1.3. Характеристика средств офп и сфп на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Сфп в гимнастике


Глава 12. Основы методики физической и функциональной подготовки в гимнастике

12.1. Роль физических качеств в овладении техникой упражнений на снарядах

Овладение упражнениями на снарядах требует соответствующего уровня силы, гибкости, быстроты и выносливости, ловкости и прыгучести. В определенной мере все эти качества развиваются в процессе обучения технике.

Упражнения на одних снарядах развивают силу, на других гибкость, третьи благоприятcтвуют развитию ловкости и т.д. Овладение программой многоборья (шестиборья у мужчин и четырехборья у женщин) как–будто обеспечивают полный набор необходимых качеств. Практический опыт и научные исследования свидетельствуют: тренировки в многоборье недостаточно для полноценной физической подготовленности. Повторение одних и тех же упражнений в конце концов становится фактором консервативным, – начинает тормозить развитие функциональных возможностей организма. Это плохой фон для освоения спортивной техники. К тому же формирование двигательных навыков при недостаточном уровне физических качеств, как правило, сопровождается компенсаторными движениями, закреплением технических ошибок, трудно поддающихся устранению.

Целенаправленная физическая подготовка должна стать неотъемлемой частью каждого занятия. Разнообразие упражнений – необходимое условие разностороннего развития и совершенствования двигательного аппарата, обслуживающих его органов и систем.

Используя упражнения для развития физических качеств, важно видеть перспективу, планировать работу таким образом, чтобы физическая готовность спортсмена опережала работу над техникой, создавала для нее необходимую базу.

Таким образом, говоря о роли физических качеств, подготовку гимнаста можно сравнить с возведением пирамиды. Физическая подготовка – ее основание. Чем прочнее и надежнее основание, тем выше вершина, т.е. «потолок» возможных достижений.

12.2. Общая и специальная физическая подготовка

Принято различать общую и специальную физическую подготовку. Это известное положение теории спортивной тренировки.

Общая физическая подготовка (ОФП) призвана прежде всего укреплять здоровье, обеспечивать целенаправленное развитие опорно–двигательного аппарата, других жизненно важных функций и физических качеств. При этом предполагается использование любых средств, не обязательно гимнастических упражнений, но (и это существенно) в соответствии с особенностями ациклических упражнений гимнастики.

При такой ориентации общей физической подготовки небезразличен выбор средств для развития силы и гибкости, быстроты и прыгучести, ловкости и выносливости. Если используются упражнения не специфичные для гимнастики, необходимо, чтобы они имели сходство с упражнениями на снарядах по динамике работы мышц. Для развития координационных способностей (ловкости) полезны акробатические прыжки и прыжки на батуте, подвижные игры, эстафеты. В развитии силы используют общеразвивающие упражнения с амортизаторами, на гимнастической стенке, с гантелями или штангой. Развитие быстроты осуществляют с помощью бега на короткие дистанции (30, 60, 100 м), прыжков в длину.

Учитывая ациклический характер гимнастических упражнений, переменный режим мышечной активности (напряжения, расслабления), своеобразие меняющегося ритма и ритмических акцентов при развитии выносливости предпочтительны такие средства как прыжки со скакалкой, кроссовый бег (вместо «гладкого»), бег на лыжах, игры – баскетбол, футбол.

Наряду с развитием традиционных физических качеств с помощью ОФП успешно развивают функциональные возможности, то есть важные для гимнастики общедвигательные способности, опирающиеся прежде всего на сенсомоторные и психомоторные возможности – умение балансировать на ограниченной или подвижной опоре, сохранять устойчивость вестибулярного аппарата и координацию движений в условиях вращений, правильно воспринимать темп и ритм, ориентироваться в пространстве (самоконтроль). Без должного развития функциональных возможностей трудно овладеть заданиями, которые и составляют суть спортивного направления в гимнастике.

Специальная физическая подготовка ( СФП) преследует цель – развитие физических качеств до такого уровня, который обеспечит успешное выполнение конкретных соревновательных упражнений программы многоборья.

Средства СФП, как правило, сходны с основными упражнениями на снарядах по структуре движений и по характеру нервно–мышечных напряжений (режим напряжений и расслаблений мускулатуры, темпо–ритмовые особенности мышечной деятельности и т.п.).

Лишь при соблюдении таких условий при развитии специальных физических качеств на основе совершенствования внутренней (динамической) структуры устанавливается желаемая количественная и качественная взаимосвязь со структурой технических действий («сопряжение» по В.М.Дьячкову).

Так, для развития специальных физических качеств широко используются специальные подготовительные упражнения: для развития гибкости – упражнения на ковре, у гимнастической стенки; для развития ловкости – разнообразные соединения прыжковой акробатики; для развития силовых качеств – упражнения на стоялках (мини–модель параллельных брусьев), на низких кольцах. Примерами удачного использования технических средств при развитии силы плечевого пояса служит биомеханический стимулятор В.Т. Назарова, прыгучести – тренажер – «качели».

При высоком уровне СФП основным средством ее дальнейшего совершенствования являются те конкретные упражнения на снарядах, с которыми гимнаст выступает на соревнованиях. Планирование и реализация средств ФП в рамках годичного учебно–тренировочного цикла строится прежде всего в соответствии с уровнем спортивной квалификации занимающихся. Чем ниже квалификация, тем больше удельный все ОФП. С ростом мастерства соотношение средств постепенно меняется в сторону превалирования СФП.

Круглогодичное применение средств ОФП и СФП, правильное дозирование нагрузки с учетом объема и интенсивности проделанной работы, индивидуализации подготовки – все это способствует неуклонному повышению работоспособности, росту мастерства и спортивных достижений.

В рамках отдельного учебно–тренировочного занятия упражнения СФП обычно включаются в заключительную часть, после того, как оказываются решены главные задачи технической подготовки. В ряде случаев например, когда предстоит выработать тонкие силовые дифференцировки (межмышечная координация) при освоении трудных статических поз, такой традиционный подход оказывается малоэффективен. Это объясняется, что развитие способности к проявлению мышечного усилия (статического или динамического) осуществляется на той же основе, что и формирование любого двигательного навыка.

На фоне утомления в конце урока натруженные работой мышцы, забитые продуктами метаболического обмена, невосприимчивы, недостаточно лабильны. В таких случаях лучше упражняться на свежие силы (например, в начале занятия – в специальной разминке). Большой эффект дает дробление доз воздействия (объемов упражнений СФП), рассредоточение их на протяжении занятий. Принцип «понемногу, но чаще» более физиологичен, т.к. благоприятствует протеканию окислительно–восстановительных процессов нервно–регуляторной деятельности.

studfiles.net

«Специальная физическая подготовка гимнасток 5-7 лет».

Ахмадуллина Людмила Михайловна, тренер-преподаватель по спортивной гимнастике, МБУ ДО «ДЮСШ №1» НМР РТ, город Нижнекамск, республика Татарстан. Этот материал предназначен для тренеров дополнительного образования. Здесь рассматриваются материал СФП (специальная физическая подготовка) для групп НП (начальной подготовки): упражнения для развития силы, гибкости, для прыгучести и т.д.

Дата публикации: 07.06.2018

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка (СФП) в гимнастике - процесс, включающий в себя систему методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств, обеспечивающих технически правильное, надежное выполнение гимнастических элементов, соединений и соревновательных комбинаций.

Направленность СФП разнообразна. Она используется как для общего, так и местного, локального воздействия; как развивающее и поддерживающее средство. Нагрузка, получаемая гимнастами при СФП, может носить «ударный» или щадящий характер, использоваться для восстановления функций организма и т.д.

В процессе биологического развития физические, психомоторные качества гимнастов и их двигательные возможности развиваются в соответствии с общими закономерностями эволюции организма человека и ростом мастерства спортсмена. Однако, как показывают практика и исследования, сам по себе ход естественного развития качеств не может удовлетворить постоянно возрастающих требований к сложности упражнений и техническим возможностям гимнастов. Поэтому параллельно с обучением, технической подготовкой и тренировкой спортсменов должна вестись планомерная работа по развитию, совершенствованию и поддержанию оптимального физического, функционального состояния гимнастов на всех этапах их спортивной карьеры.

Наиболее важным аспектом СФП применительно к современной практике спортивной гимнастики является комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы, характерных для тех или иных видов гимнастического многоборья и конкретных упражнений. При этом особо возрастает значимость так называемой базовой физической подготовки, которая включает в себя комплекс специальных средств и методов, обеспечивающих эффективное становление и реализацию основных гимнастических навыков в соревновательной практике. В этой связи правомерно говорить о СФП применительно к освоению различных структурных групп движений и базовых двигательных действий. Это, в частности - прыжковая (толчковая), вращательная (в том числе пируэтная), доскоковая, стоечная подготовка и др.

Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют каждый раз дополнительного совершенствования методов СФП, способных обеспечить необходимую физическую базу для наиболее эффективного обучения упражнениям. Например, выполнение на брусьях разной высоты элементов в висе сзади, «выкрученных оборотов», перелетов, переходов с малой амплитуды движения на большую и наоборот, требует специальной растяжки и (или) «подкачки», отвечающих структурно-технической специфике этих движений.

Планирование уровня физической подготовленности и поэтапного процесса связанной с этим подготовки, направленной на комплексное развитие двигательных способностей, необходимых для занятий (скоростносиловые и силовые качества, подвижность в суставах, специализированная по видам выносливость, психомоторные и мышечно-двигательные дифференцировочные способности, вестибулярная устойчивость и др.) - одно из основных условий управления процессом обучения и тренировки в спортивной гимнастике. Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке и, соответственно, выступлениях на соревнованиях.

В связи с этим на этапе специализированнои подготовки важна индивидуализация СФП. Тренер должен знать особенности структуры двигательных качеств каждого гимнаста, характерные недостатки в его подготовке, знать, чем они обусловлены, и основные пути их возможного устранения.

К часто встречающимся недостаткам СФП относятся, например, слабые мышцы-разгибатели (как ног, так и всего тела) и, как следствие -дефицит, силы скоростно-силовых возможностей, необходимых для отталкиваний.

Следствием слабости мышц спины, особенно в поясничном и грудном отделах, являются ошибки в осанке, потеря «линии» при исполнении упражнений на перекладине, брусьях и т.д.

Недостаточная активная гибкость в нижнем отделе позвоночника, тазобедренных суставах - причина неполного сгибания, «складывания» при перемахах, продевах и др. Отсутствие хорошей подвижности в плечевых и тазобедренных суставах отрицательно сказывается на классе выполнения элементов на коне, бревне, в вольных упражнениях.

Неподготовленность мышц бедра, голени, связочного аппарата голеностопного сустава к работе в уступающе-останавливающем режиме часто является причиной не только ошибок в приземлениях, но и серьезных травм.

Важно подчеркнуть, что тренирующее воздействие, обусловленное многократным выполнением самих по себе различных гимнастических элементов, соединений, соревновательных комбинаций, заменить СФП никак не может. Только при правильно спланированной (в том числе индивидуализированной) СФП потенциал двигательных возможностей гимнастов будет постоянно наращиваться в соответствии с принципом опережающего развития и эффективно сопрягаться с технической подготовкой на каждом виде гимнастического многоборья.

Установлено, что СФП наиболее эффективна только тогда, когда она осуществляется в единстве с общефизической подготовкой. При этом, однако, нужное соотношение средств ОФП и СФП зависит от этапа многолетней тренировки. Так, если у гимнастов-новичков необходимое соотношение двух данных видов подготовки примерно равно, то у мастеров спорта даже в подготовительном и переходном периодах ОФП составляет не более 5-15% тренировочного времени, не говоря уже о соревновательных микроциклах, когда средства ОФП используются еще меньше. Вместе с тем ошибочна практика, когда при подготовке к соревнованиям гимнасты полностью отказываются от средств ОФП, таких как утренний бег, прогулки, подвижные игры, купание в бассейне и т.д. Также имеют место случаи, когда тренеры в соревновательном мезоцикле резко сокращают или вовсе прекращают работу над СФП, не учитывая при этом, что отстающие физические качества нуждаются в постоянном, систематическом совершенствовании.

 

   

МАТЕРИАЛ СФП ДЛЯ ГРУПП НП

Упражнения для развития силы

Упражнения

         1-й год обучения                 2-й год обуччения

 

методические указания

 

1 . Поднимание и опускание рук в стороны, вперед, вверх, со сгибанием в локтевых суставах

С гимнастической палкой, с гантелями до 0,5 кг

С набивным мячом, с гантелями весом до 1кг

 

(быстро и медленно)

 

2. Наклоны и повороты тулов в различных направлениях из различных исходных положений. Круговые движения туловищем

С гимнастической палкой, с гантелями до 0,5 кг

(быстро)

С набивным мячом, с гантелями весом до 1 кг

(медленно)

 

(быстро и медленно)

 

З. Подтягивание в висе лежа на низкой жерди или пе екладине

Для 5-6 лет: 3 серии по три раза в быстром темпе

 

 

4. В висе на высокой перекл или верхней жерди

Две серии по 5 раз в быстром темпе и до отказа

До отказа и вполовину от максимума в быстром темпе

 

5. «Отжимание» в упоре лежа (спина прямая)

Ноги на гимнастич.

скамейке

На стоялках

 

В одной серии 500/0 от максимума, кол-во серий 3-4, па ы отдыха 30-40 с.

 

6. Подбрасывание и ловля набивного мяча

До 1 кг

до 2 кг

 

7. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади

Руки на гимнастической скамейке или на опоре (25-30 см).

Выполнять быстро и медленно

 

8. Лежа на спине, на мате: сгибание-разгибание лови асп ямыми ногами

Быстро, 12 раз

Быстро, 16 раз

 

Две-три серии с паузами отдыха 20 с

 

9. Лежа на животе прогнувш., руки вверх

«качалка»

7-10 раз, 5-7 сер.

12-15 раз, 5-7 сер.

 

Паузы для отдыха 6-8 с

 

10. То же на правом, лев. боку

 

 

1 1. В висе на гимн, стенке поднимание прямых ног в вис углом

5-8 раз, 4-5 серий

8- 10 раз, 5-6 серий

 

Паузы для отдыха 6-8 с

 

12. Угол в висе на гимн, стенке (держать)

6 с, 4-5 серий

8 с, 4-5 серий

 

Паузы для отдыха:

 

13. Лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены сгибание тулов. до прямого угла

Быстро: 10 раз, 4-5 серий, паузы отдыха

Быстро: 15 раз, 5-6 серий, паузы отдыха

 

до 8 с.

 

14. То же, сидя на скамейке, коне и др.

То же, но в последней попытке удержание горизонтального положения на время

15. То же, лежа на коне на бедрах, лицом вниз поднимание туловища до гориз. полож.

 

 

16. Эти же упражнения, закреплены руки, поднимание ног

 

 

17. Эти же упражнения, лежа лицом вве х

Выполнять до отказа

Выполнять до отказа

18. «Прилипал очка» упор на гимн, стенке лицом к ст., касаясь опоры всем телом

3 с, 5 серий

6 с, 5 серий

Паузы отдыха 6 с

19. Из виса стоя согнувшись спиной к гимнастической стенке силой вис прогнувшись

2 раза, З серии

З раза, 5 серий

Паузы отдыха 5 с

20. Лазанье и передвижения в висе на гимн, стенке

Исп. в разных направлениях: вверх, вниз, в стороны

21. Лазанье по канату, шесту

С помощью ног зм

В конце 2 года без помощи ног -2м

22. Из запора присев перекат наз. - перекат вп. прыжок вверх прогнувшись- упор присев

5 раз

10 раз

Выполнение в быстром темпе

23. Отжимание в упоре лежа на параллельных

 

5 раз в подходе

24. То же в упоре с прямой спиной

 

3х3 раза

25. Передвижение в упоре на параллельных б сьях

 

По всей длине жердей 1-2 раза

26. Переворот силой в упор на н/ж или на перекладине

В подход 2 раза

В подход З раза

27. Приседание на правой, левой ноге («пистолет») у опо ы

В подход на каждой ноге

по З раза

по 5 раза

28. То же на гимнастической скамейке, бревне стоя, поперек

В подход на каждой ноге

1-2 раза

3-4 раза

           

 

 

Упражнения для развития гибкости

 

Упражнения

    1-й год обучения               2-й год обучения

методические указания

1 . Рывковые движения руками во всех направлениях

Постепенное увеличение силы и амплитуды рывковых движений

2. Круги руками во всех направлениях

Постепенное увеличение амплитуды движений

3. Наклоны вперед

Достать ладонями пол, держать З с

Из седа ноги врозь под углом 900, держать 5 с

4. «Мост»

Из положения лежа; из основной стойки наклоном назад

Опускание из осн. стойки, ноги прямые; из ст. на р.

5. Шпагаты

Передне-задний (на обе ноги) и фронтальный шпагаты

То же, одна нога на приподнятой (15-20 см) опоре

6. Махи ногами

У опоры вперед, в сторону, назад

То же от приставлен, ноги

То же из положения ноги одна вп. (45-906

7. Круги и перемахи правой,

левой через препятствие, стоя к нему лицом, боком

Высота 45-80 см

8. Выкруты и вкр. в плечевых суставах

Со скакалкой, гимнастической палкой, постепенно сближая точки хвата до ширины плеч

9. Движения с гимн, палкой с разных хватах

Дв. снизу вверх и обратно в хв. сверху, снизу, обратном (из полож. палка вп.), в хв. снизу и св. (из полож. за спиной)

 

  

Упражнения для прыгучести

Упражнения

    1-й год обучения               2-й год обучения

методические указания

 

Прыжки:

1 . Со скакалкой двойные и простые, с поворотами

На двух и со сменой н. (4 по 9), 25-30 пр.

Двойные, 35-40 пр.

2. В длину с места

Толчком с двух и с

Толчком одной и двумя с

3. С места на горку матов

Три серии по 12 пр. с паузами 5 с. Высота горки 25-30 см

Три серии по 20 пр. с паузами 5 с. Высота горки

35-40 см

4. Через гимн, скамейку или веревку (на высоту 20-30 см)

С двух ног, вперед, назад, боком

 

5. То же с продвижением прыжками вп., впр., вл. через 4 м веревку высотой 25-30 см

 

На двух и поочередно на одной, двух

б. На поролоновом кубе или горке из 4 матов

3-4 серии по 6 пр. с паузами 6 с

3-4 серии по 10 пр. с паузами

7. На обеих н. с продвижением вп. и наз.

По всей длине акробатической дорожки или на помосте для в/у - 2-3 прямые с паузами в форме ходьбы 5-7 с

8. В длину, соскоком на площадку 50 х 50 см

С высоты 40-45 см

С высоты 45-50 см

9. То же на горку матов

45-55 см

50-60 см

 

Упражнения для развития быстроты

Упражнения

      1-й год обучения             2-й год обучения

методические указания

1 . Пробегание отрезков на скорость

15-20 м

20-25 м

2. Смена направления в беге,

остановки в заданных положениях на обусловленный

Предельно быстрая резкая смена направления и остановки по неожиданной команде

З. Выполнение упражнений на время

Упор присев - упор лежа, 4-6 раз

Осн. стойка - уп. присев упор лежа -уп. присев встать. 6-8 раз

 

Упражнения для развития выносливости

Упражнения

    1-й год обучения               2-й год обучения

методические указания

Упражнения ОФП и многократное выполнение заданий СФП (До отказа)

1 . Равновесие на одной, держ.

 

до 30 с

2. Стойка на голове, держ.

 

до 50 с

3. Отмахи из упора на перекладине, н/ж брусьев

Без учета высоты отмаха

Выше горизонтали

ЛИТЕРАТУРА

1. Менхин Ю.В.Физическая подготовка в гимнастике. — М.: ФИС, 1989.

2. Смолевский В.М., Гавердовский К).К. Спортивная гимнастика. — Киев: Олимпийская литература, 1999.\

З. Спортивная гимнастика / Под ред. Ю.К.Гавердовского, В.М.Смолевского. М.: Фис, 1979.

metod-sbornik.ru

1.3. Характеристика средств офп и сфп на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.

Физическая подготовка спортсменов, в том числе и юных, является одной из актуальных проблем современной теории и практики спортивной тренировки. С совершенствования технической подготовленности используются как средства специальной физической подготовки, так и гимнастические упражнения сопряженного воздействия [25].

Успешное осуществление всестороннего физического воспитания юных гимнасток во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки на протяжении ряда лет в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную подготовку, между которыми существует тесная связь. Это разделение позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства и методы [26,27].

Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта. Средствами специальной физической подготовки являются: 1) соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований; 2) специальные подготовительные упражнени

непосредственно направленные на развитие физических качеств. Это упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия [28]. Общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие гимнастки, т.е. развитие физических качеств, которые хотя и не являются специфичными для данного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма. Общая физическая подготовка обогащает спортсмена самыми разнообразными навыками. Несмотря на различное конкретное проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которых проявляются в том или ином виде спорта. Общая физическая подготовка направлена на общее гармоническое развитие всего организма, развитие всей его мускулатуры, укрепление органов и систем организма и повышение его функциональных возможностей, улучшение способностей к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложении и осанки у юных спортсменок. Конкретный выбор средств зависит от склонностей занимающихся, существующих традиций спортивного коллектива и имеющихся возможностей. Следует так же учитывать, что увеличение показателей одного из физических качеств(силы, скорости, выносливости, гибкости, координационных возможностей) невозможно при определенном уровне развития остальных [29,30,31].

Для юных гимнасток средствами общей физической подготовки будут ходьба, бег, лазание, упражнения для воспитания чувства равновесия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения с отягощениями. Значительное место в программе их занятий должно быть отведено подвижным и спортивным играм, различным видам легкой атлетики, плаванию и прыжкам в воду [32].

Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена во всех видах годичного цикла - подготовительном, соревновательном (основном) и переходном, но соотношение и задачи меняются [33].

В первые годы обучения необходимо большое внимание уделять общей физической подготовке тле она способствует разностороннему развитию и повышению функциональных возможностей организма юных спортсменок. Общая физическая подготовка должна осуществляться на протяжении всего года, изменяясь в объеме в зависимости от периода подготовки. Авторы программ подчеркивают, что одним из важнейших условий в занятиях с юными гимнастами является сочетание специальной и общей физической подготовки, т.к. только при этом условии можно достичь высоких спортивных результатов.

Во многих видах спорта быстрота движений должна поддерживаться на предельном уровне в течении некоторого времени. Для этого нужна специальная выносливость. Многочисленные данные, свидетельствующие о том, что силовая подготовка является важным условием для развития других двигательных качеств [34,35].

studfiles.net

1.3. Характеристика средств офп и сфп на этапе предварительной подготовки у юных гимнасток

Успешное осуществление всестороннего физического воспитания юных гимнасток во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки на протяжении ряда лет в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную подготовку, между которыми существует тесная связь. Это разделение позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства и методы.

Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Средствами специальной физической подготовки являются: 1) соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований; 2) специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие физических качеств. Это упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия

Общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие гимнастки, т.е. развитие физических качеств, которые хотя и не являются специфичными для данного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма.

Общая физическая подготовка обогащает спортсмена самыми разнообразными навыками. Несмотря на различное конкретное проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которых проявляются в том или ином виде спорта.

Общая физическая подготовка направлена на общее гармоническое развитие всего организма, развитие всей его мускулатуры, укрепление органов и систем организма и повышение его функциональных возможностей, улучшение способностей к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложении и осанки у юных спортсменок.

Конкретный выбор средств зависит от склонностей занимающихся, существующих традиций спортивного коллектива и имеющихся возможностей.

Для юных гимнасток средствами общей физической подготовки будут ходьба, бег, лазание, упражнения для воспитания чувства равновесия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения с отягощениями.

Значительное место в программе их занятий должно быть отведено подвижным и спортивным играм, различным видам легкой атлетики, плаванию и прыжкам в воду.

Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена во всех видах годичного цикла - подготовительном, соревновательном (основном) и переходном, но соотношение и задачи меняются.

В первые годы обучения необходимо большое внимание уделять общей физической подготовке (А.Г. Шлемин, 1958; З.И. Кузнецова, 1957; А.Г. Детинков, 1962), т.к. она способствует разностороннему развитию и повышению функциональных возможностей организма юных спортсменок. Общая физическая подготовка должна осуществляться на протяжении всего года, изменяясь в объеме в зависимости от периода подготовки. Авторы программ подчеркивают, что одним из важнейших условий в занятиях с юными гимнастами является сочетание специальной и общей физической подготовки, т.к. только при этом условии можно достичь высоких спортивных результатов.

studfiles.net

1.3. Характеристика средств офп и сфп на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике

Физическая подготовка спортсменов, в том числе и юных, является одной из актуальных проблем современной теории и практики спортивной тренировки. С совершенствования технической подготовленности используются как средства специальной физической подготовки, так и гимнастические упражнения сопряженного воздействия [25].

Успешное осуществление всестороннего физического воспитания юных гимнасток во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки на протяжении ряда лет в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную подготовку, между которыми существует тесная связь. Это разделение позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства и методы [28, 35].

Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта. Средствами специальной физической подготовки являются:

1) соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований;

2) специальные подготовительные упражнения непосредственно направленные на развитие физических качеств. Это упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия [36].

Общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие гимнастки, т.е. развитие физических качеств, которые хотя и не являются специфичными для данного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма. Общая физическая подготовка обогащает спортсмена самыми разнообразными навыками. Несмотря на различное конкретное проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которых проявляются в том или ином виде спорта.

Общая физическая подготовка направлена на общее гармоническое развитие всего организма, развитие всей его мускулатуры, укрепление органов и систем организма и повышение его функциональных возможностей, улучшение способностей к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложении и осанки у юных спортсменок. Конкретный выбор средств зависит от склонностей занимающихся, существующих традиций спортивного коллектива и имеющихся возможностей. Следует так же учитывать, что увеличение показателей одного из физических качеств(силы, скорости, выносливости, гибкости, координационных возможностей) невозможно при определенном уровне развития остальных [3, 14,].

Для юных гимнасток средствами общей физической подготовки будут ходьба, бег, лазание, упражнения для воспитания чувства равновесия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения с отягощениями. Значительное место в программе их занятий должно быть отведено подвижным и спортивным играм, различным видам легкой атлетики, плаванию и прыжкам в воду [32].

Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена во всех видах годичного цикла - подготовительном, соревновательном (основном) и переходном, но соотношение и задачи меняются [35].

В первые годы обучения необходимо большое внимание уделять общей физической подготовке, она способствует разностороннему развитию и повышению функциональных возможностей организма юных спортсменок. Общая физическая подготовка должна осуществляться на протяжении всего года, изменяясь в объеме в зависимости от периода подготовки. Авторы программ подчеркивают, что одним из важнейших условий в занятиях с юными гимнастами является сочетание специальной и общей физической подготовки, т.к. только при этом условии можно достичь высоких спортивных результатов. [26,36].

Таким образом….

studfiles.net

Глава 12. Основы методики физической и функциональной подготовки в гимнастике

12.1. Роль физических качеств в овладении техникой упражнений на снарядах

Овладение упражнениями на снарядах требует соответствующего уровня силы, гибкости, быстроты и выносливости, ловкости и прыгучести. В определенной мере все эти качества развиваются в процессе обучения технике.

Упражнения на одних снарядах развивают силу, на других гибкость, третьи благоприятcтвуют развитию ловкости и т.д. Овладение программой многоборья (шестиборья у мужчин и четырехборья у женщин) как–будто обеспечивают полный набор необходимых качеств. Практический опыт и научные исследования свидетельствуют: тренировки в многоборье недостаточно для полноценной физической подготовленности. Повторение одних и тех же упражнений в конце концов становится фактором консервативным, – начинает тормозить развитие функциональных возможностей организма. Это плохой фон для освоения спортивной техники. К тому же формирование двигательных навыков при недостаточном уровне физических качеств, как правило, сопровождается компенсаторными движениями, закреплением технических ошибок, трудно поддающихся устранению.

Целенаправленная физическая подготовка должна стать неотъемлемой частью каждого занятия. Разнообразие упражнений – необходимое условие разностороннего развития и совершенствования двигательного аппарата, обслуживающих его органов и систем.

Используя упражнения для развития физических качеств, важно видеть перспективу, планировать работу таким образом, чтобы физическая готовность спортсмена опережала работу над техникой, создавала для нее необходимую базу.

Таким образом, говоря о роли физических качеств, подготовку гимнаста можно сравнить с возведением пирамиды. Физическая подготовка – ее основание. Чем прочнее и надежнее основание, тем выше вершина, т.е. «потолок» возможных достижений.

12.2. Общая и специальная физическая подготовка

Принято различать общую и специальную физическую подготовку. Это известное положение теории спортивной тренировки.

Общая физическая подготовка (ОФП) призвана прежде всего укреплять здоровье, обеспечивать целенаправленное развитие опорно–двигательного аппарата, других жизненно важных функций и физических качеств. При этом предполагается использование любых средств, не обязательно гимнастических упражнений, но (и это существенно) в соответствии с особенностями ациклических упражнений гимнастики.

При такой ориентации общей физической подготовки небезразличен выбор средств для развития силы и гибкости, быстроты и прыгучести, ловкости и выносливости. Если используются упражнения не специфичные для гимнастики, необходимо, чтобы они имели сходство с упражнениями на снарядах по динамике работы мышц. Для развития координационных способностей (ловкости) полезны акробатические прыжки и прыжки на батуте, подвижные игры, эстафеты. В развитии силы используют общеразвивающие упражнения с амортизаторами, на гимнастической стенке, с гантелями или штангой. Развитие быстроты осуществляют с помощью бега на короткие дистанции (30, 60, 100 м), прыжков в длину.

Учитывая ациклический характер гимнастических упражнений, переменный режим мышечной активности (напряжения, расслабления), своеобразие меняющегося ритма и ритмических акцентов при развитии выносливости предпочтительны такие средства как прыжки со скакалкой, кроссовый бег (вместо «гладкого»), бег на лыжах, игры – баскетбол, футбол.

Наряду с развитием традиционных физических качеств с помощью ОФП успешно развивают функциональные возможности, то есть важные для гимнастики общедвигательные способности, опирающиеся прежде всего на сенсомоторные и психомоторные возможности – умение балансировать на ограниченной или подвижной опоре, сохранять устойчивость вестибулярного аппарата и координацию движений в условиях вращений, правильно воспринимать темп и ритм, ориентироваться в пространстве (самоконтроль). Без должного развития функциональных возможностей трудно овладеть заданиями, которые и составляют суть спортивного направления в гимнастике.

Специальная физическая подготовка ( СФП) преследует цель – развитие физических качеств до такого уровня, который обеспечит успешное выполнение конкретных соревновательных упражнений программы многоборья.

Средства СФП, как правило, сходны с основными упражнениями на снарядах по структуре движений и по характеру нервно–мышечных напряжений (режим напряжений и расслаблений мускулатуры, темпо–ритмовые особенности мышечной деятельности и т.п.).

Лишь при соблюдении таких условий при развитии специальных физических качеств на основе совершенствования внутренней (динамической) структуры устанавливается желаемая количественная и качественная взаимосвязь со структурой технических действий («сопряжение» по В.М.Дьячкову).

Так, для развития специальных физических качеств широко используются специальные подготовительные упражнения: для развития гибкости – упражнения на ковре, у гимнастической стенки; для развития ловкости – разнообразные соединения прыжковой акробатики; для развития силовых качеств – упражнения на стоялках (мини–модель параллельных брусьев), на низких кольцах. Примерами удачного использования технических средств при развитии силы плечевого пояса служит биомеханический стимулятор В.Т. Назарова, прыгучести – тренажер – «качели».

При высоком уровне СФП основным средством ее дальнейшего совершенствования являются те конкретные упражнения на снарядах, с которыми гимнаст выступает на соревнованиях. Планирование и реализация средств ФП в рамках годичного учебно–тренировочного цикла строится прежде всего в соответствии с уровнем спортивной квалификации занимающихся. Чем ниже квалификация, тем больше удельный все ОФП. С ростом мастерства соотношение средств постепенно меняется в сторону превалирования СФП.

Круглогодичное применение средств ОФП и СФП, правильное дозирование нагрузки с учетом объема и интенсивности проделанной работы, индивидуализации подготовки – все это способствует неуклонному повышению работоспособности, росту мастерства и спортивных достижений.

В рамках отдельного учебно–тренировочного занятия упражнения СФП обычно включаются в заключительную часть, после того, как оказываются решены главные задачи технической подготовки. В ряде случаев например, когда предстоит выработать тонкие силовые дифференцировки (межмышечная координация) при освоении трудных статических поз, такой традиционный подход оказывается малоэффективен. Это объясняется, что развитие способности к проявлению мышечного усилия (статического или динамического) осуществляется на той же основе, что и формирование любого двигательного навыка.

На фоне утомления в конце урока натруженные работой мышцы, забитые продуктами метаболического обмена, невосприимчивы, недостаточно лабильны. В таких случаях лучше упражняться на свежие силы (например, в начале занятия – в специальной разминке). Большой эффект дает дробление доз воздействия (объемов упражнений СФП), рассредоточение их на протяжении занятий. Принцип «понемногу, но чаще» более физиологичен, т.к. благоприятствует протеканию окислительно–восстановительных процессов нервно–регуляторной деятельности.

studfiles.net

Физические упражнения специально-направленного воздействия (СФП)

К таким упражнениям относятся те, которые прямо или косвенно способствуют повышению эффективности мозговой деятельности, оказывают положительное влияние на продуктивность мыслительного процесса и поддержание высокой интеллектуальной работоспособности.

Дыхательные упражнения основаны на том, что человек может в определённых границах управлять своим дыханием: удлинять или укорачивать вдох и выдох, дифференцировать паузы между ними, изменять характер дыхательных движений (варьировать их интенсивность, включать в работу те или иные группы мышц).

Статические упражнения характеризуются определенными позами и сохранением их в течение более или менее продолжительного отрезка времени. Таких упражнений много в гимнастике, аэробике, тяжелой атлетике. Их физиологическое воздействие на организм основано на изменении положения тела по отношению к направлению гравитационных сил, изменении состояния внутренней среды и длительном напряжении определённых мышечных групп.

Динамические упражнения отличаются тем, что их выполнение связано с большим объёмом механической работы, требующей значительных затрат энергии. Большая нагрузка активизирует работу многих систем организма, интенсифицирует обменные процессы.

Упражнения для глаз входили во многие древние гимнастические системы в виде разнообразных движений глазами: вращение вверх-вниз, влево-вправо и другие. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. После выполнения таких упражнений многие чувствуют себя значительно бодрее, особенно после сильного умственного утомления.

Дефицит движений у большинства работников умственного труда неизбежно сказываемся на зрении. Работая за столом, с приборами, у мольберта человек длительное время фиксирует взгляд на точках, расположенных на одном и том же расстоянии. Это вызывает перенапряжение не только двигательных мышц глаза, но и микромышц хрусталика. Поэтому рекомендуется в течение рабочего дня неоднократно переводить взгляд на далеко отстоящие точки и зрительно фиксировать их. Существующие системы упражнений (Е.К. Клосовского, Э.С. Аветисова) позволяют эффективно поддерживать работоспособность глазодвигательного аппарата.

ЛЕКЦИЯ. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Часть 1.

1. Понятие об ОФП и СФП

2. Методические принципы физического воспитания

3. Основы обучения движениям

4. Основы совершенствования физических качеств

5. Формирование психических качеств в процессе физическоговоспитания.

Общая физическая подготовка представляет разностороннее воспитание физических способностей, которые не специфичны для избранного вида спорта, но развитие, которых прямо или косвенно влияет на успех спортивной деятельности.

Специальная физическая подготовка спортсменаесть процесс воспитания физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта.

Двигательное умение– приобретённая на основе знаний и опыта способность не автоматизировано управлять движениями в процессе двигательной деятельности.

Физическими или двигательными качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Выделяют следующие основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Сила – физическое качество, способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Быстрота - комплекс функциональных свойств человека непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

Выносливостьюназывается способность человека противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

Ловкостьопределяют, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Гибкость - это морфо-функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений.

ПОНЯТИЕ ОБ ОФП И СФП

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка представляет разностороннее воспитание физических способностей, которые не специфичны для избранного вида спорта, но развитие, которых прямо или косвенно влияет на успех спортивной деятельности.

Общая физическая подготовка создает основу для специальной подготовки – обеспечивает разностороннее силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, необходимое в качестве предпосылки и условия совершенствования в избранном виде спорта. В условиях ВУЗа общая физическая подготовка студента, особенно на первых ступенях спортивного совершенствования, связаны с выполнением тестов физической подготовленности студентов.

Специальная физическая подготовка спортсменаесть процесс воспитания физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта.

В процессе общей и специальной физической подготовки студента необходимо использовать все средства физического воспитания: физические упражнения, естественные факторы закаливания и оздоровления, режим и другие гигиенические условия. При этом основную роль играют специально подобранные физические упражнения.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее, гармоничное и физическое развитие человека.

Цель ОФП – повышение функциональных возможностей и общей работоспособности организма.

ОФП является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

-достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

-приобрести общую выносливость;

-повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

-увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

-улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

-научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Так, например, профессор В.М. Зациорский отмечает, что независимо от спортивной специализации наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Это группы мышц: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Необходимое условие развития этих групп мышц – предварительно укрепить мышцы брюшного пресса и поясничной области.

Другой пример: американским физиологом К. Купером были разработаны нормативы, определяющие состояние сердечно-сосудистой системы (выносливости) при преодолении расстояния за 12 мин. Так, в целях контроля ОФП для молодых людей до 30 лет необходимо за 12 мин преодолевать не менее 2,0 – 2,4 км для мужчин и 1,85 – 2,15 км – для женщин.

С ориентацией на достижения минимально необходимого уровня основных двигательных качеств при общей физической подготовке в учебную программу для вузов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценка в очках. Эти тесты проводятся в начале каждого учебного года как контрольные и в конце – как зачетные.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Специальная физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных качеств человека, направленных на углублённое физическое развитие каких либо из них.

Цель СФП – повышение функциональных возможностей и общей работоспособности организма в коком либо определённом виде деятельности.

Специальная физическая подготовка (СФП) развивается на базе общей и нужна для достижения предельных результатов в каком либо виде деятельности.

СФП - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины или вида трудовой деятельности. СФП по своей направленности, можно свести к двум основным группам.1.Спортивная подготовка(тренировка).2.ППФП.СФП спортсмена - представляет собой воспитание физических способностей, являющихся специфической предпосылкой для достижений в избранном виде спорта. Она направлена на максимально возможное развитие данных способностей.

Цель СФП - добиться высоких результатов в соревновательной деятельности.

Задачи СФП.1. Развитие и совершенствование физической подготовленности, необходимой и характерной для избранного вида спорта. 2. Развитие двигательных навыков для успешного технического и тактического совершенствования. 3. Избирательное развитие отдельных мышц и мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении специальных упражнений.

Различные виды спорта требуют разнообразное сочетание тех или иных способностей. Поэтому необходимо избирательно воздействовать на способности, отвечающие его специфике с тем, чтобы обеспечить максимально возможную степень их развития.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru