Обо всем интересном. Сокольская гимнастика


Сокольская гимнастика. Сокольское движение. | Обо всем интересном

Сокольские сборы. Львов.

Сокольская гимнастика — это упражнения с предметами, упражнения на снарядах, массовые упражнения и пирамиды. Эта система гимнастики  появилась в Австро-Венгрии.

Огромную роль в ее появлении сыграл  профессор Пражского университета Мирослав Тырш  (1832—1884).

Он же стал и идеологом так называемого Сокольского движения, основным лозунгом которого была независимость  славянских народов от от Австро-Венгрии.

Впервые,  система физического воспитания была использована, как символ свободы славянских народов, символ независимости и мужества (сокол -  в славянском фольклоре олицетворяет свободу, красоту и мужество).

Сокольская  гимнастика особый упор делала на эстетику и  красоту движений, на завершенность различных гимнастических комбинаций в массовых упражнениях.

Тогда же, в конце 19 века была разработана и спортивная терминология сокольской системы и разработаны правила соревнований, которые так широко были распространены в конце 19 -начале 20 вв.

Современная европейская гимнастика, также как и гимнастика России начала 20 в. по своей эстетической направленности многим обязана сокольскому движению.

В  России конца 19-начала 20 в., в военных училищах и кадетских корпусах сокольская гимнастика была очень популярна и достаточно широко распространена.

М. Тырш, задумал  систему упражнений,  в основе которой были гимнастические упражнения   50-60 гг. 19 в. системы Адольфа Шписса (1810-1858).

 М. Тырш дополнил  систему  А. Шписса  некоторыми  элементами из других европейских систем гимнастики и упражнениями  из  арсенала древнегреческих видов атлетики.

В итоге была создана  система упражнений по четырем основным группам:

 

спортсмены "сокольцы"

спортсмены "сокольцы"

упражнения без снарядов - ходьба, бег, вольные упражнения, хороводы и танцы; упражнения со снарядами - прыжки простые в длину, прыжки "атакой" в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе, коне, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, коньках, велосипеде; с отягощениями - палками, гантелями, тяжестями, в метании - копья, диска, молота, ядра, куба, мяча и т.д. с предметами - флажками, булавами, скакалками;

групповые упражнения - пирамиды,  массовые гимнастические выступления, подвижные игры,

упражнения эстетической направленности  - фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

Одна из установок сокольской гимнастики  -  красота выполнения, а не количество повторений, как это было в шведской и немецкой системах.

Сокольская гимнастика  исключала из своих упражнений  "некрасивые" упражнения.

Занятия "сокольской" гимнастикой  сопровождались музыкой.

Спортивные эллинистические праздники  дали М. Тыршу идею организовать  похожие праздники в славянских странах.

Но власти Австро-Венгрии долго не соглашались на проведение таких общесокольских слетов и в первый раз  чешские "сокольцы" смогли собрать такой общеславянский слет  лишь полтора десятка лет спустя, после возникновения этой идеи.

В 1889 г. чешские "соколы" приняли участие  в съезде французских гимнастов в Париже, который организовал Пьер де Кубертен.

Сокольские слёты.

Сокольские слёты.

"Соколы" сыграли большую роль и в деле частичной ликвидации неграмотности и распространения  просвещения в Чехии.

Места, где проводились занятия  сокольской гимнастикой назывались "сокольнями", при них были библиотеки, школы ликвидации неграмотности.

"Соколяне"   занимались изданием книг, учебников на чешском языке.  Общественно-спортивное  движение "Сокол"  в 1900-х годах  стало не только этапом развития  спортивной гимнастики, но и символом свободы всех славянских народов.

 

 

 

 

 

 

Источник: работы кафедры спортивной гимнастики Ин-та Физкультуры и спорта.

на Ваш сайт.

valeria40.ru

Сокольская гимнастика - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2016; проверки требуют 3 правки.Текущая версияпоказать/скрыть подробности Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2016; проверки требуют 3 правки.

Сокольская гимнастика — гимнастика, базирующаяся на упражнениях с предметами, упражнения на снарядах, массовые упражнения и пирамиды. Гимнастика впервые появилась в Австро-Венгрии, её основателем был профессор Пражского университета Мирослав Тырш (1832—1884). Тырш также является идеологом Сокольского движения, базировавшегося на идеях славянской независимости от Австро-Венгрии. Гимнастика обращала особое внимание на эстетику, красоту и свободу движений, на завершенность гимнастических комбинаций. В конце XIX века были разработаны правила соревнований и терминология гимнастических упражнений.

Сокольская гимнастика оказала огромное влияние на формирование спортивной и эстетической направленности в европейской гимнастике. В военных училищах России сокольская гимнастика пользовалась популярностью и получила широкое распространение в конце XIX — начале XX века.

Библиография[ | ]

  • Подробный курс Сокольской гимнастики: Пособие для инструкторов: С тысяча двести сорока девятью рисунками и чертежами в приложении и до 4000 примеров практических и методических упражнений в тексте / Пер. с чешск. Н. В. Манохина, измененный и значительно дополненный помощником вятского губернского военного комиссара по всевобучу А. А. Чернышевым. Вятка. 1922 Издание Всевобуча Вятского Губернского Военного Комиссариата. 807, XXIII с.: табл. (планы уроков и схемы упражнений).
  • Курс сокольской гимнастики: Пособие для руководителей / Пер. с чеш. Н.В. Манохина.. — 2-е изд., доп. и испр. на основании постановлений 1-го Техн. съезда С.Р.С. и Техн. ком. С.Р.С. — Петроград: Сокол-1, 1917. — 267 с.
  • Акинтиевский Ю. К. Сокольство, его идея, развитие и организация — Прага, 1912
  • Беляев И. С. Двадцатилетие Русского Гимнастического Общества в Москве. — М., 1909
  • Вагнер Я. В. Сокольство, его задачи и значение в связи с настоящим и будущим человека. — Чигирин, 1909
  • Ваничек К. Сокольские обязанности. — Спб, 1913
  • Коничек С. О. Сокольство. — М., 1911
  • Крадман Д. А., А. А. Жемчужников. Чехия-Сокольство. ГЦИФК.Сборник материалов по учебным дисциплинам. 1932/33 уч.г. — М., 1934
  • Любченко Д. Е. Народное образование и сокольские общества у чехов.- М., 1910
  • Никитин Л. П. Сокольство и физическое воспитание — Пг., 1912
  • Оченашек А. Краткий обзор истории гимнастики. Перевод с чешского и дополнение Лукеш А. — Тифлис, 1911
  • Основы русского Сокольства. Обязательные лекции по истории, идеологии, организации. — Белград, 1935
  • Преображенский Н. ХХХ. В память 30-летия Первого Русского Гимнастического общества «Сокол». М., 1913
  • Полянский В. Н. Сборник трудов по русскому Сокольству. — Земун, 1937
  • Пеликанова А. Идеология Сокольства. — Прага. ВИННИЧУК, 1924
  • Сущность Сокольства. Посвящается нарождающемуся на Руси Сокольству. — Спб., 1912
  • Францев В. Чешское Сокольство, его развитие и культурное значение. — Варшава, 1910
  • Сокольская гимнастика (рус.) // ЦСКА — Планета спорта : журнал. — 2015. — Январь (т. 04). — С. 76-80.

Видео[ | ]

  • Сокольская гимнастика гвардейского полка в Красном Селе. Видеоматериал из РГАК. Учетный номер: 12753 Дата выпуска: 1914 Аннотация: Члены императорской фамилии наблюдают выполнение гимнастических упражнений солдатами гвардейских полков в Красном Селе.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Сокольская гимнастика. Один из "сокольцев"

Сокольская гимнастика в России.

Анатолий Федорович Хорошкевич, закончил одну из московских гимназий. Его увлечение, начиная с гимназии,   -  гимнастика по "сокольской" системе. Это было серьезным увлечением на всю жизнь.Он был активным членом Совета Центрального гимнастического общества "Сокол".

Преподавал гимнастику  в университете им. Сталина (КУТВ) и в ГЭКТЕМАСе

[ГЭКТЕМАС - театральный техникум - экспериментальные театральныемастерские, ректор и председатель правления В.Э. Мейерхольд, занимался подготовкой специалистов по различным отраслям театральной деятельности и инструкторов в области клубной работы, научных работников для обслуживания научных, научно-технических и производственных театральных учреждений и театральных учебных заведений].

Он активно содействовал укреплению здоровья москвичей, подорванного голодом и эпидемией сыпного тифа.

В  1922-23 гг. организовал в Ялте, на чердаке и крыше одного из домов нечто среднее между гостиницей и санаторием.

Вместе с Романовым  М.А. написал пособие: "Физическая культура для работников связи. Индивидуальные и групповые занятия физкультурой, как средство борьбы с профвредностями труда связи / Предисловие проф. О. Яснецова. М., 1926.

Анатолия Федоровича погубила излишняя активность и "преступные" связи с заграницей.

В конце 20-ых годов  спортивное общество "Сокол", поддерживавшее профессиональные связи с одноименными чешским и и др.  обществами в славянских странах, в которых было много белоэмигрантов, было закрыто по обвинению в антисоветской деятельности.

В Россию идею сокольского движения принесли чешские преподаватели гимнастики.

Сначала они воспринимались только как опытные руководители физического воспитания, собирая вокруг себя кружки любителей физических упражнений, которые вначале и не носили названия сокольских.

Количество сокольских организаций стремительно росло, и в 1910 году был создан Союз русского сокольства, а в апреле следующего года в Москве прошел первый съезд делегатов этого Союза.

Съезд постановил провозгласил приверженность сокольской идее славянского братства.

Было также провозглашено, что «сокольство в России должно служить одним из элементов спаяния племен Российской Империи во имя блага и мощи России».

Российскими соколами были приняты основные принципы сокольства - «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм».

К 1914 году в России в 26 городах было 42 сокольские организации.

У руководителей российского сокольства были различные точки зрения по вопросу о том, могут ли в нем участвовать нерусские подданые России.

Националисты отстаивали тезис «сокольство - только для русских», а несогласные с ними утверждали: «Русский Сокол должен объединять под своей сенью все русское, все народности Российской империи под общей идеей: все мы братья во славу великой и общей нашей родины - России».

После  1917 г .  Союз русского сокольства распался.

В 1918 г. возникла инициативная группа для возрождения сокольства и созыва сокольского съезда.

Однако программа и деятельность «соколов» не устраивала власти   Советской России, так как те отмежевывались от заданий введенного декретом ВЦИК Всеобуча (всеобщего обязательного военного обучения) и придерживались принципов славянофильства.

В 1923 году по предложению Карла Радека и Николая Бухарина  "сокольская гимнастика"  была запрещена  и многие оставшиеся в России его руководители были арестованы и многие его активные члены были репрессированы.

Был осужден и Анатолий Федорович (в 1936 и 1938 гг.), он отбывал ссылку в Кировской области до 1946 г. в г. Халтурин (ныне Орлов).

Там же и работал после реабилитации преподавателем физической  культуры в педагогическом училище до 1960 г.

Как судья Всесоюзной категории по спортивной гимнастике приезжал в Москву на Олимпиады и Спартакиады.

Гимнастика 

ПРИГЛАСИТЕ НА ПОМОСТ ВЕТЕРАНА

Москва, год 1929-й.

Зал Дома физкультуры, что у Крымского моста, - мир гимнастики.

Сюда приходили те, кто являл собою славу столичной гимнастики тех лет: Борис Астафьев, Николай Ифантопуло , Лев Мочалов, Лев Пин, Федор Спешнев, Борис Каневский, Михаил Ганиза, Аполлон Игнатьев, Анатолий Хорошкевич, Борис Кузнецов, Виктор Вольфензон, Борис Луневский, Наталья Ломакина, Надежда Кублицкая, Елена Бакаева, Елена Шеффер...

Они уже тогда были первопроходцами, закладывавшими фундамент становления нашей гимнастики, определявшими пути ее развития на многие годы вперед.

Их дела и поступки подчинялись глубоким знаниям законов педагогики и спорта, представлениям об интеллигентности и воспитанности, образованности и глубокой бескорыстной преданности любимому виду спорта.

Вспоминаю "мой" 1929-й...

Первый приход в зал гимнастики "у Крымского", первые заповеди поведения в ХРАМЕ.

Боже упаси - войти в зал не в спортивной форме, сесть на гимнастический снаряд или поставить на него сумку или чемоданчик; облокотиться (а то - и усесться) на рояль, бросить на крышку снятую куртку.

Всему этому нас, "детей разрухи", выросших зачастую на задворках города, в деревянных бараках и темных коридорах коммуналок, надо было учить, прежде чем начинать учить самой гимнастике.

И, пройдя эти азы посвящения, мы уже воспринимали гимнастические подходы и упражнения как некое священнодействие, сохранили это восприятие на всю жизнь и, надеюсь, передали это ощущение гимнастики ученикам.

Гимнасты 20-х годов, наши тренеры, словно понимали, что не им, да и не нам, их первым ученикам, предстоит распахнуть перед российской гимнастикой окно в "большой мир".

В нас они видели не вероятных будущих чемпионов (хотя мы овладели с их помощью всем техническим арсеналом гимнастики того времени), а продолжателей их педагогической эстафеты, дела их жизни - и готовили нас к этому.

На нашу долю выпала удача вынести на большой помост таких спортсменов, как Галина Урбанович, ТаисияДемиденко, Евгений Корольков, Владимир Беляков, Лидия Сазонова, Антонина Зайцева, Рафаил Давыдов, Борис Гайда, Евгений Розин.

Это они прокладывали россиянам путь в мир большой гимнастики.

Иных уж нет, а те - далече.

Не поддавшиеся годам и болезням мои сверстники встречаются между собой, они стремятся в гущу гимнастических событий, их можно встретить на трибунах дворцов и залов в дни соревнований.

И все же большинство из них тяготятся своим одиночеством и невостребованностью.

А что бы, казалось, стоило пригласить их на контрольные тренировки команды, устроить встречу с молодыми гимнастами, предоставить возможность открыть соревнования или наградить победителей.

Сидя в гостевой ложе, мы ощущаем себя зрителями, выйдя же на помост - вновь почувствуем свою сопричастность с любимым делом нашей жизни.

Мы не жалуемся на забвение.

Большую моральную (да и материальную) помощь ветеранам оказывают Федерация гимнастики в лице ее президента Леонида Аркаева, клуб "Динамо", возглавляемый Михаилом Ворониным, фонд милосердия, которым руководит Тамара Пресс.

Более пятнадцати лет существует созданный по нашей инициативе Московский клуб ветеранов гимнастики, действующий под девизом "Человек не упадет, пока он движется".

Это - объединение друзей и единомышленников, регулярные встречи с которыми поддерживают в нас бодрость духа, придают новые жизненные силы.

Перефразируя слова поэта, скажу: наш Бог - гимнастика, и мы всегда будем ей служить..

Михаил Левин, заслуженный тренер РФ, председатель совета Клуба ветеранов гимнастики Москвы.

К сожалению, более подробных сведений о деятельности  Анатолия Федоровича Хорошкевича в организации "Сокол"  больше нет.

А хотелось бы узнать больше.

Публикация атора. 2012 г.

 

на Ваш сайт.

valeria40.ru


Смотрите также