Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Толкачева гимнастика


Комплекс лечебных упражнений дыхательной гимнастики

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Продолжаем обсуждение методики оздоровления за Толкачевым и сегодня поговорим о дыхательной гимнастике, как отличном средстве оздоровления организма.

Очень многое зависит от правильности выполнения упражнений. Толкачев считал, что если регулярно выполнять гимнастику то можно значительно укрепить дыхательную мускулатуру человека , при этом улучшается работа и выносливость мышц, нормализуется кровообращение и улучшается физическое развитие органов.

Успешно применяется лечебная гимнастика как детьми так и взрослыми. В этой статье этапы выполнения гимнастики будет показано на ребенке, но взрослый сможет тоже легко повторить все.

При систематическом выполнении упражнений укрепится иммунитет человека, происходит закаливание и очистка слизистой дыхательных путей. Очень важно дышать ртом при выполнении, потому что в носоглотке много патологических микроорганизмов , которые могут попасть в бронхи и вызвать осложнения.

Также, Толкачев рекомендует людям, которые страдают от бронхита , при котором выделяется много мокроты – делать гимнастику во время паузы между дыханием (вдохом и выдохом). Это делается для того, чтобы не вызывать сильного приступа кашля.

Давайте более детально изучим комплекс целебной гимнастики, который рекомендует специалист в своей книге. Каждому упражнению автор присвоил букву, благодаря чему можно легко изучить их. Я предлагаю Вам ознакомится с основными из них:

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ

  1. Упражнение "А".
  2. Упражнение А

    Исходное положение ребенка - становится ровно, его ноги должны быть на ширине плеч, руки максимально отведены назад (ладонями вперед), пальцы рук разведены (смотрите рисунок 19). Перед началом упражнения необходимо сделать сильный вдох, выпячивая живот вперед.

    На счет 1 - ребенок сильно скрещивает руки вперед к направлению груди. Очень важно чтоб кисти рук дотягивались аж до лопаток , а локти должны оказаться под подбородком. При этом движении происходит громкий выдох воздуха с легких.

    На счет 2 - ребенок медленно возвращается в исходное положение, при этом вновь диафрагменным вдохом выпячивает живот.

    Повторить упражнение несколько раз. Имеет хороший дренажный эффект, освобождает легкие от мокроты.

  3. Упражнение "Б".
  4. Упражнение Б

    Исходное положение ребенка - он нагибается вперед, ноги остаются на ширине плеч,руки максимально отведены в стороны, ладошками к полу. Перед началом упражнения важно сделать большой вдох, выпячивая живот.

    На счет 1 - ребенок немного наклоняется вниз, мгновенно скрещивая руки перед собой, дотронувшись аж до лопаток кистями, как показано на рисунке 20. Должен послышаться мощный хлест от ладошек по области лопаток. При этом делается сильный выдох.

    На счет 2 - рекомендуется вновь развести руки в стороны и повторить опускания их на грудь продолжая выдох, желательно при этом раза 2 или 3 дотронуться до лопаток ладонями.

    На счет 4 - ребенок возвращается в исходное положение, делая глубокий вдох с выпячиванием живота.

    Важное замечание, для того, чтобы получить отличные результаты важно не сгибать ноги в коленях. Превосходно помогает при откашливании мокроты.

  5. Упражнение "В".
  6. Упражнение В

    Исходное положение ребенка - он становится прямо, ноги должны быть на ширине плеч, руки подняты вверх, при этом пальцы сомкнуты (смотрите рисунок 21). Перед началом упражнения ребенок делает глубокий вдох, выпячивая живот.

    На счет 1 - делается наклон вперед, при котором происходит резкое движение руками вниз. При этом движении нужно сделать сильный выдох воздуха. Со стороны это похоже на рубку дров (поэтому назвать упражнение можно еще "лесоруб").

    На счет 2 - дитя возвращается в исходное положение, набирая воздух в легкие при вдохе. При этом вновь выпячивается живот. Повторить несколько раз.

  7. Упражнение "Г".
  8. Упражнение Г

    Исходное положение ребенка - стоя прямо, слегка наклониться вперед, ноги на ширине мнимой лыжни. Кисти рук находятся в положении как когда сжимают палки лыж при начале езды. Ребенок делает глубокий вдох, выпячивая живот вперед.

    На счет 1 - делается наклон вперед с приседанием (при приседании важно коснуться животом бедер). В этот момент руками происходит сильное движение вниз и назад (как катание на лыжах). При этом движении ребенок делает сильный выдох .

    На счет 2 и 3 - находясь в наклонившемся положении нужно сильно пружинить ногами, при этом завершается выдох воздуха с легких (смотрите рисунок 23).

    На счет 4 - возвращается в исходное положение, вновь делая глубокий диафрагмальный вдох, выпячивая свой живот.

  9. Упражнение "Д".
  10. Упражнение Д

    Исходное положение ребенка - он стоит прямо, правую руку поднимает вверх, его ноги на ширине плеч, левая рука находится внизу (смотрите рисунок 24).

    Кисть левой руки расслаблена, ладонью назад (как при плавании). Перед началом упражнения важно сделать глубокий вдох, живот чуть выпятить вперед.

    На счет 1 и 2 делается до 5-ти круговых взмахов руками (таких как делают при плавании). При вращении нужно сделать сильный выдох.

    На счет 3 и 4 делается 2 движения круговых руками с глубоким вдохом с выпячиванием живота вперед.

    Повторить упражнение несколько раз.

  11. Упражнение "Е".
  12. Упражнение Е

    Исходное положение ребенка - он упирается о пол прямыми руками (поза как при отжимании от пола). Делает сильный вдох.

    На счет 1 - приседает рывком, делая мощный выдох воздуха (смотрите рисунок 28).

    На счет 2- возвращается рывком в исходное положение. При этом делает глубокий вдох животом.

    Рекомендуется выполнять это упражнение за 2 сек. (по 1 сек. на движение).

Мы с Вами ознакомились с основной частью упражнений по целебной дыхательной гимнастике. В будущем я опишу остальные упражнения, которые рекомендуется выполнять. Так что, иногда заходите. Будет появляться интересная и полезная информация. Хорошего Вам дня.

РЕКЛАМА

beregite-zdorovje.ru

Гимнастика по Толкачеву

ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ

В № 1 («Дышать по Толкачуву или по Стрельниковой») нашего журнала за текущий год опубликованы выступления специалистов, обсуждавших за «круглым столом», как помочь тем, кто страдает заболеваниями органов дыхания, верхних дыхательных путей, часто болеет острыми респираторными вирусными инфекциями.

Один из участников беседы — кандидат педагогических наук Борис Сергеевич Толкачев. Его метод борьбы с острыми респираторными заболеваниями весьма прост и в то же время, как показала практика, эффективен. Б. С. Толкачев советует для профилактики болезней отправиться на... стадион. Физическая культура помогла уже не одному десятку его воспитанников.

Б. С. ТОЛКАЧЕВ, доцент кафедры физвоспитания

Грипп и ангина, бронхит и бронхиальная астма — вот те заболевания, которых можно избежать, применяя методику Б. С. Толкачева. Она включает и бег на свежем воздухе, и дыхательные упражнения, и закаливающие процедуры, и различные гигиенические мероприятия. Тем, кого интересует эта методика, кто хочет ее подробно изучить и применить на практике, а таких людей, судя по редакционной почте, немало, советуем прочитать книгу Б. С. Толкачева «Физкультурный заслон ОРЗ», опубликованную издательством «Физкультура и спорт» в 1988 году.

А мы предлагаем вниманию читателей главу из этой книги, предназначенную для страдающих респираторными заболеваниями и нуждающихся в очищении бронхов от мокроты.

Суть физических приемов, направленных на очищение бронхов, заключается в сжатии с большой силой грудной клетки в области нижних ребер и диафрагмы. Поэтому эти приемы называют выживанием. Выполняют их либо самостоятельно, либо с помощью кого-нибудь из домашних. Ребенку выжимание делают родители.

Каждое выжимание надо выполнять не менее 10-15 секунд, а начинать его строго во время паузы между вдохом и выдохом. Запомните: если выжимание делать неправильно, оно принесет не пользу, а вред. Поэтому эти упражнения постарайтесь освоить «на отлично».

1. Выжимание лежа на спине (самостоятельно). На счет 1 плотно подтянуть бедра к груди, обхватив руками голени (одновременно начать мощный выдох), на счет 2-7 с большой силой, прижимая руками голени к груди, продолжить и завершить выдох на его пределе (рисунок 1), на счет 8 вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом максимально выпячивая живот, глухо кашлянуть только силой брюшного пресса.

2. Выжимание лежа на спине (с посторонней помощью). Стоя лицом к больному, захватите руками его голени за середину. Далее поступайте как в упражнении 1. Помните, что ваши плечи должны находиться строго над площадью опоры (над кистями), тогда давление будет направлено точно по назначению (рисунок 2).

3. Выжимание стоя (самостоятельно). Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях под прямым углом, предплечья охватывают нижние ребра и диафрагму плотно, кисти прижаты к бокам. На счет 1 глубоко наклониться вперед, округлив спину, упереться предплечьями в бедра, слегка присев, голова на уровне колен, взгляд направлен вниз-назад (одновременно начать мощный выдох), на счет 2-7 продолжить и на пределе завершить выдох, руки расслабленно опустить, раздуть диафрагмальным вдохом живот и глухо кашлянуть, повторить вдох и кашлянуть еще 2 раза (рисунок 3), на счет 8 возвратиться в и. п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Гимнастика по Толкачеву

4. Выжимание стоя (с посторонней помощью). Больной стоит, ноги на ширине плеч. Став вплотную сзади, предплечьями и кистями крепко охватите его нижние ребра и диафрагму (рисунок 4). Далее выполняйте упражнение 3.

5. Диафрагмальное дыхание во время бега. Выполняется во время тренировочных пробежек однократно или сериями из 3-4 выдохов-вдохов, без кашля, чередуя выраженное диафрагмальное дыхание с естественным дыханием в пределах 30 секунд.

Важно каждому научиться выполнять выдох на 6-8 пар шагов, силой мышц брюшного пресса удерживая живот сильно втянутым. На вдохе же надо держать живот выпяченным на 1-3 пары шагов. Опыт показал, что при ежедневных полу- и часовых кроссах диафрагмальная мышца обретает силу, как у оперного певца. Пожалуй, об этом нелишне знать.

6. Диафрагмальное дыхание во время ходьбы. Для тех, кто еще не может бегать трусцой или кому ходьба служит средством отдыха после хорошей пробежки, выраженное диафрагмальное дыхание сослужит добрую службу: даст необходимую физическую нагрузку или возможность переключиться с кросса, например, на гимнастику.

Упражнение выполняется так. Начиная движение, сразу же стремитесь к форсированному выдоху, используя всю силу мышц брюшного пресса и делая 6-8 пар шагов, доводите выдох до предела. Остановитесь. Стоя в легком наклоне вперед, сделайте животом вдох и сразу же глухо кашляните (животом). Вдох и кашель повторите еще 1-2 раза. Затем продолжайте ходьбу.

Методические замечания.

Выжимания лежа и стоя лучше выполнять после массажа грудной клетки: в этом случае эффективность дренажа будет наибольшей.

Если слизистые пробки из бронхов отделяются с трудом, после 3-6 диафрагмальных вдохов и выдохов сделайте паузу и используйте ее для массажа грудной клетки. О том, как делать массаж, вы можете прочитать в книге «Физкультурный заслон ОРЗ».

Когда вы делаете выжимание маленькому ребенку, его лицо на пределе выжимания может стать пунцовым, что не опасно. Но если процедура слишком длительна, она может напугать его. Поэтому не стремитесь сразу к рекордам, лучше опытным путем найти золотую середину.

Нужно быть готовым и к тому, что ребенок не сможет при выжимании лежа выпятить живот на вдохе — это доступно, человеку только с сильной диафрагмальной мышцей. Поэтому, как только закончите выжимание, подхватите ребенка под затылок и переводите его в положение сидя в глубоком наклоне. И сразу же просите: «Раздувай живот!», «Кашляй животом!». И сами над его ухом глухо кашляйте, подавая пример.

Именно так легче научить диафрагмальному кашлю малыша. Если у взрослого или у ребенка постарше мокроты мало, то кашлять можно лежа, но когда мокрота обильная, то обязательно нужно сесть.

По материалам журнала "Здоровье" 04.1989 г.

Дышать по Толкачуву или по Стрельниковой

Число больных с заболеваниями органов дыхания стремительно растет. Причем во всех возрастных группах. Ухудшившаяся в последние годы экологическая обстановка негативно сказывается на возможностях человека адаптироваться к окружающей среде.

Наряду с острыми воспалительными реакциями дыхательных путей наблюдается тенденция к все большей хронизации процесса в бронхах и легких. Первое место занимают хронический бронхит, бронхиальная астма и большая группа других аллергических заболеваний органов дыхания. Потому понятен интерес людей к появляющимся время от времени в печати сообщениям о том или ином «новом чудодейственном» методе лечения легочных болезней.

А. Г. ЧУЧАЛИН, академик АМН СССР, заведующий кафедрой госпитальной терапии 2-го Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова, вице-президент АМН СССР

С. Ю. КАГАНОВ, профессор Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР

А. Н. КОКОСОВ профессор ВНИИ пульмонологии Минздрава СССР, Ленинград

Е И. СОРОКИНА, доктор медицинских наук (Всесоюзный научный центр медицинской реабилитации и физиотерапии Минздрава СССР)

Н. А. ДИТКОВСКИЙ, доктор медицинских наук (Московская городская клиническая больница № 7)

Б. Ч. ОГАЙ, кандидат медицинских наук (поликлиника МСЧ Автозавода имени Лихачева)

Н. Д. СЕМЕНОВА, медицинский психолог (факультет психологии МГУ)

Н. К. БЫКОВА, ассистент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института, руководитель группы физической реабилитации

Б. С. ТОЛКАЧЕВ, доцент кафедры физвоспитания Московского автомеханического института

B. Е. НОНИКОВ, кандидат медицинских наук (4-е Главное управление при Минздраве СССР)

С. А. ШАПОВАЛОВ, автор научно-популярной книги «Записки учителя физкультуры» Подробнее >>>

zdorov.liferus.ru

О Нас | СДЮСШОР им. Н.Г. Толкачева

Приказом Владимирского ГОРОНО от 1 сентября 1961 года № 72 была открыта «Детская гимнастическая школа». В школе на тот период работало 5 тренеров, 18 учебных групп по спортивной гимнастике. Школа в то время не имела своей базы, основная работа проводилась в спортивных залах общеобразовательных школ, а  старшие гимнасты тренировались в городском доме физкультуры, где каждый раз приходилось ставить и убирать снаряды.

Первое здание школы

В 1962 году по решению Облисполкома школа получила половину здания усовершенствования учителей (где в настоящее время размещается школа греко-римской борьбы), а немного позднее и все здание отошло гимнастам.

 

 

зал андрианова

В 1969 году гимнастическая школы была переведена в здание общеобразовательной школы номер 17, которое было приспособлено под занятия гимнастикой. В 1973 году к школе был пристроен зал 36х18 метров, который в настоящее время называется залом «Андрианова»

 

 

 

СДЮСШОР им. Толкачева

В 1991 году по ходатайству коллектива школа стала называться Владимирская СДЮСШОР по гимнастики имени Н.Г. Толкачева, заслуженного тренера СССР, который воспитал не только выдающегося гимнаста Николая Андрианова, но и создал высшую школу гимнастики, известную на весь мир.

За время своего существования, школа добилась высоких спортивных результатов, её учениками завоевано 20 Олимпийский наград, из которых 11 золотых.

В школе выросли выдающиеся спортсмены:

Николай Андрианов (ЗМС) – семикратный Олимпийский чемпион, многократный Чемпион Мира и Европы, обладатель первого Кубка Мира по спортивной гимнастике.

Владимир Артемов (ЗМС) – обладатель четырех золотых Олимпийский медалей, многократный чемпион Мира.

Юрий Королев (ЗМС) – двукратный абсолютный Чемпион Мира

Юрий Рязанов (ЗМС) – серебренный призер Чемпионата Мира 2006 года, призер Чемпионатов Европы 2007, 2009 годов, Чемпион Европы 2008 года, бронзовый призер Чемпионата Мира 2009 года в многоборье, участник Олимпийских игр в Пекине, абсолютный чемпион России 2009 года.

А в данный момент в школе тренируются:

Николай Куксенков – мастер спорта международного класса, Чемпион России 2015 годы, Чемпион Европейских игр 2015 года, Чемпион Европы 2014, трехкратный чемпион Всемирной Универсиады 2013 года, двукратный чемпион России 2013 года.

Кирилл Прокопьев – мастер спорта международного класса, чемпион Первенства Европы 2012 года в вольных упражнениях, чемпион России 2013, 2015 годов.

Ростов Алексей – мастер спорта международного класса, бронзовый призер Кубка России 2015 года.

За все время существования школы подготовлено 4-е Заслуженных мастера спорта, 17 Мастеров спорта международного класса, более 200 мастеров спорта.

11 сотрудников школы за подготовку спортсменов высокого класса удостоены почетного звания Заслуженный тренер. Это Толкачев Николай Григорьевич – Заслуженный тренер СССР, Бысов Виктор Юрьевич – Заслуженный тренер СССР, Фирсов Виктор Николаевич – Заслуженные тренер СССР, Федоров Александр Васильевич – Заслуженный тренер СССР, Калабушкин Игорь Николаевич – Заслуженный тренер России,  Копытцев Геннадий Александрович – Заслуженный тренер РСФСР, Сальников  Валерий Борисович – Заслуженный тренер РСФСР, Антоненко Владимир Ильич – Заслуженный тренер РСФСР, Антоненко Галина Алексеевна – заслуженный тренер РСФСР, Славин Николай Серафимович – Заслуженный тренер РСФСР, Рогозина Лариса Яковлевна – Заслуженный тренер РСФСР.

В 2016 году в состав сборных команд России вошли 7 воспитанников спортивной школы:

  1. Куксенков Николай (МСМК) – основной состав
  2. Прокопьев Кирилл – (МСМК) – резерв основного состава
  3. Сокова Екатерина (МС) – основной состав
  4. Агафонова Анастасия (I р.) – молодежный состав
  5. Субботина Анна (КМС) – молодежный состав
  6. Карцев Александр (КМС) – юношеский состав
  7. Ростов Алексей (МС) – резерв основного состава

Коллектив тренеров составляет 48 человек, из них: 22 тренера с высшей квалификационной категорией, 9 тренеров с I-ой квалификационной категорией, 10 человек имеют II категорию. Из числа сотрудников, работающих в настоящее время три тренера школы имеют высокое звание Заслуженный тренер – это Бысов Виктор Юрьевич, Сальников Валерий Борисович, Калабушкин Игорь Николаевич, четыре мастера спорта международного класса – Романова Людмила Витальевна, Баранов Сергей Геннадьевич, Калабин Александр Михайлович,  Климова Евгения Сергеевна, один заслуженный мастер спорта – Королев Юрий Николаевич.

Школа имеет два отделения: мужской и женской спортивной гимнастики, где занимается более 1000 человек.

 Документы:

1. Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ2. Лицензия, Приложение к Лицензии3. Свидетельство о государственной аккредитации

sportgymrus-33.ru

Тандем гениев гимнастики. Толкачёву и Андрианову завидовали многие | СПОРТ:Персона | СПОРТ

Ласковые лучи солнца светят в лицо, превращаясь в тёплое свечение софитов олимпийского зала в Мюнхене. Приглашается Николай Андрианов! 20-летний гимнаст собран и уверен, ведь рядом - главная поддержка и опора - тренер Николай Григорьевич Толкачёв, воспитавший его, как сына. Зал пустеет, софиты гаснут - «золото» наше…

Их неразлучный тандем был завистью многих, о новаторской методике Николая Толкачёва сплетничали за спиной, их пытались разлучить, но они всё равно остались вместе - два Николая, два гения гимнастики. О хитросплетениях судеб мастера и ученика рассказал нашему корреспонденту Владимир ШУВАЛ, автор книги «Триумф провинциального тренера», которая только что увидела свет.

Незаслуженно забытый

Саша Линни, vlad.aif: - В книге вы разрушаете стереотип непричастности тренера к победам учеников?

Владимир Шувал: - Бытует  мнение, что если побеждает спортсмен - это его заслуга, а если проигрывает - виноват тренер. Доля заслуг Андрианова в своих победах велика. За 16 лет занятий спортом он стал виртуозом гимнастики. Но если оценить труд, который вложил в него тренер, это соотношение 40 на 60. То, что сделал Толкачёв, не удалось повторить ни одному тренеру в мире!

С.Л.: - На чём основаны материалы для книги?

В.Ш.: - В середине 70-х годов меня назначили директором областной детско-юношеской спортивной школы. По совпадению мне достался бывший кабинет Николая Толкачёва. У меня есть его дневник 1975-1977 годов и личные записи, которые передала его жена - Любовь Николаевна. Есть письма, графики учебно-тренировочного процесса, удостоверения, грамоты. Я изучил газету «Советский спорт» за 1952-1984 годы, встречался с Толкачёвым и его воспитанниками. 

Цена таланта

С.Л.: - Мало кто знает биографию выдающегося тренера. Откуда он родом, что повлияло на становление его личности?

В.Ш.: - Николай Григорьевич Толкачёв родился 25 октября 1921 года в посёлке Ишим Тюменской области. Его мать стала инвалидом из-за несчастного случая - рука случайно попала на фабрике в ткацкий станок. Коля в 8 лет стал главным мужчиной в семье. Кроме матери-инвалида на плечах мальчика оказались братик Валентин и сестрёнка Галина. Родной брат матери помог семье Толкачёвых перебраться в городок Усть-Ишим Омской области. В стране царил голод, приходилось туго. Но дети не бросили учёбу. Худенький паренёк со взрослым отношением к жизни вызывал уважение у односельчан. Закончив школу с медалью, Николай поступил в Омское лётное училище. Учился на отлично, выделяясь среди сокурсников на практических занятиях. Такой успех нравился не всем, появились завистники.

С.Л.: - Завистники появлялись на протяжении всей жизни Николая Толкачёва. Повлияло ли это на его судьбу? 

В.Ш.: - Безусловно, повлияло. Доносчики чуть не сломали ему жизнь. В 1942 году, после тренировочных полётов, перед сном будущие лётчики разговорились на военные темы, речь зашла о самостоятельных полётах. Кто-то из курсантов ляпнул, что без инструкторов их считают «слепыми котятами». Дёрнуло же тогда Николая заключить пари на вылет без инструктора! Никакие уговоры не помогли. Он взлетел  за гражданским самолётом, чтобы остаться незамеченным. Минут через 20 бесшумно спланировал на аэродром и, довольный, вернулся к товарищам. Но там его уже ждал офицер особого отдела с двумя автоматчиками. Толкачёва исключили из партии и отчислили из училища. Через 3 дня молодой военлёт оказался на фронте в составе штрафной воздушной эскадрильи. Его штурманом был родственник Вольфа Мессинга. В марте 1943 года за героизм и мужество Толкачёва перевели в «обычную» боевую часть. Победу Толкачёв встретил в Польше. За подвиги в годы войны награждён орденами Славы и  Красной Звезды.

С.Л.: - Когда проявился талант обучать?

В.Ш.: - После войны Толкачёв поступил в столичный институт физкультуры. В Норильске 10 лет работал завучем спортивной школы и тренером по спортивной гимнастике. Вёл дневники, делал подробные записи с важных соревнований, детально описывал технику исполнения упражнений. Так рождался выдающийся тренер. 

 Два Николая

С.Л.: - Говорят, Николай Толкачёв делал ставку на «трудных» мальчишек. Как произошла знаковая встреча?

В.Ш.: - Когда Толкачёвы переехали во Владимир, Николай Григорьевич набрал группу уличных мальчишек. Среди них оказался «Гаврош» - Коля Андрианов. Его мать работала на химзаводе, часто без выходных. Помимо Коли у неё были ещё 4 дочки - как тут за всем уследить. Жили бедно даже по тем временам. Многие говорят, что Николай Андрианов - безотцовщина. Это неправда! Его отец умер, когда мальчику было 7 лет. Колька старался увильнуть от домашних дел и уроков. Жил по законам улицы, в 10 лет пользовался авторитетом. 

С.Л.: - Чем мальчик «зацепил» семью Толкачёвых?

В.Ш.: - Коля быстрее других запоминал элементы упражнений, выполнял их легко и непринуждённо. Тренер видел в нём большой потенциал. Неожиданно Коля заболел, его мать не могла следить за здоровьем сына из-за работы, да и семья была многодетная. Николай Григорьевич решил взять мальчика к себе, пока тот не выздоровеет, хотя сам  жил тогда с семьёй в каморке при гимнастической школе, потом получил квартиру. Коля пришёл к Толкачёвым, да так и остался с ними жить. Николай Григорьевич взял под свой контроль учёбу воспитанника, делал с ним уроки, даже ходил на родительские собрания. 

Владимир ШУВАЛ родился в 1940 году в Биробиджане. В 1963 году окончил Ленинградский институт физической культуры имени С.Ф. Лесгафта. В 1975 году стал директором ОДЮСШ при Владимирском областном отделе народного образования. Сейчас занимается издательской деятельностью.

С.Л.: - Заслуга Николая Григорьевича велика, не дал мальчишке пропасть.

В.Ш.: - В этом-то и дело. Толкачёв заменил ему отца. Коля из дворового мальчишки превратился в сильного спортсмена. Николая заметили в спортивном мире. Он «положил на лопатки» самых титулованных спортсменов, в том числе и японских мастеров, державших монополию в спортивной гимнастике 16 лет. 

С.Л.: - В чём триумф, как вы подчеркнули, провинциального тренера? К спортсменам с периферии относились неуважительно в столице?

В.Ш.: - Над провинциалами смеются зачастую, не рассматривают их как достойных соперников. Этот стереотип сломала команда Толкачёва. В 1970 году в Киеве на смотре-конкурсе сильнейших гимнастов СССР Николай Андрианов занял I место в вольных упражнениях и III место в упражнении на коне, а его товарищ по команде Константин Крупелёв стал победителем в упражнении на коне. Чемпион мира и Олимпийских игр Михаил Воронин был лишь вторым. Вот что значит триумф провинциального тренера. Прошёл год, Андрианов - чемпион Европы в вольных упражнениях, 1972 год - абсолютный чемпион СССР и обладатель Кубка СССР. Он опередил титулованных гимнастов - Воронина, Клименко. В 1971 году он вернулся с чемпионата Европы из Мадрида с двумя золотыми медалями и званием чемпиона Европы. А в 20 лет завоевал «золото» на дебютных Олимпийских играх. 

Их нельзя разделять

С.Л.: - Взлёт неизвестного паренька из Владимира стал для многих неожиданным?

В.Ш.: - О его триумфе писали газеты всех стран, о русском городе Владимире в мире узнали благодаря Андрианову. С победы на чемпионате Европы  в 1971 году началось триумфальное шествие Андрианова и Толкачёва  по гимнастическим помостам мира. На их счету 3 Олимпиады! Андрианов - единственный спортсмен XX века, который 15 раз стоял на олимпийском пьедестале почёта. Единственный советский спортсмен, которому доверили произнести Клятву о честности участия в Олимпиаде-80 от имени всех участников Игр. Абсолютный Олимпийский чемпион и многократный чемпион мира, Европы и СССР, обладатель Кубка мира по спортивной гимнастике. Дважды занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Признан лучшим гимнастом XX века.

С.Л.: - Что скрывало закулисье красных дорожек и лавровых венков?

В.Ш.: -За победами стоял титанический труд. За несколько дней до Олимпийских игр в Москве на тренировочном сборе Андрианов получил тяжёлую травму. Он наверняка знал, что это последняя его Олимпиада - возраст уже 28 лет, пора прощаться с большим спортом. Решил, что уйдет победителем, чего бы это ему ни стоило. Держался на обезболивающих уколах. «Серебро» в абсолютном первенстве - огромная победа спортсмена. 

С.Л.: - Сейчас много разговоров о памятнике Николаю Андрианову. Как, на ваш взгляд, он должен выглядеть?

В.Ш.: - Я считаю, что нельзя отделять Андрианова от Толкачёва. Это как Минин и Пожарский. Без одного не было бы и другого. Обидно, что сейчас многие и не вспомнят, кто такой Николай Григорьевич Толкачёв. Если уж и ставить памятник- то им обоим, в единой скульптурной композиции, и не в сквере Андрианова, а рядом со спортшколой олимпийского резерва имени Толкачёва.

www.vlad.aif.ru

Толкчёв Николай Григорьевич тренер по спортивной гимнастике, Толкачёва Любовь Николаевна тренер по художественной гимнастике

tolkachov.org

Николай Григорьевич Толкачев родился 25 октября 1921 года в городе Ишиме Тюменской области. В спорт он пришел после войны - в 1949 году окончил с отличием Московский институт физкультуры. По распределению работал в Орджоникидзе (ныне - Владикавказ), преподавал физкультуру в горно-металлургическом институте, как молодой специалист завербовался в Норильск, в спортивную школу горно-металлургического комбината. Тренировал там гимнасток. В 1963-м переехал с семьей в Горький (ныне - Нижний Новгород). А уже с 1 марта 1964 года начал работать во владимирской гимнастической школе, где тренировал мальчиков. Стал завучем, а затем и директором. За высокие достижения ему было присвоено звание Заслуженного тренера СССР по спортивной гимнастике. Он навсегда вошел в историю спорта, как тренер семикратного олимпийского чемпиона Николая Андрианова. Его ученики, его мысли, школа, ставшая главным его делом, остаются с нами. (Вверх)
Первый директор Владимирской ДЮСШ по спортивной и художественной гимнастике Иван Георгиевич Андреев вспоминает:«Наша гимнастическая школа решением облисполкома была открыта 24 августа 1962 года. Занятия проводились в неприспособленном помещении здания по улице Фрунзе, и по два часа в день - в городском Доме физкультуры.Тренеры и гимнасты время от времени стали замечать молодого мужчину. Простоит, бывало, все два часа тренировок, и уйдет. Позднее выяснилось, что это Толкачев, бывая по служебным делам во Владимире, а работал он тогда инструктором в совете ДСО «Локомотив» в Горьком, всякий раз заглядывал в гимнастический зал Дома физкультуры - тянуло его к любимому делу.Как-то раз этот «инкогнито» пригласил меня на встречу. И предложил себя для работы в школе тренером. Честно скажу, это предложение у меня тогда не вызвало восторга. Ведь он был что «кот в мешке». Но когда Николай Григорьевич, как бы между прочим, сказал, что у него жена - специалист по художественной гимнастике, я готов был его расцеловать. Школе позарез нужен был тогда квалифицированный тренер в отделении «художниц». Словом, ударили по рукам...Что я ему тогда мог предложить? Для жилья освобождавшуюся комнату в стенах школы, да еще работу до «седьмого пота».Как-то сразу Николай Григорьевич стал «своим» в школе. Подкупала неординарность этого человека. Благодаря своей добропорядочности, он, как магнитом; притягивал к себе людей, особенно мальчишек. Жаден был до работы. За любое дело брался с душой, безропотно». (Вверх)
Такой коммуной жили студенты Московского института физкультуры. Толкачёв – второй слева. 1948 год. (Вверх)
И тренер, и судья. Н.Г.Толкачев в годы работы в Норильске. (Вверх)
Первое лето во Владимире. 1964 год. (Вверх)
За кропотливую протокольную работу Толкачев брался охотно. (Вверх)
Н.Г.Толкачев в Туапсе на отдыхе с семьей.С мальчишками-учениками Н. Андриановым и В. Степановым.(Вверх)
Дипломы по итогам соревнований из рук Н.Г.Толкачева получают гимнастки-«художницы». 60-е годы.
Диплом из рук директора!! Н.Г.Толкачев поздравляет с окончанием школы мастера спорта Бориса Котова, - воспитанника Г.А. Копытцева. (Вверх)
Воспитанники – гордость школы. Рубеж 70-х – 80-х годов. Н.Г. Толкачёв писал тогда: «Настали парадоксальные затруднения при перечислении мастеров спорта!» (Вверх)
- У некоторых больших тренеров есть свои методы отбора. «Голова есть, остальному научим»,- примерно так говорят они.Но, может быть, эти тренеры, со своим чутьем, устарели? Теперь ЭВМ даже экзамены принимает.Чтобы определить талант, нужен талант у того, кто их. эти таланты ищет! Ни тесты, ни ЭВМ этого не заменят.- Слово «индустрия» применительно к талантам пугает, но она уже существует. Правда, продукция - гимнасты словно отштампованы. Одним прессом. И это немудрено. Сначала их при отборе в детские школы сквозь одно сито тестов пропустили, потом через другое, третье... И все, что через стандартное сито не проходило, отсеялось. В том числе и отличающиеся от большинства, незаурядные, что, как мы говорили, и есть таланты. Наверняка при нынешней индустрии отбора за бортом еще где-то в детстве оказались бы Н. Андрианов. А. Дитятин. Ю. Корол¸в, В. Арт¸мов.- Настоящего тренера определяет отношение к ремеслу. У спорта в этом смысле есть одна особенность, и чтобы осознать å¸, давайте отвлечемся от спорта. Скажем, я сегодня не мог доказывать теорему. Не то настроение было, либо еще какие-нибудь причины. Плохо? Плохо. Но ученики мои не придадут этому значения. Они уверены, что теорему, которую я не смог доказать сегодня, я докажу завтра. Отличие спорта от любого другого вида человеческой деятельности в том, что «теорему» нужно доказывать каждый день. Отложить на завтра - нельзя.- К сожалению, некомпетентность некоторых тренеров создает угрозу сугубо практического подхода к ребенку, стремления использовать его способности в интересах быстрого спортивного результата.- Программа занятий должна строиться таким образом, чтобы максимально учитывались возрастные особенности детей, по возможности избегая искусственности, столь присущей гимнастике, допускать свободное, естественное выполнение движений. Школьные программы не только не раскрывают природные задатки детей, а наоборот, лимитируют их...(Вверх)
«Неожиданным для гимнастического мира и для коллектива школы был успех Н. Андрианова на чемпионате Европы в 1971 году. Оттуда он привез две золотых, две серебряных и две бронзовых медали! Его несомненный успех был воспринят и как достижение Владимирской ДЮСШ. На XX Олимпийских играх Николай стал победителем в вольных упражнениях и призером в абсолютном зачете. В составе сборных команд страны и республики наши воспитанники поднимались на пьедесталы почета Всесоюзных соревнований, первенств Европы и мира, Олимпийских игр».Н.Толкачев

Смотрите также