Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 6. Управление мышцами шеи и надплечий. Томас ханна гимнастика


ЧАСТЬ 3. Программа соматических упражнений. «Искусство не стареть»

 

Глава 13

Максимум пользы от соматических упражнений

Наиболее важная вещь, которую вам необходимо запомнить, это то, что соматические упражнения изменяют вашу мышечную систему путем изменения вашей центральной нервной системы. Если вы не запомните это, то эффективность метода будет значительно снижена. Вы получите максимальную пользу от восьми типов соматических упражнений, если сделаете следующее.

1. Изучив сущность сенсорно-моторной амнезии, поймете, как она возникает в вашем головном мозге. Вы узнаете об этом при чтении и анализе части II. Понимание того, как устроены и как функционируют ваш головной мозг и ваше тело и как на них воздействуют стрессы и травмы, крайне необходимо. Это понимание обеспечивает длительный благоприятный результат использования соматических упражнений.

Для большинства людей первоначальный успех соматических упражнений ощущается как «волшебство», позволяющее телу чудесным образом расслабиться и вновь обрести гибкость. Однако истинное волшебство состоит том, чтобы сохранить достигнутое и еще больше развить приобретенные качества.

В то время как ваша внутренняя чувствительность и способность управлять своими мышцами увеличиваются, постарайтесь время от времени вновь прочитать различные разделы этой книги. Вы увидите в них новый смысл и еще лучше осознаете все, что происходит в вашем теле. И чем больше вы будете знать о вашем теле, тем яснее вам станут смысл и польза соматических упражнений.

2. Ваша основная задача при выполнении соматических упражнений — сконцентрировать ваше внимание на внутренних ощущениях при движениях. Рекомендуемые нами движения больше всего затрагивают те отделы, которые чаще всего поражаются при сенсорно-моторной амнезии. Когда вы будете выполнять упражнения, сосредоточьтесь на осознании тех ощущений, которые исходят от различных частей вашего тела. Это важно для того, чтобы научиться управлять этими частями.

Поэтому сразу же после инструкций по выполнению движений следуют инструкции о том, как ощущать эти движения. Таким образом, достигается обратная связь между ощущениями и движениями.

3. В идеальном случае вы должны выполнять соматические упражнения, лежа на коврике или на мате. Ваша одежда должна быть свободной и не ограничивать движений. Коврик или мат должен давать чувство комфорта и вместе с тем быть прочной опорой для вашего тела. Это позволит вам точнее выполнять движения и точнее их воспринимать. Люди, движения которых сильно ограничены, могут выполнять соматические упражнения, лежа в постели. Чем тверже будут матрасы, тем успешнее будут упражнения, и вы сможете быстро перейти к тому, чтобы выполнять их не в постели, а на мате или на коврике.

Цель соматических упражнений — расслабить ваши мышцы. Поэтому не стоит носить при упражнениях стягивающую тело одежду. Вовсе не обязательно упражняться «до пота».

Наконец, вы должны избегать помещений, где вас могут прервать или отвлечь. Вы должны сосредоточиться на движениях и на ощущениях, которые они вызывают, Поэтому во время упражнений не нужно находиться в комнате с включенным телевизором или в помещении, где слышится музыка. Это вам помешает. Может быть, вы думаете, что зеркало поможет вам точно определить положение вашего тела. Однако на самом деле зеркало лишь введет вас в заблуждение. Гораздо важнее ощущать движения через вашу сенсорно-моторную систему, чем видеть их.

Один из способов хорошо сосредоточиться во время выполнения соматических упражнений — это читать вслух инструкции. Хорошо для этого иметь магнитофонную запись.

4. Движения всегда совершайте медленно. Двигаясь медленно, вы даете возможность вашему головному мозгу отметить все, что происходит в вашем теле во время упражнений. Кинокадры, демонстрируемые с малой скоростью, помогают спортсменам изучать движения в деталях. То же самое должно быть и с вашими движениями. Чем медленнее вы их выполняете, тем больше вы их осознаете.

Более того, хотя вы почувствуете изменения уже с начала первого упражнения, вы не должны переходить к следующему, пока не осознаете, что именно вы делаете, и пока вы не будете делать его с легкостью и с чувством комфорта. Лучше повторить каждое упражнение хотя бы один раз, прежде чем перейти к следующему. Упражнения построены по такой программе, что успешное выполнение каждого последующего упражнения зависит от того, как вы освоили предыдущее.

Таким образом, освоение упражнений находится на твердой основе.

5. Всегда выполняйте упражнения с легкостью и без малейших усилий. Благодаря этому будет формироваться 6олее четкая обратная связь между головным мозгом и мышцами. Если вы делаете упражнения с усилием и напряжением, то формирующаяся при этом обратная связь недостаточна для управления движениями. Лучше, если вы будете ощущать, что делаете «слишком мало», чем «слишком много». В последнем случае ваши усилия могут быть сведены на нет.

6. Не форсируйте никаких движений. Упражнения помогают сохранять чувствительность и управлять движениями. Однако пока головной мозг не научится управлять движениями, сколько бы вы ни прикладывали сил, вы не сможете расслабить непроизвольные сокращения ваших мышц. Попытки противодействовать собственным мышцам — это старая традиция физической подготовки. С ее помощью невозможно бороться с сенсорно-моторной амнезией. Если вы будете с силой воздействовать на непроизвольно сокращенную мышцу, то вы вызовете противодействие с ее стороны. Она сократится еще сильнее, вплоть до спазма.

Помните: если вы хотите развязать узел, то, прежде всего, внимательно осмотрите веревку, а потом осторожно распутывайте узел. Дергать веревку — это значит еще туже затянуть узел.

7. Соматические упражнения безболезненны. Движения, на которых они построены, соответствуют нормальным движениям костно-мышечной системы. Если вы их выполняете медленно и осторожно, то они совершенно безвредны.

Часто люди с болезненными, сокращенными мышцами делают себе хуже, напрягая мышцы еще больше. Акт дыхания, например, осуществляется таким образом, что вы автоматически чередуете различные виды мышечного воздействия на позвоночник. Так как дыхательные движения неизбежны, то они обязательно должны осуществляться по тем направлениям, которые полностью безопасны с точки зрения анатомии и неврологии. Именно по такому принципу построены соматические упражнения.

Люди, у которых из-за сенсорно-моторной амнезии сильно сокращены мышцы нижней части спины, могут почувствовать некоторую болезненность, когда эти мышцы начинают удлиняться. Этого надо ожидать. Когда мышцы расслабятся, болезненность исчезнет. Уже через три дня после начала упражнений исчезают боли даже в тех случаях, когда мышцы нижней части спины были очень сильно сокращены. Их естественная первоначальная длина восстанавливается, и кровообращение в них возвращается к норме. Таким образом, если вы ощущаете боли во время упражнений, выполняйте движения медленно и осторожно. Никогда не делайте упражнения с усилием. Всегда помните, что движения направлены на то, чтобы восстановить норму.

Бывают иногда положения, при которых нормальные движения мышц невозможны из-за явных препятствий. В таких случаях обращайтесь к врачу. Врачи, как правило, знают, что соматические упражнения безвредны, если их правильно выполнять.

8. Будьте настойчивы и терпеливы. Относитесь положительно к тому, что вы делаете. Соматические упражнения изменят ваше тело путем обучения головного мозга. Вы будете совершенствоваться шаг за шагом. Вы должны быть настойчивы. Это абсолютно необходимо для выполнения движений. Вы должны быть терпеливы. Вы должны думать не о кратковременном успехе, а о подлинном изменении состояния тела, включая объем движений, осанку и деятельность в целом. Еще важнее, чтобы ваше восприятие происходящего было положительным. Все усилия должны быть направлены на расширение возможностей вашей соматической системы.

После того, как вы достигли контроля над своим телом, переходите к новому этапу соматических упражнений и обеспечению и сохранению сенсорно-моторного (чувствительно-мышечного) контроля. Вы должны сохранить то, что выучили раньше, и то, что должно стать частью вашего образа жизни. Вы не должны терять приобретенные навыки, каким бы новым стрессам ни подвергались.

Стадия обучения требует большого внимания; для стадии сохранения и поддержания необходимо затрачивать лишь небольшое время каждый день, чтобы закрепить то, что вы уже выучили. Все, что требуется, — это лишь короткое повторение ваших основных движений для того, чтобы напомнить чувствительно-двигательным путям вашего мозга о том, как выполнять эти движения. Поэтому ваше ежедневное «кошачье потягивание» состоит из наиболее важных движений соматических упражнений.

Меня часто спрашивают: «В течение какого времени нужно делать эти движения, чтобы сохранить приобретенные навыки?» Я обычно отвечаю: «Сколько лет должна кошка потягиваться после того, как она проснется?» Для кошек и для людей ответ одинаков. По крайней мере, раз в день, но предпочтительно после того, как вы проснулись.

Мышцы кошки сокращаются во время сна. Поэтому после сна она их растягивает, чтобы вернуть первоначальную длину. Многие животные потягиваются после сна, чтобы сохранить в полной мере контроль над мышцами. Наши мышцы и головной мозг в этом отношении не отличаются от мышц и мозга других животных. Поэтому вы не должны думать о ваших движениях как об упражнениях. Ведь кошка их так не воспринимает. Это — естественный способ подготовить тело к хорошему самочувствию на протяжении всего дня.

Выполняйте ежедневно «кошачье потягивание» в течение пяти минут каждый день после того, как проснетесь. Этого будет достаточно для того, чтобы ваш мозг больше не страдал от сенсорно-моторной амнезии. Многие люди предпочитают делать эти упражнения перед отходом ко сну. После них они спят более крепко. Если у вас был день, полный стрессов, из-за которых ваши мышцы напряжены и утомлены, то вы увидите, что «кошачье потягивание» автоматически снимет напряжение.

Если вы получили травму, например, при несчастном случае или повреждение в результате хирургического вмешательства, то мы советуем вам вернуться к основной программе соматических упражнений. Тщательно повторите каждый урок, один за другим, и вы увидите, что сможете справиться с непроизвольными сокращениями, вызванными травмой. После этого возобновляйте ежедневные «кошачьи потягивания».

Ежедневное «кошачье потягивание»

Как и все прочие соматические упражнения, эти движения надо выполнять медленно, осторожно и с максимальным осознанием их сути. Ваши движения должны быть легкими, напоминать движения кошки и приносить удовольствие.

1. Лежа на спине, выгните нижнюю часть спины, затем прижмите ее к полу. Сделайте вдох, когда спина поднимается, и выдох, когда она опускается. Повторите 5 раз в течение 30 секунд.

Урок первый: 1 Б.

2. Лежа на спине с пальцами рук, переплетенными над головой, поднимите голову, одновременно выдыхая и прижимая спину к полу. Опустите голову, вдыхая и при этом выгибая спину. Повторите 5 раз на протяжении 30 секунд.

Урок первый: 5 А.

3. Лежа на спине, в положении, когда левая щека лежит на тыле правой кисти, поднимите голову, кисть и правый локоть, одновременно поднимая левую ногу. Проделайте это дважды. Затем проделайте эти же движения на другой стороне тела. Вдыхайте медленно во время подъема; выдыхайте медленно во время опускания. Это займет около 30 секунд.

Урок первый: 2 Г и 3 Г.

4. Лежа на спине, держите левое колено левой рукой. Приближайте вашу голову и правый локоть к левому колену, одновременно выдыхая и прижимая спину к полу. Далее опускайте голову, вдыхайте, выгибая спину. Повторите три раза. Это займет около 60 секунд.

Урок второй: 3 А и 4 А.

5. Лежа на спине, двигайте руки в противоположных направлениях по полу. Попеременно опускайте ваши колени в сторону руки, которая движется вниз по полу. Поворачивайте голову в направлении, противоположном вашим коленям, чтобы позвоночник закручивался. Двигайтесь медленно и лениво, наслаждайтесь потягиванием. Повторите 6 раз за 30 секунд.

Урок четвертый: 8 А.

6. Лежа на спине, поверните правую ногу (бедро, голень и стопу) внутрь и наружу 5 раз. Следите за тем, чтобы ваша спина попеременно поднималась и выгибалась то с правой стороны, то с левой. Плечи при этом не должны подниматься и отрываться от пола. Затем проделайте эти движения, но уже на левой стороне. Проделайте эти движения обеими ногами одновременно 5 раз. Затем делайте ногами движения, подобные тем, какие вы делаете, когда идете на лыжах. Все это займет примерно 60 секунд.

Урок пятый: 3 А, 6 А, 7 А и 7 Б.

7. В положении сидя положите вашу правую руку на ваше левое плечо. Обе ноги согнуты в коленях, которые обращены влево. Трижды поверните ваше туловище влево. Затем, оставляя туловище неподвижным в состоянии полного поворота влево, поверните голову направо и обратно 3 раза. Затем 3 раза поверните голову и туловище то в одну, то в другую сторону, осуществляя как бы полное «скручивание» позвоночника. Далее, сохраняя туловище в положении поворота влево, поднимите лицо по направлению к потолку, а глаза опустите к полу. Затем сделайте обратные движения, опуская лицо и поднимая глаза. Проделайте то же самое с другой стороны тела. Все это займет около 60 секунд.

Урок шестой: 1 А и 1 Б для обеих сторон; 3 А для обеих сторон; 4 А и 4 Б для обеих сторон.

litresp.ru

Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 5.: staschernonog

Управление мышцами ног в области тазобедренных суставов.

Этот урок позволит вам понять, что для того, чтобы добиться успеха, упражнения необходимо делать непрерывно и последовательно. Вы сделаете открытие в собственном теле, узнав о том, как, освобождая вначале мышцы в центре тяжести, вы получаете возможность раскрепостить движения бедер, голеней и ступней.

Вам также станет ясно, как сенсорно-моторная амнезия, вызывая напряжения мышц, обусловливает общую скованность в движениях. Эта характерная скованность ошибочно принимается за неизбежное проявление старости.

Вы теперь также начнете освобождать мышцы не только для ходьбы, но и для любых движений ног. Многие люди, которые не ходили на прогулку и не танцевали в течение ряда лет, увидят, что способность делать это вернулась, став нормальной составной частью жизни.

1. Положение

Лягте на спину. Ноги вытянуты на полу. Правая нога слегка согнута в колене и накорнена в правую сторону.

А. Движение

Поверните внутрь правую стопу, поворачивая при этом голень внутрь, и продолжайте это движение до тех пор, пока в результате его не начнет слегка подниматься над полом вся нижняя часть ноги. Правое колено опуститься вправо, в то время как стопа будет совершать движение вверх и немного влево, как бы черпая что-то. Положите стопу обратно на пол и повторите упражнения 10 раз.

Ощущение

Обратите внимание на то, что вращение внутрь и подъем стопы не только приводят к тому, что колено опускается; это движение приводит также к удлинению левой стороны спины и к подъему левой стороны таза. Вы также узнаете, что чем больше удлините спину и поднимите левую половину таза, тем, больше сможете поднимать стопу, одновременно опуская колени.

2. Положение

Теперь скользящим движением отведите правую стопу в правую сторону, давая правому колену опуститься, поворачиваясь внутрь и влево.

А. Движение

Разверните правую стопу, поворачивая голень снаружи и поднимая стопу кверху и несколько вправо, давая колену опуститься с одновременным небольшим движением внутрь. Затем опустите стопу на пол; повторите упражнение 10 раз.

Ощущение.

Обратите внимание на то, что делает правое бедро и как удлиняется правая сторона спины для того, чтобы поднять правую половину таза. При повторении этого движения разворота с подъемом правой стопы, опускание колена и подъемом правой стопы, опускание колена и подъемом правой стороны таза обратите внимание на то, как движения распространяются кверху, на грудную клетку и даже на шею! Помогайте этому движению, давая голове возможность легко повернуться вправо, в то время как вы разворачиваете стопу. Постарайтесь определить, становится ли в это время движение проще. Оно может быть очень изящным.

Остановитесь, вытяните руки и отдохните. Обратите внимание на то, что ощущения в правой ноге отличаются от ощущения в левой.

Теперь объедините оба упражнения.

3. Положение

Вытяните обе ноги.

А.Движение

Вначале поверните внутрь правую стопу, поднимая ее вверх с одновременным движением внутрь. В это время правое колено опускается наружу и левая часть спины поднимается. Далее вытяните ногу и затем разворачивайте правую стопу, одновременно перемещая ее вверх и наружу. В это время правое колено опускается внутрь, а правая половина поднимается. Затем выпрямите ногу и снова поверните стопу внутрь. Повторите упражнение 10 раз, очень медленно.

Ощущение

Обратите внимание на то, как тело, вплоть до шеи, следует за движением, начинающимся на ноге. Тело становится гибким и начинает двигаться как единое целое. Это – ощущение синергии (действий, совпадающих по своей направленности).Остановитесь, вытяните ноги и отдохните.

Ощущение

Обратите внимание на разницу ощущений в правой и левой ногах.Насколько «больше» вы ощущаете правую ногу, чем левую?

4. Положение

Лягте на спину. Ноги вытянуты на полу, но на этот раз левая нога слегка согнута в колене и отклонена в левую сторону.

А.Движение

Разверните внутрь левую стопу, поворачивая голень внутрь.Продолжайте это движение до тех пор, пока нижняя часть ноги не начнет слегка приподниматься над полом. Левое колено опустится вниз и влево. Нога будет совершать как бы «черпающее» движение вверх и немного вправо. Поставьте ногу обратно на пол. Повторите 10 раз.

Ощущение

Обратите внимание на то, что поворот стопы внутрь и ее подъем заставляет колено опускаться, правую сторону спины – удлиняться, поднимая правую сторону таза. Вы увидите, что чем больше вы удлиняете спину и поднимаете правую половину таза, тем выше вы сможете поднять стопу и опустить колено.

5.Положение

Скользящим движением переместите левую стопу влево, одновременно опустив левое колено с поворотом внутрь и вправо.

А.Движение

Разверните левую стопу, паоворачивая голень наружу и поднимая стопу вверх и немного влево, давая колену опуститься вниз и внутрь. Затем положите ногу обратно на пол; повторите 10 раз.

Ощущение

Обратите внимание на то, что делает левое бедро и как левая сторона спины удлиняется для того, чтобы поднять левую сторону таза. При повторении разворота левой стопы и ее подъема с одновременным опусканием колена и подъемом левой части таза обратите внимание на то, как движения все время распространяются кверху, на грудь и даже на шею. Помогите этим движениям, давая голове возможность легко повернуться влево в то время, когда вы разворачиваете стопу. Посмотрите, становятся ли движения из-за этого более легкими и изящными.Остановитесь, вытяните ноги и отдохните. Проверьте, ощущаете ли вы по-новому левую ногу. Теперь объедините эти два движения.

6.Положение

Вначале вытяните обе ноги.

А.Движение

Вначале поверните внутрь левую стопу, поднимая ее вверх, одновременно с поворотом внутрь. Левое колено при этом опускается наружу и левая часть спины поднимается. Далее вытяните ногу и разверните левую стопу наружу, поднимая ее вверх. В это время левое олено опускается с поворотом внутрь, а левая часть спины поднимается. Затем вытяните ногу и снова поверните стопу внутрь. Повторите 10 раз очень медленно.

Ощущение

Снова обратите внимание на то, как все тело, вплоть до шеи, следует за движениями ноги. Расслабьте тело и грудную клетку, и голова будет автоматически вращаться вправо, а затем влево, в то время как вы будете вращать стопу внутрь и наружу.Остановитесь, вытяните обе ноги и отдыхайте.

Ощущение

Отметьте, что левая нога, так же как и правая, испытывает ощущение «полноты жизни»Теперь сделайте упражнения для обеих ног одновременно.

7.Положение

Продолжайте лежать на спине, ноги вытянуты на полу.

А.Движение

Одновременно поверните внутрь обе стопы, давая коленям при этом сместиться наружу. Вы принимаете таким образом положение с «вывернутыми» ногами. Затем вытяните ноги, поверните обе стопы наружу, колени при этом отойдут внутрь. Проделайте упражнение 10 раз.

Ощущение

Отметьте, что в тот момент, когда у вас согнуты ноги, нижняя часть спины выгибается в виде седла. Когда ваши колени вывернуты внутрь, нижняя часть спины вновь становится плоской.Остановитесь и отдохните.

Б.Движение

Плотно сожмите ноги и поверните внутрь правую стопу, одновременно поворачивая наружу левую (колени при этом опускаются вправо). Вытяните ноги и затем поверните наружу правую стопу, поворачивая внутрь левую. Держите колени вместе в то время, когда они опускаются влево.

Повторите упражнение 10 раз.

Ощущение

Это тип движения, характерный для спуска с гор на лыжах. Подошвы остаются параллельными, в то время как бедра и спина поворачиваются влево и вправо. Обратите внимание на гибкость тела при этих упражнениях.Остановитесь, вытянитесь, расслабьтесь.

Ощущение

Обратите внимание на то, что ноги ощущают «полноту жизненных сил». С помощью чувствительно-двигательной системы вы в большей мере ощущаете ноги, чем раньше. Обратите также внимание на то, что ощущение «жизненной полноты» распространяется вверх на все тело, которое сейчас более расслаблено, чем когда-либо.

Ежедневное «кошачье потягивание»

В ходе этого урока добавляются следующие движения к обычному «кошачьему потягиванию»: 3А и 6А, далее 7А (положения с «саблевидно выгнутыми ногами» и с повернутыми внутрь коленями) и 7Б (движения, как при спуске с горы на лыжах).

Томас Ханна

Миф о старении.

Рассказы о сенсорно-моторной амнезии

Рассказы о сенсорно-моторной амнезии. Борис (42 года): Пизанская башня.Рассказы о сенсорно-моторной амнезии. Рассказ второй. Денис (32 года) история кошмарной спины. 1ч.Рассказы о сенсорно-моторной амнезии. Рассказ второй. Денис (32 года) история кошмарной спины. 2ч.Рассказы о сенсорно-моторной амнезии. Лиза (56 лет): «замороженное плечо».Рассказы о сенсорно-моторной амнезии. Роберт (60 лет): неубирающееся шасси. Из опыта Томаса Ханны.

Статьи

Что значит «соматика»?Атрофия: роль постепенной капитуляции.Физиологические и анатомические исследования старения и физической активности.Неврологические исследования старения и роли в нем головного мозга.Мышечные рефлексы стресса.Рефлекс «красного света». Брюшные мышцы и реакция устранения.Рефлекс «красного света». Нарушения функции, вызванные реакцией ухода.Рефлекс «красного света». Каким образом реакция ухода становится привычной для нашего тела.Рефлекс «красного света». Влияние реакции ухода на дыхание и на работу сердцаРефлекс «зеленого света». К 1-му уроку упражнений по системе Томаса ХанныРезультат нервно-мышечных стрессов. «Стариковская» осанка и «черная метка». 1ч.Результат нервно-мышечных стрессов. «Стариковская» осанка и «черная метка». 2ч.Результат нервно-мышечных стрессов. Лук или опасность «натянутой тетивы».Результат нервно-мышечных стрессов. Травма: роль повреждения.Оставаться сексуально и интеллектуально активными.

Программа соматических упражнений

Максимум пользы от соматических упражнений.Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Ежедневное «кошачье потягивание»Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 1. Управление разгибательными мышцами спины.Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 2. Управление сгибательными мышцами живота.Тренировка для получения представления о собственном теле. Ко 2-му уроку упражнений по системе Томаса Ханны.Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 3. Управление мышцами поясницы.Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 4. Управление мышцами путем вращения туловища.Развитие правильного представления о положении тела. К 4-му уроку упражнений по системе Томаса Ханны.Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 5. Управление мышцами ног в области тазобедренных суставов.Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 6. Управление мышцами шеи и надплечий.Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 7. Улучшение дыхания.Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 8. Улучшение походки.

staschernonog.livejournal.com

Соматические упражнения по системе Томаса Ханны. Урок 6. Управление мышцами шеи и надплечий: staschernonog

Это очень красивое физическое упражнение, которое изобрел мой учитель, доктор Моше Фельденкрайз. Благодаря этому упражнению вы узнаете о том, как обращая внимание на движения различных частей тела, вы «освобождаете эти части», и они могут свободнее двигаться. Это самый лучший пример того, как осознание ваших собственных ощущений может развивать способность управления мышцами.

Во время этого урока вы также узнаете, что в то время как традиционные физические упражнения укрепляют мышцы, а эти специальные упражнения, повышают способность головного мозга ощущать мышцы и управлять ими. Эти внутренние изменения мозговой деятельности позволяют добиться внешних изменений в деятельности мышц.

После окончания изучения этого комплекса движений, основанного на вращении влево, повторите эти упражнения на правой стороне. Таким образом, оба полушария головного мозга получат полностью новую программу.

1.Положение

Сядьте на пол. Обе ноги согнуты в коленях, наклонены влево и прижаты к полу. Приложите подошву левой стопы к правому бедру.Вытяните левую руку вниз по направлению к полу, слегка опираясь на него. Держите туловище выпрямленным, стараясь не откидываться назад. Теперь положите правую ладонь на левое надплечье.

А.Движение

Очень медленно поверните полностью туловище влево. При этом поворачивайте глаза, голову, плечо, локоть и туловище как можно больше, однако не доводите поворот до возникновения неприятных ощущений. Когда достигнут предел при этом движении, сделайте обратное движение и вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5 раз, затем опустите руки, чтобы немного отдохнуть.

Б.Движение

Вновь поверните все туловище влево, останавливаясь при достижении предела. Оставайтесь в этом положении и обратите внимание на то, в каком точно положении будет при этом нос. Зафиксируйте при этом какую-либо определенную точку на стене, к которой нос будет обращен в этом положении. Эта точка в дальнейшем послужит ориентиром при проверке ваших успехов.

Теперь, продолжая держать туловище в этом положении поворота, поворачивайте голову, но только уже в обратном направлении, т.е. в правую сторону. Затем поворачивайте голову влево. Повторите 5 раз.

После 5 повторений вернитесь в исходное положение, положите руку на колени и отдыхайте сидя. Не опирайтесь слишком на левую руку.

В.Движение

Снова положите правую руку на левое надплечье и поворачивайте голову и туловище влево, пока не достигнете предела.Оставайтесь в этом положении. На этот раз только передвигайте ваши глаза вправо и обратно влево (5 раз).

Вернитесь в исходное положение, опустите руку, отдохните.

Ощущение

Когда вы двигали только глазами вправо, обратили ли вы внимание на то, что мышцы шеи дрожат, как будто бы они вот-вот начнут двигаться? Это ощущение происходит из-за нашей привычки одновременно двигать головой и глазами. Некоторым людям вначале бывает трудно предотвратить это легкое движение шейных мышц. С течением времени оно исчезает благодаря упражнениям.

Г.Движение

Сейчас сделайте проверку. Закройте глаза, положите правую руку на надплечье и далее снова поворачивайте глаза, голову, плечо и туловище влево. Проделывайте это 5 раз, каждый раз доходя до предела. На пятый раз остановитесь в предельном положении и откройте глаза. Теперь проверьте, обращен ли нос к точке, которая расположена дальше, чем та, которую вы первоначально зафиксировали.

Если вам удалось повернуться больше, то знайте, что это произошло не из-за того, что вы напрягали мышцы, а потому, что вы стали лучше осознавать различные функции мышц.

Д.Движение

Снова положите руку на левое надплечье и медленно поворачивайтесь до предела. На этот раз вы, по-видимому, сможете повернуться на большее расстояние.

Упражнение выполняется 10 раз.

Ощущение

Обратите внимание на то, что происходит с правым бедром во время этого упражнения. Оно стремится подняться каждый раз при повороте влево. Затем оно опускается, когда вы возвращаетесь в исходное положение. Пусть ваше сознание поможет правому бедру делать то, что оно «хочет». Дайте ему возможность подниматься настолько, насколько ему нужно. И вы увидите тогда, как облегчаются движения.

В конце последнего поворота остановитесь и проверьте выбранную точку на стене. Вы увидите, смогли ли вы больше повернуться влево, чем во время выполнения предыдущих упражнений.

Остановитесь, вытянитесь лежа на спине и отдохните в течение минуты. Отдыхая, можете медленно поворачивать голову в обе стороны. Проделайте это несколько раз, чтобы посмотреть, выполняются ли повороты влево легче, чем вправо.

2.Положение

Примите прежнее положение сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, которые опущены влево. Подошва левой стопы прижата к правому бедру, и вы без усилия опираетесь на разогнутую левую руку.

Теперь положите правую руку на темя. При этом слегка сжимайте голову этой рукой. Полностью расслабьте шею. Движение таким образом выполняется только правой рукой.

А.Движение

Медленно и осторожно подтяните голову, а противоположном направлении, к левому плечу.

Выполните упражнение 10 раз.

Ощущение

Когда голова отклоняется вправо, обратите внимание на то, что ребра с правой стороны сближаются между собой, в то время как с левой стороны расходятся. Когда голова отклоняется влево, то ребра с левой стороны сближаются, а с правой стороны расходятся. Грудная клетка теперь действует как «аккордеон»! Дайте возможность этим чередующимся движениям ребер происходить свободно. Голова сможет отклоняться еще дальше. Это произойдет не из-за возросших физических усилий с вашей стороны, а благодаря совершенствованию вашего сознания.

Ощутите также, что ваша поясница справа становится короче. На правую половину таза увеличивается весовая нагрузка в то время, когда голова движется вправо. То же самое происходит на левой стороне, когда вы наклоняетесь влево. Снова дайте возможность движениям проходить свободно. Голова при этом еще больше отклоняется к плечу.

Остановитесь и немного отдохните. Руку при этом положите на ногу.

Б.Движение

Теперь проверьте положение, но при закрытых глазах. В то время вы кладете правую руку на левое надплечье и совершаете полный поворот влево. Постарайтесь прочувствовать движения грудной клетки, поясницы и правого бедра.

При пятом повороте, когда вы достигнете предела, остановитесь и откройте глаза, обратив внимание на первоначально выбранную точку нв стене. Удалось ли на этот раз повернуться на большее расстояние, чем при предыдущих упражнениях? Теперь вы можете понять, что, совершенствуя ощущения, вы расширяете возможности движений.

Остановитесь, вытянитесь на спине и отдыхайте целую минуту.

3.Положение

Сядьте на пол, примите прежнее положение. Однако, в отличие от прежнего, обе руки упираются в пол, причем правая рука распалагается перед левой.

А.Движение

Медленно поворачивайте глаза, голову и туловище влево. Постарайтесь при этом ощутить движения ребер, поясницы и бедер. Повторите 5 раз.

При пятом повороте остановитесь на пределе и останьтесь в этом положении. Теперь медленно наклоните голову так, чтобы правая щека почти касалась правого плеча, и останьтесь на очень короткое время в этом положении.

Теперь одновременно верните туловище в исходное положение, в то время как вы поворачиваете голову влево, а левая щека почти касается левого плеча. При этом глаза смотрят через левое плечо.

Далее проделайте движение, обратное только что выполненному. Туловище отводится обратно в левую сторону, вто время как вы поворачиваете голову вправо. Вначале движение выполняется очень медленно, потом координация развивается и движение проходит нормально.

Повторите 10 раз.

Вернитесь в исходное положение и немного отдохните.

Б.Движение

Сейчас снова сделайте проверку, закрыв глаза и положив правую руку на левое  предплечье. Медленно повернитесь влево и обратно 5 раз.  При пятом повторе остановитесь на пределе и откройте глаза, чтобы проверить, удалось ли повернуться на большее расстояние, чем раньше.

Используйте как ориентир выбранную ранее точку на стене.

Немного отдохните, положив руку на ногу.

В.Движение.

Держа руки близко друг от друга, поворачивайтесь влево кнаружи до предела. Остановитесь в этом положении. Теперь поворачивайтесь, только вправо (голова при этом не двигается).

Остановитесь на момент.

Сечас одновременно поворачивайте голову, плечи и туловище вправо, глаза при этом перемещайте далеко влево. Очень медленно выполняйте это упражнение (двигаясь туда и обратно), пока не исчезнет первоначальное ощущение неловкости во время движения. Повторите 10 раз.

Ощущение

Вначале обратите внимание на трудность координации. Глаза подергиваются, голова стремится следовать за глазами. Это вызвано привычкой всегда поворачивать глаза и голову в одном и том же направлении. Когда это движение станет более гладким, мышцы шеи освободятся от бессознательного «тиранического» контроля со стороны глаз.

Остановитесь, вытянитесь на спине и отдыхайте целую минуту.

4.Положение

Вернитесь в положение сидя. Колени отклонены влево и руки расположены близко друг от друга.

А.Движение

Повернитесь 5 раз влево и остановитесь на пределе при пятом повороте. Затем поднимите лицо медленно вверх, по направлению к потолку, и опустите его по направлению к полу (5 раз).

Б.Движение

Остановитесь, опустив вниз голову, а затем поднимите вверх (к потолку) только глаза. Теперь поднимите голову, опуская глаза. Далее опустите голову, поднимая глаза. Повторите 5 раз.

Ощущение

Вы снова ощутите вначале подергивание глаз и колебания головы. Сейчас вы создаете новую программу для двигательной и чувствительной частей головного мозга, поэтому необходимо выполнить упражнения медленно, осторожно и быть внимательными. Вероятнее всего, вы испытаете чувство гордости после того, как освоите эти движения. Остановитесь и немного отдохните.

В.Движение

Это последняя проверка. Оставайтесь, так же как и вначале, в положении сидя. Ноги отклонены влево, левая рука находится на полу сбоку, а правая рука – на предплечье. Закройте глаза и 5 раз повернитесь влево. При этом постарайтесь ощутить все то, что вы научились ощущать. При этом используйте все возможности, чтобы добиться максимального поворота.

При пятом повороте остановитесь на пределе, откройте глаза и в последний раз проверьте, обращен ли нос к точке, которая расположена дальше, чем точка, которую вы наметили первоначально.

Остановитесь, вытянитесь на спине и отдохните.

После отдыха в течение по крайней мере нескольких минут (а может быть, и до следующего дня) повторите те же самые движения, н уже в противоположной позиции. Это значит, что когда вы согнете колени и опустите их вправо на пол, правая рука будет располагаться на полу сбоку. Левая рука – на правом надплечье (как это показано на рисунке).

Ежедневное «кошачье потягивание»

Этот урок содержит заключительное описание движений при обычном «кошачьем потягивании». Делайте упражнения 1А и 1Б в направлении влево. За этим следует упражнение 3А (или еще лучше 3В, когда становится легче двигать глазами в обратном направлении). Заканчивайте упражнениями 4А и 4Б. Затем примите противоположное положение, осуществляя ту же последовательность движений, обращенных уже в правую сторону.

Томас Ханна

staschernonog.livejournal.com

Читать онлайн "Соматика: Возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем (ЛП)" автора Ханна Томас - RuLit

Томас Ханна

Соматика: Возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем

Somatics: Reawakening the Mind’s Control of Movement, Flexibility, and Health

© Thomas Hanna, 1988

© перевод, проект «Метод Фельденкрайза по-русски», 2012

* * *

Книга посвящается Элинор Крисвелл[1]

 Эта книга не предназначена и не должна рассматриваться как медицинская консультация. Для медицинских советов вы должны проконсультироваться с врачом. Если вы испытываете серьезные или длительные боли во время выполнения или после соматических упражнений, значит у вас вполне могут быть проблемы, помимо сенсомоторной амнезии, и вам необходимо без промедления проконсультироваться с врачом.

Соматика:

1. Искусство и наука о процессе взаимосвязи между осознаванием, биологической функцией и окружающей средой – все три фактора понимаются как синергическое целое – это и есть сфера соматики.

2. Изучение сомы, являющейся биологическим телом функций, и служащей связующим звеном между сознанием и окружающей средой.

3. В общем понимании соматика относится к сомам человеческих существ, чьё сознание относительно свободно от генетически предопределенных паттернов поведения. Таким образом, становится возможным обучение пониманию процесса взаимосвязи между осознаванием, биологической функцией и окружающей средой.

Томас Ханна

Введение

Миф о старении

Одна из самых древних и самых знаменитых загадок – это загадка Сфинкса, гласящая: «Что это за существо, имеющее всего один голос, но ходящее вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже – на трех?» Согласно греческой мифологии лишь Эдип дал правильный ответ: «Это человек. Он ползает на четвереньках в младенчестве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и опирается на палку в старости».

Это утверждение отвечает на загадку Сфинкса. Но не даёт ответа на вторую загадку, которая скрыта в первой: почему люди, научившись ходить прямо, могут потерять эту способность и часто под конец жизни вынуждены ходить, опираясь на палку? Конечно, можно предположить, что состариться – это значит превратиться в калеку. Такая точка зрения была общепринятой еще в V веке до н. э., когда Софокл писал о Сфинксе. Странно, однако, что она все ещё актуальна и теперь, в конце XX века.

«Это очевидно, – говорим мы все. – Старение само по себе приводит к малоподвижности и болям в суставах. Это было в V веке до н. э., это осталось и сегодня. Когда человек стареет, он становится болезненным и слабым. Иначе и быть не может».

Но есть и другая точка зрения. Не подлежит сомнению то, что с возрастом мы «деревенеем». Однако никто не может объяснить достаточно убедительно, почему это происходит. Остаётся вопрос: что именно является причиной этих изменений, связанных со старением? Почему научная медицина, которая так успешно защищает нас от инфекций и органических заболеваний, которая увеличила продолжительность нашей жизни до 80 лет и более, не может защитить от обычной скованности движений, от болей в мышцах и суставах? Почему мы миримся с тем фактом, что после определенного возраста, например, после 30 лет, наши тела начинают разрушаться? Ведь к этому времени мы еще не достигаем даже среднего возраста!

На протяжении веков, со времен Древней Греции и до наших дней, эта загадка оставалась неразгаданной. И сейчас, в конце XX века, мы все еще находимся под влиянием мифа о том, что старение – это обязательно увядание. Теперь мы можем жить дольше, но мы не живем лучше. Спустя столько времени настала пора изменить положение к лучшему. Весь накопленный нами опыт в сочетании с новой информацией и новыми открытиями, должен прояснить, почему мы теряем способность к движению, едва достигая среднего возраста. Если мы выясним, почему так происходит, мы научимся это предотвращать.

Наука XX столетия постепенно приближается к более точному пониманию процессов, лежащих в основе ухудшения нашего состояния. Ганс Селье открыл, что физиологические заболевания могут возникнуть под влиянием психологических факторов, таких, например, как стресс. Это соматическая точка зрения, согласно которой всё, что мы переживаем на протяжении жизни, является телесным опытом. Моше Фельденкрайз претворил эту теорию в действие, разработав метод телесного переобучения – Функциональную интеграцию. Я горжусь тем, что созданная мною система, основанная на работах как Селье, так и Фельденкрайза, достигла огромных успехов в борьбе с процессом старения. Человеческие существа, едва перестав ползать на четвереньках и научившись ходить на двух ногах, вовсе не должны частично или полностью утрачивать эту способность с возрастом. Иначе говоря, старческая немощь, которая подразумевается в мифе о старении, совершенно не является неизбежной. Эти процессы нарушения двигательной функции можно не только предотвратить, но и вполне реально добиться полного восстановления утраченных функций.

Я знаю, что это действительно так, потому что мне удалось наблюдать тысячи подобных случаев. Клиенты, с которыми я работал в течение последних 12 лет, продемонстрировали, что изменения, происходящие с ними, подлинные и продолжительные. Годы спустя они также с радостью подтверждали этот факт.

Признаюсь, что еще 20 лет назад я не верил в возможность того, что происходит в моём офисе каждый день. Хотя мои клиенты (большинство в возрасте 30 лет и старше) слышали хорошие отзывы о моей работе, всё же они обращались ко мне со смешанным чувством надежды и скептицизма, как у меня когда-то. Но когда мы завершали наши общие занятия, обычно можно было услышать: «Я даже не представлял себе, что это действительно возможно. Я не мог избавиться от своих проблем годами, никто не мог мне помочь. Я думал, что мне просто надо научиться жить с этим». Иногда они интригующе прибавляли: «Знаете, хотя я не думал, что это возможно, где-то в глубине души я верил, что это должно быть возможным».

Похожая мысль была выражена и группой врачей, остеопатов, мануальных и физиотерапевтов из Австралии, которые обучались у меня: «Вы нам показали то, чему мы всегда должны были учиться. Но никто нас этому не учил. Это как раз недостающее звено в системе здравоохранения». Одним из моих учеников был видный кардиолог, работавший в Сиднее. Позже в своей статье он написал, что то, чему он научился у меня, так же важно для понимания взаимосвязи духовного и телесного начал, как теория относительности Эйнштейна для физики.[2]

Я слышу подобные утверждения, подтверждающие это мнение, уже в течение 12 лет, и я уверен, что каждый может избежать нарушения физических функций, которое является бичом старения. Мы все знаем людей в возрасте, которым, как кажется, удалось избежать нарушений, связанных со старением. Мы, возможно, даже завидуем им. Нам незачем испытывать телесные страдания, когда бóльшая часть нашей жизни ещё впереди.

В каждом поколении есть много людей, которые остаются деятельными вплоть до самой смерти. Этот феномен уже окончательно признан геронтологами. Они дали этому явлению название – успешное старение.[3] Все мы знаем примеры этого явления. Многие из самых знаменитых людей различных эпох жили долго, активно работая, мысля и творя до конца своих дней. Даже Софокл, который рассказал нам о загадке Сфинкса, написал свою последнюю пьесу в возрасте 90 лет.

На самом деле на протяжении жизни наши сенсомоторные системы реагируют на ежедневные стрессы и травмы при помощи специальных мышечных рефлексов. Эти рефлексы, будучи многократно задействованными, создают постоянное напряжение в мышцах, которые мы уже не можем произвольно расслабить. Эти мышечные сокращения становятся настолько неосознанными и автоматическими, что в конце концов мы просто забываем, как двигаться свободно. В результате возникают скованность, боли и ограничение движений.

вернуться

Элинор Крисвелл-Ханна – вдова Томаса Ханны, которая в настоящее время занимает должность директора Новатовского института соматических исследований и обучения.

вернуться

Lake, Bernard. «Functional Integration: A Literal Position Statement». Somatics 4 (2), Spring-Summer 1983, p. 13.

вернуться

Геронтологические исследования наконец-то начали доказывать, что человеческий возраст бывает очень разным. «Обычное» старение ведет к дряхлости, но некоторые люди «успешно» стареют и сохраняют свои способности на высоком уровне.

См. John W. Rowe and Robert L. Kahn. «Human Aging: Usual and successful». Science 237 (July 10, 1987), pp. 143–149.

www.rulit.me

Соматика Томаса Ханны - ...на одном дыхании

Вот выдержка с официального сайта, по ней можно легко понять что за метод такой и для чего он кому нужен. И нужен ли :)

*От: соматика (англ. somatics) — направление в науке о человеческом теле и его движениях. Впервые термин соматикаввел в употребление американский профессор философии Томас Ханна в 1976 г. для описания вида обучающих дисциплин, которые относятся к объединению разума и тела. Соматика изучает «сому», т.е. (с греч.) тело, ощущаемое и осознаваемое изнутри, во взаимосвязи с чувственным и интеллектуальным проявлением (концепция целостности тела-ума-духа). Особое значение при этом придается влиянию сознания на функции телесных тканей.

Обучение соматическому движению представляет собой систему нервно-мышечного переобучения, способствующего обретению свободы и легкости во всех движениях тела. Благодаря этому обучающийся учится распознавать и осознавать паттерны хронических болей, возникших в результате травм, стресса, постоянного мышечного напряжения или привычных поз и избавляться от них. Соматические упражнения представляют собой простые, медленные движения, которые выполняются в комфортном положении лежа на полу. Они постепенно распутывают паттерны зажатости в теле при помощи осознавания и движения.

С точки зрения физиологии способ выполнения соматических упражнений активизирует и объединяет сенсорные и моторные области коры головного мозга, вовлеченные в движение и восприятие ощущений. Активация коры головного мозга, таким образом, создает для нашего восприятия более полное и четкое, с «более высоким разрешением» изображение тела (т.е. с большим количеством сенсорных контрольных точек по всей амплитуде движения). Благодаря этому лучше воспринимаемому изображению развивается способность контролировать мышцы более четко и плавно (появляются точность, скорость и изящество). При этом уменьшается вероятность мышечных судорог и спазмов, а состояние нейромускульной системы все больше и больше приближается к естественному состоянию покоя.

Через практику соматики обретается возможность нейтрализовать стресс и последствия травм, обрести более качественный мышечный контроль, улучшить координацию и увеличить амплитуду движений, ощутить больше энергии в теле, исправить осанку и т. п.

Но я - как человек уже с дипломом об окончании базового курса - своими словами расскажу про что это.Это тот же самый Фельденкрайз. Только Ханна применил метод более широко. Не для заболевших  людей, а для всех людей. Это способ сохранения здоровья, поддержания позновочника, суставов - в подвижном состоянии, это способ самому себе поразжимать зажатые мышцы, убрать "вешалку с плеч", сутулость или сколиоз уменьшить, выйти из хронической усталости тела, понаходить свои нездоровые паттерны движения и переучить мозг на более широкий диапазон подвижности. Как-то так.Чем еще хороша эта соматика - Ханна успел очень четко прописать комплексы уроков. Я бы сказала он ф-зовские подходы разжевал и в рот положил.  Наверное на каких-то очень высоких уровнях специалист по ф-з методу может и будет знать глубже и подготовлен круче (за 10 ступеней-то! обучения), но большинству людей в обычной жизни такие высоты осознавания своих движений и не понадобятся. Хотя конечно можно стремиться и к совершенству. В общем, соматика, это тот же метод, но положеный на простые слова.Чем меня еще он подкупил... Мне лично - это способ и главное - это ВРЕМЯ - послушать себя. Это мой минус и моя проблема, мне некогда себя слушать в обыденной жизни. Ну в экстемальных ситуациях да, я умею, все оставляю сбоку и слышу себя. А в рутинной жизни  - как-то все не могу.  А тут  -  укладываюсь на пол  и слушаю... и слышу. Что хочет поясница, и как разбираться с вешалкой в плечах. И какое наслажденье двигаться гибко и ладно.

Я уже месяцев 8-9 в эту секту хожу... Последний семинар  был очень насыщенным, тело поднывает, голова пухнет от информации. Но мне нравится. По ходу поспрашивала преподов как с нашими специфическими иришкиными нюансами разбираться. Ну, точных рецептов не дали, девочка редкостная, но подходов для попыток на карандаш взяла несколько. Буду пробовать. Как ноги разворачивать (она ходит на внешней стороне стопы и это дает и неустойчивость и деформации стоп уже)  и как пассивно для ребенка на ребра воздействовать (это ж мы все жесткую диафрагму тянем), активную работу с диафрагмой я освоила, но Ириша не потянет пока.

Де юре - к концу сегодняшнего дня я получила достаточную квалификацию, чтобы преподавать базовые уроки в Европе. Хаха. Де факто - ближайший месяц тренирусь на себе, родне и кошках.  Если не пропадет запал - набираю с мая группу.  Можно подсказывать удобные залы в Минске. И предварительно хотеть ко мне в поток.DSCF9310DSCF9284

Читать ещеОсознание

antysk.livejournal.com

Соматика Томаса Ханны. Книга

Соматика Томаса Ханны

Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с известной в узких кругах книгой – Соматика Томаса Ханны. Попросту говоря, это книга о преждевременном старении, и о старении вообще. Томас Ханна утверждает, что это вовсе не старение – это мышцы перестают вас слушаться. Наступает это обычно после 30, хотя есть случаи после 12 лет жизни. Разве это старость? Впрочем, не буду перебивать читателя своим рабоче-крестьянским сленгом, и предоставляю слово автору.

Соматика Томаса Ханны

Соматика Томаса Ханны

Введение

Миф о старении

Книга Соматика Томаса Ханны начинается одной из самых древних и самых знаменитых загадок — это загадка Сфинкса, гласящая: «Что это за существо, имеющее всего один голос, но ходящее вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже — на трех?» Согласно греческой мифологии лишь Эдип дал правильный ответ: «Это человек. Он ползает на четвереньках в младенчестве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и опирается на палку в старости».

Это утверждение отвечает на загадку Сфинкса. Но не даёт ответа на вторую загадку, которая скрыта в первой: почему люди, научившись ходить прямо, могут потерять эту способность и часто под конец жизни вынуждены ходить, опираясь на палку?

Конечно, можно предположить, что состариться — это значит превратиться в калеку. Такая точка зрения была общепринятой еще в V веке до н. э., когда Софокл писал о Сфинксе. Странно, однако, что она все ещё актуальна и теперь, в конце XX века. «Это очевидно, — говорим мы все. — Старение само по себе приводит к малоподвижности и болям в суставах. Это было в V веке до н. э., это осталось и сегодня. Когда человек стареет, он становится болезненным и слабым. Иначе и быть не может».

Но есть и другая точка зрения. Не подлежит сомнению то, что с возрастом мы «деревенеем». Однако никто не может объяснить достаточно убедительно, почему это происходит. Остаётся вопрос: что именно является причиной этих изменений, связанных со старением? Почему научная медицина, которая так успешно защищает нас от инфекций и органических заболеваний, которая увеличила продолжительность нашей жизни до 80 лет и более, не может защитить от обычной скованности движений, от болей в мышцах и суставах? Почему мы миримся с тем фактом, что после определенного возраста, например, после 30 лет, наши тела начинают разрушаться? Ведь к этому времени мы еще не достигаем даже среднего возраста!

На протяжении веков, со времен Древней Греции и до наших дней, эта загадка оставалась неразгаданной. И сейчас, в конце XX века, мы все еще находимся под влиянием мифа о том, что старение — это обязательно увядание. Теперь мы можем жить дольше, но мы не живем лучше. Спустя столько времени настала пора изменить положение к лучшему. Весь накопленный нами опыт в сочетании с новой информацией и новыми открытиями, должен прояснить, почему мы теряем способность к движению, едва достигая среднего возраста. Если мы выясним, почему так происходит, мы научимся это предотвращать.

Наука ХХ столетия постепенно приближается к более точному пониманию процессов, лежащих в основе ухудшения нашего состояния. Ганс Селье открыл, что физиологические заболевания могут возникнуть под влиянием психологических факторов, таких, например, как стресс. Это соматическая точка зрения, согласно которой всё, что мы переживаем на протяжении жизни, является телесным опытом. Моше Фельденкрайз претворил эту теорию в действие, разработав метод телесного переобучения — Функциональную интеграцию. Я горжусь тем, что созданная мною система, основанная на работах как Селье, так и Фельденкрайза, достигла огромных успехов в борьбе с процессом старения. Человеческие существа, едва перестав ползать на четвереньках и научившись ходить на двух ногах, вовсе не должны частично или полностью утрачивать эту способность с возрастом. Иначе говоря, старческая немощь, которая подразумевается в мифе о старении, совершенно не является неизбежной. Эти процессы нарушения двигательной функции можно не только предотвратить, но и вполне реально добиться полного восстановления утраченных функций.

Соматика Томаса Ханны, доказывает что это действительно так, потому что ему удалось наблюдать тысячи подобных случаев. Клиенты, с которыми он работал в течение последних 12 лет, продемонстрировали, что изменения, происходящие с ними, подлинные и продолжительные. Годы спустя они также с радостью подтверждали этот факт. Признаюсь, что еще 20 лет назад я не верил в возможность того, что происходит в моём офисе каждый день. Хотя мои клиенты (большинство в возрасте 30 лет и старше) слышали хорошие отзывы о моей работе, всё же они обращались ко мне со смешанным чувством надежды и скептицизма, как у меня когда-то. Но когда мы завершали наши общие занятия, обычно можно было услышать: «Я даже не представлял себе, что это действительно возможно. Я не мог избавиться от своих проблем годами, никто не мог мне помочь. Я думал, что мне просто надо научиться жить с этим». Иногда они интригующе прибавляли: «Знаете, хотя я не думал, что это возможно, где-то в глубине души я верил, что это должно быть возможным».

Похожая мысль была выражена и группой врачей, остеопатов, мануальных и физиотерапевтов из Австралии, которые обучались у меня: «Вы нам показали то, чему мы всегда должны были учиться. Но никто нас этому не учил. Это как раз недостающее звено в системе здравоохранения». Одним из моих учеников был видный кардиолог, работавший в Сиднее. Позже в своей статье он написал, что то, чему он научился у меня, так же важно для понимания взаимосвязи духовного и телесного начал, как теория относительности Эйнштейна для физики.

Я слышу подобные утверждения, подтверждающие это мнение, уже в течение 12 лет, и я уверен, что каждый может избежать нарушения физических функций, которое является бичом старения. Мы все знаем людей в возрасте, которым, как кажется, удалось избежать нарушений, связанных со старением. Мы, возможно, даже завидуем им. Нам незачем испытывать телесные страдания, когда бóльшая часть нашей жизни ещё впереди. В каждом поколении есть много людей, которые остаются деятельными вплоть до самой смерти. Этот феномен уже окончательно признан геронтологами. Они дали этому явлению название — успешное старение. Все мы знаем примеры этого явления. Многие из самых знаменитых людей различных эпох жили долго, активно работая, мысля и творя до конца своих дней. Даже Софокл, который рассказал нам о загадке Сфинкса, написал свою последнюю пьесу в возрасте 90 лет.

На самом деле, на протяжении жизни наши сенсомоторные системы реагируют на ежедневные стрессы и травмы при помощи специальных мышечных рефлексов. Эти рефлексы, будучи многократно задействованными, создают постоянное напряжение в мышцах, которые мы уже не можем произвольно расслабить. Эти мышечные сокращения становятся настолько неосознанными и автоматическими, что в конце концов мы просто забываем, как двигаться свободно. В результате возникают скованность, боли и ограничение движений.

Эта потеря памяти, ставшая привычной, получила название сенсомоторной амнезии (СМА). Это потеря памяти о том, как чувствовать определенную группу мышц и как управлять ими. Так как эти изменения происходят в центральной нервной системе, мы даже и не подозреваем о них, хотя они нарушают саму основу нашего движения. Сенсомоторная амнезия преуменьшает наше представление о том, кто мы такие, что мы можем чувствовать и что можем делать. Именно такая потеря сенсомоторной памяти и ее последствия дают нам ложное ощущение того, что мы «стареем».

Однако сенсомоторная амнезия не имеет никакого отношения к старению. Она может возникнуть и возникает в любом возрасте начиная с детства. Дети, которые растут в неблагополучных семьях или в бедственном положении, например, когда идет война, также могут стать жертвой сенсомоторной амнезии. У них при этом развиваются типичные для СМА изменения осанки: впалая грудь, постоянно приподнятые плечи, чрезмерный прогиб шеи. Травмы или серьезные хирургические вмешательства могут вызвать у молодых людей такие же хронические сокращения мышц, которые в пожилом возрасте ошибочно относят к результатам старения. Примером этого являются искривление позвоночника при сколиозе, хромота или недиагностируемые хронические боли, остающиеся до конца жизни.

Рефлексы, которые вызывают сенсомоторную амнезию, довольно типичны. Их три, и я дал им следующие названия: рефлекс «красного света», рефлекс «зеленого света» и рефлекс травмы. Они являются ключевой составляющей сенсомоторной амнезии и дополняют чрезвычайно важные открытия Ганса Селье и Моше Фельденкрайза. Прежде чем подробно описать эти три рефлекса, важно обратить внимание на следующие факты:1) последствия сенсомоторной амнезии могут возникнуть в любом возрасте, но обычно они проявляются после 30 или 40 лет;2) сенсомоторная амнезия — это реакция адаптации нервной системы;3) поскольку сенсомоторная амнезия — это приобретенная, своего рода заученная адаптационная реакция, то от нее можно избавиться, т.е. отучиться.

Следует еще раз подчеркнуть, что сенсомоторной амнезии можно избежать и она обратима. Вы можете предотвратить ее, используя два уникальных свойства сенсомоторной системы человека: способность отучиться от того, чему вы раньше научились, и способность вспомнить то, что было забыто. В III части этой книги вы найдете описание 8 соматических уроков. Они открывают широкие возможности для перепрограммирования сенсомоторной системы. Эти упражнения уже являются важным открытием. Прежде всего, они устраняют первичный эффект того процесса, который ошибочно считается результатом старения. Более того, они особенно важны для людей, достигших 30 лет, и начавших ощущать на себе накопленные воздействия рефлексов «красного света», «зеленого света» и травмы. У пожилых людей можно с помощью этих упражнений обратить процесс, который привёл их к скованности в движениях и боли.

Наконец, соматические упражнения могут быть использованы в программе физического обучения молодежи. Я убежден в том, что программа раннего обучения, направленная на совершенствование ощущений и сознательное управление движениями, даже за время жизни одного поколения может привести к коренному перелому в борьбе с такими процессами, как сердечно-сосудистые заболевания, рак и психические болезни. Кроме того, развитие этого направления будет способствовать устранению ложных представлений, складывавшихся на протяжении многих веков. Соматические упражнения могут изменить наш образ жизни. Они помогут нам осмыслить, как связаны между собой наши ум и тело, насколько успешными считаем мы себя в контроле над всеми аспектами жизни и какую ответственность за свою жизнь мы при этом берём на себя.

Фактически эти открытия соотносятся с нашим пониманием того, кто такие человеческие существа и какими они могут быть. Эти же открытия придают глубокое философское значение пониманию природы нашего существования. Я утверждаю, что сенсомоторная амнезия охватывает целую категорию медицинских проблем, которые до сих пор не принимались во внимание. Как-никак к этой категории относится больше половины известных заболеваний. Сенсомоторная амнезия — это патология, которая не может быть диагностирована и излечена ни с помощью хирургии, ни с помощью каких-либо других традиционных медицинских методов. Это соматическая патология, требующая не лечения, а обучения. Данная книга, включающая карты клиентов и результаты наблюдений и исследований, является практическим введением в новую область науки о человеке, называемую соматикой, которая полагает, что внутренний опыт человека (опыт «от первого лица») нужно рассматривать наравне с внешними научными и медицинскими исследованиями (наблюдениями «от третьего лица»).

Соматика учит нас тому, как жить в условиях современного индустриализованного общества, в т.ч. в больших городах, испытывая многочисленные стрессы, и при этом оставаться здоровыми физически и ментально. Она помогает нам понять тенденцию жизни в целом, и технологического общества в частности, согласно которой наше самочувствие изнашивается. Не нужно слепо соглашаться с якобы неизбежными последствиями старения. Лучше научиться встречать их лицом к лицу и преодолевать их.

Суть этой книги частично состоит в том, что ответ Эдипа на загадку Сфинкса был ложным. Это миф. Однако откроется более глубокий смысл, когда вы больше узнаете о сенсомоторной амнезии и о её причинах. В то время как мы становимся старше, состояние нашего тела и, соответственно, наша жизнь, должны улучшаться вплоть до самого конца. Я верю, что в глубине души все мы чувствуем, что жить нужно именно так.

ЧАСТЬ I

Рассказы о сенсомоторной амнезии

Сенсомоторная система — это механизм, который является основой человеческого опыта и поведения. Понять суть сенсомоторной амнезии — значит понять основные причины тех дисфункций, которые ошибочно считаются последствиями старения….

Соматика Томаса Ханны

Вы можете скачать книгу Соматика Томаса Ханны совершенно бесплатно.

doktor-bozhev.ru

Метод Фельденкрайза и Соматика Томаса Ханны - Блог

Мы видим и понимаем только то, что знаем. С. Э. Шноль. Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф. Всё основывается на теории... Когда у вас есть теория, тогда ваш практический опыт уточняет ваше понимание и делает ваши последующие действия более точными. М. Фельденкрайз.

Меня часто спрашивают, чем Соматика Томаса Ханны отличается от метода Фельденкрайза. Попробую ответить на этот вопрос в силу собственного разумения.

Начну с Соматики. Похоже, Томас Ханна искренне считал, что он продвинулся далеко вперёд относительно своего учителя Моше Фельденкрайза, создав на основе его метода по-настоящему новую клиническую дисциплину с большими терапевтическими возможностями.

Попробуем разобраться.

Что нового можно найти в Соматике Т. Ханны? Введено некое понятие «сомы». Сома — живое тело, чувствуемое изнутри:

Существуют два разных подхода к восприятию и воздействию на физиологические процессы. Первый заключается в том, что можно воспринимать тело и воздействовать на тело. Второй — можно воспринимать сому и воздействовать на сому. В первом случае мы видим объективное тело, отдельное от наблюдателя и находящееся «где-то там», это позиция третьего лица. На это тело наблюдатель может воздействовать, например, врач «лечит» пациента. Во втором случае тело воспринимается с позиции первого лица, рассматривающего субъективную сому «здесь»: буквально — себя самого. Сома учится менять себя, т. е. сома — это тело, ощущаемое и воспринимаемое изнутри.

Т. Ханна. Соматика

Т. е. снаружи — это просто тело, а то, что ощущается изнутри — сома. Позиция клиента ещё более-менее понятна — чувствуй себя изнутри и будет тебе сома. Как быть терапевту? Вот перед ним клиент со своей сомой, вот он сам со своей сомой, дальше что? Оба внутри себя со своими сомами, как им взаимодействовать? Или другой аспект. Инструктор на занятии произносит фразу: «Почувствуйте свою сому». Переводим, получается: почувствуйте своё тело, чувствуемое изнутри. Кто всё-таки будет чувствовать сому, если сома сама себя уже чувствует? Понятие, на мой взгляд, неопределённое и неудобное, в котором в кучу смешалось всё — тело, сознание, ощущения, способность наблюдать, сам наблюдатель и т. д. Как мне видится, цель введения этого понятия — отделить свой собственный подход от всех других, т. е., по сути, это некий маркетинговый ход, но отнюдь не развитие в теоретическом или практическом плане. Я не против маркетинга, но для меня это шаг назад, от научного к мифологическому мышлению, потому что вместо ясности и понимания начинает работать феномен называния: почему гром гремит? потому что Зевс по небу на колеснице едет. Почему голова болит? Энергия в чакру не проходит. Назвали — значит, объяснили. Что там само себя меняет? Как? Кто наблюдатель? Это можно не уточнять, и так всё ясно. Иллюзия понимания — фундаментальное свойство мифологического мышления. Для популяризации идеи — как раз то, что нужно, и это сработало. Нравится мне это или не нравится, но слово прижилось, стало популярным и, может, это даже и к лучшему, потому что в итоге очень много людей стало задумываться о важности телесных ощущений, появились словосочетания «соматическая йога», «соматический пилатес», суть которых в том, что много внимания уделяется именно ощущениям во время практики. Н. Бернштейна не поняли, М. Фельденкрайза не услышали, зато Томас Ханна пробился к публике. Спасибо ему за это!

Едем дальше, к понятию СМА — сенсорно-моторной амнезии. В чём его суть: чувствительность тела (или сомы?) по разным причинам может страдать. Т. е. части тела или отдельные мышцы могут, в той или иной степени, терять чувствительность — травмы, привычки, двигательные стереотипы. Малочувствительные зоны обычно оказываются и менее подвижными. Стоит восстановить чувствительность и все проблемы будут решены.

На протяжении жизни наши сенсомоторные системы реагируют на ежедневные стрессы и травмы при помощи специальных мышечных рефлексов. Эти рефлексы, будучи многократно задействованными, создают постоянное напряжение в мышцах, которые мы уже не можем произвольно расслабить. Эти мышечные сокращения становятся настолько неосознанными и автоматическими, что, в конце концов, мы просто забываем, как двигаться свободно. В результате возникают скованность, боли и ограничение движений. Эта потеря памяти, ставшая привычной, получила название сенсомоторной амнезии (СМА)...

Т. Ханна. Соматика

Коре головного мозга нужно сенсорно напомнить то, что было ею забыто, чтобы она снова обрела полный двигательный контроль над пораженной мышечной областью. И когда это происходит, указанные выше симптомы исчезают и хронические, неизлечимые состояния отступают.

Т. Ханна. Клиническое соматическое обучение: новое направление в сфере здравоохранения

Что получается? Всю сложную систему управления движениями Т. Ханна сводит к одному простому механизму. Этот механизм есть, он работает, но чтобы «обрести полный двигательный контроль над пораженной областью» одного восстановления чувствительности очень часто бывает недостаточно. Более того, в случае нарушения проводящих путей такое восстановление бывает просто невозможным. Нет понимания того, что дело не только в чувствительности, но и в возможности её использовать — этому тоже надо учиться. Но, самое главное, мозг может управлять движениями в условиях полной утраты мышечной чувствительности, если сохранены двигательные пути! Об этом у Томаса Ханны ни гу-гу.

Тем не менее, при работе с последствиями травм или плохих двигательных привычек, иногда, действительно, стоит только восстановить чувствительность, и болевые синдромы уходят навсегда. Круг таких проблем довольно широк и тот факт, что на сегодня есть простой и эффективный способ их решения, тоже большой плюс. Минус в том, что круг этот не очерчен, а сам Томас Ханна обещает за три сеанса решить все проблемы мышечных и суставных болей любого происхождения, чем вводит честную публику в заблуждение.

Теперь о пандикуляции.

Предлагаю сравнить две цитаты.

Пандикуляцией (рефлексом потягивания и зевания) называют паттерн действий, который встречается, как правило, у всех существ царства позвоночных. Это сенсомоторное действие используется животными для пробуждения участка коры головного мозга, отвечающего за произвольные движения. Через сильное произвольное мышечное сокращение вызывается такой же силы сенсорная стимуляция двигательных нейронов, и таким образом «будится» сенсомоторный участок коры головного мозга... Пандикулярная реакция является главной сенсомоторной техникой, которой пользуются практики клинического соматического обучения. Практик ... предлагает ученику самостоятельно выполнить сильное произвольное сокращение амнестических мышц, тем самым создавая собственную мощную сенсорную обратную связь и одновременно придавая сенсорное усиление двигательным нейронам во время их произвольного сокращения.

Т. Ханна. Клиническое соматическое обучение: новое направление в сфере здравоохранения

...Нормализация тонуса, как известно, во многом определяет и саногенез трофических нарушений. Вот почему расслабление напряжённых мышц показано при любой природе процесса. Решение поставленных задач достигается постизометрической релаксацией (ПИР) мышц. Данный мануальный метод основывается на способности мышечной ткани к расслаблению после предварительного статического неинтенсивного напряжения в растянутом состоянии в течении 5—7 сек. с последующим её пассивным растяжением в течение 8—10 сек. После нескольких повторений активного и пассивного напряжения мышцы возникает устойчивое расслабление и выраженный анальгетический эффект. Клиническим критерием успешности релаксации является исчезновение гипертонуса и локальной болезненности. Очень часто ПИР приводит к спонтанному деблокированию суставов. Преимуществом ПИР является не только полная безопасность, но и возможность исполнения процедуры самим больным.

Ф. А. Хабиров. «Руководство по клинической неврологии позвоночника», Казань, 2006 г.

Т. е. принципиальной разницы между давно и хорошо известной ПИР и пандикуляцией нет, а все мыльные пузыри, которые вокруг этого образовались, следствие обыкновенного невежества.

Что мы, в итоге, наблюдаем? Появились новые названия, разработано несколько стандартных клинических протоколов, по которым подготовленный практик работает с клиентом пассивно, т. е. клиент лежит на специальном широком столе, а практик, используя инструкции и собственные руки, работает с его телом. При этом Томас Ханна считает, что если он просит клиента самостоятельно сделать какое-то простое движение, вроде поднятия руки, то это значит, что он активно задействует его мозг, потому что движение сознательно. И именно это принципиально отличает его работу от других видов работы с телом.

Система Фельденкрайза, по сути, состоит в том, что клиент пассивен, а вы с ним делаете определенные манипуляции. Он (Фельденкрайз) показал, что может ввести новую сенсорную информацию, и что мышцы начинают после этого расслабляться. То, чего он не делал — а я делаю — он не просил человека выполнять активные движения... Поэтому я и сказал, что действительно следую принципам биологической обратной связи — делая что-то, вы создаете собственную новую обратную связь.

Интервью с Томасом Ханной.

Тут сразу надо сказать о том, что Фельденкрайз показал важность сенсорной информации и многочисленные способы её «введения», и пассивные, и активные. Причём активным способам он придавал гораздо большее значение. Чего он не делал и был при этом абсолютно прав — так это не придавал большого значения тому, каким способом достигалась эта цель.

Обратная связь либо есть, либо её нет, разделить её на «собственную» или «не собственную» не представляется возможным. Любое воздействие, активное или пассивное, увеличивает поток информации в петле обратной связи. Просто вы положили руку на тело клиента, двигаете вы его пассивно или даёте активную инструкцию, сам он обращает внимание на какие-то части тела — в любом случае усиливается или изменяется качественно поток сенсорной информации. Различаются приёмы, но суть остаётся прежней. По-разному используя разные приёмы, можно расслаблять мышцы, а можно наоборот, тонизировать их, если это оказывается необходимым. Другое дело, что далеко не все проблемы можно решить таким способом, но это уже отдельный разговор.

Последователи Т. Ханны считают Соматику уникальной системой, пандикуляцию — уникальным приёмом только потому, что задействуется биологическая обратная связь. Я бы сказала, что уникальной будет та система, которая сможет не задействовать обратную связь, но на сегодня таких способов ещё никто не придумал.

Что хорошо в Соматике, так это стандартные клинические протоколы. Для готового специалиста, вроде врача ЛФК, который понимает, что и зачем он делает, это будет прекрасной дополнительной техникой, простой и эффективной в рамках СМА.

Это то, что касается работы на столе. Теперь об уроках.

Кроме клинических протоколов, в Соматике есть некий набор уроков. Внешняя форма уроков взята целиком из системы Фельденкрайза. Внутренняя суть также сильно упростилась. Томас Ханна, в своей душевной простоте, так и не смог понять, чего же добивался Фельденкрайз от своих учеников:

Жаль, что Фельденкрайз ввел традицию обучения, которая включала демонстрации, показы техник, и обучала мануальной практике, но оставляла необходимость для учеников выяснять все самостоятельно. Так не было задумано, он просто не мог выразить словами то, что интуитивно очень хорошо знал. Поэтому вокруг его обучения витала аура мистической неопределенности, будто он был мастером Дзен, который ждал, что его ученики достигнут просветления.

Т. Ханна. Клиническое соматическое обучение: новое направление в сфере здравоохранения

Жаль, что уроки Томаса Ханны не оставляют пространства для самостоятельного мышления, ведь как только человек обратился к собственным ощущениям, у него тут же появляется выбор. Урок в Соматике — это стандартный набор инструкций, которые ученик должен выполнять по возможности точно. Есть правильное, хорошо продуманное и физиологически выстроенное движение, которое надо научиться делать и всё. Безо всякого шаманства и прочих заморочек. Это упражнения, но упражнения всё же специфические, затрагивающие чувствительность. Говорить о развитии метода Фельденкрайза, конечно, не приходится, но их плюс в простоте и доступности. Простая, доступная теория и простая доступная практика, вполне себе эффективная в простых случаях, вроде посттравматических синдромов или плохих двигательных привычек.

Теперь о методе Фельденкрайза.

Основная идея М. Фельденкрайза — это способность человека учиться, причем учиться самостоятельно. Фельденкрайз считал, что развитие обычного человека прерывается слишком рано и даже самые основные и простые движения, вроде ходьбы или вставания со стула, обнаруживают недостатки организации, грации и красоты. Используя собственную чувствительность как критерий истины, правильное движение человек находит сам, постепенно совершенствуя и движение, и свою способность различать тонкое и грубое, хорошее и плохое, правильное и неправильное.

Такая практика невозможна без принятия на себя ответственности за свои решения и свой выбор, что сразу лишает человека статуса пациента или ученика и ставит его во взрослую позицию. Что само по себе уже ценно.

Отсутствие изначально заданного «правильного» движения и чётких инструкций ставит человека перед необходимостью активного поиска, исследования. Мозг включается в ситуации решения двигательной задачи, именно поэтому он и развивается, а не потому, что кто-то поднял руку или ногу.

...организм не просто реагирует на ситуацию или сигнально значимый элемент, а сталкивается с ситуацией, динамически переменчивой, а поэтому ставящей его перед необходимостью вероятностного прогноза, а затем выбора. Еще точнее будет сказать, что реакцией организма и его верховных управляющих систем на ситуацию является не действие, а принятие решения о действии (выделение моё — Н. К.).

Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и биологии активности

Вся система Фельденкрайза — это разговор о возможности перехода от автоматического реагирования (рефлекса, компульсивного поведения) к осознанному выбору.

У зрелого человека активность в знакомой обстановке является спонтанной, а там, где требуется более тонкий контроль — эффективной. Спонтанность и эффективность возможны, потому что зрелый взрослый человек научился отделять эмоции от паттернов тела, он устранил компульсивность реакций из своего поведения и формирует свои привычки в соответствии с тем, что он считает необходимым или желательным. Такое устранение компульсивности из поведения приводит к большей свободе и независимости.

М. Фельденкрайз. Осанка и эмоциональная зрелость

Уроки М. Фельденкрайза построены таким образом, что в ходе работы совершенствуется не только мышечно-суставная чувствительность, но весь рецепторный аппарат, образ себя в целом, включая движение, ощущение, чувство и мышление, развиваются разные уровни управления и построения движений, увеличивается объем и устойчивость внимания, осознанность становится качеством повседневной жизни.

И здесь снова уместно вспомнить Николая Бернштейна, с трудами которого М. Фельденкрайз был хорошо знаком:

Каждое смысловое двигательное отправление необходимо требует объективного, количественно и качественно верного отображения окружающего мира в мозгу. С другой стороны, оно само является активным орудием правильного познания этого окружающего мира. Успех или неуспех решения каждой активно пережитой двигательной задачи ведет к прогрессирующей шлифовке и перекрестной выверке показаний упоминавшихся выше сенсорных синтезов и их составляющих, а также к познанию через действие, проверке через практику...

Бернштейн Н. А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов

Вы можете почувствовать, что до тех пор, пока вы полностью, с головы до пят, не будете принадлежать самим себе, вы не сможете сесть и лечь так, как вам этого захочется.

М. Фельденкрайз

Т. е. необходимо не просто получить сенсорную информацию, но и активно её переработать, выверить и отшлифовать, так же, как отшлифовать и само движение.

Чтобы понять Томаса Ханну, достаточно прочитать его книгу. Чтобы понять Фельденкрайза, надо понять очень многое и не просто теоретически, а через свой личный опыт движения, личный поиск, полный ошибок и открытий. Это все очень не просто. Поэтому совсем неплохо начать с Соматики. Но помните — это всего лишь первое колесо, автомобиль ждет вас за углом!

Удачи в практике!Наталья Королёва

a-mov.ru