Влияние утренней гимнастики на работоспособность младших школьников (стр. 1 из 4). Роль утренней гимнастики


Значение утренней гимнастики — МегаЛекции

Утренняя гимнастика – система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зарядка).

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки – простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья – подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия – на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом – купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение, как вспомогательное средство имеет самоконтроль – наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день.

 

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

 

Построение и структура утренней гимнастики

Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Структура утренней гимнастики:

1. Вступительная часть

–построение

–2–3 вида ходьбы

–1 вид бега

–упражнение на внимание (носит имитационный характер)

Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ.

2. Основная часть. ОРУ.

–упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса

–упражнение для мышц туловища

–для ног и туловища

–комбинированное

–прыжки с чередованием ходьбы

–упражнение на дыхание

3. Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.)

Варианты проведения утренней гимнастики

1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений

Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.

2. Утренняя гимнастика игрового характера

Могут быть включены 2–3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5–7 обще-развивающих упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.

3. Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.

4. Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5–7 чело век. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3–4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средне скоростью на расстояние 100–200–300 м (один два раза в чередовании с ход! бой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени год; В конце предлагаются дыхательные упражнения.

5. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренажёров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.).

Подбор упражнений для утренней гимнастики.

Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм, воздействующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечнососудистой, дыхательной систем.

Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение в круг, в пары, друг за другом, подгруппами и всей группой с помощью воспитателя).

Составление комплексов утренней гимнастики. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.

При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения.

Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.

На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10–12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются.

 

megalektsii.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА роль утренней зарядки..doc - Исследовательская работа " Роль утренней ...

Утренняя зарядка — комплекс физических упражнений, выполняемых,как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов.Утренняя физическая зарядка ­ одна из наиболее распространенныхформ применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физическихупражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетнуюмускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм,повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание,обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышаетЗарядкадисциплину (прививает гигиенический навык заниматься).обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во времясна к его повседневному рабочему состоянию. У школьников, систематическизанимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие,повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служитхорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей,начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядкадля людей с недостаточным двигательным режимом в повседневнойдеятельности (сидячие профессии, школьники). Физические упражнениязарядки ­ простые и доступные для людей различной физическойподготовленности и разного состояния здоровья ­ подбираются поопределенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья ихарактера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, взарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительныйкросс.Утренняя зарядка является важнейшей составляющей в развитиидвигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни удетей. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота,ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания,5

znanio.ru

«Значение утренней гимнастики в детском саду»

Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в

гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических

упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно

особенные, задачи, а именно:

- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,

-разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,

- активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций

организма,

- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,

-способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,

- предупреждать возникновение плоскостопия.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и

предупреждения плоскостопия.

Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.

Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается

дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из

натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

Новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. Нужно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.

Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать

повороты направо, налево, кругом.

Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие

упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы

включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц

плечевого пояса и рук.

Эти упражнения:

• способствуют выпрямлению позвоночника;

• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

• формируют правильную осанку.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения

гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное

исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.

При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться

держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.

Утренняя гимнастика может включать следующие

упражнения:

1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.

Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого

пояса, вытягивает позвоночник.

2. Наклоны туловища назад, вперёд.

Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины.

Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность

позвоночника.

3. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево).

Укрепляются боковые мышцы туловища.

4. Приседаем, вытягивая руки вперёд.

Укрепляются мышцы ног, улучшается подвижность суставов.

5. Различные маховые движения руками и ногами.

Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

6. Прыжки и бег на месте или по залу (площадке) .

Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в

организме.

7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.

Успокаивает сердцебиение и дыхание.

Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами –

бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться и организовано начать день, усиливает деятельность всех систем организма. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду, быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются

упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног). В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба.

Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб

восстановить все системы организма.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение.

В результате проведённых новейших исследований "подвижные” дети

легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало

конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким

образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать

неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.

mihalkina-shat-dou6.edumsko.ru

Утренняя гимнастика и ее значение: подбираем упражнения

утренняя-гимнастика-и-ее-значение

Добрый день, дорогие читатели блога! Наш сегодняшний разговор будет посвящен эффективности утренней гимнастики. Вопрос далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Мы ложимся поздно, встаем рано.

Стоит ли обременять толком не отдохнувший организм дополнительной нагрузкой? Когда она станет полезной для организма человека, а когда способна навредить? И все ли врачи «голосуют за»? Об этом и многом другом — в очередном мини-исследовании на Blog-Bridge.ru

Содержание статьи:

Утро добрым бывает!

Наше время диктует особые ритмы. Если хотим не просто успевать, но и преуспевать в делах, надо быть в тонусе.

Статья в тему:

Как все успевать с ребенком: советы от новоиспеченной мамочки

А как быстро «встать в строй» с раннего утра, когда зачастую не высыпаемся, пребываем в стрессах? Есть одно простое и в то же время результативное бодрящее средство, которое часто недооценивают. И совершенно напрасно!

Да, речь именно о ней, утренней гимнастике и ее значении. Что нам дают эти несложные каждодневные упражнения?

  • Организуют, приучают к самодисциплине;
  • Помогают быстро переключиться со сна на бодрствование;
  • Придают бодрости, энергии, добавляют сил для выполнения трудовых задач;
  • Доказан факт, что это один из оптимальных способов «включения» защитных механизмов иммунитета;
  • Способствуют укреплению мышечной ткани, связок, скелетных костей;
  • Запускают работу внутренних органов и систем в нужном темпе, стимулируют обмен веществ;
  • Создают позитивный эмоциональный настрой.

Строго говоря, по поводу алгоритма и даже удобного времени проведения «зарядки» для школьников и взрослых медицина до сих пор не выработала единого подхода. Скептики утверждают, что в 6-7 часов утра, когда мы вскакиваем с постели, биологические процессы в организме идут медленно и не стоит их слишком резко «подгонять».

Приверженцы традиций стоят на своем: утренняя разминка необходима! И приводят в доказательство верности своей позиции результаты ряда исследований. Наблюдения показывают, что у людей, начинающих день с зарядки, производительность труда выше, чем у коллег, любящих поваляться лишних 15 минут в постели.

А что касается «противоестественности» активных движений ранним утром, то дело в правильном подходе, грамотном подборе и выстраивании комплекса упражнений. Например, детей проще всего вовлечь в занятия, придав им игровую форму. Так часто поступают воспитатели в детском саду, тем более что там есть возможность организовать веселые групповые подвижные игры.

Родители могут, хотя бы в выходные, применять подобные методы, занимаясь вместе со своими чадами. При хорошей погоде лучше всего выйти на улицу, в сквер, близлежащий парк или на детскую площадку во дворе и порезвиться там дружной семьей.

А в рабочие дни, чтобы не создавать организму сильной встряски, стоит «заряжаться» по правилам, о которых сейчас и поговорим.

О конкретике подбора упражнений

Для взрослых, как и для ребятни, важно включаться в физические упражнения постепенно. Начинать можно с ходьбы, легких движений, разогревающих мышцы, подготавливающих их к дальнейшим более активным действиям.

Затем выполняются упражнения на плечевом поясе, для шеи и рук. Дальше прорабатывается позвоночник, его грудной и поясничный отделы. Наконец, приступаем к укреплению пресса и ног. Завершается комплекс успокаивающими, восстанавливающими упражнениями, той же ровной ходьбой. Это необходимо, чтобы выровнять пульс и дыхание, которые учащаются в процессе занятий.

Какие именно упражнения выбрать, зависит от возраста, состояния здоровья и особенностей телосложения, обстановки, в которой выполняется комплекс, а также от личных предпочтений. Готовые грамотно выстроенные комплексы проще всего найти в Сети, просмотреть несколько подобных видео и выбрать удобную и посильную подборку.

Кто-то вместо домашних мини-тренировок отправляется на короткую пробежку. Другие предпочитают ходьбу, даже не спортивную, а просто добираются до места работы пешочком. Это не вполне равноценная замена, но все же лучше, чем трястись до офиса в автобусе или на метро, по пути досыпая и напрочь отбивая у себя охоту к трудовым подвигам.

Создаем оптимальные условия — получаем ожидаемый результат

Одно из важнейших условий эффективности утренней зарядки — соблюдение режима дня. Если каждый день вставать и приступать к оздоровительной гимнастике в одно время, организм настроится на этот алгоритм, включит внутренние биологические часы. Вставать будет с каждым разом все проще, часто это легко происходит и без будильника. Тело само шлет сигналы пробуждения мозгу, поскольку постепенно формируется привычка, причем очень полезная.

Не стоит давать себе поблажек в выходные дни, чтобы не выбиваться из этого графика. Ранний подъем пойдет лишь на пользу, вы успеете сделать намного больше, выполните те задачи, что не удавалось осуществить раньше, пока день был не упорядочен.

Часто бодрый настрой помогает создать любимая музыка. Подойдут и энергичные марши, и современные молодежные хиты в танцевальном стиле, и ретро-репертуар. Например, некогда популярная шутливая песенка Владимира Высоцкого, что посвящена как раз физзарядке. Или оптимистичные спортивные песни, либо зажигательные ритмы ламбады, разных «паркетных» танцев.

А для начала и завершающей стадии комплекса подойдут и более спокойные, умиротворяющие мелодии. Не возбраняется подпевать исполнителям, если не боитесь разбудить кого-то из домашних или насторожить соседей. Попутно и другие цели выполните: усилите нагрузку на дыхательную систему и настроитесь на позитивное восприятие мира на целый день.

Еще одно важное обстоятельство - это свежий воздух. В это время он необходим, ведь в процессе выполнения упражнений мы инстинктивно начинаем глубже и чаще дышать. И если поглощаемый в больших объемах воздух будет сомнительного качества, это серьезно смажет результаты гигиенической гимнастики.

Открытая форточка заодно и температуру в комнате несколько снизит, а значит, поможет нам в закаливании организма. Бояться переохлаждения не стоит, ведь интенсивные движения, усиленная мышечная нагрузка приводят к разогреву тела. Единственное, что нужно исключить, это сквозняки. Вот они на фоне «разгоряченности» могут привести к простудным заболеваниям.

Чтобы утренние нагрузки действительно помогали в физическом развитии, они должны быть не только постепенно нарастающими по интенсивности, но и просто посильными. «Передозировка» здесь вредна, но и в другую крайность впадать не стоит. Слишком легкие задачи не дадут должного эффекта, мышцы и нервная система не почувствуют энергетической подпитки.

Усилить положительное воздействие можно и нужно водными процедурами: в качестве логичного финала утренней зарядки принять прохладный душ или хотя бы обтереться влажным полотенцем.

***

Что остается сказать вам на прощанье? Не забывайте, что жизнь — это движение! А насыщенная, активная жизнь требует особых энергетических затрат. Эти силы в нашем организме есть, но порой мы их не используем, поскольку не пытаемся «разбудить». Таким мощным «будильником» как раз и становится утренняя гимнастика.

Не жалейте для нее времени, и потраченные усилия вернутся сторицей.

Читайте наш блог, подписывайтесь, а я, Екатерина Калмыкова, всегда рада помочь вам добрым советом и полезной информацией.

P.S. Нашли полезную информацию в статье — не забудьте поделиться с друзьями 🙂

А вот, кстати, и шутливая песенка В.Высоцкого, которую я упоминала в статье. Поднимите себе настроение и сделайте пару зажигательных движений в такт музыки.

До новых встреч, пока-пока!

blog-bridge.ru

Значение утренней гимнастики на работоспособность детей младшего школьного возраста

Значение утренней гимнастики.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики.

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.

multiurok.ru

Влияние утренней гимнастики на работоспособность младших школьников

ВЛИЯНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тотьма 2008

Введение

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

В современном обществе дети рождаются со слабым здоровьем, с отклонениями в развитии. Если ребенок будет заниматься физической культурой, то эти отклонения будут постепенно сглаживаться. Основой для оптимальной работоспособности на весь день является утренняя зарядка [1, c35].

Проблема исследования заключается в том, что дети младшего школьного возраста легко утомляются в течение учебного дня, в связи у них наблюдается плохая работоспособность.

Цель работы заключается в выявлении влияния утренней гимнастики на работоспособность младших школьников.

Задачи:

1. Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать их анализ;

2. Определить роль утренней гимнастики на работоспособность младших школьников;

3. Дать рекомендации педагогам по организации утренней гимнастики.

Объект исследования: работоспособность младших школьников.

Предмет исследования: влияние утренней гимнастики на работоспособности младших школьников.

Гипотеза исследования: Если младшие школьники будут регулярно заниматься утренней гимнастикой, то их работоспособность будет повышаться.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования. В первой главе дана характеристика работоспособности, и утренней гимнастики. Вторая глава будет посвящена практическому исследованию. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования.

1. Особенности влияния утренней гимнастики на работоспособность младших школьников

1.1 Работоспособность младших школьников

Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связанна с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6–8 лет могут выполнить 39–53% объема заданий, выполняемых 15–17 летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45–64% ниже, чем у вторых. [1, с. 136]

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%. [1, с. 137]

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6–7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематичному обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимся и успешно справляющимся с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полудня.

Фазы работоспособности и её дневная периодичность: во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работ, или врабатывание .Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня – проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности , когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отображающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6–10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется треть фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачек в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к её прекращению. Падение работоспособности на первом её этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказ от неё продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическими нагрузками. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников. [10, c. 37]

Для того, чтобы у младших школьников меньше развивалась утомляемость, необходимо регулярно тренировать свой организм физическими нагрузками. Основополагающим средством физического развития является утренняя гимнастика.

1.2 Значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика – система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зарядка).

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки – простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья – подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия – на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом – купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение, как вспомогательное средство имеет самоконтроль – наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день в дошкольном учреждении.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания. [1, c15]

1.3 Построение и структура утренней гимнастики

Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

mirznanii.com

Значение утренней гигиенической гимнастики - физкультура, прочее

Значение утренней гигиенической гинастики.

В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека. Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека.

Что приносит пробуждение нашему организму? Сонное и вялое состояние, иногда пониженное желание работать, некоторый упадок энергии, одутловатость лица, скованность движений, тяжесть в конечностях как результат застойных явлений со стороны лимфатических и кровеносных сосудов вследствие пониженной деятельности мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем в период сна.

И.П. Павлов рассматривает сон как процесс разлитого внутреннего торможения, протекающего с понижением возбудимости центральной нервной системы.

Причиной, вызывающей сон, являются общее утомление, функциональное изменение нервных клеток коры, снижение возбудимости тех ее разделов, в которые поступают слуховые, зрительные, двигательные, кожные и другие раздражения.

Тишина в комнате, сомкнутые глаза, исключающие зрительные и слуховые раздражения, лежачее положение, препятствующее поступлению потока раздражительных импульсов от двигательных органов в кору головного мозга, благоприятствуют наступлению сна. Во время сна снижаются все функции организма: мышцы расслабляются, понижаются сухожильные рефлексы, уменьшаются газообмен и обмен веществ, замедляется и ослабевает сердечная деятельность, падает кровяное давление, изменяется дыхание, понижается возбудимость центральной нервной системы, в которой преобладают процессы торможения. Все это происходит благодаря распространению некоторого торможения на различные области коры головного мозга и на нижележащие подкорковые отделы, непосредственно связанные с функциями кровообращения, дыхания, выделения и пр.

Сон приносит покой и отдых мозговым клеткам, восстанавливает их работоспособность, способствует накоплению энергии для предстоящей нервной деятельности. Пробуждение не всегда приносит сразу освежение вследствие остаточных явлений сна, что и выражается в сонливости, отечности лица и других симптомах, о которых мы писали.

В состоянии ли ликвидировать все эти явления в максимально короткое время утреннее умывание и другие водные процедуры?

Всякое умывание, обливание, душ не могут так энергично повлиять на равномерное распределение крови в организме, на уменьшение застойных явлений в органах, на глубину дыхания, как это наблюдается при выполнении утренней гигиенической гимнастики. Даже кратковременное занятие утренней гимнастикой, в тех пределах, в которых она передается по радио, скорее выводит организм из состояния, связанного с воздействием на человека тормозных процессов, чем это сделает любая водная процедура. Только гимнастические упражнения в состоянии заставить энергично сокращаться сердце, усилить глубину дыхания, увеличить обмен веществ, повысить тонус нервной системы.

Утренняя гимнастика играет важную роль в период перехода от сна к бодрствованию.

Во время сна нервные клетки отдыхают, организму требуется меньше кислорода, уменьшается частота сердечных сокращений, реже становится дыхание.

Проснувшийся человек не готов сразу включиться в активную работу. Во время выполнения утренней зарядки мышцы быстрее сокращаются и расслабляются, переключаются на активную работу сердечно- сосудистая и дыхательная системы.

Утреннюю гигиеническую гимнастику проводят в утреннее время до завтрака и по возможности на воздухе.

В ответной реакции организма на физические упражнения, осуществляемые в утренней гимнастике, ведущее место принадлежит нервной системе. Вот почему после зарядки человек уже не выглядит заспанным, лицо его приобретает свежесть.

Чем полезна утренняя гимнастика?

Для многих, особенно для молодежи, утренняя гимнастика является первым шагом по пути к серьезным занятиям отдельными видами спорта. Для детей гимнастика - верное средство усиления роста и развития крепости костей и суставов; людям пожилого возраста, и в особенности людям умственного труда, гигиеническая гимнастика служит источником не только улучшения функции отдельных органов, но и средством постоянного обновления организма, пробуждения необходимой для работы творческой энергии, активности.

Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.

Продолжительность утренней гимнастики 10 – 15 минут. Затем душ или обливание (обтирание). Утренняя зарядка не должна утомлять. Основная ее цель – зарядить организм бодростью, силой, поднять настроение. Эмоциональное воздействие физических упражнений повышает ритмичная, веселая музыка.

При выборе упражнений необходимо помнить мудрые слова греческого философа Платона о том, что "гимнастика должна быть проста". Очень часто физиологическое воздействие гимнастических упражнений на организм определяется не их формой, а ритмом, темпом и той интенсивностью, с какой выполняют упражнения. Поэтому нет никакой необходимости выбирать для утренней гимнастики очень сложные и очень замысловатые упражнения.

В каждый комплекс следует включить от 8 до 10 упражнений.

Если человек впервые приступает к утренней гимнастике, то ему не рекомендуется выполнять больше 7-8 упражнений, потратив на это 12-15 минут.

Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Физические упражнения необходимо подбирать с таким расчётом, чтобы дать нагрузку на все группы мышц. Желательно сочетать упражнения для мышц рук и туловища, рук и ног, для мышц брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах. Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

Однако порой бывает трудно заставить ребенка заниматься по утрам гимнастикой. Что же делать? Наилучший способ – заинтересовать, увлечь его. Для младших школьников бывает достаточно личного примера родителей или старших братьев, сестер, ведь дети склонны к подражанию. На смену подражанию при регулярности занятий со временем придет привычка, выработается потребность.

Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека. Утренняя гигиеническая гимнастика необходима каждому человеку для улучшения и поддержания нормального состояния здоровья. Особенно актуальна она для городских жителей, а также для тех, чья работа предполагает длительное нахождение в одном положении, так называемая «сидячая работа».

kopilkaurokov.ru