Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика. Русская гимнастика


Национальная русская гимнастика. Золотые дыхательные методики здоровья

Профилактика Профилактика

Еще в 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы выдал А. Н. Стрельниковой авторское свидетельство. Лечебная дыхательная гимнастика получила официальное название: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика – это детище двух поколений семьи Стрельниковых: матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны. Обе Александры были прекрасными вокалистками и талантливыми театральными педагогами, работавшими в свое время в Театре Советской армии. Изначальная методика дыхательной гимнастики была разработана А. С. Стрельниковой, искавшей способ вернуть дочери утраченный голос. После того как вокальные данные были полностью восстановлены, за помощью к Стрельниковым стали обращаться десятки, сотни и тысячи людей с сорванным голосом: педагоги, актеры, учителя, дикторы, лекторы.

Задолго до официальной регистрации лечебной дыхательной гимнастики мать, а следом за ней и дочь, не имевшая специального медицинского образования, вернули утраченное здоровье сотням и тысячам отчаявшихся людей. А когда выяснилось, что, помимо возвращения голоса, дыхательная гимнастика Стрельниковых исцеляет от множества других заболеваний, – их стали боготворить. Это была сенсация. Это был прорыв, и впору было говорить о национальном признании и создании максимально благоприятных условий для продолжения исследований. Даже по тем временам изобретение Стрельниковых тянуло на Ленинскую премию. Разумеется, ни о каком лауреатстве не могло быть и речи – и хорошо, что обошлось без оргвыводов и отлучения от музыки и театра. Все закончилось указанием ответственных товарищей на недопустимость знахарства в материалистическом обществе.

В последнее время ситуация решительно изменилась, в современную терапевтическую практику входит множество дыхательных гимнастик – от древних хатха-йоги и цигуна до новейших реабилитационных комплексов, созданных на Западе. Широкое признание получили отечественные разработки – метод ВЛГД (волевая ликвидация глубокого дыхания) К. П. Бутейко и тренинг дыхания с помощью аппарата Фролова. Каждый из перечисленных методов – а это далеко не полный перечень дыхательных гимнастик – по-своему хорош, хотя бытует мнение, что избыток методик и программ свидетельствует об отсутствии действительно надежного и эффективного метода.

Критерии выбора дыхательных упражнений так и не разработаны, и вплоть до сегодняшнего дня медики действуют вслепую, руководствуясь не столько объективными факторами, сколько интуицией и клиническим опытом. Немалое значение имеют и ограничения, изначально заложенные в самих методиках. Например, дыхательная гимнастика йогов очень эффективна, однако она рассчитана на годы и годы ежедневных многочасовых занятий, поскольку йога – не физкультура, а образ жизни и мысли.

Дыхательная гимнастика, созданная Стрельниковыми, выделяется на общем фоне простотой, доступностью и эффективностью. Иными словами, гимнастика Стрельниковой дает максимальный результат при минимальных усилиях и за рекордно короткий срок! И сторонники и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно, помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания.

Целительный феномен гимнастики комплексно не исследован. Хотя благодаря уникальной методике тысячи и тысячи отчаявшихся людей не только восстановили потерянный голос, но избавились от множества недугов, отношение к ней официальной медицины, как того и следовало ожидать, неоднозначное и сдержанное. Тем более уместно, перефразировав известное изречение, с полным основанием заявить: «Пациент, исцели себя сам!»

Искусство управлять дыханием по Стрельниковой

А. Н. Стрельникова утверждала, что из четырех функций органов дыхания (имеется в виду способность дышать, говорить, кричать и петь) пение является наиболее сложной, поэтому гимнастика, восстанавливающая эту функцию, естественным путем восстанавливает и более простые функции. Александра Николаевна писала:

«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют не оттого, что болеют; они болеют, потому что не умеют правильно дышать, говорить, кричать и петь. Научите их этому – и болезнь отступит.

Должна отступить. Вот почему гимнастика, созданная мной для певцов, оказалась полезной всем. Она не только восстанавливает певческий голос, но и оздоравливает все органы дыхания, а следовательно, весь организм…»

В поисках способа вернуть утраченные вокальные данные мать и дочь Стрельниковы нашли простую, но в высшей степени убедительную логическую зависимость: пение – это результат выдоха, выдох – результат вдоха, следовательно, коррекция выдоха представляет собой качественное улучшение вдоха, позволяющего вокалисту протянуть длинную музыкальную фразу на одном дыхании. Именно во вдохе – не особенно глубоком, но и не поверхностном – содержится квинтэссенция их методики! Иными словами, вдох первичен, а выдох вторичен, изменение следствия (выдоха) возможно только путем изменения причины (вдоха).

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Напомню, что само слово происходит от греческого paradoxes и применительно к науке обозначает неожиданное, непривычное явление, в корне не соответствующее общепринятым представлениям. И это действительно так! Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!» Главная особенность дыхательной гимнастики Стрельниковой по сравнению с другими дыхательными методиками, с которыми вы познакомитесь позже, – очень высокая частота и активность дыхания.

Если графически воспроизвести ритм дыхания по Стрельниковой, то рисунок будет напоминать часто-часто посаженные зубья пилы, но практически без второй половинки зуба – выдоха (рис. 1). Выдох в данном случае едва намечается, акцент делается на вдохе.

Ритм дыхания по Стрельниковой

Рис. 1. Ритм дыхания по Стрельниковой

Вдох – это жизнь, вдох – это надежда, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений. Гимнастика рождалась в поиске – до Стрельниковых в нашей медицине никто никогда ничего подобного не делал! Методом проб и ошибок был разработан комплекс дыхательных упражнений, не нарушающий естественную динамику дыхания.

Мы часто употребляем фразеологические выражения, значение которых не определяется суммой значений входящих в них слов.

Судя по всему, Александра Николаевна задумалась над тем, что может означать применительно к ее разработкам широко известное выражение «затаить дыхание» и пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуту душевного волнения, напряжения и испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет «4» и (или) «8».

Совершенно иная картина складывалась при выполнении упражнений, например, на счет «5» и «10». Вот почему Александра Николаевна считала этот счет физиологичным, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет «8», «16», «32»…

Еще одним ноу-хау Стрельниковых стал так называемый эмоциональный вдох, понимаемый ими как активное действие – то самое действие, которое приносило ценнейшую информацию нашим древним предкам, «внюхивавшимся» в окружающий их мир. Гимнастика Стрельниковой – это возврат к дыханию перволюдей, дыханию с естественным, предельно активным, «взволнованным» вдохом!

Как дышать – ртом или носом? Нужно иметь в виду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально подготовленном для выполнения дыхательных упражнений помещении, при вдохе носом требования к внешним условиям менее жесткие. Вот что писала по этому поводу Александра Николаевна:

«Вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И еще: вдох ртом более поверхностный и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох носом. И он получился такой же эмоциональный, как вдох ртом».

Естественный вдох – правильный выдох

Правило первое

Короткий вдох делается через нос. Он должен быть шумным, активным, но не глубоким. При вдохе язык поднимается к нёбу, крылья носа сжимаются, максимально приближаясь к носовой перегородке. Плечи на вдохе должны не подниматься, а, наоборот, опускаться.

Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Стремитесь к тому, чтобы он был естественным: максимально активным, коротким, как укол, яростным и резким до грубости. Чтобы понять, как выполнить все эти требования, воспользуемся советом Александры Николаевны. Она считала, что сторонники объемного, затянутого вдоха пребывают в величайшем заблуждении относительно его безвредности для здоровья. Вспомните, говорила Александра Николаевна, как принюхиваемся все мы, когда в воздухе пахнет гарью. Какова наша реакция на опасность? Вспомнили?! Наши предки использовали обоняние для защиты от врагов, а современный человек использует доставшуюся от предков способность воспринимать и различать запахи для защиты собственного здоровья. Выполняя упражнения, думайте только о вдохе и никогда не стесняйтесь шумных звуков, которые производится при такого рода энергичном дыхании.

Ваш вдох должен быть непродолжительным и… заинтересованным! При этом нужно представить себе, что от интенсивности и качества вдоха зависит не только ваша жизнь, но и жизнь тех, кого вы обязаны защищать. Согласитесь, ничего трудного в такой модели вдоха нет.

Правило второе

Выдох происходит самопроизвольно, в момент максимального сжатия грудной клетки, через рот. В момент выдоха опускается язык и нижняя челюсть.

Движение, движение и еще раз движение! Выполняя упражнения, соблюдайте одновременность вдохов и движений и ни в коем случае не контролируйте выдох – пусть он будет произвольным, однако лучите всего выдыхать ртом.

Обратите особое внимание на то, что вдох следует делать или в момент выполнения движения, или в момент максимального сжатия грудной клетки. Повторю: не контролируйте выдох, не мешайте воздуху уходить. Ваша задача – яростно нюхать воздух, продолжая игру в первобытного охотника. Александра Николаевна писала:

«Играйте в дикаря, как играют дети, – и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий».

Правило третье

Вдохи следует сочетать с синхронными и многократными движениями тела.

Думаю, что каждый из нас, если и не накачивал автомобильную камеру, прекрасно представляет себе, как происходит процесс. Третья особенность и третье правило дыхательной гимнастики Стрельниковой заключается в том, что вдохи необходимо повторять так, как будто вы накачиваете камеру или надуваете воздушный шар.

Нетрудно заметить, что, действуя по принципу «пассивный вдох – активный выдох», вам ни за что не удастся надуть шар, вернее, наполнить воздухом дыхательные пути легких.

Делаем вдохи насчет «2», «4», «8», «16», «32». То есть вдыхаем сериями: два, четыре, восемь раз подряд (при этом важно соблюдать темп дыхания (60–72 вдоха в минуту). Пауза между сериями вдохов составляет 2–3 секунды. Продолжительность интервалов между выдохами должна быть несколько большей, поскольку выдохам мы не «помогали».

Для тех, кому лень считать про себя, Александра Николаевна придумала своеобразную танцевально-песенную считалку:

«Пойте куплет „Чижика“ – 8 вдохов, припев „Оба мы с тобою правы“ – 16 вдохов, куплет „Подмосковных вечеров“ – 32 вдоха, куплет, но с припевом – 48 вдохов, два куплета с припевами – 96 вдохов».

Внимание! Следите за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха.

Правило четвертое

Количество вдохов определяется индивидуальным состоянием, вдыхать нужно без усилий, вам должно быть свободно, комфортно и легко. Весь комплекс состоит из 15 упражнений, его следует повторять 2 раза за сеанс. Можно проводить до 4 сеансов в день.

А. Н. Стрельникова особо подчеркивала важность соблюдения этого правила для всех, кто решил заняться оздоровлением по ее методике.

Хорошо, если при выполнении каждого упражнения вы будете делать 2 «подхода» по 96 вдохов.[1] При нормальном самочувствии рекомендуется дышать сериями по 8, 16 и 32 вдоха, находясь в исходном положении стоя.[2] При неудовлетворительном самочувствии и (или) болезни рекомендуется дышать сериями по 2, 4 и 8 вдохов в исходном положении сидя или лежа. Дыхательные упражнения дают крепкий и здоровый сон и в идеальном варианте легкие нужно тренировать за час до сна.

Правило пятое

Если вы решили заняться дыхательной гимнастикой Стрельниковой всерьез и надолго, никогда не выполняйте упражнения мимоходом. Настройтесь на тренировку, отрешитесь от проблем, мешающих занятиям, сконцентрируйтесь и прислушайтесь к себе. Тогда вы услышите собственное дыхание и сразу же поймете, что делаете правильно, а что неправильно.

А. Н. Стрельникова считала, что гимнастикой нужно заниматься независимо от самочувствия, более того, чем оно хуже, тем чаще следует выполнять дыхательные упражнения, правда, при этом следует чаще отдыхать. Александра Николаевна говорила, что идеальным вариантом было бы выполнение 4000 вдохов – само собой разумеется, не в один «присест», а в течение дня. Натренированный человек легко сделает 2000 вдохов за одно занятие, а занимает это не более 35–37 минут. Это идеальная продолжительность дыхательной гимнастики, и сокращать время занятий не рекомендуется.

aupam.ru

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Глава 6. Движение к успеху

Эта часть книги посвящается системе овладения свилей, которую по праву можно считать русской национальной боевой гимнастикой. В предыдущих частях книги были изложены основы теории славяно-горицкой борьбы, историко-культурные корни русской гимнастики, а также вся основная техническая база свили. Закономерным итогом работы можно считать систему освоения данного ранее материала.

Теория поможет заинтересованному читателю не впадать в ошибки и заблуждения, способные помешать освоению системы движения. В свою очередь, историко-культурный материал несет вполне достаточную информацию для того, чтобы изученное не было проинтерпретировано с восточной позиции, либо, что еще хуже, примитивизировано в духе "новых русских стилей.

Последним аргументом, доказывающим аутентичность и эндемичность русской гимнастики, являются сами формы движения, передающие неповторимый национальный колорит без ущерба боевой эффективности движений.

Таким образом, эти две составляющие, взаимопроникая друг в друга, образуют единое целое.

Элемент боевой свили из практики славяно-горицкой борьбы - отрыв со скрутом, базирующийся на русской культуре движения (рис 60).

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 60

Прорисовка с европейской средневековой гравюры, на которой показано использование пластического ресурса на основе отрыва с проворотом для отбирания кинжала (рис. 61).

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 61

Изучая историю и традиции европейской состязательной культуры, я столкнулся с весьма примечательным явлением. Античная Эллада в годы упадка греческой культурной традиции своим состоянием духа сильно напоминает наше нынешнее время в России. Как и в Древней Греции, в современной России произошло сильное смещение акцентов в понимании смысла человеческого развития. Взгляды на критерии ценности личности мужчины и идеалов мужского поведения переместились в сторону значительного "смягчения", точнее, слабоволия и физической распущенности. Например, знаменитый философ Аристотель из Стагира (384/383-322 гг. до н. э.), признаваемый многими как носитель самого универсального ума античности, считал, что всесторонняя физическая подготовка, требующая высокой самоотдачи, недостойна свободного человека. Возможно, что это как раз тот случай, когда на сознание признанного авторитета оказало свое выраженное влияние окружающее бытие и общественные запросы.

Вероятно, поэтому Стагирит считал гимнастику, состоящую из облегченных форм физической культуры, более ценной, чем агностику, служившую максимальному развитию физических, психических и духовных качеств, проявляемых в состязаниях. Недаром агонос-тика происходит от понятия "агон", то есть "соревнование", "состязание", "соперничество". Декларированный еще до новой эры Аристотелем отход от физических нагрузок, такой модный ныне у нас и, как ни парадоксально, полностью совпадающий с восточным подходом к физической культуре, тем не менее вовсе не является единственным и исключительным. Популярная у большинства изнеженного современным комфортом населения гимнастика порождает откровения типа "на тренировках уставать нельзя" или "слабость и мягкость одолеет грубость и силу".

С моей точки зрения, такая идеология может родиться в обществе как раз в период культурного застоя, а точнее, в период процесса Разрушения традиционных культурных норм. Благодаря тому, что большинство мужского населения ни по каким критериям не годится для участия в активном силовом противостоянии, на арену выходят те немногие, которые могут этим заниматься. Таким образом, возникают условия для появления двух своеобразных "каст" - профессиональных бойцов и профессиональных инструкторов; очень редко, по крайней мере в современной России, встречаются люди, одинаково хорошо владеющие своим телом и способные передавать соискателям свое умение.

Образование подобных социальных объединений - по существу закономерный этап в начале культурного взлета состязательной традиции. Дело в том, что это нормальный цикл развития любой сферы культуры, в том числе и физической. И тогда, когда большинство расслабленно наслаждается гимнастическими упражнениями, малая часть общества рвется к вершинам возможностей, своим трудом создавая импульс к развитию новой традиции на основе старых методов. Это меньшинство можно отнести к приверженцам агоностики, которых не пугают пот и кровь тренировок, трудности на пути овладения собой. Только труд и самоотдача плюс твердая оценка собственных достижений способны сделать из бесперспективного хилого подростка сильного и талантливого мастера противостояния. Потому что именно те, у кого меньше всего возможностей к развитию, хотят стать совершенными больше всего на свете. Они противостоят трудностям существования с момента рождения до момента смерти.

Читателю предоставляется возможность сделать выбор между приятным изучением отдельных обще развивающих элементов русской культуры движения и максимальным развитием своих генетических данных, основываясь на базе русской физической культуры. Тем, кто выбрал второй путь, имеет смысл читать книгу дальше.

Обучение свиле традиционно начинается в "пяте" (замкнутой точке пространства) (рис. 62).

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 62

Перед этим, как водится, вы уже подготовились к нагрузкам с помощью гимнастического комплекса Русской Здравы'. Разделы пластической и динамической гимнастики наиболее основательно готовят организм к нагрузкам свили. Эффект от динамической гимнастики, например, влияет на скорость протекания физиологических процессов в центральной нервной системе, что, в свою очередь, непосредственно влияет на профессиональную координацию движений бойца. Особая ценность комплекса "Стриба" состоит в том, что он вырабатывает технический навык, поскольку большинство упражнений основаны на элементах базовой техники славяно-горицкой борьбы. Таким образом, программа основного раздела тренировки закладывается в вас еще во время выполнения разминочного комплекса (рис. 63, 64, 65, 66, 67).

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 63

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 64

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 65

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 66

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 67

Упражнение "Падающее дерево": удерживая устойчивость в "пяте", старайтесь завести тело в такие положения, при которых явно обнаруживаются границы устойчивости, при этом не должно ощущаться потери равновесия. С каждым повторением, с каждой тренировкой старайтесь увереннее чувствовать себя в этих пределах. После прихода уверенности целесообразно увеличивать рубежи устойчивости. Все движения выполняются во вращении корпусом. Обычно начинают движение с опущенными к земле коленями, постепенно поднимаясь за счет раскручивания тазобедренных суставов, затем выпячивают грудь с прогибанием спины, и наоборот.

Необходимо отметить, что вариабельность упражнений, их слаженность и количество повторений должны соответствовать уровню вашей личной подготовки. Не следует перегружать себя ни на разминке, ни в основной части тренировки. Энергозатраты должны быть оптимальными, а тренировки - развивающими, а не изматывающими. Это, однако, не означает, что вы совсем не устанете после тренировки, но во время тренировки чувства усталости быть не должно.

Подготовительные упражнения должны наиболее полно и всесторонне подготовить тело к восприятию свили.

В отличие от реальной свили, в комплексе динамической гимнастики никогда не работают на предельных скоростях. Задачей "Стрибы" является создание и повторение стереотипов и структур движения для совершенствования вашей физической формы, минимизация и достижение наибольшей результативности каждого движения.

В противоположность обще развивающей динамике "Стрибы", боевая свиля - это всегда рывок, а значит, и травмоопасность.

Традиционно после динамической гимнастики начинается изучение (или повторение) группы технических элементов, именуемых подсадами.

Освоение подплечного подсада:

1. Находясь в "пяте", выполните имитацию подплечного подсада, сначала правым плечом, затем левым (рис. 68, 69, 70, 71, 72).

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 68

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 69

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Рис. 70

profilib.net

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Максим Шатунов - Русская боевая гимнастика

Третья книга исследователя русской состязательной традиции М. В. Шатунова знакомит читателя с искусством владения собственным телом в различных жизненных ситуациях. Особое место отведено рассмотрению культуры движения в рамках общеславянской соревновательной и воинской практики. Русская боевая гимнастика изменит ваше отношение к своему телу и его возможностям, научит одерживать победы над противником, привлекая естественные ресурсы собственного организма. Материал издания насыщен культурно-историческими данными, которые будут интересны самому широкому кругу читателей.

Содержание:

ШАТУНОВ Максим Валентинович"РУССКАЯ БОЕВАЯ ГИМНАСТИКА"

Предисловие

К своему телу люди относятся по-разному. Одни склонны его любить, другие его ненавидят или сожалеют о своем телесном существовании, некоторые же, наоборот, преисполняются счастьем, глядя на себя в зеркало. Но одно можно сказать с уверенностью - никто не относится к своему телу равнодушно. Почему так? Уверен, каждый может ответить на этот вопрос по-своему и каждый будет прав со своей стороны. Кого-то угнетает избыточный вес или, наоборот, выраженная худоба, кому-то его тело доставляет душевный и физический комфорт, других мучает необустроенность внутри собственной плоти, постоянно напоминающей о себе болями и неудобствами передвижения. И хотя все мы разные, но задумываться о состоянии и возможностях своего тела приходится каждому из нас.

Огромная роль в формировании отношения к своему телу принадлежит системе ценностей и взглядов, которые можно определить как культурные стандарты и идеологические штампы, принятые в обществе. Вокруг этих ценностей вырастает целая индустрия, занимающаяся удовлетворением возрастающих телесных потребностей. В формировании интереса к этим потребностям принимают активное участие множество сторон, начиная от адептов экзотических восточных систем и кончая расплодившимися нынче школами совершенствования по американскому образцу.

За время тесного знакомства с этими вполне прибыльными направлениями у меня сложилось четкое представление, которое можно выразить в следующих словах: никто из представителей этих систем не заинтересован в качественном изменении сознания занимающихся. Все цели этих организаций сводятся к получению прибыли. Более того, ни одна система не дает четких проверенных знаний, которые на практике могут самостоятельно применяться занимающимися. Обучают, как правило, узконаправленным практическим приемам без должного теоретического фундамента (западная традиция), либо делают акцент на историко-мифологическом обосновании до крайности формализованной практики (дальневосточная традиция).

Свою цель вижу в том, чтобы ознакомить читателя с иным подходом к человеческому телу, в основе которого лежит традиционная славяно-русская культура, дополненная современными научными открытиями в этой области.

Первая часть книги будет посвящена подробному анализу возможностей человеческого тела. Кроме того, возможности тела будут рассмотрены в контексте расовой специфики движения, которая обусловлена особенностями эт-нобиомеханики. Национальная специфика подхода к телу человека будет объяснена в рамках культурологии и историографии, кроме этого, будут задействованы данные этнопсихологии. Параллельно с этим будут анализироваться представленческие мотивы традиций, оказывающих свое влияние на современную систему ценностей жителей России.

Также будет проведен подробный разбор биомеханической модели, явившейся результатом условий существования европеоидной расы, с указанием на особенности ее функционирования. Исследование проведено с учетом социо-культурной специфики славяно-русской этнической среды и ее влияния на культуру движения. Всесторонне освещены будут и вопросы расширения возможностей контроля за собственным телом, при этом будут обозначены допустимые границы этого расширения. Вниманию читателя также будет представлена концепция влияния пространства на человеческое существование.

Глава 1. Культура движения и рукопашный бой

Как правило, все разговоры о культуре водятся к декларированию маловразумительных и абстрактных позиций, принятых в академических кругах и поражающих своей надуманностью и бесполезностью. Пожалуй, единственная, вполне конкурентная и осязаемая часть любой культуры, а именно, культура движения, почему-то никого особенно не интересует. Очевидно, потому, что это вполне конкретная наука, точная и объективная, как, например, механика или математика, следовательно, наука, не допускающая безответственных выводов.

Однако, несмотря на формальное отсутствие дисциплины, изучающей культуру движения человека, она все же существует. Хотя, так ли это? Не постесняемся усомниться в приведенной выше аксиоме, так как именно с сомнения начинается настоящее знание. Существует ли на самом деле некая всеобщая, мировая или, если угодно, вселенская культура движения? Простой логический анализ фактов не дает никакого утвердительного ответа.

Я все же склоняюсь к выводу, что дефиниция "мировая культура движения" - это всего лишь мертвая, абстрактная схема, годная только для упражнений в спекулятивной философии, являющейся точно такой же бесплодной, как и наполняющие ее понятия.

Дабы не плутать более в дебрях методологии науки, предлагаю от абстрактных схем перейти к конкретным фактам, только совокупность которых способна прояснить нам суть поставленных вопросов.

Начнем с того, что все культурные феномены обусловлены. А поскольку темой разговора является культура движения человеческого тела, то, значит, обусловленность этого вида движения соотносится именно с человеческим телом или, проще говоря, с его биомеханикой. Подробно о биомеханике мы поговорим в дальнейшем, а прежде обсудим только основные моменты.

Итак, условно организм человека можно было бы представить как биомеханическую конструкцию, само устройство которой программирует набор двигательных схем. В первом приближении человек именно таким и видится. Причем любой человек, независимо от расовой или национальной принадлежности. Весь людской род организует способы движения своих представителей на основе единой биомеханики и законов, управляющих ею. Значит, если существует универсальная механическая биомодель и существуют универсальные способы функционирования этой модели, то должна существовать и универсальная двигательная культура. Вот в этом схематизме и таится один из основных пороков человеческого сознания - стремление принести истину в жертву логике и симметрии. Например, если истина выглядит как не укладывающийся в красиво составленную систему парадокс. А парадокс состоит в том, что, несмотря на все сказанное в защиту мировой культуры движения, ее не существует в реальности, так как в реальности ее место занимает сплошное двигательное бескультурье.

Если мы воспользуемся теорией парных чисел, разработанных А. К. Беловым, то мы сможем понять вышеозначенный парадокс. Например, если мы возьмем всем известный закон перехода количества в качество и обратим вектор его развития в обратную сторону, то смысл полученной формулы "перехода качества в количество дает нам ключ к ясному пониманию проблем. Ведь при огромном количестве носителей какой-либо программы действия ее качество, а следовательно, и эффективность нивелируются до предела.

То же самое происходит и с культурой движения. Поэтому она имеет свои четкие расовые очертания; еще более сильной спецификой обладают национальные способы движения, региональные и так далее, доходя до личности каждого отдельно взятого человека.

Поскольку крайние обобщения - это такой же порок сознания, как и крайняя конкретность, здесь не стоит рассматривать ни мировые процессы, ни процессы, связанные с отдельной личностью. Так как вся работа ориентирована на анализ русской культуры движения как национального феномена европейской физической культуры, мы поговорим о нем подробнее.

Начнем с того, что каждый этнос обычно имеет в своем составе несколько разновидностей биомеханических моделей. Так сложилось, что самые разнообразные типы человеческих тел имеют общие особенности и типичные отличия друг от друга. Это обстоятельство можно расценить как приспособительную реакцию организма к конкретным условиям среды проживания.

profilib.net


Смотрите также