Индивидуальной логопедической. Рыбка артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Цель: развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык основная мышца органов речи,

Подробнее

"ШАРИК" Надуть щеки. Сдуть щеки.

ШАРИК Надуть щеки. Сдуть щеки. "ШАРИК" Надуть щеки. Сдуть щеки. Чтобы было интересней надувать Шарик и для профилактики звуков В, Ф -прикусить верхними зубами нижнюю губу -ффф - вот и надутый шарик - указательными пальцами как бы проткнуть

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика «Часики» Тик так, тик так Ходят часики вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Образовательный центр «Успех» АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Подготовила: Инна Николаевна Гришанова учитель-логопед г. Москва, г. Троицк 2016

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Для свистящих звуков \с, з, ц\ Загнать мяч в ворота Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед

Подробнее

Артикуляционная гимнастика для звуков С, C Ь, З, ЗЬ, Ц

Артикуляционная гимнастика для звуков С, C Ь, З, ЗЬ, Ц Артикуляционная гимнастика для звуков С, C Ь, З, ЗЬ, Ц Лопаточка Накажу непослушный язык Чищу зубы Паровозик свистит Язык-силач Качели Горка Звуки С, СЬ, З, ЗЬ Улыбнись, Боковые края плотно По середине

Подробнее

Приложение 1: «Бегемотики» «Змея»

Приложение 1: «Бегемотики» «Змея» Приложение 1: «Бегемотики» «Змея» «Часики» «Месим тесто» «Чистим зубы» «Блинчики» «Лошадка» «Маляр» «Парус» «Фокус» «Грибок» «Вкусное варенье» «Чашка» «Дятел» «Комарик» «Заведи мотор» «Лягушка слоник»

Подробнее

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА звукопроизношения. Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная

Подробнее

«Окошко» «Лошадка» «Чистим зубки»

«Окошко» «Лошадка» «Чистим зубки» При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны

Подробнее

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц 1. Наказать непослушный язык Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. при открытом рте под счет от

Подробнее

Комплекс упражнений для свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Комплекс упражнений для свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц Комплекс упражнений для свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами),

Подробнее

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы? Для того, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать,

Подробнее

УВАЖАЕМЫЕ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ РЕБЁНКА!

УВАЖАЕМЫЕ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ РЕБЁНКА! УВАЖАЕМЫЕ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ РЕБЁНКА! Будьте терпеливы в общении с ним. В преодолении речевых нарушений многое зависит от Вас самих, Вашей воли, упорства. Знайте состояние произношения своего ребёнка. Не

Подробнее

^^^^НННННННННННИННННННННННИННН^

^^^^НННННННННННИННННННННННИННН^ ^^^^НННННННННННИННННННННННИННН^ Артикуляционная гимнастика Воспитатель Жигало И.С. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы чтобы они стали ловкими,

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Савченко Светлана Геннадьевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 85 Опубликовано на www.logolife.ru

Подробнее

Консультация для родителей.

Консультация для родителей. Консультация для родителей. Арикуляционная гимнастика обязательный элемент в системе работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения обязательно делать перед зеркалом, 2-3 раза в день. Продолжительность

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Кабанова Н.А., учитель-логопед ГБОУ НАО «СШ 4» Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная (речевая) гимнастика проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных

Подробнее

Артикуляционная гимнастика с картинками

Артикуляционная гимнастика с картинками Консультация учителя- логопеда Е.И Вовчук Артикуляционная гимнастика с картинками Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими,

Подробнее

Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах Артикуляционная гимнастика в стихах http://logomamik.ru/ При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно,

Подробнее

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Подробнее

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Артикуляционная гимнастика в детском саду Артикуляционная гимнастика в детском саду Педагог: Кавун Елена Валерьевна воспитатель I квалификационной категории Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, мягкое нѐбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,

Подробнее

Цель артикуляционной гимнастики:

Цель артикуляционной гимнастики: Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению артикуляционной

Подробнее

Учимся артикуляционной гимнастике вместе

Учимся артикуляционной гимнастике вместе Учимся артикуляционной гимнастике вместе Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает

Подробнее

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание это физиологический процесс, включающий в себя две фазы вдох и выдох.

Подробнее

вместе с малышом придумывать

вместе с малышом придумывать Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Подробнее

Картотека артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционной гимнастики Картотека артикуляционной гимнастики «Блинчик» («Лопатка») Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10. Язык широкий

Подробнее

Артикуляционная гимнастика для язычка

Артикуляционная гимнастика для язычка Артикуляционная гимнастика для язычка 1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное

Подробнее

Весёлая артикуляционная гимнастика

Весёлая артикуляционная гимнастика Весёлая артикуляционная гимнастика «Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота Подшутить над ним охота. «Бегемотик» Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Основные принципы Артикуляционная гимнастика 1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок. Воспитатель рассказывает, используя игровые

Подробнее

Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционная гимнастика Пассивная артикуляционная гимнастика. Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук взрослого. Каждое

Подробнее

docplayer.ru

Индивидуальной логопедической — МегаЛекции

Непосредственной образовательной деятельности

На тему: «Морское путешествие»

(автоматизация звука [Р])

Возрастная группа: подготовительная к школе

Маленьких А.С.

Учитель-логопед МКДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 35 «Малышок»

г. Шадринск

 

Цели:

· образовательные: автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте;

· коррекционные: активизировать мышцы речевого аппарата, развивать голос и дыхание, фонематические процессы, зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаза, общую и мелкую моторику, психические процессы: внимание, память, мышление;

· воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям и любовь к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:аудиозапись «Шум моря», игрушки: рыбка, кораблик, большое зеркало, карточки по артикуляционной гимнастике, ватный шарик, артикуляционный профиль звука, карточки для характеристики звука, пособия: «Звуковые дорожки», «Звуковой куб», «Зашумленные картинки», «Волшебный мешочек», предметные картинки: чайка, обезьянка, горы, кит, рак, дельфины, ракушки, пират, предметные картинки со звуком «р», прищепки.

Литература:

1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Борисова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. [Текст] / Т.В. Буденная. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 64с.

Ход:

Организационный момент.

(Прослушивание аудиозаписи «Шум моря»)

- Послушай внимательно и отгадай, что это? - [Это шумит море.]

- Верно. Сегодня к нам в гости приплыла Рыбка. Она приглашает нас в морское путешествие. А во время путешествия мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р].

Артикуляционная гимнастика.

- К путешествию нужно как следует подготовиться, а для этого вспомним упражнения для язычка по карточкам-подсказкам.

1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 10).

2. «Покусаем язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. (Покусывать широкий кончик языка, середину, произнося: «та-та-та».)

3. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения вперед-назад.

4. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

5. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» (удерживать под счет до 10).

6. «Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. (Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.)

7. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами (по бугорочкам), быстро и отчетливо произнося: «д-д-д».

- Хорошо. Молодец!

Упражнение на дыхание: «Фокус».

- Для того чтобы воздушная струя была сильной, выполним упражнение «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа. (Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.)

- Умница!

Упражнение «Заведи мотор».

- Путешествовать мы будем на корабле, а для этого необходимо завести мотор корабля: «тр-р-р-р», «др-р-р-р», «р-р-р».

- Отлично!

5. Анализ артикуляции.(по артикуляционному профилю звука)

- Чтобы наш корабль не сбился с пути.

- Давай вспомним, что мы делаем, когда произносим звук [р]:

- Рот открыт или закрыт? [Открыт.]

- Губы раскрыты или закрыты? [Раскрыты.]

- Зубы вместе или расставлены? [Расставлены].

- Что делает язычок? [Кончик языка касается бугорков за верхними зубами и дрожит].

- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам или нет? [Прижаты.]

- Воздушная струя сильная или слабая? [Сильная.]

- Голосовые связки работают или отдыхают? [Работают.]

- Молодчинка!

6. Характеристика звука.(по карточкам-подсказкам)

- Дай, пожалуйста, характеристику звука [р], какой он? Выбери правильную карточку.

- Согласный или гласный? [Согласный.]

- Почему? [Есть преграда.]

- Что является преградой? [Язык и зубы.]

- Он твердый или мягкий? [Твердый.]

- Звонкий или глухой? [Звонкий.]

- Почему? [Есть голос.]

- Правильно. Молодец!

Произношение изолированного звука.

- Выходим в открытое море.

Упражнение: «Звуковые дорожки»

- Плывем по волнам. Медленно веди пальчиком по голубой дорожке и произноси звук [р] тихо.

- А сейчас быстро веди пальчиком по синей дорожке и произноси звук [р] громко.

- Молодец!

Развитие фонематического слуха.

Игра: «Поймай звук!»

- Закрой глаза. Хлопни громко в ладоши, когда услышишь звук [р]: р, л, ш, ж, р, р, л, щ, р.

- Отлично!

Игра: «Подними руку!»

- Подними правую руку, когда услышишь слог со звуком [р]: ра, ла, ор, мы, ру, ир.

Закрепление звука в слогах.

- Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка.) Она просит нас поиграть с пальчиками.

Упражнение: «Пальчики здороваются» (каждый палец поочередно дотрагивается до большого пальца)

Правая рука: ар-ор-ур-ыр, левая рука: ра-ро-ру-ры

- Молодец!

10. Физкультминутка: «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (показ туловищем и руками, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница! (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (поднять пр. руку вверх, а лев. - опустить вниз, затем хлопок)

Рыбка спинку изогнула, (прогиб в спине)

Крошку хлебную взяла. (руки развести в стороны, хлопок)

Рыбка хвостиком махнула, (показ туловищем и руками, как уплывает рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

Развитие фонематического слуха.

Игра: «Слушай внимательно, выполняй старательно!»

- Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо на каждое слово приседать, а на слово со звуком [р] – подпрыгивать: лодка, командир, мотор, кукла, сумка, рак, рыба.

- Молодец!

Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха.

Игра: «Зоркий глаз»(карточки на прищепках)

- Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Отцепи только те картинки, в названии которых есть звук [р].

- Назови картинки, которые находятся над.., справа.., слева.., между…

- Разложи картинки по соответствующим схемам, в зависимости от того, где слышится звук [р] в данных словах (в начале, середине или в конце слова).

- Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблем плывет кит. Он просит нас отгадать загадку:

Обо мне говорят, будто пячусь я назад.

Не назад, а вперед, только задом наперед. [Рак.]

- Верно. Молодец!

Звуковой анализ слова.

- Сделай, пожалуйста звуковой анализ слова «рак».

- Произнеси его еще раз и скажи, сколько звуков в этом слове? (Три.)

- Назови первый звук? (р) Какой он? (Согласный, твердый.) Назови следующий и т.д.

Зрительная гимнастика.

- Пора сделать отдых для глаз.

Упражнение: «Веселые мотыльки» -часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами под счет (1-5).

-Упражнение: «Витаминки» - сильно-сильно зажмурить глазки, а затем широко открыть.

megalektsii.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.

Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.

Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).

Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:

· мимические упражнения;

· упражнения для губ;

· упражнения для языка;

· фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, например укладывание языка на дно ротовой полости «дорожкой», упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.

Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.

Для некоторых детей даже широкое открывание рта и удерживание его в таком положении — трудное задание, которое требует многократных повторений. Это упражнение можно назвать по-разному: «Рыбка открывает рот и ловит корм», «Крокодил широко открыл рот», «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот» (С. Маршак), «Язычок отдыхает на диване», «Поздороваемся с маленьким язычком» и т. д.

Работу по развитию речевой моторики целесообразно начать с произношения гласных звуков, так как на их основе формируются артикуляционные позиции для некоторых согласных звуков, кроме того, они способствуют выработке речевого дыхания и развитию голосовых возможностей ребенка.

Использование в качестве опоры гласных и согласных звуков, основанных на непроизвольных движениях, достигается в игровых ситуациях: «На приеме у доктора Айболита» (покажем Айболиту горлышко и скажем: «А-а-а-а»), «Плачет малыш» (а-а-а-а-а), «Хочется спать» (зевание), «Малыш просит у мамы кушать» (произносится ам — рот широко открыт), «Малыш кашляет», «Бельчонок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся гласные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса).

Одновременно с гласными звуками используются и сохранные согласные звуки раннего генезиса ([м], [н], [п], [б], [к], [г], [в], [ф]).

Далее используются звуки [и], [т], звукосочетания йа, йо, йу, йэ; звукоподражания: «Ослик кричит: иа, иа», «Веселые дети смеются: хи-хи-хи», «Разговор зверят: ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те», игра «Я— не я». Например, логопед говорит: «Я люблю читать книжки. Я люблю рвать книжки». В ответ дети произносят «И я» или «Не я».

«Песенки» птиц, «разговоры» зверей и игрушек, в которых дети произносят звуки [и], [й], [т], служат базой для формирования артикуляционной позиции звука [с]: кончик языка опущен и лежит за нижними зубами, посередине языка проходит узкая щель.

Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции. С этой целью можно применить следующие задания и игровые приемы:

— произнесение гласных звуков и слогов в сочетании с ходьбой на месте, наклонами в стороны, подниманием и опусканием рук, головы и т. д.;

— произнесение звуков и слогов с выражением эмоций: сердимся, ругаемся — миримся, печалимся — радуемся и др.;

— произнесение гласных звуков и слоговых сочетаний с движением указательного пальца по волнистым и ломаным линиям, по кругу и спирали, нарисованным на листе бумаги.

Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний — развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.

Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.

Движения языка слева направо («маятник») можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка плывет и шевелит хвостиком», «дверь или форточка открывается и закрывается», «волны бьются о берег», «качаются ветви деревьев» и др.

Для формирования артикуляционных позиций — широкая и узкая «трубочка» — используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки или обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми — колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка или свинки» и др.

Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки — подосиновики, сыроежки, моховики, маслята и др. — собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. В другом случае грибы собираются для мамы, для бабушки или для грибного супа.

Упражнение «Надувание обеих щек» преподносится по-разному: «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «толстощекий малыш», «толстомордый медвежонок», «колобок», «спрячем яблоки за щечки», «щечки-мячики» и др.

С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». В ней используются следующие игровые упражнения: «машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот приоткрыт), «машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята), «повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо), «машина подъехала к высокой горе» (кончик языка приподнят к верхним зубам), «машина объезжает гору» (круговые движения языка под верхней и нижней губами), «машина подъехала к яме» (язычок «чашечкой»), «заглох мотор» (произношение звука т-т-т-т-т), «заведем мотор» (произнесение звука д-д-д-д и звукосочетаний дж-дж-дж-дж), «прокололась камера» (произношение звука ш-ш-ш-ш-ш), «заклеим камеру» (круговые движения языка по верхней и нижней губе), «накачаем насосом камеру» (произносится звук с-с-с-с-с-с).

Не менее интересен для детей сюжет «Птенчики и мама-птица». Дети вытягивают губы вперед узкой трубочкой, показывая, какое маленькое яйцо снесла сойка. Ворона снесла большое яйцо (вытягивают губы широкой трубочкой). Птенчик пробивает клювом скорлупу (стучат языком по бугоркам, произнося звуки т-т-т-т-т, д-д-д-д-д). Птенчики широко открывают рты-клювики (просят пищу), делают языки «чашечкой» (приготовились получить пищу) и др. После этого учатся петь (используются простые звукосочетания — подражание пению разных птиц).

Любую пластмассовую коробочку можно превратить в соковыжималку. Поставив в коробочку картинку с изображением фруктов или ягод, ребенок нажимает на «кнопку», произнося звуки т-т-т-т, д-д-д-д, т-д-т-д-т-д, джжжжж. Предложив ребенку сделать язык «чашечкой», логопед имитирует действие — наливает в нее сок. Эта игровая ситуация способствует отработке язычно-альвеолярной схемы (удерживанию языка у альвеолярного отростка) и помогает детям практически использовать в речи относительные прилагательные (яблочный, сливовый, виноградный). В «чашечку» «наливается» чай, морс, компот, кофе, «Фанта», какао и другие напитки, употребление этих слов-названий способствует развитию пассивного словаря. Вместо слова чашечка можно использовать слово плошка. В «плошку» наливаем молоко для котенка, суп для щенка. Та же позиция языка может носить названия «ковш экскаватора», «лепесток розы», «цветок кувшинки», «вагончик на рельсах». Упражнение «чашечка» многократно обыгрывается в различных ситуациях. Например, на первых занятиях дети «лепят чашечку из глины». Глиняная чашечка неглубокая, с утолщенными краями, что характерно для положения языка на первом этапе работы над этим упражнением. Затем можно «лепить фаянсовую и фарфоровую чашечку», у таких чашек края тонкие.

Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой. На примере двух занятий показан принцип их построения.

Конспект занятия

Тема «Весна»

Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения.

* *

*

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

А. Толбанова

Мимические упражнения

Педагог предлагает детям выразить радость от встречи с весной. Дети показывают, как им тепло и приятно греться на солнышке.

Малыши представляют себя доброй и ласковой Весной, они дарят деревьям листву, лугам — траву и цветы.

«Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, вода попала медведю в берлогу. Дети показывают, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

Упражнения для мышц шеи

Игровые упражнения

«Ветерок качает подснежник». Наклонять голову влево-вправо (шея расслаблена).

«Дети радуются солнышку и посылают ему песенку гласных звуков: а-э-и-о-у». Поднимать и опускать голову.

stydopedia.ru