Электронная книга: П. К. Петров «Методика преподавания гимнастики в школе». Учебник гимнастика петров


Петров П. К. Пзо методика преподавания гимнастики в школе: Учеб для студ высш учеб заведений - Документ

ББК 74.267.5я721 ПЗО

Рецензенты:

кафедра гимнастики Московской государственной

академии физической культуры

(зав. кафедрой канд. пед. наук, проф. Е. Е. Биндусов),

д-р пед. наук, проф., засл. тренер Российской Федерации,

акад. МАИ Н. Г. Сучилин

ПРЕДИСЛОВИЕ

Петров П. К.

ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.

ISBN 5-691-00412-3.

В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной ра­боты по разделу гимнастики комплексной программы физическо­го воспитания учащихся 1-11 классов.

Адресован студентам высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам.

ББК 74.267.5я721

© Петров П.К., 1999

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление.

Художник Токарев Ю.В., 1999

ISBN 5-691-00412-3

Гимнастика с методикой преподавания — одна из основных дисциплин учебного плана факультетов физической культуры. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной шко­лы и государственного стандарта.

Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее'эффек­тивными в физическом воспитании дегеши подростков, оказыва­ют значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств. В последние годы гимнастика обогатилась новыми не­традиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, хатха-йога и т. д. Возросли требования к основам знаний учащихся, к ис­пользованию на уроках современных средств и методов обучения.

Урок физической культуры с гимнастической направленно­стью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогиче­ской подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показы­вает анализ научно-методической литературы, учебников, в ко­торых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и при­менения на уроках и при самостоятельных занятиях традици­онных и нетрадиционных видов упражнений, использование со­временных методов и средств, на сегодняшний день практиче­ски не имеется.

3

Поэтому учебник, подготовленный П. К. Петровым, в опреде­ленной степени восполняет этот пробел. В книге на достаточно высоком методическом и профессиональном уровне излагается методика обучения и проведения базовых упражнений школь­ной программы (висы и упоры, акробатические упражнения и прыжки, упражнения в равновесии). Для освоения каждого ба­зового упражнения программы приводятся последовательность обучения, методика страховки и помощи, раскрываются типич­ные ошибки. Все это имеет важное значение, так как наруше­ния в последовательности обучения гимнастическим упражне­ниям, незнание и плохое владение приемами страховки и помо­щи могут привести к травмам. В целях организации самостоя­тельной и индивидуальной работы с учащимися при освоении наиболее сложных упражнений предлагаются обучающие про­граммы, составленные по типу алгоритмических предписаний. Определенный интерес представляют и примерные комбинации для совершенствования освоенных элементов и контрольных уроков.

Большое внимание в учебнике уделено методике обучения и проведения общеразвивающих и нетрадиционных видов упраж­нений. В разделе «Методика организации и проведения контро­ля знаний» автор как один из известных специалистов в облас- „ ти программированного обучения и компьютеризации в учеб­ном процессе рекомендует использовать для этих целей новые информационные технологии. Много внимания уделено методи­ке подготовки, проведения и оценки урока физической культу­ры с гимнастической направленностью с учетом современных требований.

В связи с этим мы надеемся, что учебное пособие окажется хо­рошим подспорьем в профессионально-педагогической подго­товке студентов факультетов физической культуры, работе пре­подавателей и методистов по педагогической практике.

Зав. кафедрой методики физвоспитания

и спортивной тренировки МГАФК,

доктор педагогических наук,

профессор Ю. В. Менхин

Глава 1. УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ

1.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ

Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведе­ния занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса путем плановой работы в соот­ветствии со стабильным расписанием, правильного определе­ния целей и задач каждого занятия, подбора средств для реше­ния поставленных задач, оказания квалифицированной помо­щи учащимся (показ, объяснение упражнений, исправление до­пущенных ошибок, обеспечение страховки), организации зани­мающихся на активное овладение специальными двигательны­ми навыками на фоне повышенного положительного эмоцио­нального состояния школьников.

Урок должен содержать определенные общие задачи, выпол­нение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей вы­полнению гимнастических упражнений, предусмотренных про­граммой, получении учащимися знаний о гимнастической тер­минологии, самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений, правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах. После­довательное выполнение образовательных задач приводит к сис­тематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала. Для решения одних образовательных задач необхо­димо относительно длительное время (серия последовательных

с

5

уроков), а для решения других — достаточно лишь одного уро­ка. Например, научить лазанью по канату в три приема на од­ном уроке довольно сложно. Поэтому такая задача может быть общей для серии уроков. А вот задача научить правильному за­хвату каната ногами может быть решена в течение одного уро­ка. Именно эта задача и должна быть поставлена в таком случае как одна из частных для конкретного урока.

Конкретной является такая образовательная задача, в форму­лировке которой отражен конечный результат данного урока. В связи с этим целесообразно при постановке задач на уроках ис­пользовать следующие глаголы: научить (например, наскоку на мостик при обучении опорным прыжкам или приземлению и т. п.), если обучение упражнению ведется, в течение нескольких уроков, то на первом уроке можно поставить задачу учить, а на последующих — продолжить учить; при условии, когда гимна­стическое упражнение освоено, можно ставить задачу закре­пить или совершенствовать его; в определенных случаях, ко­гда основной задачей является не формирование навыка, а толь­ко ознакомление, — задача урока формулируется глаголом оз­накомить, когда же основная цель урока состоит в определении качества освоенного упражнения или комбинации, то задачу урока можно обозначить словом оценить. Такие конкретные за- „ дачи записываются в конспекте и доводятся до сознания уча­щихся на каждом уроке. Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебно­го процесса, дезориентирует учащихся, снижает их активность.

Параллельно с образовательными учитель ставит и оздорови­тельные задачи, решение которых в последние годы становит­ся одной из основных целей в физическом воспитании детей и подростков. Одной из важнейших оздоровительных задач на за­нятиях гимнастикой является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздо­ровительных задач приобретает соблюдение гигиенических ус­ловий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. На достижение этой цели направлены усилия учителя по подбо­ру и дозировке физических упражнений, на обучение правиль­ному дыханию при их выполнении. Значительную помощь учи­телю в этом плане могут оказать включенные в урок элементы из так называемых нетрадиционных видов гимнастики, таких как дыхательная гимнастика, ушу, хатха-йога и др. Решая оз­доровительные задачи, учитель должен обучать учащихся мето­дам самоконтроля и оценки состояния здоровья.

Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения

воспитательных задач, таких как дисциплинированность, вни­мательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздорови­тельные и воспитательные задачи должны решаться в нераз­рывной связи с образовательными.

Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные (в начале прохождения раздела), на которых учитель ставит задачи учебной работы, сообщает тре­бования к учащимся, раскрывает содержание программного ма­териала, может проверить уровень физической подготовленно­сти и качество выполнения основных упражнений за предыду­щий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторе­ния, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшест­вовать контрольным, комбинированные (смешанные) уроки, со­четающие изучение, повторение и совершенствование ранее ос­военных упражнений (имеют наибольшее распространение в школе).

Контрольные уроки проводятся либо после прохождения час­ти раздела программного материала, либо в конце раздела гим­настики и направлены на выявление успеваемости и подготов­ленности учащихся. На таких уроках оценивается техника вы­полнения гимнастических упражнений или комбинаций. Кон­трольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, же­лательно организовывать в виде соревнований по гимнастике*-

uchebana5.ru

Петров П. К.. Методика преподавания гимнастики в школе

В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной работы по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.Адресован студен там высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам.

Содержание:

Предисловие...... 3 Глава 1. Урок гимнастики в школе...... 5 1. 1. Характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе...... 5 1. 2 Структура урока гимнастики в школе и методика проведения отдельных его частей...... 7 1. 3. Подготовка учителя к уроку...... 37 1. 4. Педагогический контроль и анализ урока...... 40 Вопросы и задания...... 51 Литература...... 52 Глава 2. Методика планирования учебного материала...... 53 2. 1. Методика составления тематизированной рабочей программы...... 54 2. 2. Методика составления плана-графика прохождения учебного материала...... 56 2. 3. Документы планирования для 1-4 классов...... 58 2. 4. Документы планирования для 5-9 классов...... 72 2. 5. Документы планирования для 9-11 классов...... 87 Вопросы и задания...... 97 Литература...... 97 Глава 3. Методика организации и проведения контроля знаний...... 98 Вопросы и задания...... 112 Литература...... 112 Глава 4. Методика обучения строевым упражнениям...... 113 4. 1. Строевые упражнения в 1-11 классах...... 116 Вопросы и задания...... 127 Литература...... 127 Глава 5. Методика обучения общеразвивающим упражнениям...... 128 5. 1. Классификация ОРУ...... 130 5. 2. Основные задачи, решаемые с помощью ОРУ...... 133 5. 3. Положения рук, ног, туловища и движения ими...... 149 5. 4. Правила записи ОРУ и требования к оформлению комплексов...... 166 5. 5. Обучение ОРУ...... 169 5. 6. Способы проведения ОРУ...... 170 5. 7. Примерные упражнения и комплексы ОРУ для подготовительной части урока с учащимися 1-11 классов...... 180 Вопросы и задания...... 221 Литература...... 222 Глава 6. Методика обучения нетрадиционным видам гимнастики...... 223 6. 1. Атлетическая гимнастика (бодибилдинг)...... 224 6. 2. Шейпинг...... 233 6. 3. Хатха-йога...... 234 6. 4. Стретчинг...... 247 6. 5. Китайская система физических упражнений...... 255 6. 6. Дыхательная гимнастика...... 257 6. 7. Гимнастика для глаз...... 263 6. 8. От девочки до мамы (гимнастика, направленная на выполнение функций материнства)...... 265 6. 9. Сексуальное здоровье мужчины...... 268 Вопросы и задания...... 272 Литература...... 273 Глава 7. Методика обучения акробатическим упражнениям...... 274 7. 1. Акробатические упражнения в 1-11 классах...... 275 7. 2. Обучающие программы...... 302 Вопросы и задания...... 312 Литература...... 313 Глава 8. Методика обучения прыжкам...... 314 8. 1. Простые прыжки в 1-4 классах...... 315 8. 2. Опорные прыжки в 4-11 классах...... 320 Вопросы и задания...... 335 Литература...... 335 Глава 9. Методика обучения упражнениям в висах и упорах...... 336 9. 1. Висы и упоры в 1-11 классах...... 337 9. 2. Обучающие программы...... 400 Вопросы и задания...... 408 Литература...... 409 Глава 10. Методика обучения упражнениям в равновесии...... 410 10. 1. Упражнения в равновесии в 1-11 классах...... 412 Вопросы и задания...... 420 Литература...... 420 Приложения...... 421

Издательство: "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС" (2014)

ISBN: 9785691020117

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • РИТМИКА — (от греч. rhythmos порядок движения), ритмическое воспитание, пед. системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных). форм и пластических движений. Ритмич. воспитание способствует развитию у детей муз. восприятия,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Музыкальное воспитание —         целенаправленное и систематич. развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. М. в. есть процесс передачи общественно историч.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Песталоцци, Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг)  швейцарский педагог. Иоганн Генрих Песталоцци …   Википедия

  • ГУТС МУТС — (Guts Muths) Иоганн Кри стоф Фридрих (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГУТС МУТС Иоганн Кристоф Фридрих — (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист. физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в Шнепфентале. Впервые в практике общеобразоват …   Российская педагогическая энциклопедия

dic.academic.ru

ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ П.К. ПЕТРОВ УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Транскрипт

1 УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ П.К. ПЕТРОВ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР 2006

2 УДК ББК я73 П30 Рецензенты: кафедра гимнастики Московской государственной академии физической культуры (зав. кафедрой канд. пед. наук, проф. Е. Е. Биндусов), д-р пед. наук, проф., засл. тренер Российской Федерации, акад. МАИ Н. Г. Сучилин П30 Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе : учеб. для студентов вузов / П.К. Петров. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с. (Учебник для вузов). ISBN В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной работы по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1 11 классов. Адресован студентам высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам. УДК ББК я73 Петров П.К., 1999 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 Макет. ООО «Гуманитарный издательс- ISBN кий центр ВЛАДОС», 1999

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Гимнастика с методикой преподавания одна из основных дисциплин учебного плана факультетов физической культуры. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта. Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей и подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств. В последние годы гимнастика обогатилась новыми нетрадиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, хатха-йога и т. д. Возросли требования к основам знаний учащихся, к использованию на уроках современных средств и методов обучения. Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется. 3

4 Поэтому учебник, подготовленный П. К. Петровым, в определенной степени восполняет этот пробел. В книге на достаточно высоком методическом и профессиональном уровне излагается методика обучения и проведения базовых упражнений школьной программы (висы и упоры, акробатические упражнения и прыжки, упражнения в равновесии). Для освоения каждого базового упражнения программы приводятся последовательность обучения, методика страховки и помощи, раскрываются типичные ошибки. Все это имеет важное значение, так как нарушения в последовательности обучения гимнастическим упражнениям, незнание и плохое владение приемами страховки и помощи могут привести к травмам. В целях организации самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися при освоении наиболее сложных упражнений предлагаются обучающие программы, составленные по типу алгоритмических предписаний. Определенный интерес представляют и примерные комбинации для совершенствования освоенных элементов и контрольных уроков. Большое внимание в учебнике уделено методике обучения и проведения общеразвивающих и нетрадиционных видов упражнений. В разделе «Методика организации и проведения контроля знаний» автор как один из известных специалистов в области программированного обучения и компьютеризации в учебном процессе рекомендует использовать для этих целей новые информационные технологии. Много внимания уделено методике подготовки, проведения и оценки урока физической культуры с гимнастической направленностью с учетом современных требований. В связи с этим мы надеемся, что учебное пособие окажется хорошим подспорьем в профессионально-педагогической подготовке студентов факультетов физической культуры, работе преподавателей и методистов по педагогической практике. Зав. кафедрой методики физвоспитания и спортивной тренировки МГАФК, доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Менхин

5 Глава 1. УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ 1.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса путем плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильного определения целей и задач каждого занятия, подбора средств для решения поставленных задач, оказания квалифицированной помощи учащимся (показ, объяснение упражнений, исправление допущенных ошибок, обеспечение страховки), организации занимающихся на активное овладение специальными двигательными навыками на фоне повышенного положительного эмоционального состояния школьников. Урок должен содержать определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению гимнастических упражнений, предусмотренных программой, получении учащимися знаний о гимнастической терминологии, самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений, правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала. Для решения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (серия последовательных 5

6 уроков), а для решения других достаточно лишь одного урока. Например, научить лазанью по канату в три приема на одном уроке довольно сложно. Поэтому такая задача может быть общей для серии уроков. А вот задача научить правильному захвату каната ногами может быть решена в течение одного урока. Именно эта задача и должна быть поставлена в таком случае как одна из частных для конкретного урока. Конкретной является такая образовательная задача, в формулировке которой отражен конечный результат данного урока. В связи с этим целесообразно при постановке задач на уроках использовать следующие глаголы: научить (например, наскоку на мостик при обучении опорным прыжкам или приземлению и т. п.), если обучение упражнению ведется, в течение нескольких уроков, то на первом уроке можно поставить задачу учить, а на последующих продолжить учить; при условии, когда гимнастическое упражнение освоено, можно ставить задачу закрепить или совершенствовать его; в определенных случаях, когда основной задачей является не формирование навыка, а только ознакомление, задача урока формулируется глаголом ознакомить, когда же основная цель урока состоит в определении качества освоенного упражнения или комбинации, то задачу урока можно обозначить словом оценить. Такие конкретные задачи записываются в конспекте и доводятся до сознания учащихся на каждом уроке. Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебного процесса, дезориентирует учащихся, снижает их активность. Параллельно с образовательными учитель ставит и оздоровительные задачи, решение которых в последние годы становится одной из основных целей в физическом воспитании детей и подростков. Одной из важнейших оздоровительных задач на занятиях гимнастикой является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. На достижение этой цели направлены усилия учителя по подбору и дозировке физических упражнений, на обучение правильному дыханию при их выполнении. Значительную помощь учителю в этом плане могут оказать включенные в урок элементы из так называемых нетрадиционных видов гимнастики, таких как дыхательная гимнастика, ушу, хатха-йога и др. Решая оздоровительные задачи, учитель должен обучать учащихся методам самоконтроля и оценки состояния здоровья. Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения 6

7 воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными. Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные (в начале прохождения раздела), на которых учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала, может проверить уровень физической подготовленности и качество выполнения основных упражнений за предыдущий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторения, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшествовать контрольным, комбинированные (смешанные) уроки, сочетающие изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений (имеют наибольшее распространение в школе). Контрольные уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, желательно организовывать в виде соревнований по гимнастике * СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧАСТЕЙ СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце заключительная. Подготовительная часть по продолжительности занимает 8 12 мин и имеет собственные задачи: 1. Задачи биологического аспекта подготовка организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной * Примерные комбинации для контрольных уроков по классам приведены в соответствующих разделах. 7

8 системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока). 2. Задачи педагогического аспекта формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений. В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического аспекта могут требовать на одних уроках больше времени, на других меньше. Например, перед контрольными уроками, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно посвятить разминке, т. е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках, направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта. Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, так как они могут снизить работоспособность учащихся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость. Основная часть урока занимает мин и содержит следующие задачи: 1. Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков. 2. Развитие волевых и физических качеств учащихся. Для решения этих задач в основной части урока используется значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общеразвивающие упражнения повышенной интенсивности). На заключительную часть отводится 3 5 мин. Основными ее задачами являются подготовка организма учащихся к предстоящей деятельности, подведение итогов данного урока, задание на дом. В заключительной части урока обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упражнения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с му- 8

9 зыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, маршировка с песней и т. п.). МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ УРОКА Подготовка мест занятий и меры предупреждения травм на уроках гимнастики Выполнение отдельных упражнений на гимнастических снарядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности возможны срывы со снарядов и падения, в результате которых учащиеся могут получить травмы, опасные для здоровья. В связи с этим особую значимость приобретает выяснение причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма. Причинами травм могут быть: несоблюдение принципов сознательности и активности, систематичности, доступности и последовательности в обучении; отсутствие систематического контроля за деятельностью учащихся, страховки и помощи; неправильная страховка, незнание приемов самостраховки; плохая дисциплина; нерациональное размещение занимающихся; неисправность инвентаря, ненадежность установки и закрепления гимнастических снарядов; несоответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям. Занятия должны быть четко спланированы и организованы. Ученикам необходимо выполнять все требования учителя, связанные с методикой обучения и организацией класса. Нарушение указаний учителя, попытка сделать упражнение наспех после команды «Закончить упражнения!», выполнение упражнений на неподготовленных и неисправных снарядах, без матов, без страховки и разминки, выполнение неосвоенных упражнений могут привести к травме. Важно правильно размещать снаряды в зале. Располагать их лучше на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнение выполнялось учащимся лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Особенно тщательно необходимо укладывать маты, чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них. Для переноски и установки снарядов и матов необходимо назначать нужное число учеников, предварительно четко разграничив обязанности каждого. При выполнении общеразвивающих упражнений, 9

10 особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанцию и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга. Большое внимание нужно уделять установке брусьев и перекладины. На брусьях прежде всего проверяют прочность закрепления вкладышей жердей стопорными винтами. Изменять высоту брусьев следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой отвернув стопор и надавив пружину защелки. Или делают это вдвоем: один ученик держит жердь, а другой отвертывает и завертывает стопор. Обычно высоту жердей устанавливают одновременно с обоих концов. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на правильное положение тросов у гифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крюкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности и прочности установки нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя. Важное значение на уроках гимнастики имеют помощь и страховка. Помощь, как правило, применяется на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения технической основой упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой. В зависимости от сложности упражнения страховку может осуществлять один или несколько человек. Наряду с приемами помощи и страховки необходимо обучать и навыкам самостраховки для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно выходить из опасных положений. Предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибание рук, ног, туловища для уменьшения инерционных сил), изменением упражнения. Очень важно научить правильно приземляться во время падения. При обучении падению назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад, при падении вперед сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки. Основным приемам помощи и страховки следует обучать всех занимающихся параллельно с освоением техники выполнения упражнений. Страховка и помощь в различных видах многоборья имеют свою специфику. Так, например, на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты учитель страхует, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно внимательно следует страховать 10

docplayer.ru

П. К. Петров. Методика преподавания гимнастики в школе

Методика преподавания гимнастики в школе

Серия: "Учебник для ВУЗов. Книга по требованию"

Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастикив общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной работы по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.

Издательство: "Владос" (2006)

Купить за 380 руб в My-shop

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • РИТМИКА — (от греч. rhythmos порядок движения), ритмическое воспитание, пед. системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных). форм и пластических движений. Ритмич. воспитание способствует развитию у детей муз. восприятия,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Музыкальное воспитание —         целенаправленное и систематич. развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. М. в. есть процесс передачи общественно историч.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Песталоцци, Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг)  швейцарский педагог. Иоганн Генрих Песталоцци …   Википедия

  • ГУТС МУТС — (Guts Muths) Иоганн Кри стоф Фридрих (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГУТС МУТС Иоганн Кристоф Фридрих — (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист. физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в Шнепфентале. Впервые в практике общеобразоват …   Российская педагогическая энциклопедия

dic.academic.ru

П. К. Петров. Методика преподавания гимнастики в школе

Серия: "Учебник для вузов (Владос)"

В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной работы по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов. Адресован студентам высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам.

Издательство: "ВЛАДОС" (2014)

ISBN: 978-5-691-02011-7

электронная книга

Купить за 308 руб и скачать на Litres

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • РИТМИКА — (от греч. rhythmos порядок движения), ритмическое воспитание, пед. системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных). форм и пластических движений. Ритмич. воспитание способствует развитию у детей муз. восприятия,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Музыкальное воспитание —         целенаправленное и систематич. развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. М. в. есть процесс передачи общественно историч.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Песталоцци, Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг)  швейцарский педагог. Иоганн Генрих Песталоцци …   Википедия

  • ГУТС МУТС — (Guts Muths) Иоганн Кри стоф Фридрих (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГУТС МУТС Иоганн Кристоф Фридрих — (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист. физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в Шнепфентале. Впервые в практике общеобразоват …   Российская педагогическая энциклопедия

dic.academic.ru

П. К. Петров. Методика преподавания гимнастики в школе. Учебник

Методика преподавания гимнастики в школе. Учебник

Серия: "Учебник для вузов"

В учебнике отражены основные вопросы теории и методики пре­подавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной ра­боты по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Адресован студентам высших учебных заведений. Будет поле­зен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам.

Издательство: "Владос" (2014)

Формат: 60x90/16, 448 стр.

ISBN: 978-5-69102-011-7

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

  • ГУТС МУТС — (Guts Muths) Иоганн Кри стоф Фридрих (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГУТС МУТС Иоганн Кристоф Фридрих — (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист. физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в Шнепфентале. Впервые в практике общеобразоват …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

dic.academic.ru

Петров Павел Карпович. Методика преподавания гимнастики в школе

Методика преподавания гимнастики в школе

Серия: "Учебное пособие для ВУЗов"

В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной работы по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Адресован студентам высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам. 2-е издание, исправленное и дополненное.

Издательство: "Владос" (2014)

ISBN: 978-5-691-02011-7

Купить за 563 руб в Лабиринте

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • РИТМИКА — (от греч. rhythmos порядок движения), ритмическое воспитание, пед. системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных). форм и пластических движений. Ритмич. воспитание способствует развитию у детей муз. восприятия,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Музыкальное воспитание —         целенаправленное и систематич. развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. М. в. есть процесс передачи общественно историч.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Песталоцци, Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг)  швейцарский педагог. Иоганн Генрих Песталоцци …   Википедия

  • ГУТС МУТС — (Guts Muths) Иоганн Кри стоф Фридрих (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГУТС МУТС Иоганн Кристоф Фридрих — (9.8.1759, Кведлинбург, 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист. физич. воспитания. В 1785 1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант ропине X. Г. Зальцмана в Шнепфентале. Впервые в практике общеобразоват …   Российская педагогическая энциклопедия

dic.academic.ru