Медицинская энциклопедия - зарядка (утренняя гимнастика). Утренняя гимнастика определение


1. Определение и значение утренней гимнастики для оздоровления детей дошкольного возраста. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Похожие главы из других работ:

Активное долголетие

3. Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для людей среднего и пожилого возраста

Упражнение 1. Исходное положение: основная стойка. Выполнение: поднять руки в стороны, отвести правую ногу назад, немного прогнувшись - вдох, возвратиться в исходное положение Упражнение 2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч...

Гигиенические особенности занятий физической культурой или спортом с детьми дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст от 3 до 7 лет, отличается более медленным, чем в предшкольном возрасте, темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста составляют в среднем 5 - 8 см, веса - около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются...

Гигиенические особенности занятий физической культурой или спортом с детьми дошкольного возраста

Режимы дня для детей дошкольного возраста

В режиме дня детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) значительное время занимают сон, прогулки, игры, закаливающие процедуры, приемы пищи, обязательные организованные занятия...

Гигиенические особенности занятий физической культурой или спортом с детьми дошкольного возраста

Питание детей дошкольного возраста

Когда ребенок вскармливается нормально, к году он привыкает к разнообразной пище, его можно переводить на общий стол. Организуя питание детей старше года, надо учитывать их физиологические особенности: развитие жевательного аппарата...

Гигиенические особенности занятий физической культурой или спортом с детьми дошкольного возраста

Закаливание детей дошкольного возраста

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды паиболее длительное...

Гигиенические особенности занятий физической культурой или спортом с детьми дошкольного возраста

Гигиена одежды и обуви детей дошкольного возраста

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность тела от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат...

Использование оздоровительной аэробики на утренней гимнастике с детьми старшего дошкольного возраста

1. Значение использования утренней гимнастики с элементами оздоровительной аэробики с детьми старшего дошкольного возраста

Оздоровительная аэробика на утренней гимнастике - это система специально подобранных физических упражнений, при выполнении которых ребенок развивается всесторонним...

Методика обучения передвижению на лыжах

1. Значение катания на лыжах для детей дошкольного возраста

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вызывает активные действия крупных мышечных групп. Широкая амплитуда движений...

Организация лыжной подготовки детей дошкольного возраста в ДОУ

1.1. Формирование движений детей дошкольного возраста

Согласно программе обучения и воспитания в детском саду начальный этап обучения ходьбе на лыжах в дошкольном учреждении начинается со второй младшей группы, поэтому необходимо рассмотреть формирование движений детей дошкольного возраста...

Особенности методики обучения прыжкам через скакалку детей старшего дошкольного возраста средствами художественной гимнастики

ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ ПРЫЖКАМ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Основанием разработки содержания комплекса был основан на том, что у детей на начальном этапе обучения прыжкам через скакалку наблюдается большая амплитуда движений в локтевых и плечевых суставах...

Особенности обучения легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха

1.1 Характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Одной из наиболее социально значимых проблем является рост инвалидности. По данным статистики в России число инвалидов по слуху превышает 13 млн. человек, из них более 1 млн. - дети. Нарушения слуха наблюдаются у 55,1% мальчиков и 44...

Утрення гимнастика в подарок имениннику

1.2 Анализ методической литературы по проблеме использования утренней гимнастики для оздоровления детей дошкольного возраста.

Нами была проанализирована методическая литература по физическому воспитанию детей дошкольного возраста как белорусских, так и российских авторов. При анализе литературы мы отдавали предпочтения методическим пособиям...

Утренняя гимнастика как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

1.Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников

Значение утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ...

Утренняя гимнастика как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

4. Условия проведения и место утренней гимнастики в режиме дня дошкольного учреждения

Утренняя гимнастика должна выполняться непосредственно после сна с целью расторможения нервной системы и быстрейшего перехода детей к последующей их деятельности. Но это можно осуществить только в дошкольных учреждениях...

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

...

sport.bobrodobro.ru

Медицинская энциклопедия - зарядка (утренняя гимнастика)

комплекс упражнений для детей

Рис. 1. Примерный комплекс упражнений для детей

комплекс упражнений для женщин

Рис. 2. Примерный комплекс упражнений для женщин

комплекс упражнений для мужчин

Рис. 3. Примерный комплекс упражнений для мужчин

Зарядка (утренняя гимнастика) — комплекс физических упражнений, выполняемых утром, после сна. Зарядка вызывает повышение всех функций организма, пониженных во время сна, и тем самым быстро приводит организм в бодрое состояние. Ежедневная зарядка способствует укреплению здоровья и закаливанию, воспитывает ценную для здоровья привычку к регулярным физическим упражнениям.

Зарядка обычно состоит из несложных гимнастических упражнений, воздействующих на все важнейшие группы мышц тела. Физическая нагрузка должна соответствовать возрасту, полу и состоянию здоровья занимающихся (рис. 1—3). Так, в зарядку для детей не включаются силовые упражнения, уделяется большое внимание общеразвивающим и корригирующим упражнениям; в зарядке для женщин большое значение имеют упражнения, способствующие укреплению мышц живота и таза; в зарядке людей зрелого и пожилого возраста важное место занимают упражнения, способствующие поддержанию подвижности в суставах, исключаются скоростные упражнения. Физическую нагрузку в зарядке можно варьировать в самых широких пределах путем подбора соответствующих упражнений, изменения числа их повторений, скорости выполнения отдельных упражнений, уменьшения или увеличения  интервалов  между ними, использования для отдыха дыхательных упражнений, ходьбы и др. В соответствующей форме зарядка применяется в системе лечебной физической культуры (см.). Лицам с отклонениями в состоянии здоровья, а также зрелого и пожилого возраста о характере зарядки следует посоветоваться с врачом.

Регулировать нагрузку в зарядке помогает самоконтроль — наблюдение за своим самочувствием. Зарядка не должна быть утомительной, после нее отмечается хорошее самочувствие и бодрое настроение. Во время зарядки особое внимание следует обращать на правильное дыхание: оно должно быть глубоким, без задержек, согласованным с выполняемыми движениями.

Зарядку следует делать ежедневно, без пропусков, летом — по возможности на открытом воздухе, в холодное время года — в хорошо проветренной комнате. Одежда должна быть легкой, обувь — без каблуков. После зарядки обязательны водные процедуры (обтирание влажным полотенцем, обливание по пояс, душ, купание) с соблюдением всех правил закаливания (см.).

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастикаПри упоминании словосочетания «утренняя гимнастика» многие начинают вспоминать раннее утро и свое недовольное выражение лица из-за того, что очень хочется спать, а не делать какие-то там упражнения, какими бы полезными и оздоровительными они ни были бы.

Но несмотря на это утренняя гимнастика остается популярной, поскольку помогает придать тонус мышцам, организму, улучшает общее самочувствие, укрепляет не только мышцы, костную систему и связки, но и иммунитет. Еще в советское время делался акцент на том, что утренняя зарядка преследует и гигиеническую цель: помочь организму проснуться, привести все органы и системы в бодрость и настроиться на рабочий день.

В случае если все упражнения, выполняемые в утренние часы, будут подобраны и разработаны правильно, соблюдены режим и предписания врача и специалиста по физической культуре, то она способна принести пользу не только абсолютно здоровым женщинам, но и тем, кто страдает какими-либо заболеваниями.

Утренняя зарядка представляет собой регулярное выполнение упражнений, которые по времени занимают 20—25 минут. Впоследствии нагрузку и время можно увеличить.

Для утренней гимнастики комплекс можно придумать и подобрать самой. А можно сделать некий гибрид, взяв по несколько упражнений из разных направлений фитнеса. Например, в качестве разминки использовать аэробные упражнения: ходьба на месте с энергичными движениями руками (около 1—2 минут), потом прыжки сначала на месте (около 1 минуты), затем из стороны в сторону (тоже 1 минуту), наклоны из стороны в сторону и вперед-назад, но будьте осторожны: если у вас есть проблемы с поясничным отделом позвоночника, делайте такие наклоны очень медленно, чтобы не «сорвать» спину. После такой разминки нужно потянуть каждую мышцу.

Далее можно продолжить выполнять различные упражнения в вертикальном положении, а можно и на полу. Конечно, особо нагружать организма в утреннее время нежелательно, но после выполнения хотя бы минимальных движений вы ощутите прилив бодрости, хорошего настроения (доказано, что физические упражнения способствуют выработки гормона радости — эндорфина).

После такой легкой, но вместе с тем действенной физической нагрузки рекомендуется принять контрастный душ.

www.raut.ru

Утренняя гигиеническая гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика

Содержание

Введение

. Физиологические изменения в организме во время и после сна

. Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке

. Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой

. Индивидуальный подход к подбору физической нагрузки для утренней зарядки

Заключение

Список использованной литературы

физическое упражнение утренняя зарядка

Введение

В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.

В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.

Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека. Для большинства городского населения утренняя гимнастика зачастую является единственным специально организованным занятием физическими упражнениями.

Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека.

1. Физиологические изменения в организме во время и после сна

Сон - это особое состояние организма, во время которого происходят восстановительные процессы в тканях.

Сон является жизненно важной биологической потребностью. Лишение сна приводит к гибели организма быстрее, чем лишение пищи. Если без пищи человек может обходиться несколько недель, то лишенный сна, организм погибает уже через несколько дней.

Для каждого биологического вида потребность во сне разная. Так, домашним кошкам требуется 14-16 часов сна в сутки.

Человек проводит во сне примерно треть своей жизни. Детский организм нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый, к старости потребность во сне снижается. В среднем взрослому человеку необходимо 8 часов сна. Однако эта величина очень индивидуальна. Некоторым людям достаточно 5-6 (и даже 4) часов сна, у других эта потребность увеличена до 9 часов. Известно, что Томас Эддиссон, Джек Лондон, Екатерина II спали не более 4-5 часов в сутки.

Во время сна интенсивность многих физиологических процессов снижается. Прежде всего, понижается активность нервной системы, в частности коры больших полушарий мозга, выключается сознание, снижается тонус мышц. Менее интенсивным становится обмен веществ (процессы синтеза и распада, протекающие в клетках), несколько уменьшается температура тела, артериальное давление, более редкими становятся ритмы дыхания и сердечных сокращений. В тканях ослабляется циркуляция межтканевой жидкости, снижается скорость тока лимфы, вследствие чего иногда развиваются застойные явления, проявляющиеся в виде отечности.

В нервной системе во время сна преобладают процессы торможения. Именно в заторможенном состоянии нервной системы могут происходить восстановительные процессы. Торможение необходимо для протекания процессов восстановления не только в клетках головного и спинного мозга, но и в клетках всех других органов.

Во время сна существенно снижена возбудимость нервных центров к действию световых, звуковых, тактильных, температурных, обонятельных и даже болевых сигналов.

Не смотря на выключение сознания, во время сна сохраняется связь с внешним миром. Сильные сигналы (громкий звук, яркий и свет и др.) приводят к пробуждению организма. Некоторые виды раздражителей, даже не имея большой силы, также могут стать сигналами к пробуждению, если являются для человека биологически или социально значимыми. Например, мать может проснуться от негромкого плача ребенка, но не реагировать на другие более интенсивные звуки.

Сон никак нельзя назвать перерывом в работе мозга. Помимо процессов восстановления во время сна в мозгу происходит переработка поступившей за период бодрствования информации, ее своеобразное упорядочивание и сопоставление с информацией, уже имеющейся в памяти. На подсознательном уровне (то есть без участия сознания) во время сна продолжается поиск решений проблем, наиболее актуальных для человека в данный период времени. Многие ученые, долгое время искавшие ответ на тот или иной вопрос, находили его во время сна. Многие композиторы сочиняли во сне свои лучшие музыкальные произведения. Всем хорошо известно, что знаменитая периодическая система химических элементов родилась у Д.И. Менделеева именно во сне.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно.

Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у человека снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций.

Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.

Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен в современной жизни, но и вреден для здоровья организма, которому после пробуждения предъявляются значительные психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после сна.

На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.

Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить веселую ритмичную музыку, яркий свет, открыть форточку, обеспечив поступление в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.

2. Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке

Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки

Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)

Увеличить тонус нервной системы

Усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.

В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного кровотока. Это обеспечивает устранение застойных явлений и отечностей, часто развивающихся во время сна, особенно у людей среднего и пожилого возраста.

Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах, повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системой различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.

Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики:

Упражнения на потягивание

Различные виды ходьбы

Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)

Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)

Танцевальные движения

Бег трусцой и легкие прыжки

Дыхательные упражнения.

Лицам, страдающим теми или иными видами заболеваний, целесообразно в комплекс утреней гимнастики включать специальные упражнения лечебной физической культуры. Эти упражнения следует выполнять после общей части занятия. Здоровому человеку начать комплекс гимнастики можно с упражнений на потягивание, затем выполнить различные виды ходьбы, потом - общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, закончить которые можно легким бегом или прыжками. Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.

3. Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой

Гигиена - наука о создании условий для сохранения здоровья человека.

Для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей). Натуральные материалы не затрудняют процессы испарения пота с поверхности кожи, и одновременно обеспечивают задержку тепла, выделяемого организмом, способствуя его согреванию после сна.

Кроме того, одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Хорошо, когда одежда для занятий помимо гигиенических отвечает и эстетическим требованиям. В красивой одежде заниматься приятней, при этом в большей степени повышается настроение.

Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.

Помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением.

В теплое время года зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на только действие физических упражнений, но естественных природных факторов - солнца, воздуха, - которые оказывают закаливающий эффект.

Здоровым людям, хорошо переносящим утренние нагрузки, можно выполнять зарядку на свежем воздухе не только в теплое время года, но практически в любую погоду. Особенно удобно выполнять зарядку на улице тем, кто держит дома собак - можно совместить утренний выгул животного с гигиенической гимнастикой.

Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.

Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.

Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.

Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.

Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.

4. Индивидуальный подход к подбору физической нагрузки для утренней зарядки

Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других.

Поэтому, наряду с общими принципами построения комплекса утренней гимнастики, при его разработке необходимо учитывать и индивидуальные особенности организма.

При разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать следующие наиболее важные факторы:

Состояние здоровья организма

Общую физическую подготовленность организма

Индивидуальные биологические ритмы организма

Состояние здоровья организма в существенной мере должно определять, какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики, с какой интенсивностью и длительностью их выполнять. В некоторых случаях занятия утренней гимнастикой противопоказаны. Однако противопоказания чаще всего носят временный характер. Обычно, наличие и характер того или иного заболевания не указывает на необходимость отказаться от утренней гимнастики, а требует внесения корректив в комплекс используемых средств.

Временные противопоказания для выполнения упражнений утренней гимнастики:

Повышение температуры тела выше 380 С

Острые периоды воспалительных заболеваний

Внутренние кровотечения

Заболевания, сопровождающиеся тяжелым состоянием организма и сильными болями

Другие противопоказания, определяемые лечащим врачом или врачом лечебной физической культуры.

В остальных случаях выполнять утреннюю гимнастику не только можно, но и полезно. Больные люди могут включать в комплекс утренней зарядки упражнения лечебной физической культуры, что в существенной мере облегчает протекание процессов выздоровления.

Лицам, недавно перенесшим те или иные виды заболеваний (простудные, инфекционные и др.) следует на некоторое время (от двух недель до двух месяцев зависимости от характера заболевания и его тяжести) воздержаться от использования в зарядке закаливающих холодовых процедур.

Людям, страдающим сердечными заболеваниями, гипертонической болезнью, некоторыми болезнями крови (тромбофлебитами), болезнями сосудов и др. следует избегать резких движений, наклонов вниз из положения стоя, прыжков, с осторожностью выполнять глубокие приседания. Беговые упражнения лучше заменить различными видами ходьбы и малоинтенсивными танцевальными движениями.

В целом, людям, страдающим теми или иными заболеваниям, перед разработкой комплекса утренней гимнастики целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом, а также с врачом лечебной физической культуры. В этом случае утренняя гимнастика будет способствовать не только эффективному пробуждению, то и служить хорошим средством лечения.

Тренированному человеку показаны большие физические нагрузки, чем нетренированному. Это связано с тем, что одна и та же нагрузка у тренированного организма вызывает меньшие физиологические изменения, чем у нетренированного.

Зарядка тренированного человека должна продолжаться более длительно и включать в себя упражнения большей интенсивности, чем зарядка нетренированного человека.

При хорошей переносимости утренних нагрузок тренированному человеку можно использовать в зарядке бег и даже силовые упражнения (подтягивания на перекладине, отжимания, упражнения с отягощениями и другие). При этом однако не следует допускать развития чрезмерного утомления. Даже тренированному человеку не стоит рассматривать зарядку как средство развития выносливости или силы.

Для каждого человека можно выделить определенный период времени в сутках, когда его физиологические системы обеспечивают наибольшую умственную и физическую работоспособность. Это достигается оптимальным уровнем работоспособности отдельных систем организма и их наиболее рациональным взаимодействием между собой.

В зависимости от того, на какое время суток приходится наибольшая активность физиологических систем организма, людей можно условно разделить на три биоритмологических типа:

люди утреннего типа - «жаворонки»

люди дневного типа - «голуби»

люди вечернего типа - «совы»

Людей, у которых пик активности физиологических функций приходится на утренние часы, называют «жаворонками».

«Жаворонки» легко и рано просыпаются, хорошо чувствуют себя по утрам, в утренние часы у них регистрируется наилучшая для их организма физическая и умственная работоспособность.

В вечернее же время такие люди чувствуют себя вялыми, уставшими, у них появляется сонливость, желание поспать. Умственная и физическая работоспособность заметно понижены. При работе в ночные или вечерние смены «жаворонки» допускают большое количество ошибок, в эти часы у них снижена способность принимать правильные решения.

Из сказанного следует, что утренняя зарядка «жаворонков» может быть более длительной и интенсивной, чем у «голубей» и особенно «сов». Им показаны занятия на открытом воздухе, с применением закаливающих процедур (холодных или контрастных обливаний и других). В зарядку «жаворонков» может быть включен бег трусцой и даже силовые упражнения.

Людей, у которых пик активности физиологических функций приходится на вечерние или ночные часы, называют «совами».

«Совы» с трудом встают рано, часто чувствуют себя по утрам разбитыми, вялыми, в плохом настроении. Умственная и физическая работоспособность в утренние часы у них низкая.

В вечерние же часы совы часто ощущают прилив сил, хорошее самочувствие, активность, желание действовать. Спортсмены - «совы» показывают свои лучшие результаты, если соревнования проходят во второй половине дня.

Объективно, в утренние часы у «сов» наблюдаются невысокие функциональные показатели физиологических систем, в том числе снижена сопротивляемость организма неблагоприятным факторам.

Следовательно, утренняя зарядка «сов» должна быть менее интенсивной и длительной, чем у «жаворонков». Не целесообразно использовать в зарядке более или менее длительный бег, прыжки, силовые упражнения.

Особенно осторожно в утренние часы «совам» следует относиться к закаливающим процедурам, так как сопротивляемость организма в этот период времени у них ниже, чем в вечерние часы. В виду этого, целесообразней перенести закаливающие процедуры на вечер.

Людей, у которых пик активности физиологических функций приходится на дневные часы, называют «голубями».

«Голуби» занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами». Соответственно, физическая нагрузка во время зарядки «голубей» должна быть несколько меньше, чем у «жаворонков», но больше, чем у «сов».

Как уже говорилось, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом оценки адекватности нагрузки является самочувствие после зарядки.

Следует отметить, что принадлежность организма к тому или иному биологическому типу задана генетически и не может быть исправлена никакими внешними влияниями.

Конечно, можно приучить организм «совы» рано просыпаться и интенсивно работать в утренние часы, а организм «жаворонка» - ложиться поздно и работать по вечерам, но изменить время пика активности физиологических функций нельзя.

Многочисленны исследования, проведенные на операторах, работающих в ночные смены, показали, что «жаворонки» и «голуби» плохо справляются с профессиональными обязанностями в эти часы, допускают много ошибок, более подвержены развитию различных заболеваний, у них чаще развиваются физические и нервные перенапряжения.

В то время как совы замечательно чувствуют себя при работе в ночные смены, хорошо справляются в эти часы с профессиональными обязанностями, допускают мало ошибок, проявляют высокий уровень умственной и физической работоспособности.

В развитых странах на ответственную работу, требующую высокой работоспособности в ночные часы, принимают только «сов».

Сказанное свидетельствует о том, что не стоит стараться переделать свой организм, а следует наилучшим образом учитывать его индивидуальные особенности.

Самостоятельно определить принадлежность своего организма к тому или иному биологическому типу можно с помощью проведения несложных тестов.

Ярко выраженные «жаворонки» или «совы», у которых регистрируется большой и устойчивый разброс между показателями максимальной и минимальной работоспособности в зависимости от времени суток, обычно сами знают, к какому биоритмологичекому типу они принадлежат.

Тест на проверку принадлежности к тому или иному биоритмологическому типу должен включать определение показателей нескольких физиологических систем, проводимое в течение всего периода бодрствования через определенный промежуток времени (например, через каждый час). Затем строится график зависимости физиологических показателей от времени. По графику определяются часы, когда все или большинство измеряемых физиологических функций оптимальны для обеспечения высокой работоспособности организма.

Заключение

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.

Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.

Список использованной литературы

1.Ананьев В.А. и др. Общая валеология: Конспект лекций /Под ред. Петленко В.П. - СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 2000. - 163 с.

2.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 248 с.

.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 231 с.

.Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Добровольского В.К. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 480 с.

.Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Коца Я.М. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 347 с.

.Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Зимкина Н.В. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.

.Физиология человека: Учебник для студентов медицинский институтов / Под ред. Косицкого Г.И. - М.: Медицина, 1985. - 544 с.

diplomba.ru