Артикуляционная гимнастика: "Сказка о весёлом язычке". Сказки артикуляционной гимнастики


Веселые истории для артикуляционной гимнастики

Поиск Лекций

РОЖКОВА т.в., учитель -логопед ДОУ № 91, г. Мурманск

По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи.Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные они всегда интересны. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет. Так почему бы не использовать его для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.

Авторские сказки Предлагаемые сказки придуманы автором для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков ([к] – [г] — [х]; [ш] — [ж]— [ч] — [щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной гимнастики. Сказки понравились детям и дали положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90%из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.

 

Храбрый комар (для пассивной артикуляционной гимнастики)

 

 

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так. «Хоботок»* (Здесь и далее указаны названия упражнений, приведенных в приложении.)А потом он весело улыбался себе. Губы фиксируются двумя пальцами. И всем насекомым, которые жили рядом с ним.

Губы фиксируются четырьмя пальцами.

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.

Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами. Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.

«Веселая змейка». А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком. Язык выпячивается вперед. С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.

 

Прекрасная Обжорка (к комплексу упражнений для отработки звуков [к] — [г] — [х]). Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения; и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды.

А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон. «Хоботок».

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

«Улыбочка»И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой. — Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, сказала гусеничка. — Ой, какой у меня бледный вид! И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

«Лопатка» и «Иголочка». Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубы, ожидая слона.

«Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки». Затем Обжорка немножко посердилась, «Киска сердится». свернулась катушечкой и сладко уснула. «Катушка».

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях. «Качели».

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

 

Трудолюбивая божья коровка (к комплексу упражнений для отработки звуков [ш] — [ж] — [щ] — [ч])

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться. — Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они. — да ты просто красный жук, — вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. «Улыбочка». — Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку. Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. «Непослушный язычок». И он стал ровным, как лопаточка. «Лопатка». Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом «Бублик», и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

веселого маляра,

«Маляр».

грибок

«Грибок».

и даже гармошку.

«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. — Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко. — Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем «Вкусное варенье». и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. «Грибок». А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

 

Загадочная бабочка (к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии)

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

«Птенчик».

А бабочка ему говорит:Явился в желтой шубке: — Прощайте, две скорлупки!

 

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:

Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка Улыбается от ушка до ушка. Птенчик стал уже улыбаться, как Лягушка. «Улыбочка». А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он. И тут бабочка не растерялась: У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя — хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это... — Слон! — закричал весело птенчик. «Хоботок». — Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? — спросила бабочка. — Я остался один, потому и плакал. Рядом с птенчиком стояла маленькая Лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

делать горку, строить дом. — Это про мою лопатку.

«Лопатка»

Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку: Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные... (шары). И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. «Надуй игрушку». Они даже пошлепали свои язычки,

«Непослушный язычок».

но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит: Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. Птенчик сразу отгадал загадку и причесался. «Расческа». Затем друзья покачались на качелях. «Качели». И не заметили, как время прошло. — А что всегда идет, а с места не сходит? — спросила бабочка. И снова отгадал птенчик загадку, А тут и мама прилетела.

 

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

 

 

Адаптированные сказки Автор также использует сказки уже полюбившихся детям писателей: С.П. Кремневой, А.И. Константиновой и А.Г. Назаровой, Валентина Гурова и других. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но вот герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

 

 

Невоспитанный мышонок

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

«Почистим зубки».

причесался.

«Расческа».

Видит, зайчик на качелях качается. «Качели». Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!» Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был. «Язык-силач». И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит. «Бублик». Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки. «Горка». Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

«Заборчик». Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик. «Паровозик свистит». И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

 

 

Кто поможет воробью

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него. «Птенчик». Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке. «Горка». Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог — маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка. «Веселая змейка». Помоги мне, - просит воробышек, — я из гнезда упал. — Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, — но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. — И уползла. Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок. «Катушка». Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, во не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка, подставила копыто, «Лошадка». чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат стучит дятел. «Барабанщик». Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал: - Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут. Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

«Загнать мяч в ворота».

попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них — благодарил.

 

 

Заяц - огородник

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку. «Лопатка». Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он — шипит рядом кто-то: — Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

-- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, — отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца. «Веселая змейка». Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла. «Грибок». «Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала: — Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала. Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет. «Вкусное варенье». Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошёл к нему и дал разумный совет: — Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый. Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень. Исполняются песенки: «а>, «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет. — Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. «Чашечка». Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался

заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать. «Ковшик». Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. «Лошадка». Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут, Только одна змея шипела, потому что не любит капусту. Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».

Сказка о Кляксе

Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям. «Язычок на балкончике». Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.

«Маляр».Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!» «Язычок на балкончике». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. «Маляр». Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым. «Спрячь конфетку» и «Почистим зубки». И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски п покрасилась в яркий солнечный цвет. «Маляр». Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречалсяв ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!» «Лопатка». В это время пролетала Сова — мудрая голова. «Часики». Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! сказала вежливо Сова. — Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.

«Качели».

 

 

Приложение

poisk-ru.ru

Картотека артикуляционной гимнастики " Сказки"

hello_html_m2a4675.gif

hello_html_bd84902.gif

В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок

Надуть щёки

Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой

Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими

В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

ветер. Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки

Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево…

Поочерёдно надувать щёки

Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад,

Двигать челюстью вправо-влево

дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка – втянуть щёки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась.

Нижними губами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит:

Верхними губами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

Улыбка.

1

hello_html_m2a4675.gif

hello_html_m6b89539a.gif

Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке

Улыбка

Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» - пели часы.

Часики – раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево

Гном вскочил, сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки,

Двигать кончиком языка вверх-вниз

поел вкусного варенья и побежал гулять

Варенье – передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба

Перелез через забор,

Забор – зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку.

Горка – губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать

Нос поморщить

Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день.

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом.

Горка

Забор

Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку,

Произнести звук с-с-с

умылся, почистил зубы,

Щётка – кончиком языка почистить нижние зубы

задул на ночь свечу,

Трубочка – зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке У

и лёг спать.

Лопата – положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

2

hello_html_m20bdb1c5.gif

hello_html_54939bec.gif

Жил-был Вини Пух.

Толстячок – надуть обе щёки

Вышел он на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко,

Кончик языка потянуть к носу

на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца,

Двигать языком вверх-вниз

на домик Пятачка, на домик Иа-Иа

Двигать языком вправо-влево

«Какая чудная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей:

Улыбка

покрасил потолки,

Маляр – широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно).

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика. Сборник артикуляционных сказок

СОСТАВИТЕЛЬ: Бараксанова Е.Ф.учитель-логопед МБОУ«Начальная школа – детский сад №5»

Юрга 2015 г.

Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь – залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша.У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с логопедом. А также выполняя артикуляционную гимнастику, как в детском саду, так и дома под руководством родителей. Чтобы у ребенка не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, предлагаем использовать различные сказки и стихи о «приключениях язычка». Таким образом, се5рьезная и зачастую утомительная для дошкольника логопедическая работа будет включена в его повседневные занятия и игры.

Веселая артикуляционная гимнастика(Н.В. Нищева)

Бегемотик рот открыл,Подержал. Потом закрыл.Подразним мы бегемота Подшутить над ним охота.

Широко открывать и закрывать рот

Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

Улыбка

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет.Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Хоботок

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках.Мы надуем щечки тоже,Хомячку сейчас поможем.

Хомячок (надувание щек)

Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала.Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

Лопата

Котенок любит молоко: Нальешь и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Котенок лакает молоко

Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.

Чашечка

Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели.А скажите, вы б сумелиЯзычком «качать качели»?

Качели

У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу:Мой язычок как клюв у птицы.

Иголочка

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.

Маятник (Часики)

Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближетИ подсядет к меду ближе.

Вкусный мед

Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.

Мостик (Киска злится)

Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.

Орешки (Футбол)

Артикуляционные сказки(Т.В. Мецлер)

Жил веселый Язычок В маленьком домишке, Превращался во что мог На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился И на губке развалился. Распластался, растянулся И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх,Потянулся, изогнулсяИ стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий, Стал он тонкий, как иголка. Язычок свой потяни И иголкой уколи.

На тонкой ножке Стоит грибок у дорожки. Язык свой к нёбу прилепляй И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так, Не остановишь их никак. Влево - тик, вправо - так, Тик-так, тик-так.

А теперь вот, погляди, - Это скачут лошади. Языком пощелкай ты, Как копытами они.Язычок наш захотел: На качелях полетел!Летят они то вверх, то вниз. Ты вместе с ними прокатись.

Очень любит Язычоквкусное варенье,Приготовил он друзьямэто угощенье. Варенье приятное,вкусное, ароматное.Язычок подними, вареньес губки оближи.

Язык наш змейкуне боится, В нее он можетпревратиться. Вперед-назад,вперед-назад, Не напугает он ребят!

Как маляр наш Язычок, Кисточкой покрасил чердачок. Не чердак, а

weburok.com

Артикуляционная гимнастика: "Сказка о весёлом язычке"

Сказка о веселом язычке

Я расскажу вам, ребята, сказку про путешествия Веселого язычка, и мы вместе с Язычком будем делать все упражнения по ходу его прогулки.

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широким положи

И спокойно полежи.

Позагорал Язычок и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика, посмотрел направо, налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачал он, как маятник у старинных часов, вправо, влево (упр. «Маятник», повторить 8-10 раз). Покачался, покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова и увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее (упр. «Качели» повторить 10-12 сек.).

Посмотрел язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять, по ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа, т.е. исходное положение артикуляционного упр. «Вкусное варенье»), а затем на вторую (широким языком обнимаются верхние зубы), а затем на третью (кончик языка у верхних альвеол). А на третьей ступеньке он вспомнил, как дятел пел свою песенку, и стал подпевать ему:

Я по дереву стучу д-д-д,

Червячка добыть хочу д-д-д,

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой д-д-д.

Устал язычок петь, спрятался в домик. Но он был не долго, снова выглянул из домика, чтобы посмотреть, что там на улице. Он увидел в окошке девочку, которая собиралась чистить зубы. Решил Язычок почистить вои зубы (упр. «Почистим зубы», воспитатель медленно читает стихотворение).

Чисти зубы, чисти зубы,

И верхние… И нижние

Не снаружи, а внутри,

Не болели чтоб они.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но не надолго. Огляделся вокруг и увидел, как взводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома. Он с любопытством заглянул в окно. Там красили потолки (упр. «Маляр», воспитатель медленно читает стихотворение).

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Хорошо потрудился Язычок, устал, спрятался в домик и решил поспать. Спит Язычок и снится ему сон – Чебурашка с крокодилом Геной. Поют они свою песенку. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: ла-ла-ла (рот широко раскрыт, кончик языка бьет по бугоркам верхних зубов). Можно пропеть и другие песни: лы-лы-лы, ло-ло-ло.

Вдруг услышал язычок машину, она буксует, - «Дж» - слышит Язычок. Стал он повторять: дж-дж-дж – сначала тихо, а потом громко: джж-джж-джж… Из машины вышел мальчик, он что-то говорил, Язычок слушал и играл, выполнял движения под его стихи:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка,

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Язык лопаткой положу,

И под счет его держу.

Один, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Хорошая прогулка была у язычка, но он устал и спрятался в домик.

infourok.ru

Артикуляционная сказка про язычок

Артикуляционная гимнастика в форме сказки для малышей

В далекие, далекие времена жил Язычок. Он постоянно веселился и все его звали Веселым. А ты знаешь, что у тебя тоже живет язычок? Сможешь показать его? У него был большой, красивый домик. Угадал где он живет? Это рот. Вот в таком необычном и интересном месте жил маленький Веселый Язычок.

Чтобы он не заболел его домик постоянно был плотно закрыт. Какими же дверками было защищено жилище нашего героя? Губами. Видишь свои губы в зеркале? Покажи где они находятся. Но домик это был не простой и у него было целых две дверки. (В этот момент вы должны широко улыбнуться. Это необходимо для того чтобы ребенок мог понять, что речь идет о зубах). Как называются эти дверки? Правильно, зубы. Покажи их.

В прекрасный солнечный день захотелось Язычку погулять на улице и полюбоваться ярким солнышком. Сначала для него приоткрылась первая дверка. Можешь показать, как это было? Держи ее приоткрытой пока я не скажу. (Нормальный показатель времени, в течение которого ребенок может выполнять упражнение, 5 секунд. При этом не должно наблюдаться каких-либо толчков или изменений, губы должны быть симметричными). Теперь можно закрыть нашу дверку и снова открыть. (Это гимнастическое упражнение нужно повторить несколько раз. При нормальном развитии все движения повторяются в полной мере, плавно и с хорошей скоростью). Наконец-то дверки в домике нашего Веселого Язычка открылись, и он смог выглянуть на улицу. Но на улице было холодно, поэтому он выгляну и сразу спрятался.

В домике у нашего героя есть особая кроватка где он спит. Глянь, наш Язычок отдыхает. (В ходе этого упражнения язык размещается неподвижно вне рта. При этом он расслаблен). Пусть твой язычок тоже отдохнет, давай положим его спать. (В норме малыш может держать язык в таком положении до 10 секунд. При этом его края должны располагаться симметрично). Пора ему просыпаться. Давай пустим язычок домой и закроем дверки по очереди.

Наш герой очень озорной. Он, как и все любит гулять, бегать, веселиться, а иногда даже подпрыгивает до крыши своего домика. Крыша в домике нашего героя необычная она называется нёбо. А твой язычок любит веселье? Он может допрыгнуть до нёба? А посидеть там немного? (В ходе этого упражнения не должна быть задействована челюсть. Язык должен удерживаться в необходимом положении около 5-7 секунд.) Потом наш Язычок спустился вниз и снова решил попрыгать. (Упражнение нужно повторить от двух до четырех раз. В норме движения малыш выполняет самостоятельно довольно быстро). Устал наш герой, напрыгался. Пусть немного поспит, отдохнет.

На другой день наш герой решил проверить не поменялась ли погода на улице. Когда обе дверки домика открылись Веселый язычок осторожно выглянул и посмотрел по сторонам. Сначала влево, потом вправо, после вверх ну и, конечно же, вниз. (При нормальном развитии ребенок хорошо владеет языком и быстро находит необходимое положение). Заметил он что тучи собираются и вернулся в свой домик. Обе дверки плотно закрылись по очереди. Вот и подошла к концу наша увлекательная сказка.

Совет родителям!

Стоит учесть, что одной из причин проблем с произношением может служить неспособность воспринимать ребенком незначительные различия между схожими звуками в русском языке. Это связано с недостаточным развитием фонематического слуха у малыша, из-за которого схожие по произношению звуки для него одинаковы.

Чтобы определить действительно ли этот фактор выступил в роли проблемы сыграйте с ребенком в игру под названием «Эхо».

-Помнишь, когда мы были в лесу я рассказывала тебе про эхо? Давай сыграем. Я буду говорить тебе разные слова, а ты будешь как эхо, точно повторять их. Если готов давай начнем.

Са-ся-са.

Ба-бя-ба.

Мама мыла раму. (В ходе игры проверяется способность малыша различать согласные).

В игровой форме вам удалось протестировать малыша и выявить возможные причины нарушения речи. Вполне вероятно, что у него может быть несколько проблем в одно время. Но как же ему помочь?

Если ваш ребенок уже достиг пятилетнего возраста, то не стоит медлить с обращением к логопеду. Но если ему еще нет четырех лет, то не стоит паниковать. В большинстве случаев по мере его взросления все нормализуется. В том случае если ваш малыш относится к промежуточной возрастной группе (от четырех до пяти), то стоит позаниматься с ним специальными упражнениями.

Если проблемный только один звук то, стоит воспользоваться следующим методом. Подготовить картинки с рисунками различных предметов и попросите ребенка показать на картинках, к примеру, мыло, рака, лак, мяч, бабушку и другое.

aababy.ru