Оздоровительно – профилактическая гимнастика в ДОУ. В доу гимнастика


Оздоровительно – профилактическая гимнастика в ДОУ

МАДОУ “ЦРР — д/сад № 210”

Оздоровительно — профилактическая гимнастика в ДОУ

Из опыта работы педагога:Любовь Геннадьевны Шаромовой

Дошкольное детство — важнейший период в формировании правильной осанки,так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенкаего костная система еще находится в стадии формирования.

Следовательно, дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно — профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекциюосанки и всего опорно – двигательного аппарата, на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организмак заболеваниям.

В результате врачебного осмотра в нашей группе были выявлены дети сдеформацией стопы и осанки.

При внимательном наблюдении во время занятий замечали, что дети или опускают голову, наклоняются вперед и опираются грудью на крышку стола.Во время игр на ковре многие дети часто сидят, положив одну ногу под себя.

У некоторых детей сформировалась привычка стоять с опорой на одну ногу,при этом они опускают голову, наклоняются набок и выпячивают живот.

Большинство детей, засыпая, сворачиваются калачиком и порой находятся вэтой позе 40 минут и более.

Проанализировав свои наблюдения и данные обследования физического развития детей, а так же всю систему мероприятий по закаливанию организма и совершенствования движений, решила принять необходимые меры.

Первое с чего мы начали — это пополнение спортивного уголка нестандартным оборудованием, а наши родители стали активными участниками в изготовлении пособий и атрибутов.Формирование правильной осанки начали с того, что убрали подушки.

Учим детей засыпать на спинке, вытянув ноги.

Показали и объяснили детям, как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, и учим сидеть, чтобы край стола, ближе к ножкам. Упражняли в этом, и учим сидеть, чтобы край стола находился от груди на ширину ладони.

Берем элементы оздоровительно-профилактической гимнастики: на занятия, между занятиями, в утренние и вечерние часы и т. д.

Так в перерыве между занятиями и в процессе занятия проводим физкультурные минутки предлагая ряд упражнений стоя: для плечевого пояса (руки вперед, вверх, вперед, вниз), для косых мышц туловища (наклоны, повороты),для мелких мышц шеи, кистей рук.)

Систематически ведем работу с детьми у которых было выявлено предрасположение к нарушению осанки, плоскостопию.

В утреннее и вечернее часы проводим комплекс специальных упражнений:собрать веревку пальцами ног, походить на носках, пятках, прокатить палку по полу стопами ног.Включаем задание, походить с палкой за спиной для исправления сутулости.Выполняют упражнения на равновесие с мешочком, положенным на голову. (пройти с мешочком на голове в полуприседе, петушиным шагом,с крестным шагом; плавно опуститься на колени и встать, удерживая мешочек на голове.

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, профилактики осанки и опорно-двигательного аппарата, уделяем особое внимание закаливание водой.

После обливания ног обязательно даем несколько профилактических упражнений : переступая с пятки на носок, бег на носках, перетоп.

В целях профилактики плоскостопия применяем ходьбу босиком, ходьбу по коврику с шипами, по ребристой доске, по коврику с пуговицами и др.

На физкультурных занятиях дети тоже занимаются босиком, если температурные условия и вид упражнений позволяют это делать.

Во введенную или заключительную часть упражнений гимнастики и физкультурных занятиях обязательно включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, ходьбу с опорой на наружные края стопы, ходьбу по канату, обручу.

В комплекс упражнений гимнастики включаем упражнения из разных исходных положений: лежа на животе, спине и др.

Часто дети не умеют дышать правильно задерживают дыхание, при этом мышцы теряют упругость, а следовательно, появляется опасность отклонение в осанке. Учим наших дошколят правильно дышать, сочетать ритм движений и дыхания.

С этой целью на утренний гимнастике производим специальные дыхательные упражнения, например глубокий вдох через нос (вдыхаем приятный запах цветов, духов) продолжительный выдох (подуть на цветок) и др.

Включаем упражнения в равновесии: ходьба с мешочками на голове, по гимнастической рейке, упражнения на гимнастической стенке — на саморастягивание, самопрогибание, самовытягивание.

Стараемся, чтобы дети после дневного сна больше времени проводили в движении. Предлагали детям подвижные игры с элементами корригирующих упражнений, игры с физкультурными и не стандартными пособиями.

Сейчас пересматриваем и организации двигательной деятельности детей на прогулке. Распределяем в плане все подвижные, спортивные игры и игровые упражнения с разнообразным их использованием.

Для того, чтобы работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата была систематическая и положительно влияла на упражнение и развитие детского организма, способствовала снижению простудных заболеваний.

Мы стали проводить оздоровительно — профилактическую гимнастику, которая проходит 20 мин, где в нее входят большинство вышеуказанных специальных упражнений.

Цель, оздоровительно-профилактической гимнастики – закаливание и оздоровление организма.

Структура оздоровительной гимнастики строится с учетом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности.

Для этого используем частую смену в движении с разной двигательной нагрузкой, разным темпом под музыку разного характера с чередованием развлекающих движений с движениями требующих физического и умственного направления и т. д. Все это позволяет сохранить у детей интерес к двигательной деятельности на протяжении 20 мин .

Оздоровительно- профилактическая гимнастика состоит из нескольких частей, при этом необходимо соблюдать следующие правила:-начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением мышечного тонуса.— большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением.-учитывать возрастные и психофизические особенности каждого ребенка, а так же его состояние на данном этапе.-предусматривать активную роль взрослого для эмоционального подъема детей в процессе двигательной деятельности.

Всю оздоровительную гимнастику строим на следующих принципах:— доступность и постепенность от простого к сложному— повторяемость видов, их систематичность.— активность взрослого и детей, в двигательной деятельности.

Надеемся, что при таком проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми в комплексе, при строгом его планировании и проведению,к концу года у детей будут лучшие результаты по всем показателям физического развития по сравнению с началом года.

Название: Оздоровительно – профилактическая гимнастика в ДОУ Номинация: Детский сад, Методические разработки, Доклады, педсоветы, семинары…, Старший дошкольный возраст Автор: Шаромова Любовь Геннадьевна Должность: воспитатель 1 квалификационной категорииМесто работы: МАДОУ «ЦРР – детский сад № 210»Месторасположение: г. Пермь

konkurs-dlya-pedagogov.info

Дыхательная гимнастика для дошкольников в детском саду (ДОУ) картотека

Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное — вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.

Дыхательная гимнастика быстро и эффективно помогает дошкольникам справиться с болезнями, укрепляет иммунитет.

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания — обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Дети делают дыхательные упражнения

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

  • Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

  • При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

  • Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

  • При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

Тренируются мышцы органов речи.

Дети выполняют упражнения

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей — укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Упражнения гимнастики

Общие правила выполнения

Основная задача педагога — научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

  • Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
  • Первые занятия проводите лежа на спине.
  • Не говорите дошкольнику: «Быстрее дыши, глубже». Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
  • Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
  • В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Упражнение пчелка

Упражнения

Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.

Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий — игровая.

Комплекс для детей 2-3 лет

УпражнениеЦельИсходная позицияИнструкцияПовторы
ПузырикиУчимся правильно дышать.Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела.Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот.2-3
НасосикОбучение правильному дыханию.СтояНа вдох - приседаем, на выдохе - встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох.3-4
Рубим дроваУкрепление физиологического дыхания.Стоя, руки опущеныВдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе - наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова.3
ТрубачОбучение плавному выдоху.Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту.Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: "П-ф-ф..".5
ПаровозикРитмичное дыхание, контроль за его частотой.Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза.Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: "Чух-Чух". 30 секунд
МячОбучение длительному выдоху.Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску.Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: "У-у-ух".5-6

Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.

Комплекс для детей 4-5 лет

Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:

УпражнениеЦельИсходное положениеИнструкцияПовторы
Слушай свое дыханиеОбучение контролю над ритмом, глубиной дыхания.Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены.Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д.1-2 раза
Воздушный шарТренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом.Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе.Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот.5-10
Подыши одной ноздрейТренировка мышц дыхательного аппарата.Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены.Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем.6
ТрубочкаУкрепление мышц носоглотки, легких.Сидя, стояДелаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос.6
Мыльные пузыриУкрепление тонуса мышц легких, носоглотки.СтояПоднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом.4
ЕжикТренировка ритмичного неглубокого дыхания.Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша.При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос.6

Комплекс для детей 6-7 лет

Для этого возраста и более младшего подойдут дыхательные упражнения для детей по методу Толкачева, гимнастика по Стрельниковой. Разминку можно начинать с комплекса для детей 3-4 лет.

УпражнениеЦельИсходное положениеИнструкцияПовторы
КачалкаТренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата.Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях.Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: "Ф-р-о-о-ох".6-8
Достань полТренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата.Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам.Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: "Бак".4
ПрыжкиКонтроль за ритмом, глубиной дыхания.Стоя, руки вытянуты по швам.Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом "Ха". Стараемся дышать ровно.12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
ЗаблудилсяТренировка мышц речевого аппарата.Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор.Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: "АУ....".8-10
Задуй свечкуТренировка мышц речевого аппарата.СтояДелаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха : "Фу, Фу...".4

Логопеды, воспитатели — это грамотные специалисты по работе с детьми разного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Дети продолжают профилактику болезней в старшем возрасте самостоятельно.

orechi.ru

Утренняя гимнастика в детском саду

утренняя гимнастика в детском садуЧтобы обеспечить малышам заряд энергии на целый день, в каждом детском саду обязательно проводится утренняя гимнастика. Выполнение простейших гимнастических упражнений не только помогает деткам взбодриться, но и формирует правильную осанку, способствует значительному укреплению мышечной силы и многому другому.

Кроме того, все комплексы утренней гимнастики в детском саду построены так, что неактивные дети раскрепощаются и активизируются, а чрезмерно возбужденные – наоборот, успокаиваются и расслабляются. Наконец, ежедневная зарядка настраивает малышей на определенный режим дня.

Противопоказания для утренней гимнастики в детском дошкольном учреждении

В некоторых случаях ребенок должен быть обязательно освобожден от гимнастических упражнений, в частности, если у него наблюдается:

  • общая слабость и недомогание;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • заболевания сердца и сосудов.
Общие правила проведения утренней гимнастики

Любой комплекс упражнений для проведения утренней гимнастики в детском саду состоит из вводной, основной и заключительной частей. В течение всей зарядки необходимо поочередно и постепенно разминать различные группы мышц, соблюдая особую осторожность, чтобы никто из малышей не переусердствовал. В хорошую погоду утреннюю гимнастику в детском саду проводят на улице, в прохладные и ненастные дни – в специально оборудованном зале.

Как правило, гимнастика в ДОУ проводится по следующему плану:

  1. Начинать зарядку следует с ходьбы и бега. Малыши могут ходить и бегать в колонне в обход зала или площадки, затем парами или по одному. Закончить этот блок упражнений можно бегом врассыпную.
  2. Далее следуют махи руками вверх, вниз, в стороны и по кругу. Эти упражнения направлены на укрепление мышц плечевого пояса.
  3. Затем необходимо выполнить упражнения на укрепление мышц ног. Дети машут ногами, отставляют их поочередно в сторону, приподнимают, сгибают и выпрямляют. Также в комплекс упражнений обязательно включаются приседания.
  4. Следующий шаг – наклоны туловища и повороты. Эти упражнения направлены на укрепление мышц спины и живота.
  5. Закончить утреннюю гимнастику необходимо небыстрой ходьбой на месте, дыхательными упражнениями или пальчиковыми играми.

Особенность проведения утренней гимнастики в детском саду по группам

Утренняя зарядка в каждой подгруппе детского сада отличается не только длительностью, но и характером некоторых упражнений, а именно:

  1. Длительность утренней гимнастики в младшей группе детского сада не должна превышать 4-5 минут. Чтобы малышам было интересно, упражнения следует преподносить в шутливой игровой форме. Например, ребятам можно предложить походить, как медведь, лиса или лошадка. Для проведения упражнений можно использовать обручи, кубики и погремушки.
  2. В средней группе детского сада утренняя гимнастика также очень кратковременна – ее продолжительность составляет 5-6 минут. Сама зарядка лишь немногим сложнее предыдущей, в качестве инвентаря для упражнений можно добавить ленты и мячи.
  3. У детей в старшей группе детского сада отлично развита память, поэтому утренняя гимнастика может проводиться ими самостоятельно. утренняя гимнастика на улице в детском садуИнструктор лишь однократно показывает им, как необходимо выполнять упражнения. При этом активно используются шнуры-косички, мячи, обручи и палки. Часто к зарядке добавляются различные танцевальные и ритмические элементы. Длительность гимнастики составляет уже около 8-10 минут.
  4. Наконец, утренняя гимнастика в подготовительной группе детского сада длится порядка 10-12 минут и, по большому счету, повторяет предыдущую. В качестве инвентаря для занятий могут быть добавлены скакалки и гантели. Кроме того, в комплекс упражнений включаются некоторые спортивные элементы с использованием «шведской» стенки.

 

womanadvice.ru


Смотрите также