Артикуляционные упражнения с шариком. Шарик артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика.

Поиск Лекций

«Лопаточка».

«Обними языком верхнюю губу».

«Чашечка».

3. Знакомство со звуком [ш].

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

(Шар)

Шар воздушный, шаловливый

Залетел под колесо,

Лопнул, хлопнул — вот и все.

—Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш.

4. Анализ артикуляции звука [ш].

— Произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Ши­рокий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.

— Расскажите, какой это звук? Звук [ш] всегда только твердый.

5. Упражнение в произношении звука [ш].

—«Мышка шуршит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.

—«Лес шумит» — длительное произношение звука шшш.

—«Прогоним воробьев»: кыш, кыш.

—«Гусь шипит»: ша — ша— ша

шо — шо — шо

шу — ша — шо

ши — шу — ша

6. Закрепление звука [ш] (с. 32)

а) — Посмотрите, как лопнул шар. Что послышалось, когда он лопнул? Какую фишку держит Юпик? Почему он дер­жит одну фишку?

б) Игра «Сигнальщики».

— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ш]:

шар воздушный

хвостик шипит

лопнувший выпускает

синий шаловливый

в) Выделение звука [ш] из состава слова.

—Посмотрите на картинку: собака держит шары. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут со­баку? (Шарик.)

—Шарик держит шары. Что нарисовано на розовом (жел­том, голубом) шарике? Где стоит звук [ш] в этих словах?

—Обозначьте место звука [ш] в схеме слова.

—Назовите одним словом, что нарисовано на шарах.

г) Упражнение в произношении скороговорки.

— Юпик тренируется в произношении скороговорки. По­тренируемся и мы.

 

Даша под душем

Моет шею и уши.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика «Шарик».

 

Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — Стал он тонкий и худой. Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.

б) Имитация движений.

Логопед читает стихотворение. Дети имитируют движения.

 

Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! Подкидывают шарик то ле­вой, то правой рукой.
Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Описывают руками круг. Трогают шарик, гладят.
Я на шарик нажимаю, Нажимают.
И из рук он вылетает Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. Поднимают руки кверху, «ловят» шарик. «Наматы­вают» нитку.
Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик! Руки параллельно вправо и влево.
Дай, тебя я обниму Обнимают шарик.
И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай! Прижимают к щеке.

Составление предложения по схеме.

— Рассмотрите схему предложения внизу страницы. Сколько слов в предложении? О чем (о ком) рассказывается в этом предложении?

— Составьте предложение по схеме о шубе (о мышке, о камыше).

Звуковой анализ.

— Составьте схему слова шуба (мышка, камыш). (При­ложение 1) Где стоит звук [ш] в этих словах?

Развитие фонематического слуха. Игра «Подбери рифму».

У детей по одной картинке для подбора рифмы:шишка кошка подушка рубашка

мышка картошка лягушка ромашка

вышка гармошка пушка неваляшка

Логопед называет слова: малышка, мошка, катушка, кашка, а дети по картинкам называют рифмующееся слово.

Итог занятия.

Детям предлагается найти по сюжетной картинке слова со зву­ком [ш].

—Какой мы звук изучали?

—Что особенного узнали о нем?

ЗАНЯТИЕ № 77

Теща: звук [ш] (закрепление).

Цель: закрепить звук [ш]; совершенствовать звуковой ана­лиз; упражнять в образовании относительных прилага­тельных, в изменении существительных и прилагатель­ных по падежам, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации; развивать мышление.

Оборудование:игрушки: кукла, мышка, кошка, собака, мишка; индивидуальные схемы, предметные картинки, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Гимнастика для ума».

—Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука [ш].

—Головные уборы. (Шапка, шляпа.)

—Число больше пяти. (Шесть.)

—Часть колеса. (Шина.)

—Как подает голос змея? (Шипит.)

—Плод хвойного дерева. (Шишка.)

—Настольные игры на клетчатой доске. (Шашки, шахма­ты.)

—Там учатся дети. (Школа.)

—Часть тела между головой и туловищем. (Шея.)

—«Узкий», а наоборот? (Широкий.)

—Колючки у розы. (Шипы.)

2. Повторение характеристики звука [ш].

— Расскажите о звуке [ш].

3. Упражнение в произношении звука [ш].

—Сегодня мы побываем в гостях у куклы Маши.

—Отгадайте, кто еще был у нее в гостях.

Под полом таится,

Кошки боится. (Мышь) .

Логопед демонстрирует игрушку-мышь.

— Мышь выразительно пела.

Дети воспроизводят слоговый ряд с разной интонацией.

—Утверждала: уш-ош-аш.

—Радовалась: шва-шво-шву!

—Спрашивала: ша-шо-шу?

— Послушайте стишок. Скажите, кто еще пришел в гос­ти к Маше?

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Выложила кашу в плошку

И накормила кошку.

Логопед демонстрирует игрушку-кошку.

—Назовите слова из стихотворения со звуком [ш].

Дети заучивают стихотворение.

—Вспомните, как звали собаку с шарами. (Шарик.)

—Он тоже пришел в гости к Маше.

Логопед демонстрирует игрушку-собаку.

Звуковой анализ.

а) Выделение звука из состава слова.

—Определите место звука [ш] в словах: мышь, кошка, Шарик.

—Мышь, кошка и Шарик принесли Маше подарки.

На доске картинки.

— Назовите их.

шоколад машинка

шары - карандаш

ландыш неваляшка

— Определите место звука [ш] в этих словах. По месту звука [ш] в названии гостей и подарков определите, кто из, них что принес.

б) Составление схемы слова.

— Доскажите словечко, узнаете, кто еще гостил у Маши.

Пыхтит, как пышка,

Косолапый ... (мишка)

Логопед демонстрирует игрушку-мишку.

— Составьте схему слова мишка (Приложение 1).

poisk-ru.ru

Артикуляционные упражнения с шариком

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.Выполняется в течение 10-15 секунд.

2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в правый угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д.Выполняется 10 раз.

4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.Выполняется 10 раз.

5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.

6. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».

Упражнения для языка с водой"Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

infourok.ru

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.  4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку". 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его. 6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.  Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. 4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. 

Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз. 2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. 3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. 

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.  1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.  2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.  3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.  4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.  5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.  6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.  7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.  8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика"). 

studfiles.net

Артикуляционные упражнения с шариком | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Упражнения с шариком Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. 1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку». 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его. 6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом. Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см. 1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.Выполняется в течение 10-15 секунд. 2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.Выполняется 10 раз. 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в правый угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д.Выполняется 10 раз. 4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.Выполняется 10 раз. 5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз. 6. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки». Упражнения для языка с водой"Не расплескай воду" 1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Приложенные файлы

weburok.com

Артикуляционная гимнастика | Логопед Анна Белик

Артикуляционная гимнастика выполняется для развития подвижности, гибкости и точности движений языка.

При выполнении гимнастики важно не допускать излишних мышечных усилий, движений ("выпученных глаз, поднятых плеч, напряженного лба). Движения выполняем "мягким" языком, "нежными" губами.

Каждое упражнение повторяем по 5-10 раз сначала перед зеркалом, в дальнейшем без зеркала. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. (Стоя или сидя с обязательным соблюдением правильной осанки). Вначале движения выполняются медленно, неторопливо. Постепенно комплекс упражнений усложняется и расширяется. Желательно выполнять упражнения под счет или музыку.

Смотрите видеоролик нашей авторской гимнастики по ссылке.

Широко открыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

  • Жевательные движения с сомкнутыми губами.
  • Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
  • «Улыбка – трубочка» - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, видны верхние и нижние резцы, затем вытягивание губ вперед.
  • Облизать широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.
  • «Почистить» за верхними зубами, за нижними.
  • «Маляр» - широким кончиком языка водить по небу, губы в улыбке.
  • «Орешки» - попеременно заводить язык за левую щеку, за правую.
  • «Колесо» - круговые движения языком, рот закрыт.
  • «Мартышка» - язык за верхней губой.
  • «Бульдог» - язык под нижней губой.
  • «Блинчик» – широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу, подержать.
  • Покусать «блинчик», пошлепать.
  • «Мясорубка»- покусывание языка от кончика до середины.
  • «Качели» - движения языком вверх-вниз.
  • «Чашечка» – широкий язык поднят к верхней губе, к верхним зубам, к альвеолам.
  • «Присоска» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка присасывается к альвеолам.
  • «Грибок» –язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
  • «Гармошка» - открывать и закрывать рот, язык в позе «грибка»
  • Щелкание языком как лошадка.
  • «Пулемет» - д-д-д-д-д-д
  • «Толстушка» - «Худышка» - надуть щеки, втянуть
  • Полоскание. Набрать в рот воды, запрокинуть голову, открыв рот, и выдыхать воздух так, чтобы в горле бурлила вода.
  • Зевание. Просто зевать.

Упражнения для выдоха

  • задувание на кончик языка (на ватные шарики, карандаш)
  • сдувание с кончика языка ватного или бумажного шарика
  • воздушный шар. Надувать воздушные шары
  • губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

www.abelik.ru

6. Дыхательная гимнастика «Шарик».

Выполнение движений по тексту.

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

7. Упражнения на формирование

правильного звукопроизношения.

• Упражнение «В гостях у Шипящей семейки».

Логопед говорит детям о том, что сегодня они будут в гостях у Шипящей семейки. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад шипящих звуков, учит детей давать их фонетическую характеристику1.

• Игра «Подбери одежду для шипящей семейки»

Логопед просит детей подобрать одежду для каждого звука Шипящей семейки:

Ш — штаны, шуба, шорты...

Ж — пиджак, жакет, жилетка...

Ч — сорочка, чулки...

Щ — плащ...

8. Динамическая пауза «Стирка».

Дети под веселую музыку имитируют процесс ручной стирки.

9. «Ежиковый массаж» (см. занятие 1).

10. Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль»

Цели: вырабатывать правильную артикуляцию звуков Л, Ль; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память; активизировать словарный запас по теме «Обувь».

Оборудование: зубочистки, комплект массажа «Времена года», пособие «Домик звуков», картинки по теме «Обувь», кубики Н.А. Зайцева на буквы Л, Ль.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение на внимание

«Что ушло, что пришло».

Логопед выставляет на доску картинки по теме «Обувь», предлагает детям запомнить их. Затем просит детей закрыть глаза и заменяет одну (две) картинку. После этого логопед просит детей назвать картинки, которые «ушли» и картинки, которые «пришли».

2. Объявление темы и цели занятия.

3. Лексико-грамматическое упражнения по теме

«Одежда». Игра «Подбери действие»

Логопед: Сядет тот, кто подберет слово-действие к слову рубашка. (Шить, покупать, стирать, гладить, носить, порвать, зашивать).

4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 7).

5. Артикуляционная гимнастика (см. занятие 7).

6. Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5).

7. Упражнения на формирование правильного

звукопроизношения.

Логопед говорит о том, что сегодня они будут гостить у звуков Л, Ль. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад звуков, учит давать их фонетическую характеристику. После этого рассматривает вместе с детьми пособие «Домик звуков» и просит ответить на вопросы:

— Кто показывает дорогу к домику? (Емеля.) А что у него на ножках? (Лапти.)

— Какой звук стоит в начале этого слова?

— Где живет этот звук?

— Куда надо подняться языку? (Дети рассматривают артикуляционный уклад звуков Л, Ль и дают фонетическую характеристику этим звукам с использованием кубиков Н.А. Зайцева.)

8. Лексико-грамматическое упражнения

по теме «Обувь».

• Упражнение «Назови обувь»

Логопед: Вспомните названия обуви, в которых есть звуки Л, Ль. (Туфли, сандалии, галоши, валенки.)

• Игра «Закончи предложение

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы обуви. Затем просит детей послушать начало предложений и закончить их, выбрав нужную картинку: Летом мы надеваем... В дождь... Дома мы носим... Для занятий спортом нужны... Женщины носят... Мужчины носят... Из резины делают... Из кожи делают... .

9. Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»

Цели: уточнить артикуляцию звуков Р и Рь; учить детей находить эти звуки в словах; уточнить и расширить словарь по теме «Человек. Части тела»; дать понятие о слоге; отрабатывать артикуляционные упражнения, добиваясь легкости, точности, быстрой переключаемости; работать над мелкой моторикой пальцев рук.

Оборудование: зубочистки, картинки по теме «Человек. Части тела»; пособие «Домик звуков», кубики Н.А. Зайцева.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение на внимание.

Логопед: Я вам буду читать стихотворение, а вы показывайте части тела, которые буду называть.

У тебя есть пальцы, ногти,

Руки есть, запястья, локти,

Ноги, шея, плечи, грудь,

И животик не забудь.

Есть колени, лоб, спина,

Голова — она одна.

Есть два уха, две щеки,

Брови, скулы и виски.

Подбородок есть и губы,

Глазки, нос, язык и зубы.

2. Объявление темы и цели занятия.

3. Лексико-грамматические упражнения по тем

«Обувь». Игра «Какие могут быть сапоги».

Логопед: Сядет тот, кто скажет, какие могут быть сапоги (маленькие, большие, новые, меховые, старые, кожаные, войлочные и т.д.).

4. Пальчиковая гимнастика.

Читает логопед

Выполняют дети

Пальцы тянутся вперед.

Кто из них сильней нажмет?

А потом они согнулись, Головами вдруг столкнулись,

Пальцы, начиная с указательного, поочередно прижимаются подушечками, а потом ногтями к одноименным пальцам противоположной руки.

Пальцы средние у нас

Стать сильней хотят сейчас. Хоть им сила и важна

Гибкость тоже им нужна.

Безымянные ребятки

Тоже делают зарядку

То сильнее нажимают,

То головку нагибают.

Мы мизинцы выпрямляем

Очень крепко их сжимаем, — Попытаемся согнуть

И сдавить легко, чуть-чуть.

Эй, друзья, теперь опять,

Будем пальчики сплетать,

А большие мы согнем,

По другому их сожмем.

studfiles.net