Комплекс упражнений с массажным мячом "Пальчики и мячики" (Здоровьесберегающие технологии). Шарик пальчиковая гимнастика


Комплекс упражнений с массажным мячом "Пальчики и мячики" (Здоровьесберегающие технологии)

Комплекс упражнений с массажным мячом

«ПАЛЬЧИКИ И МЯЧИКИ»

hello_html_m3737f10f.png

Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В.Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками.

Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.

Задачи:

1. способствовать закаливанию организма ребенка.

2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

4. Хорошая гимнастика для пальчиков, улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках.

Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить ребёнка с названием частей ладони и пальцев.Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях (ребёнке) была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава.Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении.Эти комплексы упражнений рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Они способствуют развитию у детей мелкой моторики рук, которая в свою очередь, напрямую связана с развитием речи.

Для развития речи, внимания и мелкой моторики рекомендуется регулярно делать массаж ладошек малыша и играть с ним в пальчиковые игры. Очень полезны в таких играх массажные мячи. Кроме своих стандартных функций игрового предмета, мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.

Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и

остальными, которые ребенок держит

«щепоткой». Надавливают ритмично на

Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

Пальчиковая игра «Медведи» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)

А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать.

Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони)

Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони)

Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони)

По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно

Пальчиковая игра «Колючий ежик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Катиться колючий ёжик (круговые движения шариком между ладонями).Нет ни головы, ни ножек.По ладошке бежит,И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.Бегает туда, сюда,Мне щекотно да, да, да. (движения шариком по пальцам).

Уходи, колючий ёжВ тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками

пальцев).

Пальчиковая игра «Ёжик маленький» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ежик маленький замерз

и в клубок свернулся. (крепко сжать шарик ладонью)

Солнце ежика согрело,

Ежик развернулся. (открыть ладонь и показать шарик)

Пальчиковая игра «Игрушки». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На большом диване в ряд (поочередно катаем шарик к каждому

пальчику, начиная с большого)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (надавливаем шариком на кончики пальцев)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Пальчиковая игра «Мячик - ёжик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях)

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке)

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик по столу)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

Пальчиковая игра «Домик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

В этом домике пять этажей: (катаем шарик по ладони) На первом живет семейство ежей, (надавливаем поочередно на каждый

пальчик)

На втором живет семейство зайчат,На третьем - семейство рыжих бельчат,На четвертом живет с птенцами синица,На пятом сова - очень умная птица.Ну, что же, пора нам обратно спуститься:На пятом сова,На четвертом синица,Бельчата на третьем,Зайчата - втором,На первом ежи, мы еще к ним придем.

Пальчиковая игра «Орехи» (с шариком)Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Мы научимся орехиМежду пальцами катать.(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).Это в школе нам поможет Буквы ровные писать.

(Ёще есть наглядный материал для массажа с помощью специального мячика)

hello_html_m6ceafb95.jpghello_html_122bfb1.jpghello_html_m5c2e04d9.jpghello_html_m2543484c.jpghello_html_m5dba708a.jpghello_html_m5661b920.jpghello_html_m608e4bf1.jpghello_html_6f621b77.jpg

infourok.ru

Картотека пальчиковых игр «Шарик я в руках катаю, свои пальцы разминаю» (с массажным шариком Cу-Джок)

Мяч

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(Выполнять движения согласно тексту)

F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg

Картотека

пальчиковых игр

с массажным шариком

Су-Джок

Составила:

учитель-логопед

Шуть О.С.

2015 г.

F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg

Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают шарик Су-Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают Су - Джок между ладоней)

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой

Капустка

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg

Что делать пальчикам

Ивану-большому — дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке — воду носить,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg

Ежик

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем шарик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем шарик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки шарика)

Пустим ежика на стол, (кладем шарик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем шарик)

И немножко покатаем… (катаем шарик)

Потом ручку поменяем. (меняем руки)

F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg

Пальчики

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,   (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа, (мизинец)

Раз-два-три-четыре-пять

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять, (разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его. (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg

F:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpgF:\рамки\1568b8af1c26 (2).jpg

infourok.ru

Пальчиковая гимнастика для развития речи

Пальчиковая гимнастика для развития речи ( в стихах)

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем "Сорока-Ворона... ".   Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.  

     Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?  

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.  

  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.  

  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.  

  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.  

  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.

  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.    

В настоящее время у младших школьников наблюдается дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения). Одной из причин возникновения данных нарушений является то, что дети заменяют или смешивают фонемы сходные по звучанию или артикуляции, одним словом, пишут так, как говорят и поэтому необходимым условием при обучении грамоте становится правильное произношение звуков и слов.

Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики, т. к., ни для кого не секрет, что она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на развитие речи. Ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений обеспечивает точность графических навыков.

Графический навык – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы, требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. Первоклассники испытывают наибольшие трудности при выполнении графических упражнений. Причинами являются недоразвитие мелкой моторики рук, недостаток опыта выполнения графических движений.

Хорошо развитая мускулатура кистей рук обеспечивает точность графических движений, поэтому в занятиях должны сочетаться упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук: пальчиковые игры, гимнастика.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, т. к. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Следовательно, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь – основной элемент в двигательно – пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма привлекает детей живостью, эмоциональностью, настраивает на игру.

Предлагаемые занимательные упражнения для развития речи способствуют комплексному развитию речи, мышления и ритмики ребенка. Помогают скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов развивают подвижность пальчиков, координацию движений, эмоциональность.

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ

ЁЖИК

По сухой лесной дорожке-

Топ - топ – топ –топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

(Дети стоят, слегка согнувшись.

Руки, согнутые в локтях, - перед грудью,

Кисти рук опущены вниз.

Ноги, слегка согнутые в коленях,

Делают мелкие, частые шажки.)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.

(«Собирает ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают» ягоды. )

УЛИТКА

Кто так медленно ползёт,

Дом свой на себе несёт?

(Одна ладошка накрывает другую.

«Улитка» медленно ползёт по столу.)

Проползёт ещё немножко,

Высунет и спрячет рожки.

(Указательный и средний пальцы высовываются из-под ладошки.)

По листу, по ветке гибкой

Медленно ползёт … улитка!

( «Улитка» ползёт с высунутыми «рожками».)

ЧАСЫ

-Тики – так, тики – так.

Так ходики стучат.

(Наклоняем голову вправо – влево.)

-Туки – так, туки – так.

Так колёса стучат.

(Поочерёдно правой и левой рукой описываем перед собой круги.)

-Токи – ток, ток – ток.

Так стучит молоток.

(Стучим кулачками.)

-Туки – ток, туки – ток.

Так стучит каблучок.

(Стучим каблучками.)

СЧИТАЛОЧКА

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом СА-

ПОЛОСА, КОСА, ОСА.

Все слова со слогом СО-

СОНЯ, СОДА, КОЛЕСО.

Все слова со слогом СЫ-

КОСЫ, БУСЫ и ВЕСЫ!

(Дети взмахом руки отмечают ударный слог и последовательно указывают на товарищей при каждом ударном слоге. Тот, на кого указали последним, выполняет задание, изложенное в считалке.)

ШАРИК

Шарик, шарик мой воздушный,

Непоседа непослушный!

(«Подкидываем» шарик то левой, то правой рукой.)

Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий.

Я на шарик нажимаю,

Из-под рук он вылетает

Вверх! Но я его поймал,

Нитку к пальцу привязал.

(Описываем руками круг, «трогаем, гладим, нажимаем» шарик.)

Вправо - шарик, влево – шарик,

Мой светящийся фонарик!

(Руки параллельно вправо и влево.)

Дай, тебя я обниму

И к щеке своей прижму.

Ты меня не покидай,

Будь со мной, не улетай!

(«Обнимаем, прижимаем» шарик к щеке.)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Вечер к нам глядит в окошко.

Спи, малышка, спи, мой крошка.

Покачаю я кроватку,

Чтоб уснул малыш мой сладко.

(Две сложенные ладошки изображают колыбельку.)

Цветок

Нежно дует ветерок.

Будет пчел качать цветок.

(Кисть руки раскачивается.)

Закрывают лепестки –

Будут спать всю ночь цветки.

(Пальцы собираются в горстку.)

ХЛОП, ЛАДОШКА

Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

Правой правую ладошку

Мы пошлёпаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом ,потом, потом

Левой правую побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем, влево можем!

И крест – накрест руки сложим!

Перевод с англ. И.Лопухиной

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Издательский центр "Академия".- 1998.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -М. : Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение:пособие для родителей. СПб.:Дельта, 1999. -256с.

Обухова А. Ф. Детская психология. – М., 1995.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с

6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

infourok.ru


Смотрите также