Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей. Ткаченко пальчиковая гимнастика


Проект "Ловкие пальчики. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"

Проект «Ловкие пальчики. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей» Выполнила: воспитатель МДОБУ «Детский сад «Солнышко» Баженова Н.В.

Проект «Ловкие пальчики. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»

Выполнила: воспитатель

МДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Баженова Н.В.

Актуализация

  • В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей), увеличение числа патологий беременности (родовые травмы), социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.
  • Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
  • Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают. У детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
  • Это определило тему моей дальнейшей работы «Сенсорное развитие детей через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр»
Цель и задачи проекта Цель: Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников. Задачи: Для воспитателя Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей. Для детей Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для родителей Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.

Цель и задачи проекта

Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Для воспитателя

Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.

Для детей

Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для родителей

Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.

Гипотеза Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

Гипотеза

  • Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.
Подготовительный этап Изучение литературы по теме: Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика» Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года» Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Подготовительный этап

  • Изучение литературы по теме:

Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Родительское собрание Тема «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики» Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.

Родительское собрание

  • Тема «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики»

Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.

Создание картотеки пальчиковой гимнастики по лексическим темам Сентябрь «Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку» Октябрь «Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок» Ноябрь «Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка» Декабрь «Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка» Январь «Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник» Февраль «Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь» Март «Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт» Апрель «Раз – весна..», «»В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде» Май «Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»

Создание картотеки пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Сентябрь

«Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку»

Октябрь

«Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»

Ноябрь

«Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка»

Декабрь

«Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка»

Январь

«Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник»

Февраль

«Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь»

Март

«Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»

Апрель

«Раз – весна..», «»В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»

Май

«Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»

Основной этап Информационный стенд для родителей с рекомендациями .

Основной этап

  • Информационный стенд для родителей с рекомендациями .
Пальчиковая гимнастика Проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.

Пальчиковая гимнастика

  • Проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.
Самомассаж Прокатывание массажных мячиков между ладоней. «Я катаю мой орех, Чтобы был круглее всех!»

Самомассаж

Прокатывание массажных

мячиков между ладоней.

«Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех!»

Самомассаж С использованием кольца Су Джок «Я колечко примеряю И совсем не забываю Каждый пальчик нарядить Чтобы мне здоровой быть!» апплтикатора «Покатаем, покатаем, Как устанем – перестанем»

Самомассаж

С использованием

  • кольца Су Джок

«Я колечко примеряю

И совсем не забываю

Каждый пальчик нарядить

Чтобы мне здоровой быть!»

«Покатаем, покатаем,

Как устанем – перестанем»

Работа с детьми, включающая манипуляции с предметами «Волшебные дорожки» Описание : выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения: «Нарядили ножки В новые сапожки, Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, По лужам не шлепайте. В грязь не заходите, Сапожки не рвите.

Работа с детьми, включающая манипуляции с предметами

  • «Волшебные дорожки»

Описание : выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения:

«Нарядили ножки В новые сапожки, Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, По лужам не шлепайте. В грязь не заходите, Сапожки не рвите.

Манипуляции с предметами Игра «Найди и назови животное» «Я для каждого зверька Подберу скорей дружка. Вместе будет веселей Им еще найти друзей!»

Манипуляции с предметами

назови животное»

«Я для каждого зверька

Подберу скорей дружка.

Вместе будет веселей

Им еще найти друзей!»

Манипуляции с предметами «Веселая гусеница» Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения: «Гусеница, гусеница, Высунь рога. Дам я тебе Кусок пирога Ползи по дорожке Дам тебе лепешек».

Манипуляции с предметами

  • «Веселая гусеница»

Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения:

«Гусеница, гусеница,

Высунь рога.

Дам я тебе

Кусок пирога

Ползи по дорожке

Дам тебе лепешек».

Манипуляции с предметами «Считалочка» Цель: закрепление цвета, счета, навыка соотносить количество и цифру. «Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю я считать. Вы за мною повторяйте, От меня не отставайте!»

Манипуляции с предметами

«Считалочка»

Цель: закрепление цвета, счета, навыка соотносить количество и цифру.

«Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаю я считать.

Вы за мною повторяйте,

От меня не отставайте!»

Манипуляции с предметами Перекладывание теннисных мячиков ложкой Выкладывание букв и цифр на магнитную доску, составление узоров.

Манипуляции с предметами

  • Перекладывание теннисных мячиков ложкой
  • Выкладывание букв и цифр на магнитную доску, составление узоров.
Манипуляции с предметами Счеты Используются как массажер и для передвигания косточек. «Раз, два – шли утята Три, четыре – за водой, А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой, А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал, А девятый всех догнал. А десятый испугался Громко-громко запищал: - «Пи-пи-пи!» - «Не пищи! Мы тут рядом, поищи!»

Манипуляции с предметами

Используются как массажер и для передвигания косточек.

«Раз, два – шли утята

Три, четыре – за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал.

А десятый испугался

Громко-громко запищал:

- «Пи-пи-пи!» - «Не пищи!

Мы тут рядом, поищи!»

Манипуляции с предметами «Лабиринт» Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам. «Мы играем в паровоз, Погудим немного. Ничего, что нет колес, Зато есть дорога!»

Манипуляции с предметами

Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам.

«Мы играем в паровоз,

Погудим немного.

Ничего, что нет колес,

Зато есть дорога!»

«Умный шнурок»

«Умный шнурок»

Результаты проекта Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности. Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Результаты проекта

  • Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
  • Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.
  • Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Вывод Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы. Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Вывод

  • Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
  • Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики
  • Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.
Список литературы 1. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика» 2. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» 3. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» 4. Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года» 5. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» 6. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Список литературы

1. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

2. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

3. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

4. Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

5. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

6. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

videouroki.net

"Весёлый язычок": Пальчиковая гимнастика.

   Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.   Прочтите малышу стихотворение вслух.  Изобразите, что какое-то движение у вас не получается. Ребёнок захочет  "научить" Вас. Занимайтесь сначала по 2-3 минуты в день, а затем столько, сколько он пожелает.

«Стирка»

Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)

Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо-влево)

И повешу на верёвку. (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем)

«Подарок мишке»

Нитку тянем, отрываем (изобразить)

И в иголку продеваем. (изобразить)

Будем шить рубашку мишке (изобразить стежки)

И сошьём ему штанишки. (провести ладонями по бёдрам)

«По водицу»

Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили, («человечки» обеими руками)

Принесли в ведре водицы, («ведро»)

Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить)

«Апельсин»

Я очищу апельсин, (изобразить)

На тарелке он один, («тарелки»)

Ну а после разломлю, (изобразить)

Всем знакомым разделю. (движения кистями вперёд, к груди)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (прямые кисти вверх, вниз)

Мы морковку трём, (трём правым кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим, (щепотка)

Мы капусту жмём. (сжимаем обе кисти в кулаки)

«Волшебник »

Если ножницы достану, («ножницы»)

То волшебником я стану. (руки и кисти вверх)

Сотворю вам из бумаги (изображаем движения ножницами)

Птиц, машины, башни, флаги. («птица», движения руля, «башня», «флаг»)

«Балалайка и дудочка»

Балалайка, балалайка,

Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке)

Поиграй нам, дудочка, (изображаем игру на дудочке)

Дудочка – погудочка.

«Бубен и скрипка»

Бубен звонкий и тугой, (изображаем игру на бубне)

Ты звени, стучи и пой,

Заиграй-ка, скрипка, в лад, (изображаем игру на скрипке)

Всех развесели ребят!

«Баян, барабан и рояль»

Разверни бока, баян, (изображаем игру на баяне)

Барабань, наш барабан,

Ты, рояль, сыграй нам песни, (изображаем игру на рояле)

Чтобы стало интересней!

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит, («дом»)

Ну а к дому путь закрыт, («ворота закрыты»)

Мы ворота открываем, («ворота открыты»)

В этот домик приглашаем. (дом»)

«Бабушка»

Бабушка очки надела, («очки»)

У стола на стул присела, («стол», «стул»)

Только в книжку заглянула, («закрытая книга», «открытая книга»)

Улыбнулась и … уснула. (ладони под щёку)

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке, («стол»)

Рядом стульчик у окошка, («стул»)

Два бочонка под столом, («бочонок»)

Вот такой я видел дом. («дом»)

«Замок »

На двери висит замок, («замок»)

Кто открыть его бы мог, (пожать плечами)

Потянули, покрутили, (потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)

Постучали и открыли. (постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)

«Кольцо»

У мамы грустное лицо – (изображаем)

Не может отыскать кольцо («кольцо» правой кистью)

Но дочь нашла его у стула («стул»)

И вмиг на палец натянула. (изображаем)

«Белка»

Белка, сидя на тележке, («белка»)

Раздаёт друзьям орешки: (изображаем раздачу орехов)

Заиньке усатому, («зайка»)

Мишке толстопятому, («медведь»)

Синичке – невеличке («синичка»)

И совушке – сестричке. («сова»)

«Опасное купание»

В речке щука нас спугнула, («щука»)

В море плавала акула, («акула»)

Есть медузы в океане … («медуза»)

Буду я купаться в ванне! (изобразить движения пловца)

«По лесу шагал медведь»

По лесу шагал косолапый медведь, («медведь»)

Навстречу шёл волк на овец посмотреть, («волк»)

Увидел их зайка косой из-под ёлки («зайка»)

И так задрожал, что упали иголки. («дрожащий заяц»)

«Белка»

Заскочила на пенёк («пень»)

Белка – маленький зверёк, («белка»)

А потом, нарвавши шишек, («шишка»)

Побросала в ребятишек. (изображаем бросок)

«Дом за кустом»

Зайка под кустом сидит («куст»)

И ушами шевелит. («заяц», шевелящий «ушами»)

- Зайка, зайка, где твой дом? («дом»)

- За-за-за большим кустом! («куст»)

«Заяц и лиса»

Заяц скачет по полям, («заяц»)

А лисица по пятам. («лиса»)

Страшно заиньке в бору, («деревья» обеими кистями)

Прыгнул к ёжику в нору. (ёжик»)

«Слон и мышка»

Слон огромный, как скала, («слон»)

Ну а мышка? Ох, мала. («мышка»)

Если б стала со слона, («слон»)

Кошку съела бы она! («кошка»)

«Кошка и мышка»

Кошка весело шагает, («кошка»)

Мышка в норку убегает. («мышка»)

Если сон глубок у кошки, («кошка»)

Мышка в кухне ищет крошки. («мышка»)

«Гусь и кошка»

Рядом с кошкой гусь гогочет – («кошка»)

Ущипнуть за ушко хочет, («гусь»)

Кошка спину выгибает, (дуга левой ладонью)

Гусь от страха убегает. («гусь» правой кистью, руку убрать за спину)

«Белка и ворона»

Белка на сосне скакала («белка скачет»)

И ворону увидала: («ворона»)

- Залезай ко мне в дупло! («дупло»)

В нём и сухо и тепло!

«Новый год»

Рядом с ёлкой в Новый год («ёлка»)

Дети водят хоровод, (поворот кругом)

На ветвях для детворы («ёлка»)

Есть гирлянды и шары, («цепочка», «шар»)

Колокольчики висят, («колокольчик»)

Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)

«Колючий клубок »

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик, («ёжик»)

Чтобы волк не уволок, («волк»)

Превратился ёж в клубок. («клубок»)

«Пёс и лошадь»

Бежала лошадь по дороге, («лошадь» левой рукой)

Ей пёс дворовый прыгнул в ноги, («собака» правой рукой)

Залаял громко пёс пугливый, («лающая собака»)

А лошадь лишь тряхнула гривой. («лошадь», движения кистью)

«Динозавры»

Динозавров на рассвете («динозавры» обеими руками)

Увидали в парке дети,

Испугались, задрожали, (изображаем дрожь, испуг)

Быстро к дому побежали, («бегущие человечки»)

Динозавр же, верь не верь,

Только тра-во-ядный зверь. («динозавры» обеими руками)

«Старушки – хохотушки»

На скамейки возле ели («скамейка», «ёлка)

Как-то две старушки сели, («две старушки»)

Час болтали, хохотали (изобразить)

И скамейку поломали. (скамейка, развести ладони в стороны)

«Забор»

Возле дома с давних пор («дом»)

На столбах стоит забор, («забор»)

Бык о доски бок чесал, («бык»)

Почему ж забор упал? («упавший забор»)

«Ёжик »

Ёжик, ёжик, где ты был? («ёжик»)

Долго по лесу бродил. («деревья»)

Встретил белку и синичку, («белка», «синичка»)

Мишку встретил и лисичку, («медведь», «лиса»)

Всех, кого нашёл в бору,

Пригласил в свою нору. («нора»)

«Осьминог»

Убегает осьминог,

Выпускает восемь ног, («осьминог», «щупальца» вниз)

А когда еда вокруг,

Выставляет восемь рук. («осьминог», «щупальца» вверх)

«Коровушка»

Я коровушку свою («корова»)

Ранним утром подою, (движения пальцев, как при дойке)

Я поглажу ей бока: (движения кистями сверху вниз)

- Дай детишкам молока. («корова»)

«Ленивый лев»

Олень длинноногий по лугу скакал, («олень»)

А царственный лев за деревьями ждал, («лев»)

Но вдруг повернул почему-то олень, («олень»)

А льву за оленем бежать было лень. (лев»)

«Упрямые козлы»

Речка под мостом текла, (несогласованные движения пальцами)

По-над речкой два козла («козёл» каждой кистью)

На мосточке повстречались, («мост»)

Разругались, пободались, («козлы бодаются»)

Два упрямца не мирились

И вдвоём моста свалились! (присесть)

«Крокодил»

На лужайке крокодил («крокодил»)

Крокодильи слёзы лил:

- Ой, меня не любят звери, («олень», «птицы»)

Доброте моей не верят!

«Пеликан»

В речке птица – пеликан, («пеликан»)

Знаменитый рыболов, («рыба»)

Каждый день кладёт в карман («пеликан»)

Весь богатый свой улов. («рыба»)

«Царственная семейка»

Папа – лев и мама – львица, («лев»)

Всем известно, - царь с царицей, («львица»)

Ну а их малютка львёнок («львица», но теснее сжать пальцы)

Просто царственный ребёнок.

«Жираф»

Как хорошо жирафом быть, («жираф»)

Из тучи утром воду пить, (полакать языком)

С высоких веток листья рвать («деревья», руки поднять высоко вверх)

И носом звёзды задевать. («жираф»)

«Пчёлка»

Как хорошо быть пчёлкой («пчела»)

С весёлой рыжей чёлкой (показать чёлку на лбу)

И перед всем народом («человечек»)

Своим гордиться мёдом. («миска»)

«Весна»

Галдят грачи и там и тут, («птица»)

Летают и по веткам скачут, («деревья»)

Весной сосульки вниз растут («сосульки»)

И потому всё время плачут. («изобразить»)

«Паук и муха»

У мухи жизнь была легка, («муха»)

Но повстречала паука, («паук»)

На паутине он сидел («паутина»)

И мухе сладко песни пел: («муха»)

- А вы, я вижу, налегке, («паук»)

Так покачайтесь в гамаке. («паутина»)

«Собака и грач»

Собака смотрит, не ворча, («собака»)

На прилетевшего грача, («грач»)

А этот грач совсем не глуп –

Из миски пьёт собачий суп. («миска»)

«Волк и лось»

Однажды лось в лесу гулял («лось»)

И волка в чаще повстречал, («волк»)

Наставил лось свои рога («лось»)

На волка – лютого врага, («волк»)

Волк испугался, задрожал (дрожащий «волк» правой кистью)

И прочь от лося побежал! (спрятать правую руку за спину)

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики – друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнении я дети сидят на своих местах и ритмично, поочерёдно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые – догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики – бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвёртые – пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(повторить несколько раз).

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(«цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами вместе и врозь).

Дружно дают под землёй корешки.

(«корни»).

«Зайцы»

Скачет зайка косой

(«зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

(«дерево» правой рукой).

Под другою сосной

(«дерево» левой рукой).

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).

«Козы»

Идёт коза рогатая,

(«коза» правой рукой).

Идёт коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик»).

«Птички»

Птички полетели, («птички»).

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко расставленными пальцами).

На деревья сели, («деревья»).

Вместе отдыхали. («птички»).

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперёд,

(«кошка» правой рукой).

К нам идёт, хвостом и играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот («ворота»).

Две собаки выбегают.

(«собаки» обеими руками).

«Улитка»

Две улитки на дорожке,

(«улитки» обеими руками).

Вверх торчат смешные рожки.

«Мостик»

Над бурливою рекой

(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения).

Мост построим мы такой: («мост»).

Люди по нему пройдут («человечек» идёт).

И лошадок поведут. («лошадь»).

«Лягушка»

Две лягушки на дорожке,

(«лягушки» обеими руками).

И у них озябли ножки.

«Щука»

В пруд купаться не пойду –

Щука плавает в пруду. («щука»).

«Мышь»

Тихо в доме, («дом»).

Спит малыш.

Под полом скребётся мышь. («мышь»).

«Курица, петух и лебедь»

Петушок зерно клюёт,

(«петух» левой рукой).

Курица к нему идёт.

(«курица» правой рукой).

Лебедь, стоя за малиной,

(«лебедь» левой рукой).

Машет шеей лебединой.

«Щука, коза и лягушка»

Щука может обитать в пруду,

(«щука» левой рукой).

А козу пасут на берегу («коза»).

Лишь лягушке хорошо везде: («лягушка»).

На земле, в болоте и воде.

(несогласованные движенья пальцами обеих рук).

«Деревья»

Друг от друга деревья росли далеко,

(«деревья» обеими руками).

Человеку пройти этот путь нелегко,

(«человечек» левой рукой).

Только корни двух елей однажды сплелись, («корни»).

Будто дерева два навсегда обнялись. («деревья»)

Источник - Т.А.Ткаченко "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"

logoped-anna.blogspot.com

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей / Статьи

Автор: Неудачина Елена Алексеевна Место работы: детский сад Должность: учитель - логопед

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. 3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. 4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений. 5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. 8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. 9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму. 10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Какие задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка? • Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста. • Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями. • Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста. • Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников. • Способствует развитию эмоциональной выразительности.

Группы и виды пальчиковых игр

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I.группа. Упражнения для кистей рук - развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключатся с одного движения на другое.

II.группа. Упражнения для пальцев условно статические. - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III. группа. Упражнения для пальцев динамические. - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды: Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др. Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др. Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек» Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г. «Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.  Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой?

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя. С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки. С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр». У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики. • Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга. • Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. • Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит; 2) взрослый выполняет движения руками ребенка; 3) ребенок выполняет движения своими руками. • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. • Занятия проводятся ежедневно около 5 минут. • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми. • Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. • Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

«Сорока» Сорока, сорока, (Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой) Где была? Далеко? Кашу варила, деток кормила: Этому дала, (Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца) Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: (Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки). Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил, Ничего не получил.

«Сорока-белобока» (Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.) Сорока, сорока, сорока-белобока Кашу варила, на порог скакала, Гостей созывала. Гости на двор – кашу на стол. Этому дала на тарелочке, (Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.) Этому дала на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке, А этому не дала: (Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.) Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил, Ничего не получил. Идет коза рогатая, (Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.) Идет коза бодатая, Ножками - топ-топ! (Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.) Глазками - хлоп-хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьет, (Хлопают в ладоши.) Того коза забодает, забодает.

«Ладушки» Ладушки, ладушки (Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.) Где были? У бабушки. Что ели – кашку, что пили – бражку, Бражка сладенька, Кашка масленька, Ложка маленька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шшшу – полетели, полетели На головку сели.

«Оладушки» Бабушка, бабушка (Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.) Испекла оладушки. Один Машеньке, Один Коленьке… И т.д., перечисляя всех детей.

«Моя семья» Этот пальчик – дедушка, (Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.) Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Хлопают в ладоши.)

«Прятки» В прятки пальчики играли (Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.) И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали.

«Этот пальчик» Этот пальчик хочет спать, (Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.) Этот пальчик прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. (Поднимают большой палец вертикально.) Тише, тише, не шуми, Братиков не разбуди! Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!

«Фонарики» Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами. Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить) Фонарики погасли! (пальцы сжать) Упражнение выполнять несколько раз.

«Пальчик-мальчик» Пальчик-мальчик, где ты был? (Дети показывают большие пальцы на обеих руках.) С этим братцем в лес ходил. (Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.) С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

Примеры пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.

«Дружные ребята» Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)) Мы с тобой подружим, маленькие пальчики. (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.) Раз, два, три, четыре, пять…. (Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.) Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание.) Мы закончили считать. (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«В гости» В гости к пальчику большому (Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.» Приходили прямо к дому (Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».) Указательный и средний, Безымянный и последний. (Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.) А мизинчик-малышок (Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.) Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.) Вместе пальчики — друзья. (Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.) Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».)

«За работу» (Пальцы сжаты в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.) Ну-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту. Большаку - дрова рубить. (Разгибаем большой палец.) Печки все – тебе топить. (Разгибаем указательный и т.д.) Тебе – воду носить. А тебе – обед варить А тебе – посуду мыть. А потом всем песни петь. Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. (Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)

«Пальчики ложатся спать» (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик - прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Ну а этот долго спал, А потом будить всех стал. Встали пальчики! Ура! (Выпрямить все пальцы.) Нам гулять идти пора! (Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Домик» (Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.) Раз, два, три, четыре, пять - (Разгибаем пальцы.) Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) Раз, два, три, четыре, пять - (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

«Дружные пальчики» (Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с большого.) Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну а это – средний, длинный, Он как раз посередине. Этот - указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. «В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладут сверху.)

«Пять маленьких братьев» (Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.) Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой – Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря его называют указательным. Третий твой палец – как раз посередине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвертый зовут безымянный, Неповторимый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший – любимец, По счету он пятый. Зовется мизинец.

«Прогулка» (При выполнении этого упражнения дети сидят за столами  и ритмично, поочередно, скачками согласно тексту двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.) Пошли пальчики гулять, (Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.) А вторые — догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.) Третьи пальчики — бегом, (Движение средних пальцев в быстром темпе.) А четвертые—пешком. (Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.) Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.) И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.) «Капуста» Мы капусту рубим, рубим, (Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.) Мы морковку трем, трем, ((Потирают кулак о кулак.) Мы капусту солим, солим, (Имитируют посыпание солью.) Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)

«Замок» На двери висит замок. (Дети сжимают пальцы в замочек.) Кто его открыть не смог? (Пожимают плечами.) Мы замочек потянули, (Тянут в стороны сцепленные кисти.) Мы замочек покрутили, (Крутят сцепленные кисти.) Мы замочком постучали (Стучат основанием кистей друг о друга.) И открыли! (Разводят кисти в стороны.)

«Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, (Дети изображают ладоням «цветок с закрытыми лепестками».) Утром весенним раскрыл лепестки. (Разводят пальцы рук.) Всем лепесткам красоту и питание (Ритмичные движения пальцами - вместе и врозь.) Дружно дают под землей корешки. (Дети изображают кистями рук «корни».

Список литературы

1. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. №7. 2. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006. 3.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999. 4. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. 5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. 6. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи./ Е.М. Косинова – М.: ЭКСМО: ОЛИСС, 2011. 7. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2000. 8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 1999. 9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001. 10. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2004. 11.Ткаченко Т.А. Мелкая мотрика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005. 12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?

lomonpansion.com


Смотрите также