Артикуляционная гимнастика. (в форме сказки "Язычок на прогулке"). Сказки артикуляционная гимнастика


Сказка о язычке - артикуляционная гимнастика

Добрый день, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки!

При формировании речи и правильного произношения звуков практически каждая мама сталкивается с тем, что малыш не выговаривает тот или иной звук или звуки. Конечно, в возрасте 5 лет — нужно обращаться к специалисту — логопеду. Однако, и до этого возраста в наших с вами силах помочь малышу правильно говорить.

Для этого уже давно придумана артикуляционная гимнастика. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат правильно ставить язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.

Перебирая свои бумаги в столе, я наткнулась на папку с пособиями и литературой по логопедии. Мне приходилось довольно долго заниматься с Алешей, так как его язычок никак не хотел его слушаться и правильно произносить «с» и «р».  Наш логопед дала нам веселые упражнения для языка. Их надо выполнять у зеркала, внимательно следя за  движениями. Эту артикуляционную гимнастику я предлагала сыночку в виде сказки.  Таких сказок сегодня довольно много. Я предлагаю сегодня вашему вниманию свой вариант сказки о язычке.

Сказка о язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

                             (М.Синицына)

            Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

                                     (О.Петрова)

            Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

                                               (М.Синицына)

            А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

                                                               (М.Синицына)

            Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

                                                           (М.Синицына)

           Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздается громкий звук.

                                    (М.Синицына)

            Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

                                           (М.Синицына)

            А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,В бегемотиков играем:Широко раскроем ротик,Как голодный бегемотик.Закрывать его нельзя,До пяти считаю я.А потом закроем рот –Отдыхает бегемот.

                                 (О.Перова)

            Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,С ней мы будем наравне:Высунем язык и спрячем,Только так, а не иначе.

                        (М.Синицына)

            Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Желаю вам сказочного преодоления любых нарушений речи!

Людмила Поцепун.

tsvetyzhizni.ru

Артикуляционные сказки для дошкольников.

Артикуляционные сказки

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).

— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).

— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?

— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

— Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок».

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.

Сказка «Невоспитанный мышонок».

Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).

Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу  змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).

И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).

Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.

А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»).

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.

Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,Потом губы – вперёд!И так делаем раз шесть.Всё! Хвалю! Начало есть!

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,Ну, а впереди – забор.Тормозит и назад.И так восемь раз подряд.

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажиИ лопатку подержи.

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюдаДелает вот так: «Раз – два»

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверхТянем, тянем до небес.Вниз теперь их полётИ никто не отстаёт.

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:Змея в пещере живёт.Кто её не хвалит,Того она ужалит.

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. 

Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налить.И с конфетами попить.

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок.Щёки ты не надувай, Губками прижимай!Плавно воздух выпускаетсяЖелобок не разрушается.

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребяткиГорка есть и – всё в порядке!

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,А ребятам всем – привет!

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!Несколько секунд – молчок!

«Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычокДелает вот так – молчок!Челюсть нижняя внизЭто вовсе не каприз.Гармошку делать продолжаем!Рот закрываем, открываем.

«Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароходЫ-Ы-Ы-ЫНабирает он свой ход.Ы-Ы-Ы-ЫОн в гудок гудит, гудитЫ-Ы-Ы-Ы«Путь счастливый говорит»Ы-Ы-Ы-Ы

«Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. По двору индюк ходилБл-Бл-БлХвост, как веер, распустил.Бл-Бл-БлВот какой красивый я,Бл-Бл-БлПолюбуйтесь на меня!

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.

«Денискина зарядка»

                                           

1. « Улыбка»               Наш  Дениска – озорник

  Тянет губки к ушкам.

                                    - Посмотрите, - говорит,

  - Я теперь - лягушка!

2. «Трубочка»            Кто играет на гитаре,

                                      А Денис на дудочке,

                                       Губы вытянул вперед

 Узкой-узкой трубочкой

                                                             

   3. «Горка»                    Кончик языка в зубки упирается,

                                          Спинку выгибаем - горка получается.

                                          Быстро- быстро с горки вниз

                                          На санках катится Денис.        

 4. «Часики»                   У Дениса есть часы –

                                          Удивительной красы!

                                          Ходят стрелочки по кругу

                                          И хотят догнать друг друга.

   

5. «Вкусное варенье»       Если у Дениса плохое настроение,

                                             Ест Дениска наш вкусное варенье.

                                             Надо верхнюю губу вареньицем намазать,

                                             И широким язычком облизнуть все сразу.

6. «Качели»                       Язычок – вверх и вниз –

                                             На качели сел Денис.

                                             Вот качели высоко,

                                             Вот качели низко.

                                            До чего же хорошо,

                                                        Весело Дениске!

7. «Грибок»                       Наш Дениска в лес пошел,

                                            Под сосною гриб нашел.

                                            Подними вверх язычок-

                                            Покажи, как рос грибок.

8. «Барабанщик»              Недавно бабушка Анфиса

                                             Купила барабан Денису.

                                             И теперь он делом занят:

                                             Громко – громко барабанит.                                                            

                                                                 

9. «Пароход гудит»           Вот Денискин пароход

                                             Смело по морю плывёт.

                                             Не боясь крутой волны,

                                             Весело гудит он: «ы – ы –ы» .

     

I. Общий комплекс упражнений

                                           

 1.  «Улыбка», «Заборчик»                 Наши губки улыбнулись,                                                                Прямо к ушкам потянулись.

                                                                 Ты попробуй «И-и-и» скажи,

                                                                 Свой заборчик покажи.

 2.  «Трубочка»                                     В гости к нам пришел слоненок,

                                                                 Удивительный ребенок.

                                                                 На слоненка посмотри,

                                                                 Губки хоботком тяни.

 3.   «Улыбка» /  «Трубочка»              Если наши губки улыбаются,

                                                                 Посмотри – заборчик появляется.

                                                                 Ну, а если губки узкой трубочкой,

                                                                 Значит, можем мы играть на дудочке.                                                 

4.  «Часики»                                          Друг за другом, друг за другом

                                                                 Ходят стрелочки по кругу.

                                                                 Ты обе губки оближи,

                                                                 Как стрелки ходят, покажи.

5.   «Маятник»                                      Ходит мятник в часах:

                                                                 Влево - тик, а вправо – так.                                                                Ты сумеешь сделать так:

                                                                 Тик и так, тик и так?

     

6.   «Качели»                                          На веселые качели

                                                                 Таня и Никита сели.

                                                                 Опустились вниз качели,

                                                                 А потом наверх  взлетели.

                                                                 Вместе с птицами, наверно,

                                                                 Улететь они  хотели.

II. Комплекс упражнений для свистящих звуков

                             

1.  « Накажи  непослушный язычок»      Язычок твой – озорник,

                                                                         Он не слушает тебя.

                                                                         Накажи его скорее:

                                                                        «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2.    «Блинчик»                                             Утром рано мы встаем,

                                                                         Вкусные блины печем.

                                                                         Ручейком по сковородке

                                                                         Тесто растекается…

                                                                         Посмотри, какой красивый

                                                                         Блинчик получается.

3.  «Чистим зубки»                                        Мягкой щеткою с утра

                                                                          Чистит зубки детвора.

                                                                          Будут зубки сильные,

                                                                          Белые, красивые!

4.  «Киска сердится»                                     Рассердилась наша киска:

                                                                          Ей забыли вымыть миску.

                                                                          Ты не подходи к ней близко-

                                                                          Поцарапать может киска!

5.   «Горка»                                                    Язычок за зубки опускается,

                                                                          Его кончик  к зубкам прижимается.

                                                                          Спинка сильно-сильно выгибается-

                                                                          Вот какая горка получается!

 6.  «Загони мяч в ворота»                            Мы в футбол с тобой играем,

                                                                           Мяч в ворота загоняем.

                                                                           Дуй на ватку сильней,

                                                                           Гол забей поскорей!

III. Комплекс для шипящих звуков

                                       

1.   «Чашечка»                                                Будешь пить с друзьями чай

                                                                          Ты из  чашки новой.

                                                                          Эту чашку показать

                                                                          Ты сейчас пробуй!

2.  «Вкусное варенье»                                   Каждый раз по  воскресеньям

                                                                          Мы едим с тобой варенье.

                                                                          Верхнюю губу вареньем

                                                                          Мы намажем, а потом

                                                                          Язычком широким сразу

                                                                          Мы варенье облизнем.

IV. Комплекс для сонорных звуков

                                           

 1.   «Грибок»                                                 Под высокою сосной

                                                                         Мы грибок нашли с тобой.

                                                                         Чтобы рос боровичок,

                                                                         Подними вверх язычок.

2.    «Маляр»                                                 Стал язычок твой маляром,

                                                                         Он будет красить старый дом:

                                                                         Вперед-назад, вперед-назад…                                                                        Ремонту каждый будет рад.

3.   «Назойливая муха»                               Вот назойливая муха

                                                                         Все жужжит, жужжит над ухом.

                                                                         Попробуй муху напугать

                                                                         И точно также пожужжать!

4.   «Лошадка»                                              Цок-цок-цок по мостовой-

                                                                         Идет лошадка к нам  с тобой.

                                                                         Щелкай язычком быстрее,

                                                                         Чтоб она пришла скорее.   

5.   «Барабанщик»                                        В руки барабан возьмем

                                                                         И играть на нем начнем.

                                                                         Язычок наверх подняли,

                                                                         «Д-д-д-д» застучали.

6.     «Пароход»                                             Пароходик небольшой,

                                                                        Зато смелый какой:

                                                                        Ему волны не страшны,

                                                                        Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

Сказка про весёлый язычок

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

multiurok.ru

4 СКАЗКИ ПРО ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА)

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы). Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка. (Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо... А потом опять вперед, Тут немного отдохнет. (Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать. (Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело. (Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела. (Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг. (Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело, — Я с лошадкой погуляю, На гармошке ей сыграю. Погоняю я в футбол И забью в ворота гол. Очень сложная задача — Загонять в ворота мячик. (Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Из книги: А. С. Анищенкова "Артикуляционная гимнастика "

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

gruppa5-ozgdou11.edumsko.ru

Артикуляционная гимнастика "Сказка о язычке"

Игровое упражнение для артикуляционной гимнастики

При формировании речи и правильного произношения звуков мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок не выговаривает тот или иной звук или звуки. Конечно, желательно обратиться к специалисту – логопеду, но в наших силах помочь малышу, выполняя арткуляционную гимнастику, причём в игровой форме, что делает занятие интересным и увлекательным для ребёнка.

Артикуляционная гимнастика придумана давно. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат ставить в правильную позицию язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.

Сказка о язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

(М.Синицына)

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(О.Петрова)

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

(М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

(М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздается громкий звук.

(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

(М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

(О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

(М.Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — молодец!

multiurok.ru

Артикуляционная гимнастика. (в форме сказки "Язычок на прогулке")

Комплекс артикуляционной гимнастики. Выполнила учитель –логопед: Сидорова Ирина Сергеевна.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Выполнила учитель –логопед:

Сидорова Ирина Сергеевна.

Сказка «Язычок на прогулке». Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. И вот однажды утром он проснулся и открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять спрятался в домик. Потом опять выглянул в окошко, посмотрел налево, посмотрел направо: гуляют ли детки на улице? После посмотрел язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Сказка «Язычок на прогулке».

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. И вот однажды утром он проснулся и открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять спрятался в домик. Потом опять выглянул в окошко, посмотрел налево, посмотрел направо: гуляют ли детки на улице? После посмотрел язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Пошел язычок чистить зубки. Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый!

Пошел язычок чистить зубки.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый!

Упражнение «Чистим зубы» Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево - вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спешим чистить зубки нужно.

Упражнение «Чистим зубы»

Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево - вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спешим чистить зубки нужно.

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать блины поставим.

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать блины поставим.

Упражнение «Мнем тесто». Улыбнись, открой ротик и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА…, а потом пошлепай язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Упражнение «Мнем тесто».

Улыбнись, открой ротик и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА…, а потом пошлепай язычок губами:

ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо, и напек язычок вкусных блинов! Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

Тесто получилось как надо, и напек язычок вкусных блинов!

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Упражнение «Блинчик». Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно под счет взрослого.

Упражнение «Блинчик».

Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно под счет взрослого.

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Блин мы ели с наслажденьем Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы.

Блин мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, облизать верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.

Упражнение «Вкусное варенье».

Улыбнуться, открыть рот, облизать верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь?

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Упражнение «Чашечка». Улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу.

Упражнение «Чашечка».

Улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу.

Позавтракал язычок и пошёл на прогулку. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Посмотрел Язычок повнимательнее и увидел из травы иголки торчат. Это был …ЕЖ. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. У меня в иголках шерстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не дрожь! Я – колючий серый еж!

Позавтракал язычок и пошёл на прогулку. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит.

Посмотрел Язычок повнимательнее и увидел из травы иголки торчат. Это был …ЕЖ. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не дрожь!

Я – колючий серый еж!

Упражнение «Ёжик». Сделайте круговые движения языка между губами и зубами. Рот при этом должен быть закрыт.

Упражнение «Ёжик».

Сделайте круговые движения языка между губами и зубами. Рот при этом должен быть закрыт.

Улыбнулся язычок ёжику, затем посмотрел по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. Очень захотелось язычку присоединится к ним. Во дворе народ толпится, Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.

Улыбнулся язычок ёжику, затем посмотрел по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. Очень захотелось язычку присоединится к ним.

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Упражнение «Футбол». Закройте ротик, кончиком языка с напряжением уприте в одну сторону, то в другую щёку, так, чтобы под щекой «надувались мячики».

Упражнение «Футбол».

Закройте ротик, кончиком языка с напряжением уприте в одну сторону, то в другую щёку, так, чтобы под щекой «надувались мячики».

После футбола захотелось нашему язычку покачаться на качелях. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

После футбола захотелось нашему язычку покачаться на качелях.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Упражнение «Качели». Улыбнитесь, широко откройте рот, на счёт «раз» - опустите кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» поднимите язык за верхние зубы.

Упражнение «Качели».

Улыбнитесь, широко откройте рот, на счёт «раз» - опустите кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» поднимите язык за верхние зубы.

Слез язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Я – индюк «балды – балда». Разбегайтесь кто куда.

Слез язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался.

Я – индюк «балды – балда».

Разбегайтесь кто куда.

Упражнение «Индюк». Улыбнитесь, откройте рот, язык поднимите к верхней губе и загните вверх, двигайте языком по верхней губе вперёд – назад, произнося: была-была-была.

Упражнение «Индюк».

Улыбнитесь, откройте рот, язык поднимите к верхней губе и загните вверх, двигайте языком по верхней губе вперёд – назад, произнося: была-была-была.

Испугался язычок и побежал к своему дому. Решил теперь он прокатиться на своей машине! По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулем лихой шофер, «Дын-дын-дын» — гудит мотор!

Испугался язычок и побежал к своему дому. Решил теперь он прокатиться на своей машине!

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» —

гудит мотор!

Упражнение «Заведи моторчик». Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН….

Упражнение «Заведи моторчик».

Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося:

ДЫН-ДЫН-ДЫН….

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко!

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

Упражнение «Киска сердится». Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам.

Упражнение «Киска сердится».

Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву . Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздается громкий звук.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву .

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздается громкий звук.

Упражнение «Дятел». Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д….

Упражнение «Дятел».

Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами:

Д-Д-Д….

Навстречу язычку скакала лошадка. Я веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.

Навстречу язычку скакала лошадка.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

Упражнение «Лошадка». Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком.

Упражнение «Лошадка».

Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком.

Солнце спряталось за тучки и язычок подумал, что им пора возвращаться. Он развернул машину в сторону дома. Когда они подъехали, то по крыше забарабанил небольшой дождик. Он быстро позвал кошечку и они спрятались в домике и закрыли плотно двери. Язычку было не скучно дома, он напоил кошечку молоком. Кошка любит молоко: Нальёшь - и нет ни капли в миг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Солнце спряталось за тучки и язычок подумал, что им пора возвращаться. Он развернул машину в сторону дома. Когда они подъехали, то по крыше забарабанил небольшой дождик. Он быстро позвал кошечку и они спрятались в домике и закрыли плотно двери. Язычку было не скучно дома, он напоил кошечку молоком.

Кошка любит молоко: Нальёшь

- и нет ни капли в миг. Лакает

быстро и легко, «Лопаткой»

высунув язык.

Упражнение «Кошечка лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот и убираем язык.

Упражнение «Кошечка лакает молоко».

Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот и убираем язык.

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так». Тик – так, тик – так Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так».

Тик – так, тик – так

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Упражнение «Часики». Открой рот, растяни губы в улыбке, вытяни язык напряги его, прикоснись острым кончиком языка то левого, то правого уголка рта.

Упражнение «Часики».

Открой рот, растяни губы в улыбке, вытяни язык напряги его, прикоснись острым кончиком языка то левого, то правого уголка рта.

Кошечка свернулась клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Кошечка свернулась клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

kopilkaurokov.ru

Артикуляционная гимнастика с детьми 5–8 лет "Сказка про язычок" (по мотивам русской народной сказки "Теремок")

1.Стоял в поле теремок – теремок, (слайд (см. презентацию))

Он не низок,

Не высок

2. бежала мышка – норушка, (сл.)

Увидала теремок, постучалась,

Взошла на крыльцо,

Опять постучалась,

Вошла и стала жить. (сл.)

3. скакала лягушка – квакушка, (сл.)

Увидала теремок, запрыгнула на забор, (сл.)

Посмотрела вправо-влево,

спрыгнула с забора , (сл.)

обошла теремок,

увидала дверь,

постучалась.

Высунулась из окна мышка-норушка, (сл.)

Посмотрела вверх, вниз, направо, налево,

Увидала лягушку-квакушку,

Удивилась. ОО!

Пригласила её в гости.

4. стала мышка лягушку чаем угощать: (сл.)

Налила чай в чашечку, чай горячий, подуйте.

Положила в него лимон. (сл.)

Предложила сладкого варенья. (сл.)

Угостила пирогами (сл.)

С грибами.

После угощения

5. предложила мышка поиграть. (сл.)

Физ – мин

Стоит – стоит наш дом,

Живут зверюшки в нём,

Кто нам их укажет,

Пусть нам их покажет.

(дети с закрытыми глазами выбирают картинку с изображением животного – волк, лиса, медведь, лошадь, воробей, заяц, … - затем имитируют движения, изображая этого животного)

6. тут и вечер подошёл,

Глазки закрываются,

Мышцы расслабляются.

Стала лягушка зевать.

Оставила мышка гостью ночевать. (сл.)

7. наступило утро, выглянули они в окошко, (сл.)

Посмотрели вправо, влево, вверх, вниз.

Не хотелось мышке расставаться с лягушкой, предложила она остаться и жить вместе.

Весело зажили зверюшки:

Вместе за грибами ходили, (сл.)

Воду в чашечках носили, (сл.)

В теремке прибирались.

 

Вдвоём весело и перед врагами не страшно. (сл.)

Вот и сказке конец, а кто слушал и показывал – молодец.

Получай леденец.

(детей угостить леденцами)

Яз. Вперёд, руки домиком

Яз вниз

Яз вверх

Яз вправо-влево

Д-д-д

Яз на верхнюю губу

Д-д-д

 

Губы в улыбке

Заборчик

Яз вправо-влево

Заборчик. Яз за нижние зубы

Круговые движения по зубам

Рот овалам

Д-д-д

Яз высунут

Яз вверх, вниз…

Губы в улыбке

Рот кружочком

 

 

Чашечка

мимика “лимон”

Сладкое варенье

трубочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр. на релаксацию

 

Рот откр – закр.

 

 

Яз высунут

Яз вправо, влево,…

 

 

Грибочек

Чашечка

Кисточка, “подмети пол”,

“протри стены”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Артикуляционная гимнастика для детей: Сказка про язычок - Наши детки - Каталог статей

Советуем вам заниматься артикуляционной гимнастикой регулярно, выбрав для этого определенное время, к которому малыш привыкнет. Занятия следует проводить только в том случае, если ваш ребенок находится в хорошем настроении, в противном случае следует сначала успокоить ребенка. Если вы будете соблюдать только два таких нехитрых правила, ваш малыш станет с нетерпением ожидать следующих занятий. 

Успешной вам артикуляционной гимнастики!

 

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,Артикуляционная гимнастика при зрр, артикуляционная гимнастика сказка о язычке, сказка про язычок для детей, артикуляционная гимнастика дома

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Из книги А. С. Анищенкова

Клуб Гармония желает вашей семье веселого проведения артикуляционной гимнастики, а малышу чистой и красивой речи!

 

Еще статьи по данной теме вы можете найти здесь.

Схожие материалы:Как помочь ребенку заговорить: упражнения для стимуляции речи у неговорящих деток (2-3 года)Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика: Сказка о веселом язычкеПальчиковые игрыАртикуляционная гимнастика: вырабатываем звук "Р"Упражнения для укрепления дыхательной системы детей с задержкой речевого развитияВозрастные речевые нормы детейУчим ребенка говоритьАртикуляционная гимнастика для детей: Сказка про язычок

www.psyhologia-online.com