Артикуляционная гимнастика. Слоник артикуляционная гимнастика


НИИ Эврика. Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детейДоброго времени суток, уважаемые читатели! Многие родители, уделяя внимание физическому развитию ребёнка, учат его бегать, прыгать, кататься на велосипеде. Стремясь к тому, чтобы малыш был сильным, ловким, гибким, они придумывают упражнения для развития различных групп мышц. При этом часто забывают об очень важных мышцах, которые отвечают за развитие речевого аппарата. А ведь для того, чтобы карапуз научился правильно и чётко выговаривать все звуки и не глотать слова, мышцы языка, губ, щёк нуждаются в постоянной тренировке. Помочь крохе выработать правильное произношение поможет артикуляционная гимнастика для детей, о которой мы хотим вам рассказать.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Если вы хотите, чтобы ваш карапуз как можно раньше научился правильно говорить, то начинать занятия следует как можно раньше. Какие упражнения можно делать с малышом до года?

  • Покажите малышу, как говорит кошечка, как мычит коровка, как кричит петушок. Кроха будет внимательно вслушиваться в ваши слова, а со временем начнёт их повторять.
  • С ребёнком можно поиграть кусочком ваты или небольшим пёрышком, сдувая его со стола, с руки, с погремушки.
  • Научите малыша «играть на дудочке», вытягивая губы в трубочку, и широко улыбаться.
  • Сделайте карапузу вертушку, на которую он будет дуть, изображая ветер.
  • Вырежьте из бумаги бабочек и подвесьте их на ниточках над кроваткой ребёнка. Покажите крохе, как они красиво летают, если на них дунуть посильнее.
  • Попробуйте вместе подышать, как собачка, когда ей жарко: открыв рот, высунув язычок.
  • Когда малыш купается, дайте ему коктейльную трубочку и научите «делать бурю», опуская кончик трубочки в воду.
  • На прогулке сорвите одуванчик и сдуйте с него все пушинки.
  • Рассказывая сказку, изображайте вместе с малышом все описанные там звуки. Трава шелестит: «Ш-ш-ш». Лошадка едет: «Цок-цок-цок». Паровозик едет: «У-у-у». И т. д.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Заниматься с более старшими детками нужно регулярно, уделяя упражнениям не менее 15 минут в день. Чтобы малыш не устал, предложите ему артикуляционную гимнастику в стихах.

Тик-так

Нужно широко раскрыть рот. Язычок медленно горизонтально двигается из стороны в сторону, тянется к уголкам рта. Менять положение языка нужно 4–6 раз.

Тик-так, тик-так —Ходят часики — вот так!Влево тик,Вправо так.Ходят часики — вот так!

Заборчик

Ротик должен быть закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в широкой улыбке.

Наши губки улыбнулись,Прямо к ушкам потянулись.Ты попробуй «и-и-и» скажи,Свой заборчик покажи.

Зубы ровно мы смыкаемИ заборчик получаем.А сейчас раздвинем губки,Посчитаем наши зубки.

Качели

Ротик открыт. Напряжённым язычком нужно тянуться поочерёдно к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверхТянем-тянем до небес.Вниз теперь их полёт,И никто не отстаёт.

На весёлые качелиЛена и Серёжа сели.Опустились вниз качели,А потом наверх взлетели.Вместе с птицами, наверно,Улететь они хотели.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Каждый раз по  воскресеньямМы едим с тобой варенье.Верхнюю губу вареньемМы намажем, а потомЯзычком широким сразуМы варенье облизнём.

Пароход

Покажите карапузу, как прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).     

Отплывает пароход:«Ы-ы-ы-ы».Набирает он свой ход:«Ы-ы-ы-ы».Он в гудок гудит, гудит:«Ы-ы-ы-ы».Путь счастливый, говорит:«Ы-ы-ы-ы».

Пароходик небольшой,Зато смелый какой:Ему волны не страшны,Он гудит нам:«Ы-ы-ы-ы!»

Слонёнок

Артикуляционная гимнастика для детейНужно вытянуть губки вперёд, изображая хоботок, погудеть: «У-у-у».

В гости к нам пришел слонёнок,Удивительный ребёнок.На слонёнка посмотри,Губки хоботком тяни.

Чистим зубки

Малыш должен улыбнуться, открыть ротик и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,Ведь они у нас не лишние.

Мягкой щёткою с утраЧистит зубки детвора.Будут зубки сильные,Белые, красивые!

Язычок-футболист

Ротик нужно закрыть. Язычок движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком круг. Повторять по 5–6 кругов в каждую сторону.

Кончилось уже безделье,Будет язычку веселье,Будем с ним сейчас играть,Мяч в ворота забивать.Носик глубоко вдыхает,Язык на губке притихает,«Ф-ф-ф» — тихонько выдыхаем,Мяч в ворота забиваем.

Весёлая лошадка

Покажите малышу, как присосать язычок к нёбу и щёлкать им. Цокать нужно медленно и сильно, чтобы растягивать подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,А ребятам всем — привет!

Цок-цок-цок по мостовой —Идёт лошадка к нам  с тобой.Щёлкай язычком быстрее,Чтоб она пришла скорее.

Игровые артикуляционные упражнения

Когда артикуляционная гимнастика предлагается малышу в форме игры, он занимается ею с удовольствием, а значит, и результат будет достигнут быстрее. Помимо забавного объяснения для каждого упражнения вы можете подготовить картинку или предложить малышу самому нарисовать пароход, лошадку, слонёнка и качели.

Вот ещё несколько упражнений для тренировки мышц языка, щёк и губ, которые помогут вашему карапузу чётко выговаривать звуки.

«Лопаточка». Расслабленный язычок, не высовывая, ребёнок должен положить на нижнюю губу.

«Художник». Скажите малышу, что язычок — это кисточка, которой художник должен закрасить нёбо. Проводите им по нёбу в направлении спереди назад (от зубов к горлу).

«Молоточек». Кончиком языка нужно быстро и с силой постучать сзади верхних зубов на протяжении 5–7 секунд.

«Грибок». Язык нужно очень плотно приложить (присосать к нёбу) и в таком положении подержать не менее 5 секунд.

«Сытый хомячок». Малыш должен поочерёдно надувать левую и правую щёчки, а затем обе сразу.

«Хомячок проголодался». Щёки нужно втянуть и в таком положении удерживать 5 секунд.

«Шарик». Карапуз надувает щёки, а затем с шумом выпускает воздух через полусомкнутые губы: «ш-ш-ш-ш» (шарик лопнул).

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.

«Орешки». Ротик должен быть закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёчки, на них образуются твердые шарики-«орешки».

«Иголочка». С открытым ртом, язык нужно высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5.

Несколько важных советов

Предлагаем вам, уважаемые родители, воспользоваться рекомендациями специалистов-логопедов.

  • Проводить с ребёнком артикуляционную гимнастику нужно, поставив перед ним зеркало, чтобы малыш хорошо видел движения своих губ и язычка.
  • Сначала проводите гимнастику в медленном темпе, тщательно прорабатывая каждое движение. Если карапуз делает всё правильно, темп можно ускорить.
  • Если какое-то упражнение вызывает у крохи затруднение, например не получается поднять язычок к нёбу или сделать его в виде ковшика, помогите малышу при помощи черенка ложки или шпателя, но делайте это аккуратно, чтобы не напугать ребёнка, не вызвать у него негативных эмоций.
  • Хвалите малыша за каждое правильное упражнение, поощряйте его, например, просмотром мультиков про пароходик «Чунга-чанга», про слонёнка «Почему у слона длинный хобот» и других. Если есть возможность, сводите кроху в зоопарк, где он сможет увидеть животных, услышать их голоса, попробовать подражать. Это тоже будут артикуляционные упражнения.

В чём польза артикуляционной гимнастики?

Регулярно уделяя внимание артикуляционным занятиям с ребёнком, вы стимулируете органы его речевого аппарата и помогаете:

  • скоординировать движения губ и языка, что способствует чёткому проговариванию всех звуков;
  • выработать правильную дикцию;
  • научиться говорить, не проглатывая слоги и слова.

К тому же во время артикуляционных занятий укрепляются лицевые мышцы, увеличивается прилив к ним крови, все речевые органы приобретают гибкость.

Уважаемые читатели! Если наш материал вас заинтересовал, то поделитесь ссылкой на сайт НИИ «Эврика» со своими друзьями в соцсетях.

Ждём от вас комментариев и отзывов. Всего вам доброго! До свидания!

 

nii-evrika.ru

Артикуляционная гимнастика — МегаЛекции

Предисловие

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

В Ваших руках одна из тетрадей ком- 9. Домашняя тетрадь для закрепления

плекта пособий по закреплению произно- звуков т-тъ, д-дъ.шения звуков, поставленных логопедом.

Комплект состоит из 9 тетрадей: В этих тетрадях представлен речевой

материал для автоматизации звуков, ко-

1. Домашняя тетрадь для закрепления торый может быть использован в работезвука л. с детьми как обученными грамоте, так и

2. Домашняя тетрадь для закрепления не умеющими читать, с различными ре-звука ль. чевыми нарушениями и задержкой пси-

3. Домашняя тетрадь для закрепления хического развития.

звука р. Каждая тетрадь содержит упражне-

4. Домашняя тетрадь для закрепления ния для развития органов артикуляци-звукарь. онного аппарата (губы, язык, нижняя

5. Домашняя тетрадь для закрепления челюсть) и мелкой моторики (кисти извуков с-съ. пальцы рук).

6. Домашняя тетрадь для закрепления Большое внимание уделяется разви-звуков з-зь, ц. тию связной речи: умению составлять

7. Домашняя тетрадь для закрепления предложения, пересказывать, составлятьзвуков ш, ж. рассказы, закреплению представлений об

8. Домашняя тетрадь для закрепления окружающем мире и развитию граммати-звуков ч, щ. ческой стороны речи.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ

Тетрадь предназначена для логопедов Материал каждого занятия велик, по-

и родителей, чьи дети занимаются с лого- этому не надо стремиться выполнять все

педом. В ней подобран обширный рече- за один раз. Разумнее распределить мате-

вой материал по автоматизации звуков 3,риал на несколько частей и работать над

ЗЬ, Ци дифференциации звуков з-с-зь- ним постепенно.

сь, з-ж, с-ц, ц-тъ, с-з-ц,включающий Проработав с 1 по 5 и с 11 по 13 занятия,слоги, чистоговорки, потешки, предложе- можно начинать читать и пересказыватьния, стихи, рассказы. Здесь много зада- тексты, учить стихотворения. Дети, неуме­-ний, побуждающих ребенка к самостоя- ющие читать, выполняют задания устно,тельному говорению. Упражнения пальчиковой гимнасти-

Сначала рекомендуется просмотреть и ки полезны всем детям, особенно тем, у

проработать с ребенком комплексы уп- кого нарушена мелкая моторика. Луч-

ражнений артикуляционной и пальчико- ше эти упражнения включать в середи-

вой гимнастики. ну занятия.

 

 

Организация занятий

Для большей эффективности занятий оставлять ребенка с чувством, что мож-необходимо создать благоприятные усло- но что-то недоделать,вия. Во-первых, подготовьте ребенка Есть некоторые особенности проведе-психологически к будущей деятельное- ния отдельных видов работы. На началь-ти. Объясните ему, почему надо учиться ном этапе важно подготовить язык дляговорить правильно. Настройте его на постановки звука. Поэтому почти все вни-долгую, трудную, но интересную работу. мание уделяется артикуляционной гим-Во-вторых, приготовьте место для заня- настике. Выполнение ее занимает 10-15тий: небольшой стол, два стула одинако- минут. Ребенок должен хорошо освоитьвой высоты. Для выполнения упражне- основной комплекс упражнений. Еслиний для языка и последующей отработки при этом возникают большие трудности,звуков понадобится зеркало. Оно должно то используются дополнительные артику-быть такого размера, чтобы ребенок мог ляционные упражнения, способствующиевидеть свое лицо полностью. Будет еще повышению активности органов артику-лучше, если Вы сядете с ним вдвоем не- ляционного аппарата. Гимнастику следу-ред большим зеркалом. ет проводить каждый день, добиваясь чет-Желательно проводить занятия сис- кого, правильного выполнения заданий,тематически, не менее трех раз в неде- Каждое упражнение отрабатывается влю. Длительность одного занятия не такой последовательности: называние идолжна превышать 30 минут. Вот воз- показ упражнения взрослым, выполне-можный план такого занятия: артику- ние его ребенком, разбор взрослым оши-ляционная гимнастика — 5-7 минут, от- бок, повторное выполнение. Как правило,работка звука (постановка, работа над такой тренировке органов речи отводят-речевым материалом) — 10 минут, паль- ся 1-2 недели, затем приступают к по-чиковая гимнастика, отдых — 2-3 мину- становке звука.

ты, отработка звука (постановка, работа На этапе постановки звука, сочетаю-

над речевым материалом, раскрашива- щейся с дальнейшим развитием артику-

ние) — 7-15 минут. Эта схема лучше ляционной моторики, нагрузка ребенка

всего подходит для 5-6-летних детей. возрастает. Малыш быстрее устает, по-

Если же занимается 4-летний малыш этому через каждые 7-10 минут необхо-

или ребенок с ослабленной нервной си- димо давать ему время для отдыха, пере-

стемой, занятие можно сократить до ключая на другие виды работы (игра с

15-20 минут. пальчиками, физкультминутка) продол-

Есть несколько правил поведения жительностью 2-3 минуты,взрослых и детей на занятии: не следу- Далее следует этап автоматизации

ет приступать к занятию в дурном на- звука в слогах, словах, предложениях,

строении; не стоит показывать ребенку стихах и связной речи. Данная работа

свое нежелание заниматься; если у ре- осуществляется постепенно. Не забывая

бенка что-то не получается, не кричите тренировать язык с помощью артикуля-

на него, не настаивайте на выполнении, ционных упражнений, проходят весь ре-

а договоритесь о том, когда он попытает- чевой материал.

ся сделать это еще раз; не бросайте нача- Завершающим этапом работы над зву-

тое, если не получается какое-то одно ком будет дифференциация его с други-

задание, возьмитесь за другое, а к этому ми звуками, с которыми ребенок его

обязательно вернитесь позже — нельзя смешивает.

 

 

Артикуляционная гимнастика

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, губами (т. е. губы слегка придерживаютпоказать сжатые зубы (верхние зубы сто- кончик языка) и подуть на палец. Воздухят ровно на нижних). Удерживать такое должен идти по середине языка через ма-положение 5-7 с. ленькую щель между языком и верхней

2. «Слоник»— вытянуть губы вперед губой. Делать глубокий вдох и долгий«трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать плавный выдох. Щёки не надуваются,так 5-7 с. Повторить 2-3 раза.

3. Чередовать упражнения «Забор- 8. «Задуй свечку!»- положение язы-чик» и «Слоник».Нижняя челюсть не ка и губ как в предыдущем упражнении,двигается, двигаются только губы. Повто- Резко подуть на 2 пальчика («свечку»),рять по 5-6 раз. Делать один глубокий вдох и 2-3 резких

4. «Непослушный язычок»— широ- сильных выдоха. Щёки не надуваются.кий плоский кончик языка пошлепать гу- Повторить 3-4 раза.

бами произнося «пя-пя-пя...». Повторить 9. «Горка»- широко открыть рот,

3 раза. улыбнуться, показать зубы. Кончиком

5. «Блинчик на тарелочке»— широкий языка упереться в нижние зубы. Спинкаплоский кончик языка положить на ниж- языка поднимается вверх. Язык твёрдый,нюю губу, сказав один раз «пя» («испекли не «вываливается» за зубы. Удерживатьблинчик и положили его остывать на та- так 5-10 с. Повторить 2-3 раза,релочку»). Язык не должен двигаться. Рот 10. «Ледяная горка»- сделать «гор-чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое ку» и указательным пальчиком ребёнкаположение 3-10 с. Повторить 2-3 раза. надавить на «горку». Язык должен

6. «Чистим зубы»— открыть широко быть твёрдым, сопротивляться давле-рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кон- нию пальца, не отодвигаться от нижнихчиком языка «чистить зубы» изнутри, зубов. Удерживать так 3-7 с. Повторитьдвигая им влево-вправо (сначала нижние, 3-4 раза.

потом верхние). Кончик языка должен 11. «Горка закрывается-открывает-

находиться за зубами. Губы улыбаются ся» - сделать «горку», а потом, не уби-

все время, нижняя челюсть не двигается. рая язык от нижних зубов, сжать зубы

Повторить по 5-6 движений в каждую (губы - в улыбке, зубы видны), а затем

сторону. открыть снова рот (язык всё время упи-

7. «Больной пальчик»- положить рается в нижние зубы). Повторить дви-широкий плоский кончик языка между жения 5-6 раз.

megalektsii.ru

Артикуляционная гимнастика - логопедия, прочее

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–7 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи. Например:

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери, —

Если будете стучать —

Звери могут зарычать:

Р-р-р-р-р-р-р…

Из кустов кричит Марина:

«Здесь в лесочке есть малина!»

И сестренка ее Лада

Урожаю очень рада.

С - протяжный,

Ц - короткий,

С - свистящий, настоящий,

Ц - какой-то весь цедящий,

С - протяжный,

Ц - взрывной:

Ты не путай их, друг мой.

Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится

  Дыхательное упражнение :"Футбол"

Кончилось уже безделье,Будет языку веселье,Будем с ним сейчас играть,Мяч в ворота забивать.Носик глубоко выдыхает,Язык на губке притихает,Ф-Ф-Ф- тихонько вдыхаемМяч в ворота забиваем.    

   Упражнение: "Показать язык"Язык наш нужно показать,Сначала зубкам волю дать.Та-Та-Та ( покусать кончик язычка)Заморились уже зубы,Пусть язык покажут губы.Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик языка)

   Упражнение " Лопатка"Пусть язык наш отдыхаетПусть немного подремает.(счет до 10, язык расслаблен)   

   Упражнение " Вкусное варенье"Нашей Маше очень смело,На губу варенье село,Нужно ей язык поднять,Чтобы капельку слизать.   

   Упражнение " Лошадка"Будто в цирке выступает.Конь подковами играетТы не бойся и смелей,Запрягай его скорей.   

   Упражнение " Жабка"Тянет губы до ушейХоть завязочки пришей.У нее смешнющий вид, всех лягушка веселит.   

   Упражнение " Гармошка"На гармошке чтоб сыграть,Нужно челюсть опускать,Язычок не отрываем.Очень здорово играем

Сказка о веселом язычке.

Рот — домик, губы — двери.

 А кто живет в этом домике?В этом домике, дружок,

 Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».) 

Наш Веселый ЯзычокПовернулся на бочок.Смотрит влево, смотрит вправо...А потом опять вперед,Тут немного отдохнет.(Чередуем  Упражнения «Часики», «Змейка».) 

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».) 

На крылечке полежал,

 На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.(Упражнения «Лопаточка»-расслабленный язычок лежит на нижней губе, «Качели»- поднимаем язычок поочередно к носу, к подбородку.) 

Поспешил к себе во двор,

 Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.(Упражнение « Заборчик »-широко улыбаемся, зубки ровные и сомкнутые.) 

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».) 

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр»-проводим язычком по нижним, затем по верхним зубам, как бы крася их.) 

Язычок наш кончил дело.Отдыхать он может смело,— Я с лошадкой погуляю,На гармошке ей сыграю.Погоняю я в футболИ забью в ворота гол.Очень сложная задача —Загонять в ворота мячик.(Упражнения «Лошадка»-цокаем язычком, «Гармошка»-присасываем широкий язычок к небу и открываем-закрываем рот, «Футбол»-касаемся напряженным язычком внутренней стороны обеих щек поочередно.) 

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

 Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка»-упираем язычок в нижние зубки, спинка язычка стоит горкой, «Лопаточка»-расслабленный язычок лежит на нижней губе.)

Артикуляционная гимнастика «Лягушка».

Артикуляционная гимнастика «Слоник».

Артикуляционная гимнастика «Трубочка».

Артикуляционная гимнастика «Киска».

Артикуляционная гимнастика «Грибок».

Артикуляционная гимнастика «Качели».

Артикуляционная гимнастика «Киска».

Артикуляционная гимнастика «Чашка».

Артикуляционная гимнастика «Лошадка».

Артикуляционная гимнастика «Барабан».

kopilkaurokov.ru


Смотрите также