Олимпийские чемпионки по художественной гимнастике: список, история. Советская художественная гимнастика


Олимпийские чемпионки по художественной гимнастике: список, история

Сегодня оглушительные победы российских гимнасток на всевозможных соревнованиях для современников привычны. Но еще лет 30 назад эти достижения не существовали на олимпийских играх. История художественной гимнастики на Олимпиаде, в том безупречном и победоносном своем виде началась не так давно.

Олимпийская история художественной гимнастики

Художественная гимнастика как вид соревнований пришла в Олимпиаду только в 1984 году. Решение принять этот вид спорта в состав олимпийских турниров было принято на конгрессе, состоявшимся после Олимпиады 1980 года. 1984 год стал точкой отсчета олимпийских соревнований по художественной гимнастике, где участие принимают только женские команды. Однако в этих дебютных соревнованиях не принимала участие сборная СССР – Союз объявил бойкот и отказался от участия в данной Олимпиаде. Это была ответная мера на бойкот со стороны США на Олимпиаде-80.

Самой первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала канадская спортсменка Лори Фанг. Безусловно, без участия советских спортсменов, у других стран мира были весомые шансы на победу. Но, отказавшись от участия в играх на Олимпиаде-84, многие страны объединились и создали альтернативный турнир. Здесь в художественной гимнастике особо отличились гимнастки из Болгарии.

Золотое время болгарских гимнасток

Неофициальные игры советских стран проводились в Софии, и высшую награду тогда получили две болгарские гимнастки. Дебютное выступление сборной СССР по художественной гимнастике ознаменовалось вторым местом.

Марина Лобач

Марина Лобач вошла в историю как первая советская олимпийская чемпионка по художественной гимнастике.

На Олимпиаде 1988 года борьба за первенство в гимнастике была уже существенно серьезнее. Ставки делались на блестящее в прошлом выступление болгарских спортсменок, однако девушки из сборной СССР не планировали отступать и были превосходно подготовлены. Финальная борьба между двумя болгарками и девушками из СССР была блестящей, но Марина Лобач безупречно выполнила программу квалификационных зачетов, поэтому золото досталось именно ей. Так и началось триумфальное шествие российских гимнасток по олимпийским пьедесталам.

Золотая эпоха для советских граций

Победа на Олимпиаде-88 для гимнасток Советского союза была заключительной. После распада СССР на Олимпийские игры 1992 года направилась уже сборная, сформированная из гимнасток из стран СНГ. В составе сборной были Александра Тимошенко и Оксана Скалдина, обе девушки были родом из Украины. Золотая медаль тех игр досталась Александре, а серебро ушло в Испанию.

Летние игры в 1996 году были не столь победоносными для сборной России. Выступавшие Яна Батыршина и Амина Зарипова сразили публику и жюри наповал своими новыми элементами и общим подходом к выступлению. Но Яна смогла получить только серебро в индивидуальном многоборье. В групповом же выступлении Россия удостоилась бронзы. Такой расклад только подстегнул тренера Ирину Винер и спортсменок, и уже на следующей Олимпиаде Россия становится обладательницей золотой медали.

Винер, Зарипова, Кабаева, Батыршина

Винер, Зарипова, Кабаева, Батыршина на соревнованиях в Японии. 1997 год

Сиднейская Олимпиада 2000 года стала «золотой» для Юлии Барсуковой, однако единогласно звездой игр по мнению журналистов стала Алина Кабаева. Именно ей и достанется золотая медаль на следующих олимпийских соревнованиях. В 2004 году сборная в общем увезет домой 2 медали – серебро в этих соревнованиях заслужит Ирина Чащина.

Олимпийские чемпионки

В 2008 году спортивный мир знакомится с уникальной российской гимнасткой – Евгенией Канаевой. Призерами пекинских игр стала Женя Канаева, занявшая первое место, и Анна Бессонова, которая увезла домой бронзу. Вернувшись в Москву, девочки занимались еще интенсивнее, готовясь к новым олимпийским высотам. Следующая Олимпиада, проходящая в Лондоне в 2012 году, не оставила шансов на победу гимнасткам других стран. Обе высшие награды — и золотая, и серебряная медали в индивидуальном многоборье уехали в Россию со своими обладательницами – Женей Канаевой и Дашей Дмитриевой. Золото в групповых упражнениях заслужила Каролина Севастьянова из Украины. Двукратная победительница, олимпийская чемпионка художественной гимнастики Евгения Канаева на этом почти завершает свою спортивную карьеру, однако ей на смену уже готовятся достойные спортсменки.

Олимпиада в Рио 2016 года сделала сборную России абсолютной победительницей в обоих видах выступлений – и в групповом, и в индивидуальном многоборье девочки заняли первые места. Удивительные упражнения России, которые демонстрировали гимнастки, вывели в финал и Яну Кудрявцеву с серебряной медалью. А в групповом многоборье победа досталась непросто – номер с лентами едва вывел российскую команду в ТОП-3 по оценкам, что заставило понервничать всех фанатов. Но чуть позже, в номере с обручами и булавами спортсменки решительно вырвались вперед, не оставив шансов другим сборным.

На этой же Олимпиаде на спортивном небосклоне зажглась новая звезда российской гимнастики – Маргарита Мамун. По итогам соревнований юная, 19ти летняя девушка одержала безусловную победу в личном многоборье.

Несомненно, художественная гимнастика и Россия – почти неразрывные понятия в мире спорта. Будучи победительницами всех олимпийских соревнований, русские гимнастки не останавливаются, завоевывая все новые звания и титулы в других турнирах. И многие спортсменки в зачете по итогам всех своих побед имеют звания с приставками «многократная», «абсолютная» или «рекордная». Это говорит о феноменальном усердии и трудолюбии хрупких, но сильных девушек.

ogimnastike.com

Художественная гимнастика: история возникновения и развития

Художественная гимнастика – это сложнокоординационный спорт, он заключается в развитии координационных способностей. Гимнастика представляет исполнение разнообразных хореографических и полу-акробатических элементов на ковре под музыку для художественной гимнастики. Кроме физических данных, таких как выворотность, гибкость и растяжка, спортсменки должны быть владельцами сильного характера, кроме того, немаловажным выступает соревновательный дух участниц.

Зарождение данного спорта началось только в начале 19 века, поэтому художественная гимнастика считается одним из самых молодых видов спорта в мире. Однако за период развития гимнастика сильно видоизменилась и усложнилась.

История возникновения

Гимнастика, история которой началась в 19 веке, формировалась в течение долгого времени и продолжает видоизменяться.

Жорж Демени

Жорж Демени

История возникновения гимнастики начинает свой путь в Париже благодаря ученому Жоржу Демени. Он аргументировал использование элементов, которые в будущем стали основой гимнастики. Такие элементы как упражнения со спортивным инвентарем, элементы на растягивание мышц, хореографические шаги и т. д.

Следующим этапом зарождения гимнастики считается разработка французского ученого Дельмарта теории о навыке выразительного движения. В ней он доказал, что воспроизведение определенных движений может вызывать установленные эмоции у человека.

Ключевым событием в истории возникновения гимнастики можно назвать создание Айседорой Дункан ее знаменитого свободного танца. Он состоял в отказе от классики в пользу импровизации.

Интересный факт, что именно в нашей стране произошло окончательное становление художественной гимнастики как вида спорта. В 1913 году под влиянием вышеперечисленных факторов была открыта первая школа художественного движения.

Олимпийская история

Ключевой момент произошел в 1980 году, когда МОК решил включить художественную гимнастику в Олимпийские виды спорта. Гимнастика в истории Олимпиады берет свое начало в 1984 году в Америке. Первой высшую награду по гимнастике получила спортсменка из Канады. Советские гимнастки могли бы составить ей конкуренцию, но по политическим причинам СССР не принимали участие в чемпионате. Тем не менее уже на следующей олимпиаде золотая награда досталась спортсменке из Союза Марине Лобач.

Художественная гимнастика в СССР

Историю художественной гимнастики в Советском Союзе часто подразделяют на 2 периода. Первый отрезок времени длился с 1947 по 1963. В представленный момент времени советская гимнастика формировалась как вид спорта, а также с его помощью происходило физическое воспитание населения. Первые турниры по художественной гимнастике проходили в г. Тбилиси в форме смотров. Вслед за тем в 1949 году состоялся первый чемпионат мира по гимнастике.

Гимнастика в СССР приобрела свежий виток развития после введения спортивной квалификации, которая была изобретена в 1950 году. Подразделение гимнасток по разрядам и введение нормативов имело большое значение в техническом развитии спорта. После этого в 1954 году были внедрены нормы для программы Мастеров спорта, что значительно увеличило шансы на успех у отечественных спортсменок.

Гимнастика в СССР

в 1980 году художественную гимнастику включают в программу Олимпийских Игр.

Второй период берет свое начало в 1963 году. Данный период возник с создания технической комиссии. Благодаря этому спортсменки получают возможность участия в международных соревнованиях. В 1967 году происходит появление групповых упражнений по художественной гимнастике.

Гимнастика зарабатывает все большую известность в мире, после чего в 1980 году художественную гимнастику включают в программу Олимпийских Игр.

В 1985 году в Японии на Кубке Мира впервые выступила команда, состоящая из мужчин. Общественность всего мира была в шоке, никто не представлял какая бывает гимнастика. Однакояпонские зрители были в восторге.

Рекомендуем к прочтению статью: мужская художественная гимнастика.

Развитие художественной гимнастики в России

В новую эпоху Россия пришла с новыми тенденциями в художественной гимнастике. Международная Федерация Гимнастики в 21 веке уже три раза изменяла бальную шкалу оценивания художественной гимнастики. Последний раз Федерация гимнастики вводила изменения в правила судейства в художественной гимнастике в 2005 году, когда для снижения субъективного мнения была введена шкала оценивания в разрезе 20 баллов. В оценке участвуют 3 бригады судей.

Как и другие виды спорта, гимнастика подвержена допинговым скандалам. Однако в отличие от других гимнастки принимают препараты не для наращивания мышечной массы, а для похудения. Одним из самых громких скандалов в современной истории является скандал с Алиной Кабаевой и Ириной Чащиной. Их наказание состояло в дисквалификации на 2 года, кроме того они обязаны были постоянно в течение года проходить тесты на допинг.

Каждый год в последнюю субботу октября в мире празднуется день гимнастики. Современная история гимнастики в России характеризуется победами наших спортсменок. На сегодняшний день в России среди гимнасток очень жесткая конкуренция. Спортсменки уверены, что победитель получает все.

Существует даже фильм с аналогичным названием. В нем повествуют о второй стороне золотой медали: о титаническом труде спортсменок. «Победитель получает все» — это кинокартина, показывающая то, как в мире гимнастики нарастает напряжение в связи с постоянным лидерством Российской команды. Как несмотря ни на что юные спортсменки показывают мастерство на ковре и завоевывают высшие титулы. Огромная заслуга в этом принадлежит Ирине Винер-Усмановой, она знает все о художественной гимнастике.

В гимнастике многое зависит от таланта тренера. Только опытный и тренер сможет поставить упражнение так, чтобы все преимущества спортсменки были приукрашены, а изъяны скрыты. Недаром даже в гимне художественной гимнастики упоминается:

«Заслуженный тренер немного суров,

Но пусть не терзают сомнения.»

Кстати, одно из самых знаменитых имен в истории развития художественной гимнастики в России – это Ирина Винер-Усманова. Это имя опытного тренера, ученицы которого постоянно являются фаворитами всех международных соревнований.

Рекомендуем прочитать статью: как выбрать хорошего тренера по художественной гимнастике.

Ирина Винер постоянно находится в поиске новых талантов. С этой целью она патронирует открытый конкурс «Путь к пьедесталу». Участницы данных соревнований имеют возможность пройти тренировку с лучшими тренерами России и показать свой талант самой Ирине Винер.

Известные гимнастки

О художественной гимнастике сегодня знает практически каждый гражданин России. В нашей стране это один из самых популярных видов спорта. Гимнастки, которые добиваются определенных успехов всегда на слуху у людей. Кроме того, после окончания спортивной карьеры многие из них добиваются немалых высот и в других сферах деятельности.

Самой именитой гимнасткой в России является Алина Кабаева. Особо зрителей восхищали выступления Алины с булавами и обручем. После завершения спортивной карьеры Алина добилась хороших результатов в политической карьере общественной жизни и в бизнесе.

Ирина Винер-Усманова, Алина Кабаева

Слева-направо: Евгения Канаева, Ирина Винер-Усманова, Алина Кабаева.

Известной во всем мире является гимнастка Евгения Канаева, именно ей впервые удалось завоевать титул Олимпийской чемпионки два раза. После завершения спортивной карьеры Евгения полностью окунулась в семейную жизнь.

Одной из самых популярных гимнасток в наше время является Ляйсан Утяшева. Шестикратная Чемпионка Европы за время спортивной карьеры одержала немало оглушительных побед. После полученной в 2002 году травмы ушла из большого спорта и стала осваивать сферу телеведущей. Также, она является постановщицей и идейным вдохновителем нескольких танцевальных шоу, автором автобиографичной книги, любящей женой и заботливой мамой двоих детей.

Относительно недавно стала известной еще одна именитая гимнастка Маргарита Мамун, завоевавшая золото на Олимпийских играх в 2016 году. Сегодня открываются новые звезды в художественной гимнастике, среди них выделяются Александра Солдатова, а также Дина и Арина Аверины.

Гимнастика не перестает развиваться и дарить нам свежие лица среди спортсменов нашей страны. Это по-настоящему Российский вид спорта и наши спортсменки доказывают это год за годом. На каждом чемпионате внимание зрителей приковано к нашим гимнасткам. Никто, кроме них, не может даже представить то эмоциональное напряжение, когда вся страна искренне верит в твою победу, а соперники надеются на проигрыш.

Гимнастика прошла длинный и тяжелый путь от «свободного танца» Дункан и теории Дельманта к серьезному и тяжелому спорту. Правила гимнастики постоянно переписывались и терпели изменения. Тенденция в нововведениях точно прослеживалась, и это была постоянная тенденция на усложнение. По большей части, элементов высокой трудности постоянно становится все больше.

Айседора Дункан

Ключевым событием в истории возникновения гимнастики можно назвать создание Айседорой Дункан ее знаменитого свободного танца.

В этом есть заслуга и наших спортсменок. Несколько элементов в гимнастике даже названы в честь наших спортсменок. Таким образом, в честь Ляйсан Утяшевой названы 4 элемента. Немаловажным считается вклад Алины Кабаевой, она выступает за рост количества сложных элементов для повышения зрелищности спорта. Также, она борется за увеличение комплекта наград, который разыгрывается на Олимпиадах.

ogimnastike.com

Чем гордился СССР. Художественная гимнастика - от рекорда к рекорду - Публикации в прессе - Статьи и книги

СССР славился своей художественной гимнастикой. Мячи с пупырышками, неудобные получешки, ломающиеся деревянные обручи не мешали советским спортсменкам быть лучшими в мире. Удалось ли современной Беларуси сохранить и приумножить спортивное наследие СССР?

удожественная гимнастика - молодой вид спорта. На Олимпийских играх она дебютировала тридцать лет назад. И хотя традиционно сильнейшими в мире считались гимнастки из стран социалистического лагеря, эта олимпийская история началась с золотой медали канадки Лори Фанг, которую спортсменка завоевала в 1984 году.

Советский Союз Игры того года бойкотировал в ответ на бойкот предыдущей Олимпиады со стороны США: «Считать нецелесообразным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе из-за… развёрнутой в США антисоветской кампании…» - соответствующее постановление подписал генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко.

Все последующие Игры в личном первенстве выигрывали исключительно белоруски, россиянки и украинки.

В 1988 году победительницей в личном первенстве на ОИ в Сеуле стала представительница СССР белоруска Марина Лобач. Четыре года спустя - украинка Александра Тимошенко из Объединённой команды (официальное название команды, в которую входили спортсмены государств - бывших республик СССР на зимних и летних ОИ 1992 года). В 1996 году Екатерина Серебрянская, представлявшая украинскую сборную, взяла «золото». Затем чемпионками становились соответственно в 2000, 2004, 2008 и 2012 гг. Юлия Барсукова, Алина Кабаева и Евгения Канаева (дважды). Все - члены сборной России.

С 1996 года в программу Олимпийских игр добавили групповое многоборье. И здесь спортсменки СНГ были на высоте. За всё время российская сборная взяли 4 золотые и 1 бронзовую медали, белорусская - 2 серебряные и 1 бронзовую медали. Стиль

Фактически белорусская, российская и украинская школы художественной гимнастики - продолжательницы традиций, заложенных в СССР.

- Советская школа гимнастики выделялась интересными композициями, чистотой исполнения элементов, - вспоминает Марина ЛОБАЧ, старший тренер Республиканского центра Олимпийской подготовки, первая советская олимпийская чемпионка в художественной гимнастике. - При этом сборная СССР отличалась железной дисциплиной. В нашем виде спорта вообще всё жёстко и строго. Помнится, после выступления на Олимпийских играх я пришла на тренировку. Тренер Галина Александровна сделала мне внушение: мол, сюда приходят работать, а не прохлаждаться. И добавила: «Все, не исключая олимпийских чемпионов».

Как тогда, так и сейчас мы впереди благодаря правильной работе тренеров, гимнасток. Дело в любви к спорту, в сложившемся коллективе, который просто не умеет работать плохо.

После Лобач белорускам в индивидуальных упражнениях на Олимпийских играх не удавалось взять медаль высшей пробы, зато в 2000 году на ОИ в Сиднее «серебро» досталось нашей Юлии Раскиной, в 2008 году серебряная медаль Пекина покорилась белоруске Инне Жуковой, наконец, на последних летних ОИ в Лондоне белоруске Любови Черкашиной удалось завоевать «бронзу».

15_34_02Успехи белорусской художественной гимнастики, по мнению Анастасии ИВАНЬКОВОЙ, призёра Олимпийских игр в групповых упражнениях по этому виду спорта, обусловлены неповторимым стилем работы телом и с предметом:

- Белорусская школа очень долго и упорно пробивалась на вершину. Сейчас каждая спортсменка знает это и не может допустить, чтобы наша страна стала хоть где-то чуть-чуть хуже, чем раньше. У нас работают очень много одарённых и заслуженных тренеров, которые из года в год обеспечивают высокий результат. Все они - в прошлом знаменитые гимнастки - хорошо помнят свои ошибки и пытаются не повторять их в работе со своими ученицами. Конечно, очень сильно на результат влияет конкуренция, которая с каждым годом всё сильнее в нашем спорте.

- В то же время грани стираются, - продолжает Марина Лобач. - Много тренеров - русских, белорусов, украинцев - работают за рубежом. Ни в одной стране мира не было бы гимнастики, если бы не эти люди. В некоторых странах, например, Израиле, Азербайджане, сейчас активно занялись развитием нашего вида спорта. Азербайджан строит невероятные спортивные комплексы, намеревается провести в следующем году Европейские игры. Первые места завоёвывать всё сложнее. Когда мы стоим на пьедестале, у нас каждый раз слёзы на глазах, потому что победа даётся нелегко. Зрители привыкли, что мы получаем награды, а они даются с таким боем, с таким нервным срывом, что понять это просто невозможно. Надо быть рядом и чувствовать.

Тренировки

- Марина, спорт развивается. Можно ли сказать, что белорусским гимнасткам приходится сложнее, чем советским: тренироваться, выступать, завоёвывать медали?..

- Конечно, сейчас детям сложнее. Прошло ведь тридцать лет. Изменились и нагрузки, и количество элементов, которые нужно выполнять на тренировке. Осталось прежним только расписание самих тренировок.

Каждые четыре года в художественной гимнастике меняются правила соревнований, судейства. Было время, когда спортсменкам приходилось исполнять 18 элементов трудности, и всё это - стоя на одной ноге. Сейчас уже другая гимнастика, мы возвращаемся к тому, что было много лет назад: больше пластики, движений, интересных танцевальных шагов. Задача - показать себя в упражнении, понравиться зрителям, судьям. Мы немного вернулись в прошлое, но в то же время шагнули вперёд в плане работы с предметами. В своё время таких интересных элементов, как сейчас, мы не делали.

- В художественной гимнастике работают с пятью предметами: булавами, мячом, лентой, обручем и скакалкой. К какому возрасту спортсменка осваивает их все?

Уже к 11-12 годам. Девочка в этом возрасте должна уметь работать со всеми пятью видами. Современные дети, к слову, осваивают быстрее. К десяти годам я только обучилась работе с третьим предметом - мячом. Ещё оставались булавы и лента.

Раньше в Международной федерации гимнастики было правило: каждые два года один из пяти предметов не участвовал в соревнованиях. Например, исключали обруч, затем - ленту и т.д. Сейчас в связи с тем, что телевидению не нравится снимать элементы со скакалкой, упражнения с нею убрали из взрослой программы.

- Возможно ли, что со временем добавят новый предмет?

- Недавно собирались ввести вид программы с двумя предметами, но отказались. Выяснилось, недостаточно артистично, да и зрелище в целом больше напоминало цирк.

- Какой предмет считается самым сложным в работе?

- Это индивидуально. Иногда на тренировках труднее всего работать с одним предметом, а выступать с ним, напротив, оказывается легко. У меня так было с лентой.

Инвентарь

- Где в СССР проходили сборы? - Чаще всего - в Москве, Новогорске, Подольске. Летние сборы были в Сухуми, на море. В Беларуси тренировались в спортивных комплексах Раубичи, Стайки.

- Испытывали нехватку инвентаря?

- Таких предметов, как сейчас, конечно, не было. Приходилось изощряться на соревнованиях, обмениваться. Например, в то время ленты для выступлений были однотипными, их не красили. Зато в СССР продавались ленточки разных цветов. Они стоили пятнадцать копеек за метр. Иностранцы ими очень интересовались. Не только из-за цвета. Какое-то время я выступала на входящем в моду ковровом покрытии. До этого - на паркете. Западные ленточки были синтетические, они прилипали к ковру, и с ними было очень сложно работать.

Мы покупали ленты и обменивали, например, на японские и немецкие мячи. У нас были обычные резиновые мячи, с которых мы наждачной бумагой стирали пупырышки. Некоторые даже красили лаком. Большой удачей считалось достать западный купальник. Они были эластичными, красивыми, в них было очень удобно. У нас таких не шили, а те, что были, делались двух цветов - чёрного и белого.

- На старых советских фото часто можно увидеть гимнасток босиком…

- У нас были выкройки, сами себе шили получешки. Хотя мне, например, было неудобно в этих тапочках, мешали резинки. Само ощущение тапочки было некомфортным. Поэтому я выступала босиком. Но делать вращения босиком на ковре - это значит изранить в кровь подошвы.

- Известны случаи, когда недобросовестные гимнастки на соревнованиях подрезали соперницам ленты.

- И ленты подрезали, и мячи прокалывали. Сейчас такого уже нет, но во времена СССР было. Мне, к счастью, такого никто не делал. Хотя поломки инвентаря случались. В частности, были проблемы с обручами. Их делали из дерева, а это такой материал, из которого сложно сделать несколько идентичных предметов. Когда у меня сломался болгарский обруч, пришлось взять запасной, а он уже отличался - плоскость не такая. Приходилось приспосабливаться. После спорта

Художественная гимнастика закаляет не хуже занятий единоборствами. Этот вид спорта, как никакой другой, отсеивает слабохарактерных и мягкотелых, при этом гимнастки отличаются выносливостью, силой воли, но и пластикой, женственностью.

Спортивный век гимнасток короток. К 22-23 годам большинство спортсменок задумываются о завершении карьеры. Как устраивают свою жизнь грации, «АиФ» поинтересовался у «бронзового» призера Олимпийских игр 2012 года по художественной гимнастике Любови ЧЕРКАШИНОЙ.

- Где найти себя спортсмену после завершения карьеры - зависит от личности. Можно двадцать лет заниматься спортом, потом уйти в бизнес. Некоторые гимнастки так и поступают. Спортсменке открыта дорога в различные танцевальные шоу. Этот путь для себя избрала, например, Юлия Раскина. Цирковое искусство, тренерская работа довершают перечень основных направлений, в которых чаще всего реализуют себя гимнастки. Очень важно при этом, чего удалось добиться за время карьеры.

Какое-то время спортсменка, находящаяся на пике популярности, может зарабатывать на мастер-классах. Правда, это едва ли можно назвать постоянным заработком. На квартиру точно не заработаешь, но на жизнь - можно. И то - пока твоё имя на слуху.

- Гимнастика никогда не была денежным видом спорта, - утверждает Марина Лобач. - Мы на себе не зарабатываем. Для сравнения: чтобы провести чемпионат мира по футболу или хоккею, соответствующая федерация выделяет проводящей стороне средства. В художественной гимнастике - наоборот, страна-организатор, должна заплатить Федерации. В том числе за работу судей. Мы здесь все - на энтузиазме, желании… Так и живём.

После спорта найти свою нишу сложно. Нужно для начала задаться вопросом, чем хочешь заниматься. Первое время после выступления на Олимпиаде вообще не хотелось приходить в зал. Слишком много времени и сил было отдано тренировкам. А в зале нельзя просто так находиться. Если пришёл, надо работать, выкладываться. Сначала я работала государственным тренером. Потом поняла, что это не для меня: не люблю бумажную работу, мне не нравится доказывать словами и на бумаге, что надо то или это. Я - творческий человек, мне надо пофантазировать, придумать… Я могу найти решение, которое будет красивым. Поэтому решила продолжить карьеру.

Дворец

- Марина, гимнастки часто жалуются на недостаток места для тренировок. Не секрет: топовые белорусские спортсменки и малыши занимаются в одном помещении. При этом могут одновременно играть несколько магнитофонов - попробуй разбери в общем шуме «свою» мелодию!

- Эта проблема есть, и она серьёзная. Иногда даже не хочется приходить на работу, потому что наш вид предполагает работу на ковре двух-трёх гимнасток, а не двадцати-тридцати одновременно. Надо увидеть каждую мелочь, понять, как выглядит движение. Чтобы поставить элемент, надо слышать музыку, иначе он не получится красиво. Здесь очень много мелочей, которые надо осознавать в тишине, чтобы не мелькало перед глазами двести человек.

- Марина в своё время тренировалась в одном зале с фехтовальщиками, - вспоминает Виктория КУШНИР, старший тренер по развитию художественной гимнастики. - В одной половине зала занималась гимнастка, в другой - олимпийский чемпион по фехтованию Александр Романьков. В 1997 году у гимнасток появился свой зал на полторы площадки. Когда своими результатами мы доказали профессионализм, у нас появились ещё две с половиной площадки. При этом только для тренировок национальной команды их нужно четыре. Потом открылась школа «Динамо», пришло больше девушек, и мы вновь оказались в тесноте. Сейчас в столице строится Дворец художественной гимнастики. Его сдача планируется к 2015 году. Это должно решить вопрос.

- Проблема нехватки места была актуальна всегда, но раньше было меньше занимающихся, - говорит Марина Лобач. - Хорошо, хоть наш вид спорта стал привлекательным. Много детей приходят заниматься. Есть из кого выбирать в сборную.

У нас есть дети, которые скрывают свои травмы. У спортсменки нога болит, а она принимает обезболивающее и выступает. Потому что тренировалась, готовилась, хочет показать, что умеет. Очень мало таких, кто сядет в стороне и скажет: «У меня всё болит, я ничего не хочу».

- Сложно ли удерживать наших гимнасток в Беларуси? Сейчас, кажется, вошло в моду переманивание спортсменок.

- У нас не такая большая страна, чтобы мы могли раздавать своих гимнасток, свои таланты. Беларусь даёт достаточно много, чтобы нашим девушкам было интересно выступать за нашу страну, но для этого надо показывать результат.

www.aif.by

rg4u.clan.su

Ссср художественная гимнастика. Ностальгический клуб любителей кино .

История художественной гимнастики

 

 

 

Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировую признательность и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.

Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850 – 1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Большая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому, французскому педагогу Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг.). Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом “Грамматика художественного жеста” стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927 гг.). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце ХIХ – начале XX в. широкое распространение получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз (1865 – 1914 гг.). Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмо-пластических школ “женской гимнастики” в дореволюционной России.

С первых дней существования Советского государства на предприятиях, заводах, фабриках, в учебных заведениях начали создаваться группы женской гимнастики. Их целью было укрепление здоровья, повышение работоспособности, развитие физических качеств женщин. Однако уровень занятий в этих группах был невысок. В то время особенно остро ощущался недостаток в подготовке квалифицированных кадров для работы с женскими коллективами.

В1923 г. по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского была создана “Студия пластического движения”, руководимая З.Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию, биомеханику, политграмоту. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.

Для подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической Культуры в Москве в1934 г. была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М.Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию «эстетической гимнастики» Ф. Дельсарта, «ритмической гимнастики» Ж. Далькроза, «танцевальной гимнастики» Ж. Демени и «свободного танца» Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

"Высшая школа художественного движения" при институте физической культуре им. П.Ф. Лесгафта. Ленинград 1935 год.

В 1945 г. была создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в1963 г.  в федерацию СССР. В1948 г. прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

Историю советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода.

Первый период (1947-1963 гг.) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики.

Первые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (в Таллине в1947 г., в Тбилиси в1948 г.). С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). Спортивная классификация, опубликованная в1950 г., сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в1954 г., способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений. В 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехославакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

С 1963 г. начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с1963 г.) и Европы (с1978 г.). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр.

Программы и правила соревнований определяют тенденцию развития художественной гимнастики.

Программа I конкурса (1947 г.) состояла из произвольных композиций. Участников судило жюри конкурса. На II конкурсе (1948 г.) гимнастки выполняли обязательное упражнение без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом. Зачет был только командный, без определения личного первенства.

Программа первого лично-командного первенства страны (1949 г.) была более прогрессивной и состояла из четырехборья. Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах – с мостика, в старших – с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде маст

olympic-history.ru

Художественная гимнастика — Большая советская энциклопедия

Худо́жественная гимнастика

Вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с т. н. предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных и групповом упражнениях. Выступления спортсменок оцениваются по 10-балльной системе.

Как вид спорта Х. г. возникла и сформировалась в СССР в 40-е гг. В 1945 создана Всесоюзная секция Х. г., преобразованная в 1963 в Федерацию СССР. В конце 40-х гг. разработаны классификационная программа и правила соревнований. С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по Х. г., с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Становление и развитие Х. г. связано с деятельностью педагогов и тренеров М. Т. Окунева, А. Н. Ларионовой, Ю. Н. Шишкарёвой, В. С. Зинченко, А. М. Семёновой-Найпак, спортсменок А. Р. Башниной, В. К. Сивохиной, Л. Б. Назмутдиновой, Е. В. Бирюк и др. В конце 50-х — начале 60-х гг., после показательных выступлений советских гимнасток в ряде стран, Х. г. была признана Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) видом спорта. С 1963 в нечётные годы ФИЖ проводит чемпионаты мира: с начала 70-х гг. организуются крупнейшие международные соревнования — на Кубок Интервидения, на призы газеты «Студенческая трибуна» (НРБ), «8 марта» (ЧССР), «Золотой обруч» (СССР). Х. г. развита в большинстве социалистических стран, а также во Франции, ФРГ, Италии, США и др.

Абсолютными чемпионками мира были: Л. П. Савинкова, Е. А. Карпухина, Г. А. Шугурова, И. И. Дерюгина (СССР), М. Гигова (НРБ, трижды), Х. Мичехова (ЧССР), К. Ришер (ФРГ), чемпионками в отдельных упражнениях — советские гимнастки Л. А. Парадиева, Т. В. Кравченко, Э. П. Аверкович, Л. В. Качкалда, Ж. П. Васюра, Г. А. Крыленко и др., завоевавшие 59 медалей, в том числе 21 золотую, из 114 разыгранных (1977), а также К. Филипова и Н. Робева (НРБ), У. Леман (ГДР), Х. Махатова (ЧССР), К. Розенберг (ФРГ), М. Хирагути (Япония).

В 1977 в СССР Х. г. занимались около 85 тыс. чел. (из них свыше 900 ежегодно выступают в соревнованиях по программе мастеров спорта), действовало 264 отделения Х. г. в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и 14 специализированных ДЮСШ по Х. г., работали свыше 1,5 тыс. тренеров и преподавателей, в том числе 8 заслуженных тренеров СССР (среди них — В. Г. Батаен, Г. П. Горенкова, М. В. Лисициан, А. Н. Дерюгина).

Лит.: Художественная гимнастика, под ред. Л. П. Орлова, М., 1973.

В. Г. Батаен, Е. В. Авсенёв.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Художественная гимнастика. Её история, развитие.

Доклад на тему: Художественная гимнастика. Её история, развитие.

li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc9812560 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc9812560 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc9812560 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc9812560 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"\0025cf "}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc9812560 ul.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc9812560 ol{margin:0;padding:0}#doc9812560 table td,table th{padding:0}#doc9812560 .c18{margin-left:19.2pt;padding-top:12.8pt;padding-left:0pt;padding-bottom:1.2pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc9812560 .c23{margin-left:19.2pt;padding-top:8pt;padding-left:0pt;padding-bottom:1.2pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc9812560 .c3{font-weight:bold;text-decoration:underline;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-style:italic}#doc9812560 .c25{padding-top:0pt;padding-bottom:13.5pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc9812560 .c26{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Arial";color:#252525;font-weight:normal}#doc9812560 .c22{padding-top:3.6pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc9812560 .c4{padding-top:6pt;padding-bottom:6pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc9812560 .c7{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc9812560 .c1{vertical-align:baseline;font-size:20pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc9812560 .c16{font-weight:bold;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman"}#doc9812560 .c0{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc9812560 .c8{vertical-align:baseline;font-size:20pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc9812560 .c17{vertical-align:baseline;font-size:48pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc9812560 .c19{vertical-align:baseline;font-size:48pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc9812560 .c12{text-decoration:underline;font-style:normal}#doc9812560 .c11{color:#0000ff;text-decoration:none}#doc9812560 .c27{max-width:516.8pt;padding:36pt 42.5pt 27pt 36pt}#doc9812560 .c13{text-align:right;height:11pt}#doc9812560 .c5{color:inherit;text-decoration:inherit}#doc9812560 .c6{text-decoration:underline;font-style:italic}#doc9812560 .c9{text-align:center;height:11pt}#doc9812560 .c14{padding:0;margin:0}#doc9812560 .c2{color:#000000}#doc9812560 .c10{background-color:#ffffff}#doc9812560 .c20{height:11pt}#doc9812560 .c24{text-align:right}#doc9812560 .c21{text-align:center}#doc9812560 .c15{page-break-after:avoid}#doc9812560 .title{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:36pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9812560 .subtitle{padding-top:18pt;color:#666666;font-size:24pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Georgia";line-height:1.15;page-break-after:avoid;font-style:italic;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9812560 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc9812560 p{margin:0;color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc9812560 h3{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:24pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9812560 h4{padding-top:18pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:18pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9812560 h5{padding-top:14pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:14pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9812560 h5{padding-top:12pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:12pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9812560 h5{padding-top:11pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:11pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9812560 h6{padding-top:10pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:10pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9812560 ]]>

      Реферат на тему

«Художественная гимнастика»

Подготовлен: Ученицей 7а класса

Поздышевой Анастасией

Преподаватель: Гумарова

Татьяна Владимировна

                                   

                                    Санкт-Петербург

2016

Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или один вид  предметов (например, пять мячей, пять пар булав), или одновременно два вида (например, обручи и мячи). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе. 

В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, стали проводиться соревнования и между мужчинами.

История

Художественная гимнастика — сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировое признание и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

В 1913 году на Высших курсах П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами её стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию : «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года, был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, как и всего советского спорта, практически остановилось из-за Великой Отечественной войны.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 — создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1964 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде, советская гимнастка Галима Шугурова, становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

Олимпийская история

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгре

olympic-history.ru

Художественная гимнастика - Развитие

Художественная гимнастика для взрослых: разновидности зрелищного вида спортаХудожественная гимнастика — это вид спорта, в котором выполняются под музыку различные гимнастические и танцевальные упражнения без предметов или с предметами (ленты, скакалки, обручи, булавы, мячи).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 минуты 15 секунд и не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) – олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр ).

Выступления с недавнего времени оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

История

Художественная гимнастика — достаточно молодой вид спорта, который обязан своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал общемировую признательность и имеет многочисленных поклонников по всему миру.

В 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию. «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года, был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е гды развите художественной гимнастики, так же как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной Войны.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 — создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастики начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходит первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде советская гимнастка Галима Шугурова становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

1980 — стал для художественной гимнастики поворотным. После завершения Олимпийских игр в Москве на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг.

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте — Екатерина Серебрянская, в Сиднее- Юлия Барсукова, в Афинах — Алина Кабаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

Система оценок и судейство

Международная федерация гимнастики в 2001, 2003 и 2005 годах меняла систему оценок для того, чтобы подчеркнуть технические элементы и уменьшить субьективность оценок. До 2001 года оценка выставлялась по 10-и балльной шкале, в 2003 была изменена на 30-и балльную шкалу и на 20-и балльную шкалу в 2005.

Нельзя не отметить тот факт, что оценка результатов выступлений в этом виде спорта - вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток — лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты — мочегонные средства, которые, в свою очередь, запрещены антидопинговым комитетом.

Особенности занятиями художественной гимнастикой

Первые шаги в художественной гимнастике желательно начинать в 3-5 лет, т.к организм ребенка в этом возрасте гораздо более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать художественную гимнастику со спортивной гимнастикой. то художественная — более безопасный и доступный вид спорта. Однако предъявляются довольно высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес. поэтому многие спортсменки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Найти секцию художественной гимнистики в Москве. Санкт-Петербурге

Найти секции и клубы из раздела "Гимнастика художественная":

Материалы: http://sportschools.ru/page.php?name=rhythmic_gymnastics

razvitielife.ru