознание для других целей, таких как выразительное, артистичное выполнение номера с учетом музыкального сопровождения.
  2. Подготовка спортсменок требует индивидуального подхода и в освоении техники, и в подборе музыкального сопровождения для выступлений. Здесь важен полный комплекс исследования и психофизиологических особенностей, и индивидных свойств (например, темперамент), и особенностей характера, а также мотивационно-смысловой сферы личности.
  3. Как правило, спортсменки в этом виде спорта - это дети и подростки, мотивационно-смысловая сфера которых находит в стадии формирования, поэтому важно учитывать и динамику изменений. Чувствительность к одним произведениям может изменяться, что может сказываться на артистизме исполнения. С другой стороны, взаимодействие с произведениями искусства также может оказывать влияние на становление смысловых установок спортсменки - а это один из возможных эффектов обучения и воспитания детей.

Литература.

  1. Асмолов А. Г. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность. В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1985. Том 4, с. 83-84.
  2. Асмолов А. Г По ту сторону сознания. М.: Смысл, 2002.
  3. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1941.
  4. Бюхер К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение и экономическое значение. М., 1923.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  6. Леонтьев Д. А. Установка как механизм смысловой регуляции деятельности//Теория установки и актуальные проблемы психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1990. С. 158-168.
  7. Правила судейства по художественной гимнастике (2005-2008). Технический комитет по художественной гимнастике, 2007.

bmsi.ru

Художественная гимнастика: ритм и пластика

Василий ЛЕОНТЬЕВ,Ольга ЛЕОНТЬЕВА,Алексей МАШКОВЦЕВ,г. Москва.

Художественная гимнастика: ритм и пластика

История

Художественная гимнастика – спорт, созданный на основе эстетической гимнастики Франсуа Дельсарта, ритмической гимнастики Эмиля Жака Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демини и свободного танца Айседоры Дункан

Франсуа Дельсартр (1811–1871) – французский певец, вокальный педагог, теоретик сценического искусства. Он занимался разработкой основ воспитания эмоциональной выразительности движений человеческого тела, показал связь между эмоциональным состоянием человека и движениями его тела.

Эмиль Жак Далькроз (1865–1950) – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Женевской консерватории, создатель ритмической гимнастики – направления, в котором основной акцент делался на необходимости слияния музыки и движений. В 1912 году открыл Институт движений.

Жорж Демени (1850–1917) – французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания. Он первый показал целесообразность упражнений на растягивание и расслабление мышц, установил важность постепенного перехода от общего физического развития к овладению прикладными движениями для мужчин и сложными танцевальными движениями – для женщин. Разработанная им система включала в себя танцевальные шаги и упражнения с предметами. Важнейшими целями физического воспитания Демени считал укрепление здоровья, достижение красоты тела и движений, выработку способности работать с наименьшей тратой энергии и воспитание мужества.

Айседора Дункан (1878–1927) – одна из самых знаменитых балерин мира. Она отстаивала идею всеобщего художественного воспитания, выдвинула принцип общедоступности танцевального искусства, была глашатаем свободного танца, разработала серию из 500 упражнений, которые приводят учеников от простейших движений к самым сложным. Ее часто называют «прабабушкой» современных мастеров художественной гимнастики.

1920 год – в Петрограде открывается Институт ритма.

1931 год – при Ленинградском областном совете физической культуры создается первая секция художественной гимнастики.

Ленинградский институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта1934 год – открылась Высшая школа художественного движения (ВШХД). Там на основе всего предыдущего опыта попытались создать единую систему гимнастических танцевальных упражнений с предметами под музыку. Однако для решения задач физического воспитания эта система оказалась несовершенной, потому что была направлена на овладение танцевальным мастерством и искусством хореографии.1936 год – ВШХД была преобразована в отделение 3-го курса спортивно-педагогического факультета Института им. П.Ф. Лесгафта. Преподаватели открывшейся кафедры – бывшие студентки ВШХД – исключили из ранее существовавшей системы художественного движения всё, что шло вразрез с задачами физического воспитания, сохранив средства и методические принципы, и создали новый специфический вид гимнастики для женщин, получивший название художественная гимнастика.1938 год – состоялся первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим образованием.

1963 год – в Будапеште прошел первый чемпионат мира по художественной гимнастике.

1984 год (Лос-Анджелес, США) – художественная гимнастика (личное многоборье) включена в программу Олимпийских игр.

1996 год – в программу Олимпийских игр по художественной гимнастике включено групповое многоборье.

Снаряды

Художественная гимнастика – это выполнение комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений, которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Упражнения выполняются на ковре размером 13Ч13 м под музыкальное сопровождение.В отличие от спортивной, гимнастки соревнуются не на снарядах, а со снарядами (предметами): скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами. Важное значение имеет цвет. Спортсменкам запрещается использовать снаряды золотого, серебряного или бронзового цвета.

Булавы изготавливаются из древесины твердых пород в форме бутылки с головкой в форме шарика диаметром 3 см на конце. Длина булавы – 52 см, а вес – 150 г.

Обручи для художественной гимнастики изготовляют из пластмассовых т

weburok.com