Методическая разработка тактическая подготовка в художественной гимнастике. Тактическая гимнастика


Методическая разработка тактическая подготовка в художественной гимнастике

МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»

Г. Ивангород.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тактическая подготовка в художественной гимнастике.

ТРЕНЕР ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Ю.В. Розыченкова

ОТДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

2009-2010гг.

Содержание

    1. Особенности современной художественной гимнастики 3стр

    2. Тактическая подготовка в художественной гимнастике 4стр

    1. Индивидуальная тактика 5стр

    2. Командная тактика. 5стр

    3. Групповая тактика. 6стр

Список основной литературы 8стр

  1. Особенности современной художественной гимнастики.

Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее основным содержанием.

Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.

Трудность – это суммарная техническая ценность комбинации, определяемая сложностью элементов, соединений и их количеством.

Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве.

Исполнение – реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме.

В процессе развития спортивного мастерства гимнасток требования к отдельным компонентам были не равнозначны. Однако, в художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением.

Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.

Большую роль в творческих поисках композиционных форм соревновательных программ играет музыка. Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным и т.д.). Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше ее возможности.

Тактическая подготовка не мало важна в подготовке гимнасток к соревнованиям различного уровня в условиях острого соперничества. Важное значение в приобретении тактических знаний, умений, мышления имеет соревновательный опыт на разных по масштабу, характеру, условиям и составу участниц соревнований.

Тактическая подготовка в художественной гимнастике является своего рода объединяющим и завершающим компонентом всех других видов подготовки физической, технической, психологической и др.

II. Тактическая подготовка в художественной гимнастике.

Тактическая подготовка - это процесс вооружения спортсменов способами и формами ведения борьбы в условиях спортивных соревнований. Особое значение этот вид подготовки имеет в спортивных играх и единоборствах. В художественной гимнастике нет непосредственного контакта соперниц, соревновательная борьба опосредована спортивным результатом. Тем не менее, тактика имеет достаточно важное значение, особенно в условиях острого соперничества. Особенность её в нашем виде спорта заключается в том, что осуществляется она главным образом в предшествующее соревнованиям время. В художественной гимнастике может быть выделено три вида тактики: индивидуальная, командная и групповая – соответственно видам соревнований.

Индивидуальная тактика.

Содержание индивидуальной тактики составляют такие способы ведения состязаний, которые позволяют гимнстке наиболее эффектовно реализовать свои индивидуальные возможности и достичь наиболее высокого спортивного результата.

Элементы индивидуальной тактики.

1. Выбор музыки: выразительно интересной, редко используемой, возможно необычной, но обязательно соответствующей индивидуальным особенностям гимнастки ( внешним, возрастным, выразительным, техническим, физическим и др.)

2. Составление произвольных комбинаций с таким расчётом, чтобы в них максимально подчёркивались положительные стороны дарования гимнастки, её подготовленности и скрывались имеющиеся недостатки, с максимальной трудностью и надбавками.

3. Внешнее «оформление» гимнастки – подбор специального костюма, причёски, грима, предмета и пр…

4. Рациональное распределение сил по ходу соревнования в зависимости от программы, шансов попадания в финал, шансов на призовое место в том или ином виде многоборья.

5. Психологическое воздействие на соперниц: демонстрация на опробовании и разминке наиболее эффективных элементов и соединений или маскировка собственных возможностей.

Командная тактика.

Содержание командной тактики составляют действия, позволяющие команде искусно вести борьбу за высокие спортивные результаты. Командная тактика основывается на индивидуальной, но не сводится к ней. Элементами командной тактики являются:

1. Целесообразная расстановка гимнасток в команде - обычно 1-я стабильная и надёжная гимнастка, 2-я самая слабая, последняя самая сильная.

2. Подчинение личных интересов командным, что требует большой воспитательной работы с гимнастками.

3. Подчинение интересов всех гимнасток созданию наиболее благоприятных условий для 1-2 гимнасток при очковой системе командного зачёта.

4. Создание благоприятного психологического климата в команде, что помагает каждой гимнастке в целом.

5. « Ошеломление» новизной в технике, темпе, музыкальном сопровождении, композициях, особой выразительностью.

Групповая тактика.

Содержание групповой тактики составляют действия, позволяющие гимнасткам, выступающим в групповых упражнениях, достич максимально возможных спортивных результатов.

Тактические приёмы:

1. Подбор гимнасток, обладающих примерно равными росто-весовыми показателями, физической и технической подготовленностью, исполнительским стилем, совместимых в работе.

2. Выбор музыки и составление групповых упражнений с учётом физических, технических и эмоциональных возможностей гимнасток с максимальной трудностью и надбавками.

3. Сглаживание индивидуальных особенностей гимнасток, приведение их физических и технических данных к некоторому стандарту.

4. Рациональное взаимодействие гимнасток- попадание в двойки – тройки гимнасток со сходными внешними, физическими, техническими и психологическими данными.

5. Рациональное распределение трудных элементов между гимнастками с учётом их индивидуальных возможностей.

6. Внешнее оформление выступлений - костюмы, прически, выход на площадку, построение и др.

Список основной литературы

1. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: Метод.рек. - М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. - 17 с.

2. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Хореографическая подготовка в спорте: Метод.рек. - Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 20 с.

3. Васильева ЕЛ. Танец. - М.: Искусство, 1968. - 248 с.

4. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф.дис.... канд.пед.наук. - СПб., 2003. - 20 с.

5. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1989. - 237 с.

6. Карпенко Л.А. Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб.пособие. - СПб.: Изд-во СП6ГАФК, 1998. - 26 с.

7. Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб.пособие. - СПб.: Изд-во СП6ГАФК, 2000.- 40с.

8. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного мастерства и ос новы обучения упражнениям художественной гимнастики: Уч. - метод.пособие. - СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2002. - 40 с.

9. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1984. -170 с.

10. Степанова И.А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики: Учеб.пособие. - СПб.: Изд-во СП6ГАФК, 1996. - 26 с.

gigabaza.ru

Методическая разработка "Тактическая подготовка в художественной гимнастике."

  1. Индивидуальная тактика 5стр

  2. Командная тактика. 5стр

  3. Групповая тактика. 6стр

Список основной литературы 8стр

  1. Особенности современной художественной гимнастики.

Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее основным содержанием.

Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.

Трудность – это суммарная техническая ценность комбинации, определяемая сложностью элементов, соединений и их количеством.

Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве.

Исполнение – реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме.

В процессе развития спортивного мастерства гимнасток требования к отдельным компонентам были не равнозначны. Однако, в художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением.

Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.

Большую роль в творческих поисках композиционных форм соревновательных программ играет музыка. Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным и т.д.). Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше ее возможности.

Тактическая подготовка не мало важна в подготовке гимнасток к соревнованиям различного уровня в условиях острого соперничества. Важное значение в приобретении тактических знаний, умений, мышления имеет соревновательный опыт на разных по масштабу, характеру, условиям и составу участниц соревнований.

Тактическая подготовка в художественной гимнастике является своего рода объединяющим и завершающим компонентом всех других видов подготовки физической, технической, психологической и др.

II. Тактическая подготовка в художественной гимнастике.

Тактическая подготовка - это процесс вооружения спортсменов способами и формами ведения борьбы в условиях спортивных соревнований. Особое значение этот вид подготовки имеет в спортивных играх и единоборствах. В художественной гимнастике нет непосредственного контакта соперниц, соревновательная борьба опосредована спортивным результатом. Тем не менее, тактика имеет достаточно важное значение, особенно в условиях острого соперничества. Особенность её в нашем виде спорта заключается в том, что осуществляется она главным образом в предшествующее соревнованиям время. В художественной гимнастике может быть выделено три вида тактики: индивидуальная, командная и групповая – соответственно видам соревнований.

infourok.ru

Структура тактической подготовки, обучение тактике и ее совершенствование

Результатом обучения тактике является обеспечение определенного уровня так­тической подготовленности спортсмена или спортивной команды. Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общаятактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта. Специальнаятактическая подго­товка направлена на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для ус­пешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

В последовательности обучения спортивной технике и тактике имеются некото­рые особенности, зависящие от принадлежности данного вида спорта к той или иной классификационной группе. В скоростно-силовых видах спорта время между началом обучения спортивной технике и тактике колеблется в переделах от нескольких месяцев до одного года и более. В этих видах вопрос о тактике возникает, когда ведется непосредственная подготовка к участию в соревнованиях. В видах же спорта типа единоборств и в спортивных играх обучение технике и тактике ведется одновременно и не­прерывно. В них технико-тактическая подготовка выступает как нераздельный процесс. В командных видах спорта, в первую очередь в спортивных играх, тактическая подготовка ведется не только с каждым спортсменом и группой спортсменов, но и с командой в целом.

На основании вышесказанного могут быть даны следующие рекомендации по совершенствованию тактической подготовленностиспортсменов и спортивных команд.

1. В тренировочном процессе гимнастов необходимо варьировать условия, сопутствующие обу­чению спортивной технике. После того как освоена структура изучаемого двигательного действия, ликвидированы грубые ошибки и ученик уловил ритм, присущий данному действию, следует постепенно усложнять условия его выполнения, приближая их к ре­альным условиям спортивной борьбы.

Периодически нужно создавать спортсменам более сложные ситуации, чем те, которые могут быть в соревнованиях по данному виду спорта. Лучшие результаты дос­тигаются в том случае, если чередуется выполнение упражнений в усложненных, в обычных и облегченных (контрастных) условиях.

2. Необходимо повышать теоретическую подготовленность спортсменов; обу­чать их типичным для гимнастики тактическим схемам и вариантам, показы­вать, в каких условиях они оказываются наиболее эффективными; знакомить с тактическим опытом. сильнейших спортсменов, с положением о данных соревнованиях; учить правилам проведения соревнований по гимнастике.

3. Необходимо повышать уровень технической подготовленности спортсменов, развивать двигательные качества в соответствии с требованиями современной гимнастики. Особенное внимание следует обратить на развитие ловкости и специфических чувств: «чувства времени», «чувства пространства», «чувства снаряда».

Надо развивать наблюдательность спортсменов, их способность сохранять яс­ность мышления в сложных ситуациях, быстро и точно оценивать создавшиеся усло­вия, быстро выбирать из несколь­ких возможных вариантов наиболее соответствующий данному моменту.

4. Спортсмены должны владеть приемами психологического воздействия на со­перника путем демонстрации уверенности в своей готовности к соревнованиям либо, наоборот, маскировать свои возможности вплоть до решающего момента. Спортсмены должны уметь решать обусловленные технико-тактические задачи в состоянии утомления, тренировочной работы.

Необходимо участие спортсменов в большом количестве соревнований, различ­ных по условиям, составу соперников и масштабу; спортсменам надо иметь возмож­ность испытывать свои силы в противостоянии с различными по квалификации и ма­нере вести спортивную борьбу противниками.

5. Преподаватель должен подготовить спортсмена к тому, что в определенных условиях целесообразно идти на рациональный риск при решении возникших двига­тельных задач.

После каждого соревнования необходимо анализировать действия спортсменов и спортивной команды, показывать их сильные и слабые стороны в отдельных эпизо­дах спортивной борьбы.

6. В годичном цикле наибольшее внимание нужно уделять тактической подго­товке в конце подготовительного и в соревновательном периодах. Специальная тактическая подготовка обеспечивается путем составления плана спортивной борьбы (тактического плана), который должен отвечать на вопрос: как добиться победы или лучшего результата в ближайшем или ряде предстоящих соревнований?

Для составления плана спортивной борьбы предварительно изучаются места проведения соревнований, их климатические и метеорологические условия, накапли­ваются данные о количестве участвующих спортсменов и команд, сведения о соперни­ках, их спортивных результатах, манере ведения спортивной борьбы, приверженности к определенным тактическим схемам. Для сбора нужной информации используются все доступные средства - литературные источники, наблюдения, киносъемки, видеозапись и др. Если такой «разведкой» занимается соперник, то там, где это возможно не следует раскрывать свои технические возможности и тактические планы.

Таким образом, тактический план составляется с учетом факторов, которые влияют на спортивную тактику; задач, стоящих перед спортсменом или командой; по­ложения о соревнованиях; особенностей противника и др.

В плане определяется общий тактический замысел, основные задачи предстоящего соревнования и в некоторых случаях намечается несколько вариантов их осуществления.

В плане должны быть предусмотрены основные действия и форма поведения спортсмена до соревнования, во время соревнования. Иногда план уточняется в ходе разминки. В это время тренер учитывает психическое состояние, самочувствие спортсмена и техническое совершенство его движений. Могут возникнуть ситуации, когда во время соревнования обнаруживается непригодность намеченного плана. В этом случае спортсмен должен постараться немедленно перестроиться и действовать в соответствии со сложившимися условиями.

7. Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе поло­жений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики .

Современные достижения в спортивной гимнастике стали возможными вследствие овладения спортсменами техникой исполнения самых сложных упражнений, тре­бующих длительной и напряженной учебно-тренировочной работы. Известно, что для изучения сложной комбинации спортсмен должен иметь соответствующую силу, гиб­кость, выносливость, обладать умением координировать движения, хорошо ориентироваться в пространственных и временных параметрах движений.

Перечисленные основные физические качества обеспечивают все многообразие решения двигательных задач. Эти качества нужны для формирования и совершенствования двигательного навыка и могут развиваться в процессе освоения техники гимнастических упражнений. Чем сложнее двигательные навыки, тем большие требования предъявляются к развитию силы, ловкости, гибкости, выносливости.

Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с развитием физических качеств, владением техникой, знанием правил соревнований и особенностей подготовки соперников, психической подготовленностью и опытом. В сложнокоординационных видах спорта (в спортивной гимнастике) успешность сорев­новательной деятельности в меньшей мере зависит от тактической подготовленности, нежели от технической и физической.Однако и здесь по мере роста спортивного мастерства значимость тактической подготовки возрастает.

12.1.1. Обучение тактике. Тактика в спортивной гимнастике не имеет большого значе­ния, такого, как, скажем, в спортивных играх. Однако сложились тактические правила и приемы, которые применяются в зависимости от условий и обстановки соревнова­ний. К правилам относятся заранее известные установки, используемые для достиже­ния победы в состязаниях, к приемам - различные варианты решения задач, возни­кающих в ходе соревнований. Необходимо обучать гимнастов применению тактиче­ских правил и приемов.

Тактические правила:

1. Из произвольных комбинаций следует исключать те элементы, которые могут привести к срыву, неудаче, падению.

2. В самом начале соревнования команде важно произвести хорошее впечатление на судей и зрителей - это обеспечит положительное отношение к ней в дальней­шем ходе состязания.

З. В команде заранее следует намечать лидеров, на которых можно положиться; их ставят в конце списка очередности выхода участников к снарядам. Целесообразно иметь в команде хотя бы двух лидеров, чтобы в случае неудачи одного рассчитывать на успех другого.

4. Надо тактически правильно определять очередность выхода гимнастов к снаряду. Важно, чтобы первый гимнаст не сорвался со снаряда и получил высокую оценку. Это создаст хорошее настроение в команде и обеспечит успешное выступление всех остальных. Каждый последующий должен быть лучше предыдущего. Если в команде имеется гимнаст, недостаточно хорошо подготовленный в данном виде многоборья, то его выпускают к снарядам примерно в середине выступления команды.

5. Необходимо стремиться опередить ближайшего противника уже в первый день соревнований, на первом же снаряде. Наличие такого преимущества повышает моральный дух команды, создает в ней спокойную и уверенную обстановку.

Тактические приемы.

В состя­заниях по гимнастике допускается только одна попытка, поэтому в любом случае гимнаст должен продолжать начатую комбинацию. Чтобы подготовиться к этому, следует иметь резервные варианты продолжения упражнения в тех его частях, где возможны срывы и неудачи.

В соревновательном периоде нужно тренироваться особенно систематически и упорно, добиваясь стабильных результатов. Однако гимнасту необходимо заранее подготовиться ко всяким неожиданностям, возможным в ходе соревнования.

В ходе выполнения упражнения на оценку гимнаст должен иногда молниеносно определить вариант продолжения комбинации и сразу же перейти к нему, несмотря на то, что был намечен несколько иной вариант. К этому необходимо готовить гимнаста на первых тренировках.

1. Показ своих возможностей при опробовании снарядов и разминке. Ряд силь­нейших гимнастов прибегают к приему, который позволяет морально воздействовать на своих противников и даже на судей: во время разминки, опробования снарядов, а также в день соревновании во время разминки они выполняют те упражнения, которые у них особенно хорошо получаются. Этим они заранее завоевывают симпатию судей, обычно наблюдающих за опробованием и разминкой, и деморализуют противника. Однако такая тактика чревата и неприятными последствиями, особенно тогда, когда при выполнении упражнения на оценку гимнаст не может выполнить его с тем же бле­ском, как прежде. В этом случае, как показала практика, судьи довольно строго наказывают гимнаста.

Другие гимнасты используют прямо противоположный прием. При опробовании снарядов и в разминке они стараются не показывать самых сильных элементов своих упражнений, приберегают их для того, чтобы блеснуть в зачетных попытках и получить высокую оценку.

Трудно сказать, какой из этих двух противоположных вариантов эффективнее. По-видимому, в различных случаях гимнаст должен поступать по-разному.

2. Составление произвольной комбинации с учетом сил противника. В ряде слу­чаев гимнаст ставит перед собой конкретную задачу: выиграть состязание у конкретного гимнаста из другой, а иногда даже из своей команды. В этом случае гимнаст стремится к тому, чтобы его произвольная комбинация на каждом снаряде была выигрышнее, нежели комбинация противника.

Гимнастам, готовящимся к состязаниям, полезны специальные занятия по такти­ческой подготовке. Им рекомендуется самостоятельно решать тактические задачи: a) выставлять себе оценки за выполнение упражнений; б) находить варианты продолжения произвольных комбинаций; в) составлять список очередности выхода членов команды к снарядам для выполнения упражнений на оценку и др. Внимательное отноше­ние гимнастов и тренеров к элементам тактики соревнований положительно сказывает­ся на их спортивных успехах.

 

megaobuchalka.ru

Тактическая подготовка и ее виды :: BusinessMan.ru

В современном спорте невозможно достичь высоких результатов без хороших физических данных и психологии победителя. Однако главным нюансом успеха остается тактическая подготовка. Именно ей каждый спортсмен и тренер должны уделять особое внимание.

Что такое тактика

Это целенаправленные методы и способы использования допустимых технических приемов для решения поставленных задач. Стоит учитывать, что тактическая подготовка обуславливается правилами соревнований относительно каждого вида спорта. В число таких методов входят также анализ характеристик соперника и собственных сил с учетом условий среды.

Таким образом, тактической подготовкой называется педагогический процесс, который направлен на овладение рациональными способами ведения борьбы в процессе соревновательной деятельности. Методика исследования напрямую зависит от вида спорта. Каждый из них имеет свою трактовку и определяет общие и специфические рамки тренировки. Поэтому тактики в разных видах спорта могут заметно отличаться. Показательным примером будет хоккей и теннис – командная и индивидуальная игры со своими правилами и нюансами.

тактическая подготовка

Аналитическая подготовка спортсмена может быть общей и специальной. Первая категория направлена на освоение знаний и навыков, необходимых для достижения успеха. Вторая представляет собой совокупность аналогичных методов против конкретного противника. Объединяют эти две категории общие средства из достижения: специальные упражнения в условиях среды (облегченных или усложненных).

Цели и задачи тактической подготовки

Смысл методики заключается в том, чтобы спортсмен научился использовать свои лучшие стороны против соперников с наибольшей эффективностью. Здесь важны все возможности: физические, психологические и технические.

Основы тактической подготовки подразумевают соответствие поведения спортсмена и его плана действий уровню развития его главных качеств и знаний. Сегодня такая методика включает в себя не только отдельные приемы и анализ возможностей соперника, но и умение рационально распределять собственные силы на протяжении всего комплекса соревновательных упражнений. Кроме того, важными нюансами являются маскировка намерений и психологическое воздействие на оппонента.

В командных видах спорта методика анализа и действия немногим отличается от индивидуальных. Например, тактическая подготовка футболистов сводится к правильной расстановке на поле, поведению в конкретных ситуациях, умению комбинировать с партнерами, наигрыванию определенных схем и т.д. В одиночных разрядах большее внимание уделяется индивидуальной программе.

тактическая подготовка спортсмена

При выборе тактики немаловажную роль играет дисциплина. К задачам методики относят формирование навыков и умений, совершенствование возможностей тела (растяжка, гибкость), приобретение общих знаний, развитие способности молниеносно переключать свое внимание с одного действия на другое, быстрое составление схемы поведения во время поединка, моделирование подходящего приема и т.д.

Классификация по составу участников

На сегодняшний день различают следующие виды тактической подготовки относительно разряда соревнования:

  • Одиночные (единоборства, скоростные и цикличные дисциплины). В этом случае подготовка к тактическим действия проходит по индивидуальной программе. Перед каждым спортсменом стоят определенные задачи, от которых необходимо отталкиваться. Методика тренировок зависит от возможностей участника соревнования.
  • Групповые (художественная гимнастика, гребля, эстафета, синхронное плавание). Здесь во главе идут общие задачи ограниченного количества человек. Методика подготовки может быть для каждого спортсмена разной, но в конце она всегда сводится к единой цели.
  • Командные (футбол, гандбол, хоккей, поло). Каждый спортсмен на поле выполняет определенные функции. Цели у команды одинаковые, но достигаются они совокупностью действий всех вместе взятых игроков. Здесь тактическая подготовка должна учитывать нюансы соревнования и возможности каждого его участника (вратарь, нападающий, защитник и т.д.).

Типовая классификация

В настоящее время подготовка должна строиться исходя из специфики соревнований, квалификации его участников, вероятных форс-мажорных ситуаций. Относительно этих критериев различают следующие виды тактики:

  • Алгоритмическая (тяжелая атлетика, конный бег, гребля). Этот вид тактической подготовки предусматривает набор действий, которые должны осуществляться в строго запланированной очередности. По сути, данная методика тренировки подразумевает минимальную вариативность решений. Все действия идут по заданному плану, а упор делается на физическое развитие.
  • Вероятностная (футбол, теннис, хоккей). Здесь трудно предугадать, как будет развиваться противостояние. Задачей вероятностной тактики является подготовка спортсменов к определенному стечению обстоятельств в начале поединка. Дальнейшие действия игроки должны планировать самостоятельно, отталкиваясь от соперника.
  • Эвристическая (единоборства, гимнастика). Такой вид тактики подразумевает умение мгновенного реагирования на действия оппонента. Предугадать течение поединка сложно на любом его этапе.

Методы тактической подготовки

В командных видах есть несколько способов тренировки, позволяющих проверить возможности спортсменов. Самым эффективным из них является игра с условным соперником. Здесь тактическая подготовка строится в момент проведения матча с другой командой, схожей по силе с будущим противником.

Следующим по эффективности методом является игра с партнерами. Иными словами, тренировка, в которой участники команды противостоят на поле друг другу. Это позволяет оценить кондицию как можно большего числа спортсменов и наладить между ними связи.Самыми действенными с точки зрения физической готовности и оттачивания особых приемов являются тренировки при отсутствии соперника.

Аналогичные методы имеют место и в индивидуальных видах. Единственное, чем отличается тактическая подготовка спортсмена в одиночном разряде - это возможность тренировки со снарядами. В качестве условного соперника выступают манекены, мишени, тренажерные устройства и прочие приспособления.

Тактические упражнения

Облегченный тренировочный комплекс необходим для формирования новых навыков и умений. Усложненная программа упражнений используется для стимулирования развития способностей и обеспечения надежности ранее разученных форм.

Каждый спортсмен обязан учитывать особые указания по тактической подготовке. К таковым относят следующие упражнения:

  1. Подходы с введением определенной ситуации и действий соперника. Целью является решение динамической задачи.
  2. Подходы с ограничением времени, пространства, количества попыток.

Непосредственно перед стартом соревнований следует приступать к тактическим упражнениям в максимально приближенных к поединку условиях. Это поможет смоделировать целостные формы поведения, как во время турнира.

Тактическая тренировка: гимнастика

Данная вариация подготовки также подходит для фигурного катания, фристайла и акробатики, то есть для сложно-координированных видов спорта. Поскольку соревнования здесь бесконтактные, тактика сводится к тренировке сознания в процессе выполнения определенных действий.

спортивно тактическая подготовка

Важнейшим аспектом является концентрация и стабильность. Задачей такой подготовки будет заучивание новых технических приемов, элементов, их соединений.

В конечном итоге спортсмен должен уметь выражать свои эмоции и теоретические знания в движениях.

В сложно-координированных видах спорта подготовка строится на основе регламента соревнований.

Тактическая тренировка: бег

Такой способ подготовки характерен и для лыжных гонок на дальние дистанции. В продолжительных видах спорта соревновательная деятельность может быть одиночного и командного разрядов. Кроме того, в таких турнирах вполне вероятны контакты с соперниками и взаимодействие с партнерами.

Здесь спортивно-тактическая подготовка учит терпению, концентрации, способности расчета силы на длинных дистанциях, выдержке, самоконтролю, познанию своего тела и возможностей, принятию решения с учетом непредвиденных обстоятельств. Для эффективности занятия должны проходить в приближенных к соревнованиям условиях.

Тактическая тренировка: легкая атлетика

В плане подготовки циклические виды спорта характеризуются взаимодействием между партнерами, к примеру на эстафете, и индивидуальной направленностью (прыжки). Здесь контакт полностью исключен.

Тактическая подготовка сводится к распределению усилий во время финальных соревнований и определению поведения на всей дистанции (комплекса упражнений). На тренировках большая часть времени уделяется внимание физике и обучению новым приемам. По сути, тактическая составляющая здесь сведена к минимуму. Подготовка развивает самообладание и выносливость.

Тактическая тренировка: единоборства

технико тактическая подготовка

В контактных видах важнейшим аспектом является доминирование. Здесь имеет место технико-тактическая подготовка. Параллельно с аналитическими занятиями должны проходить тренировки, направленные на улучшение физического состояния спортсмена.

В единоборствах тактическая подготовка позволяет овладеть новыми приемами прессинга, нападения и защиты, сформировать навыки ведения боя, изучить определенные комбинации.

businessman.ru

Тема 20: Основы тактической подготовки. Учебник физическая культура 11 класс

Тема 20: Основы тактической подготовки.

Тема 20: Основы тактической подготовки.

Ключевые слова: тактическая подготовка, задачи тактической подго­товки, тактические упражнения, специфические за­дачи тактической подготовки.

            Под тактической подготовкой понимается процесс изучения и совершенствования приемов и способов ве­дения соревновательной борьбы, а также развитие так­тического мышления в системе многолетних занятий спортом. Ее результатом является тактическая подготов­ленность. Она тесно связана с использованием разнооб­разных технических приемов и способов их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратаку­ющей тактики и ее формами (индивидуальной, группо­вой или командной) (1 Для самостоятельного изучения рекомендуем работы Стамбуло-вой Н.Б., Озолина Н.Г. и др.)

            В основе тактической подготовленности лежит спор­тивно-тактическое мастерство. Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Базу спортивно-тактического мастер­ства составляют тактические знания, практические уме­ния и навыки ведения соревновательной борьбы и каче­ство тактического мышления.

            Под тактическими знаниями спортсмена подразуме­ваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Так­тические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с фор­мированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные компо­ненты его выражаются в способности быстро восприни­мать, оценивать, выделять и перерабатывать информа­цию, существенную для решения тактических задач в со­стязании, предвидеть действия соперника и исход сорев-

новательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить из нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью ведет к успеху.

            К задачам тактической подготовки относят:

• приобретение теоретических знаний в области спор­тивной тактики;

•  формирование умений и навыков тактических дей­ствий;

• совершенствование в гибкости использования так­тики;

• развитие способности быстро переключаться с од­них действий на другие;

• составление тактической схемы ведения соревнова­тельной борьбы;

•  моделирование выбранного способа соревнователь­ной деятельности в тренировочном процессе;

• формирование тактического мышления.

            В зависимости от этапов подготовки спортсменов ре­шаются различные задачи. В тех случаях, когда возник­ла необходимость совершенствования наработанных уме­ний и навыков в тактических действиях, используют сле­дующие приемы:

• выполнение упражнений в облегченных условиях;

• выполнение упражнений в усложненных условиях;

•  выполнение упражнений в условиях, максимально приближенных к соревновательной деятельности.

            Тактические упражнения в облегченных условиях тренировочной деятельности необходимы при форми­ровании новых сложных умений и навыков или преоб­разовании сформированных ранее. Чаще это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, расчле­нения их на менее сложные операции (с выделением, на­пример, действий атакующей или оборонительной так­тики в спортивных играх, позиционной борьбы на дис­танции и т.п.).

            Тактические упражнения в усложненных условиях тренировочной деятельности используются для обеспе­чения надежности разучиваемых форм и стимулирова­ния развития тактических способностей.

            К числу общих методических подходов выполнения таких упражнений относят:

 - подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны "противника". Спортсмен (команда) при этом оказывается перед необ­ходимостью, решая тактические задачи, преодолевать более сильное противодействие, чем в условиях соревно­ваний;

- подходы, связанные с ограничением пространствен­ных и временных условий действия;

-  подходы, связанные с повышением требований к вариативности тактики;

- подходы, связанные с ограничением числа попыток, предоставляемых для достижения соревновательной цели.

            Тактические упражнения в условиях, максимально приближенных к предстоящей соревновательной дея­тельности, широко используются на этапе непосредст­венной подготовки к ответственным соревнованиям. С их помощью моделируются целостные формы тактики, ко­торые будут использоваться в данном состязании. Цель моделирования состоит в апробировании выработанно­го тактического замысла и плана в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего сорев­нования.

            Особенности тактики и тактической подготовки в различных видах спорта.

            Тактика соревновательной деятельности в различных видах спорта проявляется по-разному,   поэтому тактическая подготовка должна строиться с учетом тех особен­ностей, которые присущи этим видам спорта.

            Все виды спорта можно подразделить на 5 групп, в которых тактическая подготовка решает свои специфи­ческие задачи.

            1-я группа объединяет сложнокоординированные виды: спортивная и художественная гимнастика, фигур­ное катание, акробатика, фристайл и др. Здесь соревно­вательная деятельность характеризуется тем, что спорт­смены выступают в соревнованиях без непосредственно­го контакта друг с другом. Особенность соревновательной деятельности состоит в создании у спортсмена преиму­щественной концентрации сознания на самом процессе исполнения соревновательного действия. В силу относи­тельного постоянства условий в этих видах спорта отме­чается высокая стабильность технических способов вы­полнения действий.

            Тактика в этих видах спорта сводится к изменению технических приемов, элементов спортивного упражне­ния, их соединений, нахождению средств большей выра­зительности движений.

            Тактическая подготовка направлена на приобретение приемов соревновательной деятельности и формирование знаний о правилах соревнований. Так, например, по ходу соревнований, если в этом есть необходимость, исключа­ются элементы, могущие привести к срыву; осуществляется показ своих возможностей на разминке; производит­ся впечатление на судей или наоборот и т.п.

            2-я группа объединяет виды спорта циклического и продолжительного характера (бег, лыжные гонки на длинные дистанции и др.). Соревновательная деятель­ность в них характеризуется тем, что участники соревнований выступают индивидуально, в группах или командах. Возможен достаточно тесный контакт между соперниками и взаимодействие между партнерами по команде. Выступления в соревнованиях требуют от спортсмена вдумчивости, наблюдения за противником, проявления выдержки и самообладания, принятия ре­шений с учетом складывающейся на дистанции ситуа­ции.

            Различают девять вариантов тактики бега по дистан­ции:

- скорость передвижения по дистанции практически неизменна от старта до финиша;

- скорость  передвижения  по дистанции  постепен­но или скачками уменьшается на протяжении всей дис­танции, за исключением старта;

- скорость передвижения по дистанции неоднократ­но увеличивается и уменьшается;

- скорость выше средней в начале и в конце дистан­ции и ниже средней в середине дистанции;

- скорость постепенно или скачками увеличивается на протяжении всей дистанции;

- скорость постоянна на первой половине дистанции, затем постепенно снижается вплоть до финиша;

- скорость превышает среднедистанционную в нача­ле дистанции, затем снижается и остается неизменной до финиша;

- после короткого стартового разгона скорость умень­шается на протяжении почти всей дистанции, затем уве­личивается в конце;

- скорость постоянна в начале и середине дистанции, затем снижается и остается неизменной до финиша.

            Тактическая подготовка в этих видах спорта сводит­ся к разработке предварительных проектов тактики ве­дения соревновательной борьбы на дистанции, с после­дующей их отработкой и реализацией, сначала - в усло­виях тренировочного процесса, а в последствии - в усло­виях, приближенных к соревнованиям.

            3-я группа представлена циклическими видами спор­та (например, спринтерские дистанции в беге, плавании и др.). В тактическом плане они характеризуются тем, что взаимодействие между партнерами возможно толь­ко в эстафетных соревнованиях. Контакт между про­тивниками исключен. Тактика сводится к определению поведения на старте, к распределению усилий в предва­рительных и финальных соревнованиях.

            Тактическая подготовка в этих видах спорта сведена к минимуму.

            4-я группа объединяет легкоатлетические прыжки и метания, тяжелую атлетику и др. Противники оказыва­ют косвенное воздействие друг на друга.

            Средством взаимовлияния оказываются главным об­разом результаты, показываемые участниками в ходе соревновательной борьбы. Тактическая подготовка здесь также сведена к минимуму.

            5-я группа представлена спортивными играми и еди­ноборствами. В этих видах спорта тактика играет доми­нирующую роль и, по существу, определяет все разделы подготовки спортсмена. Хорошо продуманная тактика ве­дения соревновательной борьбы подчас может принести победу над соперником, технически и физически лучше подготовленным.

            Тактическая подготовка в этих видах спорта решает следующие задачи:

- приобретение знаний тактики нападения, защиты, жесткого прессинга и др.;

- формирование умений и навыков командной, груп­повой и индивидуальной тактики ведения соревнователь­ной борьбы;

- изучение тактических действий, связок и комбина­ций;

- целостное проигрывание различных схем тактики в усложненных условиях и модельных формах соревнова­тельной деятельности.

            6-я группа охватывает многоборья: легкоатлетическое десятиборье, шестиборье, современное пятиборье, лыж­ное двоеборье и др. Тактика соревновательной деятель­ности и тактическая подготовка в них строятся с учетом особенностей тех видов спорта, которые входят в данное многоборье.

Вопросы для повторения:

1. Что лежит в основе спортивно-такти­ческого мастерства?

2. Перечислите задачи спортивно-тактической подготовки?

3. Какие приемы используются для совершенствования спортивно-такти­ческого мастерства?

4. С какой целью используются такти­ческие упражнения, максимально приближенные к условиям предстоя­щей соревновательной деятельности?

5. На какие группы подразделяются все виды спорта, в которых тактика имеет свои специфические особеннос­ти?

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите состав средств, необхо­димых для совершенствования такти­ки на этапе непосредственной подготов­ки к конкретным соревнованиям.

2. В рабочей тетради составьте тактиче­ский план выступления в конкретных соревнованиях.

beauty-bodies.ru


Смотрите также