Мастер-класс Умная гимнастика для детей и взрослых. Кинезиология обучения. Как стать эффективным. Умная гимнастика кинезиология


Кинезиологические упражнения для детей, которые улучшают внимание и

Экология здоровья: Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук...

Коррекция проблем обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте

 

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

 

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).

Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.

 

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Все упражнения психолог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

КОМПЛЕКС № 1  

  1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
  3. «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
  4. «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».
  6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
  7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
  8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
  9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС № 2

 

  1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки – выдох.
  2. «Снеговик». Стоя. Представьте что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
  3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
  4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
  5. «Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
  6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
  7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
  8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
  9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
  10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 3  

  1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
  2. «Дерево». Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
  3. «Внутри-снаружи». Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
  4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
  5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
  6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
  8. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
  9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
  10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

КОМПЛЕКС № 4

 

  1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
  2. «Полет». Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
  3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
  4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.
  5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.
  6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
  7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
  8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
  9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
  10. «Клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

КОМПЛЕКС № 5

 

  1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
  2. «Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
  3. «Лодочка». Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
  4. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.
  5. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.
  6. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
  7. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе).
  8. Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
  9. Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.
  10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Существуют следующие приемы самомассажа:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • выжимание,
  • активные и пассивные движения.

Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.

В комплекс входят упражнения трех видов:

  • самомассаж тыльной стороны кистей рук,
  • самомассаж ладоней,
  • самомассаж пальцев рук.

 

  1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.
  2. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.
  3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.
  4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
  5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
  6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
  7. Движения, как при растирании замерзших рук. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.опубликовано econet.ru  

Автор: А. Л. Сиротюк

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Что такое кинезиология, какие направления и упражнения существуют

Кинезиология – наука, изучающая развитие интеллектуального потенциала и здорового тела с помощью определенных движений тела.

Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.

Слово «кинезиология» берет начало от греческого «кинезис» — движение и «логос» — наука. Направление родом из 60-х гг. двадцатого века. В ее основе лежат древневосточные философские, медицинские учения, научные направления:

  • генетика,
  • психонейрофизиология,
  • информатика и кибернетическое направление,
  • психология, педагогика.

Базовый принцип кинезиологии — основа медицины Востока: лечение больного, а не болезни.

В общую кинезиологию входит:

  • Образовательная кинезиология
  • Гимнастика для ума — разработана учеными психологами Гейлом и Полом Деннисон
  • Нейрокинезиология
  • Спортивная кинезиология
  • Медицинское направление

Кинезиология отслеживает динамику мышечной системы. Перенапряжение или дряблость ее участков помогают диагностировать заболевания. Каждая мышца, подобно точкам аккупунктуры, связана с определенными органами и их системами. Связь с мозгом тотальна и импульсы могут исходить в обоих направлениях.

Какие направления кинезиологии бывают

Определены 3 ветви науки.  Первое – прикладное или телесно-ориентированное. Для него типичны:

  • нацеленность на вычисление телесных зажимов
  • обоснование связи блоков в теле с болезнями пациента
  • снятие зажимов с сопутствующим излечением

Второе направление кинезиологии —  двигательно-ориентированное. Отечественные медики используют термин «биомеханика. Ее отличают:

  • ориентированность на нахождение оптимальной траектории движений
  • изучение механики движений каждой из частей тела, каждой мышцы

Третье направление науки — психотерапевтическая кинезиология. Она отличается:

  • восприятием мышц как индикаторов психологического состояния
  • снятием в первую очередь психического напряжения, а уже во вторую мышечного
  • мануально-вербально-невербальным общением меж врачом и пациентом

Кинезиологические упражнения влияют на возбуждение определенной локации мозга, подключая механизм, объединяющий мысли и движения.

Это помогает:

  1. Более качественному и быстрому усвоению новых знаний
  2. Развитию психофизических функций
  3. Улучшению координации движений
  4. Укреплению нервной системы
  5. Расширению границ возможностей мозга

Нейрогимнастика полезна и для детей, и для взрослых. Очень эффективная при работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Если вы хотите получать больше удовольствия от жизни, сделать ее насыщенной, здоровой, получая удовольствия от движений, психотерапевтическая кинезиология — то, что надо.

Коорекция кинезиологическими упражнениями помогает существенно улучшить детскую память, речевые способности, внимание, чтение и письмо, моторику, представления о пространственно-временных особенностях, повышает стрессоустойчивость и развивает волевые качества.

С детьми, нуждающимися в корректирующих занятиях, необходимо упражняться несколько раз в неделю, в спокойной обстановке. Занятия должны быть индивидуальными, потому что важна точность выполнения. Можно заниматься дома с родителями или на специальных тренировках по кинезиологии. Как и на любом обучении занятия строятся от простых упражнений к более сложным. Преподаватель в обязательном порядке должен сначала сам осознать все упражнения и проследить изменения, которым они способствуют. Это позволит во время занятий с ребенком видеть прогресс и понимать, когда можно переходить на другой уровень.

Методы кинезиологии

еинезиологические методы

Для прикладного направления типично мануально-мышечное тестирование или ММТ. Биомеханику центр кинезиологии причисляет к ответвлениям прикладной науки. Соответственно, для двигательно-ориентированной терапии тоже актуально ММТ.

Психотерапевтическая кинезиология «опирается» на метод «три в одном». Суть в едином воздействии на тело, разум и дух. Начиная с мышечного теста, кинезиологи переходят к поведенческому барометру. Это переключение из угнетенного в приподнятое состояние основано на дуальных парах типа:

  • Враждебность – Энтузиазм
  • Обида – Интерес
  • Отсутствие выбора – Открытые горизонты
  • Страх потери – Уверенность
  • Горе и вина – Равенство

Кинезиологи применяют психо-мышечные рычаги переключения с минуса на плюс. Так избавляются от провоцируемого отрицательными эмоциями стресса. Он блокирует участки мозга. Человек начинает упускать мысли и перспективы. Метод «три в одном» возвращает интегрированный взгляд на жизнь.

Прикладная кинезиология, хоть и сосредоточена только на теле, рассматривает его целостно. Потерю тонуса одной мышцей видят подобно проржавевшему винтику в машине. Не приведешь в порядок крепеж – развалится все авто.  Для его комплексной диагностики к мышечному тестированию добавляют вспомогательные методы:

  1. Анализ позы. Изучается положение тела при дискомфорте, покое и движении. Учитываются структура и цвет кожи, симметричность костных выступов и мышц, расположение позвоночного столба, пупка и брюшной стенки. Параллельно фиксируется характер дыхания в той или иной позе. Отклонения от нормы связывают с конкретными заболеваниями.
  2. Волновое тестирование. Основывается на электромагнитных колебаниях. Импульсы тела корректируют волнами извне. Добиваются совпадения электромагнитных колебаний систем пациента и, к примеру, минерала магнетита. Это позволяет изменить показатели ЭКГ, скорректировать давление и данные электроэнцефалографии.
  3. Краниальная остеопатия заключается в мануальном воздействии на кости и швы черепа. Метода подобна глубокому массажу.

Используя прикладные методы, кинезиологи учитывают индивидуальные особенности пациента. К ним относятся: возраст, пол, типичный для человека уровень мышечной активности.

Что такое мышечное тестирование

Мышечное тестирование – это оценка функциональной способности мышц. Оценка ведется в момент напряжения. Кинезиолог провоцирует сокращение мышцы  и добивается ее изолированности от прочих. Если сокращение будет совместным с соседней мышцей, оценка тонуса необъективна. Добиться изоляции может только профессионал. В простейших движениях задействованы минимум 100 мышц организма.

О состоянии мышцы врач судит по силе сокращения. В понятие «состояние» входят:

  • тонус
  • сила лимфатока
  • иннервация

Последний термин обозначает степень пронизанности нервами, а значит, и уровень связи с центральной нервной системой.

Психотерапевтическая кинезиология

Если прикладная кинезиология направлена на освобождение и здоровье тела, то психотерапевтическая – на освобождение личности и раскрытие ее потенциала. Для этого через движения пациента подвигают к осознанию проблемы, эмоциональной реакции на это осознание и отпускание проблемы.

Цели психотерапевтической кинезиологии

«Три в одном» — та кинезиология, которая формирует гармоничную личность. Следуя этому постулату, психотерапевтическая кинезиология:

  • развивает фантазию
  • повышает чуткость
  • дает ясность мышления

Работая с дуальными парами, врачи балансируют личность, приводя к пониманию целей на будущее и способов их достижения. Кроме индивидуальных приемов, практикуют семейные. С точки зрения психологии, зажимы в теле и душе часто являются итогом отношений и традиций в доме, а значит, и терапия дает лучшие результаты при совместном участии.

Задачи кинезиологических тренировок

Задачи гимнастики мозга

  • Улучшение скорости и качества взаимодействия между полушариями мозга
  • Развитие связей между полушариями и синхронизация процессов
  • Повышения уровня речи
  • Развитие мышления, внимания, памяти
  • Совершенствование способностей
  • Избавление от дислексии и дисграфии
  • Развитие мелкой моторики
  • Повышение энергоресурсов организма, тренировка стрессоустойчивости
  • Развитие личности, творческой стороны
  • Формирования навыков к обучению

упражнения прикладной кинезиологии

«Гимнастика мозга» помогает детям и взрослым:

  • Стать более самостоятельным
  • Восстановить силы и продуктивность
  • Развиваться как личность
  • Быть точнее в действиях, работая за ПК, находясь за рулем или во время взаимодействия с различными сложными устройствами
  • Лучше понимать свое тело, суть обращения другого человека
  • Увереннее чувствовать себя во время экзаменов, перед толпой, на собеседовании с работодателем и переговорах
  • Поднять уровень самоуважения, значимости
  • Развить творческие навыки и позитивный взгляд на действительность
  • Усовершенствовать кратковременную и долговременную память
  • Согласовать работу творческого и математического полушарий мозга
  • Поработать над координацией движений и равновесием

Рекомендации по выполнению кинезиотерапевтических тренировок
  • лучше всего заниматься ежедневно,
  • время проведения упражнений непринципиально,
  • обстановка должна быть комфортной, доброй, спокойной,
  • придерживайтесь точности при выполнении каждого этапа упражнения,
  • на Ваш выбор, можете сидеть или стоять при выполнении,
  • если впереди ждут интеллектуальные нагрузки, то упражнения хорошо провести перед ними,
  • длительность занятий выбирается, исходя из возраста: от 5-10 минутных до 20-35 минутных тренировок в день,
  • в среднем, каждое упражнение занимает около 1-2 минут,
  • Порядок выполнения и комбинации могут быть любыми

Кинезиологические упражнения

  • 1 группа отвечает за стимуляцию моторики. Состоит из движений центральной линии тела, совмещающую правую и левую половины.
  • 2 группа направлена на устранение напряжения с мышц и связок. Выполняя эти упражнения, вы чувствуете приятное растяжение.
  • 3 группа состоит из упражнений, направленных на расслабление всех частей тела через энергетизацию. Тренировки помогают обеспечить нужный ритм обмена нервными импульсами между нервными структурами мозга и клетками всего организма. Тренировки построены на взаимосвязи рефлексов с психологической стороной
  • 4 группа основана на заданиях, оказывающих влияние на эмоциональную сферу деятельности головного мозга. Они способствуют стабилизации и установлению правильной ритмичности нервных импульсов. После таких занятий человек может спокойно погрузиться в чтение, осмысленное и продуктивное.

Группа 1 — стимуляция моторики.

 «Бесконечность». 

Незаменимое упражнение для восстановления после работы за ПК. Устраняет напряжение в мышцах шеи и спины, глазную усталость, нормализует зрительные процессы. Этот прием помогает также поможет вам лучше концентрировать свое внимание на процессе, усовершенствует способности к письму и чтению.

  1. Руку нужно вытянуть прямо перед собой, с небольшим сгибом в локте.
  2. Сжав пальцы в кулак, распрямите большой палец на одном уровне с переносицей.

Начинайте вытянутой рукой прорисовывать в воздухе, перед собой, знак бесконечности. При этом держите голову прямо и расслабленно.

  1. Те же движения бесконечности в такт руке повторяйте глазами. Сохраняйте голову в прямом и расслабленном положении.

Каждый этап выполняется плавно и с осознанностью. Движение большого пальца начинается из центра и направляется вверх, продолжается против часовой стрелки по направлению вниз и снова направляется в центр.

Движение повторяется по 3 раза, по очереди каждой рукой, без перерывов, плавно.

  1. Далее руки сцепите в замок и протяните перед собой. Большие пальцы направьте вверх и сделайте крест-накрест. Сфокусируйте взгляд в точки, где пальца пересекаются и в таком положении повторите описание знака бесконечности 3 раза и больше.

Аналогичные восьмерки существуют и для письма. Это упражнение будет иметь самый ощутимый эффект, если вы сделаете его перед чтением или письмом. Вы сможете быстрее сосредоточиться, внести ясность в свои мысли. Поочередно, каждой рукой, рисуйте знак бесконечности на столе. Каждое действие повторяется поочередно левой и правой рукой  4 раза и больше. Затем сделайте крестик из указательных пальцев и обведите бесконечность еще 4 и более раз.

примеры кинезиологических упражнений

«Коцентрация». 

Упражнение способствует лучшему восприятию — зрительному, слуховому, тактильному. Активизирует ретикулярную формацию, благодаря чему его полезно выполнять людям, жалующимся на нарушение процессов внимания. Помогает лучше понять прочитанный и услышанный текст, улучшает память. Выполняя данное упражнение, вы прокачаете свои способности к чтению, внутренней речи, креативность.

  1. Ноги должны находиться на ширине плеч, немного косолапо, колени нужно расслабить. Левое ухо прижимается к левому плечу максимально плотно. Левую руку нужно протянуть вперед и взгляд зафиксировать на ее пальцах.
  2. Вытянутая рука начинает описывать в воздухе знак бесконечности, начиная от центральной точки, продолжая движение вверх, по часовой стрелке. Взгляд при этом сконцентрирован и перемещается за кончиками пальцев движущейся руки. Выполнять рисунок нужно как бы всем телом. Чтобы так получилось, необходимо сделать неглубокий присед и начинать двигать рукой усилием всего корпуса.

Если в одно время с самим действием, будет произноситься звук «У», в форме гудения, задействуется аудиальный центр восприятия. Затем то же самое действие повторяется правой рукой в комплексе со звуком или без него.

Каждой рукой выполните движение 3-5 раз.

«Энергия». 

Выполнение этого упражнения поможет расслаблению шейных и плечевых мышц, насыщению клеток крови кислородом. Очень хорошо бодрит и выводит организм из состояния «залипания» и сна после продолжительной, однообразной работы и долгого пребывания за компьютером. Выполняйте его в течение 10 минут, и вы сможете лучше сконцентрировать внимание в дальнейшем.

  1. Нужно сесть и положить на стол руки, перед собой.
  2. Двигая подбородок по направлению к груди, почувствуйте свою грудную клетку. Глубоко вдохните воздух, расслабьте свою спину и продолжайте направлять подбородок к грудному отделу.

гимнастика для мозга

2 группа — растяжение мышц.

После мышечного растяжения и возвращения мышц к обычному состоянию и параметрам, в мозг поступает импульс, сигнализирующий о том, что человек расслаблен, сосредоточен и настроен на познавательную работу.

 «Релакс». 

Незаменимое упражнение для расслабления шейного отдела и спины после напряженного нахождения в одной позе. Например, если долго сидите и что-то пишите, уделите несколько минут этому упражнению и получите хороший оздоровительный эффект:

  • восстановление кровяного притока к мозгу,
  • активизация внимания, процессов памяти и навыков чтения,
  • снятие челюстных зажимов и восстановление плавности и связности речи,
  • улучшение возможностей внутренней речи, мышления.
  1. Сядьте или встаньте, как вам удобнее.
  2. Пальцами правой руки зацепитесь за мышцу левого плеча. Нужно взяться посередине и в эту же сторону развернуть голову.
  3. Далее все движения выполняются параллельно: сожмите мышцу, вытяните шею чуть вперед, выпятив подбородок, расширив глаза.
  4. Сверните губы в трубочку и издайте протяжный звук «УХ».
  5. Вернитесь в изначальную позицию: отпустите мышцу, расслабьте все напряженные части тела: губы, глаза, шею.
  6. В каждом направлении делается 5-6 поворотов, туда-обратно. Не забывайте про «УХ»! Затем меняйте руку и сторону, куда направляется голова.

Кинезиологические упражнения

«Растяжка». 

  • Упражнение способствует мышечному растяжению и хорошо снимает зажимы тела.
  • Помогает улучшить коммуникативные навыки детям с речевыми дефектами.
  • Развивает речь и навыки слушания.
  • Улучшает уровень владения чтением.
  • Настраивает на то чтобы добиться результата в любом деле и не бросать все на полпути.
  • Выравнивает поведение в обществе, добавляет спокойствия, размеренности и расслабленности.
  1. Встаньте прямо, выдвинув одну ногу впереди и согнув в колене. Вторую ногу отведите назад, на носок. Вес тела сосредоточьте на ноге, стоящей впереди.
  2. Сделайте глубокий вдох. Во время вдоха сгибайте колено передней ноги, опуская ногу сзади с носка на полную стопу. Следите за ровным положением своего тела. Не наклоняйтесь вперед.
  3. Вернитесь в начальное положение и повторите все действия снова. Затем проделайте все то же самое с другой опорной ногой, не забывая, что вес тела на передней ноге.

Группа 3 — упражнения на увеличение энергии тела

пример упражнения из кинезиологии

Помогает восстановить нормальную скорость протекания нервных процессов в головном мозге.

 «Массаж». 

Выполнение данного предложения развивает память, активизирует процесс слухового восприятия и усвоения поступающей информации на слух.

  1. Правое ухо возьмите правой рукой, а левое — левой. Сделать это нужно так, чтобы большой палец оказался сзади, а другие спереди.
  2. Начинайте массировать краешек уха, двигаясь сверху вниз, немного оттягивая и выворачивая по направлению к затылку. Помассируйте и мочку уха.

Процедура повторяется от 3 раз и более.

«Кочерга»

  1. Приподнять стопу
  2. Вывернуть внутрь
  3. 8 раз качнуть стопой вперед и назад
  4. Повторить другой ногой

Группа 4 — способствует позитивному настрою.

нейрогимнастика

Эти упражнения помогут спокойно учиться.

 «Точки позитива»

  • снимает стрессовое состояние, успокаивает эмоции,
  • помогает проще воспринимать новый учебный материал
  • способствует лучшему усвоению информации
  1. Средний и указательные пальцы двух рук положите на точки на лбу, которые находятся посередине между линией роста волос и бровей.
  2. Держа пальцы в этих точках, мысленно воспроизведите позитивный исход беспокоящей вас ситуации.

Для выполнения этого упражнения можно встать или сесть.

«Будда»

  1. Сидя, стоя или лежа, как вам удобнее, держите ноги параллельно, без скрещивания.
  2. Попарно соединяйте кончики пальцев левой и правой руки, расположите кисти перед грудью, будто обхватываете небольшой шар.
  3. Зажмите кончик языка между зубами, направьте взгляд вниз.

Проведите в этом положении 1-2 минуты или ориентируйтесь на появление зевоты или ощущения, что вы достаточно провели времени в этой позе.

Кому подойдут эти упражнения:

  • «Концентрация», «Релакс» и «Бесконечность» помогут детям, испытывающим трудности в изучении математических дисциплин.
  • Если сложно понимать прочитанный текст, выпейте немного воды и проведите упражнения группы 1.
  • Для успеха в учебе необходимо активизировать оба полушария мозга, поэтому упражнения 4 группы будут очень кстати.
  • Детям, имеющим проблемы с поведением, послушанием, общением рекомендуются упражнения группы 2 на мышечную растяжку.
  • Чтобы успокоиться, выполняйте упражнения группы 4.

Самостоятельное снятие стресса с помощью упражнений кинезиологии

  1. Поза Кука. Названа по фамилии изобретшего ее доктора. Он придерживался классического для кинезиологии постулата: — «В каждом пациенте живет врач». Самолечение составляем из:
  • наложения правой руки поверх левой, сидя на стуле
  • размещения голеностопа правой ноги на колене левой
  • наложения кисти левой руки на подъем правой ноги
  • обхвата пальцами правой руки пальцев правой ноги

Позу держат до ощущения пульсации в руках. Потом, меняют расположение конечностей в зеркальном варианте. Проработав его, пальцы кистей соединяют домиком и вновь держат до пульсации в теле.

  1. Поза «Марширующий солдат». Институт кинезиолгии делит ее на три этапа:
  • прямая стойка с фиксацией взгляда в одной точке перед собой
  • определение про себя количества подходов
  • поочередный подъем коленей с касанием сустава локтем противоположной руки и наклоном корпуса вперед

Делая упражнение, как и прочие позы самолечения, важно размеренно дышать. Классическая схема кинезиологии – 12 глубоких вдохов носом и столько же выдохов ртом.

  1. Поза «ФОП» или фронтально-опциптальная коррекция. Она ведет к успокоению, адекватному взгляду на ситуацию. Очередность действий:
  • обхватываем голову, кладя одну кисть на лоб, а другую на затылок
  • удерживаем позу до глубокого вдоха, выпрямления тела и отклонения головы назад

В конце упражнения ощущается равномерная пульсация в двух точках лба и двух точках затылка. В этот момент и приходит ясность ума, необходимая перед решением важных задач.

Кинезотерапия при ДЦП

Наравне с медикаментозным лечением и иппотерапией пациентам с церебральным параличом  помогает кинезиология. В услуги по ОМС при ДЦП психотерапевтический и прикладной методы не входят. Благотворительные медицинские фонды ежегодно собирают средства на предоставление больным курса кинезиологии. Это говорит о важности методы, ее действенности в борьбе с болезнью. В марте 2017 года, к примеру, движенческий курс оплатили 20-ти детям из Приамурья. Сбору средств способствовало Министерство здравоохранения. Новость опубликовал портал «Наша Тында».

В работе с детьми Приамурья использовали  ММТ и кинезиотейпирование. При ДЦП эти две системы наиболее результативны. Врачи начинают с диагностики плечевого пояса. Повышенный тонус мышц груди приводит к вывороту плеч внутрь. Это мешает нахождению равновесия. Больной теряет его и сидя, и стоя, и во время ходьбы.

В таком состоянии иппотерапия и плавание – пустая трата времени и денег. Больного нужно подготовить к занятиям, сняв напряжение с плеч. В этом случае, даже при значительных зажимах в ногах, спине, тазовом поясе и голове, пациент сможет воспринимать лечебные методики. «Дверь» к ним открывает кинезиотейпирование при ДЦП.

Кинезиотейпирование при ДЦП фиксирует суставы и мышцы в физиологически верном положении. В это время ранее напряженные ткани отдыхают, а ослабевшие из-за бездействия тренируются. Достигается баланс, больной начинает контролировать движения тела, а с ними и свою жизнь.

Кинезиологическое тейпирование

Метод относится к биомеханике. Название направления образовано от слова «тейп», что значит «лента». Ее делают из дышащего хлопка и крепят на тело акриловым клеем. Носят тейп 5-7 дней.  Так избавляются от растяжения связок, отеков, гематом, болей в суставах, тунельного синдрома и менструальных болей.

Также пластырь предотвращает формирование грубых послеоперационных рубцов. Крепящаяся к коже лента растягивается наравне с ней, снимая часть нагрузки с покровов, мышц. Это избавляет от болей, улучшает кровообращение и лимфодренаж.

Ускорение потоков лимфы – один из факторов снятия отеков. В избавлении от них кинезиологическая лента показана даже беременным.

Кроме лечебного эффекта, пластырь формирует мышечную память. Ткани привыкают к физиологически верному положению. Это помогает избавиться от перекосов и зажимов в теле. Если такова цель, ленту накладывают одним образом. Для снятия нагрузки с мышц, пластырь крепят иначе.

Третий подход направлен на улучшение обменных процессов.  Нюансами владеют профессионалы. Самостоятельное наложений тейпа может не дать результата или ухудшить ситуацию. Кинезиологических методик, которые можно практиковать самостоятельно, больше в терапевтическом направлении.

mozgportal.ru

Мастер-класс Умная гимнастика для детей и взрослых. Кинезиология обучения. Как стать эффективным

Умная гимнастика необходима каждый день как взрослым, так и детям! И трудно сказать кому она более нужна. В процессе занятия мы узнаем о самом направлении, и, конечно же, познакомимся и будем выполнять упражнения, которые вы сможете сразу применять в своей жизни. Данное направление развивает и восс

Умная гимнастика необходима каждый день как взрослым, так и детям! И трудно сказать кому она более нужна.

В процессе занятия мы узнаем о самом направлении, и, конечно же, познакомимся и будем выполнять упражнения, которые вы сможете сразу применять в своей жизни.

Данное направление развивает и восстанавливает природные уникальные возможности человека, его индивидуальные способности, позволяет сформировать навыки самопомощи и самокоррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых. Особая система упражнений способствует освоению любых двигательных навыков в несколько раз быстрее, чем при любой другой методике. Умная гимнастика эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне, во всём, что касается действий, включающих сознание:

  • Передачу идей;
  • Творчество и исполнение в любой области искусства;
  • Музыку, спорт и танцы, повышенную работоспособность.

Благодаря тому, что упражнения умной гимнастики снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.

В современной системе человекознания есть особое холистическое психолого-педагогическое направление, изучающее движение. Это образовательная кинесиология. Она представляет собой учение о развитии ребёнка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности.

Многолетняя практика применения методики "Умной гимнастики" в России показала, что достигается полное устранение или значительное исправление различных форм неспособности к обучению, хронических стрессовых состояний, нарушение зрения, слуха, координации движений, снижение проблем речевого развития.

Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе нашей жизни является соблюдение законов естественного развития. Родоначальники этого направления Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребёнка, так и взрослого. Их выдающееся открытие в области движения и механизмов интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.

Кинезиология обучения является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день. Она работает на уровне ясного сознания человека, и любые способы интервенции в него типа внушения, гипноза и т.п., строжайше запрещены. Во многих ситуациях человек должен помочь себе сам. И кинезиология даёт ему такую возможность.

Учитесь быстро

Особая система упражнений способствует освоению любых двигательных навыков в несколько раз быстрее, чем при любой другой методике. Она также приводит к более быстрому и полноценному освоению теоретических знаний, навыков психологического и физического поведения. Это позволяет достигать своей цели без дополнительных лишних затрат (здоровья, денег, времени), т.к. вы действуете точно и уверенно в соответствии со своими внутренними потребностями. Методика способствует повышению стрессоустойчивости и быстрому переобучению (адаптации к новым условиям).

Упражнения "Умной гимнастики"

  • Упражнения для упорядочивания наших мыслей и движений, решения информационных задач.
  • Энергостимулирующие упражнения, восстанавливающие нейронные пути между мозгом и остальным телом для связи с людьми и объектами в нашем окружении.
  • Упражнения "Позитивного отношения", стимулируюющие работу организма, снижающие уровень адреналина.
  • Растягивающие упражнения, которые ослабляют напряжение в мышцах и сухожилиях, возникающее при стрессе.

smartafisha.ru

Образовательная Кинезиология и Гимнастика мозга.

  • Учиться любому новому делу легко и радостно.
  • Улучшить память, внимание, мышление. Для детей — решать школьные проблемы: трудности письма, чтения, математики, недостатка социальных навыков, проблем поведения (в том числе гиперактивности).
  • Быть целенаправленным и организованным.
  • Уметь правильно ставить цели и реализовывать их.
  • Управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, иметь эффективные инструменты для снятия рабочего и учебного стресса.
  • Правильно выстраивать межличностные взаимодействия в личной жизни и работе.
  • Повысить эффективность результатов в бизнесе, искусстве, спорте.
  • Раскрыть творческий потенциал.
  • Обрести чувство баланса посреди суеты и хаоса современной жизни, который даёт возможность крепко стоять на собственных ногах, продолжая развивать свою индивидуальность.

Кинезиология – наука о движении человеческого тела.

Слово "кинезилогия" происходит от греческого слова "кинезис", обозначающего движение и "логос" — наука.

Кинезиология выросла из хиропрактики Пальмера, которая зародилась в 1890-х годах.  Американец Даниэль Дэвид Пальмер  практиковал лечение наложением рук на больное место. Вправив сместившийся позвонок у  дворника, которого считали глухим от рождения, он вернул ему слух. Так родилось понимание, что человек – гораздо более сложная система, чем это принято думать.

Этот подход  развил американский врач из Детройта Джордж Гудхарт, создав Прикладную кинезиологию в 60-е годы. Он  зародил основную идею кинезиологии: человек – система самовосстанавливающаяся. Баланс здоровой системы человека зависит от равновесия трех факторов – так называемой, «триады здоровья». Это  экология (то, что мы едим, пьем, чем дышим), это  психология (эмоциональное состояние, наши сознательные и бессознательные установки)  и   структура (наши кости, мышцы, связки). Если система человека не может справиться самостоятельно с болезнью и стрессами любого характера, то это означает, что система  вышла из баланса и нуждается в дополнительных ресурсах. Ему нужен был способ диагностики, чтобы понять, в чем именно нуждается система человека, чтобы запустился  задуманный природой механизм самоисцеления.

Еще в 30-е годы ХХ века врачи – супруги Кендалл заметили, что при некоторых воздействиях на организм или психику человека тонус его мышц меняется: сильная мышца может стать слабой или наоборот. Таким образом, мышца реагирует ослаблением на дисбаланс системы.

Джордж Гудхарт развил эту идею и начал использовать мышечное тестирование, как прямой диалог с телом, чтобы определить, где в системе человека существуют зоны, нарушающие физическое, психическое или энергетическое благополучие. Работая со своими многочисленными клиентами, он установил непосредственную связь между мышцами, определенными отделами позвоночника, внутренними органами и меридианами. Воздействуя на мышцы, рефлекторные и акупунктурные точки и используя принципы работы с меридианами он нашел немедикаментозный способ приведения системы человека в здоровое, сбалансированное состояние.

Так возникла Прикладная кинезиология. Это – это медицинское направление кинезиологии. Этому направлению может обучиться и использовать в работе только человек, имеющий медицинское образование.

Три других основных ветки кинезиологического дерева –  «Целебное Прикосновение», концепция «Три в одном» и «Образовательная Кинезиология», представленные в нашей стране,  не требуют медицинского образования, обучится этим подходам и применять их, в том числе и как самопомощь, может любой человек. В настоящее время существует более 100 направлений кинезиологии, выросшие из этих трех основных направлений.

Целебное прикосновение (Touch for Heath) основал доктор Джон Тай, друг и ученик доктора Гудхарта. Он считал, что метод настолько хорош, что необходимо сделать его достоянием широкой публики. Он упростил техники прикладной кинезиологии и  изложил  их в доступной для любого человека форме. Он привнес идею пяти элементов  и колеса меридианов китайской медицины, а так же саму идею баланса системы человека с помощью балансировки энергии меридианов. Цель этого подхода – научить человека способу самопомощи и помощи другим для улучшения качества жизни.

Концепция «Три в одном» была разработана Гордоном Стоксом и Даниилом Уайтсайдом, который включил в себя работу с телом и эмоциями. Они начали использовать мышечное тестирование  для определения эмоциональных, физических и поведенческих проблем, которые произошли из травматических ситуаций в прошлом и предложили способы их коррекции. Техники концепции «Три в одном» в первую очередь восстанавливают способность человека принимать осознанные решения в своей жизни на основе свободного выбор в настоящем времени без тормозящих последствий прошлого опыта.

Образовательная кинезиология

– наука и практика о том, как учиться любому новому делу легко и радостно через двигательную активность.  «Движение – дверь в обучение» — девиз автора метода американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона. Речь идет не только об улучшения академических навыков (чтение, письмо, счет и пр.), но и о нашей возможности эффективно обучаться любой новой деятельности  и оставаться, не зависимо от возраста, любопытствующим, думающим, способным решать жизненные задачи, воображать и создавать новое, что в результате повышает в целом качество нашей жизни.

Задача Образовательной кинезиологии — возвратить человеку его природные естественные ресурсы путем снятия стрессовых зажимов в теле и создания баланса между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом (ощущения), что и обеспечивает возможность позитивного и радостного обучения, спонтанности и творчества, даёт возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

Для достижения этого используются упражнения Гимнастики Мозга (Brain Gym), а также специальные техники, названные балансами. Гимнастика Мозга включает 26 упражнений, которые являются только небольшой частью Образовательной кинезиологии. Эти упражнения очень просты, их можно выполнять где угодно без требований к пространству, они интересны, забавны, их можно проводить в форме игры, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста.

Упражнения делятся на 3 группы, каждая из которых активирует определенные участки тела и мозга и, соответственно, выбор упражнений осуществляется исходя из задачи, стоящей перед человеком. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, навыки организации, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию и творческому самовыражению, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма, способствуют общей координации тела и улучшению осанки, снимают напряжение, помогают справиться со стрессом и регулировать поведение.

Образовательная кинезиология исходит из того, что у каждого человека есть внутри «волшебный ларчик» в котором есть все необходимое, чтобы быть успешным, творческим, эффективным. И задача образовательного кинезиолога — сопровождать человека в его развитии и познании самого себя, не загоняя в принятые рамки, а предлагая задачи, соответствующие возрасту, и создавая условия при которых человек может получить доступ к своим талантам.

Пол Деннисон первый заговорил о том, что нет неспособных людей. Если у человека не получается что-то делать (писать, читать, водить машину….), то это не потому, что он глуп, неуклюж или ленив, а потому, что ему реально трудно совершать определенные физические движения, которые необходимы для выполнения данного действия.  Например, свободное движение шеи напрямую связано с возможностью усваивать аудиальную информацию, а так же слышать свой внутренний голос, что напрямую связано с возможностью воспроизводить информацию. Способность свободно прослеживать двумя глазами слева направо, пересекая срединную линию — линию, разделяющую наше тело на левую и правую половины — определяет способность свободного чтения и работу двух полушарий мозга. Упражнения Гимнастики Мозга и все техники Образовательной кинезиологии предлагают помощь, восстанавливая природные, аутентичные модели движения тела. В этом случаи человек полон сил и энергии, легко и с радостью двигается, он активен, позитивен и с уверенностью смотрит вперед.

Образовательная кинезиология исходит из понимания того, что:

  • Каждый человек талантлив и способен обучаться.
  • Каждый человек сам несет ответственность за свои собственные изменения.
  • Обучение через движение с привлечением телесного опыта – самое эффективное обучение.
  • Важно уважать себя на том этапе своего развития, где ты находишься. С тобой все в порядке там, где ты есть!

creativekinesiology.ru

что это и как это работает? — Sibmeda

В интернете можно прочесть: «Образовательная кинезиология – методика, которая помогает детям успешно осваивать школьную программу …» плюс описание забавных физических упражнений. Хочется спросить: «И это всё?!». О том, есть ли в самом деле методика, позволяющая из двоечника сделать успевающего ученика, и как она работает, мы спросили у Елены Шадриной, педагога-психолога, кинезиолога.

– Что такое «кинезиология»?

– Кинезиология относится к телесно ориентированной психотерапии. Если проще, то это наука, изучающая связь нашего движения с мозгом.  («Кинезис» – движение, «логос» – наука).  Еще проще, кинезиология – наука о движении.

– Можно поподробнее?

– Кинезиология построена на мышечном тесте, который определяет реакцию организма на внешние воздействия.  Проводится он так: клиент (мы говорим о детской образовательной кинезиологии, значит, ребёнок) вытягивает руки вперёд. Специалист-кинезиолог задаёт ему вопрос, ребёнок отвечает. Специалист легко надавливает на руки. Если ответ правдив, то мышцы рук остаются сильными, руки сопротивляются, остаются вытянутыми. Если же ответ не соответствует истинным мыслям ребенка, его отношению к проблеме, и так далее, – то мышцы ослабевают, и от небольшого давления руки опускаются.

– Замена детектора лжи? Задача теста – поймать ребёнка на вранье? Зачем? Какое это имеет отношение к хорошей учёбе и стрессоустойчивости в процессе экзаменов?

– Я рассказываю о кинезиологии в целом, чтобы вам было проще понять, как кинезиологические упражнения помогают детям учиться легко и с удовольствием.  Конечно, тест не «ловит на вранье».

Часто человек не может осознать свое истинное отношение к проблеме. В этом отношении кинезиология эффективнее традиционной психологии.

Иногда за один сеанс с кинезиологом удаётся понять и даже решить проблему, на что при беседе с психологом может потребоваться пять и более встреч. Говорю об этом со всей убеждённостью, так как моё первое образование как раз педагог-психолог.

– Проблема решается, как обычно, «в уме» или на эмоциональном уровне»? Или в её решении участвует тело (хотя последнее звучит, признаюсь, странно)?

– В том-то и дело, что проблема и обнаруживается, и решается, благодаря реакциям тела, человек может не сообщать какие-то подробности, о которых он хочет умолчать. Необязательно, например, произносить вслух травмирующие воспоминания. 

Кинезиолог «ведёт разговор» с телом клиента, оно не скажет неправду.  Кинезиология меня этим и покорила.

Иногда человек стереотипно реагирует на какие-то ситуации, сам не понимая, почему. «Знаю, что сделал плохо, а как так вышло – не могу сказать». Часто такое поведение – следствие ранних детских травм. Это правда, что «все мы родом из детства». Когда на телесном уровне снимаются блоки, «запомнившие» какие-то эмоции, то в мозге человека формируются новые нейронные связи.  И стереотипные реакции более не повторяются. Иногда для этого достаточно ребёнку ушки помассировать, или определённые точки на теле растереть.

– Кинезиология научно подтверждается?

– Да, изучением связи движений с деятельностью мозга занимаются нейропсихологии, психофизиологии. Есть труды по этой теме знаменитого учёного, основателя российской школы нейропсихологии Александра Романовича Лурии. Образовательную кинезиологию, о которой мы с вами говорим, ещё называют «умной гимнастикой», разработали американские учёные доктор философии Пол Дениссон и его жена Гейл.

Они открыли влияние простых физических движений на развитие и обучение детей и взрослых. Комплекс упражнений, который они предлагают, развивает межполушарное взаимодействие и межполушарную специализацию. Известно, что правое полушарие отвечает за творческие способности, творческую деятельность. Левое – за аналитическое мышление, способность запоминать, воспринимать аудиоинформацию и так далее.

– Что происходит с человеком, когда он выполняет простые движения в течение короткого времени, и вдруг учиться ему становится легко и приятно? А раньше – то математика не решается, то английский не заучивается, то пишет ребенок с ошибками в каждом слове?

– Кинезиологические комплексы упражнений направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга. Это позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Можно подобрать индивидуально упражнения под задачу, с которой пришёл клиент.

Есть специальный комплекс для облегчения проблем с математикой. Есть комплексы для русского языка, для чтения, для освоения иностранного языка и так далее.

Комплексы занимают максимум 10 минут, упражнения можно проводить перед соответствующим уроком. Дети выполняют их с радостью. Это важно. Для того, чтобы упражнения привели к желанному результату, нужна мотивация и регулярность занятий. У кого-то упражнения начинают действовать через 10 дней, а кому-то требуется 2–3 месяца для заметных улучшений в учебе.

– То есть, можно найти в интернете комплекс и выполнять его? Упражнения просты, вы всё время об этом говорите.

– В интернете сведения, как правило, разрозненные. Лучше все же обратиться к специалисту. Специалист может посоветовать комплекс, который можно выполнять дома или в классе. Этот комплекс поможет справиться с учебным стрессом, облегчить процесс понимания и запоминания нового материала, сформирует позитивное отношение к происходящим в жизни событиям.

Комплекс кинезиологических упражнений «Ритмирование» от Елены Шадриной

1. Начинаем с того, что выпиваем немного воды. 

Столько, сколько хочется, – хотя бы глоток, если ребёнок не любит пить. Обыкновенная вода, комнатной температуры, должна стоять возле ребенка, когда он занимается. Вода – отличный проводник. Она ускоряет метаболические процессы, влияет на связи между нейронами правого и левого полушария. Вода обязательно должна быть пресной.

2. «Шаги на перекрестке». 

Секунд 30 – минуту мы шагаем на месте, каждый раз касаясь кистью или локтем коленки противоположной ноги. Это упражнение похоже на танец. Дети проделывают его с удовольствием. Перекрёстные движения развивают мозолистое тело между правым и левым полушариями, что намного ускоряет процесс обработки информации нашим мозгом. Ребенок и взрослый легче принимают и продуктивнее используют полученные знания.

3. «Кнопки мозга».  

Ещё они называются «кнопки ясности ума». Нащупываем впадины под ключицами. На одну впадину помещаем большой палец. На другую – сложенные вместе указательный и средний. Недолго массируем точки, они могут быть немного болезненны. Вторую руку при этом кладём на пупок. Затем проделываем то же, сменив руки. Совсем маленьким ребятишкам можно просто растереть под ключицами.  Обращу ваше внимание: как часто мы сами растираем себе область под ключицами в течение дня, неосознанно. Тело подсказывает нам, что ему требуется. Это упражнение помогает насытить мозг кислородом. В результате мы лучше воспринимаем информацию, легче находим решение трудных задач, делаем правильный выбор.

4. Следующее упражнение задействует всё тело, влияет на позитивность мышления, улучшает связь «рука – мозг», что важно при исправлении с дисграфии.

Малышам достаточно просто положить четыре пальчика на лоб с каждой стороны головы и подержать недолго. Негативные мысли рассеются, может пройти головная боль. Для детей постарше или взрослых усложним упражнение. Вытягиваем руки вперёд, тыльной стороной наружу, большие пальцы при этом находятся внизу, соединяем кисти в замок, выворачиваем его, подводим к груди. Скрещиваем ноги (упражнение можно делать сидя или стоя). Взгляд вперёд и вверх.

Ещё чуть усложним: медленно «следим глазами за радугой». «Рисуем глазами» дугу справа налево и слева направо.  Язык в это время прижат к верхнему небу. Дыхание через нос. Самый сложный вариант: проделываем все это с закрытыми глазами. Если нарушена крупная моторика, кстати, напрямую связанная с дисграфией, то при выполнении этого упражнения с закрытыми глазами ребёнка будет шатать.

5. Последнее упражнение – «домик». 

Встаём, ноги на ширине плеч. Обе ладони впереди себя соединяем «пальчик к пальчику». Смотрим вниз и вперед. Вдох носом. Язык прижат к верхнему небу. Выдох через рот. Упражнение снимает стресс, интегрирует полушария, способствует осознанности мышления.

Завершаем комплекс массажем ушей. Сначала сверху вниз, оттягивая немного назад, потом потрем мочку уха и расправим ушную раковину. Обращайте внимания, чтобы дети не заворачивали уши вперёд. На уровне подсознания, они, таким образом, блокируют восприятие информации, «ничего не слышу». 

Подписывайтесь на наш Instagram и Facebook, чтобы быть в курсе ярких событий и новостей мира медицины, здоровья и красоты.

sibmeda.ru