Распространение и влияние Шведской гимнастики по всему миру. Шведская гимнастика


Шведская гимнастика - ОСНОВЫ

svoistva-tela.ru

Шведская гимнастика

История шведской гимнастикиОсновы шведской гимнастики 1. Подготовительные движения2. Напряженные выгибания3. Подтягивания4. Равновесие5. Для мышц спины и живота6. Ходьба и бег7. Попеременно-сторонние упр.8. Упражнения для ногОбразцы типичных упражнений Шведские гимнастические снаряды
 

„Изо всех средств физического воспитания гимнастика может с наименьшей потерей времени и лучше всего дать человеческому телу гармоническое развитие, здоровье и силу сопротивления, и, благодаря зтим ее свойствам, гимнастику надо считать совершенно. необходимой, так как в настоящее время ничем другим нельзя вполне заменить её"

(А. В. Полторацкий, „Гимнастика и спорт по системе Линга")

Спорт, игры, гимнастика, их влияние на человека.

В системе физических упражнений мы имеем длинный ряд слагаемых, чрезвычайно разнообразных по своему характеру и виду. Сюда входят различные виды спортивных упражнений, естественных движений, игр и гимнастики. Каждое слагаемое имеет свое назначение, й его нельзя выбросить, но при всем разнообразии все формы упражнений должны преследовать одну общую цель физического образования — гармоническое развитие личности, как общественной единицы.

В этом смысле спорт с гигиенической стороны стоит выше других видов упражнений, так как происходи всегда на воздухе и на просторе. Увлечение одним видом спорта вызывает ту или иную деформацию в строении тела, но разумное комбинирование разных видов спорта создает равновесие в развитии. В психическом отношении, при здоровой постановке спорт тоже стоит высоко, как средство закаливания духа и выработки воли и характера. Игры в гигиеническом отношении близки к спорту, так как они главным образом происходят на воздухе и содержат в себе весьма разнообразный элемент движений. При умелом подборе игр можно дать комплект движений всесторонне развивающих играющего. В педагогическом отношении игры, в увлекательной форме самых естественных для ребенка занятий, могут быть использованы, как верный способ выработки и шлифовки личности. Гимнастика, уступая спорту и играм в гигиеническом отношении, если производится в гимнастическом зале, является ценным замещением, когда нельзя заниматься спортом, но никогда не должна отнимать у ребенка его игр. В этическом отношении гимнастика должна быть зато поставлена на первое место, так как она имеет дело с точными движениями. Затем, благодаря глубокой продуманности применения точных движений, гимнастика дает возможность наиболее верно, скоро и довольно просто получить результаты в формировании тела и улучшении функциональной способности внутренних органов.

Шведская система физических упражнений заключается в использовании спорта игр и гимнастики и признает невозможным исключить какую-либо из этих составных частей.

Так как основы шведского спорта и игр не расходятся с здоровыми основами спорта и игр вообще, то в настоящей работе я займусь подробно гимнастикой, представляющей собой основную' систему, на которой построен ряд систем.

Но, повторяю, шведская система физических упражнений считает необходимыми также игры и спорт на воздухе.

Особенность игр и спорта у шведов та, что и здесь применяются гимнастические принципы: последовательность, разносторонность, естественность и развитие внутренней ценности без погони за внешними эффектами. Гимнастика, спорт и игры не могут заменять друг друга, а должны вестись рядом, без соперничества между собою, только дополняясь взаимно и зиждясь на общих основах. Поэтому шведский метод рекомендует (проф. Норландер):

1) Пользуйся прежде всего гимнастикой и сверх того доступными тебе более свободными видами физических упражнений. В особенности не допускай удерживать себя от участия в таких упражнениях возможному сознанию твоих малых способностей и недостаточного искусства.

2) Ты будешь щедро награжден за твои труды и добровольное принуждение укреплением здоровья и увеличением работоспособности на всяком житейском поприще, потому что хорошо организованные физические упражнения влияют не только на укрепление тела, но и на духовное развитие. Это не пустое утверждение, а доказанный факт. Ежедневно занимаясь по часу такими упражнениями, мы не только не теряем времени, а, наоборот, приобретаем увеличение способности выполнять всякую другую работу, как физическую, так и научную.

3) Но одних физических упражнений недостаточно. Нужна наличность и других гигиенических условий: к ним относятся между прочим, чистый воздух, свет, чистота, закалка кожи, разумная одежда, простая и здоровая пища, достаточный сон, избегание злоупотреблений алкоголем и естественный образ жизни.

Шведская гимнастика разделяется на 4 вида, сообразно с различными задачами:

1. Педагогическая или гигиеническая — для всех здоровых (слабых и сильных) людей для развития здоровья, гармонического сложения, поддержания здоровья до старости.

Задача этой гимнастики предупреждать болезни.

2. Врачебная — для больных, при помощи которой уничтожаются дефекты сложения, вызывающие болезни внутренних-органов, и тем достигается излечение без лекарств. Эта гимнастика является, в сущности, частью педагогической, более разработанной и специально применяемой в тяжелых случаях изме-

нения тела. Обычные же искривления, впалая грудь и т. п. исправляются педагогической (гигиенической) гимнастикой.

3. Эстетическая — все, что дополняет развитие человека в отношении ритма, пластичности и грации, при чем отчасти эта цель достигается и педагогической гимнастикой, здесь лишь усиливаясь до стремления к выявлению движений духовной жизни.

4. Военная — задача которой посредством внешнего предмета, т.е. оружия или силы собственного тела, подчинить своей воле чужую. И военная гимнастика является лишь завершением (педагогической в ее прикладном направлении.

Таким образом, основной является гимнастика педагогическая (гигиеническая), о которой я и постараюсь дать исчерпывающие сведения.

Педагогическая гимнастика, стремясь к достижению возжожно лучшего здоровья и гармонического развития, максимально повышает все природные способности, учитывая, однако, что никого нельзя насильно развить свыше его природных способностей и склонностей. Все применяемые гимнастикой движения являются в достижении гармонического развития средством, но не целью, и в этом шведская система существенно отличается от других видов гимнастики, где увлечение формой умаляет задачи. Затем, гимнастика влияет не только на внешние формы тела, а также на внутренние органы, нервы и сосуды, психику, дыхание, деятельность сердца, кровообращение, пищеварение. В этом направлении подобраны и упражнения. „Каждое движение,— говорит Линг, — должно сообразоваться с человеческим организмом: все, что делается помимо него—дурацкая игра, равно бесполезная и опасная. При выборе и применении движений следует брать лишь полезные и целесообразные для -гармонического развития и здоровья человека". Шведская гимнастика не допускает никаких движений, кроме имеющих определенную цель, именно: развитие сил и здоровья человеческого тела, выносливости, ловкости и гибкости, силы воли и смелости.

При выборе упражнений были отброшены все упражнения вредные (сжимающие грудь), излишне-сильные, бесполезные, некрасивые. Степень приспособляемости человека очень велика, и один из учеников Фридриха Яна делал „солнце" на турнике до 123 раз без остановки, но шведская система не допускает подобного утрирования, считая что „нельзя все то есть, что возможно проглотить".

Шведская система определяет ценность каждого упражнения» в зависимости от его развивающего влияния, исправляющей способности, простоты исполнения и естественности применения.

Шведская гимнастика не нравится тщеславным, стремящимся» развить какие-либо одни свои способности для достижения эффекта, потому что она всесторонняя и считает стремление к акробатизму недопустимым по соображениям педагогическим, гигиеническим психическим. Затем, акробатизм в гимнастике отталкивает от нее слабых, т.-е. как раз тех, кому она более всего необходима. Основное качество шведской гимнастики — общедоступность. Однако, постепенным улучшением здоровья, навыков и постоянной тренировкой шведские гимнасты достигают большой ловкости в совершении трудных упражнений. Таким образом,, упражнения, усложняясь до очень трудных, всегда для упражняющихся будут легкими. Упражнения, будучи построены на законах устройства и жизни человеческого организма, являются вполне-подходящими для людей всех наций, применяясь к темпераменту и условиям жизни без особых изменений.

Шведская гимнастика оперирует с точными формами движений, строго распределяя их по принципу правильной прогрессивности в изучении, почему она, по праву, считается не только гигиенической, но и педагогической.

В безостановочном уроке, когда без пауз упражняющиеся-совершают движения в течение часа (или меньше или больше),-не наступает физического утомления, потому что работа чередуется в разных группах мышц. По той же причине — чередования напряжения внимания с автоматическим (рефлекторным)» выполнением—система не делает урока трудным психически.

Классификация упражнений в шведской гимнастике

Характерной особенностью шведской гимнастики, как системы, является группировка упражнений по их определенному влиянию на ту или иную часть тела и внутренние органы. В этом отношении, шведская гимнастика оперирует с упражнениями, как с математическими величинами, и введение инородного движения, посколько оно не может быть обосновано, так же нетерпимо, как введение в число слагаемых единиц длины—единиц веса. Кроме того, все роды или группы упражнений располагаются в определенном порядке, перестановки которого не допускаются. Руководитель, знающий хорошие шведские упражнения, но. не знающий порядка их применения, не может дать шведского урока и будет подобен дирижеру оркестра, в котором все инструменты заиграют без объединяющей их мелодии и ритма. Группировка упражнений совершенно не зависит от применяя гимнастических снарядов: в одной группе могут находиться упражнения, совершаемые на снарядах и без них. Таким образом, термины „вольные движения" и „упражнения снарядовые"—чужды шведской гимнастике. Снаряды в ней считаются необходимыми, но играют иную роль, чем в других системах. Для шведской системы не существует понятия, что снарядовые упражнения обязательно труднее „вольных". Здесь снаряды имеют, главным образом, роль изоляторов, так же, как и правильное исходное положение. Часто бывает, что упражнение без снаряда труднее, чем со снарядом, так как для правильного выполнения требует напряжения многих мышц, которое может быть заменено применением изолятора снаряда. Затем, никогда (кроме прикладной гимнастики) гимнаст не приспосабливается к снаряду, а снаряд отвечает требованию упражнения. Снарядам я посвящаю часть настоящей работы, сейчас же упоминаю о них в связи с классификацией упражнений и перехожу к так называемой „шведской кривой".

Каждый дневной урок шведской гимнастики включает в себя ряд разнообразных движений, дающих законченную, правильную работу, как всем мышцам (формирование тела), так и основным функциям внутренних органов. В первом отношении шведская гимнастика может быть названа гимнастикой гибкости, во втором - дыхательной и крупных сосудов.

В каждом упражнении различают три момента:

1) исходное положение, из которого лучше всего производить упражнение; оно фиксирует (изолирует) ту часть тела, которая не должна в данный момент участвовать в движении;

2) самое движение и

3) конечное положение, чаще всего аналогичное с исходным.

Для получения пользы от упражнения необходимо выбрать правильное исходное положение и правильные формы и темп движения. Работа крупных мышц, особенно сопровождаемая усиленным дыханием и работой крупных сосудов, производится в медленном дыхательном темпе (16 —18 в минуту), работа длинных мышц в быстром темпе. Форма движений должна быть точной, и всякое движение доводится до конца, т.-е. мышцы должны сокращаться и растягиваться полностью. Этим вообще гимнастика отличается от простых движений. Точность — душа шведской системы. Однако, неодинаковое исполнение, сообразно с индивидуальными особенностями, не считается ошибкой, но всегда нужно стремиться к идеальной точности, хотя бы никогда не удалось ее достигнуть. Все упражнения разделяются на 10 групп: напряженные выгибания, подтягивания, равновесие, для плеч и спины, для мышц живота, для боковых мышц (попеременно-сторонние), выносливости (ходьба, бег), для ног, прыжки и дыхательные. Они имеют самостоятельное значение, к ним присоединяются две группы вспомогательных: подготовительные и отвлекающие движения и, кроме того, особо стоит группа порядковых движений, как психический элемент урока. Все 10 групп содержат ряд упражнений, которые могут быть систематизированы в порядке их трудности, разветвляясь, в свою очередь, на несколько линий, как это будет указано ниже. Упражнения подготовительные типичны только тем, что они всегда совершаются без снарядов „на полу" и являются легчайшими в уроке, но могут быть причислены к разным другим группам. Отвлекающие движения имеют целью регулировать кровообращение. Они не занимают постоянного места в уроке, но применяются всегда, когда нужно сгладить влияние трудных движений. Дыхательные движения со специальной целью применяются в подобных же случаях, а, в сущности, и все специальные группы упражнений являются в той или иной мере дыхательными. Грубой ошибкой в шведской гимнастике считается задержка дыхания. Указанные выше группы упражнений содержат очень большое число движений, которое можно еще увеличить разумным комбинированием их, но порядок размещения групп является постоянным, ради достижения полного воздействия на организм и законченной работы. Это называется „дневной урок", который проходится, как одно гармонически построенное целое, безостановочно всеми упражняющимися. Движения совершаются одновременно всеми как „на полу", так и на снарядах, обладающих большой пропускной способностью. Начинается урок порядковыми движениями, служащими в психическом отношении—для сосредоточения внимания и в практическом—для удобного размещения упражняющихся. В физическом отношении строевые движения не являются трудными и скорее понижают пульс (благодаря напряжению внимания), чем повышают его. Дальше, группы упражнений располагаются по принципам:

1) постепенного нарастания работы,

2) чередования трудного с легким,

3) при беспрерывности работы, постоянной ее смены,.

4) предоставления работы антагонистам ;

5) ликвидации утомления.

СХЕМА УРОКА

Шведская гимнастическая система

Шведская гимнастическая система создавалась по инициативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 – 1830). По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др.

Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил – каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.

Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

Работу отца продолжил его сын Ялмар Линг (1799 – 1881). Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из 14 – 16 серий поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды – шведскую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц. Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее “гимнастикой поз”. Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

Таким образом, шведская система содействовала созданию основ современной физической культуры за счет локального развития отдельных групп мышц и охраны здоровья. Немецкая система – путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.

Французская гимнастическая система

Французская гимнастическая система – создана полковником Франциско Аморосом (1770 – 1848). Цель – выработка военно-прикладных навыков. Основные упражнения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, переноска груза, плавание и ныряние, борьба, метания, фехтование, вольтижировка и стрельба. В качестве снарядов применяли канаты, мосты, заборы, лестницы. Цель – научить солдата преодолевать пространство и препятствия. Кроме того, Аморос включал в свою гимнастику подготовительные упражнения, сопровождающиеся пением и музыкой, танцы и ручной труд.

При проведении урока Аморос не придерживался какой-либо схемы, а только соблюдал принципы от легкого к трудному, от простых упражнений к сложным, на занятиях учитывал индивидуальные особенности учеников. Он первый ввел письменный учет результатов занятий и контрольные карточки на каждого ученика. В эти карточки за­носились данные физического развития занимающихся.

Естественность и военная направленность – основные черты системы Амороса. В этой системе было немало ценных методических указаний для проведения занятий гимнастикой.

Система Амороса нашла отклик за границей. Военные круги многих стран старались возбудить интерес к военной гимнастике. Позднее во Франции стали возникать новые системы гимнастических упражнений, которые во многом сохранили и развили идеи Амороса.

studfiles.net

Шведская гимнастика, как раздел науки и комплекс физических упражнений

Поиск Лекций

История возникновения шведской системы физического воспитания и гимнастики

От первобытнообщинного строя и до дней сегодняшних, развитие системы физического воспитания у разных племен и народов происходило по-разному, но в главном все системы совпадали. В основном физическое воспитание было направленно на решение задач, связанных с вопросами войны и военной подготовки.

Другими словами, главным в физическом воспитании было совершенствование, как духовных, так и физических кондиций солдат. Воспитание мужества, отваги, силы, ловкости. Практически все системы физического воспитания были направлены именно на эти цели.

Различия были лишь в подходах и методах развития тех или иных навыков и доведения их до совершенства.

Во времена первобытнообщинного строя и позднее, возникнув как элемент игры и обучения, упражнения постепенно приобретают стройную систему. Все физические упражнения в этот период направлены на развитие военных и охотничьих навыков в возникающее иногда, свободное от охоты и войны, время.

Античность – это то время и место, которое можно назвать родиной гимнастики. В это время развивается система физических упражнений, которые делятся на два вида: гимнастику (собственно, телесное и физическое совершенствование) и агонистику (специальную подготовку для состязаний). В то же время появляются и олимпийские игры, а гимнастика приобретает не только военно-прикладной характер, но и некий элемент соревнований, приобретает в чем-то черты современных видов спорта с системой тренировок.

Во времена средневековья уже можно говорить о некоей системе физического воспитания для подрастающих воинов, рыцарей. Детей мелкопоместных феодалов при помощи учителей обучают тонкостям военного дела, владению копьем, мечом, арбалетом, умению плавать и скакать на лошади. Затем происходило некоторое подобие экзамена, после которого претендент на рыцарское звание проходил обряд посвящения в рыцари.

Как видим, все эти навыки имели очень важное значение для развития и физического воспитания молодых дворян. Без применения определенных систем в воспитании были бы невозможны те многочисленные завоевания более организованными и физически крепкими воинами тех стран и земель, где воинскому искусству и физвоспитанию уделялось недостаточно внимания.

После времени буржуазных и промышленных революций с применением огнестрельного оружия, физическое воспитание хоть и остается в большей своей части уделом воспитания солдат, но уже не может ограничиться только этими функциями, приобретая все новые, и разделяясь на другие виды. Гимнастика тоже делится на военную, врачебную, педагогическую и эстетическую.

Одним из видных ученых и педагогов того времени можно считать шведского ученого И. Песталоцци. Этот человек, хоть и не является в прямом значении «родителем» шведской гимнастики, но он внес огромный вклад в развитие и подготовку почвы для возникновения шведской системы гимнастики.

Прежде всего, он ратовал за гармоничное воспитание подрастающего поколения, как в умственном, физическом, так и моральном плане. Он считал, что нельзя отделять одно от другого, и верил, что необходимо, прежде всего, опираться на врожденные способности самого ребенка, учитывая его возраст и физиологические особенности.

Также он полагал, что система воспитания, в том числе и физического, не может носить линейный характер, а должна идти по нарастающей, от простого к сложному. Одной из его важнейших заслуг является сделанный им вывод, что обучение обязано быть наглядным и развивать не только чувственное восприятие, но и мышление.

У Песталоцци был и свой подход к классификации физических упражнений. Он их все делил на игры. Определяющим в этой классификации была зависимость каждого упражнения от движений в суставах. Использовались элементарные упражнения, в которых задействован сустав плеча или голени, а также и более сложные. Сюда были включены такие упражнения как бег, танцы, метание, плавание. Позднее он создал свою систему, которая получила название своего «родителя» - «Суставная гимнастика Песталоцци».

Но это еще не шведская гимнастика, это лишь подготовка перед появлением этой системы.

 

Шведская гимнастика, как раздел науки и комплекс физических упражнений

В появлении и развитии гимнастики, как системы физических упражнений, важное значение имел тот факт, что в начале 19 века (1813 г.) правительство Швеции решило учредить королевский гимнастический центральный институт, возглавлять который, назначили Пера-Хенрика Линга (1776-1830). Он окончил богословский факультет Упсальского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгагене (Дания) — первое учебное заведение в Европе по физическому воспитанию. Линг был высокообразованным человеком, увлекался поэзией. За успехи в этой области он был избран членом Шведской академии.

По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело,

Это был первый институт, который занимался вплотную научной и прикладной составляющей гимнастики. Разрабатывались не только ее теоретические основы, а также и своя система упражнений.

В указе можно прочитать, что целью создания этого учреждения является пропаганда через сообщения различным группам слушателей, как мужчинам, так и женщинам, что такое гимнастика, для чего необходимо ее изучать и развивать практические навыки.

В институте разрабатывалось несколько направлений в гимнастике, которые имели военизированный характер (например, фехтование). Но изучались и другие разделы, такие как врачебная гимнастика «для здоровья людей».

После выпуска из института мужчины (и женщины) могли преподавать предмет - гимнастика в любом учебном учреждении. Всем поступающим должно было быть не более 30 лет, а также претенденты должны были иметь отменное здоровье.

В обучении студентов проявлялось все многообразие методов и способов обучения, а теория обязательно закреплялась на практике. Самым главным отличием разрабатываемой системы от методик других стран заключалось в том, что во главу всей системы ставилась полезность, которую занимающийся может вынести после занятия.

Так как снаряды для занятий гимнасткой были достаточно дороги, правительство рекомендовало не включать их в программу. Линг так и сделал, создав упражнения с двойственной опорой, это было одним из главных отличий от других гимнастик во многих станах.

Развивая свои труды, связанные с гимнастикой, Линг подразделяет гимнастику на несколько видов:

  1. гимнастику педагогическую – человек сам делает гимнастические упражнения на добровольной основе;
  2. военная гимнастика – здесь все направленно на изучение приемов и способов ведения войны, обучение владению оружием;
  3. гимнастика врачебная – по замыслу автора, должна была облегчить состояние больного при помощи тренировок и с посторонней помощью;
  4. гимнастика эстетическая служит методом выражения чувств и эмоций.

Сначала не было какого-то точного выделения разных видов гимнастики, но позднее такое разделение сформировалось.

Одним из самых простых видов считалась педагогическая гимнастика, основные ее положения входили также и в остальные.

Военная гимнастика в армии была направлена на подготовку послушного, дисциплинированного солдата с хорошей военной выправкой и красивой осанкой.

Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и поэтому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др. Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией.

Его свод правил – каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.

Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

Как считал сам Линг и его последователи (его сын и его ученики), гимнастика должна способствовать физическому развитию человека, и здоровых людей делать еще здоровее, а для больных - максимально улучшать их самочувствие.

Позднее, гимнастика вобрала в себя все разновидности, оставшись только в двух видах, «гимнастика для здоровых» и «гимнастика для больных». Некоторое время военная гимнастика еще продолжала существовать, но затем также слилась с другими.

Опираясь на анатомические и физиологические данные, Г. Линг стремился дать гимнастике научное обоснование. Но поскольку в этот период уровень развития физиологии был не высок, классификация упражнений производилась по анатомическому признаку.

Последователи и ученики

Позднее дело отца продолжил его сын Ялмар Линг(1799-1881) Он уже более основательно подошел к разработке и упорядочиванию системы, создал структуру гимнастического урока, описал, как и в какой последовательности нужно изучать и выполнять упражнения.

Структура уроков состояла из набора упражнений, которые должны были идти один за другим. Упражнения были разбиты на группы для каждой части тела. Таким образом, в течение урока были задействованы и подвергались нагрузке все группы мышц.

Физическая нагрузка на организм в течение тренировки имела волнообразный характер, то повышаясь, то переходя в спокойный режим. Для того, чтобы занятия проходили более эффективно, были придуманы снаряды для выполнения упражнений .

. Он разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др. Им применялись упражнения и на уже известных в других системах гимнастики снарядах (канат, шест, лестница, козел, конь, брусья, перекладина и др.). Однако здесь снаряды лишь помогали лучше выполнить упражнения, предусмотренные планом урока. Их применение могло быть заменено помощью товарища. Большое значение придавалось исходным положениям.

Урок гимнастики состоял из 16 частей. Упражнения выполнялись в строго установленной последовательности: построение группы или перестроение для занятий, подготовительные упражне­ния для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, отвлекающие упражнения для ног, подтягивания, дыхательные упражнения. Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды – шведскую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц.

Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

Таким образом, шведская система содействовала созданию основ современной физической культуры за счет локального развития отдельных групп мышц и охраны здоровья. Немецкая система – путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.

Шведская система возникла вслед за немецкой гимнастикой. Основателем этой системы был Генрих Линг и завершил эту систему его сын Яльмар Линг.

. Ялмир Янг активно занимался популяризацией гимнастики во многих странах. И нужно сказать, ему это удалось. На сегодняшний день очень много людей занимается этим видом спорта. Огромное влияние и распространение этот вид физических упражнений получил во многих странах, не стала исключением и Россия

 

Шведская стенка

Снаряд этот был придуман Хенриком Лингом. Поначалу шведская стенка так и называлась «рама с перекладинами». Это уже потом она приобрела свое сегодняшнее название.

Одним из главных достоинств этого тренировочного снаряда является то, что он очень универсален, на нем можно делать очень много упражнений, и в тоже время этот гимнастический снаряд довольно компактен. Он закрепляется на стене и в готовом виде совсем не занимает места. А если к ней добавить дополнительные предметы, такие как скамейка для качания пресса или брусья, веревочную лестницу, кольца, то стенка становится просто незаменимой.

Если говорить о подрастающем поколении, то шведская стенка просто необходима для гармоничного развития каждого ребенка. Оборудовав уютный спортивный уголок, вы предоставляете ребенку возможность полазать, повисеть, попрыгать с высоты. А это важная часть в развитии двигательной активности подрастающего поколения.

 

poisk-ru.ru

Образцы упражнений шведской гимнастики

svoistva-tela.ru

Шведская гимнастика

История шведской гимнастикиОсновы шведской гимнастики 1. Подготовительные движения2. Напряженные выгибания3. Подтягивания4. Равновесие5. Для мышц спины и живота6. Ходьба и бег7. Попеременно-сторонние упр.8. Упражнения для ногОбразцы типичных упражнений Шведские гимнастические снаряды
 

Как необходимую предпосылку к этой главе мы должны запомнить, что: весь смысл гимнастики в точности движений, и если мы не можем сразу достигнуть точности, то должны постоянно к ней стремиться. Физиологическая основа этого в том, что, если при идеальной форме упражнения мышцы полностью сокращены и растянуты, то в стремлении к точной форме мы достигаем того полного сокращения и растяжения мышц, на какие мышцы в настоящий момент упражнения могут быть способны. Педагогическая (образовательная) основа та, что достижение знания дается лишь в постоянном стремлении к нему. С внешней стороны все упражнения в отношении точности определяются сохранением прямой линии, прямого угла, параллельности частей тела и расположения их в одной плоскости. С внутренней стороны необходимо выдерживать правильный темп движений, соответствующий их характеру: для длинных и тонких мышц (быстроты)— быстрый, энергичный, для коротких мышц и крупных частей тела (силы)—медленный. При всех упражнениях ошибкой является : 1) задержка дыхания; 2) задержка в положении со стесненной грудью; 3) вялость движений; 4) участие тех мышц которые дают ложную работу, например, при подтягивании или нагибаниях вперед и назад, напрягаются мышцы шеи; 5) неправильный выбор исходного положения, сопряженный с плохой изоляцией не участвующих в работе мышц, вследствие чего он принимают участие в работе и тем нарушают принцип экономики движений (ловкость).

Исходные положения

2) Для рук.

Кроме мышечного развития, движения, действуя на шейные артерии, усиливают приток к голове свежей крови.

Ноги вместе и ноги врозь, нагибание туловища назад. Мышцы живота сокращены, нагибание только в верхней части спины.

Рис. 24 и 25.

Ноги врозь, руки за голову, нагибание вперед прямой спиной, голова поднята, локти назад. Нагибание вниз, доставая руками пол. При выпрямлении сначала поднять руки и голову, затем туловище.

Напряженное выгибание с живой опорой. Поддержка ладонями за затылок, локти и кисти изменяют работу, соответственно перенося ее на нижние участки позвоночника.

Рис. 31.

Опорой служит стена, поднимание на носки, сохраняя две основных прямых; одна от ступней до живота, Другая вверх до опоры. Если имеется шведская стенка (рибстул), то захват руками за рейку еще лучше фиксирует исходное положение. Основное назначение рибстула —-для напряженных выгибаний.

Рис. 32.

Переход из положения лежа на подвесе (рис. 35), ноги врозь, в напряженное выгибание у бума. Очень сильное упражнение, требующее также и известной ловкости. Чем ниже поставлен бум, тем он труднее для поясницы. В исходном положении руки берутся подхватом, момент перехода быстрый, заканчивается нагибанием вперед и вниз.

Подтягивания.

Кроме подтягивания (разводя локти в стороны), делается переход в положение лежа на подвесе выбрасыванием подобранных ног вперед, не касаясь пола до конечного момента.

Передвижение по буму и по канату, закидывая ногу. Требует силы более, чем на рис. 44. Канат может быть или горизонтальным или наклонным.

Подтягиваний, кроме иллюстрированных, очень много: на стенке, на буме, на лестницах, канатах и прочих снарядах. Основное правило при упражнении: расширение грудной клетки, плавность движений, осторожность.

Равновесие.

Во всех движениях темп медленный.

Упражнения плеч и спины.

Упражнения, наиболее типичные и дающие полную и разнообразную работу (динамическую и статическую) длинным мышцам лопаток, плеч и шеи.

Нагнувшись вперед, вытягивание рук вверх и стороны, одна рука вверх, другая в сторону. То же ноги врозь, взмахи руками и вращение в плече.

На выпаде движения рук и нагибание туловища.

На выпаде с поднятой на опору или свободной ногой, движение рук и приседание на одной ноге и касаясь руками опоры.

Упражнения мускулов живота.

Попеременно-сторонние упражнения.

Упражнения для ног.

Движения ног являются отвлекающими, т.-е. восстанавливающими кровообращение, почему, кроме специального отдела урока, оии применяются после всяких трудных движений и соединяются с медленным и глубоким дыханием. В уроках ставятся, где необходимы отвлекающие движения.

(Важно опускание) — сходство с прыжком с разбега одной ногой.

Первоначально дается через наклонную скамейку, где каждый может найти свою высоту.

Дыхательные движения.

Правильно дышать может только тот, у кого правильно построен скелет и правильно расположена мускулатура. Для дыхания очень важны мышцы плеч и спины, а также известная тренировка, так как дыхание сопряжено с приливом крови к легким и сердцу, что требует прочности легочных пузырьков и сердечной мышцы. Несмотря на громадную важность дыхательной гимнастики, нужна в применении ее осторожность. Каждый слабый, особенно с несовсем здоровыми легкими, человек знает, как утомительно глубокое дыхание. В понятие дыхательной гимнастики обязательно нужно включить, кроме непосредственного поглощения воздуха, постановку и укрепление скелета и мускулов, обеспечивающих правильный механизм дыхания. Нужно помнить, что воздух входит сам в расширяющуюся грудную клетку, и задача дыхательной гимнастики — увеличить амплитуду расширения грудной клетки, т.-е. разницу между вдохом и вы-дыхом, которая и является лучшим показателем здоровья. Подвижность грудной клетки несравненно важнее ее внешних размеров, и часто у атлета, бросающего на грудь двухпудовки, легкие оказываются плохими. Обычно, хуже проветриваются верхушки легких, где и зарождается чахотка. Движения при низком положении рук (рис. 109 и 110) способствуют дыханию верхушек легких, при среднем положении (в стороны, перед грудью и т. п.) — главной массе легких и при высоком положении рук — дыхание диафрагмальное. Темп — медленный, соответствующий дыханию с короткой паузой между вдохом и выдыхом.

Упражнения—игры.

Прыжки.

Прыжок на месте изучается в быстром темпе приседания, при чем сначала все 4 момента (на носки, присесть, на носках вытянуть ноги, опуститься на пятки) исполняются вместе, затем первый и второй соединяются, отделяются паузой от двух остальных, затем также соединяются три момента, четвертый отдельно. После того, как будет достигнута точность и легкость в этом приготовительном к прыжку упражнении, в третий момент вводится маленький прыжок вверх с опусканием в приседании, который заканчивается, как приседание. В такой же последовательности изучается прыжок вперед, при чем здесь помогает взмах рук вперед, с опусканием их, в момент опускания на пол, вниз. Когда движения точно усвоены и достигнута сила толчка и мягкость опускания на согнутые ноги (колени врозь), тогда прыжок делается с соединением всех темпов. Вообще, прыжок— упражнение психическое и должен совершаться рефлекторно, почему необходимо точно изучить его элементы, а затем делать,. не задумываясь над техникой. В гимнастике прыжки чрезвычайно разнообразны и отличаются от легко-атлетических повышением не результата, а сложности. Но прыжки шведской гимнастики ближе к естественным, чем прыжки других систем, так как они совершаются без трамплинов, мостиков, а также без матов, почему величина прыжков зависит только от силы и ловкости гимнаста, умеющего оттолкнуться и опуститься без помощи пружины и мягкой постилки. Отсутствие матов не позволяет делать акробатические прыжки (или непосильные), а также избавляет от пыли, собирающейся в матах. Вместе с тем, прыжки шведской гимнастики достигают большого искусства и составляют наиболее интересную часть урока.

Распространение и влияние Шведской гимнастики по всему миру

Поиск Лекций

К середине 19 века распространенность шведской гимнастики стала так широка, что ее взяли на вооружение многие другие страны, даже те, в которых уже существовали свои системы физического совершенствования, как например, в Германии.

Один немецкий офицер по фамилии Ротштайн, который проходил учебу в Стокгольмском королевском гимнастическом институте, по приезду на родину стал директором Берлинского гимнастического института.

Ему так не нравилась немецкая национальная система физического воспитания, что он стал фанатически насаждать идеи, привезенные из-за границы, в своей стране. Конечно же, это не могло не вызвать патриотические настроения среди германских педагогов и врачей, а немного позднее противостояние дошло до того, что Ротштайну пришлось оставить пост директора.

Но его активная деятельность по пропаганде Шведской системы физического воспитания, в том числе и гимнастики, не могла остаться бесследной. Немецкая система Turnen все же впитала в себя некоторые элементы из шведской гимнастики, тем самым сильно обогатив свою национальную систему физического воспитания.

Но шведская гимнастика получила распространение своих методик не только в Германии. Ее влияние постепенно распространилось и на другие страны (США, Финляндия, Россия, Англия). Такая обширная география возникла из за того, что ученики, которые получали образование в Стокгольмском королевском гимнастическом институте, уезжали к себе домой и там занимались активной пропагандой данной системы.

Как же могла шведская гимнастика попасть на Российские просторы?

Если верить историческим источникам, то до 30-х годов 19-го века в России вообще не было никакой гимнастики. Но однажды князь Михаил Павлович, который в то время заведовал военными и учебными заведениями, вдруг заинтересовался системой упражнений, о которых говорили все в одном из зарубежных ортопедических салонов. Он нашел эти упражнения крайне полезными и ввел гимнастику и методы тренировок в учебные программы кадетских корпусов.

Под руководством Морица Паоли, который был гимназистом гимнастического института, стали вводить шведскую гимнастику, как обязательный предмет в обучении всех кадетов.

Вскоре Паоли умер, и его сменил на посту еще один ученик Линга - Де Рон. Все обязанности были переданы ему. Так как он был одним из первых учеников Линга, то он отлично знал все, что связанно с гимнастикой, а поэтому преподавание с его стороны проводилось на самом высоком уровне.

Позднее он вышел в отставку и стал заниматься врачебной гимнастикой, но, тем не менее, не переставал пропагандировать шведскую систему физического воспитания.

Заключение

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что система физического воспитания в Швеции при своем возникновении была достаточно инновационной для своего времени, имела своеобразную структуру и форму, а также подразделялась на несколько областей. Несомненно, у шведов развивались все навыки, необходимые жителям северных стран. Чтобы выжить, охотники должны были хорошо стрелять, ходить на лыжах, быть крепкими и выносливыми.

Закаливание и система упражнений для укрепления тела давали свои плоды, человек становился более стойким к неблагоприятным климатическим условиям. Постепенно система тренировок стала принимать очертаемые формы, что вылилось позднее в появление специальных методик для занятий гимнастикой и даже рождение отдельного вида спорта.

Возникновение шведской гимнастики – это, в некотором роде, прорыв в области физического воспитания, так как гимнастика именно в Швеции впервые была поставлена на научный базис и основу. Развившаяся из военного дела, она приобрела огромное значение в развитии физического воспитания подрастающего поколения и всего населения. Шведская гимнастика постепенно превращается в отдельный вид спорт во многих странах мира (и в России тоже) со всем многообразием тренировок и спортивных состязаний.

В результате возникновения гимнастики постепенно появилось множество ее форм и разновидностей (военная, педагогическая, врачебная), которые, в конце концов, постепенно поглощали один другого, оставив лишь два основных вида гимнастики: педагогическую и врачебную.

Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определенных мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения. Эта система гимнастики быстро стала популярной во многих странах Европы.

Однако и она имела ряд недостатков, на которые указывали П.Ф.Лесгафт и Ж.Демени, а именно:

1 упражнения не соответствовали строению тела человека, не согласовывались с его физиологическими процессами,

2. недооценивали такие средства воздействия на человека, на его личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведения занятий.

3.Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.

4. отсутствие индивидуального подхода, прямолинейность и статичность выполняемых упражнений.

Шведская система физического воспитания оказала большое влияние на развитие физкультуры и спорта во всем мире. И сегодня она развивается. Постоянно проводятся исследования о влиянии гимнастических и других упражнений на здоровье и спортивные достижения человека. В здоровом теле – здоровый дух! Это должно стать девизом всех и каждого

 

poisk-ru.ru


Смотрите также