Артикуляционная гимнастика в стихах. Стихи артикуляционной гимнастики


Стихи к артикуляционной гимнастике

(составитель Карпова Л.М.- учитель – логопед детского сада №111 г.Казани ).

1.«Окошко».

Мы окошко открываем,

Воздух в домик запускаем.

Летом широко откроем,

А зимой плотней закроем.

2.«Чистим зубки».

Чистить зубки нам

Зубною щеткой по утрам.

Ротик широко открыть,

Улыбнуться не забыть.

3. «Месим тесто»

Месим тесто, мнем, мнем,

Пирожки теперь печем.

Месим тесто мы опять,

Не забудем пожевать.

4. «Чашечка».

Чашечку в шкафу возьмем,

Чаю сладкого нальем.

Вкусный чай мы будем пить,

Чашку не забудь помыть.

5. «Дудочка».

В дудочку я буду дуть,

Губки хоботом тянуть.

Дудочка сильней играй,

Нас почаще развлекай.

6. «Заборчик».

Строим крепкий мы забор,

Чтобы не забрался вор.

Мой заборчик прочный самый,

Он красивый, деревянный.

7. «Маляр».

Красим в доме потолок,

Чтоб он в дождик не промок.

Вправо –влево, взад –вперед

Кисточка моя ведет.

8. «Грибочек».

Улыбнуться поспеши,

Вкусный гриб в лесу ищи.

Нашли грибочки на поляне,

Найдем еще –дадим их маме.

9. «Киска злится».

Щенка увидев, наша кошка,

Выгнет спинку понемножку.

Шерстка дыбом, хвост трубой,

Не шути, щенок, со мной.

10. «Ловим мышку».

Мышку мы за хвост поймаем,

Её хвостик покусаем.

Мышка вырваться спешит,

Очень жалобно пищит.

11. «Лошадка».

Скачет резвая лошадка,

Машет своей гривой гладкой.

Быстрым цокает копытцем,

Скачет, чтоб испить водицы.

12. «Пароходик».

Пароходик гудит, громко Ы говорит.

Нас он в море зовет, потому так ревет.

13. «Слоник пьет».

Хобот вытянув вперед,

Слоник пить не устает.

Будет долго так стоять,

Воду в хобот набирать.

14. «Индюки».

Как на птичьем на дворе

Разболтались на заре

Птицы пресмешные-

Индюки большие.

15. «Орешки».

Мы орешки погрызем:

Аккуратно в рот кладем.

Справа орех, слева орех,

Вот так забава для всех.

16. «Качели».

Поскорей, ребята, сели

На волшебные качели.

Вверх летим и тут же вниз,

Ну-ка, ротик, улыбнись.

17. «Часики».

Я на часики гляжу, стрелки я перевожу.

Тик-так влево, тик-так вправо

Часики идут исправно.

18. «Блинчик».

С медом блинчики люблю,

Их сметанкою залью.

Положу себе их в ротик,

Будет счастлив мой животик.

19. «Оближи варенье».

Банку вкусного варенья

Мы съедим на дне рожденья.

Чтоб ни капли не пропало,

Я все губки облизала.

20. «Шарики».

Шарики я надуваю,

Долго-долго я считаю.

Теперь щечки я сдуваю,

Шарик в небо отпускаю.

21. «Гармошка».

На гармошке я играю,

Всех на праздник приглашаю.

22. «Барабанщики».

Громко в барабан стучу,

Музыкантом быть хочу.

multiurok.ru

Комплекс артикуляционной гимнастики в стихах

Комплекс артикуляционной гимнастики в стихах

Комплекс артикуляционной гимнастики в стихах

Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки? Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы. Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, для выработки у детей навыков. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5- 8 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя (желательно у зеркала), так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Можно воспользоваться небольшим зеркалом (примерные размеры 10х12 см).

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений («логопедических сказок») сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.

“Ковшик”

Широко рот открываем,Краешки приподнимаем,Язычок – баловничок,Спинку низко опускает.Очень он на ковш похож,В него воду вылить можно,Держи воду, не спеши,Ковшик всем свой покажи.

“Показать язык”

Язык наш нужно показать,Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та(покусать кончить языка)Заморились уже зубы,Пусть язык покажут губы.Пя-Пя-Пя(пошлепать кончик языка).

“Лопатка”

Пусть язык наш отдыхает,Пусть немножко подремает.

“Часики”

Отдохнул и потянулся,Влево, вправо повернулся,Вот так: тик-так, тик-так.

“Почистим зубы”

Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,Ведь они у нас не лишние.

“Гармошка”

На гармошке чтоб сыграть,Нужно челюсть опускать,Язычок не отрываем,Очень здорово играем.

Дыхательные упражнения.

“Футбол”

Кончилось уже безделье,Будет языку веселье,Будем с ним сейчас играть,Мяч в ворота забивать.Носик глубоко вдыхает,Язык на губке притихает,Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,Мяч в ворота забиваем.

“Фокус”

С вами в цирке побывали,За фокусами наблюдали,Но и сами мы с усами,Фокусы покажем маме. Желаем успеха!

Поделиться новостью в соцсетях « Предыдущая запись Следующая запись »

mei-sonnen.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах

Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии. Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи. К тому же они наиболее слышимы, их нередко в состоянии заметить 

даже не специалисты. Следовательно, формирование правильного произношения – одна из важнейших целей коррекционной работы учителя-логопеда. 

Система логопедической работы над правильным произношением включает в себя два этапа. 

Задачей первого (подготовительного) этапа наряду с развитием слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия является устранение неточности развития речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. 

Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Ее целесообразно проводить пред зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему. 

Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки. 

Основные упражнения, необходимые для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка, объединены одним героем – Дениской и представлены в виде «Денискиной зарядки». 

«Денискина зарядка» 

1. « Улыбка» Наш Дениска – озорник 

Тянет губки к ушкам. 

- Посмотрите, - говорит, 

- Я теперь - лягушка! 

2. «Трубочка» Кто играет на гитаре, 

А Денис на дудочке, 

Губы вытянул вперед 

Узкой-узкой трубочкой 

3. «Горка» Кончик языка в зубки упирается, 

Спинку выгибаем - горка получается. 

Быстро- быстро с горки вниз 

На санках катится Денис. 

4. «Часики» У Дениса есть часы – 

Удивительной красы! 

Ходят стрелочки по кругу 

И хотят догнать друг друга. 

5. «Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроение, 

Ест Дениска наш вкусное варенье. 

Надо верхнюю губу вареньицем намазать, 

И широким язычком облизнуть все сразу. 

6. «Качели» Язычок – вверх и вниз – 

На качели сел Денис. 

Вот качели высоко, 

Вот качели низко. 

До чего же хорошо, 

Весело Дениске! 

7. «Грибок» Наш Дениска в лес пошел, 

Под сосною гриб нашел. 

Подними вверх язычок- 

Покажи, как рос грибок. 

8. «Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса 

Купила барабан Денису. 

И теперь он делом занят: 

Громко – громко барабанит. 

9. «Пароход гудит» Вот Денискин пароход 

Смело по морю плывёт. 

Не боясь крутой волны, 

Весело гудит он: «ы – ы –ы» . 

Стихотворные тексты «Денискиной зарядки» можно использовать с детьми подготовительной к школе группы. Для проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшей группы и более младшими дошкольниками предлагаем следующие тексты. 

I. Общий комплекс упражнений 

1. «Улыбка», «Заборчик» Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. 

Ты попробуй «И-и-и» скажи, 

Свой заборчик покажи. 

2. «Трубочка» В гости к нам пришел слоненок, 

Удивительный ребенок. 

На слоненка посмотри, 

Губки хоботком тяни. 

3. «Улыбка» / «Трубочка» Если наши губки улыбаются, 

Посмотри – заборчик появляется. 

Ну, а если губки узкой трубочкой, 

Значит, можем мы играть на дудочке. 

4. «Часики» Друг за другом, друг за другом 

Ходят стрелочки по кругу. 

Ты обе губки оближи, 

Как стрелки ходят, покажи. 

5. «Маятник» Ходит мятник в часах: 

Влево - тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: 

Тик и так, тик и так? 

6. «Качели» На веселые качели 

Таня и Никита сели. 

Опустились вниз качели, 

А потом наверх взлетели. 

Вместе с птицами, наверно, 

Улететь они хотели. 

II. Комплекс упражнений для свистящих звуков 

1. « Накажи непослушный язычок» Язычок твой – озорник, 

Он не слушает тебя. 

Накажи его скорее: 

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!» 

2. «Блинчик» Утром рано мы встаем, 

Вкусные блины печем. 

Ручейком по сковородке 

Тесто растекается… 

Посмотри, какой красивый 

Блинчик получается. 

3. «Чистим зубки» Мягкой щеткою с утра 

Чистит зубки детвора. 

Будут зубки сильные, 

Белые, красивые! 

4. «Киска сердится» Рассердилась наша киска: 

Ей забыли вымыть миску. 

Ты не подходи к ней близко- 

Поцарапать может киска! 

5. «Горка» Язычок за зубки опускается, 

Его кончик к зубкам прижимается. 

Спинка сильно-сильно выгибается- 

Вот какая горка получается! 

6. «Загони мяч в ворота» Мы в футбол с тобой играем, 

Мяч в ворота загоняем. 

Дуй на ватку сильней, 

Гол забей поскорей! 

III. Комплекс для шипящих звуков 

1. «Чашечка» Будешь пить с друзьями чай 

Ты из чашки новой. 

Эту чашку показать 

Ты сейчас пробуй! 

2. «Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям 

Мы едим с тобой варенье. 

Верхнюю губу вареньем 

Мы намажем, а потом 

Язычком широким сразу 

Мы варенье облизнем. 

IV. Комплекс для сонорных звуков 

1. «Грибок» Под высокою сосной 

Мы грибок нашли с тобой. 

Чтобы рос боровичок, 

Подними вверх язычок. 

2. «Маляр» Стал язычок твой маляром, 

Он будет красить старый дом: 

Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад. 

3. «Назойливая муха» Вот назойливая муха 

Все жужжит, жужжит над ухом. 

Попробуй муху напугать 

И точно также пожужжать! 

4. «Лошадка» Цок-цок-цок по мостовой- 

Идет лошадка к нам с тобой. 

Щелкай язычком быстрее, 

Чтоб она пришла скорее. 

5. «Барабанщик» В руки барабан возьмем 

И играть на нем начнем. 

Язычок наверх подняли, 

«Д-д-д-д» застучали. 

6. «Пароход» Пароходик небольшой, 

Зато смелый какой: 

Ему волны не страшны, 

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

multiurok.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Сказка о Весёлом Язычке.

1.Жил – был Язычок в своём домике. Проснулся рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Подошёл малыш к окошку,

И раскрыл его немножко.

Там увидел он рассвет,

И сказал ему: «Привет!»

(И. Михайлюкова)

Упражнение «Окошечко». Улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его (Рот не закрывать!). Повторять 5 раз.

2. Потом посмотрел Язычок на часы.

На стене часы висят,

Убежать они хотят.

Но сидит в часах кукушка,

Сторожит свой дом подружка.

(И. Михайлюкова)

Упражнение «Часики». Улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому, то к правому углу рта. Повторить 5 раз.

3. Время завтрака. Бабушка месила на кухне тесто для блинов и пирожков.

Чтобы тесто замесить, силу нужно приложить:

Поболтать, помять, пожать, раскатать, сформировать

И в муке обвалять.

Выпекать, смотреть на время, чтоб труды зря не терять.

(И. Михайлюкова).

Упражнение «Месим тесто». Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та – та - та...; пошлёпать язык губами – пя – пя – пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

4. Помог Язычок бабушке тесто месить, и стали они блины печь.

Говорят, что детвора любит есть блины с утра.

Круглый, тонкий он, с начинкой – ароматною малинкой.

(И. Михайлюкова)

Упражнение «Блинчик». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до 5. Затем спрятать язычок.

5. Стал Язычок блинчики есть и со сметаной, и с вкусным вареньем.

- У меня сестра Марина очень любит апельсины

И варенье из малины.

Бабушка варенье варит и меня бабуля хвалит.

- Я собрал ведро малины на варенье для Марины.

(И. Михайлюкова)

Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 5 раз.

6. Поел Язычок блинов и решил выпить чаю. А пил он его из своей любимой чашки.

Фарфоровая, глиняная, чайная она.

Стоит на полке кухонной

И ждёт меня с утра.

Ведь чай – напиток утренний для радостного дня.

(И. Михайлюкова)

Упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты в виде чашечки вверх (чай не должен пролиться). Язык удерживать в таком положении под счёт до 5. Повторить 3 – 4 раза.

7. Попил Язычок чаю и пошёл умываться и чистить зубки.

Чтоб иметь красивую улыбку

Не совершай нелепую ошибку,

Забывать о чистоте зубов - нельзя!

Чистите их тщательно, друзья!

(И. Михайлюкова)

Упражнение «Чистим зубки». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево – вправо) под счёт взрослого (5 – 7 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот не закрывать). Повторить 5 – 7 раз.

После этого отправился язычок на прогулку.

infourok.ru