Гимнастика 2 ч.. Строевые общеразвивающие прикладные упражнения строевые упражнения. Строевые упражнения гимнастика


Глава 5. Строевые общеразвивающие прикладные упражнения

    1. Строевые упражнения

Строевые упражнения – совместные или индивидуальные действия занимающихся в соответствующем строю.

Как средство гимнастики строевые упражнения прежде всего позволяют успешно решать вопросы организационного характера. С их помощью воспитываются такие качества как дисциплинированность, организованность. Особая роль отводится формированию правильной осанки, красивой походки, навыков коллективных действий. Строевые упражнения развивают чувства ритма и темпа движений, повышают эмоциональное состояние занимающихся.

Многообразие различных форм перемещений позволяет применять строевые упражнения во всех сферах физического воспитания. Оригинальные строевые упражнения, фигурные построения и перестроения оказывают сильное эстетическое воздействие. Поэтому являются неотъемлемой составной частью массовых спортивно–театрализованных представлений и праздников.

Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Они определяются по первоначальному расположению строя. Обычно группа выстраивается вдоль одной из длинных сторон зала. Эта сторона зала называется правой стороной, а сторона справа от строя – верхней стороной. Противоположные стороны соответственно называются левой и нижней (рис.61).

Рис. 61

Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий. Для проведения занятий по гимнастике используются основные наименования строя – шеренга и колонна.

Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены рядом друг с другом (как правило, по росту) на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Расстояние между стоящими в шеренге называется интервалом. В сомкнутом строю он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом занимающихся. В разомкнутом строю интервал устанавливается преподавателем.

Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, противоположная сторона называется тылом.

Фланг – правая и левая оконечности строя (справа – правый, слева – левый). Занимающиеся, расположенные на флангах, называются соответственно правофланговым и левофланговым. При поворотах строя название флангов не меняется.

левый верхняя правый

верхний середина верхний

угол угол

левая правая

середина середина

левый правый

нижний нижний

угол нижняя угол

середина

Рис. 61

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. Первый в колонне – направляющий, последний – замыкающий. Расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией. Строевая дистанция равна расстоянию вытянутой руки (положенной на плечо впередистоящего или расстоянию одного шага). В зависимости от задач урока и содержания планируемых упражнений и особенностей их проведения выбирается соответствующая дистанция.

Строевые упражнения подразделяются на:

– Строевые приемы.

– Размыкания и смыкания.

– Построения и перестроения.

– Передвижения.

studfiles.net

Гимнастика 2 ч. - Строевые общеразвивающие прикладные упражнения строевые упражнения

  1   2   3   4   5   6 ГЛАВА 5. СТРОЕВЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРИКЛАДНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ

    1. Строевые упражнения

Строевые упражнения – совместные или индивидуальные действия занимающихся в соответствующем строю.

Как средство гимнастики строевые упражнения прежде всего позволяют успешно решать вопросы организационного характера. С их помощью воспитываются такие качества как дисциплинированность, организованность. Особая роль отводится формированию правильной осанки, красивой походки, навыков коллективных действий. Строевые упражнения развивают чувства ритма и темпа движений, повышают эмоциональное состояние занимающихся.

Многообразие различных форм перемещений позволяет применять строевые упражнения во всех сферах физического воспитания. Оригинальные строевые упражнения, фигурные построения и перестроения оказывают сильное эстетическое воздействие. Поэтому являются неотъемлемой составной частью массовых спортивно–театрализованных представлений и праздников.

Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Они определяются по первоначальному расположению строя. Обычно группа выстраивается вдоль одной из длинных сторон зала. Эта сторона зала называется правой стороной, а сторона справа от строя – верхней стороной. Противоположные стороны соответственно называются левой и нижней (рис.61).Рис. 61Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий. Для проведения занятий по гимнастике используются основные наименования строя – шеренга и колонна.

Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены рядом друг с другом (как правило, по росту) на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Расстояние между стоящими в шеренге называется интервалом. В сомкнутом строю он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом занимающихся. В разомкнутом строю интервал устанавливается преподавателем.

Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, противоположная сторона называется тылом.

Фланг – правая и левая оконечности строя (справа – правый, слева – левый). Занимающиеся, расположенные на флангах, называются соответственно правофланговым и левофланговым. При поворотах строя название флангов не меняется.

левый верхняя правый

верхний середина верхний

угол угол

левая правая

середина середина

левый правый

нижний нижний

угол нижняя угол

серединаРис. 61 Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. Первый в колонне – направляющий, последний – замыкающий. Расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией. Строевая дистанция равна расстоянию вытянутой руки (положенной на плечо впередистоящего или расстоянию одного шага). В зависимости от задач урока и содержания планируемых упражнений и особенностей их проведения выбирается соответствующая дистанция.

Строевые упражнения подразделяются на:

– Строевые приемы.

– Размыкания и смыкания.

– Построения и перестроения.

– Передвижения.

5.1.1. Строевые приемы«Становись!» – команда, по которой занимающиеся становятся в указанный руководителем строй и принимают строевую (основную) стойку.

«Равняйсь!» – занимающиеся, находясь в шеренге, поворачивают голову направо, чтобы видеть грудь четвертого человека, считая себя первым. При равнении налево подается команда: «Налево – Равняйсь!». Команда «Равнение – На середину!» подается в начале занятий, при сдаче рапорта одним из занимающихся преподавателю.

Команда «Равняйсь!» произносится чуть протяжно.

«Смирно!» – занимающиеся принимают основную стойку.

Команда «Смирно!» произносится громко и резко.

«Вольно!». По этой команде в сомкнутом строю занимающиеся должны стать свободно, ослабить в колене левую или правую ногу, не сходя с места, не разговаривая, не ослабляя внимания.

В разомкнутом строю используется команда «Правой (левой) – Вольно!», занимающиеся отставляют одну ногу на шаг в сторону, равномерно распределяя тяжесть тела на обе ноги, руки за спиной, захватом за запястья.

Команда «Вольно!» созвучна с командой «Разойдись!», поскольку не требует точных одновременных действий. Они подаются мягко (не резко), протяжно, с понижением звучания в конце слова.

«Разойдись!» – команда, при которой занимающиеся расходятся для самостоятельных действий.

«По порядку – Рассчитайсь!».

По этой команде каждый занимающийся, начиная с правофлангового (в шеренге) или направляющего (в колонне), четко и громко называет свой порядковый номер, быстро поворачивая голову налево и возвращая ее в исходное положение. Левофланговый после расчета делает приставной шаг вперед и говорит: «Расчет окончен!», после чего шагом назад возвращается в и.п. Варианты расчета:

«На первый–второй – Рассчитайсь!», «По три и т.д. – Рассчитайсь!».

Расчет в колонне, в т.ч. и при движении производится с поворотом головы налево, в движении – одновременно с постановкой левой ноги.

«Отставить!» – подается в тех случаях, когда предыдущие действия были выполнены неправильно, соответственно интонация голоса преподавателя подчеркивает неудовлетворенность. По команде «Отставить!» занимающиеся прекращают выполнение задания и возвращаются в предыдущее положение. Преподаватель указывает на ошибку, добиваясь устранения ее при повторении.

Повороты на месте и в движении.

Команда: «Нале–во!». Поворот выполняется на левой пятке и правом носке с последующим приставлением правой ноги.

Команда: «Напра–во!» выполняется на правой пятке и левом носке с приставлением левой ноги после поворота.

Команда: «Кру–гом!» выполняется так же, как при повороте налево, т.е. через левое плечо на 180º. Упомянутые команды по динамике звучания схожи, схож и ритм их выполнения. Предварительная часть команды чуть протяжна, небольшая пауза и громкая отрывистая исполнительная часть.

При выполнении поворотов на месте руки прижаты к бедрам (к средней линии).

При необходимости выполнить поворот на 45º даются команды:

«Полповорота нале–во!», «Полповорота напра–во!».

В движении исполнительная команда для поворота налево подается под левую, для поворота направо – под правую ногу. Занимающийся делает дополнительный (промежуточный) шаг другой ногой и, сместив на нее вес тела, производит поворот. Для поворота кругом подается команда «Кругом (предварительная, подается под любую ногу) – Марш!» (исполнительная, подается под правую ногу), затем занимающийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении.5.1.2. Размыкания и смыкания, построения и перестроения,

передвиженияРазмыкания и смыкания используются для рационального размещения занимающихся в зале, на площадке при разучивании, к примеру, общеразвивающих или вольных упражнений, упражнений физической подготовки.

Размыкание – сводится к увеличению интервала и дистанции. Обратные размыканию действия занимающихся называются смыканием.

Чтобы выполнить размыкание сомкнутой колонны по 3 (4 и т.д.) приставными шагами на вытянутые руки подается команда: «От середины приставными шагами на вытянутые руки разом–кнись!». Крайние колонны начинают движение в сторону приставными шагами, все поднимают руки в стороны. Размыкание прекращается, как только интервал позволяет занимающимся не касаться руками друг друга. По достижению цели дополнительным распоряжением преподавателя рекомендуется «отпустить руки»: принять стойку «Вольно» и сконцентрировать внимание на предстоящих упражнениях.

Размыкание может выполнятся в одну сторону.

Команда: «Вправо (влево) приставными шагами на вытянутые руки разом – кнись!». Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом – кнись!».

При необходимости выполнить размыкание колонны по четыре практикуется команда: «От середины на два шага приставными шагами разом – кнись!». При этом крайние колонны выполняют по три приставных шага наружу, внутренние – по одному.

Размыкание дугами из колонны по четыре выполняется по команде: «Дугами вперед на два шага или (дугами назад) приставными шагами разом – кнись!». Вторые и третьи номера делают пять шагов по дуге вперед, выходят наружу от крайних на два шага, на счет 6 приставляют правую ногу и на счет 7–8 поворачиваются кругом (рис. 62).Рис. 62При размыкании дугами назад, вторые и третьи номера делают поворот кругом на счет «раз–два!», затем со счета «три!» делают пять шагов по дугам назад, возвращаясь на свои мета и на счет «восемь!» приставляют правую ногу.

Размыкание можно производить не по команде, а – по распоряжению руководителя. Например, «Разомкнитесь на вытянутые руки», «Разомкнитесь по ориентирам (мячи, флажки и т.д.), расставленным заблаговременно».

Построения и перестроенияПостроение – действия занимающихся по команде или распоряжению преподавателя для формирования соответствующего строя.

Построение в шеренгу.

Команда: «В одну (две, три и т.д.) шеренгу – Становись!».

Занимающиеся выстраиваются слева от преподавателя.

Построение в колонну.

Команда: «Группа (класс, отделение), в колонну по одному (два, три и т.д.) – Становись!». Занимающиеся выстраиваются за руководителем.

Перестроение – действия занимающихся по выполнению команды или распоряжения преподавателем о смене вида строя.

Перестроение из одной шеренги в две.

Для перестроения из одной шеренги в две производится предварительный расчет «На первый – второй». После этого подается команда: «В две шеренги – Стройся!». Вторые номера на счет «раз!» делают шаг левой назад, на счет «два!» шаг правой в сторону, заходя в затылок к первому номеру и на счет «три!» приставляют левую ногу.

Для обратного перестроения в одну шеренгу подается команда: «В одну шеренгу – Стройся!». Вторые номера выполняют движения в обратной последовательности, возвращаясь в и.п.

Перестроение из одной шеренги в три.

После предварительного расчета (по три) подается команда: «В три шеренги – Стройся!». По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера делают шаг левой назад на счет «раз!», не приставляя ногу, шаг правой в сторону на счет «два!» и, приставляя левую к правой на счет «три!» встают в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг правой вперед на счет «раз!», шаг левой в сторону на счет «два!» и, приставляя к ней правую на счет «три!», становятся впереди вторых номеров. Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – Стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности. Действие первых и третьих номеров совершаются одновременно.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

Команда: «В колонну по два – Стройся!». Первые номера остаются на месте. Вторые номера делают шаг вправо на счет «раз!», не приставляя левую, шаг ею вперед на счет «два!», и приставляя правую к левой на счет «три!». Обратное перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде: «В одну колонну – Стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.

Перестроение уступами из шеренги.

Выполняется после предварительного расчета, который может быть различным и зависит от величины зала, количества занимающихся и упражнений, которые предстоит выполнять в этом строю. Например: расчет на «9, 6, 3, на месте», «4, 2 на месте» и т.п. После произведенного расчета следует основная команда: «По расчету шагом – Марш!». Все, кроме тех, кто сказал «на месте!», выполняют количество шагов, соответствующее названной при расчете цифре. В данном примере подсчет ведется до пяти, т.к. пятый счет необходим для приставления ноги.

По команде: «На свои места шагом – марш!» все, кто выходил из шеренги, делают поворот кругом (на – «раз-два!») и в этом же ритме, повторив то же, что и при выходе, начинают движение на свои места, приставляют ногу, после чего одновременно поворачиваются кругом (рис. 63).Рис. 63Перестроение уступами из колонны по одному в колонну по три (по четыре) производится также после предварительного расчета. При этом возможны такие же варианты расчета, как при перестроении уступами из одной шеренги в три (четыре), в этом случае используется команда. «Влево (вправо) по расчету приставными шагами шагом – Марш!». При обратном перестроении подается команда: «На свои места приставными шагами шагом – Марш!».

Перестроение из шеренги захождением плечом, выполняется после предварительного расчета: «По три (четыре и т.д.) – Рассчитайсь!». Получив команду: «Правое (левое) плечо вперед шагом – Марш!», занимающиеся продвигаются по радиусу круга. В момент, когда занимающиеся перестроятся в указанное преподавателем положение, могут подаваться следующие команды: «Группа (класс, отделение) – Стой!» или «На месте!» (рис.64).Рис. 64Перестроение из колонны по одному в колонну по три (4, 5 и т.д.) поворотом налево (направо) в движении.

Команда: «Налево (направо) в колонну по три (4, 5 и т.д.) – Марш!». Исполнительная команда подается в тот момент, когда первая тройка достигнет места, откуда предполагается начать поворот. Команда подается под левую (правую) ногу и с шагом правой (левой) первая тройка одновременно поворачивается налево (направо) и движется в новом направлении. Остальные продолжают движение и каждая последующая тройка выполняет поворот на том же месте вслед за первой. Команду «Марш!» для поворота должен подавать замыкающий каждой тройки.

Когда первая тройка достигнет места остановки, подается команда «Направляющие – На месте!», а затем, когда перестроение закончится – «Группа (класс, отделение) – Стой!» (рис.65 а).Рис. 65 аДля обратного перестроения в колонну по одному нужно: вначале повернуть группу направо (налево), а затем подать команду «Налево (направо) в обход в колонну по одному шагом – Марш!» Группа поочередно, начиная с первой тройки движется в обход, образуя одну колонну (рис. 65 б).Рис. 65 бПерестроение из колонны по одному в колонну по 3 (4, 5 и т.д.) поворотом в движении может производиться с одновременным размыканием на заданные дистанцию и интервал. В этом случае несколько видоизменяется предварительная команда «Налево в колонну по 3 (4 и т.д.), дистанция и интервал 2 (3, 4) шага – Марш!».

Соответственно команде, занимающиеся после поворота размыкаются на заданное расстояние по ходу движения.

Указание о дистанции и интервале можно дать и после начала перестроения, когда первая тройка уже повернется. В этом случае достаточно сказать «дистанция и интервал – 2 (3, 4) шага!».

Перестроение из колонны по одному дроблением и сведением в колонну по два (три, четыре) в движении.

Для этого перестроения подается команда: «Через центр – Марш!» (рис. 66), затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «В колонны по одному направо (налево) в обход – Марш!» (дробление) (рис. 66 а).

При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два – Марш!» (сведение) (рис. 66 б).

Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить занимающихся в колонну по четыре и т. д. (рис.66 в, г).Рис. 66 а, б, в, г

Обратное перестроение называется разведением и слиянием, например: из колонны по четыре производится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход – Марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два – Марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить занимающихся в колонну по одному.

ПередвиженияДля передвижения занимающихся во время занятий могут быть использованы разнообразные способы ходьбы.

Строевой шаг – шаг, при котором выпрямленная нога выносится вперед на 15-20 см от пола с оттянутым носком опускается акцентированно на всю ступню. Движения рук: вперед – согнув в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пояса (на расстоянии ширины ладони от тела), назад – до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук слегка сжаты в кулак. Голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой. Команда: «Строевым шагом – Марш!» (Если команда подается во время ходьбы, слово «шагом» опускается).

Оригинальна трактовка строевого шага, обнародованная белорусскими специалистами на физкультурных парадах (т.н. «белорусский парадный шаг»). Она заключается в необычных широкоамплитудных движениях рук. Движение рук вперед – до высоты плеча, назад – до отказа и слегка наружу. Движения ног те же, что в традиционном строевом шаге. При обучении целесообразно освоить движения руками, а затем выполнять их в сочетании с ходьбой.

Походный (обычный) шаг.

В отличие от строевого шага выполняется с меньшим напряжением.

Нога – выносится свободно, без оттягивания носка, постановка стопы на пол без акцента, руки – двигаются свободно.

Команды: «Шагом – Марш!» подается для любого движения шагом с места, «Обычным – Марш!» применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении. Исполнительная команда подается под левую ногу.

Бег.

Команда «Бегом – Марш!». При переходе на ходьбу подается команда «Шагом – Марш!».

Шаг на месте, переход к движению и остановка группы. Ходьба на месте предусматривает команду «На месте шагом – Марш!». Подсчет ведется так, чтобы счет «Раз!» совпадал с постановкой левой ноги, с которой всегда начинается ходьба и бег. Чтоб избежать притупления внимания занимающихся рекомендуется подсчет варьировать «раз–два!», «раз–два–три–и!» (в этом случае гласный звук чуть растягивается), «раз–два–три–четыре!». Нечетный счет подается под шаг левой ногой, четный – под шаг правой. Вместо нечетного счета можно говорить «Левой!».

Для перехода с шага на месте к движению предусмотрена команда: «Прямо – Марш!» подается под левую ногу, затем выполняется шаг правой ногой на месте и с левой ноги начинается движение вперед: «Шаг (2, 3 и т. д.) вперед (назад) – Марш!». Подсчитывая следует прибавлять 1 счет для четкого приставления ноги (при одном шаге считать до двух, при двух шагах – до трех и т.д.). При движении вперед взмах руками выполняется так же, как при обычном строевом шаге. При движении назад руки остаются внизу.

Для остановки группы, находящейся в движении в распоряжении преподавателя имеются два способа:

а) Подать предварительную команду: «Группа (класс, отделение)», а затем, под шаг левой ногой, исполнительную – «Стой!». После этого занимающиеся выполняют шаг правой и приставляют левую ногу. При этом следует подсчитать «раз–два!». Пауза перед исполнительной частью команды должна быть не менее четырех шагов.

б) «Направляющий – На месте!». Подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, больше. По этой команде направляющий переходит на ходьбу на месте, а другие продолжают движение до достижения обычной дистанции, после чего также обозначают шаг на месте. Затем следует команда: «Группа – Стой!» и подсчет «раз–два!».

Изменение темпа и ритма движения.

Команды: «Шире–Шаг!», «Короче–Шаг!». «Чаще–Шаг!». «Реже–Шаг!». «Полный–Шаг!». Исполнительная команда подается под левую ногу. Для согласованности в действиях занимающихся преподаватель подсчетом задает нужный темп и ритм выполнения.

Захождение плечом используется для изменения направления движения шеренги, колонны.

Выполняется по команде: «Правое (левое) плечо вперед шагом – Марш!». (Если команда подается при движении слово «шагом» опускается). При достижении необходимо руководителю поворота шеренги (колонны) могут последовать команды: «Прямо!», «На месте!», «Группа – Стой!».

  1   2   3   4   5   6

topuch.ru

строевые упражнения

Строевые упражнения (значение, задачи, методика).

Строевые упражнения – это совместные действия детей в том или ином строю. Строй – это размещение детей для совместных действий. Колонна – строй, в котором дети стоят друг за другом. Шеренга – строй, когда дети стоят один возле другого, по одной линии, смотрят в одну сторону.

Строевые упражнения служат для ориентировки в пространстве, для развития координации движений, для формирования правильной осанки, для развития чувства ритма и темпа, для формирования дисциплинированности у детей.

Виды построения

Выполнение построения

В колонну

Строим по подгруппам, без учёта роста ребёнка, в начале года строят 6-8 человек, к концу года приобщают всех.

Парами

Дети встают, кто с кем хочет.

Построение в шеренгу или в шеренгу

Построение не по росту, а по ориентиру, к воспитателю лицом.

Переходы на занятия

Дети идут гурьбой за воспитателем, к указанному ориентиру.

Размыкание и смыкание

Используем игровые приёмы (например, заранее разложенные кубики), по ориентиру. «Помашем ручками, как птички крылышками».

Команды и распоряжения.

Строевые упражнения

2-я младшая

Средняя

Построение в колонну

«Встать всем друг за другом» (без учёта роста).

«Построились друг за другом по росту».

Равнение

При построении в колонну говорим, что колонна должна быть ровная, красивая, спрячьтесь друг за другом.

Тоже + «подравнялись по ковру, по верёвочке» и т.д.

Проверка дистанции

«Остановились и проверили расстояние, помашем ручками как птички».

При ходьбе между детьми расстояние 1 шаг (28-30 см.).

Вывод звеньев

Звеньевых назначаем заранее, до начала движения. Куда должны вывести звенья ставим ориентиры, звенья выходят к воспитателю лицом.

Начало движения

«Пошли все за Леной». Используем ориентиры.

«В обход за Леной марш».

Повороты на углах

Дети обходят стульчики, кубики, кегли. Идём вокруг за воспитателем. Воспитатель руководит движениями детей.

«Ребятки, заходим в каждый уголок».

Остановка ведущего

«Лена остановись около стульчика».

«Лена на месте стой» или «группа стой».

Размыкание

 

«Звеньевые руки в стороны, а все детки руки вперёд».

Повороты

Повороты переступанием. «Ребята повернулись к окошечку (т.е. ориентир).

Используем ориентир, но даём поворот кругом, на право, на лево.

Методика проведения.

Построения

Младшая

Средняя

колонна

ведущий, строятся без роста, по ориентирам, друг за другом

тоже самое, но по росту

парами

второе звено подходит к первому и встают парами

выполняют построение парами на месте, второй подходит к первому

шеренга

ориентир, без учета роста, лицом к воспитателю

строятся по росту, можно использовать ориентир, но подравниваться по носкам ног

круг

ориентир, кубики выложены по кругу заранее, игра «пузырь»

по росту, сделаем ровный круг; раз, два, три в круг беги

в рассыпную, размещение детей в разных местах зала

ребятки, рассыпаться как горошек по всему залу

ориентира снимаются. Встаньте в рассыпную, вытягиваем ручки

Полукруг

 

ориентиры, из кубиков выложить полукруг, затем выстраиваем детей, после усвоения, они должны из разных видов движения выполнять построение в полукруг

несколько кругов

 

ориентиры, вокруг ямки каждый строит свой круг

из одной колонны в две, три

 

вывод звеньев к ориентирам, затем ориентиры снимаются, по мере закрепления

повороты

ориентир, дети выполняют поворот переступание, учим обходить предметы, оставленные в углах

повороты направо, налево, кругом, при ходьбе по залу заходим в каждый уголок

размыкание

птички – махи руками

в колонне, в шеренге, в круге, в звеньях

В младшей группе все построения выполняются с помощью воспитателя в колонну по одному, парами, построение в круг. Первое время используют построение по подгруппам и постепенно привлекают всех детей. Все движения воспитатель выполняет сам вместе с детьми, показывая детям от начала и до конца. В работе используют ориентиры.  

Строевые упражнения в старшей группе (методика обучения).

1) Построение – это действие для размещения в том или ином строю. Построения могут быть в колонну, в круг или несколько кругов, парами, в шеренгу, полукруг, в рассыпную. 

2) Перестроение – это переход от одного строя в другой; перестроение из одной колонны в две, три; перестроение из одного круга в несколько кругов; перестроение из шеренги в круг; из шеренги в рассыпную.

3) Повороты: на право, на лево, кругом, полуоборот. 

4) Размыкание – это способ увеличения строя, с использованием рук.

5) Смыкание – это приём уплотнения разомкнутого строя, с использованием прыжков, бега, приставных шагов. 

В старших группах все дети самостоятельно выполняют по указаниям (сигналу) воспитателя построения и перестроения из колонны в пары, четвёрки путём прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Они строятся в ровные шеренги без ориентира. Выполняют смыкание и размыкание колонн, используя приставной шаг; проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки; овладевают построением по глазомеру, ориентируясь на водящих; осваивают повороты на месте по команде «Направо. Раз-два!».

Команды и распоряжения. Построение в колонну: в колонну по росту становись. Равнение: равнение за направляющим, ориентиров нет, равнение по носкам ног. Проверка дистанции: «Ребята, идём красиво и соблюдаем дистанцию 1 шаг». Или «разомкнулись и проверили расстояние». Вывод звеньев: «Через центр тройками шагом марш, разомкнись». Начало движения: «За направляющим в обход шагом марш». Повороты на углах: «Идём, обозначая повороты на углах». Остановка ведущего: «Ведущий на месте стой раз, два».  Размыкание: «Проверьте расстояние». Повороты: «Повернулись на право раз, два, кругом». Чёткая команда и дети её выполняют. 

Методика проведения. Построение в колонну: без ориентира, по росту, команда. Построение парами: даём команду на первый второй расчитайсь, вторые номера подошли к первым. Построение в шеренгу: по росту в шеренгу становись, без ориентиров, красиво по росту встали. Построение в круг: в круг становись. Построение в рассыпную: становись в рассыпную, без ориентиров. Построение в полукруг: Команда в полукруг, по росту строятся красиво. Построение в несколько кругов: без ориентиров, в круг становись по росту, расстояние между друг другом. Перестроение из одной колонны в две и три: тройками шагом марш, команда на первый, второй, третий расчитайсь, из одной шеренги в две, три перестроение, вторые номера на месте, а первые и третьи выполняют движение.  Повороты: направо, налево, кругом раз, два; повороты прыжком, обозначайте повороты на углах.  Размыкание: на вытянутые руки разомкнись. Построение в шахматном порядке: рассчитаться на первый, второй, третий, через центр тройками шагом марш, первые, третьи стоят, вторые шаг назад. 

studfiles.net

4.1. Строевые упражнения в I-XI классах

I класс

Учащимся I класса необходимо овладеть следующими строе­выми упражнениями: строевая стойка, построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, по зара­нее установленным местам; размыкание на поднятые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом — МАРШ!», «Класс —СТОЙ!».

Строевая (основная) стойка. В положении строевой (основ­ной) стойки нужно стоять подтянуто, ровно, но без лишнего на­пряжения: пятки поставить вместе, носки развернуть на шири­ну стопы, колени выпрямить; голову держать прямо, плечи

слегка отвести назад и свободно опустить; руки выпрямить вдоль туловища, пальцы полусогнуть, большой палец — на се­редине бедра. Строевая стойка принимается по команде «Стано­вись!» и «Смирно!».

Построение в колонну по одному на месте. Выполняется по команде: «Класс, в колонну по одному — СТАНОВИСЬ!». Подав команду, учитель (а по мере освоения этого упражнения и де­журный ученик) принимает положение строевой (основной) стойки лицом в сторону движения, а класс становится за ним. Дистанция между учащимися — расстояние одного шага или вытянутой руки, ладонью которой следует коснуться плеча впе­реди стоящего ученика. Элементы правильного построения ус­ваиваются не сразу. Особенно трудно дается соблюдение нужно­го расстояния, вот почему здесь так важно наличие разметки или ориентиров (флажков, мячей и т. п.). Дети учатся занимать свои места, находиться на определенном расстоянии друг от друга и соблюдать равнение.

Построение в шеренгу. Производится по команде: «Класс, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ!». П^давкоманду, учитель при­нимает положение строевой стойки, класс выстраивается влево от него. С началом построения учитель выходит из строя и сле­дит за выстраиванием класса. При обучении построениям в ко­лонну по одному и шеренгу учитель использует и команду «Ра­зойдись!». Например, после построения класса в тот или иной строй учитель проверяет правильность и подает команду «Ра­зойдись!». Дети выходят из строя, играют или свободно пере­двигаются по залу. Через 10-15 с по команде «Становись!» уче­ники должны занять свои места. Задание повторяют несколько раз. Обучая учащихся построению в колонну и шеренгу, учи­тель должен объяснять, что понимается под словом «колонна» и «шеренга». Далее следует показать на примере, расставив уче­ников в затылок друг другу (колонну) или на одной линии ли­цом в одну сторону (шеренгу), какой строй называется колон­ной, а какой шеренгой. Учащиеся должны также уяснить, что расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией, а между стоящими в шеренге — интервалом.

Построение в круг. Самым простым вариантом является по­строение в круг из шеренги взявшись за руки. Здесь возможны два способа: а) учащиеся берутся за руки, а учитель, левой рукой захватывая правую руку направляющего (правофлангового), двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкаю­щего; б) учитель, остановившись против ученика посередине ше­ренги на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение:

Т-Т6

117

«Держась за руки, построиться в круг». По этому распоряжению ученик в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигают­ся, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг учителя. Когда дети изучат эти способы построения, можно стро­ить в круг по команде «В круг — СТАНОВИСЬ!».

Перестроение по звеньям, по заранее установленным мес­там. Применяется для выполнения общеразвивающих упраж­нений, проведения эстафет, некоторых подвижных игр. Для этого учитель вызывает из строя трех (четырех) учеников и ста­вит по одному на расстоянии, удобном для занятий. Потом вы­зывает следующих трех или четырех учеников, которые встают в затылок направляющим и т. д. Когда дети будут знать свои места в колонне, построение можно производить по команде «Класс, в колонну по три (четыре) — СТАНОВИСЬ!». Для вы­полнения общеразвивающих упражнений при перестроении эф­фективно использовать заранее подготовленные разметки с уче­том определенных интервалов и дистанции.

Размыкание на поднятые в стороны руки. Размыкание внача­ле лучше изучать в небольших шеренгах или рядах. После объ­яснения упражнения учитель дает распоряжение «Разомкнитесь на поднятые в стороны руки», по которому все учащиеся, кроме стоящего справа, отходят влево, одновременно поднимая руки в стороны, до тех пор, пока концами пальцев поднятых в стороны рук не будут касаться пальцев рук соседей справа и слева.

Повороты направо и налево на месте. ВI классе повороты на­право и налево вначале осваиваются простейшими способами: переступанием и прыжком. Для этого учитель знакомит уча­щихся с расположением правой и левой сторон. Например, да­ются распоряжения: «Поднимите правую руку», «Повернитесь в сторону правой руки», причем на способ поворота внимание не обращается. После прочного усвоения учениками правой и ле­вой сторон им показывается поворот переступанием. Он выпол­няется на счет «раз-два» по команде «Напра-ВО!», «Нале-ВО!». Ученики, свободно переступая с одной ноги на другую, повора­чиваются в нужном направлении. Для выполнения поворота прыжком подается команда «Прыжком напра-ВО (нале-ВО)!». Освоив эти повороты, можно приступить к обучению поворотам на пятке одной и на носке другой ноги. Поворот направо выпол­няется на пятке правой ноги и носке левой, а налево — наобо­рот. Поворот вначале выполняют по разделениям на два счета: на счет «раз» поворачиваются на пятке одной и на носке другой ноги в нужную сторону, на «два» — приставляют ногу, которая стояла на носке, к другой ноге. Когда дети научатся выполнять

повороты на месте по разделениям, можно приступить к его вы­полнению по команде. Например, по предварительной команде «Напра-» дети выполняют первую половину поворота, что соот­ветствует счету «раз», — поворот на правой пятке и левом нос­ке. По исполнительной команде «-ВО!» приставляют левую но­гу к правой, заканчивая поворот. При обучении поворотам на месте сразу необходимо обращать внимание на положение рук, так как их расслабленное положение является одной из типич­ных ошибок в этом упражнении.

Команды «Шагом — МАРШ!», «Класс — СТОЙ!». В зависимо­сти от того, какая команда подана: «На месте шагом — МАРШ!» или «Шагом — МАРШ!», — учащиеся должны выполнять те или иные действия. Обучение команде «Шагом — МАРШ!» желатель­но вести после освоения команд «На месте шагом — МАРШ!» и «Класс — СТОЙ!». По команде «На месте шагом — МАРШ!» уче­ники по произнесении предварительной ее части должны перене­сти тяжесть тела на правую ногу, а по исполнительной — начи­нать движение с левой ноги и шагать на месте до команды «Класс — СТОЙ!», исполнительная часть которой подается под левую ногу, затем выполняется шаг правой и приставляется ле­вая нога. Обучение лучше вести фронтально в шеренге. После ос­воения этих команд на месте можно приступить к обучению с про­движением вперед. Для этого подается команда «Шагом — МАРШ!», и учащиеся начинают передвигаться вперед. Для их ос­тановки подается команда «Класс — СТОЙ!».

Движение в обход. В этом же классе необходимо научить де­тей двигаться в колонне вдоль границ зала, т. е. в обход. Для выполнения этого передвижения подается команда «В обход на­лево (направо) шагом — МАРШ!».

studfiles.net

Гимнастика.docx - Гимнастика. Строевые упражнения.

налево, направо на месте. Повороты на 45 градусов.Выполняются как на право, так и налево по командам «Пол­оборота напра­ВО (Нале­ВО)!». По технике выполнения соответствуют поворотам направо и налево на месте.Построение в шеренгу.Производится по команде «Класс, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ!». Подав команду, учитель принимает положение строевой стойки, класс выстраивается влево от него. С началом построения учитель выходит из строя и следит за выстраиванием класса. Построение в колонну по одному на месте.Выполняется по команде «Класс, в колонну по одному – СТАНОВИСЬ!», подав команду, учитель принимает положение строевой стойки лицом в сторону движения, а класс становится за ним. Дистанция между учащимися – расстояние одного шага или вытянутой вперед руки. При обучении рекомендуется использовать разметки на полу. Одновременно с обучением построениям в шеренгу и колонну по одному, используется команда «Разойдись!». Обучая учащихся построению в колонну и шеренгу, учитель должен объяснять, что понимается под словом «колонна» и «шеренга», «дистанция» и «интервал».Построение в круг. Самым простым вариантом является построение в круг из шеренги взявшись за руки. Здесь возможны два способа: а) учащиеся берутся за руки, а учитель, левой рукой захватывая правую руку направляющего двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего; б) учитель, остановившись против ученика посередине шеренги на расстояниинескольких шагов, дает распоряжение: «Держась за руки построиться в круг». По этому распоряжению ученик в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг учителя. Когда дети изучат эти способы построения, можно строить в круг по команде «В круг ­ СТАНОВИСЬ!».Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам.Применяется для выполнения ОРУ, проведения эстафет, некоторых подвижных игр. Для этогоучитель вызывает из строя троих (четверых) учеников и ставит по одному на расстоянии, удобном для занятий. потом вызывает следующих трех (четырех) учеников, которые встают в затылок направляющим и т.д. когда дети будут знать свои места в колонне, построение можно производить по команде «Класс, в колонну по 3 (4) – СТАНОВИСЬ!». Для выполнения ОРУ при перестроении эффективно использовать заранее подготовленные разметки с учетом определенных интервалов и дистанций.Перестроение из одной шеренги в две.После расчета на «первый­второй» подается команда «Класс, в две шеренги – СТРОЙСЯ!». По исполнительной команде вторые номера на счет «раз» делают шаг левой назад; на счет «два», не приставляя правой ноги, ­ шаг вправо, чтобы встать в затылок первым номерам;на счет «три» ­ приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подается команда «Класс, в одну шеренгу – СТРОЙСЯ!». По исполнительной команде вторые номера выходят налинию первых, делая на счет «раз» левой ногой шаг влево; на счет «два», не приставляя правой ноги, шаг вперед; на «три» ­ приставляют левую ногу. Обучение вначале проводится по расчлененному методу.Перестроение из одной колонны в колонну по два на месте.Так же как и при перестроении из одной шеренги в две, предварительно производится расчет на «первый­второй», затем подается команда «Класс, в колонну по два – СТРОЙСЯ!». По исполнительной части команды вторые на счет «раз» делают правой ногой шаг вправо; на счет «два», не приставляя левую, ­ шаг вперед, чтобы выровняться с первым номером; на счет «три» приставляют правую ногу. Обратное перестроение выполняется по команде «Класс, в одну колонну – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера на счет «раз» делают шаг правой назад; на «два» ­ шаг правой, встать в затылок первым, и на «три» приставляют правую. Вначале можно использовать упрощенный способ перестроения приставными шагами вправо или влево.Перестроение из одной шеренги в три (четыре) уступами.В зависимости от того, на какое расстояние учитель желает построить шеренги, можно использовать тот или иной вариант. Предварительный расчет по команде «На четыре, два, на месте (девять, шесть, три, на месте) – РАССЧИТАЙСЬ!». После этого подается команда «По расчету шагом – МАРШ!». По этой команде каждый ученик делает соответствующее расчету количество шагов вперед и приставляет ногу. Для обратного перестроения по команде «На свои места шагом – МАРШ!» вышедшие из строя поворачиваются кругом, идут насвои места и делают поворот кругом.Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре) поворотом в движении. При движении класса в обход налево, как правило, на верхней или нижней границах зала подается команда «Налево в колонну по два (три, четыре и т.д.) – МАРШ!» (рис. 129). Исполнительная команда подается под левую ногу, после этого учащиеся делают шаг правойвперед и выполняют поворот налево. После поворота первой двойки (тройки и т.д.) следующие делают поворот на том же месте, что и первые (команду «МАРШ!» подает замыкающий каждой двойки (тройки и т.д.)) Здесь же можно дать указания об интервале и

znanio.ru

повороты, перестроения в шеренги, колонны на месте, в движении"

Содержание

Доз-ка Организационно-методические указания

I

Подготовительная часть:

12-13 мин.

До начала занятий подготовить наб/мячи в установленном месте.

Отметить отсутствующих. По порядку номеров рассчитаться.

1

Построение, приветствие, сообщение темы, задачи урока. Значение строевых приёмов, без которых невозможна успешная организация учащихся на уроках физической культуры. Они обеспечивают порядок и дисциплину на уроках, настраивают учащихся с первых минут урока на серьёзное отношение к работе, формируют правильную осанку, умение согласованно выполнять коллективные действия в строю.

1-2мин.

 

2

Команда: “Равняйся! Смирно!” на 1-2-й рассчитайся!

10сек.

 

3

Строевые приёмы на месте:
  • Повороты налево (направо), кругом.
  • Перестроения в 1-2 шеренги, колонны.

5 мин.

Вызывается один желающий, провести строевые приёмы на месте или по алфавиту. Следить за терминологией, ритмом, чёткостью выполнения. Подсказывать.

4

Анализ самостоятельного проведения строевых приёмов.

1 мин.

Поблагодарить, отметить ошибки, над чем продолжить работать.

5

Ходьба с заданием:       И.п. – обычная ходьба

1 – левая рука на пояс, 2 - правая рука на пояс;

3 – левая на плечо, 4 -правая на плечо;

5 – левая вверх прямая, 6 - правая вверх прямая:

7 – левая в сторону прямая, 8 - правая в сторону прямая.

30 сек.

Следить за осанкой, голову держать прямо, не сутулиться. Следить за дыханием.   И.п. – руки за голову, ходьба на носках.

20 сек.

Локти широко развести в стороны, спина прямая, ноги прямые.   И.п – руки на пояс, ходьба на пятках

20 сек.

Держать равнение в колонне, следить за осанкой, за дыханием.   И.п. – руки за спину, ходьба на внешней стороне стоп.

20 сек.

Голову держать прямо, локти широко развернуть в стороны, спина прямая. Профилактика плоскостопия.   И.п. – руки за голову, в полуприседе.

20 сек.

Спина прямая, локти широко развёрнуты в стороны. Следить за дыханием.   Обычной ходьбой, марш!

10 сек

Восстанавливаем дыхание.

6

Бег с заданием:       Обычный бег в среднем темпе.

20 сек.

Равнение в колонне, соблюдать дистанцию.   Внимание! 1-е (2-е) номера, влево в 2 колонны стройся!

1-е (2-е) номера в одну колонну стройся!

20 сек

Следить за дыханием, равнение в колоннах.   1-е (2-е) – бег с высоким подниманием бедра, 2-е

(1-е) бег с захлёстыванием голени назад.

20 сек.

Через 10 сек. меняются упражнениями по сигналу свисток.   Внимание! 1-е бег спиной вперёд, 2-е – обычный бег.

20 сек.

Через 10сек. меняются упражнениями. Следить за дистанцией, не допускать столкновений.   Бег в противоположным направлении.

Варманты:

а) вызываются сначала нечётные номера №1,3,5,7,9, затем чётные;

б)10,9,8,7,6,5,4 и т.д.;

в) повторять номера по 2 раза.

30 сек.

Вызывается учащийся по порядковому номеру в строю н-р: №7, учащийся под этим номером выбегает из колонны, разворачивается и бежит в противоположном направлении, поравнявшись с колонной встаёт на своё место.   Упражнения в парах:

2-е номера влево становись!

1-2-е лицом друг к другу становись! Руки на плечи друг другу. Приставными прыжками – марш!

20 сек.

Соблюдать дистанцию, равнение в колонне, не допускать столкновений. Следить за дыханием.

7

Закончили упражнение, 2-е номера в одну колонну стройся! Постепенно переходим на ходьбу. Восстанавливаем дыхание руки через стороны. Вдох, выдох.

20 сек.

Если дыхание не восстановилось, пройти ещё один круг.   По ходу движения берут в правую руку набивной мяч.

10 сек.

Вес мяча 1,5 кг. Никаких лишних движений с мячом.

II

Основная часть:

27-28 мин.

    Перестроение в 2 шеренги.

Комплекс ОРУ с набивными мячами

6-8 мин.

Комплекс проводит учащийся (по очереди) проводит без подсматривания в конспект если недостаточно упражнений, то даются рекомендации(он должен знать комплекс наизусть). Конспект заранее проверяется. По ходу проведения комплекса, исправляется терминология, команды, ритмичность.

.

  Построение в одну шеренгу. Анализ проведения комплекса ОРУ. Оценка.

2 мин.

Замечания учащихся, какие неточности, ошибки были допущены проводившим комплекс. Что понравилось.

8

Совершенствование техники строевых приёмов в движении:
  • Повороты налево, направо, кругом.
  • Перестроения в 1-2 шеренги, колонны.
  • Вариант усложненных упражнений:

    5-6 мин.

    6-7 мин.

    Следить за правильной осанкой.

     

     

     
    • Перестроения в шеренги: 1-е (2-е) номера вперёд (назад) с поворотом налево (направо или кругом) становись!

    3-4 мин.

    Упражнение развивает внимание, мышление, внимательность.

    Перестроение на счёт 1,2,3,4, а поворот строго на второй счёт – 1,2,3,4.

    Следить за равнением в строю, чётким выполнением упражнения.

     
    • Перестроения в колонны: 2-е (1-е) номера влево (вправо) с поворотом налево (направо или кругом) становись!
    • 1-е (2-е) номера в одну, с поворотом направо (налево, кругом) становись!

    3-4 мин.

     

    Упражнение развивает внимание, мышление, внимательность.

    Перестроение на счёт 1,2,3,4, а поворот строго на второй счёт – 1,2,3,4.

    Следить за равнением в строю, чётким выполнением упражнения.

      Совершенствование техники походного, строевого шага.

    5 мин.

     

    1

    Строй в две колонны: “В обход налево за направляющими – Марш!”    

    2

    • Через середину в две колонны – Марш!
    • Класс! Налево (направо) – Марш!
    • Класс! Кругом!

    1 мин.

    Соблюдать равнение, дистанцию. Следить за правильной осанкой, шагом, ритмичностью, отмашкой рук.   Противоходом налево (направо) Марш!   Выполняют задание в колоннах по двое.   Через середину зала в колонны по 2-е – Марш!

    1-е налево!

    2-е направо! Марш!

    1 мин.

      Через середину зала в колонны по 3 (4,5,6) – Марш!

    Класс! В колонну по 1-му(2) в обход налево (направо) Марш!

    1 мин.

      В колонны по двое – походным шагом – Марш!

    1 мин.

    Равнение в колоннах, дистанцию держать, следить за осанкой.   Класс! Строевым шагом – Марш!

    Строевым – налево, направо, кругом!

    1-2 мин

    Чёткость движений, правильная осанка.   Класс! Обычным шагом в одну колонну – Марш!

    10 сек.

    Учащиеся идут на первоначальное место построения.   Подвижная игра “Штандер”.

    4-5 мин.

    Объяснение игры с усложнённым вариантом (вместо имени выкрикивается порядковый номер учащегося). Мяч небольшого размера, но не твёрдый.

    Игра заканчивается по сигналу свисток.

    III

    Заключительная часть:

    4-5 мин.

        Построение в одну шеренгу. Подведение итогов. Объявить и выставить оценки.

    Д/з – составить комплекс ОРУ с гимнастическими палками.

      Отметить лучших, активных учащихся, что получилось на уроке, что не получилось, над чем нужно поработать.   Организационный уход из спортивного зала.    

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    строевые упражнения

    Строевые упражнения- совместные действия занимающихся в том или ином строю.

    Строй - это размещение занимающихся для совместных действий. К строевым упражнениям относятся построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания, передвижения. Эти упражнения главным образом используются для совместного организованного и быстрого размещения занимающихся в физкультурном зале, на площадке перед выполнением физических упражнений и после их окончания. Вместе с тем они способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, воспитанию дисциплинированности, организованности, подтянутости. Дети усваивают понятия о колоннах, шеренгах, круге, поворотах (налево, направо, кругом), смыканиях и размыканиях. Музыкальное сопровождение при выполнении строевых упражнений создает у ребят бодрое настроение. Для удобства проведения строевых упражнений в физкультурном зале (на площадке) определяются условные точки: центр, середина (верхняя, нижняя, левая, правая), углы (верхний левый, правый, нижний левый, правый).Эти условные обозначения определяются по правой границе зала - одной из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий.

    Построения - это действия детей для размещения в том или ином строю. К ним относятся построения в колонну по одному, парами, в одну шеренгу, в круг, несколько кругов, полукругом, врассыпную.

    Построение в колонну по одному. Колонна - строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки. Такой строй называется сомкнутым. Во главе колонны находится направляющий, а в конце ее - замыкающий. Для построения в колонну по одному подается команда «В колонну по одному - становись!». По этой команде воспитатель встает по правую сторону, лицом в верхний правый угол и поднимает правую руку вверх. За ним должны построиться дети друг за другом и принять основную (строевую) стойку, т.е. стать прямо без напряжения, пятки соединить, носки развернуть по линии фронта на ширину ступни (стопы), ноги в коленях выпрямить, грудь приподнять, туловище несколько подать вперед, живот подобрать, не сгибаясь в пояснице, плечи держать на равной высоте, руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы согнуты, голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка, смотреть перед собой, равняясь в затылок друг другу, и не шевелиться. После того как за воспитателем встал один ребенок, он встает лицом к колонне, чтобы видеть всех детей и руководить построением. При подаче команды и на протяжении всего построения в колонну по одному воспитатель сам принимает основную стойку, старается быть предельно подтянутым и служить образцом для детей. В положении основной стойки дети стоят недолго: подается команда повернуться направо, налево, начинать движение или принять стойку «вольно». По команде «Вольно!» в сомкнутом строю дети, не сходя с места, переносят массу тела на одну прямую ногу (правую или левую), другую слегка сгибают в колене. Руки опущены вдоль туловища или за спиной (захват за запястье -правая рука держит за запястье левую руку). В разомкнутом строю по команде «Правой (левой) - вольно!» отставляется правая (левая) нога на шаг в сторону, масса тела равномерно распределяется на обе ноги. После команды «Вольно!» подается команда «Смирно!». Перед исполнительной командой «Смирно!» добавляется слово группа {колонна, внимание и др.), привлекающие внимание, например: «Группа - смирно!», «Колонна - смирно!», «Внимание -смирно!». Для отмены команды, прекращения неправильно (нечетко) выполняемого движения подается команда «Отставить!». По этой команде принимается предшествующее ей положение. Для отмены построения в колонну по одному с выходом из строя применяется команда «Разойдись!». После этой команды можно свободно передвигаться по залу (площадке). Для равнения в колонне по одному подается команда «Равняйсь!», и дети должны смотреть в затылок впереди стоящему. Перед исполнительной командой «Равняйсь!» добавляют слово группа (колонна, внимание и др.), например: «Группа-равняйсь!», «Колонна - равняйсь!», «Внимание - равняйсь!». Если надо колонну по одному передвинуть вперед, назад, в сторону (вправо, влево), на два шага (или несколько шагов), подается команда «Два шага вперед (назад) шагом - марш!» По этой команде на «раз», «два» делается два шага вперед (назад) и на «три» приставляется нога. По команде «Два шага вправо (влево) шагом - марш!». На «раз», «два», «три», «четыре» делается два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.В младших группах обучают построению в колонну по одному, кто за кем хочет, а с четвертого года жизни - уже по росту. В начале обучения построению в колонну по одному широко используются зрительные ориентиры: детям предлагают стать около предметов (кубиков), расположенных на одной линии (на расстоянии 40-45 см), или между двумя шнурами, или около одного шнура (на шнурах завязываются ленточки, около которых должны строиться дети. Когда все дети встанут около кубиков (ленточек), воспитатель поясняет, что они встали друг за другом и, чтобы проверить правильность построения, нужно поднять руки вперед до уровня плеч впереди стоящего ребенка и смотреть ему в затылок. Затем предлагается детям разойтись и походить, а по распоряжению воспитателя снова построиться, подравняться в затылок, соблюдая дистанцию. Это задание повторяется несколько раз. Дети постепенно приучаются к равнению в затылок, к проверке дистанции сначала с помощью двух, одной руки, а затем на глаз, строятся без помощи зрительных ориентиров. В младших группах для закрепления навыка построения в колонну по одному проводятся игры «Поезд», «Пойдем гулять», «За высоким и низким» и др.Сначала построение в колонку по одному проводится без учета времени. В дальнейшем дети должны уметь строиться в обусловленное время или как можно быстрее. Воспитатель определяет время построения и объявляет детям результат. Когда дети научатся строиться в колонну по одному на одном месте, нужно развивать у них умение выполнять построение в разных местах зала (площадки). Постепенно детей приучают к пониманию команды для построения в колонну по одному. В младших группах дается сначала распоряжение «Дети, станьте около кубика (между двумя шнурами, около ленточки на шнуре)»; «Дети, станьте за Олей - друг за другом!». В старшем возрасте распоряжение заменяется командой «В колонну по одному ― становись!». В процессе обучения построению в колонну по одному воспитатель делает указания, относящиеся к положению туловища, головы («Станьте прямо», «Выпрямите спину», «Плечи расправьте», «Голову выше»). Для равнения даются указания «Спрячьтесь, чтобы никого не было видно», «Смотрите в затылок друг другу». Для проверки дистанции подаются распоряжения «Руки вперед - ставь!», «Руки - опустить!», «Проверьте на глаз дистанцию!». А для детей старшего возраста дается команда «Равняйсь!». Для уточнения положения ног дается указание «Поставьте пятки вместе, носки врозь!». Для закрепления правильной стойки при построении в колонну по одному дети старшего дошкольного возраста поочередно выполняют команды «Смирно!» и «Вольно!». Построение в пары (парами). В младших группах по распоряжению воспитателя «Станьте в пары!» каждый ребенок находит себе партнера, берет его за руку и оба встают на указанное место. Следующая пара встает за предыдущей. Как только все пары займут места в строю, воспитатель предлагает опустить руки и подравняться, смотря в затылок впереди стоящему ребенку. Для закрепления навыка построение в пары повторяется несколько раз. По команде «Разойдись!» все дети ходят или бегают. А по распоряжению «Станьте в пары!» строятся в пары. Сначала дети встают в пары кто с кем хочет, затем дается задание запомнить, с кем ребенок стоит в паре, и после ходьбы и бега найти именно свою пару. В дальнейшем построение в пары проводится к обусловленное время или как можно быстрее. Используются подвижные игры («Найди себе пару» и др.). В пары можно построиться и во время движения. Дети ходят или бегают по всему залу. По распоряжению «Станьте в пары» («В пары - становись!») каждый ребенок находит себе пару, берет за руку, и пары продолжают ходьбу вперед. По команде «Разойдись!» дети ходят врассыпную. Такое задание выполняется несколько раз. В старших группах построение в пары (в колонну по два) проводится путем перестроения из колонны по одному (как на месте, так и во время ходьбы).

    Построение в одну шеренгу. Шеренга- строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону. Интервал (расстояние) между детьми (от локтя до локтя) равен ширине ладони. Такой строй называется сомкнутым. Разомкнутый строй, когда интервал между детьми равен одному и более шагам. В шеренге различают начало и конец строя (фланг): правый и левый. Стоящего первым на правом фланге называют правофланговым, а на левом фланге -левофланговым. Сторона строя, в которую дети обращены лицом, имея правый фланг с правой стороны и левый - с левой, называется фронтом. Сторона строя, противоположная фронту, называется тыльной. В одну шеренгу группа строится спиной к окнам на расстоянии не менее одного шага от стены, а при двустороннем освещении - спиной к южным окнам, чтобы свет не мешал занимающимся наблюдать за действиями воспитателя. Одновременно с подачей команды «В одну шеренгу - становись!» педагог становится (встает) в верхний правый угол на правом фланге лицом к фронту к левой стороне зала в положение «смирно», поднимает левую руку в сторону, голову поворачивает влево, указывая направление построения. Дети выстраиваются слева от него и принимают основную стойку. Как только занимающиеся начинают строиться, воспитатель делает несколько шагов вперед, поворачивается лицом к группе и наблюдает за построением. Равнение проводится по команде «Равняйсь!». При этом правофланговый занимает стойку «смирно». Все остальные дети поворачивают голову вправо, правое ухо выше левого, подбородок приподнят, и каждый должен видеть грудь четвертого человека (считая себя первым). После этого подается команда «Смирно!» Равняться можно и по левофланговому. Но это должно быть отражено в команде («Налево - равняйсь!»). По этой команде занимающиеся поворачивают голову влево и выравниваются так, чтобы видеть грудь четвертого человека. Воспитатель подает команду «Смирно!», по которой все дети поворачивают голову прямо и стоят в основной стойке. Возможно равнение и на середину. По команде «На середину - равняйсь!» дети, стоящие справа от среднего, поворачивают голову влево, а дети, стоящие слева от среднего, поворачивают голову вправо. При обучении детей построению в одну шеренгу пользуются зрительными ориентирами - предметами (кубиками, шнурами с лентами), расстояние между которыми должно быть такое, чтобы дети могли разместиться, сохраняя интервал между локтями. Детям предлагается стать в основную стойку около кубика лицом к воспитателю, слегка касаясь носками предмета. Вместо кубиков можно использовать шнур, на котором завязаны ленточки на расстоянии 40-45 см. Кубики, ленты помогают уточнить детям представление об интервале между локтями и умение сохранять его при построении. В дальнейшем построение в одну шеренгу проводится около шнура без ленточек (для сохранения интервала дети слегка касаются друг друга локтями полусогнутых рук), а потом и без зрительных ориентиров. Сначала дети строятся по распоряжению воспитателя «Дети, станьте около кубика (ленточки, шнура) один возле другого лицом ко мне!» («Дети, станьте в линеечку около шнура!», «Дети, станьте в одну шеренгу!»). Постепенно дети подводятся к построению в одну шеренгу по команде «В одну шеренгу - становись!»Сначала дети встают в любом порядке независимо от их роста. На четвертом году жизни их приучают строиться по росту и предлагают запомнить свое место в шеренге. Для закрепления навыка построения в одну шеренгу даются различные задания. Например, по команде «Разойдись!» воспитатель предлагает детям ходить или бегать по всему залу (врассыпную), а затем по новой команде снова стать на свое место. Такие задания выполняются несколько раз. Чтобы шеренга была ровной, детей учат сначала равняться по предметам (ленточки, шнур). Строя детей около шнура, приучают смотреть на носки рядом стоящего ребенка («По носкам - равняйсь!»). После того как дети научатся равняться по шнуру, носкам, дается задание равняться по груди («По груди - равняйсь!»). Строиться в одну шеренгу детям предлагают сначала в одном (знакомом) месте, а затем - в любом. Когда дети освоят построение в одну шеренгу, можно проводить подвижные игры, в которых будет использоваться указанное построение («Перелет птиц», «Два мороза» и др.).

    При построении в круг дети стоят один возле другого на интервал между локтевыми суставами, равном ширине ладони, лицом к центру, приняв основную стойку. Сначала при обучении построению в круг используются зрительные ориентиры: по кругу ставятся предметы (кубики и др.) пли кладется шнур с завязанными ленточками (на определенном расстоянии), в центр круга ставится предмет (кубик, кегля и др.). Воспитатель предлагает детям стать около кубиков, ленточек, вдоль шнура лицом к центру (кубику). Он разъясняет, что расстояние от каждого ребенка до центра (предмета) одинаковое; предлагает измерить глазом, запомнить это расстояние и выровнять круг. В дальнейшем шнур убирают. Дети становятся вокруг лежащего в центре предмета, берутся за руки и выравнивают круг на глаз (в середину круга можно вместо предмета поставить ребенка или стать самому воспитателю). Затем дети приучаются определять расстояние от одного ребенка до другого, стоящего напротив по кругу, и строятся в круг, ориентируясь на него, при этом сначала держась за руки, а затем без помощи рук. Вначале дети строятся в круг в любом порядке, кто за кем хочет, потом - по росту. Важно только, чтобы круг не разрывался, не сужался и не расширялся. С этой целью воспитатель напоминает: «Дети, круг должен быть ровным, как обруч». Для проверки расстояния между детьми при построении в круг воспитатель предлагает взяться за руки и поднять их в стороны. Дети строятся в круг по распоряжению «Станьте в круг!» («Раз - два - три - в круг скорей беги!», «В круг - становись!»). Для закрепления навыка построения в круг детям дается задание «Разойдись!». Дети ходят или бегают кто где хочет, затем по распоряжению воспитателя вновь занимают свои места и выравнивают круг. Для построения двух, трех, четырех и более кругов вначале целесообразно, так же как и при построении в один круг, пользоваться зрительными ориентирами. Детей делят на 2, 3, 4 подгруппы. Они ходят или бегают по залу, а по сигналу воспитателя каждая подгруппа строится вокруг указанного ему ориентира (предмета, выбранного для этого ребенка) В дальнейшем задания усложняются: после ходьбы или бега дети закрывают глаза, а воспитатель переставляет предметы (ведущих) в другие места и по распоряжению «Станьте в круг» дети находят свои предметы и строятся вокруг них.Дети должны не только правильно построиться в круг, но и быстро (с учетом времени). Для закрепления приобретенных навыков используются подвижные игры («Пузырь», «Карусель», «Ровным кругом», «Теремок» и др.). При построении полукруг занимающиеся стоят на половине круга один возле другого на интервал между локтями. Сначала при обучении построению полукругом наряду с объяснениями используются зрительные ориентиры (кубики, шнуры и т. д.).Предметы ставят полукругом, и дети по распоряжению «Станьте полукругом!» встают около них, лицом к центру, соблюдая интервал и приняв основную стойку. После того как дети освоят построение с помощью зрительных ориентиров, они выполняют его на глаз.

    Построение врассыпную - это размещение занимающихся в разных местах зала без точно установленного между ними интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук.Обучение построению врассыпную проводится с помощью зрительных ориентиров. Для этого предметы (кубики, кегли и др.) ставятся в разных местах зала на таком расстоянии (вытянутых вперед, в стороны рук), чтобы дети при выполнении упражнений не задевали друг друга. По распоряжению «Станьте врассыпную!» («Врассыпную -становись!») дети встают около предметов лицом в одну сторону (к воспитателю). При построении врассыпную можно использовать имитации: дети, подняв в стороны руки, бегают, кружатся, изображая снежинки, стараясь не задеть друг друга. По сигналу воспитателя «Снежинки упали» дети останавливаются и проверяют интервал и дистанцию с помощью рук или на глаз. Если дети задевают друг друга руками, то они размыкаются (отходят друг от друга), а после этого опускают руки вниз.

    Перестроения - переходы из одного строя в другой. В процессе занятий физическими упражнениями детей перестраивают из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, в круг, в несколько кругов, из одной шеренги в две, три, четыре шеренги; Для некоторых перестроений сначала производится расчет. Наиболее простые способы - это расчет «по порядку» и расчет «на первый и второй». Расчет по команде «По порядку - рассчитались!» начинается с правого фланга. Правофланговый занимает основную стойку. Все дети поворачивают голову вправо. Правофланговый быстро поворачивает голову к рядом стоящему слева, говорит «первый» и тут же возвращает голову в исходное положение (прямо). Второй ребенок, услышав номер, быстро поворачивает голову влево, говорит «второй» и поворачивает голову прямо и т. д. Последний в шеренге называет свой номер без поворота головы влево, делает с левой ноги шаг вперед, приставляет правую ногу к левой и творит «расчет окончен». После этого с левой ноги он делает шаг назад и приставляет к ней правую ногу. Расчет по порядку может производиться и с левого фланга. Подавая команду об этом, надо указать: «Слева по порядку - рассчитайсь!» Расчет «на первый и второй» производится, когда нужно из одной шеренги перестроиться в две. По команде «На первый и второй - рассчитайсь!» дети (кроме правофлангового) поворачивают голову вправо. Правофланговый поворачивает голову влево, слово «первый» и возвращается в исходное положение. Услышав номер, названный соседом справа, ребенок быстро поворачивает голову влево и называет номер «второй», а затем поворачивает голову в положение прямо. Таким путем рассчитываются все дети. Левофланговый называет свой номер без поворота головы влево. Если расчет хотят произвести с левого фланга, то об этом надо указать в команде «Слева на первый и второй - рассчитайсь!» При расчете нужно следить за сохранением основной стойки, за быстротой поворота головы и возвращением ее в исходное положение. Порядковый номер произносится громко, четко, отрывисто. При нечетком проведении расчета подается команда «Отставить!» и расчет производится снова. После расчета «на первый и второй» нужно проверить, запомнили ли дети свои номера: «Поднимите правую руку первые номера», «Поднимите правую руку вторые номера». После этого дается команда для перестроения. Из колонны по одному в колонну по два дети переслаиваются на месте и в ходьбе.

    Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте может производится на три счета. По команде «В колонну по два - стройся!» на «раз» вторые номера отставляют левую ногу на шаг в сторону; на «два» - правую ногу ставят на шаг вперед; на «три» - левую ногу приставляют к правой. Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по команде «В колонну по одному - стройся!» на «раз» отставляется назад на шаг левая нога, на «два» - правая нога ставится назад -вправо; на «три» - левая нога приставляется к правой. В дальнейшем это перестроение выполняется во время ходьбы. По команде «В колонну по два - стройся!» вторые номера подходят к первым, и ходьба продолжается. Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по команде «В колонну по одному - стройся!» вторые номера встают за первыми и продолжают движение в колонне по одному. Воспитатель следит за своевременностью выполнения детьми команды.

    Перестроения из колонны по одному в колонну по три, четыре в младших группах проводятся с использованием зрительных ориентиров. На пол кладут кубики, около которых должны встать направляющие колонн. Для каждого ребенка первой колонны справа ставятся предметы на расстоянии вытянутых рук, чтобы соблюдалась дистанция. Воспитатель делит группу на три или четыре подгруппы и назначает направляющих колонн. Затем по распоряжению «Направляющие, выводите по очереди свои колонны на места!» направляющий первой колонны (подгруппы) ведет детей к первому предмету. Дети первой подгруппы равняются в затылок, стараются сохранить дистанцию между собой, ориентируясь на предметы, стоящие справа. Потом идут по очереди вторая, третья и четвертая колонны к своим предметам. Дети второй подгруппы равняются по первой, третьей подгруппы - по второй, а четвертой подгруппы -по третьей. Направляющие равняются по направляющему первой колонны. Когда все дети построятся в колонну по четыре, то проверяется сохранение дистанции и интервала между детьми поднятием рук вперед до уровня плеч впереди стоящего ребенка, а за тем - в стороны. Если все колонны продолжали ходьбу на месте, то нужно подать команду «На месте - стой!» В дальнейшем все колонны во главе со своими направляющими по распоряжению «Направляющие со своими колоннами на свои места - марш!» идут одновременно к своим предметам. Когда дети научатся соблюдать дистанцию и интервал, предмет ставится только для направляющего первой колонны. В дальнейшем и этот предмет убирается, а направляющий первой колонны ориентируется на воспитателя, который показывает ему место, где он должен остановиться; направляющие всех остальных колонн равняются по направляющему первой колонны.Перестроиться из колонны по одному в колонну по четыре можно и в ходьбе. Воспитатель назначает направляющих перед ходьбой или во время ходьбы и дает распоряжение для перестроения. Занимающиеся, не прекращая ходьбы, направляются к своим местам. При этом равняются по первой колонне, соблюдая дистанцию и интервал на глаз. В старших группах перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре производится в движении способом дробление и сведение.Перед перестроением производится расчет на первый и второй и дается команда для ходьбы. Направляющий доходит до середины стороны зала и по команде «Через центр - марш!» ведет колонну через центр зала. Когда он дойдет до середины противоположной стороны зала, подается команда «В колонну по одному направо и налево в обход - марш!». По этой команде первые номера идут на право, вторые - налево в обход. Когда направляющие колонн встретятся у середины стороны зала (где началось перестроение), подается команда «В колонну по два через центр - марш!». Дети идут в колонне по два через центр. Дойдя до середины стороны шла, по команде «В колонны по два направо и налево в обход - марш!» одна пара идет в правую, другая - в левую сторону. Затем они сходятся у противоположной середины зала. Подается новая команда «В колонну по четыре через центр - марш!», и дети идут через центр в колонне по четыре. При «дроблении» направляющие в колоннах должны идти в полшага (без дополнительной команды) до команды «Полный шаг!». Во время поворотов на углах идущие ближе к середине зала должны делать более мелкие шаги, а идущие с наружного края - более широкие шаги, чтобы колонна оставалась ровной. Обратное перестроение из колонны по четыре в колонну по одному называется разведением и слиянием. Дети доходят в колонне по четыре до середины стороны зала. И по команде «В колонну по два направо и налево в обход - марш!» правая колонна по двое детей идет направо в обход, левая колонна по два идет налево в обход. При встрече колонн на противоположной середине зала подается команда «В колонну по два через центр - марш!». Когда колонна по два дойдет до середины зала противоположной стороны, подается команда «В колонну по одному направо и налево в обход - марш!». По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налево в обход. При встрече колонн на противоположной середине зала подается команда «В колонну по одному через центр - марш!».Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (два, три) поворотом в движении. При движении группы налево в обход наверхней или нижней границах зала (площадки) подается команда «В колонну по четыре налево-марш!». По исполнительной команде «Марш!» первая четверка (двойка, тройка) поворачивается налево и продолжает движение в новом направлении. Следующая четверка делает поворот на том же месте, что и первая (команду подает замыкающий каждой четверки). Во время ходьбы дается указание о сохранении интервала в шеренгах (на вытянутые руки в стороны) и дистанции в колоннах (на вытянутые руки вперед). Для обратного перестроения сначала подается команда для поворота направо «Напра-во!», а после этого для ходьбы вдоль границ зала -«В колонну по одному направо (налево) в обход шагом - марш!». При обучении сначала надо детей останавливать в тех местах, где подаются соответствующие команды.Перестроение из одной шеренги в две на месте. Сначала производится расчет «на первый и второй». После этого подается команда «В две шеренги - стройся!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»), правой ногой - шаг назад-вправо (счет «два»), становясь в затылок первому, затем приставляют левую ногу к правой (счет «три»). Это перестроение вначале можно делать по частям. Для вторых номеров подаются команды для каждого действия, отдельно: «Шаг левой назад, делай -раз!»; «Шаг правой назад- вправо, делай - два!»; «Приставить левую ногу, делай - три!». Для обратного перестроения из двух шеренг в одну подается команда «В одну шеренгу - стройся!». Дети, стоящие во второй шеренге, на «раз» делают шаг левой влево, на «два» - шаг правой вперед, вступая в первую шеренгу, на «три» -приставляют левую ногу.При двухшереножном строе дети второй шеренги расположены в затылок детям первой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки). Шеренги называются первой и второй. При поворотах строя названия шеренг не изменяются. Два ребенка, стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, составляют ряд. Если за ребенком первой шеренги не стоит в затылок ребенок во второй шеренге, такой ряд называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом дети неполного ряда переходят во впереди стоящую шеренгу. Менее четырех человек всегда строятся в одну шеренгу. Перестроение из шеренги в круг проводится следующим образом: по распоряжению «В круг, взявшись за руки - стройся!» дети берутся за руки. Воспитатель (или ребенок) берет своей левой рукой правую руку правофлангового и, двигаясь по кругу к левофланговому, берет его правой рукой за левую руку и замыкает круг. В дальнейшем воспитатель становится против середины шеренги (на расстоянии 3-4 м от нее), предлагает всем детям взяться за руки, а правофланговому и левофланговому направляться в сторону воспитателя, чтобы образовать круг. После этого детей учат перестраиваться самостоятельно без помощи воспитателя: дети берутся за руки, правофланговый и левофланговый направляются друг к другу, берутся за руки и замыкают круг. Если дети в кругу должны стоять по росту, такой круг перестраивают из шеренги, построенной по росту. Сначала надо произвести расчет «на первый и второй», перестроиться в две шеренги, затем повернуть одну шеренгу кругом (лицом друг к другу). После этого правофланговые, левофланговые и все остальные дети соединяют руки, отходят назад и образуют круг.

    Перестроение из шеренги в два, три, четыре круга. Сначала надо поделить группу на две, три, четыре подгруппы. Затем по распоряжению воспитателя дети в подгруппах берутся за руки, правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и выравнивают круг. Перестроение из одного круга в два проводится после расчета «на первый и второй». Затем дается команда «Вторые номера два шага назад шагом - марш!». Из колонны по одному в круг можно перестроиться в ходьбе, воспитатель, став впереди колонны, ведет ее по кругу. Когда он приблизится к замыкающему, то подает ему руку и все дети одновременно берутся за руки и продолжают идти, выравнивая круг. В дальнейшем роль направляющего выполняют дети, назначаемые воспитателем. Круг можно построить разного размера (большой, средний и малый). Диаметр кругов соответственно равен поперечнику зала, его половине и четверти. Для построения в круг с места подается команда «По большому (среднему, малому) кругу налево (направо) шагом - марш!». Исполнительная команда «Марш!» подается на одной из середин стороны зала.

    studfiles.net


    Смотрите также