Тройное сальто в группировке на вольных. Сальто гимнастика


Как научиться делать сальто в домашних условиях: вперед и назад

Выполнить ловкий прыжок с переворотом назад или вперед – сальто – задача не из простых. Данный акробатический трюк требует хорошей физической подготовки и много упорных тренировок. Ребенок быстрее осваивает новые навыки. Можно с восхищением наблюдать, как спортивные дети с легкостью выполняют кувырки и колеса, демонстрируют превосходную растяжку. Конечно, любая девочка или мальчик, посещающие гимнастическую секцию, сделает сальто. Другой вопрос – взрослый человек, которого ну очень мучает вопрос, как научиться делать акробатическое сальто. Ну как говориться: «Было бы желание»!

сальто

Сальто в домашних условиях

Чтобы отточиться мастерство выполнения сальто, вовсе не обязательно обращаться за помощью к профессиональному тренеру. Если человек физически развит и нет никаких противопоказаний по состоянию здоровья, ничто не мешает ему научиться делать сальто самостоятельно при помощи наших советов и обучающих видео.

Прежде, чем перейти непосредственно к самому разучиванию сальто необходимо предварительно подготовить все тело. Ведь у неспортивного и малоподвижного человека вряд ли получится выполнить трюк подобного рода.

Как научиться делать сальто

Особенно сильными должна быть нижняя часть тела – поэтому уже сейчас стоит начать осваивать технику приседаний и выпадов. Затем добавьте в свой график ежедневную легкую пробежку, прыжки со скакалкой, прыжки в длину с места и разбега. Давая организму физическую нагрузку на регулярной основе, ему не останется ничего иного, как положительно реагировать на новые привычки человека. Вы увидите: буквально через неделю занятий улучшиться выносливость и возрастут силовые показатели.

Особенности прыжка

Кувырки – то упражнение, которое необходимо довести до автоматизма, если планируете научиться делать сальто дома. Ведь упражнения очень схожи, только одно делается на полу, а другое – в воздухе.

Также придется вспомнить школьные прыжки в длину: прыгать с носков, пружиня пятками, и мягко приземляться. В независимости от того будете ли тренировать заднее сальто или вас интересует, как научиться делать только переднее сальто, очень важно мягкое приземление.

Как делать сальто вперед

С этого вида сальто необходимо начинать свое знакомство с «воздушными полетами» – оно основное. Первым делом отрабатываем технику кувырков:

  1. Садимся на корточки, ноги вместе, спина ровная;
  2. Голову прижимаем к груди, руки выводим вперед;
  3. Отталкиваемся с усилием от пола и делаем кувырок.

Лучше всего учиться делаться сальто с разбега, так благодаря инерции толчок будет более сильным. Прыжок вверх после разгона необходимо делать как можно выше.

Наскок можно делать на две ноги сразу или на одну – как удобней, главное чтобы была задействована не вся стопа и не пятки – толчок делается с носков и приземление также. Когда совершаете прыжок, должна произойти группировка подобная кувырку – колени прижаты к груди и захвачены ногами.

Если вы уже освоили данную технику, сами можете рассказать и показать, как научиться делать переднее сальто, настало время тренировать более сложные вариации упражнения.

Как делать заднее сальто

Для того чтобы быстро научиться делать сальто назад, необходимо отточить до автоматизма кувырки в обратную сторону:

  1. Сядьте на корточки и подбородок прижмите к груди;
  2. Оттолкнитесь и делайте кувырок, обхватив колени руками;
  3. В конце вовремя поймайте равновесие.

Заднее сальто необходимо делать с возвышенности, поэтому подростки, которые любят экстремальный спорт точно могут ответить на вопрос, как научиться делать сальто назад. В этом плане лучшим временем года для тренировок станет снежная зима: когда можно будет без особой опасности прыгать в снег.

Сальто назад – переворот тела на 360 градусов в воздухе, поэтому человек должен знать, как быстро сгруппироваться и мягко приземлиться после прыжка.

Чтобы технически правильно выполнять заднее сальто, необходим «стаж» тренировок и четкое знание инструкции. При прыжке необхомо делать мах руками, ноги сгибать в коленях и максимально подпрыгивать вверх. Поворот получится сделать при помощи бедер и с максимальной напряженностью мышц. Ноги во время прыжка сгибаются, а приземляясь к земле – выпрямляются.  Но полностью с прямыми ногами заканчивать упражнение нельзя – в коленях должен оставаться небольшой изгиб. И в отличие от переднего сальто, приземление производится на всю стопу.

Как делать боковое сальто

Если вы хотите узнать, как научиться делать известное арабское сальто, необходимо тщательно освоить технику кувырков в воздухе.  Их лучше всего выполнять, отталкиваясь от стены и приземляясь на мягкую поверхность. Толчок осуществляется одной ногой, в то время как второй ногой производится мах, который и позволяет сделать прыжок в воздухе.

Маховое заднее сальто – корк – имеет ту же технику выполнения, что и арабское сальто.

Место тренировок

В идеале тренировки должны проходить в просторном спортивном зале с наличием гимнастических матов и под руководством инструктора. Но если такой возможности нет, постелите дома побольше матрасов, одеял и тренируйтесь.

место тренировок

Важно не забывать о том, что хорошая физическая форма – как фундамент, без которого нельзя даже пробовать выполнять трюки. Для облегчения упражнений, начните делать сальто от стены, затем переднее и заднее. Доведя технику до автоматизма, потом можно будет на улице ловко демонстрировать хорошую подготовку, красивые кувырки в воздухе и корк любой сложности!

bezpuza.ru

Тройное сальто в группировке на вольных - Гимнастика - Блоги

Рекорды случаются не только там, где необходимы скорость и сила, но и на гимнастических снарядах - там, где в особой цене смелость и ловкость, риск... В гимнастике вообще все кажется воздушным и красивым. Но попробуйте познакомиться со всем этим ближе, в порядке ежедневной работы! Попробуйте проехаться локтями, или коленями, или, не дай Бог, лицом по ковру! Каждый его сантиметр при неправильном приземлении и падении опасен! Один из важных моментов — это умение правильно приземляться из любого положения. Нужно все время чувствовать, где земля, а где небо, чтобы, выкрутив элемент, вывернуться и попасть на землю ногами. Упасть почти так же опасно, как и на обыкновенный пол. На тренировке приходится не только десятки раз прыгать, заниматься на сетке батута, но и делать другие вещи, например, лазить по канату. Попробуйте залезть под потолок спортивного зала по канату без помощи ног, и вы увидите, какие для этого нужны крепкие руки и сильные, тренированные мускулы!

В полете наибольшее значение имеет точность — точность во времени, точность в применении силы. Нужен точный по времени уход с ковра, нужен точный момент взятия «темпа», нужно точно по направлению дать «посыл» своему телу, точно по времени «разгруппироваться» и точно прийти на ноги.

Если бы записать весь ход многодневных тренировок, все количество падений в поролоновую яму, подсчитать все количество йода, потраченного на замазывание царапин и ссадин, количество пота и нервов, — могла бы получиться поучительная история.

Что такое тройное  сальто? Каждому понятно, что это три полных переворота в воздухе. И все? Далеко не все! Первая трудность — это расстояние между ковром и спортсменом. Вторая трудность — техника исполнения. Каждый элемент повышенной трудности требует не только физического освоения, но также и психического. В работе участвуют не только мышцы, но и вся нервная система, особенно в период, когда прыжок еще не освоен и исполнение не дошло до того «автоматизма», с которым, например, человек ходит, садится, бегает, когда как бы уже незаметны «приказы» центральной нервной системы. Точно так же получается и здесь.

Недаром тройное сальто назад в группировке является одним из самых сложных акробатических элементов в спортивной гимнастике. Процесс его изучения очень труден: сначала надо освоить двойное сальто назад прогнувшись, затем двойное сальто назад в группировке с раскрыванием. Раскрытие всегда сложное, нужно достичь, чтобы элемент был вкручен, сделан достаточное количество раз, и тогда он выполняется спокойно, без напряжения, так что на современном помосте вполне хорошо выполним… Это раньше на старом ковре, там его выкручивать было, конечно, гораздо сложнее... Приходы на тройном, в доскок, что называется, один в один очень трудно сделать, во всяком случае в ближайшем будущем, поэтому гимнасты нечасто вставляют его в комбинацию. Делают другие сложные элементы, например два бланжа с двумя винтами, которые более – менее, хотя бы, гарантируют доскок, потому что обязательно еще надо встать на ноги… Вот с батута в яму - это действительно не сложный элемент, но на ковре тройное сальто (в отличии от одного или двух) требует очень точных действий, и любая, даже самая маленькая допущенная ошибка даст о себе знать во время исполнения и приземления соответственно. В программе гимнаста это высочайший уровень, как и 4/4,5 винта, долгое время доступный лишь единицам.

Tройное сальто за всю историю гимнастики на соревнованиях исполняли не так уж много спортсменов. Впервые оно было показано советским гимнастом, МСМК Юрием Порпленко из Симферополя в 1986 году в Ереване на Кубке СССР. Причем исполнено сальто было на ковре тех лет, который, конечно, толкал, но далеко не так, как толкает сейчас. Но поскольку чемпионат СССР не является международными соревнованиями, то этому элементу не было дано имя Порпленко, и факт его выполнения не был подтверждён официально в Международной Федерации Гимнастики (ФИЖ). Через год на международных соревнованиях тройное сальто выполнил ещё один советский гимнаст - Валерий Люкин. Поэтому до сих пор этот элемент носит имя Люкина, а не Порпленко, что, в общем, несправедливо. Дело в том, что даже по присланному видео ФИЖ не может зачесть элемент как именной, и требует его выполнения на международных соревнованиях, опасаясь различных спецэффектов в видео и нестандартных условий, что в общем обосновано.

Валерий Люкин

Ещё через год в 1988 году тройное сальто назад повторил и советский гимнаст Владимир Гоголадзе на Олимпийских Играх в Сеуле. Такая мягкая техника, такая зрелищность!

Владимир Гоголадзе

Казалось бы, только нашим гимнастам было по силам освоить столь сложный элемент. Однако уже в 1995 году китайский гимнаст Ли Ксяошуанг тоже повторяет их достижение:

Ли Ксяошуанг

Вскоре тройное сальто осваивают и другие российские гимнасты. С 1998 по 2003 год единственным, кто исполнял тройное сальто назад, был Евгений Подгорный.

Евгений Подгорный

А с 2003 года на Чемпионатах России тройное сальто прыгал гимнаст из Новосибирска Андрей Белоусов.

Андрей Белоусов

И лишь несколько лет спустя, в 2007 – 2008 годах, тройное сальто сумели выучить американские гимнасты Зик Джексон и Эдди Крейн.

Зик Джексон

Эдди Крейн

Но в этом году произошло, казалось бы, невероятное. Никита Нагорный сумел не только повторить этот сложнейший элемент, но и сделал просто феноменальное приземление! Можно сказать, у него тройное стало получаться лучше, чем у предшественников. Но тогда в прошлом и возможности ковра были другие. Все уже привыкли к тому, что сейчас только Симона Байлс делает всякие трудности прямо в доскок, но и ей, похоже, до этого еще не близко. И в середине программы он умудряется выполнять два с двумя!!! Это, вообще фантастика, просто слов нет и опять доскок… Его вольные не просто мирового уровня. С такой программой вполне можно побеждать на чемпионатах мира.

Никита Нагорный

*** 

Хотя девушки себе подобного экстрима до сих пор не позволяют, довольствуясь двойным бланжом с двумя винтами (Мурс) и иногда пытаясь сделать на тренировке два с тремя (Мураками, Байлс), я все же попробую сама проследить, что делается при исполнении тройного сальто. В самом деле, почему бы ради этого не достать из шкафа свой тренировочный купальник и не вернуться в зал… Вот сначала ты прыгаешь рондат фляк, чтобы получить высоту. Надо внимательно следить, чтобы не упустить нужный момент — ни на полмгновения раньше, ни на полмгновения позже, чем требуется... «Есть!» — говоришь ты сама себе и летишь вверх в свободном полете. Нужно крепко держать тело — нагрузка очень сильна, энергия увеличивает вес в несколько раз. Решающее значение имеет то, в какой точке крутить «трешку». Чуть раньше – упадешь. Чуть позже — пропал весь заряд энергии! Где же это единственное мгновение и направление? Это можно решить только практически, повторяя элемент сотни раз.

Но вот момент пойман точно, направление взлета правильное — пора делать предельно глубокую группировку. В сущности говоря, группировка — движение простое, в азбуке гимнастики примитивное, но сколько в данный момент зависит от этой самой группировки! Если чуть-чуть не дотянешь коленки — вращение тела замедлится. Чуть откинешь голову или раскроешь локти — то же самое. Ты должна сжаться в самый маленький комочек, чтобы ничто не мешало твоему вращательному движению.

Вот первое сальто, еще на взлете вверх — мелькает пол и потолок, мелькает весь зал... свет, снаряды, люди... Второе сальто — тот же хаос перед прищуренными глазами. Нужно сделать еще третье сальто. Третье! Ноги в сжатой плотной группировке, руки еще сильнее поджимают колени. Пол, потолок, и... Нужно иметь предельно развитое чувство координации движений, чтобы после трех переворотов точно знать положение своего тела по отношению к земле, так как момент разгруппировки также не терпит ошибки даже в доле секунды — иначе не попасть ногами на ковер. Тройное сальто делается примерно в промежутке двух секунд и в этих долях сантиметров и долях секунд — весь секрет виртуозной работы и высокой квалификации.

Даже в прыжках на акробатической дорожке, которая отталкивает гораздо выше обыкновенного гимнастического ковра, тоже долго отказывались от выполнения тройного сальто, потому что было тяжело поймать доскок. Примечательно, что тут представительницы женской акробатики предпочли не отставать от наших мужчин – тройное сальто впервые сделала Елена Бугаева в Тбилиси в 1985 году, а на международных соревнованиях его исполнила украинка Елена Чабаненко во время Чемпионата Мира в Глазго в 1997. Ни одна дама дорожки прежде не отваживалась включать этот элемент в свою программу на мировом первенстве. А Чабаненко неоднократно выполняла эту сложнейшую комбинацию, достаточно уверенно справлялась с трудностями как технического, так и психологического характера. Совершенно очевидно, что она просто прочувствовала эту комбинацию. Даже ее разминка приводила соперниц в шоковое состояние... Сейчас в связи с улучшением снарядов появляется возможность его освоить лучше. Поэтому некоторые акробаты прыгают его даже в комбинации с винтом, и это считается рекордом сложности. Украинский акробат Юрий Фреюк делал тройное прогнувшись на тренировке на дорожке, но не очень чисто, с подсогнутыми ногами и телом в 3-ем сальто… Британец Кристоф Уиллертон тренирует 3 с 3,но на чистую дорожку пока не вышел.... Как бы то ни было, разница между исполнением этого элемента на дорожке и ковре очень большая. Выполняя двойное сальто на дорожке, а потом на ковре, можно заметить, что различие действительно будет не большим (хотя вес тоже многое решает), но после дорожки тройное на ковре - это совсем другое дело. Там каждая доля секунды важна, а ковер все-таки быстрее и жестче. Так же нельзя забывать про психологический момент.

www.sports.ru

Тройные сальто – сложность на грани возможного - Спортивная гимнастика - Блоги

Хочется рассказать о таком сложнейшем элементе как тройное сальто в спортивной гимнастике. Когда оно впервые было исполнено и кем, какова его дальнейшая судьба в комбинациях гимнастов и гимнасток.

Вообще, в начале 70-х годов гимнасты уже отлично умели исполнять двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360 на всех снарядах. На этапе Кубка мира в 1974 году советский гимнаст Валерий Ложкин демонстрирует соскок двойным сальто назад прогнувшись. С этого момента начинается освоение сложных соскоков с перекладины. Именно отличное исполнение двойного бланша является базой для более сложных соскоков, в том числе и тройного сальто.

И вот в конце 70-х (сложно сказать в каком году точно) великий советский гимнаст Николай Андрианов исполняет впервые на международной арене уникальный соскок тройным сальто с перекладины. Есть видео 1978 с его исполнением (на 19 минуте):

Элемент породил споры, а не стоит ли вообще его запретить как сверх-травмоопасный. Но было принято решение оставить элемент в покое. Так тройное сальто впервые появилось в гимнастике. И ради справедливости заметим, что на Чемпионате СССР чуть раньше Андрианова тройное сальто было продемонстрировано Геннадием Крысиным.

Следующей вехой в исполнении тройных сальто было выполнение его на кольцах. Это произошло в 1981 и первым автором тройного стал советский спортсмен Юрий Королёв.

Тройные сальто пока ещё далеки от идеала, ноги очень широко разведены в коленях. Но это уже полноценные выполнения этого уникального элемента.

Надо также отметить, что прошло каких-то два года и на Чемпионате мира 1983 тройное сальто получило массовое распространение в программах гимнастов всего мира. А к 1987 году вообще, тройное на перекладине было чуть ли не у каждого второго гимнаста топ-уровня. Это может выглядеть странным, но тройное сальто исполняется чаще, чем двойные бланши с винтами. Хотя в наше время всё наоборот. Двойные прогнувшись с двумя винтами являются стандартным соскоком мастера высокого класса, а тройное сальто очень редко встретишь. Это вызвано не столько сложностью тройного сальто, сколько нестабильностью в приземлении. Уж больно сложного после него прийти в доскок. А на кольцах и в 80-е годы тройное – это достаточно редкий соскок, каким он и останется в последствии.

Что дальше? Встаёт вопрос о выполнении тройного на ковре для вольных упражнений. Задача просто супер-сложная. В 80-е года ковёр толкал совсем не так, как сейчас. И всё-таки, задача была решена!

Впервые тройное сальто на вольных упражнениях было показано в 1986 году на Чемпионате СССР Юрием Порпленко. Есть видео его исполнения в 1987 году (на второй минуте)

Официально на международных соревнованиях тройное сальто было исполнено Валерием Люкиным в 1987 году.

Но советские гимнасты не остановились на этом. Пока весь мир сидел, открыв рот и с выпученными глазами наблюдал за уникальным трюком на вольных, Владимир Гоголадзе на Олимпийских играх в 1988, т.е. всего через год, опять-таки демонстрирует высоченное тройное сальто.

Следующее выполнение тройного сальто на вольных пришлось на 1992 год. На этот раз его продемонстрировал выдающий китайским мастер Ли Сяошуанг.

Эстафета тройного сальто после китайского гимнаста будет передана уже в 1996 в исполнении российского гимнаста Евгения Подгорного (2:40).

Как можно видеть тройное сальто гимнасты освоили, но тем не менее его исполнителей можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. Ведь после Евгения следующее исполнение тройного сальто на международной арене состоялось только в 2016 году, т.е. через 20 лет! Исполнил этот сложнейший элемент россиянин Никита Нагорный. Причём впервые за всю историю гимнастики в доскок!

Всё это говорит о том, что тройное сальто можно назвать «русским элементом». Ведь на чемпионатах России его показывал и Евгений Белоусов в 2005 году, и Денис Аблязин и Дмитрий Ланкин в 2017. Демонстрировал тройное в 2017 и гимнаст из Израиля с русскими корнями Артём Долгопят.

Мы рассмотрели, как исполнялось тройное сальто на вольных упражнениях. И заметим, что ещё в далёком 1988 году на Чемпионате Европы был показан элемент «следующего поколения» - тройной твист!!! Элемент был выполнен с падением и не был засчитан, но попытка просто потрясающая. Пока это предел акробатики на вольных упражнениях.

Теперь опять вернёмся к 80-м годам и упражнении на перекладине. Следующим витком в развитии тройного сальто стало его выполнение с поворотом на 360 градусов. Это впервые сделал уникум из Германии Майк Белле.

Как обычно, советские гимнасты не остались в стороне от технического прогресса. И Сергей Румбутис продемонстрировал, пожалуй, даже более сложный элемент – тройное сальто вперёд!

Если элемент Белле ещё был несколько раз показан в будущем (например, Джонатаном Хортоном), то элемент Румбутиса так и не повторён до сегодняшнего дня! И это было выполнено в далёких 80-х годах!

На этом не кончились усложнения тройного сальто в упражнении на перекладине. В 1996 году Каспером Фарданом исполняется тройное сальто назад в положении согнувшись.

Ещё отметим, что на перекладине есть побратим тройного сальто, равный с ним по сложности. Это элемент «Хоффманн» или 2,5 сальто назад через перекладину.

И опять немного вернёмся к кольцам. Как уже отмечалось выше, тройное сальто всегда было редким соскоком, каким является и сейчас. Но вот в 2017 году на этапе Кубка мира американский спортсмен Донел Уитенбург продемонстрировал впервые тройное сальто назад согнувшись. Пока это предельный по сложности элемент на данном снаряде.

Если тройное сальто можно выполнить на перекладине, то ведь возможно его сделать на разновысоких брусьях? Оказывается, что да. Пусть это будет и на гране фантастики. И такую фантастику продемонстрировала в конце 80-х годов советская гимнастка Светлана Козлова. Но т.к. она не выполнила его на крупном международном турнире, то в честь неё элемент назван не был.

Но всё же был второй случай исполнения тройного сальто у девушек на брусьях. И вот в этот раз с присвоением имени. Это произошло более чем через десять лет спустя. Впервые его продемонстрировала мексиканская гимнастка Брэнда Магана.

Если покопаться в сети, то можно найти много полезной информации. А если быть точным то, что оказывается тройное сальто исполняли за всю историю четыре гимнастки. В том числе Александра Сорокина и Тесса Пама.

И остался ещё один снаряд, который мы не рассмотрели – это параллельные брусья у мужчин. На официальных соревнованиях тройное сальто ни разу не было исполнено. Но ещё в конце 90-х, начале 2000-х, рядом спортсменов оно было показано на тренировках без падения. Есть единственное видео исполнения его японцем Дайсуке Накано.

На сегодняшний день, это всё. Будем ждать дальнейшей эволюции одного из самых сложных элементов в спортивной гимнастике.

www.sports.ru


Смотрите также